Сообщение отрасли промышленности республики бурятия

Обновлено: 05.07.2024

Развиты машиностроение и металлообработка, лесная,
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, стройматериалов,
легкая, пищевая промышленность. Добыча бурого угля, графита;
добыча и переработка вольфрамо-молибденовых руд, апатитов и др.
Основу энергетики составляет Гусиноозерская ГРЭС. Широко развито
животноводство (крупный рогатый скот; тонкорунное овцеводство,
свиноводство, птицеводство). Посевы зерновых и кормовых культур,
картофелеводство и овощеводство. Пушной промысел, звероводство.
Развито рыболовство (основной район — озеро Байкал, омуль). По
территории Бурятии проходят две железнодорожные магистрали —
Транссибирская и Байкало-Амурская — соединяющие центральные
части России с районами Дальнего Востока и странами Юго-Восточной
Азии. Судоходство по оз. Байкал, рр. Селенга и Баргузин.

9. Инфраструктура

В Бурятии имеется всего один
достаточно современный аэропорт
(Международный аэропорт города
Улан-Удэ), но и он имеет ряд
ограничений по принимаемому
воздушному транспорту.
Основные производительные силы
сосредоточены в г. Улан-Удэ, где
имеются транспортные и
инженерные коммуникации, связь,
другие объекты инфраструктуры,
которые обеспечивают возможность
экономического развития. Они же
создают условия для развития
транспортных связей не только с
регионами страны, но и
европейскими странами, странами
Юго-Восточной Азии.

11. Промышленность

*Промышленность
Ведущей сферой экономики республики является
промышленность, обеспечивающая производство порядка 27 %
валового регионального продукта. До 30 % трудовых ресурсов
материального производства приходится на промышленность.
Всего в промышленности насчитывается чуть более 1600
предприятий. Основу отрасли образуют 147 крупных и средних
предприятий, на которых сосредоточен ее основной
производственный потенциал, и занято около 52, 3 тыс.
человек. Промышленность опережает другие отрасли
хозяйства по численности занятых, выпуску продукции, объему
основных фондов.
Основными отраслями промышленности являются
машиностроение и металлообработка, электроэнергетика,
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная
промышленность, цветная металлургия, топливная, пищевая
промышленность.

В настоящее время Бурятия производит
и экспортирует: авиационную технику,
мостовые металлические конструкции,
древесину и целлюлозу, строительные
материалы, электрооборудование,
мясные консервы, макароны,
ликероводочные изделия и многое
другое.

13. Крупнейшие промышленные предприятия

14. Сельское хозяйство

*Сельское хозяйство
Несмотря на то, что регион относится к зоне рискованного земледелия, в
агропромышленном комплексе Бурятии производится значительная часть
необходимого ей продовольствия. Местные ресурсы
сельскохозяйственного сырья формируют основу пищевой
промышленности Бурятии, представленной предприятиями по
производству мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной,
комбикормовой, ликероводочной продукции, кондитерских и некоторых
других изделий.
В агропромышленном комплексе Республики Бурятия создается около 10
% ВРП, трудится 9, 8 % занятого населения. После значительного спада
выпуска в 1992—1998 гг. основные показатели отрасли находятся в
стабильном состоянии. В 1999—2005 гг. наблюдался отток кадров,
замедлившийся к настоящему времени.

Площадь сельскохозяйственных угодий
— 3, 154 млн га, в том числе пашни —
847 тыс. га. В структуре земельных
угодий наибольший удельный вес
занимают сенокосы, пастбища. Земли
характеризуются невысоким
плодородием, почвы подвержены
ветровой и водной эрозии. 82 %
сельскохозяйственных угодий, 92 %
поголовья крупного рогатого скота
находится в частной собственности.
Государственные сельскохозяйственные
предприятия, относящиеся к
федеральной и республиканской
собственности, занимают 8, 7 % угодий.

16. Туризм в Бурятии

*Туризм в Бурятии
Основные страны, откуда в Бурятию
приезжают:
Германия
КНР
Монголия
Республика Корея
США
Франция

17. Популярные места

*Популярные места
Анинский дацан
Ацагатский дацан
Байкал — самое древнее, глубокое и
чистое озеро на Земле.
Баргузинская долина
Богиня Янжима — покровительница
плодородия, дарует жизненные силы
женщинам

Бурин-хан — священная гора, одна из
самых почитаемых буддийских
святынь Центральной Азии
Долина вулканов в Горной Оке
Иволгинский дацан — официальный
центр российского буддизма
Иволгинское городище — северный
форпост империи Хунну, крупнейший
археологический памятник
Забайкалья
Кяхта — старинная купеческая
слобода, город миллионеров, чайная
столица России, песчаная Венеция

Кяхтинский краеведческий музей —
один из самых старых музеев
Забайкалья, уникальная хуннская
коллекция
Музей истории Бурятии
Музеи Бурятии
Сартул-Гэгэтуйский дацан —
красивый буддийский храм на юге
Бурятии
Светлая Поляна — экологоэтнографический парк в Максимихе,
построенный в виде казачьего
острога времен XVII века.

Забайкальские старообрядцы
(семейские) — самобытная
старорусская культура, шедевр
устного и нематериального наследия
человечества (ЮНЕСКО)
Таглей — загадочное озеро в
труднодоступной горной тайге,
обладающее целебными свойствами
Тамчинский дацан
Театр оперы и балета в Улан-Удэ
Тункинская долина

Улан-Удэ — сердце российской Азии,
солнечный город на берегу Байкала,
древнейший город России,
культурная столица Забайкалья
Ушканьи острова — крупнейшее
лежбище байкальского тюленя
(нерпы)
Чивыркуйский залив — одно из
самых живописных мест на Байкале
Эгитуйский дацан — один из самых
посещаемых дацанов Бурятии
Этнографический музей народов
Забайкалья

Промышленность Республики Бурятия на нашем сайте представлена следующими предприятиями:

Информация

Республика Бурятия – субъект РФ, который относится к СФО. Столица – Улан-Удэ. Республика располагается в Восточной Сибири, в центре Азии. Имеет общие границы с Иркутской областью, с Республикой Тыва, Забайкальским краем и Монголией.

Главными отраслями республики считаются машиностроение, металлообработка, топливная и цветная промышленность. Предприятия занимаются производством вертолетов, изготовлением запасных частей к авиатехнике, оборудования легкой промышленности и бытовой техники. Также в Бурятии развиты пищевая, легкая, целлюлозно-бумажная, лесная и деревообрабатывающая промышленности. На рынке они представлены производством рыбных, макаронных и ликероводочных изделий, меда, древесины, пиломатериалов, картона, бумаги, целлюлозы, шерстяных тканей и пряжи. Бурятия один из ведущих поставщиков мясных консервов, как в России (одна треть рынка), так и на экспорт. Горнодобывающая промышленность представлена добычей золота, каменного и бурого угля, урана, цветных металлов, нефрита. В Бурятии находится единственное месторождение бериллия, которое пригодно для прибыльной добычи в России.

Доли отраслей в промышленности республики Бурятия:
Электроэнергетика 45,9%
Топливная промышленность 9,2%
Черная металлургия 1,2%
Цветная металлургия 6,8%
Химическая и нефтехимическая промышленность 0,2%
Машиностроение и металлообработка 12,0%
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 7,0%
Промышленность строительных материалов 3,6%
Легкая промышленность 2,3%
Пищевая промышленность 9,0%

Промышленность республики сориентирована в основном на добычу сырья и его первичную переработку. Ведущие отрасли - горнодобывающая, золотодобыча, угледобыча. Развиты лесная, деревообрабатывающая промышленность и электроэнергетика. Получило развитие машиностроение, большей частью - его оборонные отрасли: авиастроение, судостроение и радиопромышленность.
Объем производства промышленной продукции в 1998 г. составил 5330 млн. руб.

Показатели промышленного производства региона в 1998 г.
Индекс производства промышленной продукции, в % к 1997 г 97%
Изменение затрат на рубль продукции в промышленности, в % к 1997 г. 4,28%
Уровень рентабельности активов промышленных предприятий. -0,4%
(отношение прибыли к средней стоимости активов предприятий и организаций; в %
Уровень рентабельности реализованной продукции промышленными предприятиями 3,8%
(отношение прибыли от реализации к затратам на производство реализованной продукции (работ, услуг), в %)

Сибирь и Дальний Восток сегодня являются местами интенсивного развития, которое регулируется общегосударственными программами и планами развития крупнейших российских компаний. Международные, общенациональные и частные крупнейшие инвестиционные проекты развиваются как при поддержке властей
российских регионов, так и в кооперации с бизнесом и федеральной властью. О ситуации в промышленности и транспортной отрасли Республики Бурятии мы беседуем с ее главой Алексеем Цыденовым.

Республика Бурятия: в центре внимания – машиностроение и транзит

Флагманы промышленного роста

– Алексей Самбуевич, как Вы оцениваете уровень промышленного развития республики? Какие сферы промышленности имеют наибольшее значение для экономического и социального развития Бурятии?

Республика Бурятия обладает значительным потенциалом для дальнейшего наращивания экспорта лесоматериалов. Ее лесные ресурсы уникальны как по своим запасам, так и по их разнообразию, почти 76% территории республики занято лесами. Общий запас древесины составляет 2 млрд куб. м. Ежегодный допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека) составляет 10,6 млн куб. м.

На сегодняшний день в лесопромышленном комплексе Бурятии функционирует более 700 предприятий, занимающихся заготовкой и обработкой древесины, производством изделий из дерева.

Для размещения промышленных предприятий в Республике Бурятии созданы зоны экономического благоприятствования, где инвесторам обеспечиваются льготы на аренду земли и льготное налогообложение в соответствии с действующим законо-дательством. В Улан-Удэ реализуются проекты по созданию промышленного парка для субъектов малого и среднего предпринимательства, частного индустриального парка для производителей строительных и отделочных материалов, технопарка высоких медицинских, информационных и энергоэффективных технологий. На данных площадках можно реализовать проекты в соответствующих отраслях промышленности.

– Как деятельность Улан-Удэнского авиационного завода влияет на экономическую ситуацию в республике?

Технопарку, в том числе за счет внимания к регионам Дальнего Востока, может быть присвоен статус территории опережающего развития, который даст его резидентам право на налоговые льготы. Улан-Удэнский авиазавод рассчитывает в дальнейшем также участвовать в проектах на выделение субсидии на строительство инфраструктурных объектов, которая дается субъектам Дальневосточного федерального округа. Сегодня действуют льготы необложения по НДС, поскольку предприятие поставляет продукцию на экспорт и ведет НИОКР.

Инновационная площадка железнодорожного машиностроения

– В Улан-Удэ находится крупнейший в РФ локомотиворемонтный завод. Какова роль предприятий вагоно¬ремонтного и локомотиворемонтного комплекса в развитии региона?

Основной деятельностью завода является проведение различных видов ремонта тягового подвижного состава, оборудования, узлов и агрегатов для него, а также производство запасных частей.

С 2017 года УУЛВРЗ стал пилотной площадкой для реализации проекта создания центров технологических компетенций по ремонту электрических машин, ремонту и производству колесных пар, производству стального и чугунного литья. Таким образом, завод является инновационной площадкой по развитию железнодорожного машиностроения в целом.

Улан-Удэнский ЛВРЗ – в числе наиболее крупных работодателей города, на заводе трудится около 6 тыс. человек. Предприятие предоставляет сотрудникам широкий спектр льгот по коллективному договору – ДМС, выплаты при уходе на пенсию, санаторно-курортное лечение, организует детский отдых.

В рамках соглашения с правительством Республики Бурятии оказывалась помощь в увеличении бюджетных мест в высших и средних специальных учебных заведениях для подготовки кадров для УУЛВРЗ.

Наше взаимодействие имеет стратегический характер, потому что предприятие является одним из крупнейших налогоплательщиков в Республике Бурятии. В 2018 году уплачено свыше 500 млн руб. налогов.

– Отмечу, что задачу развития Байкало-Амурской магистрали до 2024 года поставил президент России Владимир Путин. Второй этап развития БАМа предусматривает 150%-ное увеличение объемов грузоперевозок. При этом власти республики в первую очередь отвечают за комплексное развитие территории.

– В последнее время наблюдается рост контейнерных перевозок между Азией и Европой. Один из транспортных коридоров проходит через территорию Бурятии. Дает ли этот рост толчок развитию транспортного комплекса республики?

– Байкальский регион – это мост между Европой и Азией, который дает дополнительные возможности для Республики Бурятии как пограничного региона. Объективно сильными сторонами республики являются высокий транзитный потенциал ее территории, близость к наиболее быстро развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона, а также высокий экологический и природно-ресурсный потенциал.

С осени 2017 года аэропорт Байкал наряду с такими аэропортами, как Сочи, Владивосток и Калининград, обладает статусом пятой свободы воздуха, который дает возможность судам иностранных авиакомпаний входить в воздушное пространство России с определенными привилегиями. Использование международного транспортного коридора для перевозки грузов через Бурятию по маршруту Улан-Удэ – Кяхта – Улан-Батор – Пекин позволяет сократить сроки доставки до 23 дней.

– Расскажите об основных проектах развития автомобильной автодорожной сети в республике. Планируется ли расширение и модернизация автодорог в сторону Монголии?

– По территории Республики Бурятии проходят две федеральные автодороги, ведущие в Монголию. У автомобильной дороги федерального значения А-340 Улан-Удэ – Кяхта – граница с Монголией (входит в состав международного транспортного коридора Россия – Монголия – Китай), общая протяженность которой составляет 216,3 км, в нормативном состоянии находится 85%. А-340 связывает между собой Иволгинский, Селенгинский, Кяхтинский районы республики и город Улан-Удэ, обеспечивая выход к международному автомобильному пункту пропуска на границе с Монголией. Дорога имеет стратегическое значение, так как является одной из главных транспортных артерий страны, способствующей развитию экономических связей Восточного региона.

В настоящее время разрабатываются объекты проектирования по устройству стационарного электрического освещения на автомобильной дороге А-333 Култук – Монды – граница с Монголией в селах Быстрая, Тибельти, Зактуй, Харбяты, Шимки, Мойготы, Монды и на автомобильной дороге А-340 Улан-Удэ – Кяхта – граница с Монголией на примыкании к дороге, ведущей к селу Тохой. Строительно-монтажные работы планируется выполнять с 2020 по 2022 год.

Беседовал Алексей Лебедев


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Читайте также: