Сообщение по материалам статей из опыта работы педагогов музыкантов

Обновлено: 05.07.2024

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

• нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Много внимания уделяю подбору содержания певческого репертуара. Это способствует расширению жизненного и музыкального кругозора обучающихся, формированию положительного отношения к музыкальному искусству. Нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыкальные произведения, развить способность чувствовать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Я использую разнообразные виды деятельности учащихся на уроках музыки : художественное творчество, сочинение стихотворений или рассказов к тому или иному музыкальному произведению…. Провожу музыкальные спектакли, праздники. Регулярно занимаюсь с детьми музыкальной ритмикой, игрой на музыкальных инструментах, хоровым пением. Провожу музыкально-обрядовые игры. Одним из элементов урока является слушание народных песен, классических музыкальных произведений.

Современные методы духовно-нравственного развития школьников.

Работа большинства общеобразовательных школ основана на программе Д. Б. Кабалевского. Он внес величайший вклад в развитие методики музыкального воспитания школьников, создав систему и концепцию музыкального воспитания, выраженную в программе, которая была весьма актуальной и востребованной в свое время. Но не следует забывать, что многое, наработанное в советские годы, потеряло свою актуальность. Сегодня появилась необходимость переплавить некоторые методические принципы и подходы к вопросам музыкального развития школьников. Программу Д. Б. Кабалевского, с методической точки зрения, можно назвать фундаментальной, основополагающей, ведь она содержит множество положительных принципов: тематизм, последовательность, принцип взаимосвязи жизни и искусства, связь с другими предметами. И ни для кого не секрет, что принципиально нового в методике музыкального воспитания еще никто не придумал.

Таким образом, ведущими признаками, определяющими духовно-нравственное развитие личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.

Проблема преподавания музыки в школе как носителя духовно-нравственного воспитания всегда стояла остро перед педагогами. Несмотря на общие тенденции, каждый преподаватель решал ее в большинстве случаев индивидуально.

Видный деятель музыкального просвещения Н. М. Ковин считает, что для того чтобы музыкальное образование было полным и отражалось на духовно-нравственном развитии детей, необходимо: 1) развивать способность воспринимать музыку и возможно интенсивнее переживать возбуждаемые ею эмоции;

2) развивать необходимых как для этого, так и для воспроизведения в той или иной форме музыкальных произведений, способностей и умений;

3)помогать усвоению нужных для этого знаний.

Эти три стороны музыкального образования неразрывно слиты между собой. Преобладание какой-либо стороны делает само музыкальное образование неполным, односторонним. Программа Д. Кабалевского предусматривает равномерное воздействие на все три стороны в продолжение всего учебного курса школы.

Воспитание учащихся в современном обществе.

Первоочередная для меня задача, как учителя музыки – это донести до учеников нравственное восприятие, духовное созерцание произведения, его прочувствование и эмоциональная реакция на него.

Основные задачи уроков музыки как уроков искусств, уроков творчества:

1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно – нравственное воспитание посредством музыкальных произведений.

2. Активизация познавательной деятельности учащихся.

3. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.

4. Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально – теоретических знаний и навыков.

Музыка легко и естественно соприкасается почти со всеми школьными дисциплинами.

Роль классических произведений в воспитании учащихся

В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие. Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления.

Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброту, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать.

Песня открывает перед ребенком красоту мира. В начальных классах дети слушают музыку природы, которая является важнейшим источником эмоциональной окраски слова, ключом к пониманию и переживанию красоты мелодии. Слушая музыку природы, дети эмоционально готовятся к хоровому пению. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведет к желанию слушать классические музыкальные произведения, рождает творческую активность. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка мы формируем основы его духовно-нравственного сознания и музыкальной культуры в целом.

Из всего выше сказанного следует, что классическая музыка оказывает большое влияние на развитие ребенка как личности.

Поэтому необходимо давать слушать классическую музыку не только на музыкальных занятиях, но и во время других видов деятельности ребенка.

В совокупности с другими учебными дисциплинами, по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.

Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, сольфеджио, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека.

Список используемой литературы:

Л. Выготский, Собр. соч. : В 6 т. М. : Педагогика, 1982 – 1984

Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.

Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб, пос. для студ. муз. фак. педвузов. - М. : Академия, 2002.

Ветлугина Н. А. Структура музыкальности и пути её исследования // Н. А. Ветлугина.

Горюнова Л. В., Маслова Л. П. Урок музыки – урок искусства. Кн. Для учителя. –М., 1989.

Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца : Книга для учителя. –М. :1984.

Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления. - М., 1986

Каган М. С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе// Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сб. н. трудов / Отв. Ред Н. А. Яковлева. – Л., 1989.

Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-8 классы. / Под рук. Кабалевского Д. Б. – М., 2004,2006.

Музыка. 1-8 классы. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. / Под общ. Ред. Ю. Б. Алиева. - М. : Просвещение, 1993.

Музыка. Программа для ООУ. Начальные классы / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2005,2006.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Консультация для педагогов и родителей о роли классической музыки

Консультация для педагогов и родителей о роли классической музыки Что важнее – любить или понимать музыку? "Из кабинета заведующего вышла, хлопнул дверью, музыкальный руководитель (её я знала по встречам.

Необычный концерт классической музыки для дошкольников (с видеофрагментами)

Необычный концерт классической музыки для дошкольников (с видеофрагментами) Хочу рассказать вам о великолепном концерте, который вчера дал Симфонический оркестр Колледжа им. Гнесиных Г. для детей дошкольного возраста.

Воспитание у детей чувства прекрасного посредством классической музыки

Воспитание у детей чувства прекрасного посредством классической музыки Недавно мы приглашали в сад артистов Самарской консерватории. К нам приезжали три солистки. Две играли на скрипке и одна на фортепьяно.


Уроки музыки играют большую роль в формировании развитой личности. Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве, в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.

Содержимое разработки

Из опыта работы.

Музыка – могучий источник мысли

и ни с чем не сравнимое средство развития

творческих сил разума.

Учитель музыки

Первой категории

Сеченовского района

Нижегородской области

Гужанова Надежда Николаевна

Все начинается с детства: первые шаги, первые слова, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба. В воспоминаниях учеников школьные годы навсегда должны остаться светлыми, добрыми, яркими.

Уроки музыки играют большую роль в формировании развитой личности. Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве, в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.

Цель педагогической деятельности – разглядеть в каждом ученике личность, развивать то ценное, что заложено природой.

Основные виды музыкальной деятельности, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности:

1 Слушание музыки,

2 Исполнительская деятельность,

3 Игра на музыкальных инструментах,

4 Музыкальная грамота,

6 Пластическое интонирование,

7 Музыкально-ритмические движения

Помочь ребёнку раскрыться, дать толчок и развить творческие способности у детей – это и есть моя основная цель при обучении каждого ребёнка. Лучший способ для учителя развить творческие задатки у детей – это самому быть творческой личностью

Слушание музыки

Уроки музыки дают ученикам возможность развивать воображение, формируют художественную интуицию, высказывать свое собственное мнение.

Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. Так,прослушанное произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного ее восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя!

Для того, чтобы дети легче справлялись с этими задачами, на уроках использую различные методы и приёмы:

Например, при знакомстве с музыкой ставится задача: определить, сколько образов рисует данное произведение, везде ли одинаково настроение, и с помощью цвета нарисовать форму произведения.. Предлагаю им фигурки из цветного картона, и они с удовольствием строят трёхчастную форму музыки. При помощи геометрических цветных фигур выкладывают форму рондо.

"Творческая мастерская". К прослушанному произведению подбираем погодные явления, соответствующие настроению произведения. Или учащиеся разбиваются на 3 группы: художники, поэты, танцоры. Дается установка на воспроизведение художественного образа услышанного произведения согласно своему виду деятельности.

"Художники-декораторы". "Художники-костюмеры". Оформляются декорации к программе (концерту), костюмы.

Ситуация "Я - психолог". Через прослушивание произведения композитора рассказать о нем, которого никогда не видели и не знали.

2. Исполнительская деятельность.

При работе над изучением песни используются следующие приёмы:

3. Инструментальное музицирование.

Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией Известный и благодатный пример музицирования на детских инструментах р.н.п. "Светит месяц", "Озорные частушки" Р.Щедрина. Наблюдая, что инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у моих учеников, желание каждого попробовать свои силы, я часто использую эту деятельность для общего музыкального и творческого развития.

4.Нотная грамота.

Дети знакомятся с музыкальной семьёй, в которой папа – Скрипичный ключ, мама – тактовая черта, дедушка – басовый ключ, бабушка – размер 3\4, а дети – ноты разных длительностей .

Такая система позволяет быстро, легко, в игровой форме изучать нотную грамоту.

5. Пластическое интонирование.

Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас "договаривают" тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от "переизбытка" чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения. Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки .

6. Импровизация

Импровизация - это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников.

7. Музыкально-ритмические движения.

Часто на уроках музыки игровую ситуацию создаёт неожиданное начало урока. Сегодня у нас на уроке…весёлый музыкант. Послушайте, на каких инструментах может играть наш гость. Ответы детей – на скрипочке, балалайке и барабане. А дальше начинается творчество – изображаем игру на этих инструментах. Особенно нравится детям играть на балалайке (некоторые притоптывают ножкой, кто-то даже пускается вприсядку).

Кроме того, творчество всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому оно развивает прогрессивную самооценку ребёнка.

Обновление содержания музыкального образования направлено на знакомство учащихся со стилями и жанрами современной музыки.

Это связано с потребностью и интересами школьников, для которых современная популярная музыка является важным компонентом в досуговой деятельности.

Использование ИКТ.

Казалось бы, предмет музыка, насыщенный чувствами и эмоциями несовместим с точным языком операционных систем.

Однако использование мультимедиа делает урок музыки более ярким, зримым, запоминающимся. На уроках музыки применяю анимацию, видеофрагменты, слайды, электронные варианты тестов.

Итог творческих достижений– это участие в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, где представлены различные жанры народного и авторского песенного и поэтического творчества. Именно там дети могут применить всё своё умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений. Форма различная: праздники, конкурсы, музыкальные путешествия, утренники, муз. сказки. К каждому исполнению, выступлению стараемся подойти творчески: от продумывания костюмов до исполнительского мастерства. Награда за труд- аплодисменты зрителей.

На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом классе. Мудрость творчества заключается в том, что не надо "торопить" чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, ребёнок внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ обучающимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Цель рефлексии не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

В заключении хочу сказать: я стараюсь научить детей мыслить, чувствовать, сопереживать, ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщить к высшим духовным ценностям. Через общение с искусством музыки ребенку легче понять себя и найти свое место в мире, у детей развивается не только интеллект, но и формируются духовно-нравственные ценности.

Список литературы.

6. Константинова Л.В. Развитие творческих способностей младших школьников // Начальная школа, 2000. №7.

Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Мир,1979


-75%



Описание системы работы
учителя музыки

Борониной Светланы Григорьевны

Роль учителя музыки в становлении творческой личности.


Придя в школу, ребенок впервые начинает самостоятельно учиться, творчески мыслить. И даже если он ошибается и думает не как все, но это его решение, его собственный путь. Главное – поддержать это желание и интерес к самостоятельному поиску.
Существует несколько правил, которых, на мой взгляд, должен придерживаться учитель:
• Не сковывать, а освобождать;
• Не сдерживать, а поддерживать;
• Не сгибать, а распрямлять.

Процесс развития ребенка, становление его творческой личности – это таинство, в которое учитель должен вмешиваться очень осторожно.
У каждого человека процесс развития креативности очень индивидуален. Задача учителя музыки заключается в создании благоприятных условий на уроке для успешного развития творческого мышления и творческих способностей.

Развивая музыкально-творческие способности в учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности.
Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.
-2-
-3-

Формирование интереса к музыке у школьников.

Высшая ступень познавательного интереса к музыке ( к ней стараюсь стремиться) связана с развитием музыкальных чувств, потребности использования знания, умения на практике (слушание, пение), в самостоятельных занятиях музыкой (собирание фонотеки, видеотеки, чтение литературы о музыке и т. п.), то есть в музыкальном самообразовании и самовоспитании.

2.Урок – основная форма музыкального образования.
Разработка уроков музыки – это предмет размышлений, рассуждений, дискуссий.

3. Проблемное обучение как метод формирования интереса и приобщения к музыке.

-6-
Занимательные факты, примеры из жизни музыкантов, сопровождаются проблемным увлекательным заданием и вносят в содержание урока необходимый настрой, способствуют сосредоточению школьников. Они позволяют, не отвлекаясь от
основного познавательного содержания урока, практически в каждый нужный момент переключать внимание учащихся с трудных вопросов на оживляющие сознание легкие и способствуют активизации работоспособности детей.

Урок музыки – сплав поэзии и творческого анализа, непосредственных музыкальных впечатлений и размышлений о музыкальном искусстве, восхищения произведением и тщательной исполнительской работы. Поэтому проблемное обучение на уроке музыки – это неотъемлемая часть музыкальной интеллектуальной работы школьника.

4. Использование различных видов деятельности.

Акцент в системе массового музыкального воспитания и образования имеет смысл ставить не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, на формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки. Этому способствует использование различных видов деятельности. Включение их в урок – эффективное средство, помогающее школьникам лучше почувствовать и понять художественное произведение. Чередование форм, методов и видов деятельности

Использование новых информационных технологий на уроке музыки.

-13-
устройство или стиль отдыха, но и принцип самодеятельного исполнения любимых песен и отдельные компьютерные программы.
В Интернете для использования на компьютере содержатся несколько тысяч произведений всех стилей и жанров, которые можно использовать на уроке музыки.
Область караоке можно условно разделить на две группы:
1. Бытовая аппаратура для исполнения песен.
2. Караоке на базе персонального компьютера.

Первый путь доступен, прост в употреблении, но не все песни могут войти на прилагаемый диск.
На базе персонального компьютера караоке даёт исполнителю неограниченные возможности.
Существует много компьютерных программ:
- Vocal Jam
- Galakar
- Vanbasco,s karaoke player
- Karaoke Universe

- обогащает процесс исполнения:
1. оценка интонирования в баллах
2. запись вокала
3. улучшенный звук
4. быстрый поиск песен
5. курс сольфеджио на русском языке
6. обучение чтению нот
7. возможность бесплатной загрузки из Интернета песен и вокальных композиций

Самостоятельная запись песни (но необходимы навыки работы с компьютерным звуком).

Безусловным плюсом компьютерного караоке являются:

• возможность добавить звуку объём, пространство ("концертный зал”, "стадион”, "аудитория”).
• Добавление эффектов ("хор”, "эхо” и многие другие).
• Лёгкость транспонирования высоты звучания.
• Лёгкое изменение темпа всей фонограммы.
• Запись своего исполнения.
• Прослушивание своего исполнения и оценка со стороны.
• Запись результата на компьютерный диск.
На уроке музыки учитель постоянно испытывает дефицит времени. Караоке же позволяет за небольшой отрезок времени добиться качественного результата, предлагает огромный выбор певческого репертуара.
Сложностью использования данных средств на уроке музыки является отсутствие каких - либо методик работы с караоке на уроке музыки в общеобразовательной школе.
С одной стороны многие учителя используют пение под фонограмму – минус. С другой стороны – редкий случай, если используется видеоряд со словами песни (а это и есть отличительный признак караоке). Применение видеоряда на уроке музыки

исключает запись слов в тетради, заучивание их наизусть, а это позволяет экономить время для собственно работы (над звуком, над образом, над ансамблем).
Компьютерное караоке позволяет легко изменить темп, громкость, а самое главное – тональность исполняемой песни, причём делается это доступно, легко и быстро.

Аранжировка песен (большое количество муз. инструментов), различные эффекты, которыми очень легко управляет учитель музыки стимулируют интерес ребят к пению, делают этот процесс увлекательным и эффективным.
Готовое сопровождение для большого числа песен безусловно приведёт к резкому расширению репертуара классных хоров.
В результате на уроке появятся лучшие образцы киномузыки, современной эстрады. Более интенсивно будет формироваться музыкальный вкус детей и их исполнительских способностей.
Караоке способно заменить стандартное музыкальное сопровождение песни на аккомпанемент эстрадного ансамбля, симфонического или духового оркестра.
Особая роль принадлежит использованию микрофона. Детям нравится чувствовать себя настоящим артистом. Это может стать дополнительным стимулом, если проводить подобную работу в системе (запевают, берут микрофон всегда лучшие).
Ещё один методический приём использования караоке – конкурсное исполнение – "кто лучше споёт”.Оценка исполнения должна учитывать и реакцию класса, и оценку самой системы.


-16-
Кроме того, с помощью караоке можно провести целый ряд музыкально- педагогических игр:
"Угадай мелодию”
Команда , угадавшая по нескольким звукам и правильно назвавшая песню, получает право её исполнения.
"Два рояля”
Ведущий предлагает слова из песни, поочерёдно предоставляя слово каждой команде и постепенно добавляя новые слова. Команда первой угадавшая песню поёт её под фонограмму.

"Музыкальный футбол”
Одна команда задаёт вопрос песней, выбранной из перечня караоке(например – "С чего начинается Родина?”).Другая отвечает ей тоже песней, выбранной из перечня караоке(например – "Уголок России – отчий дом”).

Караоке предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества учителя и учеников, что, безусловно, лишь положительно влияет на эмоциональную атмосферу в классе, сделает творческий процесс увлекательным, эффективным, обеспечит оптимальное музыкальное развитие детей.

Послушай: музыка вокруг
Она во всем – в самой природе
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.

Ей служит ветер, плеск воды
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
И сказки тоже рядом с ней…
Спасибо, музыка, за то,
Что ты, единственное чудо,
Что ты душа, а не причуда,
Что для кого-то ты ничто.



Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в начальной и основной школе является включение учащихся в коллективно-групповую работу.
Цели и задачи данного вида деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции учащихся в предметной области определённых учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Коллективно-групповая деятельность должна быть организована так образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
Организация коллективных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Очевидно, что значимыми и интересными для учеников представляются новые виды деятельности, которые им ещё незнакомы, именно их интересно освоить, которые возможно впоследствии войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.
Коллективно-групповая деятельность открывает новые возможности для создания интереса учащихся, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации КТД является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения — непременной основы творчества.






Читайте также: