Сообщение платные медицинские услуги в здравоохранении

Обновлено: 15.05.2024

Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 октября 2012 г. № 1006

МОСКВА

Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг

В соответствии с частью 7 статьи 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьей 391 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 194).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 г.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 4 октября 2012 г. № 1006

ПРАВИЛАпредоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления медицинскими организациями гражданам платных медицинских услуг.

2. Для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия:

"платные медицинские услуги" - медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (далее - договор);

"потребитель" - физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

"заказчик" - физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя;

"исполнитель" - медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям.

Понятие "медицинская организация" употребляется в настоящих Правилах в значении, определенном в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

3. Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.

4. Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены другие требования.

5. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся исполнителем до сведения потребителя (заказчика).

II. Условия предоставления платных медицинских услуг

6. При заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - соответственно программа, территориальная программа).

Отказ потребителя от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому потребителю без взимания платы в рамках программы и территориальной программы.

7. Медицинские организации, участвующие в реализации программы и территориальной программы, имеют право предоставлять платные медицинские услуги:

а) на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:

установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;

применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

б) при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

г) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.

8. Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.

Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.

9. При предоставлении платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации.

10. Платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по просьбе потребителя в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

III. Информация об исполнителе и предоставляемых им медицинских услугах

11. Исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения:

а) для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется);

для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество (если имеется);

б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;

е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;

з) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

12. Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги. Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.

13. Исполнитель предоставляет для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика:

а) копию учредительного документа медицинской организации - юридического лица, положение о ее филиале (отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении), участвующем в предоставлении платных медицинских услуг, либо копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

б) копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией.

14. При заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:

а) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;

б) информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

в) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

г) другие сведения, относящиеся к предмету договора.

15. До заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

IV. Порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг

16. Договор заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме.

17. Договор должен содержать:

а) сведения об исполнителе:

наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации - юридического лица, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

фамилия, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;

б) фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя);

фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица;

наименование и адрес места нахождения заказчика - юридического лица;

в) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;

г) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;

д) условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;

е) должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;

ж) ответственность сторон за невыполнение условий договора;

з) порядок изменения и расторжения договора;

и) иные условия, определяемые по соглашению сторон.

18. Договор составляется в 3 экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй - у заказчика, третий - у потребителя. В случае если договор заключается потребителем и исполнителем, он составляется в 2 экземплярах.

19. На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора.

20. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика).

Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе.

21. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

22. В случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается. Исполнитель информирует потребителя (заказчика) о расторжении договора по инициативе потребителя, при этом потребитель (заказчик) оплачивает исполнителю фактически понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

23. Потребитель (заказчик) обязан оплатить предоставленную исполнителем медицинскую услугу в сроки и в порядке, которые определены договором.

24. Потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством Российской Федерации выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца)).

25. Исполнителем после исполнения договора выдаются потребителю (законному представителю потребителя) медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.

26. Заключение договора добровольного медицинского страхования и оплата медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с указанным договором, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

V. Порядок предоставления платных медицинских услуг

27. Исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве - требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.

В случае если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных медицинских услуг должно соответствовать этим требованиям.

28. Платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

29. Исполнитель предоставляет потребителю (законному представителю потребителя) по его требованию и в доступной для него форме информацию:

о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения;

об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению.

30. Исполнитель обязан при оказании платных медицинских услуг соблюдать установленные законодательством Российской Федерации требования к оформлению и ведению медицинской документации и учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их представления.

VI. Ответственность исполнителя и контроль за предоставлением платных медицинских услуг

31. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

32. Вред, причиненный жизни или здоровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

33. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках установленных полномочий.

Платные медицинские услуги – это совокупность профессиональных лечебно-профилактических действий медучреждения, направленных на сохранение, поддержание и восстановление здоровья пациента, потребляемых в процессе оказания возмездной услуги.

Порядок и условия предоставления медицинскими организациями гражданам платных медицинских услуг, регулируются :

Медицинские учреждения оказывающее платные медицинские услуги обязаны в доступном месте в течение всего времени работы учреждения предоставить информацию для потребителей:

- наименование юридического лица (фирменное наименование), ФИО индивидуального предпринимателя;

- адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

- сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

- перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

- порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;

- сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

- режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг.

Требования к учреждениям согласно Правил:

1.Организации, предлагающие платную медпомощь, должны иметь лицензию на право оказывать медуслуги, определяющую список услуг.

2.Лекарственная, материально-техническая и кадровая базы должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством для оказания качественной помощи.

Дополнительные медицинские услуги населению

Платную помощь, если она не предусмотрена госпрограммой, могут оказывать как государственные медицинские учреждения, так и частные клиники в соответствии с их лицензией и условиями заключённого с пациентом договора.

В государственных больницах, поликлиниках коммерческая медпомощь предоставляется по показаниям, не предусмотренным госпрограммой, и реализуется в качестве дополнительных услуг как стационарно, так и амбулаторно.

Дополнительные услуги в стационаре — это:

- диагностика, не предусмотренная госстандартом;

- госпитализация в палаты повышенной комфортности;

- предоставление индивидуального ухода;

- обеспечение дополнительными медикаментами.

Амбулаторно оказанные платные услуги могут включать в себя:

- консультацию узкого специалиста;

- проведение дополнительной диагностики;

- посещение пациента на дому без необходимых показаний к этому.

Права потребителя при некачественно предоставленных медицинских услугах

Важно. Согласно части 1 статьи 1095 ГК РФ и статье 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 исполнитель услуги обязан возместить вред, причинённый им потребителю вследствие оказания некачественной услуги или недобросовестного информирования о ней. Возможные недостатки медицинской помощи перечислены в Приказе ФФОМС от 28.02.2019 №36:

Оплата

Платная помощь оказывается по предварительно заключённому договору оказания услуг. На основании статьи 84 Закона пациент может получить её как в полном объёме, так и в виде отдельных вмешательств или консультаций. Если потребитель по направлению участкового терапевта обратился в коммерческую клинику, участвующую в госпрограмме, он может получить по полису ОМС услугу, указанную в направлении, и, оформив договор на оказание платных услуг или полис ДМС (добровольный медицинский полис), сделать, например, те анализы, которые его лечащий врач не посчитал нужным рекомендовать.

Ценообразование при оказании платных медицинских услуг:

  1. Цены на платные услуги, оказываемые медицинской организацией, рассчитываются на основании размера затрат на оказание медицинских и других услуг по основным видам деятельности, а также размера затрат на содержание имущества с учетом.
  2. Прейскурант, предоставляемый медицинской организацией, утверждается приказом руководителя (генерального директора, его заместителя).

Оформление налогового вычета на лечение

Налоговый вычет за платные медицинские услуги – это деньги, которые государство возвращает из уплаченного пациентом в процессе трудовой деятельности НДФЛ (статья 219 НК РФ). Получить его может и гражданин, оплативший лечение супруга, родителей или несовершеннолетних детей, если платёжный документ оформлен на него.

В целях профилактики распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в местах скопления людей, необходимо помнить о соблюдении мер безопасности – ношении маски, социальной дистанции (1,5 м) или отказаться от их посещения.

Если Вам требуется консультация, Вы можете обратиться в Консультационный центр по защите прав потребителей.

На базе Консультационного центра осуществляется также оказание услуг по составлению претензий, жалоб, исковых заявлений, приведению независимых экспертиз.

© Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
"Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области", 2014-2022 гг.

Ежегодно около 30% пациентов обращаются к платным врачам по следующим причинам: надёжность и высокое качество услуг; возможность получить помощь быстро; использование высококачественного оборудования, технологий и медикаментов.

Определение понятия и законодательство в 2020 году

Справка. Платные медицинские услуги – это совокупность профессиональных лечебно-профилактических действий медучреждения, направленных на сохранение, поддержание и восстановление здоровья пациента, потребляемых в процессе оказания возмездной услуги.

  1. Клиники потеряют право добавлять в список услуги на своё усмотрение.
  2. Регионы должны будут разработать документ, определяющий порядок контроля и учёта использования лекарственных и расходных препаратов в процессе оказания платной помощи.
  3. Перечень пополнят новые медуслуги:
    • в случае отсутствия эпидемиологических и медицинских показаний будет разрешено размещать пациентов в маломестных палатах и боксах;
    • средний и врачебный медперсонал получат право на сопровождение пациента к месту реабилитации, лечения или диагностики при условии, что подобная услуга не предоставляется госпрограммой.

Постановление Правительства № 1006

Деятельность коммерческих медицинских учреждений и условия предоставления платных медуслуг, взаимодействие бесплатной и платной медицины регламентируются постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006. Согласно этому постановлению взаимоотношения пациента и врача, оказывающего платную помощь, регулируются договором на оказание услуг.

ФЗ-323

ЗоЗПП

ГК РФ

Правила взаимодействия сторон на основании договора возмездного оказания услуг населению, в том числе и медицинских, определяются статьями 779-783 ГК РФ. В случае причинения ущерба здоровью пациента, медучреждения применяют положения главы 59 ГК РФ о возмещении ущерба. Гражданское право применяется и при возмещении вреда, причинённого пациенту (параграф 2 главы 59 ГК РФ).

Перечень

Внимание. Перечень платных медицинских услуг, включает в себя утверждённый главным врачом список услуг, отличных от предлагаемых госпрограммой, где указывается номер, код и вид услуги, её единица (посещение, операция, манипуляция, процедура).

В списке обозначена стоимость каждого вида помощи. В примечании может быть отмечен способ лечения или врач, ведущий приём.

Заболевания указываются по разделам:

  • травматология-ортопедия;
  • физиотерапия;
  • функциональная диагностика;
  • рентгенография;
  • массаж;
  • лечение в дневном стационаре;
  • дерматовенерология и другие.

Список довольно большой, рассмотрим некоторые из коммерческих услуг:

  1. анонимное лечение и диагностика;
  2. консультации, лечение и диагностирование, проводимые на дому;
  3. лечение сексуальных расстройств;
  4. логопедическое лечение для пациентов взрослых поликлиник;
  5. профвакцинация, кроме обязательной;
  6. искусственное оплодотворение;
  7. санаторное лечение, кроме детского и специализированного взрослого;
  8. стоматологические услуги;
  9. помощь психолога;
  10. услуги косметолога.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

Организация и порядок предоставления

Кто может оказывать?

Платную помощь, если она не предусмотрена госпрограммой, могут оказывать как государственные медицинские учреждения, так и частные клиники в соответствии с их лицензией и условиями заключённого с пациентом договора.

Требования к учреждениям согласно правилам

В каких организациях могут оказывать дополнительные медуслуги населению?

Важно. Помощь на коммерческой основе может предоставляться не только в частных клиниках и на дому, но и в государственных медучреждениях, если она не входит в госпрограмму.

Объём таких услуг определяет потребитель. Получить их можно как по полису ДМС, так и на договорной основе.

Государственные больницы, поликлиники

В данных учреждениях коммерческая медпомощь предоставляется по показаниям, не предусмотренным госпрограммой, и реализуется в качестве дополнительных услуг как стационарно, так и амбулаторно.

Дополнительные услуги в стационаре — это:

  • диагностика, не предусмотренная госстандартом;
  • госпитализация в палаты повышенной комфортности;
  • предоставление индивидуального ухода;
  • обеспечение дополнительными медикаментами.

Амбулаторно оказанные платные услуги могут включать в себя:

  • консультацию узкого специалиста;
  • проведение дополнительной диагностики;
  • посещение пациента на дому без необходимых показаний к этому.

Частные клиники

Такие организации могут оказывать помощь как стационарно, так и амбулаторно, в том числе и с выездом на дом. Как и государственные медучреждения, коммерческие клиники должны соответствовать требованиям законодательства по тем видам услуг, которые они оказывают, быть обеспечены необходимым оборудованием, помещениями, медикаментами и специалистами.

Внимание. Список услуг, оказываемых частными учреждением, определяется лицензией и договором с пациентом.

На дому (выездные)

В соответствии со статьёй 32 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ вызов врача на дом считается помощью, оказываемой амбулаторно. Предложить такую услугу могут как государственные, так и частные медорганизации. Возможность обслуживания пациента на дому определяется лицензией, полисом ДМС или договором на оказание услуг.

Когда запрещено?

Медицинская помощь должна предоставляться бесплатно в следующих случаях:

  1. пациенту требуется неотложная помощь;
  2. бесплатное лечение предусмотрено госпрограммой (в госучреждениях);
  3. назначенные лекарства входят в перечень жизненно важных;
  4. пациент не давал согласие на оказание дополнительных услуг.

Ответственность

За оказание некачественной услуги медработник может понести гражданско-правовую, административную, дисциплинарную и уголовную ответственности (статья 98 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

  • Гражданская ответственность врача предполагает компенсацию финансовых потерь пациента (статья 1085 ГК РФ) и причинённого ему морального ущерба (статья 151 ГК РФ). В качестве наказания применяются имущественные санкции.
  • Административная ответственность наступает в случае совершения медработником противоправных действий социального плана и нарушения свободы личности пациента. В качестве наказания применяют штраф и дисквалификацию. Например, за некачественно выполненную прививку медсестра будет оштрафована на основании статьи 3.5 и 6.3 КоАП РФ.
  • Дисциплинарная ответственность наступает при несоблюдении условий трудового договора. Наказанием за проступки такого типа являются: замечание, выговор и увольнение (статья 192 ТК РФ).
  • Уголовная ответственность наступает при совершении уголовно наказуемого преступления и карается лишением свободы, исправительными работами и штрафами. Например, если врач не оказал помощь больному без указания уважительной причины, и пациент умер, то на основании статьи 124 УК РФ доктора могут посадить в тюрьму на 4 года.

Права потребителя при некачественно предоставленных медуслугах

Важно. Согласно части 1 статьи 1095 ГК РФ и статье 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 исполнитель услуги обязан возместить вред, причинённый им потребителю вследствие оказания некачественной услуги или недобросовестного информирования о ней.

Возможные недостатки медицинской помощи перечислены в Приказе ФФОМС от 28.02.2019 №36:

  1. нарушение условий оказания услуг (например, невыполнение обязательств и нарушение сроков), установленных договором;
  2. причинение вреда здоровью, в том числе и бездействием, если в результате такого состояние пациента ухудшилось;
  3. нарушение медицинскими работниками этических норм и принципов поведения, обязательных при выполнении профессиональных обязанностей;
  4. невыполнение или некачественное выполнение мероприятий диагностики и лечения;
  5. нарушение правил госпитализации и преемственности в лечении;
  6. непредставление документации, подтверждающей факт обслуживания гражданина в медучреждении;
  7. нарушение оформления документации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 потребителю должна быть оказана качественная услуга. Критерии оценки качества медицинской помощи определены Приказом Минздрава РФ от 10.05.2017 № 203н.

На основании статьи 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 получатель некачественной услуги имеет право на компенсацию морального вреда, размер которой определяется судом.

Статья 15 ЗоЗПП. Компенсация морального вреда

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Пациент, как потребитель медуслуги, на основании части 1 статьи 29 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 в случае оказания ему некачественной помощи может потребовать возмещения средств, затраченных им на устранение дефектов услуги своими силами или третьими лицами.

Оплата

Платная помощь оказывается по предварительно заключённому договору оказания услуг или полису ДМС. На основании статьи 84 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ пациент может получить её как в полном объёме, так и в виде отдельных вмешательств или консультаций.

Если потребитель по направлению участкового терапевта обратился в коммерческую клинику, участвующую в госпрограмме, он может получить по полису ОМС услугу, указанную в направлении, и, оформив договор на оказание платных услуг или полис ДМС, сделать, например, те анализы, которые его лечащий врач не посчитал нужным рекомендовать.

Можно ли оформить налоговый вычет на лечение?

Справка. Налоговый вычет за платные медицинские услуги – это деньги, которые государство возвращает из уплаченного пациентом в процессе трудовой деятельности НДФЛ (статья 219 НК РФ).

Получить его может и гражданин, оплативший лечение супруга, родителей или несовершеннолетних детей, если платёжный документ оформлен на него.

Размер выплаты зависит от суммы, потраченной на лечение, но не может превышать размер вычета, рассчитанного за лечение стоимостью 120 тысяч рублей. Чтобы получить вычет, нужно предоставить в отделение ФНС следующие документы:

  1. заполненную декларацию (3 НДФЛ);
  2. справку об уплаченных налогах (2 НДФЛ);
  3. договор, подтверждающий получение медуслуг и заключение врача;
  4. чек и подтверждающая плату справка на имя того, кто будет получать вычет;
  5. полис ДМС, если лечение оформлялось через него.

Чтобы иметь право предоставлять платные услуги, учреждение должно разработать следующие документы:

  1. Положение об оказании медуслуг на платной основе (законодательно не обязательно).
  2. Прейскурант на эти услуги с расчётом цен.
  3. Договор на предоставление услуг или акт об оказании услуг.
  4. Маркетинговая политика оказания помощи ( документ о скидках и акциях). Обычно проверяется органами контроля.
  5. Положение о распределении дохода от медицинской деятельности (может быть включено в документ об оплате труда).

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇

Письмо Минздрава

Информация актуальна для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

Платные медицинские услуги должны соответствовать Номенклатуре и Перечню медуслуг

Соответственно , медицинские организации, формируя перечень платных медуслуг, должны ориентироваться на эти документы.

При этом Минздрав указывает в своём Письме, что Номенклатура содержит обобщённые наименования медицинских услуг, и предусмотренный перечень медицинских услуг не является исчерпывающим.

Как ориентироваться в Номенклатуре медуслуг?

Номенклатура медуслуг – это система перечней кодов и наименований медуслуг, оказываемых в системе здравоохранения. Сам перечень разделяется на два основных раздела:

Каждый из них построен по иерархическому принципу.

Алгоритм кодирования услуги в номенклатуре медицинских услуг

В раздел "A" входят медицинские услуги в виде определённых медицинских вмешательств, которые направленны на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию. Такие услуги имеют самостоятельное законченное значение.

  • Числами от 01 до 27 обозначены типы медицинских услуг.
  • Классы, обозначающие анатомо-функциональную область - числами от 01 до 30.

Классы медуслуг могут не предусматривать конкретную услугу

Четвертая, пятая цифры обозначают класс медуслуги. Класс медицинской услуги идентичен во всех типовых разделах. Если для класса в определённом типовом разделе не выделяется конкретная услуга, то этот класс не прописывается, при этом за ним сохраняется его порядковый номер.

Медицинские услуги, которые нельзя отнести к какому-либо конкретному классу

Числа от 001 до 999 обозначают вид медицинской услуги. Эти услуги имеют законченное диагностическое или лечебное значение.

Последние числа от 001 до 999 обозначают подвид медуслуги. Они определяются в зависимости от способов (методик) выполнения той или иной услуги.

Важно заметить, что часть медицинских услуг может не содержать подвиды услуг.

Сюда включены медицинские услуги, которые являются комплексными медицинскими вмешательствами. Они также направлены на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Важно учесть, что определённая часть медицинских услуг может не содержать подвиды услуг.

Отмечаем, что Номенклатура содержит обобщённые наименования медицинских услуг, и предусмотренный перечень медицинских услуг не является исчерпывающим.

Какое место занимают платные медицинские услуги в перечне?

Платные медицинские услуги могут быть дополнением к законодательно гарантированному объёму бесплатной медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и утверждаемых на ее основе соответствующих территориальных программ в субъектах Российской Федерации.

В Правилах предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (согласно Постановлению Правительства РФ от 04.10.2012 №1006) указано, что медицинские организации могут оказывать платные медицинские услуги на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.

При этом важно, что оказывать платные медуслуги необходимо с сооблюдением порядка оказания медпомощи, которые утвердил Минздрав. Об этом гласят части 3 и 4 статьи 84 Федерального закона № 323-ФЗ и пункты 9 и 10 Правил при предоставлении платных медицинских услуг.

Соблюдение стандартов медицинской помощи при оказании платных медуслуг

Минздрав в Письме указал, что платные медицинские услуги можно оказывать в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента частично:

  • в виде осуществления отдельных консультаций
  • отдельных медицинских вмешательств.

Также возможно оказывать медуслугу в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

Платные услуги в перечне услуг медорганизаций, участвующих в реализации программы бесплатного оказания гражданам медпомощи возможны.

В соответствии с пунктом 7 Правил (Постановлению Правительства РФ от 04.10.2012 №1006) такие медорганизации могут оказывать платные медицинские услуги в 4 случаях:

а) на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:

  • установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;
  • применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

б) при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

г) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона № 323-ФЗ, и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.

Дополнительные виды медпомощи

Согласно части 3 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.

Как сформировать перечень платных и дополнительных медицинских услуг?

Минздрав считает, что после указания медуслуги согласно Номенклатуре, можно дополнительно конкретизировать услугу в зависимости от особенностей ее исполнения.

Так, как закон допускает возможность, оказывать платные медицинские услуги сверх объема стандарта медицинской помощи, медицинские организации могут расширить перечень медицинских услуг, относительно предусмотренного Номенклатурой, при оказании медицинских услуг, не включенных в Номенклатуру.

С учетом изложенного следует, что при оказании платных медицинских услуг в обязательном порядке должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи, при этом по желанию потребителя (заказчика) данные услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощ и.

social media revolution (3).jpg

  1. "Организация здравоохранения"
  2. "Сестринское дело в косметологии"
  3. "Детская гинекология"

Читайте также: