Сообщение об украшениях в музыке 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

Одни исходят из убеждения, что орнаментика в музыке 17-18 столетий была искусством импровизационным, а потому не была стеснена никакими рамками правил; следовательно, единственным критерием при исполнении украшений должен служить личный вкус артиста.

Содержимое разработки

Об исполнении украшений (мелизмов) в произведениях старинных композиторов

XVII – I половины XVIII века.

Одни исходят из убеждения, что орнаментика в музыке 17-18 столетий была искусством импровизационным, а потому не была стеснена никакими рамками правил; следовательно, единственным критерием при исполнении украшений должен служить личный вкус артиста.

В современных изданиях сочинений композиторов 17-18столетий редактор стремиться расшифровать встречающиеся мелизмы, особенно те виды украшений, которые не употребляются теперь на практике и незнакомы глазу пианиста XXI столетия. Многие редакторы помещают в тексте авторское написание мелизма, а расшифровку дают в примечаниях (отдать предпочтение). Исполнению мелизмов авторы старинных трактатов 17-18 столетия уделяли не только большое, но нередко и исключительное внимание. Многие старинные композиторы (Куперен, Рамо, Тартини, Бах) помещали в предисловии к своим сочинениям таблицы расшифровки украшений, служащие руководством к их исполнению. Все советы авторов старинных трактатов, касающиеся исполнения мелизмов, указания самих композиторов должны восприниматься, как основополагающая схема с пояснительными примерами. Только хорошо зная эти первичные установки и привычные для музыкантов- исполнителей 17-18 столетия схемы, можно в дальнейшем на основе вкуса, традиций воспринятых в годы учения, и наконец художественной интуиции найти свою убедительную манеру исполнения старинной орнаментики.

Старо-французская манера (имевшая распространение в конце 17 и в I половине 18 столетия) начала постепенно уступать место ломбардской или итальянской манере. Для старо-франц. манеры было характерно так называемое антицижирование украшений, то есть исполнение за счет стоимости предшествующей ноты.

В свою таблицу И.С.Бах включил 13 видов мелизмов. Все мелизмы, кроме перечеркнутого мордента и украшений, имеющие специальные обозначения, начинаются с верхней вспомогательной ноты . И.С.Бах предпочитал исполнять мелизмы на ступенях диатонической гаммы ладотональности данного эпизода. Таблица И.С.Баха много раз воспроизводилась в различных изданиях, тем не менее, она еще совершенно недостаточно известна в широких музыкально педагогических кругах. Таблица была напечатана кризандером в предисловии к его редакции Французских сюит. Ее можно найти в известной книге Швейцера, в работе Ванды Ландовской.

В современное время таблица опубликована в предисловии к Хроматической фантазии и фуге И.С. Баха, в первом полном издании Нотной тетради А.М.Бах.

И.С.Бах произвел своеобразную революцию в области записи орнаментальных украшений: вместо того, чтобы согласно традиции, обозначать различные украшения условными значками (мелизмами) он иногда вписывал их полными стоимостями (длительностями) в тексте своих произведений. Композитора очевидно начинал раздражать произвол исполнителей, слишком вольно трактующих тот или иной мелизм. И.С.Бах хотел быть уверенным, что данное место будет исполнено именно так, как он этого желал. Поэтому он был вынужден прибегнуть к расшифровки некоторых мелизмов в нотном тексте. Тщательное отношение к характеру расшифровки мелизмов и желание оградить свою музыку от неточных и произвольных толкований свидетельствуют о том значении, которое И.С.Бах придавал орнаментики, как одному из выразительнейших средств в исполнении искусств своего времени.

* задержка на верхней ноте по отношению к главной

* определенная частота биения трели

* остановка в конце трели

Некоторые виды мелизмов

Форшлаги попадающие на сильное время, исполняются несколько сильнее, чем главные звуки, к которым они относятся. При этом следить за голосоведением, т.к. иногда могут возникнуть нежелательные фальшивые гармонические последования. В таких случаях приходиться исполнять форшлаг за счет предшествующей ноты.

На ранней стадии развития клавирного искусства трель начиналась всегда с главной ноты. В 16 столетии появилось обыкновение перед началом трели слегка касаться верхнего вспомогательного звука (пример №5). В I половине17 столетия, когда форшлаги исполнялись за счет главной ноты, эта короткая верхняя вспомогательная нота в трели тоже стала попадать на сильную долю: иначе говоря, трель рекомендовалось исполнять не с главной ноты, а с верхней вспомогательной от нее (ближайшей верхней ступени диатонической гаммы). Для того, чтобы не терялось ощущение основного тона в трели, ее заканчивали обычно остановкой на главном звуке (продолжительность трели могла варьироваться). В случае, если трель имеет выписанный автором нахшлаг (заключение), ее следует играть без заключительной остановки и в течение всей длительности ноты, над которой стоит украшение (пример: Прелюдия a - moll из I тома ХТК стр.95).

В 18 столетии и во Франции и в Германии существовало два способа исполнения трелей. Один способ заключается в том, что бы первый звук трели (верхний вспомогательный от главного тона) несколько задерживается, трель начинается с главного звука и на нем же заканчивается в виде небольшой остановки (пример №7).

Второй способ (его нет у Баха, но есть у Д*Англебера) отличается тем, что первый звук трели (верхняя вспомогательная нота) после небольшой остановки слиговывается с таким же звуком, вследствие чего собственно трель ритмически звучит не снизу – вверх (как в I способе), а сверху – вниз (пример №8).

В баховской таблице имеются еще два вида трели. Для первого вида характерно начало с нижней вспомогательной ноты, после чего следует обычное чередование звуков трели. Другой вид трели начинается с верхнего вспомогательного звука и спускается через главный звук к нижнему вспомогательному, после чего опять следует обычное чередование звуков трели. При общем правиле для всех основных европейских школ 18 столетия в исполнении трели с верхнего вспомогательного звука могут быть допущены исключения:

1. Если перед звуком, над которым стоит знак трели, уже в нотном тексте есть вспомогательный звук, с которого и должна была бы начаться данная трель, тогда, что бы не повторять два раза подряд эту верхнюю ноту трель начинают с основного тона.

2. Так же имеет смысл начинать трель с основного тона, если мелизм стоит на первом звуке пьесы (пример: Прелюдия g - moll из I тома ХТК стр. 80). Тоже самое рекомендуется делать, если нота с трелью стоит после длинной паузы.

3. Если надо подчеркнуть в мелодии какой- нибудь интервал, то трель следует начинать не с верхней вспомогательной ноты, а с главного звука, чтобы не нарушать мысли композитора (пример №9а Фуга Gdur ХТК I том. стр.74)

4. В музыке Баха встречаются трели, которые следует начинать с главного звука и продолжать в течении всей длительности. Значение этих трелей заключается в том, чтобы ритмически оживить долго-звучащие ноты или подчеркнуть органный пункт. Если у такой трели имеется нахшлаг, к нему следует переходить не плавно, а путем скачка на терцию (пример: Фуга Gdur ХТК II том, стр.6)

Относительно графического изображения трели нада иметь ввиду, что в баховское время существовало несколько знаков для обозначения этого мелизма (в раннюю эпоху трель еще обозначалась иногда знаком креста +)

Нахшлагом называют заключительные украшения, завершающие трель, если она продолжается в течении всей длительности основного звука. Нахшлаги следует исполнять тогда, когда они выписаны композитором в нотах или указаны в графическом изображении мелизма. В местах, где трель встречается без указаний на нахшлаги, они автором не подразумевались.

Характер исполнения нахшлагов был различен. В эпоху Баха и Генделя звуки, составляющие нахшлаг, исполнялись медленнее сомой трели. Это возникло из-за стремления к большей отчетливости. Неясное исполнение нахшлага всячески порицалось.

Мордент перечеркнутый.

Название происходит от французского mordant , т.е. кусающий. Мордент перечеркнутый - наиболее устойчивый вид мелизма. Его исполнение не вызвало разногласий в прошлом и не вызывает сейчас. И старинной и современной музыке этот мелизм применяют в том виде, в каком он известен повсеместно. Мордент перечеркнутый всегда исполняется на полтона или на тон вниз от данного звука с возвращением к нему. В 1й половине 18 столетия при исполнении чаще всего применялась нижняя ближайшая ступень диатонической гаммы. Неверно мнение, что перечеркнутый мордент требует всегда хода на м2 вниз. Обязательным является диатонический интервал – между главной и вспомогательной нотами мордента. Будет ли это тон или полтона зависит от господствующего лада (пример: Бах Органная токката d moll )

Во Франции применялся часто длинный мордент, т.е. мордент с двойным числом звуков. В Германии и Италии такой вид мордента встречался реже. Наиболее распространено использование этого мелизма для придания остроты и яркости в мелодической линии. В таких случаях исполнение украшения должно быть быстрым, отчетливым, с ясно выраженным акцентом на первом из трех звуков. Мордент перечеркнутый всегда исполняется за счет главного звука, над которой он поставлен. У Баха обозначается двумя значками, которые были друг другу идентичны.

Мордент неперечеркнутый.

Другое название мелизма пралльтриллер. Это украшение следует рассматривать, как короткую трель, поэтому исполнение неперечеркнутого мордента подобно исполнению трели, внезапно остановленной после ее начала. Начинать мелизм рекомендуется с верхнего вспомогательного звука. Украшение должно состоять из 4 звуков (пример: Фуга Gdur из II тома ХТК c тр.67). Как исключение, неперечеркнутый мордент исполняется и в виде трех звучного мелизма, начинающегося с главной ноты. Этого правила следует придерживаться, когда перед нотой, над которой написан неперечеркнутый мордент, уже стоит в тексте верхний вспомогательный звук. Тогда, чтобы не повторять его два раза подряд мелизм начинают с главного звука. Иногда подвижный темп и требования отчетливости могут заставить сократить количество звуков в этом украшении за счет верхней вспомогательной ноты (пример: Бах Двухголосная инвенция h moll ). Исполнитель каждый раз по смыслу должен определять с каким из этих двух мелизмов он имеет дело.

Однако у Баха встречается и другое толкование этого украшения – мелизм начинать с основного звука (пример: Бах Сарабанда их Английской сюиты a moll )

Это украшение в настоящее время пользуется меньшей популярностью и известностью, чем другие виды мелизмов. У французов шлейфер предписывалось исполнять исключительно за счет того звука, перед которым стоит украшение. В Германии существовали разногласия между сторонниками исполнения шлейфера за счет предыдущего звука и последующего. Первый вид исполнения, по видимому, взял верх над вторым (пример: А.М.Бах Менуэт d moll ). Знак мелизма рисовался обыкновенно на том же звуке, с которого начиналась восходящая по ступеням мелодическая линия.

Возможные упрощения при исполнении орнаментики.

С давнего времени вошло в обыкновение сокращать или заменять отдельные мелизмы, если быстрый тепм или другие трудности мешали четкому и отчетливому их исполнению.

Мордент перечеркнутый упрощали так: главный звук брался одновременно с нижним, отстающим на ступень, причем этот последний сразу же отпускался (пример: Бах ХТК II том Прелюдия c moll стр.74 такты 7-8).

Вместо трели с нахшлагом исполняли группетто, а при очень быстром темпе форшлаг.

Мордент неперечеркнутый заменялся форшлагом либо одновременно взятой секундой, состоящей из главного звука и верхней вспомогательной ноты (пример: Бах ХТК II том Прелюдия c moll стр.74 такты 14-16). Из этого следует, что педантичное исполнение любого мелизма иногда приводит к бессмыслице. Бывают случаи, когда расшифровка мелизма, сделанная редактором с соблюдением всех стилевых особенностей эпохи, по количеству выписанных нот трудно-исполнима для учащихся. Это не должно отпугивать педагога. В этом случае можно и должно в дополнение к перечисленным выше старинным формам упрощения мелизмов, прибегнуть еще к следующим мерам:

а) сокращению количества звуков, составляющих мелизм (сохраняя верное начало и заключение)

б) замене в быстрых перечеркнутых мордентах обязательного начала с верхней вспомогательной ноты – началом с главного звука

в) как крайняя мера – отказ вообще от исполнения трудного мелизма, это лучше, чем превращать его в ученическом исполнении из украшения в устрашение.

Выразительное значение мелизмов.

В искусстве главная задача точно и стильно исполнять орнаментальные украшения. Интерпретатор старинной музыки должен всегда различать две стороны:

1) конкретное выразительное значение каждого мелизма

2) его техническое исполнение на инструменте

Ясное осознание выразительной роли, которую играет данный мелизм в конкретной обстановке музыкального эпизода, внимательное овладение элементарными исполнительскими навыками музыкантов - клавесинистов 17-18 веков, накопление значительного опыта в расшифровке и исполнении различных мелизмов, наконец, подчинение всей технической стороны исполнения любого самого сложного орнамента его выразительному началу- вот примерные этапы на пути к постижению подлинно свободного стиля исполнения старинных украшений.

Список литературы:

1. Алексеев, А.Д. История фортепианного искусства: учебник в 3-х ч. – Ч. 1 и 2. – 2-е изд., доп. / А.Д. Алексеев. – М.: Музыка, 1988.

2. Бах, И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах / Вступ. ст., ред. и коммент. Л.И. Ройзмана / И.С. Бах. – М.: Госмузиздат, 1963.

3. Бах, Ф.Э. Опыт об истинном искусстве игры на клавире // Алексеев А. Из истории фортепианной педагогики / Ф.Э. Бах. – Киев: Музычна Украина, 1974.

4. Двенадцать пьес Анны Магдалены Бах / Ред. Т. Шабалина. – СПб.: Композитор, 1995.

5. Ландовска, В. Об украшениях // Ванда Ландовска. О музыке. – М.: Классика- XXI , 2005.

Тема: Изобразительность в музыке



Композитор со­чинил её под впечатлением от красоты и величия собора Святой Софии в Киеве главного православного храма Древней Руси, возведённого по велению русского князя Ярослава Мудрого в начале XI в.

Фреска - Настенная живопись, в древности называли стенную роспись по сырой штукатурке.

Орнамент - Узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.


Портрет - Воспроизводить что-либо черта в черту, изображение

или описание какого – либо человека, либо группы людей.

Эта часть име­ет сходство с жанром русского музыкального фольклора - былиной. Композитор имитирует в этой теме русский народный музыкальный инструмент - Гусли. Та­кие жанровые переклички 1-й части симфонии с фольклором не случайны - так композитор отражает эпоху Древней Руси и своё восприятие древнего памятника русской архитектуры.


Ответь на вопросы:

1. Какой жанр русского фольклора положен в основу этой части?

2. Какому музыкальному инструменту Древней Руси подражает арфа?

3. Почему эта часть имеет название "Орнамент" и повторяется в симфонии три раза?

3. Портрет в музыке и фресках




На фресках изображе­ны призрачные женские фигуры, идущие друг за другом, вероятнее всего в храме. Одухотворенность фигур, нето­ропливость их поступи свидетельствуют об определенном эмоциональном состоянии, которое может испытывать человек, пришедший в церковь для молитвы. В изображении девушек больше загадочности, фантастичности, сказочности, чем ре­альности.

Какими чертами наделена музыкальная фреска? Вслушайся в постоянно повторяющийся акком­панемент — однообразное звучание переливов арфы. На этом фоне в верхнем регистре настороженно, таинственно звучат
трели скрипки. Нисходящее движение выдержанных звуков постоянно повторяется в этой пьесе, что создает ощущение неподвижности, призрачности звучания, вносит в него коло­рит таинственности.

Найди сходные и различные черты художественного воплощения образов в фресковой живописи и в музыке 2-ой части симфонии - "Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого".

5. Живописность музыки


Подводя итог нашего урока, можно сделать вывод: в основе профессиональной музыки лежат народные истоки. Каждый композитор сознательно или бессознательно отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, ко­торым стремились следовать многие поколения русских лю­дей. Именно такая музыка становится близкой и понятной нам и будущим поколениям.

6. Задание 3

Ответь на вопросы:

1.Почему композитор ввёл в симфонию, посвящённую Софийскому собору, образы народных весельчаков и балагуров - скоморохов?

виды мелизмов в музыке

Мелизмы в музыке – это так называемые украшения. Знаки мелизмов относятся к знакам сокращённого нотного письма, а задачей употребления этих самых украшений является расцвечивание основного рисунка исполняемой мелодии.

Изначально мелизмы возникли в пении. В европейской культуре некогда существовал, а в некоторых восточных культурах и до сих пор сохранился мелизматический стиль пения – пения с большим числом распевов отдельных слогов текста.

Мелизмы играли большую роль в старинной оперной музыке, в той области к ним относились различные виды вокальной орнаментики: например, рулады и колоратуры, которые певцы и певицы с большим удовольствием втавляли в свои виртуозные арии. Примерно с того же времени, то есть с XVII века украшения достаточно широко начали использоваться и в инструментальной музыке.

Какие есть виды мелизмов?

Данные мелодические фигуры обычно исполняются за счёт времени звучания предыдущих нот, или за счёт непосредственно тех нот, которые украшаются мелизмом. Именно поэтому длительность такого оборота обычно не учитывается в длительности такта.

Основные виды мелизмов это: трель; группетто; долгий и короткий форшлаг; мордент.

виды мелизмов в музыке

Каждый из видов мелизмов в музыке имеет свои установленные и заранее известные правила для исполнения, и собственный знак в системе нотных символов.

Что такое трель?

Трель представляет собой быстрое повторяющееся чередование двух мелких по длительности звуков. Один из звуков трели, обычно нижний, назначается основным, а второй – вспомогательным. Знак, обозначающий трель, как правило, с небольшим продолжением в виде волнистой линии, ставится над основным звуком.

Длительность исполнения трели всегда равна длительности ноты, избранной основным звуком мелизма. Если трель необходимо начать со вспомогательного звука, то его обозначают маленькой нотой, идущей перед основным.

дьявольские трели

Относительно трелей сущесвует красивое поэтическое сравнение их с пением стиц, кое, впрочем, возможно отнести и к остальным мелизмам. но только при соблюдении соответствующей образности – например, в музыкальных произведениях о природе. Просто есть и другие трели – дъявольские, злые, например.

Как исполнять группетто?

Группетто обычно обозначается завитком, напоминающим знак математической бесконечности. Этих завитков два вида: начинающийся сверху и начинающийся снизу. В первом случае музыкант должен начинать исполнение с верхнего вспомогательного звука, а во втором (когда завиток начинается внизу) – с нижнего.

Кроме того, длительность звучания мелизма также зависит от места расположения знака, который его обозначает. Если он расположен над нотой, то мелизм должен исполняться все время его длительности, однако если он стоит между нотами, то его длительность равна второй половине звучания указанной ноты.

Короткий и длинный форшлаг

Короткий форшлаг порой (и даже чаще всего бывает именно так) может состоять из всего-то лишь одного звука, который в этом случае обозначается маленькой восьмой нотой с перечеркнутым штилем. В случае наличия в коротком форшлаге нескольких нот, их обозначают меленькими шестнадцатыми и ничего не перечеркивают.

Длинный или долгий форшлаг всегда образуется при помощи одного звука и входит в длительность основного звука (как бы разделяет с ним одно время на двоих). Обычно обозначается маленькой нотой длительностью вдвое меньшей, чем основная нота, и с неперечеркнутым штилем.

Мордент перечёркнутый и неперечёркнутый

Мордент образуется от интересного дробления какой-нибудь ноты, в результате которого нота как бы рассыпается на три звука. Ими являются два основных и один вспомогательный (тот, который вклинивается и, собственно, дробит) звуки.

Вспомогательный звук – это верхний или нижний соседний звук, какой положен по гамме, иногда для большей остроты расстояние между основным и вспомогательным звуком с помощью дополнительных диезов и бемолей сжимают до полутона.

Какой играть вспомогательный звук – верхний или нижний – можно понять по тому, как изображён символ мордента. Если он не перечёркнут, то вспомогательный звук должен быть на секунду выше, а если, наоборот, перечёркнут, то ниже.

Мелизмы в музыке являются отличным способом придать мелодии лёгкость, своеобразную прихотливость характера, стилевую окрашенность под старинную музыку, не используя изменения ритмического рисунка (по крайней мере, в нотной записи).

Что такое мелизмы в музыке

мелизмы в музыке

Музыка – это искусство красоты звука. В большинстве музыкальных произведений над аккомпанементом преобладает мелодия. Выразительность мелодической линии, плавность или скачкообразность, тембр – все это задает настроение и образ сочинению. Мелизмы помогают обогатить мелодию, сделать ее ярче, рельефнее и изящнее. Что такое мелизмы и орнаментика? Откуда появились эти термины? Какие бывают знаки для обозначения мелизмов и как расшифровываются? Об этом вы узнаете на данной странице.

Что такое орнаментика и мелизмы?

  • фигурации – способ фактурной обработки музыкального материала, вариационный метод развития;
  • фиоритуры (пер. цветение) – виртуозные пассажи мелкими длительностями;
  • пассажи – гаммобразное движение;
  • тираты – скорый по исполнению гаммобразный пассаж. Термин больше характерен для вокального искусства, хотя нередко встречается и в профессиональной инструментальной музыке.

опнаментика

Мелизмы – это музыкальный термин, объединяющий небольшие музыкальные украшения. Встречается данное обозначение как в вокальной, так и инструментальной музыке. Мелизмы различаются по длительности звучания, по сложности исполнения.

Основными мелизмами, используемыми в классической музыке принято считать:

  • короткий форшлаг;
  • долгий форшлаг;
  • мордент;
  • группетто;
  • трель;
  • арпеджио.

мелизмы

Музыка имеет своеобразный язык, поэтому неудивительно, что мелизмы представляют своего рода аббревиатуры, требующие расшифровки. Подобная необходимость в создании специальных знаков появилась исключительно для экономии времени. Рассмотрим каждый из мелизмов по отдельности.

Форшлаг: обозначения, как играть

форшлаги

С немецкого языка переводится как удар перед нотой. Данное мелодическое украшение может состоять из одного или нескольких звуков. Форшлаг предшествует одному из звуков мелодии. Важно учитывать, что в отношении ритма мелизм входит в счет длительности, к которой присоединен. Обычно обозначение представляет собой маленькую по размерам ноту или ноты, которые выставляются сверху перед нотой мелодии или аккорда. По длительности различают два вида: короткий и длинный. В отличие от короткого, длительность длинного форшлага практически всегда занимает половину или треть основной ноты. Встречается крайне редко. Посмотрите на картинку и послушайте, звучание короткого форшлага и звучание длинного форшлага.

Правила игры форшлага:

  1. Играйте ноту форшлага быстро.
  2. Правильно выбирайте аппликатуру. Желательно использовать соседние пальцы.
  3. Движение должно быть плавным, скользящим.
  4. Упор необходимо делать на основную ноту.

Мордент: обозначения, как играть

мордент

Морденты подразделяются на одиночные или двойные. При этом они могут быть перечёркнутыми или простыми. Обозначается как острая волнистая линия.

Простой одиночный мордент представляет собой опевание основного звука сверху. При этом длительность дробится. Послушайте, как звучит данное украшение.

Перечеркнутый одиночный мордент – это опевание основного звука снизу.

Двойной мордент в два раза длиннее, чем одиночный. При этом он должен исполняться за счет основной ноты, то есть не должен заниматься по времени больше, чем указанная длительность. Послушайте как звучит перечеркнутый и простой двойные морденты.

Группетто: обозначения, как играть

группетто

Послушайте как звучит группетто:

Трель: обозначение, как играть

трель

Играть трель необходимо следующим образом:

  1. Не нужно торопится, когда играете последовательность нот в трели в первый раз.
  2. Переносите вес с одного пальца на другой;
  3. Следите за ровностью звучания;
  4. Играйте медленно, пока не почувствуете свободу в движении;
  5. Постепенно ускоряйте темп, пока не приведете его к необходимой скорости.

Важно, чтобы трель была ровной и не нарушала общий метроритм в композиции.

Арпеджио: обозначение, как играть

арпеджио

Данный прием характерен прежде всего для исполнения аккордов, реже для интервалов. Наиболее часто используется для таких инструментов как фортепиано, арфа, гитара или струнной группы инструментов. Обозначается фигурной вертикальной линией вдоль всего аккорда. Звуки при этом играются снизу вверх в быстром последовательном движении. Послушайте как звучит аккорд, исполненный приемом арпеджио.

Как научиться играть арпеджио:

  1. Подберите удобную аппликатуру;
  2. Медленно играйте последовательность звука аккорда;
  3. Соблюдайте ровность ритма;
  4. Постепенно скорость можно увеличивать;
  5. Следите, чтобы плечи не поднимались, так как это свидетельствует о зажимах.
  6. Движения должны быть быстрыми и ловкими.

Важно, чтобы во время исполнения не зажималась рука. Кисть должна быть свободной, необходимо стремится к верхнему звуку аккорда.

История орнаментики

Когда зародилась музыка, тогда и появилось желание сделать мотив разнообразнее при помощи интересных оборотов. Постепенно, когда утвердилась нотная грамота, когда музыкальное искусство канонизировалось, тогда и начался отсчет в истории орнаментики. Дело в том, что многие из оборотов стали не только частью импровизации, но и определенными символами, которые часто выписывались композиторами.

Использование мелизмов как в инструментальной, так и вокальной музыке приобрело особую популярность в эпоху барокко. Музыка в период с XVI-XVIII века была наполнена изящными украшениями. Во многих произведениях Баха можно встретить морденты и трели.

В вокальной музыке, особенно в итальянской опере орнаментике придавалось сильное значение. Певцы обязательно должны были владеть приемами, помогающими с легкостью петь фиоритуры.

Бесчисленное количество орнаментальных и изысканных произведений можно встретить в эпоху Рококо. Обилие мелизмов преобладает в творчестве французских клавесинистов Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо.

В музыке романтизма мелизматика также нашла активное применение. В фортепианных миниатюрах Ференца Листа , Фредерика Шопена мелизмы помогали расцветить мелодию, сделать ее более проникновенной и трогательной.

В современной музыке также можно услышать мелизмы. Так в джазе и блюзе, музыканты часто используют форшлаги и трели. Эти украшения особенно характерны для импровизаций.

мелизмы в музыке и вокале

Мелизмы - украшения мелодии и их условные обозначения; отдельные музыкальные фразы или целые мелодии, исполняемые на один слог текста. К мелизмам относятся различные виды колоратур, рулад и других вокальных украшений: форшлаг, групетто, мордент, двойной мордент, трель, перечеркнутый мордент, двойной перечеркнутый мордент; свободно-импровизационные украшения (фиоритура — украшение, которое имеет виртуозный характер, пассаж — восходящее или нисходящее быстрое следование звуков), орнаментика.

Что такое мелизмы?

Мелизмы (от гр. мелизмос — особый способ пения и мелос — мелодия, песня) — это небольшие мелодические обороты устойчивой формы, которые выписывают как дополнение к основной мелодии мелкими нотами или специальными условными знаками. Применяют их как украшения мелодии или других голосов музыкального произведения.

Мелизматическое пение (дав.-гр. μέλισμα — песня, напев), также Мелизматический распев — способ распевания текста, при котором на один его слог приходится четыре и более звуков мелодии.

Мелизмы в вокале

Мелизматическое пение свойственно для литургической музыки мировых религий. В католических песнопениях мелизматично распеваются Kyrie, Аллилуйя, псалмовые стихи градуалов, великих респонсориев. В православных песнопениях широкий распев характерен для 11 евангельских стихир. Образцом мелизматического пения в византийской музыке считается кондак. Мелизматический распев культивировался в стиле, называемом калофония.

В музыкальной литературе былых времен существовало много видов мелизмов.

Виды мелизмов

Современные композиторы употребляют некоторые виды мелизмов в расшифрованном виде. Из тех видов мелизмов, что остались, чаще всего встречаются четыре:

Форшлаг

Форшлаг бывает двух видов: короткий и длинный. Наиболее распространенным является короткий форшлаг. Состоит он из одного или нескольких звуков. Одночленный форшлаг обозначается мелкой восьмой нотой, хвостик которой перечеркнут вкось. Ставят его всегда перед основной нотой и связывают с ней коротенькой лигой. Продолжительность форшлага невелика.

Выполняется он очень коротко за счет времени, нужного для выполнения предыдущего звука(см. рис. ниже):

форшлаг

Короткий форшлаг из нескольких звуков условно обозначается мелко написанными шестнадцатыми нотами. Он также выполняется очень кратко за счет времени, нужного для выполнения предыдущего звука.(см. рис. ниже):

короткий форшлаг

В музыкальных произведениях, написанных до XIX века, короткий форшлаг исполняли за счет звука, перед которым он стоял (см. рис. ниже):

старый вариант записи форшлага

Другой вид форшлага — долгий форшлаг — встречается в литературе прошлых веков. Обозначался он мелко написанной нотой соответствующей длительности, выполнялся за счет главного звука, как правило, половины его продолжительности (см. рис. ниже):

форшлаг пример

Фрагмент "Турецкий марш", Моцарт

Современные композиторы длинный форшлаг как вид мелизма не применяют и мелодический рисунок в случае необходимости выписывают расшифрованным - нотными знаками соответствующей продолжительности.

Трель

Трель - очень распространенный вид мелизма. Это быстрое чередование главного и верхнего вспомогательного (соседнего сверху) звуков. Скорость выполнение трели зависит от технической сноровки исполнителя. Обозначается трель начальными двумя латинскими буквами полного названия trillo — tr., ставящиеся над нотой, иногда с приданием волнистой линии.

трель

Волнистая линия пишется тогда, когда трель стоит над нотами одинаковой высоты, связанными лигой (см. прим. выше) или когда к знаку трели добавляется еще выписанный мелкими потами ее —
нахшлаг (см. пример ниже).

трель

В других случаях знак трели пишут над нотой без волнистой линии. В некоторых случаях к трели добавляется еще и форшлаг, который также выписывается мелкими нотами (см. прим. выше).

Мордент

Мордент — быстрое чередование главного, верхнего или нижнего вспомогательного и снова главного звуков. Обозначается он особым знаком, который ставится над нотой. Продолжительность ноты, над которой стоит мордент, условно делится на две равные части: первая приходится на главную и верхнюю или нижнюю вспомогательную, вторая — снова на главную. Ударение - на первой главной ноте. Знак альтерации над или под мордентом указывает, что вспомогательная (верхняя или нижняя) соответственно изменяются (см. рис. ниже буква д).

морденто


Мордент бывает просты м (чередуются главный и верхний вспомогательный звуки, см. рисунок выше буква а), простым перечеркнутым (чередуются главный и нижний вспомогательный звуки, см. рисунок выше б), двойным (дважды повторенный простой мордент, см. пример выше в) и двойным перечеркнутым (дважды повторен простой перечеркнутый мордент, см. рисунок выше г).

Групетто

Групетто — воспроизводится особым знаком, который передает чередование верхнего вспомогательного, главного, нижнего вспомогательного и снова главного звуков. Его пишут или над нотой — тогда продолжительность ее делится на четыре равные части (см. рисунок ниже а), или меж нотами одинаковой или разной высоты - тогда группу выполняют за счет длительности первого звука ровно или за счет второй половины главного звука (см. пример ниже б и в). Знак альтерации над или под знаком групетто означает соответствующее изменение вспомогательных звуков (см. рисунок ниже г).

групетто

Упражнения для развития мелизматики:

Трель (от. trillo, от trillace – дребезжать) – мелодичное украшение, которое состоит из двух быстро чередующихся смежных звуков, из которых нижний – основной, определяющий высоту трели, и верхний - вспомогательный. Как обычно, трель выполняется в интервале тона и полутона. В наше время владения техникой трели является обязательным только для лирико-колоратурного и колоратурного сопрано. Техника трели бывает естественной, но может быть выработана специальными упражнениями. Выполнение трели достигается не отдельным интонирования верхнего и нижнего звуков, а умением увеличить свое вибрато, "раскачать" его до такой степени, чтобы в нем отчетливо было слышно верхний и нижний звуки в интервале секунды. Выполнение трели требует свободной и подвижной гортани. Трель – один из сложных видов техники мелизматики.

Групетто (итал. gruppetto, уменьшенное от gruppe – буквально группа) – мелодичное украшение, состоящее из 4-5 нот и представляющее собой чередование основного звука с соседними – верхним и нижним - вспомогательными звуками.

Мордент (итал, mordente, буквально – кусачий, едкий, острый, от mordere-кусать) - мелодичное украшение, состоящее из чередования основного звука, затем верхнего или нижнего вспомогательного и снова основного

Читайте также: