Сообщение оптинские старцы 5 класс однкнр

Обновлено: 08.07.2024

В Калужской области , близ города Козельска есть удивительное место, куда бесконечным потоком стекаются православные верующие со всей России. Это Оптина пустынь – место, которое прославилось целой плеядой старцев.

Но прежде, чем начать разговор об Оптинских старцах, расскажем немного о судьбе монастыря.

ИСТОРИЯ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

По преданию, Оптина пустынь получила свое название от имени разбойника Опты , промышлявшего в районе Козельска в 14 веке . Оставив свои преступные дела и одумавшись, он принял постриг с именем Макарий и впоследствии основал здесь обитель.

В 18 веке из-за непосильного оброка, который наложил царь Петр I , монастырь совсем обеднел, а в 1724 году его и вовсе упразднили и присоединили к Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю .

В 1726 году Екатерина II приказала восстановить монастырь, что и было незамедлительно выполнено. Так постепенно в течение 18 века обитель не только была возрождена, но и отстроена, появились новые монастырские здания: собор во имя Введения Пресвятой Богородицы во Храм , колокольня.

Собор во имя Введения Богородицы во Храм

С началом нового 19-го столетия все больше людей узнают о возрожденной обители, появляются меценаты, продолжается строительство монастыря: возведены Казанский храм , больничная церковь, колокольня.

Собор в честь Казанской иконы Божией Матери

В 1821 году в монастыре был устроен скит, куда стали заселяться пустынники. С тех пор еще больше паломников потянулось в монастырь: кто за советом к старцам, а кто-то оставался здесь для служения Богу. Так Оптина пустыньстала одним из главных духовных центров России.

В советское время в монастыре был то музей, то дом отдыха, то концлагерь, то госпиталь, то воинская часть.

Лишь в 1987 году монастырь был передан РПЦ. Через год, в 1988 г., в лике святых был прославлен старец Амвросий (Гренков), а в 1996 году состоялось прославление и остальных старцев как местно чтимых святых (общецерковное прославление состоялось в 2000 году).

14 СТАРЦЕВ

Итак, расскажем о святых старцах. Как это обычно бывает в монастырях, в Оптиной пустыни жили монахи из разных мест, разного происхождения и возраста.

Лев Оптинский (1768–1841)

Основателем Оптинского старчества можно назвать иеросхимонаха Льва (Наголкина). До принятия монашества он был приказчиком у купца. Человеку глубокой веры, открытому и энергичному, - ему удалось собрать вокруг себя достойных монахов, которые впоследствии так же, как преподобный Лев, наставляли и учили вере Христовой.

Моисей Оптинский (1782-1862)

Схиархимандрит Моисей (Путилов) был настоятелем монастыря. Во время его мудрого управления в обители были воссозданы и построены многие здания. Сам же старец был очень кроток и добросердечен, принимал странников, помогал обездоленным.

Антоний Оптинский (1795-1865)

Брат схиархимандрита Моисея, Антоний (Путилов) был величайший молитвенник. Несмотря на телесные немощи, он принимал многих посетителей, и до нас дошли его письменные наставления, от которых веет любовью и переживаниями за нас, грешных.

Иларион Оптинский (1805-1873)

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) был учеником преподобного Макария Оптинского. Обладал даром учительства и убеждения: многие сомневающиеся и маловерные после беседы со старцем, укреплялись в вере Христовой.

Исаакий Оптинский (1810-1894)

Настоятель схиархимандрит Исаакий (Антимонов) был великим подвижником и молитвенником. Мудро, по-хозяйски он управлял обителью, сохраняя главное: заветы святых старцев-предшественников.

Амвросий Оптинский (1812-1891)

Великий подвижник иеросхимонах Амвросий (Гренков) в юности сильно заболел и дал обет Господу, что если излечится - уйдет в монастырь. С детства он обладал прекрасной памятью, знал несколько иностранных языков, его живой и ясный ум помогал найти подход к каждому посетителю, коих было у старца огромное множество, его очень почитали за умение проповедовать. Преподобный обладал даром чудотворения.

Старец Амвросий основал в 12 километрах от монастыря Шамординскую женскую обитель .

До наших дней дошли письма преподобного Амвросия, из которых мы черпаем многие мудрые изречения.

Анатолий Оптинский старший (1824-1894)

Иосиф Оптинский (1837-1911)

Ученик Амвросия Оптинского, иеросхимонах Иосиф (Литовкин) был смиренным, чистым душой, непрестанно молился. Неоднократно святому являлась пресвятая Богородица, а многие современники видели над старцем Божественное сияние.

Варсонофий Оптинский (1845-1913)

Прозорливец схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) до принятия монашества был военным, дослужился до полковника, но оставил военную карьеру. В 1910 году священным Синодом Васонофий Оптинский был отправлен к умирающему Л.Н.Толстому, который, как известно, был отлучен от Церкви, но родные не пустили старца к писателю.

Нектарий Оптинский (1853-1928)

Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) родился в бедной семье, рано осиротел, в 20 лет пришел в Оптину пустынь. Нектарий Оптинский обладал даром чудотворения, стал последним старцем, кого избрали соборно. После прихода советской власти, монастырь закрыли, а святого арестовали и посадили в тюрьму на 3 года.

Анатолий Оптинский младший (1855-1922)

Иеросхимонах Анатолий (Потапов), последние годы жизни которого пришлись на тяжелые послереволюционные годы, наставлял и утешал верующих, учил хранить веру до последнего во всех обстоятельствах. Старец обладал даром исцеления и прозорливости.

Святой исповедник иеромонах Никон (Беляев) свято соблюдал старческое служение и после закрытия обители. В 1927 году его арестовали и сослали в лагерь. По истечении срока, больного, его отправили в ссылку в Архангельскую область, где святой скончался.

Исаакий Оптинский (1865-1938)

Оптина пустынь, породившая великих Оптинских старцев,- это уникальное место нашей Церкви.

На протяжении почти полутора веков святые учили и проповедовали, утешали и наставляли, чтобы и сегодня каждый человек помнил, ради чего нам дается жизнь земная и как заслужить жизнь вечную. В молитве Оптинских старцев , которую мы ежедневно читаем с началом нового дня, изложена вся программа оптинских монахов. Главное же, чему учат нас святые, во всем надеяться на Бога и принимать каждое событие со смирением и верой в то, что Отец наш Небесный не оставит нас.


Калужская область славится множеством святынь. Самая известная - Оптина пустынь, история которой начинается в XIV столетии. В XIX веке монастырь стал настоящим исправительным приютом для русской интеллигенции. Мудрые духовники - оптинские старцы - врачевали здесь недуги дворян, с любовью утешая всех богомольцев, независимо от их звания и положения.

оптина пустынь калужская область

Где находится Оптина пустынь

Монастырь расположен в двух километрах от Козельска, на берегу реки Жиздры. Говорят, что проведя в этих местах несколько дней, человек меняется, в его душе наступает спокойствие. Сотни людей едут сюда каждый день. Это одно из самых почитаемых и намоленных мест православной Руси. О том, где находится Оптина пустынь, люди задумываются в минуты уныния, тогда, когда их охватывает чувство безысходности. Добраться до этих мест можно на поезде. От станции Тупик до монастыря два километра.


Предыстория

В начале XV века город перешел Литве. Через 50 лет город вошел в состав Московского княжества. Дата основания Оптиной пустыни неизвестна. Но есть предположение, что ранее монастырь был общим для монахов и монахинь.

Оптина пустынь – мужской монастырь, расположенный в Калужской области. Пустынью в старину называли места уединенных монашеских поселений. Оптина – слово, которое происходит от имени раскаявшегося разбойника. Об этом человеке известно немного.

Разбойник Опта был грозным предводителем большой шайки. Он промышленной в дремучем лесу, где теперь расположен город Козельск. Однажды по неизвестным причинам отпетый разбойник оставил свою шайку и принял монашеский постриг. В иночестве он получил имя Макарий. Именно поэтому пустынь в 14-15 столетиях называлась Макарьевской. Где похоронен основатель монастыря, неизвестно. К тому же эта история всего лишь одно из преданий. В истории Оптины пустыни много белых пятен.

Другие версии об основании обители

О том, кто основал Оптину пустынь, есть различные предположения. Согласно одной из версий, она построена была в глубине дремучего леса благодаря князю Владимиру Храброму и его наследникам. Эти места не подходили для хлебопашества, в XIV веке никому не принадлежали. А потому, согласно еще одной версии, однажды здесь появились неизвестные отшельники. Они избрали для своих духовных подвигов самое глухое место, вдали от поселений. Таковы версии о возникновении Оптиной пустыни. История монастыря представлена ниже.

XVIII век

Петровские реформы не лучшим образом отразились на судьбе обители. Монастырь должен был платить оброк государству. Средства необходимы были для строительства новой столицы и войны со шведами. Ко второму десятилетию XVIII века обитель оказалась в бедственном положении. В 1724 году была упразднена. Деревянные постройки, находившиеся на ее территории, пришли в негодность.

Восстановление началось в 1741 году. Здесь построили деревянную колокольню и новый храм с двумя приделами. В 1764 году по приказу Екатерины Великой обитель вошла в число заштатных монастырей Крутицкой епархии. Спустя пять лет завершилось строительство соборного храма. Согласно историческим документам, в семидесятые годы здесь было всего два монаха.

Положение Оптины пустыни начало меняться к концу XVIII столетия, когда на монастырь обратил внимание митрополит Московский. Уже в 1797 году здесь было 12 монахов. В 1799-м обитель вошла в состав Калужской епархии.

XIX век

В отечественной истории Оптина пустынь имеет немалое значение. Эта обитель – яркий пример процесса духовного возрождения, произошедшего в конце XVIII столетия. Она расположена у опушки соснового бора, отрезана от мира Жиздрой. Это превосходное место для созерцательной отшельнической жизни, духовных оазис. Говорят, старцы Оптины пустыни обладают даром исцеления.

В начале столетия началось строительство трехъярусной колокольни. С обеих сторон к ней пристроили флигели для келий. В 1804-м строительство закончилось. Спустя три года началось возведение Казанского храма, чуть позже – больничной церкви с шестью кельями. На материал для строительства выделил средства советник Камынин.

Храмы были освящены в 1811 году. Спустя десять лет здесь устроили скит. В нем проживали пустынники, то есть люди, проведшие много лет в абсолютном уединении. Духовной жизнью обители ведал старец. Со всех уголков России в Оптину пустынь потянулись люди, которые стремились к жизни в согласии с Богом. Монастырь стал духовным центром страны. После того как начали поступать пожертвования, здесь появились угодья, мельница, каменные здания.

оптина пустынь 19 век

XX век

В 1918 году монастырь был закрыт. Несколько лет на его территории располагался Дом отдыха. На могилах старцев в советские годы некоторое время была танцплощадка. А в 1939-м эти святые места по приказу Берии были преобразованы в концлагерь. Здесь содержалось несколько тысяч польских офицеров, большая часть из них была отправлена в Катынь и расстреляна.

В начале ВОВ в монастыре располагался госпиталь, затем – проверочно-фильтрационный лагерь НКВД. Русской православной церкви правительство передало Оптину Пустынь 1987 году. Восстановление началось в 1990-м.

Места захоронения старцев нашли с огромным трудом. Разруха в девяностые годы здесь была настолько удручающей, что местные жители не верили в то, что Оптину пустынь удастся возродить.

оптина пустынь территория монастыря

Архитектурный ансамбль

Главный храм обители – Введенский собор. Он основан в 1750 году. Самый большой храм на территории монастыря – храм Казанской иконы Божьей Матери, построенный в 1811 году. В двухтысячных возвели храм Преображения Господня.

На территории обители также находятся: храм в честь Преподобной Марии Египетской, колокольня, часовня, надвратная церковь, деревянная звонница, братская трапезная, а также хлебопекарный, игуменский, библиотечный, келейный корпуса. Некоторые постройки появились еще в XIX веке. Например, келья старца Амвросия располагается в деревянной избе, которой уже более 150 лет. Однако самая старая постройка в Оптиной пустыни – Введенский собор.

В Москве и Санкт-Петербурге находятся церкви, относящиеся к обители. Это подворье Свято-Введенского монастыря Оптиной пустыни в Ясенево (Храм Петра и Павла) и Храм Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове.

оптина пустынь введенский собор

Старцы

Оптина пустынь – это прежде всего ее старцы. Их сегодня всего четырнадцать. В чем заключается сущность старчества? Среди монахов выбирается более опытный, который становится духовным отцом всей братии. Наставником он становится и для мирян, приезжающих сюда. Между Казанской церковью и Введенским собором находится некрополь. Здесь похоронены священнослужители. И именно в этой части пустыни находятся могилы оптинских старцев. Однако они пустые - мощи святых перенесены в раки.

Иеросхимонах Амвросий

Его канонизировали в 1988 году. Преподобный Амвросий, в миру Александр Михайлович Гренков, обладал феноменальной памятью, свободно писал и говорил на пяти иностранных языках. Он с детства отличался необыкновенными способностями, но в юношестве сильно заболел и тогда дал обет Богу: если выживу, постригусь в монахи. Александр Гренков выздоровел. Для своего служения он выбрал Оптину пустынь.

Преподобный Амвросий умел с каждым поговорить на его языке: помочь неграмотной крестьянке, дать совет состоятельному помещику. Этот человек общался со Львом Толстым и Федором Достоевский. Беседы со старцем происходили в особом помещении. Обстановка этой комнаты сегодня полностью сохранена. В ней царит аскетичность, хотя старец здесь принимал не только известных писателей, но и представители царской семьи Романовых.

оптинский старец амвросй

Иеросхимонах Лев

В миру его звали Львом Даниловичем Наголкиным. Родился будущий оптинский старец в 1768 году. Происходил из мещанского сословия, в молодости служил приказчиком у состоятельного купца. В 1797 году Наголкин постригся в монахи. Спустя 20 лет прибыл в Оптину пустынь, где основал старчество. Среди его духовных чад был преподобный Амвросий, о котором сказано выше.

Иеросхимонах Макарий

Михаил Николаевич Иванов, таково мирское имя этого старца, родился в 1788 году в дворянской семье. В возрасте 14 лет поступил на службу бухгалтером. Спустя несколько лет получил должность начальника счетной экспедиции. После смерти отца Иванов оставил службу и ушел в монастырь. С 1834 года находился в Оптиной пустыни. Благодаря этому старцу была создана целая школа переводчиков и издателей духовной литературы.

Архимандрит Варсонофий

Родился будущий священнослужитель, в миру Павел Плиханков, в Самаре в 1845 году, в купеческой семье. Окончил военную гимназию, после чего сделал неплохую карьеру. Дослужился до полковника. Однако неожиданно для родственников и сослуживцев Плиханков в 70-е годы подал прошение об отставке. В Оптину пустынь он прибыл в 1891-м. В 1907 году его возвели в сан игумена. Спустя пять лет преподобного Варсонофия назначили настоятелем Старо-Голутвинской обители.

В Оптиной пустыни старец находился как раз в то время, когда туда приезжала Лев Толстой. Как уже было сказано, писатель в этих местах побывал накануне смерти. Узнав об этом, Варсонофий отправился на железнодорожную станцию, дабы напутствовать Толстого перед смертью и помочь ему примириться с церковью. Но к умирающему писателю его не допустили.

Нектарий Оптинский

Николай Тихонов родился в Ельце в 1853 году. Семья была бедной, отец работал на мельнице, рано умер. Скоро ушла из жизни и мать. Мальчик остался сиротой. В одиннадцать лет он поступил на службу в купечестве лавку, спустя шесть лет получил должность младшего приказчика.

В возрасте двадцати лет Николай отправился пешком в Оптину пустынь. Здесь его принял старец Амвросий. Они долго беседовали, но о чем, Нектарий позже никому так не рассказал. В марте 1887 года он был пострижен в мантию. Спустя семь лет посвящен в иеродиаконы.

За два года до начала Первой мировой войны братья избрали Нектария старцем. После прихода советской власти монастырь закрыли. Преподобного Нектария арестовали. В тюрьме он провел три года. Известно, что после возвращения он жил в селе Ульяново Калужской области. Скончался в 1928 году.

Схиархимандрит Илий

Таким зрением, как утверждают монахи Оптиной пустыни, обладает Схиархимандрит Илий (Алексей Ноздрин). Сейчас он проживает в Переделкине, является личным духовником патриарха Московского Кирилла. Когда же старец находился в Оптиной пустыни, к нему непрерывно шли люди. Он не всех принимал. Но если человеку посчастливилось переговорить со старцем Илием, он мог получить у него совсем неожиданный совет. Например, оставить бизнес, усыновить ребенка из детдома или даже уйти в монастырь.

Алексей Афанасьевич Ноздрин - так звали его в миру. Он родился в 1932 году в крестьянской семье. В 1949-м окончил школу. Во время службы в армии вступил в комсомол, но вернувшись домой, раскаялся в своем поступке, и сжег комсомольский билет.

В 1958 году Ноздрин окончил техникум в Подмосковье. Затем работал на заводе в городе Камышине. Здесь был всего один храм, который и посещал будущий священнослужитель. Ноздрин, по совету своего духовника, окончил Ленинградскую духовную академию. В 1966 году был пострижен в монашество. В конце восьмидесятых его направили в Оптину Пустынь, где в то время начиналось восстановление обители.

Схиархимандрит Илий

Трагедия 1993 года

На Пасху в Оптиной пустыни у звонницы были убито три священнослужителя. Иеромонах Василий и иноки Трофим и Ферапонт стали жертвами ритуального преступления. Убийца подкрался сзади и нанес им удары в спину. Его быстро задержали, во время следствия признали невменяемым и поместили в лечебницу закрытого типа.

оптина пустынь новомученики

Трудники

Многие, кто приезжает в Оптину пустынь, остаются здесь на некоторое время. Их селят, кормят бесплатно. Но при условии: они обязаны трудиться и посещать все службы. Говорят, что пребывание в этих святых местах лечит душу.

Среди трудников – представители различных профессий. Для всех условия пребывания в Оптиной пустыни одинаковые. В пять утра подъем. Богослужение занимает в день около четырех часов. Все остальное время приходится работать. Размещают трудников в особой гостинице, в каждом номере проживает несколько человек. Для того чтобы поселиться, необходим паспорт и рабочая одежда. Все остальное при необходимости выдают в монастыре.

Обитель находится на полном самообеспечении. Трудники работают вместе с монахами. Подсобное хозяйство этого монастыря – одно из крупнейших сельскохозяйственных предприятий в Калужской области. Каждый из трудников имеет в миру какую-то профессию. В монастыре им стараются предложить работу, которая им знакома. Ветеринары ухаживают за животными. Художники пишут иконы.

В летнее время братья выезжают на посевные работы. Но и здесь их не освобождают от богослужений – с ними выезжает специальный передвижной храм.

Свободного времени у трудников почти нет. Они должны соблюдать строгий устав монастыря. Тем не менее некоторые живут здесь годами. Есть и такие, что вообще не уезжают, готовятся к монашеству.

оптина пустынь звонница

В окрестностях монастыря

Сегодня вокруг обители выстроилась целая деревня. В девяностые годы небольшой дом в окрестностях монастыря можно было купить всего за 50 тысяч рублей. Сегодня цены выросли в примерно в двадцать раз. Среди жителей близлежащих поселков немало тех, что приобрели дома и здесь исключительно из-за близости Оптиной пустыни. Многие селяне принимают на постой желающих посетить прославленный монастырь. Стоимость аренды жилья невысокая – от 300 рублей за койко-место.

Оптина пустынь окружают лес, деревня и целебные источники. В шестистах метрах от монастыря находится родник Пафнутия Боровского, который издавна считается целебным. Сюда ежегодно приходят тысячи паломников. Говорят, что родник действительно излечивает от недугов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту по теме "Культура России в 17 веке"

Презентация как иллюстрация к уроку.

Презентация "Отражение Отечественной войны в культуре XIX века".

Данная презентация предоставляет возможность практического использования материалов на уроках, во внеклассной работе, исследовательской деятельности учащихся при изучении тем Отечественной войны 1812г.


Презентация "Физ - зря или физическая культура"

Материал данной презентации включает в себя итоги анкетирования детей и родителей по проблеме пропусков уроков физической культуры учащимися школ. Как результат исследования данной проблемы представле.

презентация к курсу "История и культура Санкт- Петербурга"

Презентация по теме "Древний Египет в Петербурге".



"Каменная летопись Древней Руси". Презентация к урокам мировой художественной культуры, основ православной культуры.

Давайте отправимся в увлекательное путешествие в русскую старину, увидим своими глазами эту необыкновенную красоту русских храмов и соборов. Академик Д.С. Лихачёв писал: «Первое путешествие, которое ч.

Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси».



Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841)

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841)
Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841)

Первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Чудеса, совершаемые старцем, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему.
Кончина (день памяти): 11/24 октября 1841 г.

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862)

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862)
Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862)

Кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.
Кончина (день памяти): 16/29 июня 1862 г.

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865)

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865)
Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865)

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873)

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873)
Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873)

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891)

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891)
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891)

Великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ - искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Ученик старцев Леонида и Макария, унаследовал от них благодатный дар старчества, в беззаветном служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления - источник духовной мудрости для ищущих спасения. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью.
Кончина (день памяти): 10/23 октября 1891 г.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894)

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894)
Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894)

Скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения. Преп. Амвросий говорил, что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается.
Кончина (день памяти): 25 января/7 февраля 1894 г.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894)

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894)
Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894)

Приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Он не знал покоя – двери келии его были открыты для братства и убогих. В пище, и в одежде, и в убранстве келии соблюдал полную простоту древних подвижников.
Кончина (день памяти): 22 августа/4 сент. 1894 г.

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)
Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)

Ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Преп. Иосиф был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву.
Кончина (день памяти): 9/22 мая 1911 г.

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913)

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913)
Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913)

Скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние.
Кончина (день памяти): 1/14 апреля 1913 г.

Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922)

Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922)
Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922)

Прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.
Кончина (день памяти): 30 июля/12 августа 1922 г.

Иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853—1928)

Иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853—1928)
Иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853—1928)

Последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. За советами и молитвенной помощью к нему обращались и простые миряне, и великие Святители.
Кончина (день памяти): 29 апреля/12 мая 1928 г.

Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931)

Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931)
Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931)

Ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.
Кончина (день памяти): 25 июня/8 июля 1931 г.

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938)

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938)
Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938)

Последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.
Кончина (день памяти): 26 декабря / 8 января 1938 г.

1. Марш Мендельсона в храме после венчания, орган во время богослужения и другие подобные нововведения.

Читайте также: