Сообщение по истории россии художественная культура

Обновлено: 02.07.2024

Характерной чертой современного этапа развития художественной жизни России является культурный плюрализм, сочетание классической культуры в духе реализма с элементами массовой (по преимуществу западной) культуры, постмодернизма, андеграунда.

5.1. Благодаря информационным технологиям (телевидение, видео, Интернет) расширились возможности массового знакомства с достижениями высокой классической культуры, в том числе мировой. В современной отечественной культуре содержатся лучшие образцы поэзии и прозы, живописи и архитектуры, ценность которых сохраняется в любой исторической эпохе.

5.2. Вместе с тем для современного этапа развития культуры характерен поиск новых форм отображения действительности в театре, кинематографе, живописи, архитектуре. Одну из новых тенденций в театральном искусстве развивает наследие известного драматурга А. В. Эфроса в постановках таких мастеров, как П. Фоменко, A. Васильев, Л. Додин. Другая тенденция проявляется и связана с поиском жанровой природы произведения. Ее авторы (Ю. Любимов, Р. Виктюк, а также крупнейшие режиссеры мирового театры, работавшие на российской сцене – Э. Некрошюс, Р. Стуруа, П. Штейн), высказывают собственное отношение к классике и традиции.

5.4. Наиболее распространенной формой стала массовая культура, общедоступная, предназначенная для широких масс и учитывающая упрощенные вкусы и запросы. Усвоение массовой культуры происходит в форме различного рода развлекательных мероприятий (кино, телевидение, спортивные зрелища и т. д.), имеющих высокий уровень зрелищности.

• В рамках массовой культуры развивается молодежная субкультура. В ней сочетаются принципы гуманизма, любви к природе, романтизм с проповедями упадка, а порой культом жестокости и насилия. Среди основных молодежных направлений современной музыкальной культуры – техно, транс, рэп. К современным направлениям молодежной субкультуры относятся также толкиенисты, роллеры, байкеры, хакеры и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 14. Художественная культура

§ 14. Художественная культура Реалистическое направление в литературе и искусстве. Художественная культура России в начале XX в. отличалась исключительным многообразием направлений, течений, стилей, а также творческих объединений. И все же в авторском многоголосии

§ 32. Образование, наука, художественная культура и быт

§ 32. Образование, наука, художественная культура и быт Создание единой общеобразовательной системы. Успехи в ликвидации массовой неграмотности коренным образом изменили представления людей о том, какую роль играет в их жизни образование, а значит, и система учебных

§ 10. НАУКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

§ 10. НАУКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ МЫСЛИ. Новые открытия и достижения науки на рубеже XIX – XX вв. оказывали все большее влияние на развитие общества, меняли научную картину мира.Ученый-энциклопедист, блестящий естествоиспытатель В. И. Вернадский стал

§ 36. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в

§ 36. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в РОЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. О художественной культуре России второй половины XIX в. говорят, что она литературоцентрична. Это значит, что именно литература оказалась во главе всех идейных,

4.4. Художественная культура

5.5. Художественная культура и искусство средних веков

5.5. Художественная культура и искусство средних веков Развитие художественной культуры средних веков связано с историей всего средневековья. На раннем этапе наибольшее значение имело сохранение античного наследия, особенно латинского языка. Важнейшую роль здесь

6.5. Художественная культура

6.5. Художественная культура Ислам как мировая религия в целях укрепления своего влияния использует ценности художественной культуры, т. е. средства эстетического воздействия на верующих. При этом деятели искусства ставятся в достаточно жесткие рамки. С одной стороны,

7.4. Художественная культура и искусство Византии

7.4. Художественная культура и искусство Византии В истории мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое и выдающееся место. В течение всего своего тысячелетнего существования Византийская империя — прямая наследница греко-римского мира и

8.5. Художественная культура и искусство

8.5. Художественная культура и искусство Русская культура — это, по выражению Д. С. Лихачева, громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоков — учителей. До принятия христианства в Х в. культура Руси имела многовековую историю. Уникальный памятник —

11.6. Художественная культура Нового времени

11.6. Художественная культура Нового времени Напряженности и динамизму развития общественной мысли соответствовал прогресс в области художественного творчества. В эстетической мысли утверждался принцип общественного назначения искусства, осознаваемого как важная и

4. Художественная культура

4. Художественная культура 4.1. Литература. Стилевые направления.• Реализм. В конце XIX – начале XX в. в российской прозе продолжался расцвет основного литературного направления второй половины XIX в. – реализма. Новые произведения создал Л. Н. Толстой. Социальные и

4. Художественная культура

4. Художественная культура 4.1. Централизация и бюрократизация партийно-государственного управления художественной культурой. Советские литература и искусство были подчинены задачам социалистического строительства в СССР. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23

5. Художественная культура

5. Художественная культура Характерной чертой современного этапа развития художественной жизни России является культурный плюрализм, сочетание классической культуры в духе реализма с элементами массовой (по преимуществу западной) культуры, постмодернизма,

4. Школы, образование и художественная культура

4. Школы, образование и художественная культура В средневековой Венгрии школы и образование находились на низком уровне. Неграмотность была распространенным явлением среди дворянства, и в конце XV в. все еще значительное число низшего духовенства и комитатских служащих

4.5. Художественная культура и наука

4.5. Художественная культура и наука Состояние художественной культуры и науки в Верхней Венгрии во второй половине XIX в. обусловлено отсутствием больших городов, значительных культурных центров и высших учебных заведений, периферийностью, недостатком богатых меценатов

§ 28. Художественная культура конца XVIII – начала XX века

§ 28. Художественная культура конца XVIII – начала XX века Литература на рубеже XVIII–XIX вв.Литературное творчество всегда теснейшим образом связано с жизнью. Литература помогала и помогает людям лучше понимать суть событий, в гуще которых они находятся, даже если в

Культура России составляет большую часть русского нематериального наследия. Она объединяет традиции многочисленных народов Руси, отражает исторические события, географические особенности, влияние других культур и мировоззрений.

Русская живопись

Русская живопись, Русская культура

Русская литература

Русская литература, Русская культура

Важная часть русской культуры — русская литература. Произведения Достоевского, Толстого, Грибоедова, Лермонтова, Пушкина переведены на разные языки мира. Серебряный век русской поэзии подарил человечеству прекрасных поэтов: Анна Ахматова, Сергей Есенин, Марина Цветаева, Александр Блок, Валерий Брюсов и другие. Советская эпоха также внесла свой вклад: имена Аркадия и Бориса Стругацких, Владимира Высоцкого, Евгения Евтушенко знают в разных уголках планеты. Характерные черты литературы России: глубокая проработка душевных переживаний героев, живописное описание природных пейзажей, исследование внутреннего мира человека.

Русский театр

Русский театр, Русская культура

Русский театр во всём мире известен прежде всего благодаря русскому балету — уникальной школе танцевального искусства, которая стала визитной карточкой страны. Не зря некоторые путешественники просят включить посещение балета в программу туров по России. Но мало кто знает, что история русского театра берет начало в народных гуляниях и представлениях на площадях. Скоморохи — вот родоначальники театральной культуры России.

Русская скульптура

Русская скульптура, Русская культура

В России жанр скульптуры развивался неравномерно. Славяне вырезали деревянных и каменных идолов, символизирующих ту или иную стихию, духов. После прихода христианства люди практически перестали создавать скульптуры, но жанр развивался в барельефах, оформлении фасадов зданий. Это было связано с запретом на идолопоклонство в православной русской культуре. Возрождение этого вида искусства началось во время реформ Петра I, когда многое перенималось из западноевропейского стиля. Огромное внимание скульптуре уделяли в Советском Союзе, увековечивая вождей и общественных деятелей в мраморе, камне, бронзе, гипсе.

Русская музыка

Русская музыка, Русская культура

Русское кино

Русское кино, Русская культура

Современное русское кино часто ориентируется на западные кинокартины. В то же время культовые российские фильмы отличаются особой подачей, сюжетной линией и актёрской игрой. Отдельного внимания заслуживает советская школа кинематографии: несмотря на натянутые отношения между СССР и Западом некоторые фильмы завоевывали престижные награды международных конкурсов.

Традиционная русская мужская одежда

Традиционная русская мужская одежда, Русская культура

Традиционная русская женская одежда

Традиционная русская одежда женщин

Глядя на традиционную русскую женскую одежду, можно было определить её происхождение, семейный статус, возраст. Каждый элемент нёс скрытый смысл. Например, девица на выданье заплетала себе две косы, замужняя женщина одну косу, вдова могла ходить с распущенными волосами и непокрытой головой. Для женских нарядов в культуре России была характерна многослойность. Особую роль играл сарафан, крой которого менялся в зависимости от региона.

История русской культуры

История русской культуры

Культура России объединяет в себе традиции многочисленных народов Руси, в ней отразились исторические события, географические особенности, влияние других культур и мировоззрений. История русской культуры делится на пять этапов: культура Древней Руси, культура XIII-XVII веков, культура Российской Империи, советская культура и, собственно, современная культура.

Большое влияние на развитие русской культуры оказал приход христианства на Киевскую Русь: изменились архитектура, традиции и письменность. Нашествие хана Батыя отдовинуло влияние византийской культуры. Этап Московской Руси объединил бескрайние земли вокруг столицы, был построен белокаменный Московский кремль, возрождена роспись храмов фресками, а живописцы снова стали ориентироваться на византийские каноны. Кстати, именно в то время творил знаменитый иконописец Андрей Рублев.

Реформами Петра I русская культура была переориентирована на западноевропейские ценности. В этот период сформировались основы русского литературного языка и были написаны знаменитые на весь мир произведения русских классиков. Советский период сильно повлиял на культуру, приход большевиков к власти вынудил творческих и научных деятелей царской России эмигрировать в Европу. Однако в это время выросло новое поколение советской элиты, развивались театр и кинематограф.

Культура России 18 века имела ключевое значение в развитии государства. Это столетие просвещения и разума. Так отзывались о нем великие мыслители того времени. Культура России 17-18 века считается расцветом эпохи больших общественно-исторических и идейных сдвигов. Последний также ознаменовался борьбой с религиозными догматами и феодально-монархическими устоями.
Культура России 17-18 века – это знаменательный перелом, с которого начался новый период для государства. Нельзя не принять во внимание трехвековое монгольское завоевание. Из-за него культура России 16-18 века как бы находилась в изоляции. Кроме того, следует отметить влияние православной церкви, которая всеми силами старалась отгородить Русь от "западного" и "еретического". Это также относится и к формам культурного быта, нравам и образованности. Тем не менее, культура России в 18 веке встала на путь общеевропейского развития. Она начала постепенно освобождаться от средневековых оков.
Чем примечательна культура России 18 века? Это период развития, прежде всего, светского искусства, а также решительной победы рационалистического мировоззрения над аскетическими и бескомпромиссными догмами религиозной морали. Культура России в 18 веке дала "мирскому" искусству право на общественное признание. Оно начинает приобретать более важную роль. Речь идет о формировании новых устоев жизни общества, а также системы гражданского образования. Однако культура России в 18 веке не смогла опровергнуть своего прошлого. Да, русские деятели приобщались к богатому духовному наследию Европы. В то же время они не забывали о коренных отечественных традициях, которые накопились за период длительного художественно-исторического развития. То же самое относится и к опыту древнерусского искусства. Чем так интересна культура России 18 века? Кратко рассматривая ее развитие, можно понять, что ее характеризует глубокая преемственность поколений. Благодаря этому она прочно утвердилась в музыке, театре, живописи, зодчестве, поэзии и литературе. В конце столетия русское искусство достигло небывалых высот.
Культура России в 18 веке переживала значимые сдвиги. Об этом ярко свидетельствует то, что впервые в стране не церковная (светская) музыка вышла из областей устных традиций. Она стала высокопрофессиональным искусством. Культура России в 18 веке (таблица, представленная в статье, содержит информацию о некоторых, наиболее ярких событиях того времени) достигла своего пика благодаря крупным преобразованиям всех сфер жизни общества. Речь идет о реформах, которые были проведены в эпоху Петра I. Данные преобразования коренным образом изменили весь общественный и культурный строй страны. "Домостроевские" обычаи церковно-схоластического мировоззрения времен Средневековья начали рушиться. Многих сфер коснулась развивающаяся культура 18 века России. Быт народа, традиции, устои – все и вся претерпевало изменения. Благодаря политическим достижениям в людях укреплялось чувство национальной гордости, а также сознание мощи и величия государства. Чем ознаменовались 19, 18 века? Культура России получила неоценимый вклад, внесенный русскими музыкантами. Речь идет об оперных артистах, исполнителях и композиторах, которые в большинстве своем вышли из народа. Им нужно было решить крайне трудную задачу. Они вынуждены были быстро осваивать то, что западноевропейские исполнители накапливали веками.
Культура России в 18 веке кратко делится на три главных этапа: Первая четверть столетия (реформы Петра). 30-60-е гг. Они ознаменовались ростом национальной культуры, а также большими прорывами в области искусства, литературы, науки. Вместе с тем существенно усилился сословный гнет. Последняя треть века. Она характеризуется ростом правительства, существенной демократизацией русской культуры, обострением социальных противоречий

Усложнение городской жизни предъвляло новые требования к науке и образованию.
Были открыты артиллерийская, навигацкая, инженерная, медицинская, математическая школы. Появились первые учебники. Основаны РАН (1725), Сухопутный шляхетский корпус (1732), Институт благородных девиц ( 1764) и др.
Ученые этого времени: Ломоносов, Татищев, Карамзин, Лобачевский, Петров, Зинин
Издаются журналы Новикова "Трутень", "Живописец" и др.
Появляются культурные направления в литературе: Барокко ( конец 17-середина 18) - Симеон Полоцкий; Начало Классицизма, сентиментализма, реализма.
Формируется национальная композиторкая школа: Бортняковский, Березовский, Глинка, Алябьев
Художники: Аргунов, Рокотов, Левицкий, Брюллов, Венецианов и др
Писатели: Радищев, Карамзин, Жуковский, Сумароков и др.
Открыт первый профессиональный театр в России в 1750 году

Историю культуры России в кратком обзоре мы предлагаем отследить по структурной типологии Н.А.Бердяева, разработанной им в цикле трудов об ее особенностях, пути, судьбе и месте в мировой культуре. В этих работах ученый обозначил прерывистость русского культурного пути и определил его несколько основных этапов. Данную историческую типологию Бердяева можно рассматривать как основу, но с дополнениями, связанными с событиями последнего столетия.

Этап славяно-европейской цивилизации (X – начало XIII в.)

Как показывает история, культура древней России той эпохи была аналогична европейской, именно поэтому многие исследователи называют этот этап, как славяно-европейская цивилизация. Среди основных ее черт можно выделить:

  • военно-демократические особенности зарождения государственной власти,
  • городская природа культуры, .

Даже в то время земли Древней Руси простирались на большие территории. Археологические изыскания дают ценный материал, позволяющий лучше узнать культуру крупных городов Древней Руси Киева и Новгорода и выявить существенные различия между ними. Своеобразие настолько очевидно, что здесь можно обособить даже две субкультуры — южную и северную:

  • Южная (ее центр Киев) была нацелена на союз с Константинополем, но зависела от взаимосвязей со степными племенами.
  • Северная (центр в Новгороде) тянулась к Северной Европе и имела сношения со скандинавскими странами и Ганзой.

С XII до XIV века проводилось наступательное освоение земель центральной и северо-восточных районов Русской равнины с экстенсивным земледелием. Такой характер развития был присущ экономике и развитию страны. Это стало самобытной чертой России и основой для специфичных составляющих русской ментальности:

  • не решение проблем, а уход от них в новые края,
  • земля ничья, божья,
  • чувство временности,
  • отсутствие необходимости глубокого укоренения на одном месте.

Такой способ ведения крестьянского хозяйства по территории и по количеству участников составлял большую часть древнерусской культуры, которая с трудом поддается исследованию, так как она не имеет письменных источников.

Художественная культура и история на базе письменных источников

История России того времени изучается по основным артефактам, относящимся к городской культуре: летописям, письменам, архитектурным памятникам, декоративно-прикладным поделкам, живописи из кладов и погребений. Основываясь на анализе художественных письменных источников, выделяют два стилистических направления:

  • монументальный историзм
  • эпический лиризм.

Такой стиль получил распространение в конце X в. и господствовал до начала XII в. Это был период приобщения и равноценного вхождения Руси в христианство, осмысления своей роли в новой культуре. Подтверждение тому — сохранившиеся архитектурные, живописные и литературные свидетельства этого периода. Им характерны возвышенно-величавым настрой, они преисполнены важностью. Стиль монументального историзма точно отражал дух времени княжения династии Рюриковичей. Для героической эпохи страны это был первичный стиль, тождественный романскому стилю для Запада. Он был равноценен государственному и соответствовал запросам княжеского окружения, желанию молодой страны создать собственный имидж, свои принципы, сопоставить себя с культурой и историей мира.

Этот стиль носит еще название вторичного, он сформировался к середине XII века. Этому времени характерно усиление феодальной раздробленности. Искусство становилось более приближенным к человеку, в нем стали выделяться черты отдельных людей, а не только широта государства, как это было в предыдущий период.

О многогранности развития художественной культуры того времени можно судить по тому, как выкристаллизовывается особая манера письма в иконографии, развивается художественное обучение.

  • Новгород становится центром почитания Софии,
  • Владимир — Богоматери,
  • в Чернигове и Рязани — княжеских образов Бориса, Глеба.

Удельная Русь — культура XIII – XIV вв

Глубокие изменения, произошедшие к середине XIII века, дают основания для обособления этого периода, поскольку они также имели большое влияние на тип русской культуры. По той эпохе проведено много исследований, и есть разные мнения в оценке последствий нашествия степняков. Гумилев считал, что оно спасло страну от подчинения Европой, что, по его мнению, принесло бы гораздо больше вреда для России.

Эти события оставили весомый след, но монголо-татарское иго не могло радикально поменять русскую земледельческую культуру на кочевую. Но нашествие Орды приостановило развитие и нанесло невосполнимый ущерб. Были разрушены храмы, сожжены библиотеки и города, в угнетенном состоянии находились ремесла. Вторжение племен кочевников было воспринято как наказанье божье, вселенское бедствие, которому немыслимо было и противиться.

Московская Русь — этап XIV – XVII вв

Отрезок с конца XIV — по XVII в. вошел в историю как время образования евразийской цивилизации. Становление централизованного независимого государства с властью в Москве сформировало иную картину в разных сферах жизни. Это благоприятствовало порождению обновленной концепции ценностей и мироздания.

Русские княжества, освобождаясь от оков ига, сплачивались вокруг Москвы, создавая государство нового типа. Оно явилось средством в отстаивании суверенности. По сей день государство имеет чрезвычайную значимость в сознании людей, которая была приобретена еще в те времена.

Поэтапная история культуры великой России московского периода

Эволюцию русской культуры Московского периода можно разбить на три этапа:

  1. Русское Предвозрождение (конец XIV в. — середина XV в.)

Это время ознаменовала победа в Куликовской битве, вместе с ней произошел эмоциональный скачок национального самосознания. В этот период начался расцвет литературы, искусства, повышение индивидуального начала. Яркими примерами могут быть имена Андрея Рублева, Даниила Черного. Феофана Грека. По этим величинам развитие России можно сравнивать с Проторенессансом и итальянским ранним Ренессансом. Ренессанс обошел историю России стороной. Все ресурсы были пущены на создание и обустройство страны с центром в Москве. Там возводятся самые величественные храмы, создаются иконы, фрески, пишутся книги.

Он характерен окончательным становлением Московского царства. Страна стала расширяться в сторону восточных приделов, была взята Казань. Постепенно государство превращалось в обширную евразийскую империю.

Во всех сферах жизни страны идет урегулирование и упорядочение, например,

Появляется новый архитектурный стиль – московский. Отстраиваются Кремль, Успенский собор, они являются символом России и по сей день.

В искусстве, литературе передается индивидуальное начало и авторская точка зрения.

История культуры и искусства России (XVIII в. — начало XX в.)

Период Императорской России — время представления ее нового обличья. С эпохи петровских преобразований Русская культура тяготеет к европейской, находится под ее влиянием, но остается самобытной. Исполинская евразийская цивилизация публична для Запада и Востока, но сохраняет независимость. Эту эпоху можно разделить на три временных отрезка.

Это время радикальных реформ. Со времен принятия христианства Россия поворачивается к Западу по воле правителя второй раз. Культурные метаморфозы при правлении Петра I так же противоречивы и сложны, как и нововведения князя Владимира.

Петровское перемещение к Европе продолжили его наследники. Все это столетие стало периодом глубоких преобразований, коснувшихся разных сторон. Главной особенностью было овладение результатами и завоеваниями европейской культуры, большей частью посредством образования. Перемены происходили под натиском верхов и изнутри, так как предпосылки к ним уже созрели в предыдущем столетии. Такие черты, как реалистичность индивидуальность, рациональность, теперь облачились в европейский наряд.

Это период культурного синтеза своих начал и почерпнутых в Европе знаний. Их слияние дало толчок к дальнейшему развитию. Это столетие называют русским Золотым веком. Огромный перечень имен, открытий, замыслов, достижений, гениальных творений позволяет сказать, что в этот период Россия сыграла значительную роль в истории мировой культуры. Тогда наиболее ярко проявилась ее индивидуальность, были заданы первостепенные вопросы и даны решения проблем. Это период поиска культурной общности и духовности.

Рубеж XIX -XX веков в истории России называют ее Ренессансом. Несмотря на кратковременность, его можно выделить в отдельный тип. Переломный ход времени подарил этой эпохе свободу, активную смену курса и тенденций. На страну нахлынула лавина свежих представлений, идей, суждений, парадигм, которые имели противоречивую направленность. Творческая жизнь стала интенсивной. Возникали и множились союзы, объединения, кружки, вовлекая в себя большое число новых членов.

В диалоге разных культур меняется и направленность: это не просто ретроспективное изучение, а стремление приобщиться и постигнуть, погрузившись в самые недра. Слияние разных видов искусств, мировоззрений, тяготение к единству – было одной из важных черт этого времени. Но период не был монолитным, в нем существовало множество несовместимых идей, разнонаправленных перемещений, демонстрирующих градус свободомыслия.

История культуры России – этап XX в.

1917 – 1991 годы двадцатого столетия относятся к Советской России. Это непростое и парадоксальное время, которое еще предстоит объективно оценить. В нем отразились самые противоречивые черты национального характера. Тоталитаризм стремился привести культуру к единообразной форме, но внешняя монолитность сочеталась с индивидуальным творческим началом, которое просматривается в иносказательной форме и на бытовом уровне, и в андеграунде. К оценке значения русской культуры советского периода стоит добавить и Русское Зарубежье. Его можно рассматривать как наследие дореволюционной культуры. Около 10 млн. эмигрантов верили в свою миссию ее сохранения и приумножения. Это подтверждает их просветительская, научная, издательская работа. Характерные особенности духовной жизни Серебряного века и развитие этих идей отразили в своих работах

Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Г.П. Федотов, Г.В, Флоровский, С.Л. Франк.

Еще предстоит объективное изучение и оценка трудов Русского Зарубежья как неотъемлемой части общероссийской культуры.

Современный этап истории

  • освобождение от запретов идеологии,
  • присоединение запрещенных ранее работ и имен,
  • знакомство с зарубежной русской культурой.

Современный прогресс русской культуры объясняется динамичным развитием самопознания, поиском общности, раскрытием своей роли в мировой культуре.

Читайте также: