Местное сообщение это сообщение при котором поезда следуют на расстояние

Обновлено: 29.04.2024

Во всех развитых странах железнодорожный пассажирский транспорт играет важную роль в жизни общества. Значение пассажирского транспорта для страны объясняется его социально-экономическими функциями. Пассажирские перевозки выполняют все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской и речной. Оптимальный радиус действия каждого из видов транспорта зависит от многих факторов, прежде всего от времени поездки. Главной задачей пассажирского транспорта является опережающее удовлетворение потребностей рынка при эффективном взаимодействии со всей инфраструктурой. В решении этой задачи заключается смысл структурно-функционального реформирования пассажирского хозяйства железнодорожного транспорта.

Дальнее и местное пассажирское движение

1.1. Пассажиропотоки. Пассажирские поезда

Для наиболее рациональной организации перевозок с учетом особенностей различных групп пассажиров пассажиропотоки делятся на четыре основных категории:

· внутригородские, а также следующие до аэропортов и прочие.

В зависимости от дальности следования пассажирские поезда подразделяются на три категории:

· дальние, следующие на расстояние свыше 700 км.;

· местные – расстояние обращения от 150 до 700 км.;

· пригородные – до 150 км.

В зависимости от скорости движения и комфортабельности дальние и местные поезда подразделяются на пассажирские, скорые, повышенной скорости и высокоскоростные.

Скорые (в том числе скоростные) поезда имеют наиболее высокую маршрутную скорость благодаря меньшему числу остановок и меньшей их продолжительности. Скорые поезда формируют из наиболее комфортабельных вагонов, обеспечивающих наибольшие удобства для пассажиров; назначаются на основных магистралях между крупными городами.

Максимальная ходовая скорость скорых поездов 140 км/ч. Поезда, следующие со скоростью свыше 140 км/ч, относятся к скоростным или поездам повышенной скорости.

Пассажирские поезда обращаются между крупными населенными пунктами, обслуживают пассажиропотоки, не охваченные скорыми поездами, и имеют остановки на участковых и промежуточных станциях.

На линиях с незначительным объемом пассажирских перевозок могут назначаться грузо-пассажирские поезда. При достаточном потоке багажа и почты назначают почтово-багажные поезда.

В зависимости от категории поездов принята единая на сети дорог нумерация пассажирских поездов, приведенная в таблице 1.1.

Номера поездов Категории поездов
1 – 148 Скорые круглогодичного обращения
191 – 198 сезонного обращения
201 – 298
151 – 168 Скоростные
171 – 188 Ускоренные (составы из классных вагонов)
301 – 398 Дальние пассажирские круглогодичного обращения
401 – 498 сезонного обращения
501 – 598 разового назначения
601 – 698 Местные пассажирские при следовании до 700 км
801 – 848 Ускоренные моторвагонные (дизель- и электропоезда) повышенной комфортности
851 – 898 без дополнительных услуг
901 – 948 Почтово-багажные
951 – 968 Грузо-пассажирские
971 – 988 Туристско-экскурсионные
991 – 998 Людские
5401 – 5699 Резервные составы
6001 – 6998 Пригородные
7001 – 7398 Пригородные скоростные в пределах субъекта Федерации
7481-7498 Пригородные служебного назначения (по билетам)

1.2. План формирования и размеры движения

Выбор назначений и расчет размера движения скорых и пассажирских поездов производится с использованием значений плановых пассажиропотоков, приведенных в таблице 1.2.

На Из А Б В Г Д Итого
А
Б х х х Х
В х х х Х
Г х х х Х
Д х х х Х
Всего х х х х Х

На основании данных таблицы 1.2 построена диаграмма плановых пассажиропотоков, а также производится выбор назначений и расчет движения скорых и пассажирских поездов.

· дальние, следующие на расстояние более 700 км:

· местные, следующие на расстояние до 700 км.

· пригородные, следующие на расстояние до 150 км

В свою очередь дальние и местные поезда делятся на скорые и пасса­жирские.

Скорые поезда формируются из вагонов повышенной комфортабель­ности и имеют меньший вес и населенность поезда, следует с более высо­кими скоростями, проследует безостановочно 200-300 км, а время оста­новок является минимальным.

Пассажирские поезда формируются из вагонов меньшей комфорта­бельности, чем скорые, в них включаются купейные и не купейные вагоны, а иногда и вагоны для сидения. Они имеют больший вес и населенность, но меньшую маршрутную скорость из-за более частых остановок.

Пригородные поезда имеют меньший вес, чем местные, и, как правило, большую населенность. Кроме раздельных пунктов (станции, разъезды и т. д.), эти поезда останавливаются на пассажирских остановочных пунктах, уст­раиваемых на перегонах специально для посадки и высадки пассажиров.

На малодеятельных линиях с незначительным пассажиропотоком и малой пропускной способностью, обращаются грузопассажирские поезда, которые формируются из пассажирских и грузовых вагонов и имеют вес, соответствующий весу грузового поезда.

Основой организации пассажирских перевозок является график движения пассажирских поездов, который разрабатывается по данным о пассажиропотоках и увязывает технологический процесс всех подразделений и служб, обеспечивающих эти перевозки.

1. Скорые круглогодичные № 1-100.

2. Скорые летние № 100-156.

3. Скоростные № 157-170.

4. Дальние пассажирские:

6. Местные № 601-700;

7. Туристско-экскурсионные № 801-848;

8. Местные областные № 851-899;

9. Почтово-багажные № 901-950;

10. Грузопассажирские (по билетам) № 951-970;

11. Людские (по грузовым билетам) № 971-999;

12. Пригородные № 6001-6999.

Формирование пассажирских поездов производится в соответствии с установленной схемой составов, предусматривающей порядок расстановки в составе вагонов различных категорий (спальных, купейных, плацкартных, вагонов-ресторанов и т.д.).

На станциях и вокзалах пассажир начинает и заканчивает пользование железнодорожным транспортом. Технологический процесс их работ должен рассматривать высокую культуру обслуживания пассажиров. Для этого станционная и вокзальная технология должна основываться на научной организации труда, применении автоматизации и механизации производственных процессов, значительно сокращающих затраты времени на обслуживание пассажиров.

Особенности организации пассажирских перевозок в современных условиях.

На эффективность и качество пассажирских перевозок воздействует ряд факторов, которые условно можно разделить на технические, отражающие особенности вида перевозок и организационные.

Воздействие первой группы факторов проявляется в том, что:

- на сети железных дорог нет специализированных пассажирских линий и поэтому прокладка поездов на графике подсинена не только требованиям организации пассажирских перевозок, но и грузового движения. Техническая оснащенность и развитие пассажирских станций, особенно технических, не обеспечивают прием, отправление, формирование и расформирование составов пассажирских поездов в числе вагонов, необходимом по пассажиропотоку. Существующие в настоящее время ограничения по состоянию пути существенно снижают маршрутную скорость пассажирских поездов;

- существует дефицит пассажирского подвижного состава. Состояние хозяйства весьма плачевное. Большинство вагонов не оборудованы системой хорошего воздухообмена, и полностью отсутствует кондиционирование воздуха, тем самым не обеспечивает элементарных удобств для пассажиров.

Вторая группа факторов отражает специфику пассажирских перевозок (неравномерность пассажирских перевозок, особенности составления расписания движения пассажирских поездов и планирование перевозок).

В течение года можно выделить несколько характерных периодов:

- зимние школьные каникулы;

- весенние школьные каникулы;

- майские перевозки (25 апреля – 10 мая);

- летние массовые перевозки (1 июня – 31 августа);

- осенне-зимние перевозки (1 сентября – 25 декабря);

- праздничные ноябрьские перевозки ( 1 – 10 ноября);

- новогодние перевозки (25 декабря – 8 января).

Некоторые из указанных периодов отличаются темпами роста или спада пассажиропотока, средней дальностью поездки и другими показателями структуры пассажиропотока. Общим для всех периодов является изменение потока пассажиров.

Планирование пассажирских перевозок существенно отличается от грузовых и осуществляется на основании анализа и обработки данных о размерах пассажиропотока за предыдущие годы с учётом экономической и политической обстановке в стране.

Третья группа факторов характеризует особенности организации пассажирских перевозок. Сложившиеся системы показателей характеризует работу в пассажирском движении только с чисто транспортной стороны и не отражает непосредственно качество перевозок. Например, в настоящее время нет четкой системы показателей, позволяющей утверждать, что вновь вводимые или откорректированные размеры движения, маршруты следования поездов и в целом схематический график рационального существования.

Установленные показатели отражают лишь населённость вагона, уровень скорости и число составов в обороте и не дают полного представления о качестве организации перевозок пассажиров. Они не отражают число пересадок и их продолжительность, удобства или неудобства, времени прибытия и отправления поездов и других условий поездки.


Мелкие отправки – партия груза массой от 20 кг до 5 т и по объему не превышающие 1/3 крытого вагона;

Малотоннажная отправка – партия груза массой 10 – 20 т, не более половины вагона по объему;

Повагонная отправка – партия груза, требующая для перевозки целого вагона;

Групповая отправка – партия груза, требующая для перевозки более одного вагона, но менее маршрута;

Маршрут – состав поезда определенной массы или длины, сформированный на станции отправления одним или несколькими отправителями в адрес одного или нескольких г/п и проходящий без переработки не менее одной технической станции. Маршруты формируют и расформировывают только на п/п, загружают только одним видом груза.

К местным относятся перевозки пассажиров между портами и портовыми пунктами с дальностью плавания до 100 миль. Эти перевозки осуществляются преимущественно портовым флотом. К каботажным- перевозки пассажиров между портами различных экономических р-нов и внутри одного р-на с дальностью плавания свыше 100 миль. 3аграничные перевозки осуществляются между рос.и и иностранными портами. Для морских пассажирских перевозок за последние годы- характерно все более широкое использование флота в качестве средства отдыха. Одновременно снижается его роль как средства обычного переме¬щения людей в деловых и бытовых целях. По дальности перевозки грузов по внутренним водным путям разделяют на транзитные и местные. Транзитными называются перевозки, которые осуществляются на значительные расстояния внутри одного пароходства или группы смежных пароходств, местными- перевозки, которые осуществляются в границах деятельности одного порта, районного управления или эксплуатационного участка и выполняются флотом, приписанным к этим подразделениям речного транспорта или арендованным у других владельцев, в т.ч. у пароходства. Перевозки пассажиров выполняют в самоходных специализированных пассажирских или грузопассажирских судах. Пассажирские перевозки в зависимости от р-на обслуживания подразделяют на транзитные, местные, пригородные, внутригородские и переправные.

К транзитным относятся перевозки пассажиров в границах одного или нескольких пароходств на значительные расстояния. К местным- перевозки пассажиров в границах деятельности порта, районного управления или эксплуатационного участка. Они выполняются флотом, приписанным к порту или закрепленным за пассажирским управлением. Пригородными называют перевозки пассажиров в районах крупных пром. центров, внутригородскими- перевозки пассажиров в границах больших городов. Переправные перевозки осуществляются между пунктами, расположенными на противоположных берегах реки, в р-нах пересечения с речными путями автомобильных дорог.

Читайте также: