Сообщение образ пугачева в повести капитанская дочка и в поэме есенина пугачев

Обновлено: 16.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Паспорт проектной работы.

Руководитель проекта: Марининская Н.А.

Учебный предмет в рамках проекта: литература

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: история.

Автор проекта: Кузмина Татьяна Николаевна, 14 лет, 8 класс

Тип проекта: исследовательский.

Исследовать, как изображен Пугачёв в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина.

Систематизировать собранные материалы.

Обобщить и распространить полученные результаты в виде исследовательской работы и компьютерной презентации.

Вопросы проекта:

Каким предстаёт Пугачёв в произведениях Пушкина и Есенина?

Почему меняется восприятие этого образа в произведениях писателей разных эпох?

В чём принципиальное различие в оценке бунта Пушкиным и Есениным?

Цель проекта для учителя: создание ситуации заинтересованности обучающихся литературой, формирование нравственных качеств, формирование речевой, коммуникативной и информационной компетентности.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовка: Определение темы и целей проекта.

2. Планирование: Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.

3. Исследование: Сбор информации. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: анкетирование, опросы.

4. Анализ и обобщение: Анализ информации, оформление результатов в виде текста и презентации, формулировка выводов.

5. Представление проекта: Выступление перед одноклассниками, на параллели перед учащимися .

6. Оценка результата и процесса: Анализ выполнения проекта; причины успехов и неудач.

Изучение литературы по данному вопросу.

Итоговый продукт: презентация, исследовательская работа.

Мы предположили, что писатели по-разному воплощали в своих произведениях образ бунтовщика, и зависело это от исторических событий тех времён, когда создавались произведения.

Актуальность. Обоснование значимости проекта

Проблема роли личности в истории важна в любую эпоху, так как есть личности, которые могут поменять ход истории

Емельян Пугачёв, Зимовейской станицы служивый казак.

Он был 40 лет от роду, росту среднего, смугл и худощав, волосы имел тёмно-русые, бороду чёрную….

Пушкин первый из литераторов и историков увидел в Пугачеве выдающегося человека из народа. Пугачёв проявляет сметливость, изворотливость, помнит добро. Он хороший организатор, умеющий вести за собой людей.

Пушкин поставил в романе один из самых сложных вопросов – вопрос о зависимости жизни людей от хода истории. История вывела Пугачёва из-под таинственных покровов, сделала фигурой жуткой и одновременно почти сказочной. В пушкинском Пугачёве уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и помочь ему.

Личность Пугачева представлена в поэме Есенина неординарной, противоречивой и трагичной. С одной стороны, Пугачев появляется, как сильная, уверенная, волевая натура, человек бывалый, а с другой – видно, что он оказался самоуверенным.

Это человек неистового темперамента, сильной воли, раздираемый внутренними противоречиями.

Есенин показывает Пугачева с двух сторон: то он вожатый, самозванец, выдающий себя за Петра, то преступник, которого предали свои же люди и отдали власти на растерзание.

Перед Есениным все чаще вставал мучительный вопрос:

"Куда несет нас рок событий?" Ответить на него было нелегко. Душа поэта сжималась от боли при виде страшных следов войны и разрухи. Тогда-то и появился образ Пугачева, попытавшегося силой построить крестьянский рай на земле.

Есенин раскрывает в образе Пугачева черты могучего бунтаря, который по призванию должен повести казаков и крестьян дорогой мести и борьбы к свободе. Но народ, желавший получить свободу, еще не способен был ее завоевать. Вся надежда крестьян и казаков на лучшее будущее была связана с верой в хорошего царя. В Пугачёве Есенина мы видим обреченность, трагическую предопределенность.

С.Есенин создает в поэме образ человека сильного и решительного, способного на обдуманные действия. Но ему не дано обуздать стихию мятежа, не дано наделить своей волей тех, кто рядом.

История, к которой обратился поэт в своей поэме, давала ответы на мучивший его вопрос о судьбе русского крестьянства в революционную эпоху. Есенин понял неоднородность крестьянства, стихийность его сознания, слабость.

А.С. Пушкин сочувствует Пугачеву – незаурядной личности, пошедшей по неверному пути и трагически обреченной.

С.А. Есенин в восстании видит справедливое народное возмездие. Пугачев только сыграл в истории нужную роль, возглавив народные массы.

Вечный странник, правдоискатель и романтик, защитник народа – таким предстает Пугачев в поэме С.А. Есенина.

Народ же видит в Пугачеве доброго царя, защитника от обидчиков и сам становится стихией для своего вождя

Начнем с того, что в есенинской поэме Емельян Пугачев является центральным персонажем, а его деятельность – основой сюжета. В пушкинской повести Емельян Пугачев выступает как второстепенный персонаж, а его деятельность – лишь малая часть того, что происходит в повествовании. У авторов были разные цели написания произведений.

Персонаж С.А. Есенина поэтизирован и идеализирован. В повествовании почти нет эпизодов, где Пугачев совершает какие-либо жестокие злодеяния. Единственное убийство, совершенное лично Пугачевым, – убийство предателя Крякина. С.А. Есенин объясняет причины поступков бунтовщика и сочувствует ему, с самого начала повествования намекая читателю на трагичный финал.

А.С. Пушкин обращает внимание на внутренний мир Пугачева, рассматривает его как обычного человека. С.А. Есенин большее внимание уделяет его деятельности и целям этой деятельности, однако в намерениях Пугачева виден и его внутренний мир. Емельян Пугачев неравнодушен к русскому народу и его судьбе, хочет помочь ему, поэтому жертвует собой ради народа.


Два замечательных русских поэта создали, каждый по-своему, образ Емельяна Пугачёва, предводителя восстания яицких казаков, переросшего в Крестьянскую войну 1773–1775 гг.

Различие в подходе освещения образа Пугачёва

Помимо того, что дворянин Пушкин и поэт крестьянского происхождения Есенин не могли одинаково оценивать Пугачёвское восстание и его предводителя, имеются ещё несколько причин различного изображения ими образа Пугачёва.

У Пушкина Пугачёв — один из героев, он — центральная фигура, к которой сходятся все сюжетные линии, но не единственный главный герой. А у Есенина Пугачёв — главный, причём романтический, герой. Поэт показывает, что у Емельяна душа романтика, хотя он и стал лидером жестокого бунта.

В своей поэме Есенин постарался образно и ярко воссоздать не только образ Пугачёва, но и образы его сподвижников (атаманов Кирпичникова, Оболяева, Караваева, Зарубина, беглого каторжника Хлопуши). Есть в поэме и образы предателей: Творогова и Крямина.
[blok3]

Авторское отношение к Пугачёву

Пушкин и Есенин по-разному относились к личности Пугачёва, но сходились в том, что она неоднозначна.

Отношение Пушкина к личности Пугачёва

Пугачёв, при всей своей жестокости, в изображении Пушкина вызывает симпатию читателей. Он показан человеком широкой души, способным к великодушным поступкам, к милосердию.

Отношение Есенина к личности Пугачёва

Есенин показывает и самоуверенность своего героя, его убеждённость, что его везде ждут, везде ему рады. Эта самоуверенность не привела его ни к чему хорошему.

Образ Пугачёва в поэме противоречив, сложен:

Вывод

Два великих поэта, Пушкин и Есенин, каждый в свое время взялись за задачу освящения пугачевского восстания. Казалось бы, взгляд на одни и те же события должен быть одинаков, однако у них получилось немало различий. Среди прочего — использование для этой цели разных инструментов.

Есенин выбрал для своего повествования жанр драматической поэмы. Он глубоко чувствовал дух того восстания и личность Пугачева, восхищался им.

Можно сказать, что образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина обретает разницу уже с жанров их сочинений, что удивительно, ведь оба изучали практически одни исторические свидетельства.

образ пугачева в произведениях пушкина и есенина

Пугачев в произведении Пушкина

Тем не менее даже Пушкин не может отрицать, что в Пугачеве есть великодушие и доброта. Так, например, он не смог причинить вреда Гриневу, который однажды помог лидеру восстания. Это зрелый, бывалый человек, которого люди готовы слушать и за которым готовы идти. Именно многогранность образа придает жизнь герою. Таким увидел Пушкин Пугачева, изучая исторические документы.

Пугачев в произведении Есенина

Есенин также изучал именно исторические документы, однако его Пугачев получился куда более привлекателен. Есенин наделяет своего героя такой чертой, как мечтательность, Пугачев очень хочет в казахские степи на волю. Лидер восстания у поэта теперь уже обладает романтической душой. Он очень добр и прощает даже своих друзей-предателей, которые его и выдают властям.

Слегка портит образ у Есенина пугачевская самоуверенность. Он считает, что ему все и всегда рады. Также в поэме говорится, что люди любят его за буйство, но, очевидно, оно справедливо, иначе все попросту боялись бы его.

сопоставление образа пугачева в произведениях пушкина и есенина

Популярные сочинения

Сопоставление образа Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина

Сочинение на данную тему следует начинать с обзора образов по отдельности, что мы и сделали выше. Затем, уже по готовым описаниям, будет очень легко составить сравнительную характеристику.

Образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина похож в некоторых чертах характера. Так, общими у них выступают жестокость к виновным и невиновным, а также иногда проявляющаяся доброта. Оба поэта находят, что Пугачев является сильной, неординарной личностью, однако у Есенина он выступает почти гением. Авторы наделяют Пугачева даром предвидения, герой точно знает, что его попытки создать восстание и освободить крестьян провалятся.

Отметим, что образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина имеет и довольно сильные отличия. Самое главное из них заключается в понимании роли восстания Пугачева. Пушкин не понимал и считал, что это лишь единичный случай, что восстание не могло закончиться по-иному. Есенин же видел в Пугачеве всех россиян, крестьянство и чувствовал родство с ними, это было именно народное восстание. Не зря автор так много описывает природу, как будто соединяет восстание и Пугачева с ней. У Есенина он наделен поэтической душой, в то время как у Пушкина он просто умный, но не слишком глубокий человек.

сопоставление образа пугачева в произведениях пушкина и есенина сочинение

Пугачев в поэме Есенина

Есенин подошел к описанию Пугачева с несколько другой стороны. В его произведении образ революционера гораздо более привлекателен, чем в произведении Пушкина. Читателю автоматически становится интересен и приятен этот образ, он в какой-то мере даже вызывает восхищение. Несмотря на то, что Пугачев – главный лидер жестокого восстания, в произведении Есенина читатель видит его романтическим героем. Он мечтателен и устремлен к цели, он верит в свою идею и готов отдать жизнь за то, чтобы сделать мир лучше. Есенин дает читателю понять, что убийства, совершенные Пугачевы совершены из чувства справедливости. Он – великодушный и честный человек, готовый к прощению и добру. Недаром Пугачев прощает даже тех предателей, которых он считал друзьями. Отрицательной чертой Пугачева у Есенина является излишняя самоуверенность, ведь Емельян уверен, что его везде ждут, везде рады ему. Но эта черта героя не приводит к хорошим последствиям.

Причины таких разных мнений

Существует несколько причин, почему образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина получился по-разному.

Во-вторых, великие поэты жили с разницей в сто лет. За это время изменилась политическая ситуация, произошла отмена крепостного права и царской власти. В это время шел пересмотр всех исторических событий, в том числе и о восстании Пугачева. Его дело возвеличивалось и воспевалось, создавалось множество произведений на эту тему.

Сопоставление образа Пугачева в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина и в фольклоре

Другие части и похожие материалы:

Пугачев в истории

Неполным был бы без исторического обзора образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина. Сочинение на эту тему вполне можно закончить краткой исторической справкой.

Емельян Иванович Пугачев родился в Донской области и обладал всеми чертами настоящего казака. Он всегда имел особые качества лидера, а также смекалку. Пройдя две войны, Пугачев отправился к реке Яик и там объявил себя убитым Петром III. Место было выбрано с умыслом, потому что незадолго до этого в этом месте были жестокие столкновения крестьян и правящей верхушки. Можно сказать, что Пугачев лишь возглавил это восстание. Он смог собрать солидную армию, причем не один раз, однако организации войску явно не хватало. В результате 9-тысячное войско мятежников было разгромлено всего 3 тысячами регулярных войск. Сам Пугачев был выдан властям своими же соратниками. Его казнили в 1775 году в Москве.

Образ Пугачева в произведениях Пушкина, Есенина может помочь лучше понять суть восстания и характер лидера при изучении исторического аспекта темы. Вообще, такие произведения позволяют взглянуть на события с другой, человеческой стороны.

Сравнительный анализ

Получается, что образ одного и того же человека у двух авторов представлен по-разному. Несмотря на то, что и тот, и тот вариант не являются безосновательными, основаны на реальных событиях, написаны по историческим документам, читатель все же видит разного человека. Образ Пугачева в произведениях Пушкина Есенина различается. Почему? Для этого может быть несколько причин. На этом могли сказаться разница эпох и социальное положение авторов. Есенин жил гораздо позже Пушкина, информация до него дошла уже в форме далекой истории. К тому же разница в происхождении авторов могла сказаться на восприятии и передаче образа. Если для Есенина, который был близок к крестьянскому народу, идеалогия Пугачева была близка и понятна, то для Пушкина Пугачев служил скорее угрозой и противником, нежели кумиром идеалом.

Таким образом, в разных произведениях историческая личность может быть описана по-разному. Читатель должен уметь воспринимать художественное произведение не как достоверные факты, а как размышление автора, его точку зрения на ту или иную проблему.

Читайте также: