Сообщение первопроходцы иркутской области

Обновлено: 02.07.2024

Так, первыми из землепроходцев, проложивших путь по рекам Ангаре и Лене на территории Иркутской области, были 40 казаков во главе с Пантелеем Пяндой. За три года (1620-1623 гг.), преодолевая сопротивление со стороны бурят и природные трудности, они проплыли тысячи километров по северным рекам до будущего Верхоленска, далее коротким путем по Усть-Ордынской степи вышли к Балаганску и на стругах по Ангаре возвратились в Енисейск. В своем продвижении Пянда руководствовался рассказами местных тунгусов, в частности они показали казакам Чучуйский волок, по которому прошел отряд с Нижней Тунгуски на Лену. Местные тунгусы указали и второй путь на Лену по р. Чоне, притоку Вилюя, отряду мангазейских служилых людей во главе с Мартыном Васильевым, который прошел его в 1628 г. В литературе известно имя ненца Игнатия Ханептеки – проводника отряда Супоньки Васильева, а затем отряда Григория Семенова.

Во второй половине 17 начале 18 вв. Москва отправила несколько посольств в Китай, первым из которых стало посольство Николая Спафария. Несмотря на внешнее подчинение коренного населения русским казакам, поездка послов по территории Иркутской области представляла собой довольно рискованное мероприятие. В то же время послы, будучи грамотными людьми, составляли описания территории, и во многом благодаря этим описаниям уточнялись и распространялись сведения о сибирской земле. Так, Николаем Спафарием в 1675 г. было сделано первое описание Иркутского острога, а так же южной части озера Байкал от о. Ольхон до пос. Листвянка и дельты р. Селенги.

В петровское время первым посольством в Китай было посольство Избрандта Идеса. Берегов Байкала Идес достиг 10 марта 1693 г. На обратном пути посол пересек озеро в 1695 г. Путевой дневник Избрандта Идеса содержит многочисленные ценные сведения по этнографии и географии Прибайкалья. Так, в нем дано первое литературное описание жизненного уклада прибайкальских бурят, ведущих традиционное скотоводческое хозяйство. Физико-географические описания помимо собственно Байкала касаются и природных объектов долины р. Ангары.

Первая половина 18 века ознаменовалась началом сбора статистического материала, касающегося населения и хозяйства Иркутской губернии (в 1719 году была проведена первая перепись населения Сибири), и деятельности научно-исследовательских экспедиций (в 1719-1726 гг. Д.Г.Мессершмидтом предпринята первая научная экспедиция в Восточную Сибирь). Примечательно то, что на этом этапе местные власти не только не способствовали, но и препятствовали как научному, так и краеведческому изучению территории. Так, шведским пленным Штраленбергом (Таббертом), известным своим содействием экспедиции Мессершмидта, была написана история Сибири и составлена карта описываемой территории. Первая карта и заметки к ней погибли при пожаре, восстановленная же карта была изъята иркутским губернатором Гагариным, вынесшим Табберту запрет этой деятельности под угрозой ссылки на побережье Северного Ледовитого океана.

В период работы Второй Камчатской экспедиции в Прибайкалье местное население не только снабжало ее продовольствием, служило проводниками и рабочими, но и непосредственно включалось в работу отрядов, а позднее ряд его представителей занялся краеведческим изучением территории. Например, казак Козьма Чирошников был участником академического отряда Г.Ф. Миллера, где освоил методику метеорологических наблюдений, и в дальнейшем самостоятельно проводил погодные наблюдения.

В 80-х годах 18 в. в Иркутске жил академик Э.Г.Лаксман (1737-1796). Лаксман предложил новую технологию производства стекла и соли, которая была использована усольскими мастерами. Первый исследовал Тункинские источники. Первым проник к истоку р. Белой в Восточном Саяне. Исследовал минеральные ресурсы Прибайкалья. Нашел на р. Слюдянке лазурит, слюду, белый мрамор. Успешность этой деятельности привела к тому, что в 1784 г. его назначили минералогическим путешественником при Императорском кабинете. Именно эта должность и дала ему возможность поселиться в Иркутске. Исследуя побережье Байкала у Култука, предложил гипотезу образования оз. Байкал как медленный процесс уменьшения реликтового озера.

Первым собственно краеведом г. Иркутска считается Антон Иванович Лосев (родился в 1765 г.). С именем Лосева связано становление в Восточной Сибири статистических и географических краеведческих исследований. Значителен его вклад в картографическое описание территории.

В 1820 г. директор Иркутской гимназии Н.С. Щукин принял у А.И. Лосева эстафету и продолжил вести регулярные метеорологические наблюдения в Иркутске. Данные наблюдения отличаются высокой точностью и ими продолжают пользоваться и в настоящее время. В 1848 г. Щукиным была описана Балаганская пещера, проведено измерение температуры в ней и тем самым положено начало изучению климата пещер Иркутской области. Большое внимание Щукин уделял вопросам образованию донного и внутриводного льда в р. Ангаре и других реках Восточной Сибири. Кроме того, краевед оставил комплексные описания различных местностей Восточной Сибири и Иркутской области, в частности.

В развитии государственного краеведения в Иркутской области большое значение играл Иркутский краеведческий музей, основанный в 1782 г. и по праву считающийся одним из старейших музеев Сибири. 17 ноября 1851 года появился новый краеведческий очаг, развернувший собственную коллекционную и исследовательскую работу - Сибирский Отдел Русского Географического общества.

Декабристы, прибывавшие на поселение в Иркутскую губернию с 1827 г., внесли весомый вклад в развитие губернии, просвещение населения и изучение территории. П.А. Муханов в Братске изучал местные говоры, собрал материал для академического словаря. Проанализировав особенности судоходства на Ангаре, предложил смелый и оригинальный проект постройки обводного канала. П.И. Борисов известен своей страстью к естественным наукам, изучению растительности и орнитологии Сибири, собрал коллекцию птиц и мелких животных, создал акварельные рисунки местных животных, птиц, насекомых, растений. Н.М. Муравьев автор историко-публицистических работ. А.В. Поджио занимался поисками месторождений золота. Н.А. Бестужев собирал этнографические сведения, бурятские песни, автор статьи о хозяйстве у бурят, собирал экземпляры растений Сибири. Бестужева считают основным историографом бурятского народа из среды декабристов.

В 1867 г. в Иркутске проходил Первый педагогический съезд Восточной Сибири, на котором в числе прочих вопросов поднималась проблема отсутствия в литературе какого-либо пособия по родиноведению Сибири. Для решения этой проблемы учителям было рекомендовано заняться составлением описания того района, в котором они преподают, по разработанному единому образцу – краткому описанию Братской волости, составленному сельским учителем Воротниковым. Таким образом, было положено начало школьному краеведению в Иркутской области.

В 60-70-х годах 19 века большой вклад в изучение территории Иркутской области и Прибайкалья внесли участники Польского восстания 1864 года: Б.И. Дыбовский, В.А. Годлевский, А.Л. Чекановский, И.Д. Черский. В состав экспедиций этих исследователей так же входили местные жители. Так, в экспедиции А.Л. Чекановского на Нижнюю Тунгуску принимал участие учитель Иркутской гимназии Ф.Ф. Миллер, который собрал богатый материал по метеорологии, астрономии и определению высот местности. Из других краеведов того времени выделяются учитель М. Загоскин, статист Ларионов, топограф Венюков, Паршин и др.

Заметный вклад в изучение Прибайкалья внесли экспедиции Ф.К. Дриженко (1896-1902 гг.), А.А. Коротнева (1900-1901 гг.), Г.Г. Доппельмаира (1913 г.).

В марте 1916 г. при Академии наук России была создана Комиссия по изучению оз. Байкал. В разное время в работе Комиссии принимали участие такие известные ученые, как В.И. Вернадский, Н.В. Насонов, Л.С. Берг, Г.Ю. Верещагин, В.Ч. Дорогостайский, Б.А. Сварчевский, В.А. Обручев и др. Одним из первых начинаний Комиссии стало устройство на Байкале постоянной гидробиологической станции (инициатор и создатель В.Ч.Дорогостайский), которая была устроена в районе Больших Котов и оборудована на деньги купца Н.А. Второва.

В.Ч. Дорогостайский (1879-1938 гг.) родился в с. Тулун в семье польского политического ссыльного. В 1898 г. после окончания иркутской гимназии поступил в Московский университет. В 1905 г., после окончания университета вернулся в Иркутск, где преподавал в гимназии. Летом совершал экспедиции по Восточной Сибири и Монголии, изучая птиц и других позвоночных животных. В 1901 году исследовал водоросли Байкала. С 1915 года возобновляет ежегодные экспедиции на Байкал для изучения фауны озера, исследует ракообразных Байкала, Ангары и Селенги. В 1917 г. был избран профессором Омского сельскохозяйственного института, а в 1919 был приглашен в Иркутский университет, стоял у истоков его образования. В 1919-1937 гг. руководил кафедрой зоологии позвоночных, создавал музей. Издал свыше 50 научных трудов. В 1923 г. предложил первую схему зоогеографического районирования озера и свою гипотезу происхождения эндемиков.

11-18 января 1925 г. в Иркутске проходил Первый Восточно-Сибирский краеведческий съезд и после него совещание музейных работников.

По мере роста масштабов научных исследований увеличивалось количество участников из местных жителей, некоторые из них впоследствии настолько приобщились к исследованиям, что стали самостоятельно заниматься изучением своего края.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

* Исследователи Сибири Витус Беринг (1681-1741) 1725 г. - первая Камчатская э.

Описание презентации по отдельным слайдам:

* Исследователи Сибири Витус Беринг (1681-1741) 1725 г. - первая Камчатская э.

* Исследователи Сибири Витус Беринг (1681-1741) 1725 г. - первая Камчатская экспедиция под руководством Витуса Беринга 1733 г. - вторая северная экспедиция.

* Иркутский краеведческий музей

* Иркутский краеведческий музей

* Герхард Фридрих Миллер обследовал 20 архивов в городах и острогах Сибири. П.

* Иоганн Георг Гмелин (1709-1755) – изучал природу и географию Сибири, культу.

* 1768 г. - под руководством академика Петра Симона Палласа в Сибирь была нап.

* Значительный вклад в изучение Байкала в XVIII в. внес ученый Иоганн Георги.

* Эрик Густавович Лаксман (1737-1796) – Основал стекольный завод на реке Таль.

* Эрик Густавович Лаксман (1737-1796) – Основал стекольный завод на реке Тальце. Собирал сведения о флоре и фауне Сибири. Исследователи Сибири

* А.Н. Радищев – изучал окрестности Илимска и знакомился с местным Населением.

* А.Н. Радищев – изучал окрестности Илимска и знакомился с местным Населением. Первым в Сибири начал ставить прививки от оспы. Исследователи Сибири

Исследователи Сибири Петр Муханов (1799 – 1854) – вел наблюдения за климатом.

Исследователи Сибири Петр Муханов (1799 – 1854) – вел наблюдения за климатом. Также занимался изучением Ангары и Падунских порогов.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 619 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.02.2018 1290
  • PPTX 1.5 мбайт
  • 7 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Волкова Екатерина Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.



Иркутск практически с самого основания был важнейшим опорным пунктом по торговле с Китаем. Через город проходили все русско-китайские торговые караваны. В первые десятилетия своего развития город был центром обширногоземледельческого и охотопро мышленного края, что помогло становлению Иркутска в экономическом плане. Иркутск практически с самого основания был важнейшим опорным пунктом по торговле с Китаем. Через город проходили все русско-китайские торговые караваны. В первые десятилетия своего развития город был центром обширногоземледельческого и охотопро мышленного края, что помогло становлению Иркутска в экономическом плане.торговле с Китаемкараваныземледельческогоохотопро мышленноготорговле с Китаемкараваныземледельческогоохотопро мышленного



В Иркутске - почти 600 тысяч жителей. Город является центром Иркутско-Черемховской полицентрической агломерации с населением около 1,29 миллиона человек (17-19-е место в РФ).

Динамика численности населения Иркутска, 1875 - 2009 г.


По данным переписи населения 2002 года в Иркутске проживает: 87 % русских, 3 % украинцев, 2 % бурят и др. В Иркутске и Иркутской области одни из самых больших в России сообществ поляков, немцев и белорусов. Около 60 % иркутян причисляют себя к православным верующим В Иркутске большое количество православных церквей, католический Кафедральный собор, построенный в стиле модерн (сохранилось здание старой католической церкви XIX века, в которой сейчас располагается органный зал Иркутской филармонии), синагога, Иркутская соборная мечеть, буддийские храмы

Иркутский православный Собор Богоявления


Железнодорожный вокзал в Иркутске


Дом-музей декабристов Волконских


Первопроходцы Освоение территории Сибири, в т. ч. иркутской губернии русскими началось в п. п. 17 в. Большую роль в этом сыграли землепроходцы (служилые казаки).


Первопроходцы Первым из них был Пантелей Демидович Пянда (1620 -1623 гг.). Он положил начало открытию русскими Восточной Сибири, в особенности Иркутской области


Первопроходцы Вслед за Пяндой по Ангаре пришли другие землепроходцы: Савин (1624 г.), Тюменцев (1625 г.), Бугор (1628 г.), Хрипунов (1629 г.)


Первопроходцы Их сведения заинтересовали промышленников, купцов и крестьян, которые за ними вслед пришли в Восточную Сибирь и стали осваивать её ресурсы.


Первопроходцы В 1647 г. в Прибайкалье с отрядом в 96 чел. ходил казачий атаман Иван Похабов. Тогда же он предпринял лыжный поход в долину Иркута.


Иркутский острог В 1660 г. сын Ивана Похабова Яков совершил новый поход на Иркут, где заложил 6 июля 1661 г. острог, получивший название Яндашского, по имени местного князца Яндаши Дороги.




Иркутский острог Новое русское поселение оказалось в центре пересечения важнейших торговопромысловых путей. В 1670 г. был возведён новый острог, который превосходил прежний в 35 раз. Длина каждой стены составляла 108 метров, а высота - 7 метров.




Город Иркутск В 1682 году Иркутск становится центром самостоятельного уезда. Спустя четыре года в 1686, поселение получило статус города.


Символика В 1690 г. Иркутск обзавелся печатью и гербом. На гербе был изображён древний пещерный тигр-бабр с соболем в зубах. Бабр-тигр воплощал мощь и величие Сибири, простиравшейся до Тихого океана. Соболь же, которого несёт людям бабр, - символ несметных богатств Сибири.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена, как дополнительная помощь в проведении урока по географии Иркутской области.

Данный урок хорошо вписался в планирование, как урок-презентация или урок изучения нового материала. На уроке происходит общее представление темы, создается мотивация к дальнейшей проработке материала.

Построенной мною урок ориентирован не столько на знания, сколько на деятельностный компонент в целом, на мотивацию, желание учиться.

Для проведения урока у меня имелся весь необходимый материал.

Урок состоял из трёх частей, каждая из которых имела своё назначение.

На уроке мною были использованы следующие технологии: тестовые, информационные, здоровьесберегающие. В каждой части урока были запланированы разные виды тестов: открытого и закрытого типа. Учащиеся положительно справились с предложенными заданиями.

Материал урока соответствовал требованиям программы. При изучении нового материала активизировалась мыслительная деятельность учащихся.

Объяснение нового базировалось на помощь класса. Самостоятельной работе учащихся способствовала наглядность, выделение главного, выявление причинно-следственных связей. В урок включена исследовательская деятельность при работе с учебником и разними источниками информации. Прослеживались межпредметные связи: литература, экология, география, изобразительное искусство.

Продуманная мною структура урока оправдала себя на практике. При выявлении знаний использовались следующие методы опроса: устные, письменные, практические. При опросе все учащиеся включились в работу. На уроке удалось реализовать дидактические принципы доступности, научности, индивидуального подхода к учащимся.

Уделялось внимание усвоению учащимися логических операций: сравнение, анализ, доказательство, построение выводов.

Время на реализацию разных этапов урока было спланировано правильно.

При выполнении домашнего задания, а также при изучении нового материала учащиеся выполняли творческие задания исследовательского характера.

Вывод: считаю, что мои приёмы обучения применялись на уроке в логической последовательности. Поставленная мной цель урока полностью достигнута. Все задания полностью выполнены. Ребята были мотивированы и вовлечены в деятельность. Взаимодействие во время работы было активным и продуктивным. Ход урока имел чёткую структуру. Ребята продемонстрировали хорошие результаты урока. Урок информационно-насыщенный, технологичный и дающий возможность детям развивать и применять свои творческие способности.

На уроке внедрялись эффективные методы и приемы способствующие формированию социальных компетенций учащихся.

Читайте также: