Сообщение об украинском народе

Обновлено: 07.07.2024

Преамбула
Заявляю, что отрекаюсь от русской народности, что отныне не буду называть себя русским, а лишь украинцем и только украинцем.

Но, собственно говоря, вопрос о принятии в русское подданство казаков решался не в Переяславе на Раде (это была лишь своего рода процедура торжественной ратификации решения о переходе казаков под руку русского царя), а в Москве на Земском соборе 1 октября 1653 г. И в решении Земского собора никакие украинцы не фигурируют, зато неоднократно упоминаются черкасы: «Да в прошлых годех присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и все Войско Запорожское посланников своих многижда, что паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую веру греческого закона и на святые Божии восточные церкви восстали и гонение учинили большое. И их, запорожских черкас, от истинной православной християнской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере.

Черкасы — это и есть обозначение казаков, но черкас — не национальность, а региональное прозвище, такое же, как чалдон (сибиряк), волгарь или москвич. Этимология этого прозвища до сих пор не ясна. Самое очевидное предположение, что оно происходит от названия города Черкассы. Существует и более экзотическая, но вполне вероятная гипотеза о том, что черкасы — это древний тюркский народ, ославянившийся в предшествующие века, название которого перешло на казаков, которые, собственно, и ведут свою родословную от черкасов. Но суть в том, что ни о каких украинцах во второй половине XVII столетия еще никто не ведает ни сном, ни духом.

С высоты сегодняшних научных знаний о массовой психологии мы можем уверенно утверждать, что воспитание национального самосознания есть процесс не только стихийный (тем более, не имеющий отношения к биологии), но и в значительной степени управляемый. Для обозначения этого процесса введен даже специальный термин — этнополитика — управление этническими процессами. Этнические процессы делятся на этнотрансформационные и этноэволюционные. В первом случае при всех объективных изменениях не меняется самосознание этноса. При этноэволюции изменения столь глубоки, что меняется этническая самоидентификация. По типу этнические процессы могут быть этнообъединительными и этноразъединительными.

Современная этнология в свете сложности вопроса украинского этногенеза старается обходить его стороной, предпочитая отмечать лишь естественные факторы этого процесса. Поэтому научное объяснение появления украинского этноса условиями самостоятельного политического развития Юго-Западной Руси или влияния Польши, выглядит совершенно смехотворно и даже откровенно антинаучно. Никакого самостоятельного политического развития Юго-Западная Русь никогда не знала, всегда пребывая в составе Литвы, Польши или России. Появление же вследствие взаимодействия двух народов третьего — такая же фантастика, как и образование самостоятельного языка на стыке двух других.

Железный закон языкознания состоит в том, что при взаимовлиянии двух языков всегда один поглощает другой, но никогда не образуется третий.

Да, в чешском языке неимоверно много германизмов, но ядро языка осталось славянским. Если бы это ядро в результате настойчивой культурной ассимиляции разрушилось, то чешский язык просто исчез бы из обихода (так стали мертвыми большинство языков балтийской группы). Чехи, переняв немецкий язык, утратили бы и свою славянскую идентичность, и сегодня считали бы себя немцами наравне с баварцами, пруссаками и саксонцами.

«Между Польшей и Россией живет огромный народ; ни польский; ни российский. Польша упустила случай сделать его польским, вследствие слабого действия своей цивилизации. Если поляк во время своего господства и своей силы не успел притянуть русина к себе и переделать его, то тем меньше он может это сделать сегодня, когда он сам слабый; русин же стал сильней, чем прежде. Русин сегодня сильнее вследствие сознания своей национальности, расслабления польского элемента и демократического духа; проникающего его. Сельский русский люд не сознает еще своей национальности; но не любит ляха; как своего господина, богатого человека и исповедника иной веры. Просвещенные русины ненавидят ляха еще больше; чем простонародье; и в этом нерасположении поддерживают его.

Все русины вместе состоят материально под властью и нравственно под влиянием России; которая говорит подобным же языком и исповедует туже веру; которая зовется Русью, провозглашает освобождение от ляхов и единение в славянском братстве, и при этом раздает земли и леса ляхов; где может, и обещает их повсюду где раздать еще не может. Исторический процесс; начавшийся при Казимире, продвинутый вперед Ядвигою, законченный передвижением католичества и западной цивилизации на 200 миль к востоку, проигрывается настоящими поляками на наших глазах. Контрнаступление Востока на Запад, начатое бунтом Хмельницкого, катится все дальше, и отбрасывает нас к средневековой границе [династии] Пястов. Окончательный приговор еще не пал, но дело обстоит хуже некуда…

Как нам защитить себя? Чем?! Силы нет, о праве никто не вспоминает, а хваленая западная христианская цивилизация сама отступает и отрешается. Где отпор против этого потопа, срывающего все преграды и катящегося, сбивая все на своем пути, несущегося неостановимо и затопляющего все окрест? Где?! Быть может, в отдельности этого русского (малорусского) народа. Поляком он не будет, но неужели он должен быть москалем?! Сознание и желание национальной самостоятельности, которыми русины начинают проникаться, недостаточны для того, чтобы предохранить их от поглощения Россией. Опорная сила поляка хранится в его душе, — между душою русина и душою москаля, однако, основного различия нет, нет непереходимой границы…

Была бы она, если бы каждый из них исповедовал иную веру, и поэтому-то уния была столь мудрым политическим делом. Одному Богу ведомо будущее, но из естественного сознания племенной отдельности могло бы со временем возникнуть пристрастие к иной цивилизации и, в конце концов, — начав с малого — к полной отдельности души. Раз этот пробуждавшийся народ проснулся не с польскими чувствами инее польским самосознанием, пускай останется при своих, но эти последние пусть будут связаны с Западом душой, а с Востоком только формой.

Поляки, занявшие при Голуховском доминирующее положение в галицийской администрации, встали на сторону народовцев. В начале 60-х годов в Галиции начинает распространяться литература украинофильской направленности, в печати внедряется фонетическое правописание, так называемая кулишовка, созданная Пантелеймоном Кулишом. Украинофильство, завезенное в Галицию из России, было явлением скорее политическим, нежели культурным.

Собственно, таковым оно было и в России. Выпячивание этнографических особенностей народонаселения бывших польских окраин было лишь поводом для пропаганды идей польско-русского содружества в борьбе против царизма за свободу Польши. Поскольку врагом поляки видели все тех же русских, возникла необходимость как-то отличать своих русских от чужих. Так в пропагандистский оборот вошло польское региональное прозвище малороссов — украинцы, но обозначением национальности оно еще не стало. Не было еще украинцев, народ о таковых не слышал, а были украинофилы, то есть сторонники пропольского политического движения, приправленного некоторой долей регионального сепаратизма. За пределы узкой прослойки полонизированной интеллигенции экзотические идеи украинофильства не выходили.

С этого момента в Галиции начинается тотальная украинизация. Важным шагом в этом направлении стало введение нового правописания, придуманного финансируемым правительством Научным обществом имени Шевченко. Несмотря на резкое неприятие со стороны русинского образованного слоя, оно стало вводиться в школах, судах и учреждениях. В 1892 г. фонетическая орфография была признана министерством народного просвещения официальным правописанием в Галиции и Буковине.

Современный украинский алфавит был создан довольно нехитрым способом путем изъятия из русской азбуки трех букв и введения в нее двух новых.

Человек, открыто заявлявший о своем неприятии украинства и придерживающийся русской культурной традиции, подвергался всевозможным ущемлениям: он не мог устроиться учителем (в школах и гимназиях могли преподавать только украинцы), получить образование, устроиться на государственную службу, подвергался политическим репрессиям. Получить ссуду в банке мог лишь украинский крестьянин. Полиция вела обширную картотеку на неблагонадежных русских, отмечая в специальной графе, что надлежит с ними сделать в случае войны — кого арестовать, кого всего лишь выслать.

В Буковине австрийцы действовали более тонкими методами, нежели в Галиции. Объясняется это тем, что помещики здесь были не польскими, а румынскими, которые, сами будучи православными, терпимо относились к религии и языку своих крестьян. Поэтому здесь была создана сеть бесплатных бурс, где готовилась преданная престолу украинская интеллигенция. В мае 1910 года австрийские власти, выдвинув обвинения в шпионаже и государственной измене, закрыли все буковинские русинские организации, включая курсы кройки и шитья Общества русских женщин, а также русские общежития для учащейся молодежи — бурсы — в Черновцах и Серете. Имущество организаций было конфисковано.

Перед началом Первой мировой войны более чем трехмиллионное русское население Австро-Венгрии раскололось примерно на две равные части — украинцев и русин. Окончательное размежевание происходит в 1914 г., когда с началом войны в Галиции происходит поощряемая властями русско-украинская резня, в результате которой погибло несколько десятков тысяч русин (называются цифры до 60 тысяч жертв).

Судьба выживших была тоже незавидной. Более 20 тысяч русин, заподозренных в симпатиях к России, прошли через концентрационный лагерь Талергоф, из них три тысяч погибли. Несколько тысяч русин содержалось в концлагере Терезин. Жертв было бы гораздо больше, но в 1914 г. в результате успешного наступления русская армия занимает большую часть Галиции. При отступлении в 1915 г. с армией эвакуируются и множество русин, опасающихся мести австрийцев и украинцев. К

Не смотря на титанические усилия правительства Австро-Венгрии, венгров, поляков и их прихвостней-украинцев, русское самосознание в Галиции, Буковине и Закарпатье не было полностью уничтожено. В Чехословакии в 30-е годы происходит даже мощный всплеск русского культурного возрождения. В 1937 г. в Закарпатской Руси, находившейся тогда в составе Чехословакии, под влиянием украинской пропаганды встал вопрос: на каком языке — русском или украинском вести преподавание в школах.

Произведенный плебисцит дал следующие результаты: за преподавание на русском языке — 86 %; на украинском — 14 %. В 1938 г. эта часть Словакии была оккупирована Венгрией, где после воссоединения Западной и Восточной Украины в 1939 г. зародилось мощное движение за присоединение Закарпатской Руси к СССР, причем во главе его стояли не интернационалисты-коммунисты, как можно было бы предположить, а Русская национальная партия, возглавляемая депутатом венгерского парламента Стефаном Фенциком. До весны 1941 г. около 20 тысяч русин нелегально перешли границу и приняли советское гражданство.

Датой официального рождения украинского языка и унифицированного алфавита надлежит считать1892 г., когда он начал официально насаждаться в Галиции. До того момента существовали лишь различные системы фонетического правописания, которые чуть ли не всякий украинофил выдумывал для себя сам. Широкого хождения они не имели, тем более, не получали официального признания. Впервые существование украинского народа, как отдельной национальности было признано в Австро-Венгрии в1915 г.

Сегодня в украинском сообществе все чаще и смелее высказываются гипотезы, согласно которым история украинского этноса должна вести свой отсчет едва ли не от первобытных племен. По крайней мере, наши южные соседи всерьез рассматривают версию, согласно которой именно украинский этнос стал основой для появления великорусского и белорусского народов.

На долгое время бывшие территории Киевского княжества погружаются в социальную и политическую смуту. До 1300 года они находятся в составе улуса Ногая, с XIV столетия попадают под власть княжества Литовского, а через два столетия сюда приходит Речь Посполитая. Еще недавно крепкий элемент древнерусского этноса оказался основательно размыт.

Первые самоназвания

Окраинный народ

На мысль о татарских корнях нынешней украинской нации наталкивают и результаты археологических раскопок на месте сражения при Берестечко (1651): оказывается, запорожские казаки не носили нательных крестов. Археолог Игорь Свечников утверждал, что представление о Запорожской Сечи как оплоте христианства сильно преувеличено. Неслучайно первая церковь в Запорожской вольнице появилась только в XVIII веке, после принятия казаками российского подданства.

Что говорят генетики

Генетика в целом подтверждает такие предположения. Подобные исследования провела Лаборатория популяционной генетики РАМН, используя генетические маркеры Y-хромосомы (передающиеся по мужской линии) и митохондриальной ДНК (родословная женской линии).

Результаты исследования с одной стороны выявили значительное генетическое сходство украинцев с белорусами, поляками и жителями Запада России, но с другой – показали заметное различие между тремя внутриукраинским и кластерами – западным, центральным и восточным.

В еще одном исследовании, уже американских ученых Гарвардского университета, было глубже проанализировано распределение украинцев по гаплогруппам. Оказалось, что 65-70% украинцев принадлежит гаплогруппе R1a, которая характерна для степных народов. К примеру, у киргизов она встречается в 70% случаев, у узбеков – в 60%, у башкир и казанских татар – в 50%. Для сравнения, в российских регионах северо-запада – Новгородская, Псковская, Архангельская, Вологодская области – группе R1a принадлежит 30-35% населения.
Другие гаплогруппы украинцев распределились так: сразу три из них – R1b (западноевропейс кая), I2 (балканская), и N (финно-угорская) имеют примерно по 10% представителей, еще одна – E (Африка, Западная Азия) насчитывает приблизительно 5%.

УКРАИ́НЦЫ (са­мо­на­зва­ние – укра́їнці), 1) граждане Украины; 2) вос­точ­но­сла­вян­ский на­род, осн. на­се­ле­ние Ук­раи­ны. Чис­лен­ность 37,5 млн. чел., из них 32,6 млн. чел. го­во­рят на ук­ра­ин­ском язы­ке (2001, пе­ре­пись); рас­про­стра­нён рус. яз. Жи­вут так­же в Рос­сии (1,9 млн. чел. – 2010, пе­ре­пись; 2,5 млн. вы­ход­цев с Ук­раи­ны, по дан­ным МВД на 2016), на се­ве­ре Ка­зах­ста­на (333 тыс. чел. – 2009, пе­ре­пись); в стра­нах Вост., Юго-Вост. и Центр. Ев­ро­пы – на се­ве­ре и вос­то­ке Мол­да­вии (442,5 тыс. чел., в т. ч. в При­дне­ст­ро­вье 160,1 тыс. чел., – 2004, пе­ре­пись), се­ве­ре и за­па­де Ру­мы­нии (50,9 тыс. чел., в т. ч. в жу­де­це Ма­ра­му­реш – 30,8 тыс. чел.), се­ве­ро-вос­то­ке Сло­ва­кии (40,9 тыс. чел., в т. ч. 33,5 тыс. ру­син, – 2011, пе­ре­пись), а так­же в Гер­ма­нии (255 тыс. вы­ход­цев с Ук­раи­ны – 2014, дан­ные Ста­ти­стич. ве­дом­ст­ва), Че­хии (53,3 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись), Бе­ло­рус­сии (158,7 тыс. чел., по-ук­ра­ин­ски го­во­рят 46,4 тыс. чел. – 2009, пе­ре­пись), Поль­ше (48 тыс. чел., из них 22 тыс. чел. со­че­та­ют укр. иден­тич­ность с др. эт­нич. иден­тич­ностью; 232 тыс. уро­жен­цев Ук­раи­ны, в т. ч. 15 тыс. гра­ж­дан Ук­раи­ны, – круп­ней­шая им­ми­грант­ская груп­па – 2011, пе­ре­пись), Лат­вии (45,7 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись); в Аме­ри­ке – в Ка­на­де (1,3 млн. чел. укр. про­ис­хо­ж­де­ния, в т. ч. 345,4 тыс. чел. в пров. Аль­бер­та, 342 тыс. чел. в пров. Он­та­рио, 203,6 тыс. чел. в пров. Брит. Ко­лум­бии, – 2011, пе­ре­пись), США (1 млн. чел. – 2006, пе­ре­пись), Бра­зи­лии (до 0,5 млн. чел., в осн. в шта­те Па­ра­на), Ар­ген­ти­не (до 0,3 млн. чел. – 2012, дан­ные Укр. по­соль­ст­ва) и др. Ве­рую­щие в осн. пра­во­слав­ные ( Ук­ра­ин­ская пра­во­слав­ная цер­ковь Моск. пат­ри­ар­ха­та, Укр. пра­во­слав­ная цер­ковь Ки­ев­ско­го пат­ри­ар­ха­та и Укр. ав­то­ке­фаль­ная пра­во­слав­ная цер­ковь) и униа­ты (в осн. на Зап. Ук­раи­не), есть ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты.

Украинка

Частые изменения государственной принадлежности территории не могли не повлиять на этнос народа. Поэтому о традициях украинцев кратко можно сказать так: в них явственно прослеживается переплетение языческих и христианских обычаев.

Религиозные традиции

Основные религиозные праздники в Украине считаются официальными выходными. На все общецерковные торжества принято совершать литургию ― особое богослужение, на котором совершается Претворение хлеба и вина в Плоть и Кровь Христову и Причащение верующих.

Рождественские праздники

Рождество Христово ― один из самых больших религиозных праздников. Православные христиане отмечают его 7 января, католики 25 декабря. К Рождеству готовятся 40-дневным постом, который заканчивается с появлением вечерней зари, олицетворяющей восхождение Вифлеемской звезды, оповестившей о рождении Сына Божьего.

Рождество в Украине

В рождественский вечер на ужин подаются 12 постных блюд – по количеству апостолов, ближайших учеников Иисуса Христа. Популярная у украинцев традиция во время рождественских праздников ― колядование. В сочельник (Святой Вечер) дети ходят от дома к дому, в песнях или стихах желают хозяевам процветания и удачи, а хозяева угощают колядников сладостями и дарят деньги.

Пасха

Воскресение Христово ― самый древний из христианских праздников. В ночь на Пасху не принято спать, с вечера верующие идут в церковь на всенощную службу, и несут в красивых корзинках предназначенные для освящения кушанья: пасхальный кулич, домашнюю колбасу, крашенки, сало, буженину.

Пасха в Украине

Троица

Это один из главных православных праздников, его отмечают на пятидесятый день после Пасхи. Праздник связан с описанным в Библии днем сошествия на землю Святого Духа, которое послужило доказательством триединства Бога. Храмы и жилища на Троицынь день принято украшать свежей травой и устраивать застолья, на которые приглашают родных и близких. Прибираться, шить, стирать в этот день запрещается. Сватовство на Троицу предвещает счастливую семейную жизнь.

Масленица

Традиции украинского народа включают также имеющий языческие корни праздник Масленицы. Он отмечается за неделю до начала Великого (сорокадневного) Поста. В преддверии длительных суровых ограничений в пище и образе жизни неделю Масленицы всегда проводят в веселье и сытных застольях.

Масленица

Непременный атрибутом Масленицы служат большие тонкие блины, которые являют собой символ солнца, которое с этого дня будет держаться на небе все дольше. Блины выпекают из пшеничной, ржаной, овсяной или кукурузной муки, и подают с маслом, сметаной, медом или икрой. Первый блин по традиции отдают чужому человеку, с просьбой, чтобы он вспомнил добрым словом всех покойных родственников.

Ивана Купала

Одна из интересных национальных традиций украинцев ― праздник Ивана Купала, который отмечают 7 июля (24 июня по старому стилю). Это также отголосок древнейшего языческого ритуала, который исполнялся в честь летнего солнцестояния. С праздником Ивана Купала связано много поверий и обычаев, атрибутами которых служат вода и огонь.

Ивана Купала

Семейные традиции

Семейные и бытовые традиции и обычаи украинцев раньше соблюдались неукоснительно, но сегодня многие из них утратили популярность, и придерживаются их не все.

Свадьба

Перед свадьбой обязателен обряд сватания (помолвки): в дом девушки приходят старосты (это могут быть и родители будущего жениха), приносят каравай и просят руки девушки. В случае согласия девушка перевязывает сватов расшитыми рушниками, а в случае отказа ― вручает тыкву.

Украинская свадьба

В день свадьбы жених отправляется в дом невесты, чтобы сопроводить ее в церковь, где будет происходить обряд венчания. При входе во двор дома невесты с жениха требуют символический выкуп угощениями или деньгами. После венчания подруги молодой с обрядовыми песнями снимают с нее свадебный венок, расплетают косу, и повязывают ее голову косынкой (очипком). Эти действия символизируют вступление молодой в общество замужних женщин.

Свадебные гулянья обычно продолжаются два дня. Танцы, песни с элементами украинского народного фольклора, конкурсы, игры делают этот праздник веселым и колоритным.

Рождение детей

Традиции украинцев

При выборе приданого для младенцев у украинцев принято учитывать его пол: для мальчиков комплект одежды, одеяльце и коляску выбирают голубого цвета, а для девочек — розового. Важным обрядом является первая купель новорожденного. В воду для купания добавляют целебные травы (любисток, ромашку, календулу, чабрец, чистотел). В некоторых регионах Украины в ванночку также класть ритуальные предметы (несколько зерен злаков, монеты).

С приходом христианства в Украине был введен обряд крещения, целью которого было становление новорожденного на путь приближения к Богу. Обряд крещения может быть выполнен в церкви или дома, проводит его священнослужитель. Младенца трижды окунают в воду святой купели, сопровождая ритуал чтением молитв. Окрещенного ребенка заворачивают в крижмо ― белое полотно без рисунка, а затем передают крестной матери или отцу. Крестными родителями в украинских семьях обычно берут кого-то из родственников или друзей, отказ идти крестным в православии считается большим грехом.

Проводы в последний путь

Множество народных традиций у украинцев имеет последний этап жизненного пути ― похороны. Когда в доме кто-то умер, на окно вывешивают белый платок, а все зеркала закрывают покрывалами. Сразу же после смерти над телом покойного совершается обряд обмывания, проводить который должен посторонний человек. После обмывания тело покойного одевают, женщинам голову повязывают платком. Хоронят христиан в гробу, выносить гроб из дома принято ногами вперед.

Перед погребением покойника отпевают в церкви или дома, богослужение продолжается и во время погребения. Гроб в могилу опускают так, чтобы голова покойного лежала на запад, тогда лицо его будет обращено на восток. Каждый присутствующий при погребении бросает в могилу горсть земли. Затем могила засыпается, на нее кладутся венки и цветы, и устанавливается крест или памятник с изображением креста.

Поминальный обед

После возвращения с кладбища для всех присутствовавших на похоронах устраивается поминальный обед, перед которым принято обязательно вымыть руки. Поминальные обеды также проводятся на 9-й и 40-й день после похорон, и в годовщину смерти.

Суеверия и приметы

К культурным традициям украинцев можно отнести суеверия и приметы, которых у украинцев довольно много, и объяснить некоторые из них трудно. Вот несколько довольно популярных суеверий:

  1. Во время беременности нельзя стричь волосы.
  2. Нельзя сидеть на углу стола ― можно остаться в одиночестве.
  3. Нельзя ничего передавать через порог ― это к ссоре.
  4. Рассыпать соль – к слезам.
  5. Надеть вещь наизнанку или задом наперед ― к неприятностям.
  6. Мытье полов вечером ― к потере благосостояния.
  7. .Воду, в которой купали ребенка, нужно выливать только утром, причем в таком месте, где никто не ходит (лучше всего под деревом).
  8. При вселении в новый дом первой войти в него должна кошка.

Кот заходит в дом

Украинская кухня

Украинская национальная кухня известна прекрасными вкусовыми качествами и огромным разнообразием. В нее входят блюда, аналоги которых можно найти у народов, на протяжении многих веков обитавших на этой территории.

Читайте также: