Сообщение как жанр учебно исследовательской работы

Обновлено: 16.05.2024

Отражается новизна и практическая значимость темы.

Раскрывается основное содержание темы.

Обосновываются выводы и предложения (авторские).

Может иметь форму связного текста или тезисов (публикуются в сборниках по итогам мероприятия: конференции, семинара, симпозиума и т.д.).

Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях, выставках и других мероприятиях.

Для каждой исследовательской работы предоставляется специальный стенд. Материалы, предназначенные для стендового доклада могут быть предварительно оформлены на листе ватмана.В верхней части стенда крепится название работы (840 ×100 мм, шрифт не менее 48), под ним указываются фамилия автора и научного руководителя (шрифт 36), название учреждения, города. В левом углу указывается номер стенда, выделенный при регистрации.

Требования к стендовому докладу

Наглядность . Нацелена на формирование представления о тематике и характере выполненной работы.

Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок – схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.

Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1 – 2 минуты.

Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.

Структура стендового доклада

Цели и задачи работы.

Описание сделанного в процессе исследования.

Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.

Основные результаты и выводы.

Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.

Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.

Литературный обзор – краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников, с указанием направлений исследований, которые ведут различные ученые.

Порядок работы над литературным обзором

Общее ознакомление с источником информации (беглое чтение или просмотр).

Выделение наиболее важных частей прочитанного.

Составление тезисного плана прочитанного.

Выписывание из текста полных и содержательных цитат с точными ссылками на источник, указать его выходные данные.

Сравнение данной информации с той, которая получена из других источников.

Критическая оценка прочитанного, оформление замечаний только на объективной основе.

В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен ставить перед собой исследовательскую задачу.

Подготовка литературного обзора - обязательный этап исследовательской работы, ориентированный на глубокое овладение материалом и обеспечение научной достоверности и обоснованности суждений.

Научная статья – своеобразный литературный жанр. Цель написания научной статьи – обозначение какой – либо научной проблемы и известных способов её решения.

Структурные компоненты научной статьи

Описание проблемы и её актуальности для теории и практики.

Краткие данные о методике исследования.

Анализ собственных научных результатов и их обобщение.

Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

Ссылки на цитируемую литературу.

Научный отчет – документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно – исследовательской или опытно – экспериментальной работы.

Цель научного отчета – исчерпывающе осветить выполненную работу по её завершении или за определенный промежуток времени.

Структура научного отчета

Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.

Значимость проведенной работы, её исследовательская ценность и практическая значимость.

Характеристика применявшихся методов исследования.

Описание результатов исследования.

Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.

Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение) – критический разбор и оценка нового художественного произведения или научной работы.

Рецензия может быть представлена в различных жанрах: критической статьи, эссе, отзыва.

Этапы работы над рецензией

Сбор материала для анализа:

Выяснение авторских целей, темы и логики её развития, поставленной проблемы.

Определение полноты и глубины раскрытия автором темы и проблемы.

Оценка актуальности затронутой проблемы. Видение данной проблемы в контексте других или всей системы рассуждений.

Оценка композиции исходного текста (реферата).

Оценка стилевого единства изложения.

Написание аналитического текста на основе собранного материала.

Формирование авторского замысла рецензента.

Продумывание личностной позиции рецензента:

Согласие / несогласие с позицией автора реферата, с его трактовкой поставленной проблемы.

Формирование целостной эмоц. оценки текста рецензентом ( что произвело глубокое впечатление, что наиболее удалось автору и т.д.)

Выбор композиционного решения рецензии

3 части (вступление, основная часть, заключение), их размер, смена микротем в каждой из них. Целостность композиции.

Проверка её тематической и композиционной целостности, связности, выразительности, адресности, убедительности авторской позиции

Это вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитической переработки.

NB! Учитель должен помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.

Принципы организации работы над рефератом

Целесообразно привлекать к такой работе учащихся, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением.

Решение о занятии такого рода деятельностью учащийся должен принимать самостоятельно.

Учитель оказывает помощь в выборе темы реферата и консультирует учащегося в процессе работы .

Исследовательская деятельность не должна носить массовый характер.

Приступая к работе учащийся должен знать точные сроки выполнения реферата ( они зависят от сложности темы ).

Обязательно оговариваются сроки сдачи чернового варианта реферата, выделяется время на доработку и редактирование.

Реферат сдается на рецензию научному руководителю не позднее недели до защиты.

Требования к оформлению реферата должны быть едины для всех и выражены в формальных показателях

Структура реферата

Содержание (оглавление с указанием страниц).

Обоснование выбора темы, формулирование проблемы, её актуальность.

Цели и задачи работы.

Предмет и объект исследования, гипотеза (если это реферат исследовательского характера).

Краткое представление первоисточников (кто разрабатывал эту проблему, в каких статьях, какие точки зрения по указанной проблеме существуют, какие тенденции в трактовке проблемы сложились и т. д.).

Объем введения не должен превышать 1 – 2 страницы.

Основная часть.

Структурирование материала по разделам в соответствии с ключевыми понятиями темы, на основе которых раскрывается проблема.

Выстраивание каждого раздела (главы) по типу рассуждения (тезис – аргументы).

Описание сути понятия или проблемы, система аргументации (примеры).

Обязательная расшифровка используемой информации (оформление сносок, комментариев).

Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала.

Подведение итогов работы, формулирование выводов на основе проанализированных источников.

Подтверждение актуальности заявленной темы (проблемы), её практическая значимость (где можно использовать полученные результаты и т.д.).

Формулирование своей позиции (обобщение).

Обозначение перспектив решения заявленной проблемы ( в т. ч. выход на новые проблемы, сформировавшиеся в ходе исследования).

Объем заключения не должен превышать1 – 3 страницы.

Список источников.

Оформляется в соответствии с ГОСТом: в алфавитном порядке, указываются все библиографические данные: фамилия и инициалы автора, название книги, год и место издания, раздел, глава, страница и т.д.

Оценка реферата

При оценивании реферата необходимо учитывать следующие компоненты работы:

Содержательная часть (доминирующая) :

глубина и полнота раскрытия темы,

неординарность ( свежесть, новизна) темы,

научная доказательность (адекватность передачи информации),

структура работы (композиционная целостность),

единство стиля изложения и т. п.

соответствие стандарту оформления (А -4, шрифт 12 кегель, интервал 1,5; поля не менее 2 см., нумерация страниц в правом верхнем углу, начиная с 3-ей страницы) ,

эстетика иллюстративного материала.

Представление на процедуре защиты (в соответствии с требованиями к процедуре защиты)

Рецензия пишется руководителем в соответствии с требованиями к оформлению рецензии и на основе указанных компонентов работы.

Выставляется предварительная оценка.

Проект ( от лат. projectus – брошенный вперед ) –1) замысел, план; 2) разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; 3) предварительный текст какого – либо документа.

Проектирование представляет собой процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния.

Виды проекта

Монопредметный проект → в рамках одного предмета. Осуществляется в условиях классно – урочной системы.

Межпредметный (междисциплинарный) проект → в рамках нескольких предметов, на основе надпреметных умений и навыков. Осуществляется во внеурочной деятельности.

Надпредметный проект → на стыке областей знаний и за рамками содержания школьных предметов. Осуществляется во внеурочной деятельности, носит исследовательский характер.

Научный стильобладает всеми особенностями книжного стиля, но имеет ряд характерных черт. Специфика научной речи определяется внеязыковыми факторами – экстралингвистическими. Основное назначение научных текстов – изложение полученных путем исследования данных, знакомство читателя с научной информацией – это определяется монологическим характером языка науки.

В жанровом отношении научный стиль довольно разнообразен, он представлен научной литературой, а также учебной и справочной литературой. Содержание и назначение этих видов литературы разнообразно, но их объединяет характер научного мышления. Главной формой его являются понятия, а языковым выражением служат суждения и умозаключения. Это определяет такие его черты, как отвлеченность и обобщенность.

Функционально-стилевая характеристика научного стиля:

собственно научный жанры монография, статья
научно-информационный реферат, аннотация, патентное описание
научно-справочный справочник, словарь, каталог
учебно-научный учебник, словарь, методические рекомендации, лекция
научно-популярный очерк, лекция, статья

Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме, однако, с развитием СМИ значимостью роли науки в современном обществе возросла роль устной научной речи. Основные черты и в письменной и в устной форме: точность, логичность, объективность изложения, что определяет выбор лексики, специальной научной или терминологической.

В последнее время все большее место занимает международная терминология. Среди терминов выделяют лексически-полнозначные слова, многозначные, употребляемые в одном значении – терминологическом.

Широко используется абстрактная лексика по сравнению с конкретной. В лексике не используются синонимы, то есть ее состав однороден. Отсутствует разговорная просторечная лексика, нет оценочной лексики. Для лексики характерная точность употребляемых слов, использование терминов специальной области значений. Объективность излагаемой информации выражается в использовании обобщенно-личных и безличных конструкций. Стремление к логичности изложений материала в научной речи приводит к активному использованию сложных предложений или осложнений (вводные слова, обороты). Тексты научного стиля могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, графики. Важно правильное четкое выделение абзацев, помогающее подчеркнуть логическую сторону речи. Существуют особые правила текстовой композиции (жанр научных тезисов). В их структуре выделяются: преамбула, основное тезисное положение, заключительный тезис.

План как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного, для развития навыка четкого формулирования мыслей, умения вести другие виды записей. Если план должен стать самостоятельной формой записи, то его обрабатывают в процессе дальнейшего изучения источника. Удачно составленный план говорит об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.

План улучшает записи (обнаруживает непоследовательность, выявляет повторения), ускоряет проработку материала, помогает вести самоконтроль. Формулирование пунктов плана – трудный процесс. Здесь нужна исключительная точность, подчас образность, очень вдумчивый подход к подбору буквально каждого слова. Это можно сравнить с поиском заголовков – названий к произведениям.

Иногда в начале работы уже по характеру материала и целям составления плана видно, что он должен быть сложным, но порой это становится ясным не сразу. Поэтому стараться составить сложный план в один прием не всегда нужно. Возможны два способа работы:

а) составить краткий простой план, а затем, вновь прочитав текст, написать сложный, подыскивая детализирующие пункты.

б) разработать простой план, и затем преобразовать его в сложный, группируя пункты плана под общими заголовками.

Процесс обработки детального простого плана поможет лучше разобраться в содержании: ведь, объединяя, обобщают, а выбрасывая, выделяют главное, как бы фильтруют текст. Можно более рационально подойти к составлению плана: записывать пункты плана с большими интервалами и с широкими полями, оставляя пространство для последующего совершенствования его.

Полезно знать о недостатках такой формы записи, как план. План, как правило, говорит лишь о том, что сказано в источнике, но не дает сведений о том, что и как сказано, т. е. скупо упоминает о фактическом содержании, о схеме его расположения.

Для облегчения работы, самые важные места в книге необходимо отмечать, используя для этого легко отирающийся карандаш или вкладные листки, стикеры, цветные скрепки и др.

Рекомендуется делать выписки после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом. Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора излагаются своими словами. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, рекомендуется, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записывать своими словами. Яркие и важнейшие места приводятся дословно.

Запись цитат заключается в кавычки и не искажается. Но если выписки делаются из одного и того же текста, кавычки возле каждой цитаты можно не ставить. Цитата, вырванная из текста, часто теряет свой смысл, поэтому не рекомендуется обрывать мысль автора.

Тезисы (греч. thesis – положение, утверждение, которое автор или оратор намерен доказать, защищать или опровергать[10]) позволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание книги, статьи и доклада. Процесс их составления дает возможность глубже разобраться в материале и стимулирует его понимание. Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается рубрикацией, а иногда и выделением абзацев под одной рубрикой. Тезисы носят характер утверждающего суждения или умозаключения, имеют предметно-логическое содержание и стилистическую частоту. Недопустимо эмоционально-экспрессивные определения и инверсия٭.

Тезисы принято подразделять на основные, простые, сложные. Простые тезисы (иногда их записывают в виде цитат) обнаруживаются при первоначальном ознакомлении с текстом, а основные можно составить лишь при уяснении сути и направленности источника в целом.

Основные тезисы часто создаются на базе простых, путем их обобщения, переделки и исключения как второстепенных.

Существенную помощь при написании тезисов оказывает предварительно составленный план, который полезно приложить к тезисам.

Если тезисы составляются к пунктам сложного плана, то главным пунктам могут соответствовать основные тезисы, подпунктам – простые тезисы. Умело составленные тезисы взаимосвязаны, как звенья одной цепи.

При составлении тезисов не принято приводить факты и примеры. Они должны сохранять самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность.

Изучаемый текст следует прочитать несколько раз, разбивая его на отрывки, в каждом из которых выделить главное, и сформулировать тезисы. Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях книги делаются ссылки на страницы или шифры вкладных листов).

По окончании роботы над тезисами необходимо сверить их с текстом источника, переписать и пронумеровать.

Рецензия(лат. recensio оценка) – отзыв, критическая оценка художественного, научного и т.п. произведения, спектакля, кинофильма[11], где автор высказывается о качестве содержания рецензируемого объекта, дает развернутую научно обоснованную оценку ведущих идей.

Структура рецензии может быть различной. Излагая идеи, выводы/доказательства, автор рецензии одновременно выражает свое отношение к излагаемому материалу, дает им свою критическую оценку, а в заключение рецензии делает выводы.

Написание рецензии начинается с записи выходных данные источника, изучения текста и выделения круга вопросов, затронутых в тексте. Определяется характер их освещения (достаточно полный, поверхностный и т.д.).

Следует выделить в тексте главное, существенное, что характеризует прочитанный материал с точки зрения его теоретической или практической значимости для изучаемой науки или специальности. Установить логические связи между главными, существенными научными положениями, содержащимися в тексте. Определить актуальность, научную, практическую значимость рассматриваемой работы. В заключение необходимо сделать вывод об актуальности и новизне темы, важности поднятой проблемы, оригинальности решения, достоверности и эффективности результатов. В выводе дается общая оценка текста и сферы возможного применения.

Конспект (лат. conspectus обзор) – краткое изложение, запись какого-либо сочинения, лекции, речи и т.п.[12] Это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Конспекты бывают четырех типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта), текстуальные (состоящие из цитат), свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы), тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).

Начинать составление конспекта следует с ознакомления с текстом: прочитать предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы, выделить информационно значимые места текста.

Следующим этапом является библиографическое описание конспектируемого материала, а затем – составление плана текста, который поможет в логике изложения и группировки материала.

Составление конспектов-схем способствует не только запоминанию материала. Такая работа развивает способность выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

Для составления схемы рекомендуется подобрать факты, выделить среди них основные, общие понятия. Определить ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия. Затем сгруппировать факты в логической последовательности и дать название выделенным группам. Заполнить схему данными.

Доклад, являясь по своей сути разновидностью научной работы, часто применяется в учебном процессе при изучении тех или иных учебных курсов и дисциплин, главным образом, на семинарских занятиях.

При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения.

Обычно в качестве тем для докладов преподавателем предлагается материал учебного курса, который не освещается в лекциях, а выносится на самостоятельное изучение студентами. Поэтому доклады, сделанные студентами на семинарских занятиях, с одной стороны, позволяют дополнить лекционный материал, а с другой – дают преподавателю возможность оценить умения студентов самостоятельно работать с учебным и научным материалом.

Подготовка доклада требует от студента большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать в себя следующие этапы:

· изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;

· анализ изученного материала, выделение наиболее значимых с точки зрения раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и научных положений;

· обобщение и логическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана;

· написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.

Построение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение.

Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т. п. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т. п.

Основная часть также должна иметь четкое логическое построение. Изложение материала должно быть связным, последовательным, доказательным, лишенным ненужных отступлений и повторений.

Таким образом, работа над докладом не только позволяет студенту приобрести новые знания, но и способствует формированию важных научно-исследовательских умений, освоению методов научного познания, приобретению навыков публичного выступления.

Доклады являются одним из видов научной работы студентов. Основной организационной формой при этом выступает студенческая конференция. Студенческие конференции могут иметь различный статус и проводиться на самых разных уровнях. Конференция может проходить в одной академической группе, на одном курсе, на одном факультете. Студенческие конференции могут проводиться с определенной периодичностью, например, ежегодно или один раз в два года и т. д. На таких конференциях, которые, как правило, имеют определенную научную тематику, студенты выступают с докладами, отражающими результаты их собственной научно-исследовательской работы.

Тезисы доклада являются самостоятельной разновидностью научной публикации и представляют собой текст небольшого объема, в котором кратко сформулированы основные положения доклада. Хотя тезисы доклада имеют небольшой объем, написать их бывает значительно сложнее, чем сам доклад, так как при этом необходимо суметь выделить самые существенные идеи, отраженные в нем, сохранив при этом общую логику доклада и его основное содержание.

К докладу по крупной теме могут привлекаться несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления.

Текст доклада рекомендуется написать аккуратно, без помарок, разборчивым почерком. В конце работы указать используемую литературу. Приводимые в тексте цитаты и выписки обязательно документируйте со ссылками на источник.

Отвечать на вопросы конкретно, логично, по теме, с выводами и обобщением, проявляя собственное отношение к проблеме.

В изначальном смысле реферат (лат. referre – докладывать, сообщать) – публичный доклад, изложение сущности какого-либо вопроса[14].

Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение. В вузе роль первичного документа выполняет какое-либо научное издание, монография, статья.

Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.

Заглавие реферата может определять следующими параметрами: заданной темой реферата-доклада; названием реферируемого документа, если реферируется только один источник и полностью; названием части реферируемого документа, если реферат составляется на часть источника.

Реферат составляется по следующему примерному плану: тема, предмет изучения, цель реферируемой работы; методы проведения исследования в реферируемой работе (если они новы, то их следует описать, если широко известны, то их следует только назвать), существо работы, конкретные результаты работы. Приводятся основные теоретические, экспериментальные, описательные результаты, при этом предпочтение отдается новым результатам, выводы (оценки, приложения), принятые и отвергнутые гипотезы, описанные в реферируемом источнике.

Если же реферат выполняется по нескольким источникам (реферат-доклад), необходимо написать вводную часть, раскрывающую общие подходы к рассматриваемой проблеме, и показать те особенности темы, которые вы собираетесь раскрыть, основываясь на реферируемых источниках, в конце работы сделать обобщающие выводы и заключения.

Также необходимо в реферате-докладе оформлять ссылки на каждый реферируемый источник. Наиболее удобный способ оформления ссылок при выполнении всех видов письменных работ – после цитаты или упоминания в квадратных скобках указать номер источника по списку литературы, приведенному в конце работы, а через точку после номера указать цитируемые или реферируемые страницы. Например: [2. С. 24-25].

Основное отличие реферата от реферируемого текста – отсутствие избыточного материала, то есть удаление отдельных слов или частей текста, не несущих значимой информации, а также замена развернутых оборотов текста более лаконичными сочетаниями (свертывание).

При выполнении реферата по источнику на иностранном языке фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие собственные имена в тексте реферата приводят на языке оригинала.

Обычно объем реферата как учебной работы от 5 до 25 машинописных страниц. Разделение текста на подразделы и его оглавление при выполнении реферата по одному источнику не обязательно, при выполнении реферата-доклада желательно структурировать текст и предварить его оглавлением, которое расположить вслед за титульным листом. Титульный лист реферата должен отражать название вуза, название факультета и кафедры, на которой выполняется данная работа, название реферата, фамилию и группу выполнившего, фамилию и ученую степень проверяющего. После текста реферата следует привести список реферируемых источников с указанием их полных библиографических данных.

ЭССЕ(франц. essai – опыт) – очерк (научный, исторический, публицистический)[15], выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора.

Эссе как вид учебной деятельности – самостоятельное сочинение-размышление студента над научной проблемой, при использовании идей, концепций, ассоциативных образов из других областей науки, искусства, собственного опыта, общественной практики.

Задачей эссе является информация или объяснение, а основной отличительной особенностью – краткость. И хотя объем может колебаться от одной до пятидесяти страниц, обычно оно занимает от десяти до двадцати страниц.

Эссе обладает определенным внутренним единством, которое обычно трудно сохранить в более длинных прозаических текстах, выражающих авторскую точку зрения.

Специфика жанра эссе

1. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.

3. В эссе ярко выражена авторская позиция.

4. Авторский стиль – требование жанра.

Существует очень много различных типов эссе, каждый из которых имеет определенную цель. Ниже приводятся примеры наиболее часто используемых (известных, популярных) типов эссе.


Жанр - форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов.

Опираясь на данную классификацию, предлагаем описание научных текстов различных жанров, соответствующих выделенным разновидностям научного стиля.

Научный стиль речи

Функционально-стилевая классификация

Жанровая классификация

Собственно научный стиль

Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа

Научно-информативный

Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание

Научно-справочный

Словарь, справочник, каталог

Научно-учебный

Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение

Научно-популярный

Очерк, книга, лекция, статья

Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис - утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации- примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения.

Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.

Доклад – небольшая научно-исследовательская работа, посвященная одной узкой теме. Он может быть сделан как в письменной, так и в устной форме. Скорее всего, студенту придется делать его в обеих формах.

Этап первый. Выбор темы

Здесь все просто. Если преподаватель дал список тем, выбирайте ту, что понравится больше всего. Если вам предложили придумать тему самостоятельно (например, в рамках определенной сферы), берите ту, что вам по душе. Даже в скучной дисциплине есть что-то интересное. И всегда можно связать одну дисциплину с другой. Например, любитель истории при подготовке доклада по юриспруденции, может рассмотреть историю развития права. А музыкант, ставший студентом медицинского вуза, может рассмотреть вопрос влияния музыки на здоровье. Вы вольны выбрать любую тему, если это позволяет преподаватель.

Этап второй. Поиск и изучение литературы

Обязательно сохраните не только названия и данные авторов научных работ, но и год издания и название издательств, в которых опубликованы труды. Укажите страницы, если работа размещена в сборнике

Этап третий. Написание основной части

Этот этап поделим на три части.

Первая – подготовка тезисов. Если вы уже писали эссе, вы знаете, как это делается. Достаточно одного тезиса – вокруг него будет строиться вся работа.

Обратите внимание! В тезисе, как и во всем докладе, не должно быть субъективного мнения – вашего или чужого. Это главное отличие доклада от эссе. Здесь важна именно объективность.

Вторая часть – подготовка плана (структуры) работы. Структура зависит от выбранной вами темы. Она может быть линейной или разветвленной, может идти от тезиса к аргументации и наоборот, может иметь описательный или аналитический характер.

Третья часть – собственно работа над текстом. Правил написания доклада совсем немного, о них поговорим ниже.

Этап четвертый. Работа над введением и заключением

Введение и заключение доклада типичны для любой студенческой работы. Во введении формулируем проблему (тезис), даем обоснование выбору темы (опционально), оцениваем актуальность, указываем цель и задачи доклада, характеризуем литературу, которую использовали.

В заключении делаем выводы, обобщаем изложенную в основной части информацию.

Вот, собственно, и все. Остается только оформить титульный лист и список литературы. Перед тем, как распечатать доклад, не поленитесь перечитать его еще раз, а лучше – проверить в сервисах на уникальность и ошибки.

Статья́ — это жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления, прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе. Такому жанру как статья присуща ширина практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность.

В статье выражается развернутая обстоятельная аргументированная концепция автора или редакции по поводу актуальной социологической проблемы. Также в статье журналист обязательно должен интерпретировать факты (это могут быть цифры, дополнительная информация, которая будет правильно расставлять акценты и ярко раскрывать суть вопроса).

Отличительным аспектом статьи является её готовность. Если подготавливаемый материал так и не был опубликован (не вышел в тираж, не получил распространения), то такой труд относить к статье некорректно. Скорее всего данную работу можно назвать черновиком или заготовкой. Поэтому целью любой статьи является распространение содержащейся в ней информации.

В современной журналистике выделяют пять видов статей:

1.Передовая статья

2.Теоретико-пропагандистская статья

3.Информационная статья

4.Общеисследовательская статья

5.Практико-аналитическая статья.

4 Домашнее задание

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Жанры аналитических и исследовательских работ школьников

Реферат – представляет на основе анализа, систематизации и обобщения работ ряда авторов имеющиеся знания по выбранной теме, содержит достаточное количество литературных источников (допускаются ссылки на Интернет-ресурсы).

Критерии оценки реферата:

Наличие и ясность формулировки познавательного вопроса

Количество используемых литературных источников (наличие ссылок); наличие ссылок на
Интернет-ресурсы

Качество использования цитат (правильность оформления ссылки, уместность и логичность
применения цитат, объем цитаты не более одного абзаца)

Наличие анализа использованных источников

Проведена систематизация работ других авторов.

Исследовательский реферат - содержит достаточное количество литературных источников (допускаются ссылки на Интернет-ресурсы), сформулирована проблема на основе анализа, систематизации и обобщения работ других авторов, выдвинута гипотеза по разрешению проблемы, сформулированы задачи исследования (план исследования). Желательно проведение пилотного исследования, подтверждающего правдоподобность гипотезы.

Критерии оценки исследовательского реферата:

Проведено обобщение работ других авторов

Сформулирована проблема в одной из следующих форм:

a. . знание о том, что мы не знаем

b. . отсутствие на данный момент средств, устраняющих препятствие в деятельности и
мышлении.

c. столкновение двух внутренних непротиворечивых знаний об одном и том же.

Приведено обоснование правдоподобности гипотезы (частичное подтверждение)

Наличие плана исследования с указанием методов и последовательности решаемых задач.

Исследовательская работа включает реферативную часть (исследовательский реферат) и содержит описание проведенного исследования, результата, вытекающего из проведенного исследования.

критерии оценки исследовательского реферата

обоснованность полученного результата

новизна полученного результата

Проектно-исследовательская работа включает реферативную часть (исследовательский реферат), содержит описание проведенного исследования и показывает возможность применения полученного результата.

критерии оценки исследовательского реферата

критерии оценки исследовательской работы

обоснованность применения полученного результата

практическая значимость полученного результата.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 497 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.08.2017 669
  • DOCX 32 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Маюрова Людмила Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Рассмотрение понятия учебно-исследовательской деятельности, как деятельности, главной целью которой является образовательный результат. Изучение функциональных стилей научного изложения: собственно научного, научно-информативного, научно-справочного.

Рубрика Педагогика
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 07.10.2014
Размер файла 23,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Жанры научного исследования

Научная деятельность, как и любая творческая деятельность, - процесс, с трудом поддающийся формализации. Однако для обретения научной ценности и общественной значимости результаты научной деятельности должны быть определённым образом изложены.

Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Принято различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую. Квалификационная работа - дипломная работа, диссертация - служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, представив свой труд на суд экспертов, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в инструкциях ВАК, положениях, принятых учеными советами, и в других столь же солидных документах.

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением исследовательской задачи.

Научно-исследовательская деятельность - это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно-исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение студентов или учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Главное в учебно-исследовательской деятельности не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Конечно, при этом никто не будет отрицать ценности получения учащимся новых знаний в избранной тематической сфере, тем более, если работа проводится под руководством опытного специалиста или преподавателя. Однако основным все же остается выполнение обучающей задачи.

Результаты научного исследования могут быть представлены в различной форме. Форма научного произведения зависит от содержания полученных материалов и их целевой направленности. В определённой степени форма научного произведения зависит от стиля научного изложения, обусловленного особенностями мышления автора.

Различают следующие функциональные стили научного изложения: собственно научный, научно-информативный, научно-справочный, учебно-научный и научно-популярный и нек. др.

Определённому функциональному стилю научного изложения соответствуют определённые жанры научного произведения.

Так, собственно научному стилю соответствуют такие жанры, как монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа.

Научно-информативный стиль изложения предполагает иные формы (жанры) научных произведений - это реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание.

Научно-справочный стиль изложения получает своё воплощение в форме словаря, справочника, каталога.

Учебно-научному стилю изложения соответствуют следующие жанры: учебник, учебное пособие, методическое пособие, словарь и др.

Очерк, статья, лекция - формы произведений научно-популярного жанра.

Справочно-энциклопедический - в энциклопедиях, словарях, справочниках;

Научно-оценочный - в рецензиях, отзывах, экспертных заключениях, полемических выступлениях, дискуссиях;

Научно-методический (инструктивный) - в программах, рекомендациях, инструкциях;

Научно-деловой - в патентах, авторских свидетельствах, описаниях изобретений, стандартах, технических условиях, спецификациях, рекламациях (Брандес М.П., 1983; Ванников Ю.В., 1984; Троянская Е.С., 1989 и др.). учебный образовательный научный

Текст научной работы отличают:

· формально-логический способ изложения. Текст научной работы состоит главным образом из суждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования;

· смысловая законченность, целостность и связность. Средством связывания текста являются вводные слова и предложения; речевые клише, используемые в качестве средства связи в научном тексте; определения оценочного характера, сочетающиеся с основными научными понятиями;

· целенаправленность и прагматическая установка. Учитывается адресат и поставленная говорящим цель воздействия на адресата;

· терминологичность. Научный термин выражает сущность явления, его использование в тексте работы позволяет в краткой и экономичной форме давать развёрнутые характеристики и определения научных фактов, понятий, процессов и явлений.

Условно вид представления научных результатов можно разделить еще на три подвида:

1.1) устные изложения;

1.3) компьютерные версии.

Но все они относятся к тем или иным вариантам представления текстовой, символической и графической информации. Поэтому разговор о способах оформления и представления научных результатов целесообразно начать с характеристики методов описания данных. Под описанием понимается любая форма представления информации о полученных в исследовании результатах.

Различают следующие варианты представления информации:

- вербальная форма (текст, речь),

- символическая (знаки, формулы),

- графическая (схемы, графики),

- предметно-образная (макеты, модели, фильмы, др.).

Жанры научной литературы - исторически сложившиеся устойчивые типы произведений научной литературы, обладающие функционально-стилевой спецификой и стереотипной композиционно-смысловой структурой.

Научный стиль речи реализуется в крупных и малых жанрах научной литературы.

К первым относятся монография (индивидуальная и коллективная), диссертация, энциклопедия, словарь, справочник, учебник, учебное пособие; ко вторым - статья в периодическом или непериодическом издании, реферат, аннотация, тезисы, обзор, рецензия, хроника и др.

Малые жанры научной литературы выделяются не только по количественному признаку. Обычно они не обладают отдельностью: статьи, рецензии, хроники, рефераты помещаются в журналах и сборниках.

В крупных жанрах научной литературы например, в учебнике, соседние части подчинены целому, даже при разном авторстве, т.е. связаны как логико-смысловой, так и внешней линейной связью.

Известны различные классификации жанров научной литературы в зависимости от степени обобщения научных сведений выделяются первичные научные произведения и вторичные.

Целевое назначение первичных жанров научной литературы состоит в изложении первичных научных сведений, получаемых в процессе исследований. К ним относят научные статьи, содержащие результаты исследования, монографии, диссератации, дипломные и курсовые работы, тексты научных докладов. Их еще называют авторскими.

В отличие от них, вторичные научные произведения информируют только о конечных результатах исследований, полученных в процессе аналитико-синтетической переработки первичных научных текстов. Это конспекты, рефераты, аннотации, рецензии, отзывы. Каждый из данных типов текста реализуется в соответствующей системе.

В зависимости от композиционно-смысловой организации жанры научной литературы подразделяются на жанры научной литературы с "открытой", "свободной", "мягкой" структурой - статьи, монографии, рецензии, тезисы и нек. др. и жанры научной литературы с жестко фиксированной структурой - патенты, авторские заявки, стандарты и др.; промежуточные формы - рефераты (в том числе авторефераты диссертаций), аннотации.

Е.С. Троянская вводит полевое представление жанровой структуры научого стиля, выделяя в нем три зоны: ядерную, периферийную и пограничную, подчеркивая при этом, что "отнесение жанров к различным зонам научного стиля носит весьма неоднозначный характер" (Троянская Е.С., 1989, с. 91). Ядерную зону образуют ведущие жанровые разновидности, репрезентирующие новое научное знание, - собственно научная статья, монография, диссертация, научно-технический отчет, тезисы, в которых находит свое наиболее яркое выражение стандарт стиля. К периферийной области относятся жанровые разновидности, в которых лингвостилистические характеристики, присущие научному стилю в целом, выражены в меньшей степени, - реферат, аннотация, справочники, рецензия, отзыв, курс лекций, инструкция и др.

Пограничную зону составляют жанры научной литературы, представляющие собой межжанровые образования (напр., рецензия-рекомендация) и межстилевые жанры научной литературы (рекламная статья, научно-публицистическая статья, комментарий в науч. и публиц. стилях и др.).

Пограничная область неоднородна, ей свойственны контрастные лингвостилистические характеристики, идущие от различных стилей. Например, патент, стандарт, договор, акт, заявка и т.д. всегда репрезентируют пограничную зону, сближающуюся с научными произведениями официально-делового стиля. Чем дальше жанры научной литературы от ядра, тем слабее его стилевая выраженность. Кроме того, чем меньшее место в общем объеме публикаций занимает та или иная жанровая разновидность, тем меньше она влияет на языковые особенности жанра научной литературы в целом. На самом краю пограничной области располагается научно-популярная и научно-публицистическая литература.

Монография - научный труд, посвященный многоаспектному рассмотрению и решению актуальной проблемы, обладающий новизной теоретического или эмпирического содержания, единством научного подхода, смысловой завершенностью, сложной композиционной структурой. Монография характеризуется многоаспектным содержанием, включающим формулировку проблемы и/или постановку задачи; определение и дифференциацию понятий с установлением между ними логико-семантических отношений; экспликацию идеи, гипотезы или основного тезиса научной концепции, "окрашенного" гипотетической модальностью; доказательство гипотезы с использованием разнообразных средств аргументации; характеризацию изучаемого объекта; демонстрацию эмпирического материала, подтверждающего достоверность нового знания, и др.

Несмотря на типовое содержание (введение, основная часть, заключение), текстам монографий свойственна вариативность, обусловленная воздействием различных экстралингвистических факторов: специфики предметной области; типа изучаемого объекта (последний может быть "субстратным", т.е. материальным, либо "ментальным", т.е. идеальным продуктом человеческого сознания); теоретического или эмпирического ракурса исследования; многоуровневой структуры самой научно-познавательной деятельности; стиля индивидуального мышления ученого - "дискретно-логического" или "континуально-психологического" (М.П. Котюрова), а также уровня владения автором нормами научного изложения.

Композиция монографии определяется процессом коммуникативно-познавательной деятельности ученого и динамикой научного мышления, включающего этапы проблемной ситуации, проблемы, идеи, гипотезы, аргументации, вывода (закона). Каждый из этапов получает оформление посредством функционально типизированных текстовых единиц - коммуникативных блоков (см.) (Крижановская Е.М., 2000). Реализация познавательных этапов в их закономерной последовательности является основным конструктивным принципом текстообразования во всех крупных академических жанрах научной литературы.

В целом монографиям свойственны два типа композиции - моноцентрическая и полицентрическая. Первая характеризуется последовательной манифестацией познавательных форм (проблемной ситуации, проблемы, идеи и др.), отражающих решение одной проблемы. В произведениях с полицентрической композицией основная проблема расчленяется на ряд соподчиненных проблем, что приводит к разветвленности научного содержания произведения. Стереотипная композиционная структура является коммуникативно целесообразной: она создает четкую перспективу развертывания и восприятия текста, способствует ясности изложения, программирует восприятие и понимание смысла адресатом.

Структурная целостность М. обеспечивается не только за счет тематического и смыслового единства ее содержания, но и благодаря прагматической рамке, которую образуют периферийные тексты - аннотация, предисловие, заключение, библиографический список, оглавление и др. Несмотря на научно-познавательную избыточность, они являются необходимыми компонентами политекстуальной структуры монографии: в краткой и обобщенной форме дублируя основной текст, периферийные тексты представляют важнейшие аспекты полученного знания, программируя тематическое развертывание основного текста и в то же время удовлетворяя информационные потребности адресата. Одни из этих текстов предварительно сообщают о содержании основной части (аннотация, предисловие); другие акцентируют внимание на наиболее значимых результатах проведенного исследования и сообщают о возможностях его практического использования (заключение); третьи ориентируют читателя в расположении научной информации на текстовом пространстве (оглавление); четвертые выполняют справочно-библиографическую функцию (библиографический список).

Так, аннотация кратко информирует о содержании и структуре науч. произведения, эксплицирует центральную проблему исследования, репрезентирует цели и задачи автора, а также намечает перспективу развертывания основного текста. аннотация характеризуется высокой степенью обобщения научного содержания, имеет специфическую прагматическую установку и обладает высокой степенью автосемантии по отношению к основному тексту.

Жанр научной статьи дифференцируется следующим образом:

2) собственно-научная, в которой достаточно подробно излагаются основные результаты исследования;

3) историко-научная обзорная;

4) дискуссионная / полемическая;

Подобные разновидности можно выделить и в других жанрах научной литературы, например: рецензия - научный отзыв, рецензия-аннотация, рецензия-рекомендация.

Читайте также: