Сообщение образы духовной музыки западной европы полифония

Обновлено: 30.06.2024

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА. Под западноевропейской музыкой подразумевается музыкальная культура Европы – наследница культур Древней Греции, Древнего Рима и Римской империи, чей распад на западную и восточную части произошел в 4 в.

В русле западноевропейской культуры развивались также культуры Восточной Европы и Америки. Русская музыкальная культура, обнаруживающая много черт, сходных с музыкой Европы, рассматривается, как правило, самостоятельно. Древнегреческая культура оплодотворила как Запад, так и Восток. Но и Древний Восток (Египет, Вавилон, Мидия, Парфия, Согдиана, Кушаны и др.) оказал заметное влияние на музыкальное развитие Европы. В средние века разнообразные музыкальные инструменты, новые ритмы и танцы распространялись с юга Европы на север, а мусульманская Испания была проводником арабских музыкальных и литературных традиций. Позже турки-османы стали носителями музыкального профессионализма Исламской цивилизации, которая по-своему умножала унаследованное ею от античности богатство музыкальной культуры народов Ближнего и Среднего Востока.

МУЗЫКА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

На протяжении долгого периода на территории Западной Европы формировалась культура нового типа, в которой выделялись культовая (церковная), рыцарская (аристократическая) и бюргерская (городская) традиции. Их специфика и взаимодействие способствовали развитию уникальных черт западноевропейской музыкальной культуры.

Музыка католической церкви в раннем Средневековье (4–10 вв.).

Профессиональные черты западноевропейская музыка прежде всего формировала в лоне христианско-католической церковной практики, которая стала обнаруживать свою специфику, начиная с 4 в. Монастыри были центрами учености и музыкального профессионализма. Музыку богослужения отличал характер отрешенности от всего суетного, смирение и погружение в молитву. Если в самых ранних христианских общинах пели все собравшиеся, то после Лаодикейского собора (364 год) в церкви стали петь только певцы-профессионалы.

Григорианский хорал.

Ставшее основой христианского богослужения пение долго оставалось одноголосным. В большинстве церквей оно осуществлялось по типу псалмодии, походившей на рецитацию: небольшого диапазона и практически не распеваемые слова текста исполнялись одним человеком, а молящиеся отвечали такой же монотонной рецитацией. Текст доминировал над музыкой, которая следовала ритмике слов, а мелодические интонации не должны были отвлекать от смысла текста. В 5–7 вв. существовали различные монастырские традиции, развивавшиеся параллельно римской. В Лионе, Британии и на севере Италии возникло галликанское пение, в Испании (Толедо), находившейся под влиянием арабо-мусульманской культуры – мозарабское. С 5–6 вв. в Италии стало принято исполнять священные тексты в манере пения гимнов, которые отличались голосовым распевом и мелодичностью. Создателем этого типа пения стал в Милане епископ Амвросий, который использовал стихи в форме античной римской поэзии (амвросианское пение).

Монотонное псалмодическое пение не имело ритмизации (распевался прозаический текст). Мелодия плавно поднималась наверх, к более высоким тонам, удерживалась здесь и спускалась вниз к исходному уровню. Тексты и напевы содержались в особых книгах и обновлялись. Круг основных ладов-мелодий, подчеркивающих духовный строй молитвенного ритуала, был ограничен восемью. Они составили структуру октоиха – системы восьми церковных ладов, господствовавших в практике обучения певчих и в музыкальной теории. Средневековые теоретики предписывали каждому ладу свой эмоциональный строй: 1 – подвижность, ловкость; 2 – серьезность и плачевная торжественность; 3 – возбуждение, стремительность, гневливость и суровость; 4– спокойствие и приятность, болтливость и лесть; 5 – радость, успокоение и веселье; 6 – печаль, трогательность и страстность; 7 – легковесность молодости, приятность; 8 – старческую серьезность, величавость.

Среди свода григорианских хоралов имелись песнопения, которые отличались от повседневных и составляли особый вид службы – мессу. Это цикл песнопений по случаю главных богослужебных праздников из 5–6 разделов. Каждый получал название по начальным словам текста: Kyrie eleison (Господи, помилуй); Gloria… (Слава в вышних богу); Credo… (Верую во единого бога); Sanctus… и Benedictus (Свят господь бог Саваоф); (Благославен грядущий во имя бога); Agnus Dei… (Агнец божий, взявший на себя грехи мира).

Зарождение многоголосия.

Музыка в период зрелого Средневековья.

Теория музыки. Нотопись.

До 11 в. певчими использовались специальные значки (невмы), которые ставились над словами текста. Невменное письмо не фиксировало ритмику, а лишь относительную высоту тонов и направление мелодии.

Раннее многоголосие (полифония).

Светская музыкальная традиция в средние века.

Труверы и трубадуры.

Имена многих трубадуров и труверов свидетельствуют о том, что они были выходцами из различных социальных слоев: Гийом VII, граф Пуатье, герцог Аквитанский; граф Ангулемский; бедный гасконец Маркабрюн, служивший при каталонском дворе, Бернарт де Вентадорн; Бертран де Борн. Пейре Видаль – экспансивный и бойкий на язык, служивший при дворе венгерского короля, он и Гируат де Борнейль были близки к властителям Барселоны; при том же дворе много лет служил Гираут Рикьер, чьи мелодии (48) сохранились более всего; Фольке Марсельский из семьи богатого генуэзского купца и Госельм Феди, проигравший свое состояние и ставший жонглером. В 12 в. трубадуры пользовались успехом при кастильском дворе на Севере Испании. Большинство труверов вело свое происхождение из Арраса (к северу от Лауры). Среди труверов много нетитулованных горожан и странствующих рыцарей (Жан де Бриен) и участников крестовых походов (Гийом де Феррьер, Бушар де Марли). Известны были Канон де Бетюн – сын графа, автор многих песен о крестовых походах; бедняк-жонглер, но образованный и тонкий поэт Колен Мюзе, а также Тибо, граф Шампани, король Наварры (сохранилось 59 мелодий).

Городские музыканты (жонглеры, менестрели, шпильманы). С 9 в. появляются сведения о народных музыкантах, чей песенный и инструментальный репертуар будет положен в основу светской музыкальной лирики в 12–13 вв. Жонглеры, менестрели, шпильманы – музыканты-ремесленники. Большая часть их бродила из города в город, они выступали на праздниках. Некоторые оседали и становились городскими трубачами и барабанщиками, певцами, мимами, актерами, исполнителями на различных музыкальных инструментах (виеле – типе скрипки, арфе, флейте, шалмее – типе гобоя, органе и др.). Нередко они устраивались на службу к сеньорам. Среди странствующих подмастерьев прославился певец, поэт и драматург Ганс Сакс, который путешествовал по городам Германии и возглавил движение мейстерзингеров в Нюрнберге.

Культовая и светская музыка в 13–14 вв.

Мотет. Гимель.

ЧЕРТЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В МУЗЫКЕ

Нидерландская (франко-фламандская) полифоническая школа 15–16 вв.

Инструментальная музыка эпохи Возрождения.

Мадригал.

Флорентийская камерата. Dramma per musica

Музыка эпохи барокко (17 – начало 18 в.)

Начало 17 в. – время, когда в искусствах обнаруживают себя черты стиля барокко. В светских формах музыка сближается с литературой и теряет связь с математикой. Музыкальное искусство не рассматривается теперь в системе квадриума, а сближается с риторикой и вместе с грамматикой и логикой включается в тривиум. Развитие инструментальных жанров отделяет музыку от поэзии и танца. Выходит трехтомный трактат немецкого органиста и композитора Михаэля Преториуса (1571–1621) Syntagma musicum (1615–1619), где рассматриваются формы духовной и светской музыки, музыкальные инструменты (огранофграфия) и музыкальные термины, определяющие суть характерных для своего времени вокальных жанров (мотет, мадригал) и инструментальных (концерт, прелюдия, фантазия, фуга, токката, соната, симфония), популярных танцев (аллеманда, куранта, гальярда, вольта) и др.

Черты барокко в Италии.

Наиболее ярко представлены черты барокко в творчестве итальянских композиторов-органистов. Венецианская полифоническая школа выдвинула Андреа и Джованни Габриели, сопоставлявших вокальные и инструментальные звучания, вводивших аккордовую фактуру. Дж.Габриели (1557–1612/13) начал использовать динамические указания, вводить тематические и ритмические повторы, создал инструментальные сочинения, близкие к зарождавшемуся новому светскому жанру концерта.

Наряду с игрой на органе зарождалась и распространилась по всей Европе практика игры на клавирах – предшественниках фортепиано. Репертуар игры на клавесине, чембало, вирджинале мало чем отличался от органного, но обогащался новыми танцевальными ритмами и аккордовым сопровождением, заимствованным из практики игры на лютне. В Лондоне расцветало творчество Генри Пёрселла.

Черты барокко на Севере Европы.

Классицизм в музыке 17–18 вв.

Итальянская опера в Европе.

Источником светской музыкальной традиции в 17–18 вв. оставалась Италия. По всей Европе (вплоть до России) распространялась итальянская опера. Итальянские музыканты приглашались ко дворам испанских, французских, австрийских монархов, вывозились в качестве слуг в дома знатных аристократов. Например, знаменитый клавесинист-виртуоз, состязавшийся в Риме с Генделем, Доменико Скарлатти – автор первых клавирных сонат, служил при дворе в Лиссабоне в качестве учителя королевы Португалии Марии Барбары, в Мадриде служил композитор и виолончелист Луиджи Боккерини (1743–1805), а должность дирижера оперной труппы Вены и придворного музыканта занимал композитор Антонио Сальери (1750–1825). Богатые европейские дворы стремились создавать собственные музыкальные увеселения. В середине 17 в. немецкие музыканты осваивают оперные постановки в Гамбурге (Г.Ф.Телеман, Р.Кайзер). Появившаяся в Италии опера-буфф, основанная на бытовых, народных и комедийных сюжетах (Служанка-госпожа Дж.Б.Перголези, 1733, Чеккина Н.Пиччини, 1760), распространяется в своих разновидностях во Францию (опера-комик), в Англию (балладная опера), в Вену (зингшпиль).

Инструментальная музыка первой половины 18 в.

Музыка венских классиков (2-ая половина 18 в.)

Прощальная (№ 45), Траурная (№ 49), Военная (№ 100), С тремолом литавр (№ 103), Философ (№ 22), Аллилуйа! (№ 30), Охота (№ 73) и др.

РОМАНТИЗМ В МУЗЫКЕ 19 ВЕКА

Музыканты подчеркивают связь с родиной, черпают вдохновение в народных пластах музыкальной культуры. Так формируются национальные музыкальные школы, обнаруживая государственную принадлежность каждого композитора-романтика и своеобразие его стиля: Карл Мария Вебер в опоре на немецкий народный мелос и сказку создал национальную оперу (Вольный стрелок, 1821); Михаил Иванович Глинка – русскую (Жизнь за царя, 1836); инструментальные и вокальные сочинения Франца Шуберта наполнены австрийскими мелодиями и бытовыми танцами (лендлер, вальс), а в области вокальной музыки, он, как и Роберт Шуман – создатели нового жанра немецкой песни Lied; не только мазурки и полонезы для фортепиано, но все сочинения Фридерика Шопена, обосновавшегося в Париже, пронизаны интонациями его родины – Польши; будучи венгром, Ференц Лист в постоянных странствиях по всей Европе создал Венгерские рапсодии для фортепиано и претворил ритмы венгерского танца вербункош; творчество Рихарда Вагнера основано на немецкой мифологии и философии; Эдвард Григ черпал вдохновение в норвежских образах, танцах и песнях; Иоганнес Брамс опирался на традиции немецких полифонистов и создал Немецкий реквием; Бедржих Сметана и Антонин Дворжак – на славянский мелос, Исаак Альбенис – на испанский.

Музыка на рубеже 19–20 вв.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 20 ВЕКА

Музыка первой половины 20 в.

Экспрессионизм в музыкальной культуре Германии.

Атмосфера культурной жизни Германии и Австрии в начале 20 в. была наполнена трагическими предчувствиями грядущих мировых войн. Здесь осуществлялось сознательное разрушение тонального мышления предшествующих эпох – основы музыкального языка классиков и романтиков.

В первой половине 20 в. в Европе зарождаются явления, которые создают предпосылки для авангардизма. Композиторы обращаются к необычным тембрам, ритмам, интонациям (фольклору, джазу, экзотическим восточным инструментам, шумам), расширяя сферу самого материала музыки и увеличивая арсенал используемых средств. Особое обновление наблюдается в области ритмики, которая становится жестче, агрессивнее, разнообразнее по характеру и насыщается элементами экзотики и архаики. Интерес к танцевальным, пластическим, сценически-ораториальным жанрам увеличивается. Миф, сказка и аутентичный (или стилизованный) музыкальный фольклор становится материалом для создания новых произведений, основанных на современной технике письма. Ново-фольклорному направлению (неофольклор) отдали предпочтение Игорь Стравинский, Бела Барток, Карл Орф.

Мода на лишенную тональности (атональную) музыку преобладала, хотя не все композиторы следовали ей. Некоторые, напротив, отстаивали художественную значимость тональных основ мелодии и проявляли интерес к неклассицизму. Многие опусы немецкого композитора Пауля Хиндемита, в том числе и его учение о композиции, подчеркивали важность если не лада, то хотя бы тонального центра в качестве выразительного средства музыки. Неважно, в мажоре или миноре написано произведение, называется оно по тому главному тону, которым заканчивается (Симфония in B для духовых, 1951; цикл пьес для фортепиано Ludus tonalis, 1942). Опора на мажоро-минорное мышление характеризует также творчество Онеггера, Пуленка, итальянского композитора Альфредо Казеллы (1883–1947) и др.

Музыка второй половины 20 в.

Авангардное русло в музыке создало Электронную музыку. В начале 1950-х началось освоение звучаний, шумов и конструирование новых электронных инструментов. Возникают студии электронной музыки: в Кельне, где пишет Штокгаузен; в Париже на французском радио, где работает группа исследователей – Булез, Мессиан, Пьер Анри, П.Шеффер. Родоначальник нового электронного направления, именуемого сначала конкретной музыкой, Шеффер, автор публикации К изучению конкретной музыки (1952), исполнял в концертах свои сочинения для магнитной пленки (Париж, 1948). Созданная Шеффером вместе с Анри Симфония для одного человека (1951) продемонстрировала художественную выразительность электронной музыки. На эффектах электронно-пространственного звучания основана Электронная поэма Вареза (1958), исполненная в павильоне Филипс на Всемирной выставке из 425 репродукторов с 11 каналами каждый. Яркими опусами в этой области стали композиции Кейджа (Марш № 2 для 12 радиоприемников, 1951) и Штокхаузена (Гимны 1966–1967).

К концу 20 в. авангардизм исчерпывает себя, оказывая влияния на другие виды музыкальной культуры – на джаз, рок, киномузыку. Его итогом можно считать выработанное у современников новое представление о музыке и новое отношение к материалу, из которого она делается и который включает теперь самый широкий спектр всех известных исторических и географических стилей и инструментально-звуковых технологий. Будучи, как и высокое музыкальное искусство Европы, явлением элитарным, авангард теряется в культуре повседневности, которая торжествует по сей день. Свойственные ей новые музыкальные формы создания музыки с помощью компьютерных программ и высоких звуковых технологий порождают новый тип неакадемической музыкальной деятельности, доступной музыканту-любителю, осваивающему законы построения музыкального произведения вне стен традиционных музыкально-профессиональных институтов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

 ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (1685-1750)

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (1685-1750)

Великий немецкий композитор.

Великий немецкий композитор.

Музыка Баха – это беседа вечной гармонии с самой собой, она подобна Божестве.

Музыка Баха – это беседа вечной гармонии с самой собой, она подобна Божественной мысли перед сотворением мира. Иоганн Вольфганг Гете

Отдельная часть любого его произведения всегда посвящена развитию одной идеи.

Орган – это океан гармоний, могучий и величественный. Внешний вид сложился п.

Орган – это океан гармоний, могучий и величественный. Внешний вид сложился под влиянием стиля БАРОККО – причудливый (с итальянского)

Лучшие органисты мира включают в свои концерты произведение И.С.Баха - Токкат.

Лучшие органисты мира включают в свои концерты произведение И.С.Баха - Токката и фуга ре минор.

Токката – виртуозная музыкальная пьеса для клавишных инструментов. (прикоснов.

Токката – виртуозная музыкальная пьеса для клавишных инструментов. (прикосновение, удар) Фуга - музыкальная композиция, основанная на развитии одной темы, которая проводится попеременно в разных голосах. (бег быстрое течение)

Музыкальный словарь Полифония – вид многоголосной фактуры, основанной на одно.

Музыкальный словарь Полифония – вид многоголосной фактуры, основанной на одновременном сочетании и развитии нескольких самостоятельных мелодических голосов. Гомофония – вид многоголосной фактуры, в которой один голос (мелодия) главенствует, а остальные голоса аккомпанируют.

Контрапункт- тип полифонии, многоголосия с одновременным звучанием нескольких.

Контрапункт- тип полифонии, многоголосия с одновременным звучанием нескольких мелодичных линий. Канон - обозначение музыкальной формы Аккорд – одновременные сочетания нескольких звуков. Гармония – находится во взаимодействии, согласие. Хорал - созвучие. хоровое песнопение – одноголосное песнопение


Хорал - созвучие. хоровое песнопение – одноголосное песнопение

Хорал - созвучие. хоровое песнопение – одноголосное песнопение

Хоралы Баха подобны музыкальным гравюрам, которые можно сравнить с гравюрами.

Хоралы Баха подобны музыкальным гравюрам, которые можно сравнить с гравюрами немецкого художника 16 века, А.Дюрера, запечатлевшего духовные сюжеты и образы.


Итог урока: И. С. Бах(1685 - 1750); Великий немецкий композитор; Представител.

Итог урока: И. С. Бах(1685 - 1750); Великий немецкий композитор; Представитель эпохи барокко; Непревзойденный органист; Основные периоды жизни: Веймар – Кетен – Лейпциг; Великий мастер полифонии.

Каким было детство Баха? Перечислите города, в которых жил и работал Бах. Как.

Каким было детство Баха? Перечислите города, в которых жил и работал Бах. Какие произведения написал композитор? Какой была жизнь Баха? Назовите произведения, написанные композитором в последние годы жизни? Как сложилась судьба близких Баха после его смерти?

Краткое описание документа:

Цель урока: более подробно познакомить уч-ся с творчеством великого немецкого композитора И.С. Баха

Задачи:

1. Воспитательная – воспитывать у уч-ся любовь к мировой классической музыке, уважение к искусству народов мира.

2. Образовательная – более подробное знакомство с жизнью И.С. Баха и его творчеством.

3. Развивающая – развивать творческое нестандартное мышление учащихся посредством проведения научно-исследовательской работы, слушания музыкальных произведений и созданию компьютерных презентаций.

Ход урока

I. Портрет И.С. Баха – Johann Sebastian Bach.

Учитель. Иоганн Себастьян Бах – великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке все возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Давайте сегодня более подробно познакомимся с его жизнью и прекрасными музыкальными произведениями, которые считаются бессмертными.

Учащийся 1. Иоганн Себастьян Бах происходил из семьи профессиональных музыкантов. Предки Баха издавна славились своей музыкальностью.

Известно, что прадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи.

II. Ученица 5 класса исполняет на скрипке музыку И.С. Баха (по выбору)

Учащийся 2. Христофор Бах – дед Иоганна Себастьяна был органистом в Веймаре. Семья регулярно собиралась для совместных занятий музыкой, импровизацией.

Достаточно быстро семья приобрела известность, и ее представители охотно приглашались на музыкальные должности в маленьких городках средней Германии – Арнштадте, Мюльхаузене, Веймаре, Кетене.

Учащийся 4. Отцом Иоганна Себастьяна был Иоганн Амвройский – городской музыкант Эйзенаха. Когда мальчику исполнилось 9 лет, он потерял отца, а в 10 – мать. Его передали на воспитание старшему брату, органисту в Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. Но то был нечуткий музыкант. Однообразно и скучно шли занятия. Для пытливого 10-летнего мальчика это было мучительно. Поэтому он стремился к самообразованию.

III. Инсценировка фрагмента из жизни маленького Баха (три мальчика).

Учащийся 5. Ноты хранились в книжном шкафу за решетчатой дверцей и были всегда на запоре. А мальчик знал – в них напечатаны произведения самых прославленных композиторов того времени. И больше всего на свете ему хотелось посмотреть эти ноты, а потом, если, конечно, разрешит старший брат Иоганн Кристоф, сыграть все пьесы на том органе, который находился в церкви и так прекрасно звучит.

И вот однажды он решился.

Учащийся 6. Смею просить Вашего разрешения, - робко обратился Иоганн Себастьян к брату, - взять эту нотную тетрадь… Мне хотелось бы изучить все пьесы, которые в ней.

Иоганн Кристоф ответил сухо и непреклонно.

Учащийся 7. Эти ноты не для Вас.

Учащийся 5. Но желание прочесть и сыграть все, что находилось в заветной тетради, мальчик не мог превозмочь. И ночью, когда в доме все спали, он прокрался в комнату, где стоял книжный шкаф, изловчился, свернул нотную тетрадь в трубку и вытащил ее из шкафа.

А потом, таясь от старшего брата, у которого ему пришлось жить после смерти родителей, Иоганн Себастьян много ночей подряд вытаскивал из шкафа нотную тетрадь и, до боли напрягая глаза, переписывал из нее одну пьесу за другой.

У него не было даже огарка свечи. Лишь слабый лунный свет помогал ему в работе.

Шесть месяцев ушло у него на переписку нот. Он уже предвкушал минуту, когда сядет за клавиатуру органа т прекрасная музыка вознаградит его за труд и бессонные ночи.

Но случилось то, чего он так страшился. Ему оставалось дописать всего лишь несколько тактов, когда за недозволенным занятием его застал старший брат. Невзирая на слезы и мольбы, он отнял у Иоганна Себастьяна и те ноты, которые тот брал из шкафа, и те, которые мальчик переписал в свою тетрадь…

Утомительная работа очень сильно повредила зрение будущего композитора.

Учащийся 8. В 15 лет, чтобы не быть в тягость брату, он перебрался в Люнебург, где поступает в местную гимназию и становится певчим в хоре, что дает ему возможность прокормиться. В 1703 году он закончил гимназию, и получил право поступить в университет. Но Баху не пришлось использовать это право, так нужно было добывать средства к сосуществованию.

В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы. В 1703 году Бах получил место скрипача в частной капелле принца Иоганна Эрнеста Саксонского в Веймаре, но долго здесь не задержался, получив место органиста в Арнштадте (1703-1707).

Но как бы ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов, не упускал случая лично познакомиться с выдающимися музыкантами, изучить их манеру исполнения. При монастыре была хорошая библиотека, и Бах пропадал там все свое свободное время среди множества интересных рукописей и собраний сочинений самых известных композиторов того времени.

Учащийся 9. Однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком. Расстояние между городами Арнштадта, где он служил органистом до Любека 350 км, чтобы послушать игру прославленного органиста Дитреха Букстехуде.

Учащийся 10. В 1708 г. Иоганн Себастьян Бах женится на своей двоюродной сестре, тоже круглой сироте Марии Барбаре. Мария Барбара родила Баху 7 детей, из которых выжили только четверо, в том числе будущие композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануэль. В этом же году семья переезжает в Веймар. Иоганн Бах наконец остается в городе надолго, он – придворный органист и композитор. Это время принято считать началом творческого пути Баха как сочинителя музыки. В Веймаре написано множество пьес для органа и клавесина.

В 1720 году жена Баха Мария Барбара скоропостижно умирает, оставляя четырех малолетних детей. Бах становится вдовцом.

В доме Баха многого не хватало из-за скудности средств, но в нем всегда царила музыка. Семья составляла свой хор и оркестр. Когда же Бах начинал за органом импровизации, то под пальцами рождался океан звуков, раскрывающих глубокие мысли и чувства. Но величия его творения не смог оценить никто из современников. Даже сыновья Баха, талантливые музыканты не понимали, насколько его музыка переросла свое время.

Учащийся 14. В конце 1740 годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте. Но и тогда он продолжал сочинять , диктуя свои произведения для записи. Дней за 10 до смерти Бах неожиданно прозрел, но затем случился удар, сведший его в могилу. Вечером 28 июля 1750 года, не успев продиктовать музыкальную фразу последнего творения, он умолк навсегда.

Торжественные похороны вызвали огромное стечение народа из разных мест. Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет. Однако позже по территории кладбища проложили дорогу, могила затерялась. Лишь в 1894 году останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось перезахоронение.

Учащийся 15. При жизни Бах пользовался известностью. Однако после смерти композитора имя и музыка Баха стали предаваться забвению. Интерес к творчеству Баха возник только через 100 лет. Баховское общество на протяжении полувека собирало творения композитора и опубликовало их в 60-ти томах.

Учитель. Ребята мы с Вами узнали очень много интересного о творчестве немецкого композитора И.С. Баха. В формировании личности и творчества Баха важную роль сыграла музыкальная культура немецкого протестанизма. Не случайно большая часть наследия композитора это духовная музыка. К самому популярному жанру 18 века, опере, он не обращался. Бах никогда не покидал Германии, более того, жил в основном не в столичных, как мы с Вами убедились, а в провинциальных городах. Тем не менее он был знаком со всеми значительными достижениями в музыке того времени. Композитор сумел соединить в своем творчестве традиции протестанского хорала с традициями европейских музыкальных школ. Чем же отличается музыка Баха от музыки многих других композиторов?

Учащийся 17. Я думаю, что произведения Баха отличаются философской глубиной, сосредоточенностью мысли, отсутствием суетности. Вокально-драматическое творчество Баха включает около 300 сочинений – кантаты, хоралы, мотеты и др. (Объяснить)

Учащийся 18. Сочинения Баха для клавира и клавесина превосходили технические возможности этих инструментов. Однажды мастер показал ему созданный итальянцем Кристофори пиано-форте, который в отличие от клавира мог издавать и тихие и громкие звуки. Бах подсказал мастеру, как усовершенствовать его. Так появилось первое фортепиано.

Учитель. Какой же мы с Вами сделаем вывод?

Учащийся 19. И.С.Бах – крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры. Его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем. Будучи последним великим композитором эпохи БАРОККО, бах вместе с тем пролагал пути музыке нового времени.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Открытый урок в 6 классе. (2011 – 2012 уч. год).

Подготовила и провела Гапонова Т. А.


Образы духовной музыки Западной Европы.

Помочь учащимся войти в мир музыки Баха;

почувствовать и осознать особенности полифонического изложения музыки;

получить представление о жанрах токкаты и фуги, представляющих светское и церковное искусство Баха;

развивать умение выражать словами свои музыкальные впечатления;

способствовать формированию творческого воображения учащихся;

развивать вокально-хоровые умения и навыки;

воспитывать интерес к музыкальному классическому искусству;

Беседа – рассказ по теме урока с выступлениями учащихся.

Знакомство с музыкальным материалом по теме урока.

Вывод по теме урока совместно с детьми.

Вокально – хоровая работа с учащимися.

1. Приветствие в форме распевания.

2. Раскрытие темы.

Иоганн Себастьян Бах – великий немецкий композитор второй половины 17, первой половины 18 века – прожил довольно долгую творческую жизнь. При жизни он получил признание преимущественно как органист и знаток музыкальных инструментов, а после смерти был забыт почти на несколько десятилетий.

Но затем постепенно стали словно заново открывать его творчество и восхищаться им как драгоценным художественным сокровищем, непревзойденным по мастерству, неисчерпаемым по глубине и человечности содержания.

Несколько поколений Бахов были музыкантами. Сам же Иоганн Себастьян был прекрасным органистом.

Для его творчества особое значение имели музыкальные традиции семьи, религиозные традиции Родины – Германии. Отдельная часть любого его произведения всегда посвящена развитию одной идеи, одной темы – жизни или смерти, дня или ночи, горя или радости.

При жизни Баху самому удалось издать лишь очень небольшую часть своих произведений. Первое же полное собрание сочинений начали печатать в Германии спустя 100 лет после его кончины.

Далее, о том, какой была семья И. С. Баха, нам расскажут ребята, а также познакомят нас с основными моментами его жизненного пути. (Выступления детей).

Музыка Баха связана с культурой его родной страны. Ему не довелось ни разу выехать за пределы Германии. Но он увлеченно изучал произведения и немецких, и зарубежных композиторов. В своем творчестве оно гениально обобщил и обогатил достижения европейского музыкального искусства.

Все его произведения согреты искренним религиозным чувством. Они полны сострадания к людским горестям, проникнуты пониманием людских радостей. Со временем они вышли далеко за пределы храмов и не перестают глубоко впечатлять слушателей разных национальностей и вероисповеданий.

Лучшие музыканты мира включают в свои выступления это известное сочинение. Его музыка под стать самому монументальному по размерам инструменту – органу. В ней очень ярко раскрываются все возможности звучания этого мощного музыкального сооружения.

Знакомясь с этим сочинением, давайте попробуем вместе пережить все то, что чувствовал сам композитор, создавая его.

Интересен тот факт, что современные джазовые музыканты боготворят Баха. Его музыка является образцом для их творчества. Одну такую композицию я предлагаю вам послушать. Почувствуйте разницу.

«Токката ре минор исполняет рок-группа под руководством Рика Ван дер Линдена

4. И что вы можете мне сказать? (В современных ритмах это произведение выглядит по другому, но все же основа очень узнаваема, а чувства , представления, ощущения просто как бы осовремениваются и мы ощущаем ритм жизни нашего времени, но все же хочется остановиться и задуматься, возможно, о предназначении человека в этом мире, о сожалении чего-то, что мы утратили или потеряли).

5.Переходим к пению – распеванию.

(работа с классом)

6.Вокально-хоровая работа.

Мы говорили с вами о том, что в своем творчестве И. Бах немалое внимание уделял культуре, традициям своей родной страны. Я думаю, что и нам сегодня будет уместно поговорить о нашей малой родине, о Тульском крае. Именно в этом году мы отмечаем 70-ую годовщину обороны нашего славного города героя Тулы в боях периода В. О. войне. И проведем работу над песнями, посвященными этой теме.

7.И в заключении давайте подведем итог нашему уроку.

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в Тюрингии – одной из областей Центральной Германии, небольшом городе Эйзенахе.

Его прапрадед по имени Файт был булочником и так любил музыку, что не расставался с цитрой – музыкальным инструментом, даже во время поездок на мельницу. Играл, пока мололась мука.

Скрипачом, городским и придворным музыкантом в Эйзенахе был отец Иоганна Себастьяна. Он начал обучать музыке своего младшего сына и отдал его в церковную школу. Обладая прекрасным высоким голосом, мальчик пел в школьном хоре.

Когда же ему шел десятый год, его родители умерли. Заботы о сироте взял на себя старший брат, церковный органист в соседнем городке. Он определил младшего брата в местный лицей и сам давал ему уроки игры на органе. Музыкальной композицией Бах с детских лет овладел самостоятельно, переписывая сочинения различных авторов. Одну, особенно интересовавшую его нотную тетрадь, ему пришлось переписывать лунными ночами тайком от старшего брата. Но когда долгая и трудная работа была закончена, старший брат безжалостно отобрал у Иоганна рукопись.

Пятнадцати лет Бах сделал решительный шаг – перебрался в далекий северонемецкий город Люнебург, где поступил певчим стипендиатом в школу при монастырской церкви. Ее он закончил успешно через три года и стал искать себе работу поближе к родным краям.

В течении 9 лет Иоганн Бах живет и работает в Веймаре, работая при дворе герцога органистом и помощником руководителя капеллы (группы певцов). В это время он становиться непревзойденным исполнителем на органе и клавесине.

Это убедительно подтвердил следующий случай. Однажды Бах отправился в Дрездон, где решили устроить состязание между ним и знаменитым французским органистом Луи Маршаном. Но тот, услышав игру Баха поспешил тайком уехать из Дрездена. И состязание не состоялось.

В возрасте 33 лет Бах со своей семьей перебирается в другой город – Кеттен. Здесь рождается множество произведений для различных инструментов.

Но в это время, Баха переживает трагедию в семье. Оставив на руках молодого мужа четверых детей, умирает жена Мария. Переживая тяжелую утрату, Бах не прекращает работы, все больше задумываясь о смысле жизненного бытия.

Спустя некоторое время он снова женится на прелестной молодой особе Анне Магдалене, которая становится его верной спутницей до конца жизни, родив ему 13 детей.

С годами здоровье Баха пошатнулось. Он переносит две неудачные глазные операции и слепнет. В начале 1750 года Бах скончался, прожив, таким образом - 65 лет. О его жизни мы можем сказать, что она была очень нелегкой, но трудолюбивой и всегда озарена гениальным творческим вдохновением.


С развитием и утверждением христианского богослужения, с появлением первых гимнографических форм в византийской Литургии музыка также облекается в мелодические формы христианской гимнографии. Впервые музыкальный элемент в христианском богослужении мы встречаем в Евангелии от Матфея, который сообщает, что на Тайной вечери пелись псалмы (Мф. 26;30), гимны и молитвы сопровождали хваления апостолов (Деян. 16;25).

Дело в том, что первые христиане никогда не исключали музыкальный элемент из христианского богослужения, наоборот максимизировали его, учитывали чрезвычайную важность в богослужебном почитании и Литургии.

Христианская музыка основана на двух главных источниках

а) еврейский источник;

б) греческий источник или греческая традиция;

Псалмодия из монотонной структуры развивается в разнообразные интонации, от литургического речитатива мелизматическог опения к более детализированному пению. Псалмодии имеют две формы: респонсории и антифоны.

Греческий элемент, взятый ранними христианами в литургическую музыку, создал византийскую монодию, структурированную греческими столпами, способствуярождению византийской музыки, а затем и византийской традиции в 3 музыкальных жанрах: диатоническом, хроматическом и энгармоническом и 4 стилях изложения: речитатив, ирмологий, стихиры иантифоны.

Все вышеизложенное относится к восточной традиции, православной церковной музыке. Религиозная музыкальная культура знает и другую церковную традицию, западную, известную как григорианский хорал.

Григорианская реформа повлияла также и на византийскую музыку. Можно сказать, что дух европейской мысли на Востоке (Византийский) и Западе (латинский) положит свой отпечаток на дальнейшее развитие музыкальной культуры христианской Церкви.


Хор Ионинского монастыря, поет и византийские напевы

Формы гимнографии и византийская монодия

В чем состоит специфика традиционной византийской музыки, сформировавшей гимнографию и монодии? Гимнография, как процесс развития традиции Церкви, сконцентрировала и выработала в форме гимнов, православное, догматическое учение веры, зафиксированное Вселенскими Соборами, творениями святых отцов и церковных писателей, канонами Вселенских Соборов и Поместных Церквей. В этом контексте можно говорить о догматической, канонической и литургической традиции Восточной Церкви, возникшей в византийской музыке в ее гимнографическом наследии.

а) Тропарь является старейшей, простейшей, самой маленькой и наиболее значимой формой единого гимнографического блока, образовавшегося путем развития обращения, призывания и восхваления. Появляется в V в. и эквивалентно наименованию стихир, концентрируя догматические положения против несториан и евтихиан.

Среди авторов канонов упоминают Великий канон святого Андрея Критского, читаемый в первую и пятую неделю Великого Поста.

Все формы византийской гимнографии — стихиры, тропарь, кондак, канон — исполнялись монодийно. Монодия представляет своеобразие и специфику византийской мелодии, которая имела беспрецедентное развитие в горизонтальной мелодической линии как единственном элементе своего выражения.

Форма гимнографии как традиция григорианской музыки

Наиболее важными собраниями григорианского пения являются градуалы, используемые в праздничных богослужениях и антифонарии, которые включают антифоны, респонсории и псалмы, чьи тексты включены в бревиарий, в отличие от градуалов.

Теоретикгригорианский музыки Гвидо д’Ареццо выделяет три типа песнопений:

а) Песнопение прозаическое в свободном ритме;

б) Песнопение метрическое, размеренное;

в) Песнопения лирические, исполняемые в различных ритмах.

Мелодия или монодия строго следует ритму латинской прозы и перенос ее развитию, зачастую линейному, приглашая к созерцанию. Григорианская монодия точно так же, как и византийская, происходит от еврейского речитатива, восходящего к 700 году, и присутствует в среде французских монахов бенедиктинцев.

Позднее в григорианскую музыку приходит полифония. Поскольку мелодия канта меняться не может, он становится кантусфирмус (CantusFirmus): к нему параллельно присоединяется голос, в октаву, кварту и квинту. Так появились канты в 2 голоса (organum), в 3 голоса (triplum)и в 4 голоса (quadruplum).


Хор григорианских монахов

Появление широкой полифонии в григорианской музыке

А. Месса по смыслу сегодня является основным способом выражения общественного богослужения в католических церквях. Ее авторство или происхождение неизвестно. Дело в том, что католики ее не используют исключительно на латинском языке, как это было до II Ватиканского Собора (1963), и должны были перевести на языки католических народов или на национальные языки тем, где католики составляют меньшинство (румынский, греческий, русский, болгарский, сербский и албанский язык).

Месса латинского или римского обряда состоит из двух частей:

б) Изменяемая часть или Собственно Месса, содержащая песнопения для хора и для служителей. Она включает в себя молитвословия:

— Для хора: вход предстоятеля (Introit), чтение Градуала и Секвенций, приготовление алтаря и даров (Offertorium) и Причастие (Communio);

— Для служителей: молитвы, Евангелие, начальная часть анафоры (Præfatio) и молитвы после причастия.

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина создал подлинную школу полифонии, которая будет вдохновлять других композиторов, таких как: Виттория и Федерико Анерио в Риме, Андреа Габриели (1515–1584) и Джованни Крочев Венеции, Орландо ди Лассо (1532–1594) в Нидерландах и Уильям Берд (1543–1623) в Великобритании.

В 1652 Грегорио Аллегри ввел в мессу сопроводительный оркестр наподобие капеллы. Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) написал знаменитую Мессу си минор, которая считается величайшим созданным хоралом, написанным для богослужения. Другие композиторы, составлявшие мессу это: Йозеф Гайдн (1732–1809), Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) автор Коронационной мессы, Людвиг ван Бетховен (1770–1827), автор Торжественной мессы, Луиджи Керубини (1770–1842), Ференц Лист (1811–1886), Антон Брукнер (1824–1869), Леош Яначек, Игорь Стравинский (1882–1971) и др.

Б. Мотет является хоровым полифоническим жанром, который появился во Франции в XIII–XIV вв. в помощь существующему религиозному светскому тексту для мирян. В 1322 году Папа Римский Иоанн XXIII своим указом положил конец этой ситуации, утвердив единственным приемлемым религиозным текстом латинский текст. На XVI в. приходится необычайный расцвет структуры ансамбля в пределах от 2 до 16 голосов. Преобладающим стилистическим элементомв произведениях композиторов становится имитация. Среди авторов мотета упоминают: Жоскен де Пре (1445–1521) Антонио Габриели (1510–1586), Джованни Габриели (1557–1612), Жан Батист Люлли (1632–1687), Макс Регер (1873–1916) и другие.

Некоторые классические работы, наподобие Реквиема Моцарт имеют под собой глубокие религиозные и философские основы. Этот реквием закончил ученик Моцарта Франц Ксавер Сасмейер (1766–1803), написан для солистов, хора и оркестра и имеет 12 частей:

Другие авторы, создавшие реквием, являются: Гектор Берлиоз (1803–1869), Джузеппе Верди (1813–1901), Иоганнес Брамс (1833–1897), Роберт Шумана (1810–1856) и др.

Аналогичную работу в румынской литературе проделал композитор Марциан Негря (1893–1973). Он ввел классическую структуру реквиема на основе православной панихиды и традиционного хорового пения Трансильвании (по замечанию священника Димитрия Кунтяну). Премьера реквиема для хора, солистов и оркестра состоялась в 1957 году.

— Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) написал 4 оратории:

Страсти по Луке.

Страсти по Матфею.

Страсти по Иоанну. Все эти произведения находятся во Всеобщем музыкальном культурном наследии;

Византийская Рождественская оратория, состоявшаяся в 1947 году, в рекордно короткие сроки, с февраля по июль и Страсти Господни, состоявшаяся в 1946 году, являются первыми вокальными произведениями симфонического жанра в православной духовности. Плоды сотрудничества с византологом отцом Иоанном Петреску-Виссарионом — византийская Рождественская оратория и Страсти Господни, — основаны на мелодичных отрывках, взятых из средневековых музыкальных рукописей Национальной библиотеки Парижа и традиционной христианской византийской музыки.

Д. Религиозные концерты как полифонический хоровой жанр появился в XVI в. Первыми создателями концертов были Андреа и Джованни Габриели. Под влиянием мотетов и мадригалов религиозные концерты приобретали специальную литургическую тематику. В Православной Церкви концерт реализовался в Божественной литургии и может рассматриваться как канонник или причастен или быть обыкновенным концертом, исполняющимся в концертных залах или церквях.

Основные события Литургии связаны с церковным годом. Самыми известными остаются концерты на Рождество и Воскресение композитора Дегтярева или концерт № 1 и № 2 Гавриила Музыческу (1847–1903).

— Георгий Мандичевски: Оратория;

— Юлиан Кырстою, Нику Молдовеану, Константин Дрыгушин, Александру Дельчеа, Тудор Ярда, Валентин Тимару, Сигизмунд Тодуте или Дан Воичулеску, которые создали концерты из религиозных хоровых произведений.

Они составляют свои музыкальные композиции в трех хоровых стилях: немецком, итальянско-русском и народном хоровом пении.

Источник: Analelestintifice ale facultatii de teologie ortodoxa 2000–2002. VI. Cluj-Napoca, 2002. Pp. 221–226.

Читайте также: