Сообщение перья иглы и броня значение разнообразия внешних покровов

Обновлено: 04.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Качество издания как всегда у Белого города на высоте.
Твердый переплет, офсетные страницы, много цветных фотографий и картин.
В книге много интересны фактов как животные едят, спят, сожительствуют, сосуществуют, запасаются на зиму, воспитывают детенышей, маскируются, мигрируют, строят, каккие имеют странности и еще чего очень много интересного.

Добавлю несколько разворотов книги:

Очень люблю читать про животных и эта книга не исключение. Вместе с ней открываются интереснейшие вещи. Так жук-олень носит на своей голове не рога, а огромные челюсти; самая маленькая птичка - колибри размером со шмеля, а гнездо у нее с половинку грецкого ореха. Киви - это не только фрукт, но и нелетающая птичка. А какие животные маскировщики(выкладываю одну страницу про них и попробуйте сами их отыскать)!Где живут, как спят, как делают запасы, как едят и как дружат. Каждая страница - что-то новое и хорошо забытое старое, но оторваться не возможно!

С помощью этого энциклопедического издания можно узнать много интересного о животном мире, причем не только детям, но и взрослым.
Я вот, например, не знала, что землеройка-малютка является самым маленьким зверьком на земле. "Ее пушистенькое тельце короче человеческого мизинца - всего-то 3,5 см. Правда, сзади за ней тянется еще трехсантиметровый хвостик, но он не в счет. Да и весит эта мышка 2 г - в десять раз меньше большого жука. Такие же маленькие лесные мышки. Зато хвост у них самый длинный - до 10 см. И эти крохотные лесные мышки вьют себе гнезда, как птички". Вот такие и многие другие удивительные и интересные факты можно узнать из этой книги.

Качественное издание. Хорошая плотная бумага, много фотографий, репродукций картин, древних рисунков.
На каждом развороте - отдельная тема. Приведу лишь некоторые:
- Кто всех больше? Разнообразие форм. Беспозвоночные.
- Могучие крылья и плавники. Самые большие и маленькие птицы и рыбы.
- Парад "молокососов". Разнообразие млекопитающих.
- Когда это было? Периодизация жизни на земле
- А вот раньше. Рекордсмены среди динозавров.
- Сказка ложь, да в ней намек. Легендарные и исторические сведения о ящерах.
- Новые друзья. Новооткрытые животные.
- Они такие странные. Малоизвестные животные Австралии.
- Перья, иглы и броня. Значение разнообразия внешних покровов.
- Чему они научились? Границы среды обитания.
- Я - это не я! Защитная окраска.
- Куда это они. Миграция животных.
- Где они живут. Строительные навыки животных.
- Главное - вовремя выспаться. Зимний сон и спячка животных.
- Зайцы траву косили. Запасы на зиму и лето.
- Правила хорошего поведения. Жизнь в одиночку и в стае.
и т.д.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Благовещенского района Алтайского края

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основное общее образование, базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.Н. Семенцова «Программы элективных курсов: предпрофильное обучение 6-9кл.- М.: Дрофа, 2012. –175с.

Составитель: Фаргер Анна Анатольевна учитель биологии первой квалификационной категории

р.п. Благовещенка – 2018

Результаты освоения курса внеурочной деятельности .

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

4) Лист дополнений и изменений.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности .

Личностные результаты:

- Знание основных принципов и правил отношения к живой природе.

- Сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

- Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

- Умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

- Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

- Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение). - Необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.

- Классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе. - Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы. - Различие на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и

таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных. - Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения. - Выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей.


Эволюция – это историческое развитие живых организмов на Земле.

Тема урока:

Цель урока: выяснить особенности строения и функции покровов тела различных представителей животного мира.

Цель урока: выяснить особенности строения и функции покровов тела различных представителей животного мира.

Функции покровов тела защитная (от механических повреждений, от проникновения инородных веществ в организм, от потери влаги) участвует в обмене веществ (выделение и дыхание) терморегуляция (регулирование температуры тела)

Функции покровов тела

защитная (от механических повреждений, от проникновения инородных веществ в организм, от потери влаги)

участвует в обмене веществ (выделение и дыхание)

терморегуляция (регулирование температуры тела)

Проблемный вопрос урока: В каком направлении шла эволюция покровов тела у животных.

Проблемный вопрос урока:

В каком направлении шла эволюция покровов тела у животных.

Задание 1: Определите особенности покровов тела различных групп животных.

Задание 1: Определите особенности покровов тела различных групп животных.

Одноклеточные организмы: пелликула (прочная оболочка), у животных с постоянной формой тела; плазмалемма – у животных с непостоянной формой тела; некоторые могут образовывать раковины (фораминиферы, радиолярии). Амёба обыкновенная Инфузория

  • пелликула (прочная оболочка), у животных с постоянной формой тела;
  • плазмалемма – у животных с непостоянной формой тела;
  • некоторые могут образовывать раковины (фораминиферы, радиолярии).

Кишечнополостные: тело покрыто эпителиально-мускульные клетками (Эктодерма)

Плоские черви, круглые черви, кольчатые черви:

Строение кожи позвоночных

эпидермис собственно кожа

роговые чешуи, корни волос, ногти,

перья, когти, сальные и потовые железы.

копыта, рога, волосы,

железы, пигментные клетки

подкожная жировая клетчатка.

Класс Рыбы:

Класс Земноводные:

Класс Пресмыкающиеся: Продольный разрез кожи ящерицы : 1 — эпидермис, 2 — собственно кожа (кориум), 3 — роговой слой. 4 — мальпигиев слой, 5 — пигментные клетки, 6 — кожные окостенения

Класс Пресмыкающиеся:

Продольный разрез кожи ящерицы : 1 — эпидермис, 2 — собственно кожа (кориум), 3 — роговой слой. 4 — мальпигиев слой, 5 — пигментные клетки, 6 — кожные окостенения

Класс Птицы:

Класс Млекопитающие: Эпидермис Дерма Подкожная жировая клетчатка

Подкожная жировая клетчатка

Позвоночные: покров двухслойный: эпидермис и собственно кожа; эпидермис многослойный (нижний слой – живые, верхний слой клеток – ороговевшие, мертвые клетки) дает начало роговым производным (роговая чешуя, перья, копыта, когти, копыта, полые рога). Здесь расположены кожные железы и пигментные клетки, придающие коже определенную окраску; собственно кожа (кутис) – нижний, толстый и волокнистый слой кожи. Здесь развиваются корни волос, сальные и потовые железы. Чешуя рыб, костные рога оленей – производные кутиса; под кожей расположена подкожная жировая клетчатка, которая выполняет питательную, амортизационную и терморегуляторную функцию.

  • покров двухслойный: эпидермис и собственно кожа;
  • эпидермис многослойный (нижний слой – живые, верхний слой клеток – ороговевшие, мертвые клетки) дает начало роговым производным (роговая чешуя, перья, копыта, когти, копыта, полые рога). Здесь расположены кожные железы и пигментные клетки, придающие коже определенную окраску;
  • собственно кожа (кутис) – нижний, толстый и волокнистый слой кожи. Здесь развиваются корни волос, сальные и потовые железы. Чешуя рыб, костные рога оленей – производные кутиса;
  • под кожей расположена подкожная жировая клетчатка, которая выполняет питательную, амортизационную и терморегуляторную функцию.

 Задание 2 Лабораторная работа. Изучение особенностей покровов тела. Цель: Выявить особенности строения покровов тела животных обусловленные образом жизни и функциями. Оборудование : живые экземпляры рыб и моллюсков, коллекция насекомых, чучела птиц и зверей, лупа, микроскоп, микропрепараты простейших, препарированные животные.

Задание 2 Лабораторная работа. Изучение особенностей покровов тела.

Систематическое положение животного

Строение покровов тела

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви

Слова для справок: Кожа, потовые, сальные, млечные, пахучие железы. Волосяной покров (роговое вещество); кожа, костные чешуи, одноклеточные слизистые железы; кожа сухая, роговые перья; кожа, многоклеточные слизистые железы; кожа сухая, роговые чешуи Как шла эволюция покровов тела животных? Систематическое положение Класс Рыбы Класс Земноводные Класс Пресмыкающиеся Класс Птицы Класс Млекопитающие

Слова для справок: Кожа, потовые, сальные, млечные, пахучие железы. Волосяной покров (роговое вещество); кожа, костные чешуи, одноклеточные слизистые железы; кожа сухая, роговые перья; кожа, многоклеточные слизистые железы; кожа сухая, роговые чешуи

Как шла эволюция покровов тела животных?

Систематическое положение

Систематическое положение животного Строение покровов тела Тип Простейшие Тип Кишечнополостные Наружная клеточная мембрана у организмов с постоянной формой тела (Оболочка) Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви Эктодерма Плоский эпителий Тип Моллюски Тип Членистоногие Кутикула с известью Покровная ткань, сверху кутикула с хитином. У ракообразных кутикула пропитывается известью Тип Хордовые Класс Рыбы Класс Земноводные Кожа, костные чешуи, слизистые железы Кожа, слизистые железы Класс Пресмыкающиеся Класс Птицы Кожа (сухая), роговые чешуи Кожа (сухая), перья Класс Млекопитающие Кожа, потовые, сальные, млечные железы. Волосяной покров (роговое вещество)

Систематическое положение животного

Строение покровов тела

Наружная клеточная мембрана у организмов с постоянной формой тела (Оболочка)

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви

Кутикула с известью

Покровная ткань, сверху кутикула с хитином. У ракообразных кутикула пропитывается известью

Кожа, костные чешуи, слизистые железы

Кожа, слизистые железы

Кожа (сухая), роговые чешуи

Кожа (сухая), перья

Кожа, потовые, сальные, млечные железы. Волосяной покров (роговое вещество)

Проблемный вопрос урока: В каком направлении шла эволюция покровов тела у животных.

Проблемный вопрос урока:

В каком направлении шла эволюция покровов тела у животных.

Вывод: Эволюция покровов тела шла по пути увеличения числа их слоёв и появления в них все новых и новых образований: РЕСНИЧЕК, ЖГУТИКОВ, ЖЕЛЕЗ, ИЗВЕСТКОВЫХ И ХИТИНОВЫХ ПОКРОВОВ, ЧЕШУИ, КОГТЕЙ, НОГТЕЙ, ВОЛОС, РОГОВ, КОПЫТ.

Эволюция покровов тела шла по пути увеличения числа их слоёв и появления в них все новых и новых образований:

РЕСНИЧЕК, ЖГУТИКОВ, ЖЕЛЕЗ, ИЗВЕСТКОВЫХ И ХИТИНОВЫХ ПОКРОВОВ, ЧЕШУИ, КОГТЕЙ, НОГТЕЙ, ВОЛОС, РОГОВ, КОПЫТ.

1. Какое вещество необходимо для образования панциря ракообразных и раковин моллюсков? А) жир Б) известь В) крахмал

1. Какое вещество необходимо для образования панциря ракообразных и раковин моллюсков?

2. Какую функцию у позвоночных животных выполняет подкожная жировая клетчатка?

3. Что общего у покровов тела всех животных?

4. Кожа у пресмыкающихся:

5. В каком направлении эволюционируют покровы тела у животных?

4 и более ошибок – стоит ещё раз изучить тему и вернуться к тесту

Снаружи кожа покрыта чешуей, содержит

многочисленные железы – слизеотделительные

и ядоотделительные

Кожа имеет множество

желез, которые выделяют слизь

Кожа сухая, без желез, покрытая роговыми чешуями

Кожа сухая, покрытая перьями,

имеется одна железа – копчиковая

Кожа покрытая шерстью, есть железы:

млечные, потовые,жировые, пахучие. Кожа имеет три слоя: 1) эпидермис. 2) собственно кожа. 3) подкожная жировая клетчатка

Домашнее задание:

Спасибо за урок!

Перечислите хордовых животных в порядке их возникновения . Земноводные Млекопитающие Рыбы Ланцетники Птицы Пресмыкающиеся № 1.Эволюция

Перечислите хордовых животных в порядке их возникновения . Земноводные Млекопитающие Рыбы Ланцетники Птицы Пресмыкающиеся

Соотнесите группу беспозвоночных животных и покровы их тела . Группа животных Особенности покрова тела Тип Простейшие тело покрыто эпителиально-мускульные клетками Тип Кишечнополостные кутикула (плотная защитная оболочка) Тип Плоские черви клетки эпителия выделяют слизь. Тип Круглые черви эпителий с хитинизированной кутикулой. Хитин – прочное вещество, но не растягивается, поэтому животные вынуждены линять Тип Кольчатые черви Тип Членистоногие плоский эпителий с ресничками; Кл. Ракообразные пелликула (прочная оболочка), у животных с постоянной формой тела; плазмалемма – у животных с непостоянной формой тела; некоторые могут образовывать раковины . Кл. Паукообразные Кл. Насекомые однослойный эпителий и слой соединительной ткани (может выделять в-ва, образующие раковину, содержать пигментные клетки и др.) Тип Моллюски

Соотнесите группу беспозвоночных животных и покровы их тела .

Особенности покрова тела

тело покрыто эпителиально-мускульные клетками

кутикула (плотная защитная оболочка)

Тип Плоские черви

клетки эпителия выделяют слизь.

Тип Круглые черви

эпителий с хитинизированной кутикулой. Хитин – прочное вещество, но не растягивается, поэтому животные вынуждены линять

Тип Кольчатые черви

плоский эпителий с ресничками;

пелликула (прочная оболочка), у животных с постоянной формой тела; плазмалемма – у животных с непостоянной формой тела; некоторые могут образовывать раковины .

однослойный эпителий и слой соединительной ткани (может выделять в-ва, образующие раковину, содержать пигментные клетки и др.)


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса – формирование у учащихся интереса к изучению животных, так как много интересной информации о животных остается за страницами учебника.

Рассмотрено на заседании

учителей естественного цикла

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета

от 30. 08. 2016 г.

Рабочая программа элективного курса

по биологии 7 класс (1ч)

Учитель : Лизункова Т.В.

Пояснительная записка

Курс составлен на основе Программы элективных курсов. Биология. 6-9 классы. Предпрофильное обучение. Сборник 1/авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2007. – 176с.

Программа занятий, предполагает самостоятельную работу учащихся с дополнительной литературой.

Цель курса – формирование у учащихся интереса к изучению животных, так как много интересной информации о животных остается за страницами учебника. Логика изучения животных основана на схеме: среда обитания, особенности строения, уникальные особенности строения, уникальные особенности поведения, значение в жизни человека (животные – символы). В процессе реализации программы курса предполагается активная поисковая деятельность учащихся при работе с различными источниками информации (фильмы, экскурсии, книги, рассказы ученых и т.д.).

Планируемые образовательные результаты:

При освоении данной программы обучающиеся достигают следующих результатов:

знание основных принципов и правил отношения к живой природе; эстетического отношения к живым объектам.

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

метапредметными результатами освоения данной программы являются:

умение работать с разными источниками информации;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умением постановки гипотезы исследования, выбора методов и способов для её реализации, навыками проведения экспериментов, умениями делать обобщения и выводы;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и окружающих;

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

предметными результатами освоения элективного курса по биологии являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• знать особенности строения клеток, тканей и органов и процессов жизнедеятельности растений;

• приводить аргументированные доказательства взаимосвязи растений с состоянием окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;

• объяснять роль биологии в практической деятельности людей; роль растений в жизни человека; значения фиторазнообразия;

• сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявлять приспособления культурных растений к среде обитания; проводить уход за растениями пришкольного участка в связи с конкретными их адаптациями;

• овладеть методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

• знать основные правила поведения в природе;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

В сфере трудовой деятельности:

• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

• соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

• освоить приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

В эстетической сфере:

• овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы; составлять клумбы пришкольного участка, применяя биологические знания и правила эстетического их составления.

Тема 1. Среды жизни и их обитатели (3 ч)

Обитатели водной, наземно–воздушной, почвенной сред. Разнообразие форм животного мира.

Тема 2. Гиганты моря и карлики в мире животных (4 ч)

Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи, страусы, белуга). Коловратки, жук-водолюб, жук-олень, жук-носорог, уссурийский усач, дальневосточные кальмары. Животные –карлики: простейшие, колибри, королек, камышовая мышь, насекомые.

Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел (3 ч)

Перья, иглы и броня. Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Значение разнообразных внешних покровов. Надежность и уязвимость защиты.

Тема 4. Ядовитые животные (4 ч)

Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. Животные – переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности.

«Тема 5. Животные – рекордсмены (3 ч)

Самые сильные и быстрые животные планеты. Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.

Тема 6. Животные – строители (2 ч)

Многообразие используемого животными строительного материала. Пауки, пчелы, птицы, бобры.

Тема 7. Заботливые родители (3 ч)

Забота о потомстве у животных. Типы заботы о потомстве. Взаимосвязь заботы о потомстве и плодовитости. Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.

Тема 8. Язык животных (3 ч)

Язык и общение животных. Способность животных к символизации. Язык животных и методы его изучения. Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.

Тема 9. Животные – понятливые ученики (3 ч)

Интеллект животных. Способность к обучению. Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.

Тема 10. Герои песен, сказок и легенд (2 ч)

Животные – герои народных сказок. Животные – герои легенд и русско-народных песен.

Тема 11. Животные – символы (2 ч)

Изображение животных на гербах и флагах стран мира.

Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных.

Тема 12. Вымершие и редкие животные планеты (3ч)

Вымершие и редкие животные нашей планеты, причины сокращения численности и вымирания животных. Государственная политики по охране животных. Красная книга МСОП.

Место предмета в учебном плане

На данный элективный курс отводится 34 часа (1 час в неделю)

Формы организации учебного процесса

Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль. Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Формы оценки: тестирование, устный и письменный опрос, собеседование.

Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование.

Формы организации контроля

коллективная (беседа, объяснение, анкетирование, экскурсии, демонстрация видеоматериалов и т.д.);

индивидуальная (защита рефератов, выполнение домашних заданий, подготовка презентаций).

Читайте также: