Сообщение оленно транспортных батальонов

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ исследовательская работа.docx

Полное наименование темы работы

Фамилия, имя, отчество автора (коллектива авторов)

Силкина Диана Дмитриевна,

Тоги Вячеслав Евгеньевич

Территория (район, город), населенный пункт

Таймырский (Долгано-Ненецкий) муниципальный район, г. Дудинка

Наименование образовательной организации

Место выполнения работы

e-mail, контактный телефон

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена боевым действиям, проходившим на территории Мурманской области.

Введение 4-5 1 . История создания оленно-транспортных батальонов 5-6

2.1. Опрос родителей – кочевников 6

2.2. Анкетирование учащихся начальных классов 7-8

5.Практическая значимость 9

6.Список литературы 10

Никто не забыт – ничто не забыто.

Но чтобы не забыть – надо помнить.

А чтобы помнить – надо знать.

Актуальность темы нашей работы определяется тем, что 2020 год- юбилейный год. В этом году исполняется 75 лет Победы в Великой Отечественной войне. Мы, ребята-кочевники, живем и помогаем родителям оленеводам в тундре. Олени для нас – продукты питания, одежда, жилье, друзья. Нам стало интересно узнать историю создания этих батальонов, более подробно узнать о том, как вели себя олени в военных условиях, узнать больше о тех событиях.

Мы поставили перед собой цель: определить роль оленно- транспортных батальонов в защите Заполярья. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Изучить историю создания оленно-транспортных батальонов Мурманской области.

2. Изучить: литературные источники, материалы собранные учащимися с.Ловозеро, интернет источники по данной теме.

3.Провести и проанализировать анкетирование среди учащихся начальных классов и родителей кочевников. Обобщить результаты исследования.

4. Выяснить какие памятники оленеводам и оленям, воевавшим в годы Великой Отечественной войны, существуют в России?

5. Представить материалы работы на классных часах, во время празднования 75 -летия Великой Победы.

Объектом исследования являются оленно - транспортные батальоны.

Предметом нашего исследования является роль оленно- транспортных батальонов в ходе военных действий.

Гипотеза исследования

Оленно-транспортные батальоны уникальны. Эти батальоны оказывали большую помощь при ведении боевых действий с 1941по1944 год.

Использовались следующие методы исследования:

- теоритические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;

- эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетирование, анализ опроса;

- статистические : оценка статистической значимости гипотезы.

1.История создания оленно-транспортных батальонов.

Изучив литературу, мы узнали, что Кольский полуостров занимал значительное место в агрессивных планах гитлеровского командования. Основными стратегическими задачами противника на этом участке были захват в кратчайшие сроки города Мурманска, пунктов базирования Северного флота, а также выход на линию Кировской железной дороги, соединяющей Мурманский порт с основной частью страны. Захватчиков привлекали природные богатства Кольской земли, особенно месторождения никеля - металла, крайне необходимого для военной промышленности Германии и ее союзников.


В годы Великой Отечественной войны в обороне Советского Заполярья принимали участие уникальные батальоны. Речь идет об оленно-транспортных батальонах. Эти батальоны были сформированы после выхода 20 ноября 1941 года секретного постановления Государственного Комитета обороны СССР № 930-сза подписью И. В. Сталина.


Мы выяснили, что личный состав батальонов подбирался из представителей народностей Севера: саамов, ненцев, коми, хантов, манси, карелов, они были меткими стрелками и мужественными людьми. Саамы-оленеводы в силу своего опыта, знания местных условий составляли ядро этих подразделений . Саамы пришли на фронт не только со своими животными, но и с санями, упряжью, меховой одеждой, обувью, спальными мешками, передвижными жилищами - чумами. [1]

В военных билетах саамов была указана необычная специальность - "ездовой - оленевод" (рис.2)

Мы узнали, что задачей оленно- транспортных батальонов было перевозить раненых, сопровождать десантные операции в тыл врага, доставка боеприпасов, продуктов, олени вытаскивали сбитые самолеты, перевозили моторы со сбитых самолетов.

Всего с помощью оленей с линии фронта и из глубокого тыла противника было вывезено 10 тыс. 142 раненых солдата. Оленно-транспортные батальоны перевезли к переднему краю 8 тысяч бойцов и 17 тысяч тонн боеприпасов.

2.Исследование:

2.1.Опрос родителей-кочевников (Приложение 1)

В военное время

-в грузовую нарту –4-5 (ездовых быка)

-легкую нарту-4 шт.

Запрягаем: 4 быка

-в ноябре-декабре – до 300кг

- январе-феврале - 200 кг

· На грузовой нарте можно было перевезти, для примера, 5000 винтовочных патронов, или 10000 автоматных.

· Упряжка могла утянуть полторы сотни "лимонок" или три десятка 82-мм мин, или четыре ящика 45-мм снарядов.

-в ноябре-декабре – не более 200 кг

- январе-феврале - не более 200 кг

-весной – до 100 кг

По оленьей дороге аргиши за сутки преодолевали 35-40 километров со средней скоростью 5-6 км/час.

Преодолевают за сутки: 15 км, со скоростью 10-15 км∕ч

При форсированном марше оленьи упряжки могли пройти до 80 км в сутки, но это было в исключительных случаях

- им требовалось, до 4 суток отдыха

- Отдыхают 10- 15 минут

Выводы: в военное время быков в грузовую нарту запрягали большее количество, а если тащили самолет - 20 штук. В военное время олени преодолевали большее расстояние и перевозили груз намного тяжелее. Время на отдых оленям отводилось намного меньше. Это все обусловлено тем, что поставленную задачу нужно было выполнять, несмотря ни на что.

2.2 Анкетирование учащихся начальных классов школ

(Приложение 2)

Мы провели анкетирование среди учащихся начальных классов и выяснили, что знают ребята по данной теме. Было опрошено 45 учащихся начальных классов, со 2 по 4 класс.

По результатам анкетирования мы сделали вывод.




Вывод : большинство учащихся имеют слабое представление о том, где воевали оленно- транспортные батальоны, какую задачу они выполняли. Поэтому данная тема будет интересна ребятам нашей школы.

Мы выяснили, что памятник (рис.3) оленно-транспортным батальонам существует. Он установлен 23 февраля 2012 года в г. Нарьян-Маре. Власти округа учредили день памяти оленно-транспортных батальонов - 20 ноября.

В память о тех событиях, к 20 ноября 2019 года мы выпустили информационную газету (рис.4), для учащихся начальной школы.

Мы приоткрыли для себя еще одну страничку о Великой Отечественной войне. Не многие люди нашей страны слышали о таких батальонах. Мы подтвердили нашу гипотезу о том, что оленно-транспортные батальоны были уникальны. Они были первыми и единственными в истории страны. Нигде и никогда более не доводилось обороняться и наступать в такой природной зоне.

5. Практическая значимость: Материал работы можно использовать на уроках истории, тематических вечерах и классных часах.

6. C писок использованной литературы и ссылок сети интернет

2.Евгений Халдей. Оборона Советского Заполярья .Ч.1

5.Фотоматериалы музея с.Ловозеро

Приложение 1

1. Сколько запрягают быков в:

А) грузовую нарту_______

Б) легкую нарту__________

2.От чего зависит грузоподъемность нарты.

3. В ноябре - декабре, можно погрузить на нарту _______ кг

4.В январе –феврале, можно погрузить на нарту________ кг

5.Сколько километров может преодолеть аргиш за сутки?

С какой скоростью?

6.Сколько времени надо оленям, чтобы они могли отдохнуть во время аргиша?

Приложение 2

1.Какие животные помогали людям во время Великой Отечественной Войны?

а) собаки; б) верблюды; в) голуби; г) обезьяны; д) дельфины; е) все ответы подходят.

Оленно-транспортные батальоны

В конце 1941 года для защиты северных рубежей Советского Союза на Карельском фронте поступил приказ сформировать оленно-транспортные батальоны из числа местных жителей.

Октябрь 1941. Саамские эшелоны

В ноябре 1941-го это решение было одобрено Военным Советом 14-й армии. Главным организатором оленно-транспортных подразделений стал начальник ветеринарного отдела 14-й армии военветврач 1-го ранга Дмитрий Николаевич Тульчинский

Первые транспорты формировались за счёт поголовья Ловозерского и Саамского районов Мурманской области. Саамы-оленеводы в силу своего опыта, знания местных условий составляли ядро этих подразделений. Всего для формирования оленно-транспортных отрядов призвали 77 лучших оленеводов-саамов. Кроме того, призывались ловозерские коми и немногочисленные кольские ненцы.

В заснеженных сопках и горных ущельях Кольского полуострова, который стал зоной боевых действий, на передовых позициях и в близком от них тылу, в условиях бездорожья оказался незаменимым традиционный транспорт тундры – олени. Лёгкая упряжка промчится по крепкому насту 50-80 километров за сутки. Олень сам себя прокормит в тундре и в лесу. Он не боится холода и вьюги. Не нарушит тишины, даже раненый не издаст звука. Устраивала оленья упряжка с лёгкой нартой и фронтовых медиков: быстрая, повсюду проходимая. Один из бойцов оленно-транспортного дивизиона рассказывал:

Ненецкие эшелоны: начало формирования

Подготовка к формированию оленно-транспортных эшелонов началась в Ненецком национальном округе ещё в сентябре 1941 года. В конце сентября областные власти шифрованной телеграммой конкретизировали задание:

В конце сентября началась подготовка контингентов ездовых оленей для РККА. Индигский оленсовхоз направил в распоряжение Архангельского военного округа 715 голов отборных быков (ездовых оленей), 77 грузовых и 19 легковых нарт с упряжью. Это была первая партия ненецких оленей, подготовленная для фронта.

В начале сорок второго войсковая разведка немецкой горной армии "Лапландия" , что на Карельском фронте, установила, что в тылах 14-й армии противника появились части с загадочными названиями - "ОТ" и порядковыми номерами после этих загадочных букв. Немецкие генштабисты ломали головы: у большевиков, видимо, сформированы особые танковые части, значит, готовится наступление.

"Особыми частями " были северные олени и их хозяева оленеводы.

Важнейшей задачей оленных частей являлась санитарная эвакуация раненых.

Обычно с поля боя упряжки доставляли пострадавших в радиусе 10 километров от полкового медицинского пункта. Да, раненым было тряско, больно, неудобно, но другого транспорта на Севере тогда просто не было.

Слово солдата (Андриан Семенович Дуркин)

"С передовой раненых вывозили на оленях по гористым, каменистым местностям Кольского полуострова. Их привязывали к нартам с тем, чтобы по дороге не потерять, т.к. с высоты олени гонят во всю прыть, а то и галопом. Санки накатываются и могут подсаночных помять, хотя к аргишу (обозу) за последние санки привязан олень (называется тормозной), он не даёт накатываться на оленей. Как-то с одной высоты подо мной опрокинулись санки вверх полозьями. Олени во всю прыть мчатся под гору, не сразу остановишь аргиш. Вот тут до тошноты было больно. Еле привезли меня в мурманский госпиталь"

Всего оленные транспорты вывезли(и таким образом спасли жизнь) с линии фронта и из глубокого тыла противника 10142 раненых солдата - полноценную дивизию Красной Армии.

Не менее важной для оленно-транспортных частей считалась задача доставки грузов в отдаленные гарнизоны, пограничные заставы, на аэродромы.

Слово солдата (С.П. Шерстобитов, командир взвода, в котором служили наши земляки):

"Однажды ранней зимой через водохранилище переправлялся санный поезд с грузом, в котором было задействовано до 300 оленей. Примерно в середине водохранилища поезд настигло резервное стадо около 500 оленей. И лед не выдержал. Сержант П.Л. Хатанзейский не растерялся, уверенным голосом ободрял попавших в беду солдат: Олени не тонут, они держат сани! Стойте на санях! Гоните оленей вперед! Только вперед!" Молодые солдаты из бывших оленеводов крепко стояли на санях, проворно работали хореями. Олени пробивались к прочному льду, выпрыгивали на него и вытягивали сани. Люди не пострадали, и груз был спасен".

Оленные батальоны перевезли к переднему краю 17 тысяч тонн боеприпасов, 8 тысяч бойцов.

Опасной, но очень нужной для фронта была работа по спасению экипажей сбитых самолетов и эвакуация боевых машин, упавших в гористой, малодоступной местности. Некоторые ездовые олени имели по два-три "крестника" среди советских пилотов, сбитых в воздушных боях.

Слово солдата (Старшина Анатолий Иванович Рожин):

"В 1943 году мой взвод получил задание - заняться вывозкой моторов с подбитых самолётов. Дело было необычное, и никто не знал, как к нему подступиться: ведь каждый мотор весил не менее полутонны! Большую изобретательность в этом деле проявили канинские оленеводы и в особенности Василий Степанович Белугин. Была сооружена большая нарта, вроде той, на которой сейчас возят балки. На неё при помощи стягов и слег погружался снятый с самолета мотор, а дальше дело было за хорошими постромками и оленьей тягой. Впрягать в такую нартищу приходилось до 20 оленей".

Оленьи упряжки эвакуировали из тундры 162 самолета (это не считая вывезенных двигателей). Если прикинуть, это полноценная авиадивизия.

Оленно-транспортные батальоны

Превратив полярную ночь и бездорожье в своих союзников, батальоны занимались не только транспортными операциями. Они участвовали в разведке, наступлениях, крупных рейдах в тыл врага. В 1942 году аэродром гитлеровцев, расположенный в Петсамо, был разгромлен оленелыжным батальоном. Ветеран Ефим Иванович Горбунов вспоминает:

Главным врагом оленных транспортов стали немецкие истребители и штурмовики, которые буквально охотились за рогатыми красавцами и их лихими наездниками. Наши оленеводы вспоминают о злорадных улыбках экспертов Люфтваффе, из пушек и пулеметов расстреливавших беззащитных оленей.

Слово солдата (Иван Филатов):

"Первое время немцы наши оленно-транспортные батальоны всерьез не воспринимали, только летали -оленей распугивали. А потом поняли, что здесь, в Заполярье, олень - это главный транспорт, помогающий оружие и снаряды в пункт назначения доставлять. Иногда, если нам нужно было незаметно в тыл к врагу пробраться, мы надевали маскхалаты, цеплялись за оленя, и он бежал по снегу: оленя видно, а нас - нет. Так нередко с группой военных оленей мы быстро место дислокации меняли и свои тяжелые зачехленные пулеметы перевозили. Когда фашисты поняли, что олень на войне - это враг, они начали расстреливать наших ездовых. Увидят стадо или одиночное животное - сразу из пулемета огонь открывают или бомбу бросают. Тундровые олени очень хорошо обучены были, на голос человека реагировали всегда, а многие наши солдаты этого не знали. Олени пасутся спокойно, в это время появляется немецкий самолет, люди начинают кричать, как бы оленей предупреждают. А животные, приученные к крику пастухов, вместо того, чтобы разбегаться - начинают собираться в одно стадо. Вот тут-то фашист и дает себе волю. Помню, много тогда оленей полегло".

Гибель вожаков упряжек оленеводы воспринимали особенно остро, ведь этих животных они воспитывали по нескольку лет, любили и баловали их. А олени любили своих хозяев.

Только с 1943 года, когда фашисты активизировались на Карельском фронте, оленьи упряжки тоже стали маскировать: одевали в белые попоны. В таком виде олени возили по тундре снаряды и раненых. Это были великие труженики.

Оленно-транспортные батальоны

Для оленей война завершилась в 1944 году после масштабной операции по освобождению Карелии и Мурманской области.

Оленно-транспортные батальоны

Памятник оленно-транспортным батальонам в годы Великой Отечественной войны может быть установлен в Мурманске. С соответствующей инициативой выступили представители коренного малочисленного народа Севера - саами.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов



Оленно-лыжные батальоны — воинские подразделения частично сформированные из оленеводов, после выхода 20 ноября 1941 года секретного постановления ГКО СССР № 930-сза подписью И. В. Сталина[4].

Эшелоны из людей и оленей были сформированы в Ненецком национальном округе, а также в Лешуконском районе Архангельской области и Республике Коми. В феврале 1942 года из этих эшелонов, в 295-м запасном полку были сформированы 1-я оленье-лыжная бригада и 2-я оленье-лыжная бригада, которые были отправлены на Карельский фронт. 25 сентября 1942 года на базе этих двух частей была сформирована 31-я отдельная олене-лыжная бригада Карельского фронта.

Кроме оленно-лыжных батальонов в составе Карельского фронта были сформированы транспортные подразделения[5] оленьи транспорты (роты). Важнейшими задачами оленьих транспортов являлись санитарная эвакуация раненых с полей сражений, доставка грузов, оружия и снарядов.

Оленно-лыжные батальоны и оленьи транспорты в некоторых источниках называют оленно-транспортными батальонами.

Оленные отряды Великой Отечественной

О Великой Отечественной войне сказано ещё не всё. До сих пор некоторые страницы малоизучены, а что уж говорить о массовом читателе или зрителе. Например, мало кто ответит, что такое олений батальон. А ведь на Севере без оленя никуда, он не только движущая сила, но и еда и одежда. Особенно во время войны оценили это неприхотливое животное по достоинству, когда организовали оленно-транспортные батальоны.

На северных рубежах сражались тысячи ненецких, мансийских, саамских и коми оленеводов. Между прочим, Карельский фронт, где они воевали, стал тем участком границы, который они так и не смогли перейти.

Отсутствие дорог для обеих сторон было испытанием не для слабонервных. В сентябре 1941 года советское командование нашло гениальный выход из положения – взять на службу местных оленеводов с оленями. На местах получили телеграмму из Обкома:

5 октября 1941 года архангельский обком партии обратился в ЦК ВКП(б) с предложением: использовать на северном участке фронта в качестве транспортных средств ездовых оленей. В Москве эту смелую инициативу поддержали.

Через два дня началось формирование армейского оленьего транспорта. Мобилизации подлежали люди, олени и собаки (оленегонные лайки). Но возникла проблема, колхозных оленей было мало, поэтому 80% принадлежало частникам, а они каслали в разных частях тундры, у них не было ни радио, ни газет. Краевед Юрий Канев добавляет:

Нижняя Пёша, где был сборный пункт, до Архангельска было более 400 километров, и это по прямой. Проходили до 50 километров в сутки. А ведь на улице был ноябрь, как его называют аборигены – Месяц большой темноты. Стояли сильные морозы. Сергей Пасканный, боец 31-й оленно-лыжной бригады:

Добавить сюда, что оленеводы плохо знали русский язык, а командиры вообще ничего не понимали в оленеводстве, то проблема была та ещё. А самое главное, оленям-то на приказы начхать, они просто падали без сил, их укладывали на нарты, а оленеводы шли рядом. Не забываем, что падёж оленя, призванного в Красную Армию по законам военного времени, приравнивался к вредительству, со всеми вытекающими последствиями. Но всё же дошли до Архангельска, а уже оттуда эшелонами отправили в Мурманск.

Сначала немцы даже подумать не могли, что перед ними появилась новая грозная и хитрая сила. Оленеводы не таясь ездили вдоль передовой, близко приближаясь к неприятелю. Однажды Егор Ледков с мощным гортанным воплем погоняя оленей промчался рядом с опорным пунктом. Фашисты не сразу сообразили, что происходит и открыли огонь с опозданием. Но Ледкова уже и след простыл, одна пурга осталась. А красноармейцы засекли огневые точки.

Оленно-лыжные батальона участвовали даже в морском десанте. Упряжки грузили на борт корабля, а для выгрузки накреняли палубу, чтобы олени падали в воду. Кстати, они доплывали до берега быстрее шлюпок. Бойцы на оленях уходили в тыл противника более чем на сто километров. Появлялись и исчезали стремительно и бесшумно. Олень, даже раненый, никогда не издаст громких звуков. Фашисты начали ожесточённую охоту на оленьи упряжки. Николай Антипович Рочев (с. Кипиево), вспоминал:

Для маскировки оленям шили маскхалаты, нарты и хореи красили в белый цвет.

Но бригада не была расформирована, оленеводы дошли до Праги, где служили до 1947 года, когда её бойцов перевели на Чукотку. Именно отсюда они возвращались по домам после демобилизации.

Подсчитано, что за годы боёв в Заполярье бойцы-оленеводы прошли около 16 тысяч километров, совершив 43 боевых выхода. Участвовали в около сотни разведывательных операциях. С линии фронта на оленьих упряжках было вывезено более 10 тысяч раненых и больных. На фронт доставили 8 тысяч солдат и офицеров, доставили 17 тысяч тонн боеприпасов, а из тундры эвакуировали 162 самолёта, совершивших вынужденную посадку.

P . S . Сейчас готовится документальный фильм о службе оленей и оленеводов во время Великой Отечественной войны. Надеюсь, что это будет не очередной трешь с компьютерной графикой. Режиссёр Ева Белова, а она очень аккуратно подходит к таким темам.

P . S . S . Если у вас есть ещё информация об оленных батальонах, то поделитесь, всем будет интересно.

Читайте также: