Сообщение оценка эффективности знаний

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания.

Теперь оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. И речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую этим требованиям?

Оценка – определение ценности или значимости чего-нибудь. (Большой толковый психологический словарь)

Оценивание – это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой.

Оценивание представляет собой комплексный процесс:

  • по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,
  • по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.

Основные задачи оценивания:

  • Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;
  • Обеспечить обратную связь;
  • Оценить степень достижения намеченных целей;
  • Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;
  • Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.

Функции оценивания:

  • стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
  • диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;
  • проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу формирование у обучающихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;
  • мощный мотив учебной деятельности обучающихся;
  • изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса обучающихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.

ФГОС предъявляют к процессу оценивания следующие требования:

  • оценивание достигаемых образовательных результатов;
  • оценивание процесса их формирования;
  • оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его
  • собственного процесса обучения.

Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются следующиепринципы:

  • оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
  • оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
  • критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно;
  • система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание (formative assessment).

Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.

Ключевыми характеристиками формирующего оценивания являются следующие:

  • оценивание встроено в процесс преподавания и учения;
  • предполагается обсуждение учебных целей с учениками;
  • оценивание должно помочь ученикам осознавать учебные стандарты;
  • ученик вовлекается в процесс самооценки или партнѐрское оценивание;
  • обеспечивается обратная связь: оценивание помогает ученикам наметить следующие шаги в учении;
  • укрепляется уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений в учении;
  • оценивание вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Какими способами можно вводить формирующее оценивание на уроке? Прежде всего, учитель должен следовать алгоритму создания системы формирующего оценивания:

  • выявить планируемые результаты;
  • организовать деятельность ученика по планированию и достижению субъективно значимых результатов;
  • сопровождать достижение учащимся результатов с помощью организованной обратной связи.

Цель формирующей оценки – способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.

Формирующая оценка – оценка способствующая обучению:

  • элемент эффективного планирования, в центре внимания то, как ученики приобретают знания;
  • является ключевым профессиональным навыком педагога обеспечивает мотивацию, способствует уяснению целей и критериев;
  • помогает ученикам понять, как можно улучшить свои результаты, развивает способность к самооценке и взаимооценке;
  • отражает все образовательные достижения;
  • должна быть постоянным элементом урока.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

  • четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
  • сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;
  • может помогать учиться на ошибках;
  • может помогать понять, что важно;
  • может помогать понять, что у них получается;
  • может помогать обнаруживать, что они не знают;
  • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.

Пять принципов формирующего оценивания

  • Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя обучающимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
  • Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
  • Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения обучающихся.
  • Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку обучающихся.
  • Учитель осознает необходимость научить обучающихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.

Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах.

Система критериального оценивания должна давать возможность:

  • определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал,
  • определить, сформирован ли тот или иной практический навык,
  • сверить достигнутый обучающимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).

Этапы технологии формирующего оценивания

Шаг 1. Планирование достижения образовательных результатов обучающихся по темам.

Шаг 2. Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов деятельности обучающихся.

Шаг 3. Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности учащихся.

Шаг 4. Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке.

Шаг 5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями.

Шаг 6. Осуществление обратной связи (от учителя к ученику, от ученика к ученику, от ученика к ученику).

Шаг 7. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений.

Шаг 8. Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели.

В статье рассматриваются вопросы оценки индивидуальной обученности школьников по результатам определения которых можно объективно выделить наиболее способных и всесторонне развитых учащихся, а также определить индивидуальную направленность и склонность учеников к усвоению предметов обучения.

Установлено, что процесс оценки уровня обученности представляет собой совокупность операций, направленных на определение численного значения некоторого показателя эффективности обучения. Определена логическая последовательность операций по оценке указанного уровня эффективности, в рамках выбранного учителем метода обучения, которая включает в себя следующие этапы.

1. Выбор совокупности предметов обучения для проведения анализа.

2. Нормирование (определение приоритета) предметов обучения.

3. Нахождение коэффициентов важности (значимости) предметов обучения (расчёт оценок Фишберна).

4. Расчёт оценок показателя эффективности обучения для каждого из учеников класса в отдельности.

Предложенный в статье методический аппарат может послужить инструментом оценки эффективности обучения как отдельных групп учеников, обучающихся по множеству различных образовательных методик, изначально ориентированных на повышение качества образовательного процесса и развитие творческого потенциала и познавательных способностей, так и на оценку качества самих предлагаемых методик обучения по результатам объективной оценки успеваемости.

ВложениеРазмер
statya.doc 75 КБ

Предварительный просмотр:

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

На современном этапе развития образовательной системы, когда особое внимание уделяется развитию и воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией, способностями к реализации личностных потенциалов, приобретению необходимых знаний и умений с целью решения жизненных проблем, одним из ведущих становится принцип целостности, требующий направленности всех элементов педагогической системы на достижение целей обучения.

Поэтому, в условиях, когда теория и практика обучения всё больше ориентированы на личность учащегося, актуальными становятся вопросы, связанные с формированием потребности в познании, оценкой эффективности накопленных методов развития интереса и корректным применением их на практике. Только творчески организованная учебная деятельность способна обеспечить такие условия, в которых обучающиеся сами будут стремиться к получению необходимой информации, позволяющей решить игровые или творческие ситуации, созданные учителем, и, как следствие – постоянно повышать уровень обученности и качество усвоения учебной программы по школьным дисциплинам.

Формирование интереса к обучению у школьников должно происходить постепенно. При этом достаточно важно, чтобы внешняя занимательность занятий постепенно переросла во внутренний мотив, что должно происходить по мере расширения жизненного мира и кругозора школьника. Потребность во впечатлениях – вот та естественная движущая сила, которую должен использовать учитель на первом этапе обучения, с первых дней в начальной школе.

Следующий этап – потребность в знаниях (любознательность). Она выражается в заинтересованности изучения отдельных предметов, явлений, методов обработки информации, позволяющих ребёнку стать лучше, сильнее, действовать наиболее эффективно. В особенности это проявляется по мере осмысления критериев собственных действий и оценки результатов сравнения себя с собой, себя - со сверстниками, себя – со старшими.

Для перевода учащихся на высшую стадию познавательной потребности, формирования устойчивых познавательных интересов, учителю необходимо создавать проблемные ситуации, вовлекать учеников в проектную и творческую деятельность, использовать современные образовательные технологии.

С целью успешного формирования познавательных интересов необходимо пройти все уровни познавательных потребностей: от потребности во впечатлениях, через любознательность и до потребности в творческой деятельности; попутно учитывая специфические потребности, мотивы в обучении, в зависимости от возрастных, психологических и личностных особенностей школьников.

Основными инструментами реализации целей образовательной системы являются методы, модели, педагогические принципы, применяемые непосредственно учителями, причём вид образовательной программы зачастую выбирается такой, методы и принципы которого учителю наиболее близки и интересны, наиболее сочетаются с его педагогическим опытом, с помощью которого ранее были достигнуты наиболее явные и существенные результаты в обучении.

Таким образом, уровень обученности технически представляет собой относительную характеристику потенциала накопленных познавательных интересов каждого из учеников, основанную на взаимном сравнении, а сама оценка уровня обученности представляет собой совокупность операций, направленных на определение численного значения некоторого показателя эффективности обучения ( W ).

В общем виде логическая последовательность операций по оценке уровня эффективности, в рамках выбранного учителем метода обучения, может быть представлена следующим образом.

1. Выбор совокупности предметов обучения для проведения анализа.

2. Нормирование (определение приоритете) предметов обучения.


3. Нахождение коэффициентов важности (значимости) предметов обучения (расчёт оценок Фишберна - ).

4. Расчёт оценок показателя эффективности обучения для каждого из учеников класса в отдельности.

Рассмотрим пример оценки рейтинга обученности школьников на основе предложенной последовательности действий.

Традиционно, для проведения анализа, можно использовать всю линейку предметов обучения школьников: математика, чтение, русский язык, физкультура и т.д. Вместе с тем, часть предметов может быть исключена из плана исследования по различным соображениям.

Далее следует заранее определить, какой из предметов обучения является наиболее важными в рамках применения учителем той или иной образовательной методики. Например, для класса с углубленным изучением иностранного языка нормирование предметов обучения может выглядеть следующим образом:

1. Английский язык.

1. Английский язык.


Следовательно, ,

где - предметы обучения; - число предметов обучения.

Рациональным также является нормирование предметов обучения экспертным методом, на основе учета мнений учителей отдельного педагогического коллектива.


Основой для проведения необходимых расчетов традиционно являются результаты промежуточной или итоговой аттестации учеников класса, на основе которых следует рассчитывать коэффициенты важности - (значимости) каждого из составленного в рейтинг предметов. При этом указанные оценки Фишберна [1] могут быть получены из выражения


.

Тогда расчетные оценки рейтинга обученности (показателя эффективности обучения) учеников



при


где - итоговая оценка за оцениваемый период обучения.

Используя предложенный методический аппарат и на основе возможных исходных данных об итоговой успеваемости может быть произведена оценка рейтинга учеников.

Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров.

Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий

различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей,

администрации школы, членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.

При этом развитие качества образования предполагает постоянное

совершенствование трех составляющих:

 организации образовательного процесса;

 квалификации педагогических работников.

Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) – выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение.

Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов.

Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку, как к фрагменту жизни, и превратим его в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те, или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием повышения качества обучения, интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

Современный учитель должен не только многое знать и уметь, но также постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство , открывать перед собой новые горизонты, осваивать новые направления и активно внедрять в свою работу новые технологии.

Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.

Систематическое обучение учителей на курсах повышения квалификации, их участие в семинарах, научно-теоритических и методических конференциях, занятие самообразованием, позволяют значительно повысить профессиональное мастерство педагогов, что в конечном итоге сказывается на качестве обучения обучающихся.

В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.

Согласно этому выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:

-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;

-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным

Основные причины снижения качества знаний:

- не интересно на уроке, т.к. преобладают пассивные формы (фронтальная, коллективная) обучения ребят над активными (групповая, проектная, системно-деятельностная, дискуссия, интерактивное и интегрированное обучение…)

- отсутствие единства требований к ответу обучающихся со стороны учительского состава ( всё равно поставят 3 , даже если ничего не знаю, а по ИЗО, физкультуре, технологии, музыке – 4 или 5)

- отсутствие мотивации к учению у ребят; не видение учениками перспективы для применения своих знаний, безразличие (будешь дворником – не срабатывает, когда дочь говорит дома, что не хочет читать, то мама или папа не могут ничего сделать, нет наказания)

- неумение организовать свою работу (даже элементарная работа с текстом, когда дается алгоритм действий: прочитай, найди, выбери, запиши; дистанционное обучение);

- не выполнение домашних заданий;

- возрастной период (мама кричит, ругает, но толку нет; папа пришёл с работы, устал, ему некогда заниматься сыном; пожалуюсь бабушке, она пожалеет, да и поживу у неё))

-личные проблемы или внутрисемейные конфликты (например, во многих семьях мамы или папы сами воспитывают детей );

- низкая занятость во внеклассных кружках, секциях;

- полное погружение в виртуальный мир интернета;

- ослабленный контроль со стороны родителей;

- слабая связь родителей с учителями-предметниками;

-пропуски занятий по болезни, так и по причинам , позволяющим 3 дня по записке (болели, но лечились дома, заболел живот, голова, отравились, температура 37, день рождения и т.д.)

Причины снижения качества знаний зависят ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ и КОНТРОЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Пути повышения качества знаний

Одной из важнейших форм нравственных отношений в педагогической среде является дисциплина обучающихся на уроках .

Учителя по-разному поддерживают дисциплину на уроке: одни – строгостью и безжалостным выставлением двоек, другие – мастерским построением урока и т.д.

Как же правильнее воспитывать обучающихся в школе? На этот вопрос я отвечу притчей, в котором напрямую прослеживается наставительный характер.

Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

-Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?

Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать , если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги , то лоза одичает . Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет , и ты не получишь сладких вкусных ягод…

Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

Важнейшим условием положительного воздействия педагога на воспитуемого является такое отношение к личности ребенка, в котором сочетаются разумная требовательность и доверие к нему

Один из способов повышения качества знаний обучающихся - организация учебного процесса .

К современному уроку предъявляются высокие требования. Урок не только обучает, но и глубоко воспитывает. Вот почему на уроке необходимо использовать лучшие методы и приёмы обучения не ради их самих и не просто потому, что они передовые, и не во имя стремления к внешней красоте урока, а потому, что они нужны для достижения наилучшей эффективности урока. Каждое зернышко знания, посеянное на уроке, даст росток, если будет подпитано желанием его развивать.

Индивидуализация обучения – это один из важнейших путей повышения качества образования.

Ее цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией (или сферой деятельности), а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.

Всего этого можно добиться, если:

– давать возможность ученику побывать в роли педагога (самопроверка, взаимопроверка);

– демонстрировать ученику искреннюю заинтересованность в нем самом, а не только в его отметках;

– помогать ученику в подборе материала, составлении плана ответа, алгоритма работы.

Доверие к миру возникает у того ребенка, с которым много занимаются, а не только требуют с него. Доверие к учителю еще больше, если реальная оценка достижения справедлива.

Успех обучения во многом зависит от личностных взаимоотношений учителя и ученика: учатся с желанием у того, кого любят.

Обучение — это как лечение. Нет единого готового рецепта.

Таким образом, для повышения качества обучения необходимо создание правильных условий, таких как разумная организация умственного труда; отсутствие организационных недостатков учебного процесса; тесное сотрудничество педагогов, психолога, классного руководителя и родителей; развитие креативности, творческих способностей; оценивание превратить в ситуацию сотрудничества.

Качество образования “задает” качество жизни человека и общества. И наша с вами задача – и совместно, и каждому - искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это – итог деятельности школы, то есть нашей с вами работы.

Рекомендации:

1. Администрации школы расширить и изменить формы внутришкольного контроля (отслеживать работу каждого учителя по выявлению и развитию личных качеств, возможностей и способностей каждого учащегося. Взять под контроль работу учителей с немотивированными и низко мотивированными на учение учащимися, организовать для них обязательные индивидуально-групповые занятия и консультации, за занятиями во второй половине дня).

2. Каждому учителю разработать систему дифференцированной и индивидуальной работы (работы с одарёнными и мотивированными на учение детьми по повышению качества знаний и со слабыми учащимися по достижению минимального образовательного стандарта, максимально используя урочную и внеурочную работу)

Вопрос о необходимости оценки эффективности обучения персонала активно муссируется в профессиональных кругах тренеров, консультантов и HR-менеджеров. Однако модели оценки во многом различны: часть из них направлена только на качественную оценку эффективности, часть включает также и количественную оценку.

Мы поставили целью показать различные модели оценки эффективности обучающих программ.

Начнем с рассмотрения самой известной модели Дональда Киркпатрика.

В 1959 г. американский исследователь Дональд Киркпатрик предложил четырех-уровневую модель оценки эффективности обучения, которая получила широкое распространение и сегодня является классической.

Рассмотрим уровни модели Д. Киркпатрика подробнее.

Направлен на выявление того, понравилось ли участникам обучение. Для оценки этого уровня используют стандартные анкеты. Основные темы вопросов в анкетах:

  • • полезность полученных знаний и навыков для реальной работы;
  • • интересность программы;
  • • сложность, доступность подачи материала.

Это тот уровень, который измеряется чаще всего. Многие российские компании уже внедрили такую практику на сегодняшний день. К примеру, в нашей компании мы используем вопросник, состоящий из следующих частей.

1. Оценка содержания тренинговой программы (количество и характер игр и упражнений, необходимость полученных знаний и умений для рабочего процесса, баланс между отдельными частями программы, достижение учебных целей и т. д.). Примерные вопросы анкеты:

1. Какая часть тренинга будет наиболее полезна для вашей работы?

2. Какая часть тренинга будет наименее полезна для вашей работы?

3. Есть ли какие-либо темы, которые вы хотели бы включить в программу тренинга?

4. Какой частью тренинга вы бы пожерт-вовали ради включения интересующих вас тем?

5. Как бы вы в целом оценили программу?

6. Как вы оцениваете баланс между отдельными частями тренинговой программы (видеофрагментами, упражнениями, играми, кейсами, лекциями, дискуссиями)?

7. Как вы оцениваете продолжительность программы?

8. Достаточно ли времени было отведено на игры и обсуждения?

2. Оценка качества проведения тренинга, до- и посттренинговой работы (продолжительность программы, количество перерывов, эффективность посттренинговой оценки, качество оценки потребности в обучении, эффективность постановки целей и т. д.). Соответствующий раздел анкеты включает вопросы следующего типа:

1. В какой степени были достигнуты ваши личные цели в программе тренинга?

2. Какие из ваших личных целей не были достигнуты и почему?

3. Как вы оцениваете качество посттренинговой работы?

4. Как вы считаете, достаточно ли перерывов, сделанных в ходе тренинга, для отдыха в процессе обучения?

5. В какой степени, по вашему мнению, поставленные цели тренинга были достигнуты?

6. Как вы оцениваете качество проведенной посттренинговой работы?

3. Оценка тренера и его навыков (навык презентации, коммуникации, обратной связи, стиля ведения и прочее):

1. Оцените тренера по каждому из аспектов (по шкале: очень эффективно, хорошо, удовлетворительно, совершенно неэффективно):

  • знание предмета;
  • организация тренинга;
  • подготовка к тренингу;
  • стиль;
  • отзывчивость, обратная связь;
  • создание благоприятного климата.

4. Оценка качества организации тренинга (размещение, доставка, помещения для тренинга, качество раздаточных и презентационных материалов):

1. Как вы оцениваете количество выданных раздаточных материалов?

2. Как вы оцениваете количество презентационных материалов (видео, аудио, слайды, флипчарт)?

3. Как вы оцениваете качество презентационных материалов (видео, аудио, слайды, флипчарт)?

4. Как вы оцениваете размещение участников?

5. Как вы оцениваете помещение для тренинга?

6. Как вы оцениваете качество обслуживания (питание, кофебрейки)?

Для каждого из вопросов задается определенная шкала оценки, например, от 1 до 6 баллов, где каждый балл сопровождается словесным описанием.

Определяет, как изменились знания участников в результате обучения и изменились ли они вообще. Для оценки этого уровня используют специально разработанные тесты, опросники и задания, которые позволяют количественно измерить прогресс в компетенции или мотивации участников.

Также возможно провести наблюдение в процессе обучения, в частности, в ходе выполнения контрольных упражнений или ролевых игр, либо после обучающих мероприятий в ходе рабочего процесса.

Направлен на выявление изменений в бизнес-показателях компании в результате обучения. Данный уровень, как правило, является наиболее сложным для измерения, особенно, если учесть тот факт, что на показатели бизнеса влияют также и другие факторы, а изолировать их влияние практически невозможно.

Таким образом, модель Д. Киркпатрика, несмотря на простоту и удобство в использовании, страдает большой долей субъективизма и не предоставляет количественных показателей об эффективности обучения.

Расчет ROI позволяет:

  • • Количественно выразить улучшение результативности и качества работы в результате обучения сотрудников;
  • • Выразить в денежном эквиваленте ценность проведенного обучения;
  • • Определить возврат на инвестиции в обучающие мероприятия;
  • • Принимать обоснованные решения по выбору обучающих программ, сравнивая их эффективность.

Однако процедура вычисления ROI довольно трудоемка. Из-за трудности расчета ROI данный показатель рекомендуется измерять лишь в случае удовлетворения следующих показателей:

  • • Большая продолжительность программы;
  • • Важность программы для достижения корпоративных целей;
  • • Обозримость программы (этапы);
  • • Большая целевая аудитория;
  • • Высокая степень заинтересованности лиц, принимающих решения.

Формула для расчета ROI выглядит следующим образом: ROI =[(Доходы-Затраты)/Затраты] x 100%

Когнитивная сфера (знания)

1. Вспоминание информации

3. Использование на практике

4. Анализ информации (структуры/элементов)

5. Синтез (создание/построение)

6. Оценка (сравнение)

Эмоциональная сфера (установки)

1. Восприятие (осознание)

2. Ответ (реакция)

3. Оценка ценности (понимание и действие)

4. Сочленение (комбинирование, интеграция схожих навыков)

5. Усвоение системы ценностей (адаптация поведения)

Психомоторная сфера (навыки)

1. Имитация (копирование)

2. Управление (следование инструкциям)

3. Развитие точности, четкости

4. Организация личной системы ценностей

5. Натурализация (доведение до автоматизма, экспертное знание)

Каждая из трех сфер основана на предпосылке о том, что все категории внутри каждой сферы расположены строго в определенном порядке по степени нарастания сложности. Эти категории являются последовательными уровнями развития сотрудников в процессе обучения. В целом в практическом смысле модель похожа на модель Д. Киркпатрика. Она также требует составления по каждой из составляющих определенных вопросов, тестов или упражнений, но не дает финансовой оценки эффективности обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество требует ускоренного совершенствования образовательного пространства, учитывающее государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В основе разработки стандартов нового поколения системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать свою систему оценивания учебных достижений учащихся. Современные учебные формы - проектные, творческие и исследовательские работы, элективные курсы, профильное обучение, практические занятия - на данный момент не имеют инструменты для оценивания результатов деятельности учащихся. Привычная всем пятибалльная система оценивания уже не отвечает запросам учащихся и их родителей, чтобы сохранить баланс между внешним контролем (ГИА в новой форме, ЕГЭ) и внутришкольным управлением качеством обучения, эффективным учебным процессом и тренажом для подготовки к экзаменам.

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе, стремительно усложняется, уровень компетентностных требований по всем предметам повышается от класса к классу. При этом в самом трудном положении оказывается учитель.

Оценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. Учеба без оценки подобна работе без зарплаты, выстрелу без мишени. Но как и зарплата, и мишень определенным образом нормированы, так и оценка деятельности ученика обязательно должна быть выражена в конкретной форме и по определенному алгоритму. Таким нормативным выражением оценки на протяжении веков является школьная отметка.

В последнее время в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. В связи с этим изменился и подход к оцениванию.

Поэтому на сегодняшний день актуальность данной темы не вызывает сомнения. Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере деятельности человека. И чем разносторонней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.

Цель данного педагогического совета – рассмотреть современные подходы к оценке учебных достижений учащихся и предложить пути решения проблемы оценивания качества современного образования.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- рассмотреть историю данной проблемы в России для поиска эффективного способа организации оценочной деятельности учителя и учащихся адекватной новым образовательным целям и направленной на совершенствование системы образования;

- изучить современные подходы к оцениванию уровня достижений учащихся и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов и вскрыть достоинства и недостатки существующей системы оценивания учащихся;

- проанализировать систему оценивания в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Сведения из истории

Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части. Это очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание является непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее, по сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Как и сотни лет назад педагоги спорят, что должна показывать оценка: должна ли она быть индикатором качества – категорическим определителем успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна существовать как показатель преимуществ и недостатков той или иной системы (методики) обучения. Противоречивый характер школьной оценки отметил еще Я.А. Коменский, обратившись к педагогам с призывом разумно и взвешенно пользоваться своим правом на оценку. Требование объективности контролирования в сочетании с гуманным отношением педагогов к обучаемым пронизывает все дидактические системы.

Первая балльная система оценок возникла в средневековых школах Германии. Каждый балл обозначал разряд ученика по успеваемости среди других учащихся (1-й – лучший, 2-й – средний, 3-й – худший). Позже средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, дополнительно разделили еще на три класса, в результате чего получилась пятибалльная шкала, которую и заимствовали отечественные педагоги.

Строго критиковал современные ему формы контроля К.Д.Ушинский, характеризуя его недостатки, подчеркивал прежде всего то, что существующие подходы и способы подавляют умственную деятельность учащихся. Обычно учитель спрашивает одного или нескольких учащихся, а остальные в это время считают себя свободными от какой-либо деятельности. Они напрасно теряют время, сжигают силы, волнуясь в ожидании. Естественно, в такой обстановке ученик не способен проявлять любознательность, инициативу.

В новой демократической школе не должно быть формального контроля. Дидактический контроль как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным прежде всего самому обучаемому.

В результате в те годы вместо контроля успеваемости, проводимого учителем, получили широкое распространение различные формы самоучета.

Система учета знаний по бригадно-лабораторному методу, некритически перенесенному из буржуазной школы (учитывалась работа бригады всей в целом), приводила к обезличке учета успеваемости, а в конечном итоге – к снижению качества обучения.

В последующие годы была проведена большая работа по созданию строгой и упорядоченной системы учета успеваемости, сложилась система методов проверки и оценки знаний, умений и навыков.

В настоящее время в российской школе принята пятибалльная система отметок.

Цель оценки – это оценивание как достигаемых результатов, так и процесса их формирования. Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и форм оценивания. Основной акцент делается на оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения программы.

Функции и виды оценки

Оценка, как и все другие компоненты учебного процесса, выполняет определённые функции.

Функции оценка – это слагаемые той работы, которую призваны выполнять рецептивно – сопоставительные действия оценивающего. В этой связи имеет смысл проанализировать функции оценки, выделяемые некоторыми методистами.

Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют физические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.

Воспитывающая функция оценки в целом является сопутствующей, но может быть и доминирующей, когда, например, учитель стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, старается воздействовать на их психологические особенности ( развивать волю, память и пр.), стимулируя их оценкой, при проявлении излишней самоуверенности осуществляется более строгий подход к оценке .

Стимулирующая функции. Нельзя забывать и другую важную роль, которую играет оценка. Известно, что учащиеся специально готовятся к контрольной, к зачёту, к экзамену. В присутствии преподавателя все учащиеся выполняют заданные упражнения. Письменным работам уделяется больше внимания, если их будут проверять. Одним словом, наличие или ожидание контроля стимулируют учебные действия учащихся, являются дополнительным мотивом их учебной деятельности. Однако сама оценка, как уже отмечалось, выходит за границы контроля и представляет собой подкрепление, если её используют в обучающих, а не просто в карательных целях.

Само собой разумеется, что без информации о состоянии обучаемого (обратная связь) невозможно грамотно управлять учебным процессом, а без систематической работы учащихся, которую трудно представить без стимулирования, нельзя сформировать у них навыки и умения. Функцию же оценки реализует только учитель. Справочный материал учебника, а также обучающие машины создают благоприятные условия для самооценки, подлинную же оценку по-прежнему способен осуществить только учитель.

текущее (тематическое) оценивание;

промежуточная аттестация (по итогам учебного периода). Внешняя, это:

Читайте также: