Крепостные художники худояровы сообщение

Обновлено: 30.06.2024

династия нижне-тагильских крепостных мастеров, иконописцев, живописцев. Возможно, переселены в Нижний Тагил из Моск., Нижегородской или Вятской губ. По вере Х. - беспоповцы поморского толка. Андрей Степанович - (1722-1804), з-дской крест., основатель лакового промысла в семье. Федор Андреевич (1740-1828) и Вавила Федорович (? - 1794) - ведущие мастера лакового дела в Нижнем Тагиле XVIII в.; выполняли заказные работы для Демидовых; владели цветочной, пейзажной росписью; составители "тагильского, белого, сильного" лака, отличавшегося прочностью и чистотой; лак использовали по меди, железу, дереву; из работ сохранился только красно-медный столик-шкатулка (1785). Павел Федорович (1802-1860-е), ремесленник, иконописец; писал иконы для Выйско-Николаевской и Веденской церквей Нижнего Тагила; одним из первых ур. худ. обратился к теме з-дского труда. ("Листобойный цех", 1830-е). Исаак Федорович (1807-1870-е) - автор подносов и шкатулок с сюжетной и цветочной росписью и монументального полотна "Гулянье на Лисьей горе" (1840-е). Степан Федорович (1810-1865) В 1828 - нач. 30-х изучал живопись в Италии под рук. К.П.Брюллова; в 1845 ИАХ присвоила ему звание свободного худ.; с 1848 по 1850 изучал технику мозаики в Риме. В 1851-1860 работал в мозаичной мастерской ИАХ в Петерб., затем на императорском стекольном з-де; принимал участие в изготовлении мозаичных икон для гл. иконостаса в Исаакиевском соборе; создал портрет Ивана Сусанина (1830-е).

Василий Павлович (1831-1891). В 1859 поступил в ИАХ. В 1863 был допущен к конкурсу на 2-ю Зол. медаль по программе "Меркурий, усыпляющий Аргуса"; в 70-80-е занимался религиозной живописью, писал по частным заказам; наиб. изв. работы "Медный рудник" (1849), "Спас нерукотворный", "Рыболов" (1864), портрет В.П.Сукачева.

Вонифатий Исаакович (1831 - 02.05.1870). Учился рисованию в Выйском з-дском уч-ще. В 1861 поступил в ИАХ, в 1866 отчислен по состоянию здоровья со званием свободного худ. С 1869 преподавал в Олонецком у. уч-ще. Изв. две работы "Женская головка" (1850-е) и "Автопортрет" (1861).

Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига . Гл. ред. В. В. Алексеев . 2000 .

Династия нижнетагильских крепостных мастеров, иконописцев, живописцев. Возможно, их предки были переселены в Нижний Тагил из Московской, Нижегородской или Вятской губернии. По вере Худояровы - беспоповцы поморского толка.

дом Худояровых.jpg

Андрей Степанович - (1722-1804), основатель лакового промысла в семье.

Федор Андреевич (1740-1828) и Вавила Федорович (1755 - 1794) - ведущие мастера лакового дела в Нижнем Тагиле XVIII в.; выполняли заказные работы для Демидовых; владели цветочной, пейзажной росписью; составители "тагильского, белого, сильного" лака, отличавшегося прочностью и чистотой; лак использовали по меди, железу, дереву; из работ сохранился только красно-медный столик-шкатулка (1785). Павел Федорович (1802-1860-е), ремесленник, иконописец; писал иконы для Выйско-Николаевской и Веденской церквей Нижнего Тагила; одним из первых из уральских художников обратился к теме заводского труда. ("Листобойный цех", 1830-е).

Листобойный цех.jpg

Исаак Федорович (1807-1870-е) - автор подносов и шкатулок с сюжетной и цветочной росписью и монументального полотна "Гулянье на Лисьей горе" (1840-е).

Гулянье на Лисьей горе.jpg

Степан Федорович (1810-1865) В 1828 - нач. 30-х гг. изучал живопись в Италии под рук. К.П.Брюллова; в 1845 г. Академия художеств присвоила ему звание свободного худ.; с 1848 по 1850 г. изучал технику мозаики в Риме. В 1851-1860 гг. работал в мозаичной мастерской Академии художеств в Петербурге, затем на императорском стекольном заводе; принимал участие в изготовлении мозаичных икон для главного иконостаса в Исаакиевском соборе; создал портрет Ивана Сусанина (1830-е).

Василий Павлович (1831-1891). В 1859 г. поступил в Академию художеств. В 1863 г. был допущен к конкурсу на 2-ю Золотую медаль по программе "Меркурий, усыпляющий Аргуса"; в 70-80-е гг. занимался религиозной живописью, писал по частным заказам; наиболее известные работы "Медный рудник" (1849), "Спас нерукотворный", "Рыболов" (1864), портрет В.П.Сукачева.

Вонифатий Исаакович (1831 - 02.05.1870). Учился рисованию в Выйском заводском училище. В 1861 г. поступил в Академию художеств, в 1866 г.отчислен по состоянию здоровья со званием свободного худ. С 1869 г. преподавал в Олонецком училище. Известны две работы "Женская головка" (1850-е) и "Автопортрет" (1861).

Художественная культура Урала является составной частью истории культуры России. Вместе с тем она представляет собой не просто провинциальный вариант общенациональной культуры, а самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями и логикой развития. В этом заключена особенность существования такого феномена, как региональная культура.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

Контрольная Искусство Урала.doc

2. 1. С Урала в Онежский монастырь. . . 8

2. 2. Семейный секрет Худояровых…………………………………………..…… 10

2. 4. Из династии Худояровых…………………………………………. … ………13

4. Список использованной литературы……………………………………………17

Художественная культура Урала является составной частью истории культуры России. Вместе с тем она представляет собой не просто провинциальный вариант общенациональной культуры, а самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями и логикой развития. В этом заключена особенность существования такого феномена, как региональная культура.

Уникальное местоположение Уральского хребта – между двумя основными очагами мировых цивилизаций – Европой и Азией, создавало возможность для постоянного взаимодействия Востока и Запада; разнообразие природно-географических условий Урала приводило к пестроте культурно-хозяйственных укладов, возникших здесь ещё с эпохи палеолита и оказавших воздействие на весь дальнейший ход исторических событий.

История культуры Урала неразрывно связана с освоением русским народом уральских и сибирских земель. C XVI в. на колонизируемых территориях строятся города. В XVIII в. продолжается заселение и освоение края: Средний Урал становится горнозаводским центром страны. Здесь возникает уникальная горнозаводская культура, отличающаяся от культуры остальной крестьянской России, получившая наиболее полное воплощение в уральских художественных промыслах, соединивших традиции народного искусства и новые формы промышленного способа организации производства.

Становление профессионального искусства на Урале происходит довольно поздно, в основном в XIX - начале XX в., когда появляются первые уральские литераторы, живописцы, театральные коллективы. Это было время роста регионального самосознания, зарождения устойчивого интереса к истории края, его самобытности, возникновения краеведческих обществ, создания музеев.

Модернизационные процессы, разрушение традиционного уклада жизни начала XX в. и особенно революционные потрясения по-своему отразились на развитии уральской культуры, круто изменив её судьбу. Попытки создания социалистической культуры базировались на отрицании культурного наследия прошлого. Была предпринята попытка искусственного создания новой традиции профессионального художественного творчества на уральской почве.

2. Основная часть

Первыми Худояровыми, пустившими корни на земле уральской, были Андрей Степанович (1722—1804 гг.) и два его сына — Вавила (?—1794 гг.) и Федор (1740—1828 гг.). Исследователи их жизни и творчества В.А. Каменский и профессор Б.В. Павловский уверенно называют их старообрядцами, владевшими искусством иконописи и бежавшими на Урал от притеснений из-за веры.

О крепостном населении Нижнего Тагила наиболее подробные сведения содержатся в “Ревизских сказках”. Самые ранние из них, с которыми удалось поработать, относятся к 50-60 годам XVIII века. Однако в этих рукописных сборниках фамилию Худояровы обнаружить пока не удалось. В настоящее время из документов, имеющихся в моем распоряжении, первым подтверждением проживания Худояровых в Тагиле является предписание Н.А. Демидова, датированное 1778 годом. Он повелевает “определить в науку из молодых ребят человек четырех к художникам Жепинскому, Сизову, Худояровым”. Значит, к указанному времени это уже были признанные мастера, хорошо известные самому владельцу заводов. Следовательно, Худояровы могли оказаться в Тагиле в 60-х - начале 70-х годов XVIII века.

В монографии Б.Б. Кафенгауза “История хозяйства Демидовых” среди вотчин Акинфия Демидова в 1745—57 годах числится деревня Кудеяры с 28 душами мужского пола (Поволжье, Вятская губерния, Царевосанчурский уезд). Документы Государственного архива Свердловской области (ГАСО) и Центрального Государственного архива древних актов (ЦГАДА) свидетельствуют о фактах переселения крестьян из деревни Кудеяры в Нижнетагильские заводы. Материалы, датируемые 1782 годом, сообщают: среди переведенных на жительство в Нижний Тагил из деревни Кудьяровой (орфография документа) были записаны Михайло Григорьев и Прокофий Иванов.

Итак, проделанная работа позволяет предположить: родина крепостных художников Худояровых - Поволжье, деревня Кудеяры. На это же предположение работает и следующий факт: упоминавшийся уже Федор Андреевич Худояров жил в Тагиле с семьей на улице Фокинской. А она получила свое название по массовому расселению здесь крепостных крестьян, бывших выходцами из села Фокино, находившегося там же, в Поволжье.

Художники Худояровы - старообрядцы. Среди тагильских раскольников большинство было поповского толка. Но вера Худояровых иная, архивные документы называют ее “поморской”. В русском расколе существовало два основных направления: поповщина и беспоповщина. Беспоповцы отрицательно относились к церковной организации, часть не признавала и царской власти.

Беспоповщина возникла в конце XVII века, центром ее была Выгорецкая пустынь в Карелии. Постепенно это направление разделилось на множество толков. Наиболее значительные - поморский, федосеевский, филипповский, названные по именам основателей или месту возникновения. В Нижнем Тагиле беспоповцев - поморов было немного. Например, в 1834 году по Выйскому заводу значилось раскольников поповского толка 387 дворов, поморского — всего два; в Нижнетагильском заводе по улицам Плешковой, Тесняки, Балагуровой поповцев - 115 дворов, поморских - пять.

Приверженность Худояровых поморской вере позволяет выдвинуть еще одно предположение относительно их родины: Олонецкая губерния в Карелии. Это не только средоточие поморского толка раскола, но и крупный металлургический центр, который в процессе исторического развития оказался связанным с уральской промышленностью.

По приказу Петра I в 1702 году там заложены заводы, получившие название Олонецких и сыгравшие большую роль в вооружении русской армии и флота в годы Северной войны. Особенно процветали они под управлением В.И. Геннина. С середины 30-х годов ХVIII века, после смерти Петра I, переход Геннина на уральские заводы из-за истощения сырьевой базы, горнопромышленное дело в Олонецком крае пришло в упадок. Многих работников - мастеровых перевели на Урал.

Был удивительно мягкий, залитый весенним солнцем день. Небольшой, почти весь деревянный городок Олонец встретил меня криком черноголовых чаек и блеском волн, пересекающих его речек Олоньки и Мегреги. С олонецкой землей связаны многие важные страницы истории нашей Родины. В XVII веке здешняя крепость была центром обороны Русского государства от шведов. В период Северной войны край стал одной из баз вооружения петровской армии и создания русского флота. Но сегодня не седая древность городка заставляла с трепетом бродить по его улицам. Я приехала сюда из-за Вонифатия Худоярова, который прибыл в этот дальний уголок южной Карелии 120 лет назад.

Вонифатий (Инфатий) Исаакович Худояров родился в 1841 году в Нижнетагильском заводском поселке в семье крепостного крестьянина Исаака Федоровича Худоярова - художника - самоучки, славившегося росписью подносов, шкатулок, столиков. Жили Худояровы по улице Береговой (Горького), и окна их большого двухэтажного дома выходили прямо на темные и быстротечные воды реки Тагил. При доме был разбит большой сад, где отец Вонифатия, страстный садовод, выращивал многие редкие виды цветущих растений, кустарников, хрупкую красоту которых он затем переносил на свои лаковые изделия.

Среди тринадцати детей Исаака Федоровича Вонифатий был самым способным. Мальчик успешно занимался в Выйском общеобразовательном училище, которое закончил в 1859 году, “проявив замечательные способности по части рисования”. Успехи Вонифатия заметили заводовладельцы Демидовы. И крестьянскому сыну было разрешено поступить в Академию художеств. В 1860-м году он был отправлен из Тагила в Петербург. В его подорожном паспорте указывалось, что Вонифатию Худоярову на 4 августа 1860 года было 19 лет: “приметами он рост 2 аршина, 7,5 вершка, волоса и брови - русые, глаза - серые, нос, рот, подбородок умеренные, лицо - чистое”. В графе “особые приметы” сделана запись: “Над правым глазом - шрам”.

Начало занятий Вонифатия Худоярова в Академии художеств хорошо прослеживается по документам Центрального государственного архива древних актов (ЦГАДА). Нам известно, что 18 января 1861 года он стал вольнослушающим по живописи в классе гипсовых голов, а в сентябре “поступил в число учеников по новому Уставу в 1-е отделение, а по рисованию был переведен в класс гипсовых фигур № 10”. В 1862 году Вонифатий состоит по наукам во втором отделении, а через три года числится в высшем натурном классе, что доказывает его способности быть хорошим художником”. Чуть позже за этюд и рисунок с натуры Худояров награждается серебряными медалями второго достоинства. Но успехи эти давались юноше с неимоверным напряжением.

Нужда, переутомление привели к болезни. 17 апреля 1866 года ординатор Максимилиановской лечебницы врач, коллежский асессор, доктор медицины Федор Эттинген выдал воспитаннику Академии художеств свидетельство в том, что “он уже более двух месяцев страдает воспалением левого колена и приливами крови к легким”. В этот тяжелейший для себя период Вонифатий Худояров женится на купеческой дочери Агнесе Васильевне Муррей. А вскоре Совет Академии принял решение об исключении его из списка учеников - болезнь помешала сдать переводные экзамены. Но во внимание “к хорошим познаниям его в живописи” Вонифатий был удостоен звания “свободного художника” с правом занимать место учителя рисования в гимназии или других учебных заведениях. Аттестат за №1425 был ему вручен 27 сентября 1867 года.

До недавнего времени дальнейший жизненный путь В. Худоярова по документам не прослеживался. Среди родных Вонифатия бытовало предание, что он уехал с семьей в Олонец, занимался росписью церквей в северных городах и умер молодым от чахотки.

2. 1. С Урала в Онежский монастырь?

Первые сведения о лакированных изделиях из железа относятся к 1746 году. Эту дату ввел в научный оборот московский исследователь А. Гилодо. Среди документов Государственного архива Архангельской области он нашел опись имущества Онежского второклассного монастыря, где в разделе “Медная посуда” под №34 можно прочесть следующее: “Четыре подноса железные лакированные. Первый продолговатый на зеленой земле с железной стоячей вокруг решеткой. Второй по красной земле большой. Третий круглый. Четвертый ветхой четырехугольный”.

Демидовы и Худояровы со многими неизвестными

Николай Никитич Демидов требовал от своих подопечных экономии во всем и показывал личный пример. Его письма, обнаруженные в областном архиве, — тонкие, практически прозрачные странички, покрытые с двух сторон бисерным почерком почти без просвета между строк. Не читать их требовалось, а расшифровывать. Чем и занимались два века назад его подчиненные, собирая для этого советы из самых зорких и используя увеличительные стекла. Так же, вооружившись лупой и терпением, исследовала эти письма историк Ольга Силонова. А первое письмо, попавшее в ее руки и определившее для нее тему на 20 лет, было о плане открытия в Нижнем Тагиле школы живописи для крепостных.

Читайте также: