Сообщение оценка эффективности занятий физической культурой

Обновлено: 16.05.2024

При ведении дневника самоконтроля намного легче оценить продуктивность занятий физической культурой, спортом. Так же благодаря этому можно вовремя корректировать план тренировок.

Благодаря занятиям физической культурой и спортом происходит развитие физического и психического здоровья учащихся, физические упражнения являются мощным средством и способом повышения функциональных возможностей организма. Но важно не только заниматься физической культурой и спортом, главное, чтобы физические упражнения были правильно подобраны исходя из индивидуальных возможностей и способностей каждого отдельного организма учащихся. С помощью правильно подобранных упражнений происходит развитие физического потенциала человека, укрепление и оздоровление организма, развиваются такие качества, как выносливость, работоспособность и в целом повышается функционирование всех систем и органов.

Существует такой метод, как антропометрия, с помощью которого можно определить уровень и особенности физического развития.

Под антропометрией понимают систему измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела.

Измерение антропометрических данных делают посредством использования специальных, стандартных инструментов. К антропометрическим данным относятся измерения роста сидя, стоя; масса тела; окружности талии, шеи, грудной клетки, плеча, живота, ,предплечья, голени, бедра; жизненная ёмкость лёгких; диаметры – плечевой; становая сила и сила мышц кисти; количество жировой прослойки по отношению к мышечной массе.

Под функциональным состоянием понимают свойства, которые показывают уровень функциональных возможностей организма, то как организм справляется с физической нагрузкой и насколько нагрузка адекватна степени функциональных возможностей организма человека.

Когда человек занимается физической культурой и спортом, то самое важное при исследовании функциональных возможностей измерить изменения систем кровообращения и дыхания, так как от этих показателей зависит допустят ли учащегося заниматься физической культурой, а так же какими будут упражнения и в какой величине.

Пульс является важнейшим показателем функционального состояния сердечно- сосудистой системы организма, её изменений. В состоянии покоя пульс измеряют в положении сидя, прощупывая сонную, височную, лучевую артерии или по сердечному толчку в течение 15 секундных отрезков 2–3 раза подряд с целью получить достоверные данные. Затем делается перерасчет на 1 мин. (число ударов в минуту).

Пульс в покое в среднем у женщин – (60–75) уд./мин. у мужчин (55–70) уд./мин. В случае, если частота свыше указанных данных, то пульс считают учащенным (тахикардия), при меньшей частоте – (брадикардия).

Данные артериального давления так же являются важным показателем при характеристике состояния сердечно- сосудистой системы. Выделяют минимальное (диастолическое) и максимальное (систолическое) артериальное давление. Для молодых людей нормальным считается следующий показатель артериального давления: минимальное – от 60 до 79 мм рт. ст., максимальное от 100 до 129 мм рт. ст. Гипертоническое состояние наступает при артериальном давлении от 130 мм рт. ст. и выше для максимального и от 80 мм рт. ст. и выше для минимального, и гипотоническое - ниже 100 и 60 мм рт. ст.

После физической нагрузки и длительного восстановления для характеристики особенностей сердечно- сосудистой системы большую роль играет оценка изменений артериального давления и функционирования сердечной мышцы. Данное исследование осуществляют посредством разнообразных функциональных проб.

Функциональная проба является неотъемлемой частью комплексной методики врачебного контроля человека, занимающегося физическими нагрузками. С помощью данных проб происходит полная характеристика функционального состояния организма человека, занимающегося спортом и его уровня тренированности.

Результаты функциональных проб не могут выступать единственным средством оценки функциональных возможностей и резервов организма, они используются совместно с другими данными врачебного контроля. Очень часто наиболее ранним показателем ухудшения функционального состояния организма, которое связано с переутомлением, каким- либо заболеванием, неадекватностью нагрузок, являются неблагоприятные реакции на нагрузку при проведении функциональной пробы.

Заключение

Приобщение молодежи к физической культуре и спорту является важной и значимой составляющей в формировании мировоззрения на здоровый образ жизни. Самостоятельное занятие физической культурой и спортом имеет решающее значение наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм, методов и видов занятий физической культурой и спортом. В настоящее время условия жизни предъявляют более высокие требования к биосоциальным возможностям организма человека. Всестороннее и гармоничное развитие физических способностей человека посредством организованной физической тренировки способствует сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижение поставленной цели, повышение работоспособности и укрепление здоровья.

Список используемой литературы

1. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник под редакцией В.А.Епифанова, Г.Л.Апанасенко. - М.: Медицина, 1990.

2. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ./Под ред. В.Л. Карпмана. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

3. Спортивная медицина /Под ред. А.В. Чоговадзе, Л.А. Бутченко. - М.: Медицина.

Эффективность тренировочных занятий легче анализировать, если вместе с учетом объема нагрузки и интенсивности упражнений ведется и дневник самоконтроля. Это позволяет также и своевременно корректировать план.

Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека.

Определить уровень и особенности физического развития можно, прежде всего, с помощью антропометрии.

Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела.

Антропометрические измерения проводят по общепринятой методике с использованием специальных, стандартных инструментов. Измеряются: рост стоя и сидя, вес тела, окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени, ЖЕЛ, становая сила и сила мышц кисти, диаметры – плечевой, грудной клетки и тазогребневой, жироотложение.

Функциональное состояние – комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе.

При исследовании функционального состояния организма, занимающегося физическими упражнениями, наиболее важны изменения систем кровообращения и дыхания, именно они имеют основное значение для решения вопроса о допуске к занятиям спортом и о “дозе” физической нагрузки, от них во многом зависит уровень физической работоспособности.

Важнейший показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы – пульс (частота сердечных сокращений) и его изменения.

Пульс покоя: измеряется в положении сидя при прощупывании височной, сонной, лучевой артерий или по сердечному толчку по 15-секундным отрезкам 2–3 раза подряд, чтобы получить достоверные цифры. Затем делается перерасчет на 1 мин. (число ударов в минуту).

ЧСС в покое в среднем у мужчин (55–70) уд./мин., у женщин – (60–75) уд./мин. При частоте свыше этих цифр пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте – (брадикардия).

Для характеристики состояния сердечно-сосудистой системы имеют также большое значение данные артериального давления.

Артериальное давление. Различают максимальное (систолическое) и минимальное (диастолическое) давления. Нормальными величинами артериального давления для молодых людей считаются: максимальное от 100 до 129 мм рт. ст., минимальное – от 60 до 79 мм рт. ст.

Артериальное давление от 130 мм рт. ст. и выше для максимального и от 80 мм рт. ст. и выше для минимального называется гипертоническим состоянием, соответственно ниже 100 и 60 мм рт. ст. – гипотоническим.

Для характеристики сердечно сосудистой системы большое значение имеет оценка изменений работы сердца и артериального давления после физической нагрузки и длительность восстановления. Такое исследование проводится с помощью различных функциональных проб.

Функциональная проба – неотъемлемая часть комплексной методики врачебного контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Применение таких проб необходимо для полной характеристики функционального состояния организма занимающегося и его тренированности.

Результаты функциональных проб оцениваются в сопоставлении с другими данными врачебного контроля. Нередко неблагоприятные реакции на нагрузку при проведении функциональной пробы являются наиболее ранним признаком ухудшения функционального состояния, связанного с заболеванием, переутомлением, перетренированностью.

Заключение

Приобщение к физической культуре — важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.

Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что реальное внедрение среди студентов самостоятельных занятий физическими упражнениями недостаточно. Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность. К объективным факторам относятся: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.

Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует успехи в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.

Главное из них: сознательность, постепенность и последовательность, повторность, индивидуализация, систематичность и регулярность. Принцип сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма.

Итак, жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия – производственно- трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном – в конечном счете определяются уровнем здоровья. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью самостоятельных занятий физическими упражнениями помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Душанин А. П., Жолдак В. И. Москва, 1996.

2. Физическая культура и здоровый образ жизни. Виноградов П. А. Москва, 1990.

3. Здоровье и физическая культура/ Под ред. Г. М. Куколевского: Учеб. Пособие. Москва, 1979 г.

4. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2003. – 448 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 7. Оценка эффективности занятий физической культурой

На этом уроке

· как оценивать эффективность занятий физической культурой,

· как определять, правильно ли выполняются двигательные действия,

· какое воздействие на организм оказывают выполняемые упражнения.

Ключевые слова:

Двигательный навык, двигательное умение, техника, эффективность занятий, самоконтроль, самочувствие, утомление, критерии оценки, критерии обученности.

Давайте определим, какие существуют критерии оценки эффективности техники выполнения упражнений.

Основное содержание урока

Как мы с вами уже знаем, чтобы определить, удалось ли достичь правильной техники выполнения упражнений, применяется самоконтроль а также такие критерии оценки эффективности техники, как:

- компьютерный эталон последовательности действий;

С компьютерным эталоном последовательности действий (если он разработан), вас обычно знакомит учитель.

Если применяется стандартная техника, учитель также объясняет, как правильно выполнять двигательное действие.

Для приобретения двигательного умения очень важно слушать объяснение учителя.

Не менее эффективным является зрительное восприятие новой информации.

При отработке нового движения или приёма необходимо внимательно относиться к замечаниям со стороны учителя.

Как же понять, эффективны занятия физической культурой, приносят они пользу организму, помогают достичь каких-то результатов?

Существует несколько критериев оценки эффективности занятий физической культурой:

2. Степень владения техникой приёма

3. Спортивный результат

Самочувствие –критерий оценки эффективности занятия, связанный с самоконтролем.

После каждого занятия в дневнике самоконтроля необходимо фиксировать свои ощущения и определять самочувствие как хорошее, удовлетворительное или плохое.

Отсутствие аппетита, плохое настроение, нарушение сна, упадок сил являются признаками плохого самочувствия.

И наоборот, бодрое, приподнятое настроение, отменный аппетит и крепкий сон свидетельствуют о хорошем самочувствии.

Важным показателем самочувствия, который не следует игнорировать, являются болевые ощущения. Это могут быть мышечные боли, которые исчезают в процессе тренировок, а могут быть боли в боку, области сердца, головные боли.

Головные боли, боли в боку и области сердца игнорировать нельзя, поскольку они могут свидетельствовать о чрезмерных нагрузках и являться следствием утомления.

Признаками утомления могут быть:

Степень владения техникой приёма – второй критерий оценки эффективности занятий физической культурой. По-другому его можно назвать критерием обученности.

Критерии обученности варьируются в зависимости от вида спортивной деятельности.

Для таких видов спорта, как плавание или гимнастика, критериями обученности будут стабильное, экономичное, свободное и быстрое владение техникой приёма.

Для спортивных игр предпочтительнее вариативное владение техникой, то есть умение правильно выполнять перемещения, повороты, остановки, ловлю и передачу мяча, владение тактикой групповых и командных взаимодействий.

Спортивный результат – самый красноречивый критерий оценки эффективности занятий физической культурой. Если победа в соревновании завоевана честно, благодаря блестящей технике исполнения приемов, то этот результат говорит сам за себя и свидетельствует о том, занятия физической культурой были эффективными.

Выполни тренировочные задания.

1. Заполни пропуск.

Правильная техника выполнения движения – ____________________ успешного решения поставленной задачи.

2. Заполни пропуск.

На этапе приобретения двигательного умения очень важно ______________________________ .

1) применять самоконтроль,

2) слушать объяснение учителя

3. Соотнесите виды спорта с присущими им критериями обученности.

а) вариативное владение техникой движений

б) свободное, быстрое, экономичное владение техникой движения

4. Заполни пропуск.

Головные боли и боли в области сердца могут свидетельствовать о чрезмерных нагрузках и являться ___________________ утомления.

5. Выбери верные ответы.

Критериями оценки эффективности техники выполнения упражнений являются:

2) стандартная техника

3) компьютерный эталон

6. Соотнесите степени утомления с характерными для них признаками.

1) лёгкая степень утомления

2) значительная степень утомления

3) очень сильная степень утомления

а) сильная потливость головы и тела

б) дрожание конечностей

в) небольшое покраснение лица

7. Выбери верные ответы.

Что из перечисленного можно отнести к критериям оценки эффективности занятий физической культурой?

2) стойкое ощущение

3) степень овладения техникой приёма

4) спортивный результат

8. Заполни пропуск.

Критерием обученности является отсутствие _________________________ при технически правильном выполнении приёма.

1) лишних движений,

2) неприятных мышечных ощущений

Выполни контрольные задания.

Вариант 1

1. Выбери верный ответ.

Признаком хорошего физического самочувствия не может быть:

2) приподнятое настроение

4) отсутствие аппетита

2. Заполни пропуск.

Нельзя игнорировать такой показатель самочувствия, как ______________________________ .

1) незначительные мышечные боли,

2) боли в области сердца

3. Соотнесите степени утомления с характерными для них признаками.

1) лёгкая степень утомления

2) значительная степень утомления

3) очень сильная степень утомления

а) неуверенные движения

б) побледнение лица

в) учащённое дыхание

Вариант 2

1. Выбери верный ответ.

Признаком плохого физического самочувствия не может быть:

2) приподнятое настроение

3) нарушение сна

4) отсутствие аппетита

2. Заполни пропуски.

Потливость, дыхание, окраска лица являются ______________________ признаками утомления и свидетельствовать о _________________________ нагрузках.

3. Соотнесите степени утомления с характерными для них признаками.

Физическая культура. 8 класс. Оценка эффективности занятий физической культурой.

· какое воздействие на организм оказывают выполняемые упражнения. .

Ключевые слова:

Двигательный навык, двигательное умение, техника, эффективность занятий, самоконтроль, критерии оценки.

Основное содержание урока

Двигательное действие – обязательная составляющая любого физического упражнения.

При многократном повторении и оттачивании двигательного действия оно превращается в двигательный навык.

Давайте рассмотрим, как это происходит.

Сначала человек получает информацию о том, как правильно выполнять определённое двигательное действие и начинает его отрабатывать. В результате возникает умение, которое по мере его автоматизации превращается в навык.

Двигательное умение – способность правильно выполнить действие, не доведенная до автоматизма.

Двигательный навык – правильное выполнение действия, доведенное до автоматизма.

Оценивая эффективность занятий физической культурой, необходимо знать, что такое техника движения.

Техника движения , равно как и техника приёма – правильное выполнение этого движения или приема, позволяющее максимально эффективно решить поставленную задачу.

Наличие двигательного навыка не всегда означает наличие техники движения, поскольку навык мог быть сформирован неправильно.

Следовательно, заботясь об эффективности занятий физической культурой, необходимо стремиться к овладению техникой приемов и движений

Как определить, удалось ли достичь правильной техники выполнения упражнений? Для этого применяется самоконтроль, а также такие критерии оценки эффективности техники, как:

- компьютерный эталон последовательности действий;

На этапе приобретения двигательного умения очень важно слушать объяснение учителя.

Не менее эффективным является зрительное восприятие новой информации.

При отработке нового движения или приёма необходимо внимательно относиться к замечаниям со стороны учителя.

Как же понять, эффективны занятия физической культурой, приносят они пользу организму, помогают достичь каких-то результатов?

Существует несколько критериев оценки эффективности занятий физической культурой:

2. Степень владения техникой приёма

3. Спортивный результат

Самочувствие – субъективный критерий оценки эффективности занятия, связанный с самоконтролем.

После каждого занятия в дневнике самоконтроля необходимо фиксировать свои ощущения и определять самочувствие как хорошее, удовлетворительное или плохое.

Отсутствие аппетита, плохое настроение, нарушение сна, упадок сил являются признаками плохого самочувствия.

И наоборот, бодрое, приподнятое настроение, отменный аппетит и крепкий сон свидетельствуют о хорошем самочувствии.

Степень владения техникой приёма – критерий наполовину субъективный, наполовину объективный.

Учащийся может овладеть приёмом и считает, что выполняет его правильно, а учитель видит ошибки.

В таком случае для улучшения результата необходимо учесть замечания, сделанные учителем, и отработать прием с учетом них.

Спортивный результат. Это наиболее объективный из всех критериев. Если победа в соревновании завоевана честно, благодаря блестящей технике исполнения приемов, то этот результат говорит сам за себя и свидетельствует о том, занятия физической культурой были эффективными.

Сила — способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Быстрота — способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Выносливость — способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения эффективности.

Ловкость — это совокупность координационных способностей.

Гибкость — это способность выполнять упражнения с большой амплитудой.

ЧСС (пульс) — частота (количество) сердечных сокращений за 1 минуту.

Величина нагрузки — это мера воздействия физических упражнений на организм. Величина нагрузки определяется, с одной стороны, количеством и качеством физических упражнений (скорость бега, поднятый вес и т. п.), а с другой — реакцией организма на выполнение упражнений (ЧСС и т. п.). Величина нагрузки характеризуется её интенсивностью и объёмом.

Интенсивность нагрузки — это напряжение, которое испытывает организм при мышечной работе. Интенсивность определяется мощностью и сложностью выполняемых упражнений (высота прыжка, дальность метания, скорость бега, координационная сложность гимнастических или акробатических упражнений).

Объём нагрузки — это величина мышечной работы, которую выполняет человек. Объём определяется количеством выполненных упражнений за определённый отрезок времени (за одно занятие, день, четверть, год).

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Основная литература:

Физическая культура. 6-7 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. / А.П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2019. стр. 17-33; 43-45.

Дополнительная литература:

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Задачи занятия должны быть сформулированы кратко и характеризовать основную направленность планируемого занятия.

Определение учебного содержания занятия физической подготовкой. Содержание занятия оформляется в виде таблицы, в которой необходимо выделить три графы.

Содержание занятия делится на три основные части.

Фиксация результатов самонаблюдения во время занятия физической подготовкой. В 3-ем разделе плана занятия физической подготовкой фиксируются показатели пульса за 1 минуту, которые регистрировались во время занятия, а также показатели самочувствия по признакам утомления.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выберите тип интерактивного теста:

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Информация о тестовом вопросе:

Вставьте пропущенные слова:

Информация об ответах

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неправильными

Выберите тип интерактивного теста:

Подчеркивания/зачеркивания элементов;

Информация о тестовом вопросе:

Подчеркните основные физические качества человека:

Д. Мышечная сила.

Информация об ответах

Б. Выносливость.

Д. Мышечная сила.

Читайте также: