Сообщение по картине девочка с персиками

Обновлено: 19.05.2024

Многие картины Валентина Александровича Серова, написанные в 1880-е годы, проникнуты мажорным чувством. В это время художник часто путешествует, наслаждается красотой разных уголков природы, восхищается архитектурой, наполняется чувством прекрасного и естественного. Поездки по Украине, в Германию, Голландию вдохновляют Серова на написание многочисленных этюдов — его работы пронизаны светом и радостью. Долго работает художник в Абрамцеве и Домотканове, активно пишет портреты (члены семейства тётки, Аделаиды Семёновны Симонович-Бергман; портрет своего учителя П.П. Чистякова).

Однако, несмотря на обилие позитивных эмоций и ярких впечатлений, уже в эти года начинает формироваться центральная доминанта творчества художника — поиск целостности, желание прийти к обобщению. В это же время Серова начинает привлекать импрессионизм.

Верочка с персиками

Двенадцатилетняя Вера Мамонтова изображена во всей своей прелести и очаровании юного существа — природная изящность, естественность и жизнерадостность. Девочка, обстановка комнаты — всё наполнено светом и счастьем.

Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь

Задания, предлагаемые в тетради, позволяют развить у ребенка чувство цвета и формы, умение видеть и замечать их разнообразие в окружающем мире; помогут ребенку преодолеть боязнь чистого листа, правильно освоить поверхность бумаги (избежать стремления размещать изображение на одной прямой линии), научат работать с листом бумаги разного размера. Задания способствуют также развитию у ребенка фантазии и воображения, способности творить, нестандартно решать творческие задачи, активизировать ассоциативное мышление и память. В конце рабочей тетради приводятся методические пояснения для учителя.

Являясь настоящим мастером приёма светописи, художник создаёт некую вуаль таинственности на чистом и женственном лице девочки. Окно гостиной подобно зеркалу отражает всю детскую радость и живость ребёнка. Но и выражение самого девичьего лица, чистого и слегка загадочного, живого, но чуть серьёзного, подсказывает, что перед нами уже не маленький несмышлёный ребёнок, но взрослеющая и уже слегка подражающая взрослым девочка.

Композиционно картина выверена до мельчайших деталей, но сделано это так мастерски, что зритель не замечает этого. Лицо Веры расположено на высоте три четверти по средней вертикальной оси и в центре холста по горизонтали, что является непременной чертой традиционной классической живописи. Однако обстановка, предметы на картине должны были отображать живость девочки, внутреннюю неподвижность. Диагональное расположение стола, летящие крупные мазки, блики света и яркие пятна — всё это позволяет вдохнуть жизнь в статичный по своей сути портрет. В итоге зрителю кажется, что картина не постановочна, ребёнок не позировал, нет — это лишь момент, вырванный из динамичной детской жизни, тот яркий миг, когда художнику удалось поймать минуту спокойного созерцания.

Цвета портрета подобраны чудесные. Яркая и нежно-розовая, переливающаяся на солнце кофточка Веры — не выдумка художника, а настоящая её одежда. Серов так и увидел девочку в своей нарядной блузе и попросил ничего для портрета не изменять. Особая чистота и свет передаются этим милым и нежным нарядом.

На девочке розовая кофточка и большой, красивый, темный в горох бант на шее под воротничком. Слегка взъерошенные, стриженые волосы, похоже, что Вера только что играла на улице. На щечках еще остался румянец от подвижной игры, но лицо ее серьезно.

На столе светлая скатерть, несколько рядом несколько стульев, на стене висит керамическая декоративная тарелка с орнаментом. Массивное двойное окно на улицу, совсем близко к которому, практически прикасается листвой дерево.

Лицо Веры открыто и спокойно, она позирует непринужденно, и занятие это для не не сложное. Верочка смугленькая, лето в самом разгаре, созрели ароматные персики.

Что же еще интересного на картине? Скатерть. Светлая скатерть аккуратно завернута наверх, так чтобы ее края не висели. Обычно так поступали в домах, где есть маленькие дети, для того чтобы уцепившись за край они ничего не свалили со стола.

Похоже, что персики в столовую принесла сама Вера, при этом притащив с собой несколько листочков. Быть может она хотела угостить домочадцев, а может быть того маленького, от чьих цепких ручек и подвернули скатерть на столе.

Картина несомненно светлая и вдохновляющая, воздушная и дарящая легкое смешливое настроение, глядя на нее хочется жить, улыбаться и… персик.

Краткий сюжет (что изображено)

На картине изображена девочка-подросток в розовой кофточке. Она сидит на стуле за обеденным столом, на котором лежат три персика, два кленовых листика и нож. В руках героиня держит еще один персик. Комната, где находится девочка, очень светлая. Через неприкрытое окно вливается свет. Со двора видны желтые и зеленые листья деревьев. Это доказывает, что художник действительно писал картину 2 месяца, в конце лета и начале осени.

Передний план

На переднем плане данной картины мы видим часть светлого обеденного стола. Можно предположить, что он достаточно большой. На нем кто-то красиво разложил персики, кленовые листья и столовый нож. Один персик помещен в кленовый листик, который слегка приподнят и напоминает кораблик. За столом на добротном стуле сидит очаровательная девочка-подросток. Она одета в розовую кофточку с красно-черным бантом. Рукава кофты не прикрывают полностью руки – и мы видим утонченные кисти и пальцы героини. Смуглое лицо девочки обрамляют короткие темные волосы. Они слегка растрепаны, но это только придает ее красивому лицу очарования. Привлекают внимание темные глаза героини, которые, кажется, сосредоточено смотрят на нас. Художник мастерски прорисовал каждую черточку ее лица: изящные глаза, красиво изогнутые брови, слегка стиснутый рот, румянец на щеках. Юный возраст еще не дает возможности назвать ее красавицей, но ясно, что скоро она будет разбивать мужские сердца.

Задний план

На заднем плане полотна мы видим интерьер комнаты. Здесь нет излишеств, но чувствуется, что это дом богатых людей. Стулья, изготовленные из хорошего дерева, имеют добротный вид . Они темно-коричневого цвета, их спинки слегка изогнуты. На светлой стене висит изящная тарелка. Широкое окно ничем не прикрыто, что дает возможность свету легко проникать в комнату. Благодаря этому и так светлое помещение становится еще более приятным. В окно заглядывают ветки деревьев с желтыми и зелеными листиками. Это значит, что уже начало осени.

Цветовая гамма и ее роль

Картина в основном выполнена в светлых тонах. Стол и стены белые с голубым оттенком. Комната благодаря этому кажется чистой и большой. Желтые персики и листья создают теплую уютную атмосферу. А темно-коричневая мебель делает картину более четкой. Смуглая кожа и темные волосы девочки хорошо контрастируют со светлым фоном.

Настроение картины. Личное мнение.

Настроение картины – радость и легкость. Героиня кажется беззаботной, ведь она переживает лучший период в жизни – детство. Персики на картине – символ достатка. Все лучшее должно доставаться детям. Мне нравится эта картина, она создает хорошее настроение.

В центре картины изображена красивая девочка-подросток. Она сидит за большим светлым столом. На столе лежат три золотистых персика, два кленовых листика и серебряный нож.

На девочке надета розовая кофточка с красно-черным бантиком. Внешность героини хорошо прорисована: смуглая кожа, тонкие аристократические пальцы, которыми она касается персика, слегка растрепанные темные волосы, внимательные глаза, красиво изогнутые брови, стиснутый в нетерпении рот. Видно, что ей не терпится заговорить или убежать на улицу играть.

На заднем плане картины изображена часть просторной светлой комнаты. Возле стола стоят коричневые добротные стулья. На белой стене с голубыми тенями висит изящная тарелка. В обстановке нет излишеств, но мебель говорит о зажиточности хозяев. К тому же, персики в то время не все могли себе позволить. Широкое окно ничем не прикрыто, благодаря чему свет озаряет помещение. В окно заглядывают ветки деревьев с желтыми и зелеными листиками. Это значит, что уже наступила ранняя осень.

Девочка с персиками 1887 г.

Абрамцево – место создания полотна

В 1870 году, встав во главе семейного бизнеса, крепкий предприниматель, купец Савва Иванович Мамонтов приобрёл подмосковное имение Абрамцево. Прежней владелицей была дочь Аксакова (1791-1859), унаследовавшая Абрамцево от отца, знаменитого писателя. Именно он с самого начала своего владения усадьбой, с 1843 года, завёл обычай собирать здесь цвет русской литературы. Гоголь, Тургенев, Щепкин и другие подолгу жили у Аксакова, работали, писали и обсуждали свои творения.

Дух творчества со сменой хозяина только преумножился – Мамонтов любил искусство и охотно поддерживал талантливых художников, музыкантов, артистов. В 1878 году в поместье организовали Абрамцевский художественный кружок, активисты которого определили цель – патриотизм и развитие всего национального, исконно русского в искусстве.

Участником кружка был и молодой художник Валентин Серов. В этот гостеприимный дом он впервые попал ещё подростком, с матерью, которая серьёзно занималась музыкой (впоследствии стала первой в истории России женщиной-композитором). С тех пор Серов время от времени живёт у Мамонтовых, активно участвует в постановках и прочих творческих задумках кружка (они то строят, то лепят, то шьют, то рисуют).

Хозяин Абрамцева

Мамонтов был неординарным меценатом, фонтанирующим идеями, с прозвищем под стать – Савва Великолепный. Искусство во всех его проявлениях живо интересовало богатого предпринимателя. Небольшая часть его увлечений и заслуг:

Казалось, этому человеку-мотору всё по плечу.

Серов и чувство долга

Сюжет картины становится несколько меланхоличным от лежащих на столе жёлтых кленовых листьев. Они напоминают, что время бежит, и летнее тепло, как и беспечное детство, увы, пройдут.

Девочка сидит в непринуждённой позе, положив руки на стол и поглаживает пальцами приятный на ощупь персик. На ней розовая блуза с черным в горох бантом-жабо, к которому приколот красный цветок. Тёмные густые волосы немного растрёпаны, на щеках румянец – всё говорит о том, что она только что присела, вынужденно прервав бойкую игру. Энергия молодости, свежесть, задор, лёгкость на подъём – всё в образе симпатичной девочки динамично, несмотря на спокойную позу. Ясный и немножко лукавый взгляд карих глаз также выдаёт её стремительную натуру, добрый нрав и весёлый характер.

Обстановка в комнате говорит о том, что это, скорее всего, столовая – большой стол и обилие стульев. Мебель деревянная, добротная. На светлой стене в углу висит декоративная тарелка (в усадьбе занимались майоликой). Под ней виднеется расписной игрушечный солдат. Его, просто вырезанного из дерева, купил отец Веры, а сделал гренадёра ярким и красочным Валентин Серов самолично.

Открытая дверь в соседнюю, тоже светлую, комнату, вид за окном создают ощущение просторного дома в окружении сада, где царят доброжелательность и любовь.

Впечатление

Слышал ли что-нибудь об импрессионистах Серов в 1887 году, неизвестно. Но он интуитивно нащупал особенности их живописи, причём нетипичные для русского художественного искусства.

Судьба героини картины

В начале 1903 года Вера вышла замуж за министра по делам церкви и предводителя дворянства Александра Самарина, который был старше неё на семь лет. Родила троих детей (Юра, Лиза и Серёжа). В 1907 году сильно заболела, простуда перешла в пневмонию, и в конце декабря Вера умерла. Заботу о детях взяла на себя Александра, младшая сестра Веры. Серёжа умер в 1913-м.

Судьба супруга также печальна. После Революции был сослан в Якутию, где погиб в 1932 году. Юрий и Елизавета дожили до зрелых лет.

Подаренная хозяйке Абрамцева картина не имела право быть запертой в стенах дома. Она отправилась на выставки, и в следующем, 1888 году, принесла автору премию от МОЛХ и славу. Владелица, Елизавета Григорьевна, была в восторге от полотна и желала видеть его в своей усадьбе, куда оно и переехало на долгие годы.

В 1929 году для Абрамцево нарисовали копию (Серова уже не было), а оригинал был приобретён у Александры Мамонтовой Третьяковской галереей.

Читайте также: