Сообщение об участии в иностранных организациях

Обновлено: 05.07.2024

Однако, развивая международную торговлю или привлекая иностранного инвестора, обойтись только российскими юридическими лицами вряд ли получится.

Рассмотрим краеугольные аспекты, которые необходимо иметь в виду, задумываясь об открытии или сохранении компаний в иностранных юрисдикциях:

основания признания иностранной компании контролируемой и что за это бывает;

последствия автоматического обмена информацией;

Основания признания иностранной компании контролируемой

Иностранные компании - нерезиденты России, акционерами и/или выгодоприобретателями которых являются резиденты РФ, признаются контролируемыми, если:

доля участия резидента РФ составляет более 25 % либо совокупная доля в которой резидентов РФ более 50 %, а доля каждого из таких резидентов более 10 %;

резиденты РФ хоть и не имеют доли участия, но осуществляют контроль над ней в своих интересах.

Наличие контроля резидента Российской Федерации определяется исходя из возможности оказывать влияние на принятие иностранной компанией решений о распределении прибыли после налогообложения не только в силу прямого и косвенного участия в компании, но и на основании (п. 7 ст. 25.13 НК РФ):

участия в договоре об управлении компанией;

иных особенностей отношений между резидентом РФ и иностранной компанией.

Например, когда физическое лицо прямо не участвует в иностранной компании, скрываясь за офшорными компаниями-акционерами, но является бенефициарным владельцем, конечным выгодоприобретателем иностранной компании и заключает с номинальными акционерами иностранной компании соглашение о доверии. В таком случае собственник бизнеса также может быть признан контролирующим лицом иностранной компании.

Траст в смысле НК РФ является иностранной структурой без образования юридического лица (ИСБОЮЛ). Такие структуры приравнены к контролируемым иностранным компаниям (п.2 ст.25.13 НК РФ).

Как избежать статуса контролируемой компании:

А) Избавиться от иностранной компании;

Б) Избавиться от российского налогового резиденства.

Однако. Признание компании контролируемой не тождественно необходимости уплаты за нее налогов в России!

Срываем маски

Наличие у российского гражданина подконтрольной иностранной компании накладывает ряд обязательств. Во-первых, это уведомление налогового органа в следующем порядке:

1) Однократное уведомление об участии в иностранной компании (учреждении иностранной структуры без образования юридического лица (ИСБОЮЛ)).

Уведомление об участии в иностранной организации подаетcя в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения доли участия в такой иностранной организации (п. 3 ст. 25.14 НК РФ).

Если это не сделано вовремя, уведомление может быть подано в любой момент. Штраф за нарушение срока относительно небольшой - 50 000 руб. в отношении каждой иностранной компании (структуры), взимаемый однократно (п. 2 ст. 129.6 НК РФ).

2) Ежегодное уведомление о наличии контролируемых иностранных компаний (КИК), ИСБОЮЛ. Если у налогового резидента РФ была КИК (ИСБОЮЛ) в 2019 году, то уведомление подается в 2021 году - не позднее 20 марта организацией и не позднее 30 апреля физическим лицом (п. 2 ст. 25.14 НК РФ, п. 1.1. ст. 223 НК РФ, пп. 12 п. 4 ст. 271 НК РФ и письма Минфина России от 20.10.2015 г. № 03-03-06/60105). В аналогичном порядке подаются уведомления и за последующие года.

За непредоставление или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, штраф уже выше - 500 000 рублей (п. 1 ст. 129.6 НК РФ).

Дополнительно к уведомлению подается:

финансовая отчетность КИК за тот финансовый год, по итогам которого резидент РФ подает уведомление (пп.1 п.5 ст. 25.15 НК РФ);

аудиторское заключение по этой финансовой отчетности КИК, если аудит является обязательным в стране резидентства КИК или осуществляется добровольно (пп.2 п.5 ст. 25.15 НК РФ).

Документы должны быть переведены на русский язык.

Финансовая отчетность подается физическим лицом - вместе с уведомлением, организацией - вместе с декларацией по налогу на прибыль (срок предоставления которой - не позднее 28 марта).

За непредоставление этих документов предусмотрен такой же значительный штраф, как и за неподачу самого уведомления о КИК, - 500 000 рублей п.1.1 ст. 126 НК РФ.

Налоговый орган также вправе в таком случае истребовать у резидента РФ эти документы, а резидент РФ обязан предоставить их в течение одного месяца с даты получения соответствующего требования (п.1, п.2 ст. 25.14-1 НК РФ). Непредставление финансовой отчетности КИК и аудиторского заключения даже после требования налогового органа влечет взыскание еще одного штрафа, уже в размере 1 000 000 рублей (п. 1.1-1 ст. 126 НК РФ).

Таким образом, даже если прибыль КИК не облагается налогом в России, контролирующее лицо должно представить финансовую отчетность КИК, аудиторское заключение этой финансовой отчетности и любыми документами подтвердить, что прибыль КИК освобождается от налогообложения в России.

Как избежать обязанности по предоставлению этой информации:

Избавиться от контролируемой иностранной компании;

Перейти на уплату налога с фиксированной прибыли КИК.

Знакомимся: налог с фиксированной прибыли

Суть режима заключается в следующем:

Ежегодно физическое лицо подает только уведомление о своих КИК (без финансовой отчётности, аудиторского заключения, без каких-либо дополнительных документов);

При этом необходимо уплатить налог с фиксированной прибыли. С 2021 года фиксированная прибыль составляет 34 млн рублей за все КИК, т.е. НДФЛ к уплате с такой прибыли составит ~ 5 млн.руб.;

Применять данный режим налогоплательщик обязан непрерывно в течение минимум пяти лет или в течение минимум трех лет, если налогоплательщик перейдет на данный режим в 2021 году.

В течение указанных пяти или трех лет можно прекратить применять режим налогообложения фиксированной прибыли КИК только в ситуациях, когда налогоплательщик перестал быть контролирующим лицом в отношении всех своих КИК либо если размер фиксированной прибыли будет увеличен в законодательном порядке.

Уплата налога с фиксированной прибыли КИК:

Не освобождает контролирующее лицо от уплаты НДФЛ при последующем распределении дивидендов КИК;

Не зачитывается в счет этого НДФЛ при последующем распределении дивидендов КИК;

Не дает возможность зачесть в счет НДФЛ с дивидендов КИК налоги, уплаченные в стране регистрации КИК.

Чтобы стало совсем понятно, рассмотрим стандартный порядок уплаты налогов с прибыли КИК.

Лишь при определенных условиях (а не автоматически!) прибыль КИК подлежит налогообложению в РФ

Презюмируется, что прибыль КИК - это почти что доход бенефициара и с него нужно уплатить налог в России.

При этом налог, уплаченный самой иностранной компанией со своей прибыли на территории государства своего резидентства, подлежит вычету из налога, уплачиваемого бенефициаром с ее прибыли в России. То есть, суммарно налоговая нагрузка с нераспределенной прибыли КИК, учитываемой в доходах российского бенефициара - физического лица, составит 13-15 %.

Если такая прибыль уже была выплачена в форме дивидендов, то с этой суммы налог повторно не уплачивается. Справедливости ради законодатель предусмотрел, что если дивиденды будут выплачены после налогообложения прибыли КИК, например, в следующем году, то налога у физического лица с этой суммы также не будет.

Таким образом, прибыль КИК облагается у бенефициара однократно.

Однако, как мы отметили, не во всех случаях прибыль КИК подлежит налогообложению в РФ.

Прибыль контролируемой компании освобождается от налогообложения в Российской Федерации, если вы попадаете под одну из двух ситуаций.

Ваша КИК находится в государстве, с которым Российская Федерация подписала Соглашение об избежании двойного налогообложения и при этом эффективная ставка налогообложения прибыли по месту регистрации КИК выше 75 % средневзвешенной ставки налога на прибыль в РФ.

Это касается, в первую очередь, дивидендов (облагаются по налоговой ставке, применимой к дивидендам), а также прибыли КИК за вычетом распределяемых дивидендов и дивидендов, полученных КИК (далее - основные доходы).

Чтобы понять, применимо это условие к вам, давайте разберемся с понятиями:

Эффективная ставка - определяется для государства, резидентом которого является получатель доходов - контролируемая иностранная компания.

Средневзвешенная ставка - определяется для Российской Федерации, резидентом которой является контролирующее лицо.

Средневзвешенная ставка налога на прибыль РФ по основным доходам равна 20 %. 75 % от этой величины соответствуют ставке налогообложения 15 %. Средневзвешенная ставка налога на прибыль РФ по доходам в виде дивидендов равна 13 %. Соответственно 75 % от этой величины равна 9,75 %.

Если ставка налога в стране регистрации иностранной компании ниже, то по этому основанию ее прибыль не сможет быть освобождена от налогообложения в России.

КИК также избежит налогообложения в России, если является активной, активной холдинговой или активной субхолдинговой компанией.

Желающие подробнее узнать критерии активных холдинговых и активных субхолдинговых компаний могут заглянуть в пп.3-6 ст.25.13-1 НК РФ.

При этом требование о наличии Соглашения об избежании двойного налогообложения отсутствует. Это значит, что независимо от места регистрации, прибыль такой компании НЕ облагается у бенефициара.

Пример.

В Дании ставка по налогу на прибыль составляет 34 %, что в принципе выше российской ставки по налогу на прибыль организаций. Эффективная ставка налога на дивиденды в Дании составляет 10 %, что также больше 75 % средневзвешенной налоговой ставки налога на прибыль организаций в виде дивидендов в России (9,75 %). Таким образом, на любые доходы Датских компаний не распространяется порядок налогообложения, предусмотренный поправками о КИК.

На Кипре эффективная ставка по налогу на прибыль составляет 12,5 %. Поэтому прибыль контролируемой кипрской компании может быть освобождена от налогообложения в России только при условии, что компания ведет активную (например, торговую) деятельность.

Также действует лимит по размеру прибыли КИК, при соблюдении которого она не облагается в России.

Так, независимо от соблюдения перечисленных выше условий прибыль КИК не включается в налогооблагаемые доходы контролирующего лица - резидента РФ, если не превышает 10 млн.руб (п.7 ст. 25.15 НК РФ).

Если в наличии несколько иностранных компаний, то лимиты по размеру прибыли определяются по каждой из них отдельно.

Что делать, если эти условия соблюдаются и прибыль КИК освобождается от налогообложения в России?

(А) подавать ежегодные уведомления о наличии КИК, финансовую отчетность КИК, аудиторское заключение и документы об основаниях освобождения ее прибыли в России;

(Б) платить НДФЛ после фактического распределения дивидендов.

Определившись со стандартным порядком налогообложения прибыли КИК, вернемся к налогу с фиксированной прибыли. Когда он становится выгодным?

В каких случаях выгодно уплачивать налог с фиксированной прибыли КИК?

Главное преимущество применения режима уплаты налога с фиксированной прибыли КИК: Контролирующему лицу не надо представлять финансовую отчётность и аудиторское заключение по каждой из своих КИК, т.е. налицо экономия административных ресурсов.

Отсутствуют и риски получить штраф до 1,5 млн.руб. за непредоставление этих документов по каждой КИК.

Финансовая отчетность и аудиторское заключение по ней являются стандартными документами в большинстве иностранных государств, поэтому каждому бенефициару решать - сложно ли их предоставить.

Главный недостаток применения режима уплаты налога с фиксированной прибыли КИК: уплаченный налог с фиксированной прибыли нельзя зачесть при последующем распределении дивидендов в адрес физического лица, т.е. фактически будет происходить двойное налогообложение части прибыли, распределяемой в адрес физического лица.

А) Если вся прибыль КИК распределяется в виде дивидендов контролирующему лицу, то экономического смысла в уплате налога с фиксированной прибыли КИК нет.

Так, при условной прибыли с единственной КИК в 100 млн рублей сначала контролирующее лицо заплатит 5 млн рублей НДФЛ с фиксированной прибыли, а впоследствии заплатит еще 15 млн рублей НДФЛ при распределении фактической прибыли в виде дивидендов. В случае применения общего режима налогообложения прибыли КИК начисленный НДФЛ с прибыли КИК составит также ~ 15 млн, при этом его можно будет уменьшить на налог у источника, уплаченный в стране регистрации КИК.

Б) Если бенефициар планирует длительное время реинвестировать эту прибыль (Как минимум 3 года или 5 лет - в зависимости от того, в течение какого времени обязан применять режим), а не распределять дивиденды, то можно задуматься об уплате налога с фиксированной прибыли КИК.

Так, при условной прибыли с единственного КИК в 100 млн рублей налогоплательщик заплатит ~ 5 млн. рублей НДФЛ при применении режима фиксированной прибыли. В случае применения общего режима налогообложения прибыли КИК начисленный НДФЛ составит ~ 15 млн.рублей, при этом его можно будет уменьшить на налог, уплаченный в стране регистрации КИК.

В) Если КИК ведет активную деятельность, то с ее прибыли по общим правилам налог в России не уплачивается. Поэтому фиксированный налог - это также лишь способ оградить компанию от внимания со стороны российский контролирующих органов. При последующем распределении дивидендов необходимо будет уплатить НДФЛ.

Д) Если КИК убыточна (убыточны), то убытки нельзя зачесть в период применения налога с фиксированной прибыли, но можно учесть в будущем, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщик отказался от уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК. В то же время, для учета таких убытков все равно придется составлять финансовую отчетность, чтобы их подтвердить.

А причем тут автоматический обмен информации?

авить, что информация движется с огромной скоростью не только внутри страны, но и между финансовыми органами разных стран.

Уже запущен так называемый автоматический обмен информацией в соответствии со стандартами ОЭСР. Механизм следующий:

Иностранные банки и иные финансовые институты (депозитарные учреждения, брокеры, инвестиционные организации, страховые компании (п. 12 раздела 1 и п. 27 разд. 2 ч. 1 Standard for automatic exchange of financial account information in tax matters (далее - Стандарты))) собирают информацию об открытых у них финансовых счетах, (бенефициарными) владельцами которых являются налоговые резиденты России.

В перечень собираемой информации входит:

имена, адреса, ИНН (бенефициарных) владельцев счетов;

номер счета, наименование Банка;

остаток или сумма денежных средств на счете (в том числе, выплат по договорам страхования) по состоянию на конец соответствующего календарного года или другого соответствующего отчетного периода, или если счет был закрыт в течение этого года (периода) на конец закрытия счета.

Иностранные банки и иные финансовые институты предоставляют сведения о финансовых счетах российских резидентов и подконтрольных им компаний своим налоговым органам. Затем налоговые органы обрабатывают полученную информацию и один раз в год загружают сведения в специальную базу данных, доступ к которой имеется у каждой договаривающейся страны.

Таким образом, основными субъектами, участвующими в автоматическом обмене информации являются банки, в которых открыты расчетные счета, а не налоговые органы. Поэтому при анализе того, подпадет ли компания под автоматический обмен информацией, важно учитывать не саму по себе страну регистрации, а банк, в котором открыты счета.

Какая информация не попадет в обмен?

Прежде всего, данные о банковских и иных финансовых счетах активных компаний. Решение о квалификации компании как активной принимает обслуживающий банк.

Важно! Информация по счетам физических лиц будет раскрываться вне зависимости от суммы остатка на счете (п. 28 пп. 2 раздела 2 Стандартов).

(если нужно больше подробностей, то об этом мы писали в отдельной статье)

Таким образом, помимо самостоятельного уведомления о наличии КИК, получить информацию контролирующие органы смогут:

после проведения каких-либо оперативных мероприятий;

Важно! Критерии активной компании для целей налогообложения ее нераспределенной прибыли по упомянутым выше правилам НК РФ и для автоматического обмена информацией отличаются!

НК РФ Статья 25.14. Уведомление об участии в иностранных организациях и уведомление о контролируемых иностранных компаниях. Порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами

(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 25.14 НК РФ

1. Налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, уведомляют налоговый орган:

1) о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица);

2) о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.

2. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется:

налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток контролируемой иностранной компании;

налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток контролируемой иностранной компании.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) (далее в настоящем Кодексе - уведомление об участии в иностранных организациях) представляется в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации (даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица), являющегося основанием для представления такого уведомления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

(в ред. Федерального закона от 19.02.2018 N 34-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для целей представления уведомления об участии в иностранных организациях в связи с изменением доли участия в иностранной организации применяется значение изменения доли участия в такой иностранной организации с точностью до двух знаков после запятой, при этом округление второго знака после запятой производится по правилам математического округления.

(абзац введен Федеральным законом от 17.02.2021 N 6-ФЗ)

В случае, если после представления уведомления об участии в иностранных организациях основания для представления такого уведомления не изменились, повторные уведомления не представляются.

В случае прекращения участия в иностранных организациях (прекращения (ликвидации) иностранных структур без образования юридического лица) налогоплательщик информирует об этом налоговый орган в срок не позднее трех месяцев с даты прекращения участия (с указанием даты окончания участия в иностранной организации (даты прекращения (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица).

Положения настоящего пункта не распространяются на налогоплательщиков, участие которых в иностранных организациях реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями. Освобождение от применения положений настоящего пункта, установленное настоящим абзацем, не применяется при представлении уведомления об участии в иностранных организациях за периоды до 1 января 2029 года в случае, если участие налогоплательщиков в иностранных организациях реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, признаваемых международными холдинговыми компаниями в соответствии со статьей 24.2 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 294-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Международная компания в течение одного месяца со дня ее регистрации представляет уведомление об участии в иностранных организациях в отношении долей участия в иностранных организациях (учреждения иностранных структур без образования юридического лица) по состоянию на дату государственной регистрации такой международной компании.

(абзац введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 294-ФЗ)

(п. 3 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Уведомление о контролируемых иностранных компаниях и (или) уведомление об участии в иностранных организациях не считаются представленными с нарушением срока, установленного пунктом 2 или 3 настоящей статьи, в случае, если такие уведомления были представлены вместе со специальной декларацией, представленной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и информация о таких иностранных организациях и (или) контролируемых иностранных компаниях содержится в этой специальной декларации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 19.02.2018 N 34-ФЗ)

4. Налогоплательщики представляют уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства).

Налогоплательщики, отнесенные в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях в налоговый орган по месту своего учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях представляются в налоговый орган налогоплательщиками по установленным формам (форматам) в электронной форме.

(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Налогоплательщики - физические лица вправе представить указанные уведомления на бумажном носителе.

Формы (форматы) уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях, а также порядок заполнения форм и порядок представления уведомления об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В уведомлении об участии в иностранных организациях указываются следующие сведения и информация:

1) дата возникновения основания для представления уведомления;

2) наименование иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), уведомление об участии в которой (об учреждении которой) представлено налогоплательщиком;

3) регистрационный номер (номера), присвоенный иностранной организации в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации), код (коды) иностранной организации в качестве налогоплательщика в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) (или их аналоги), адрес в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации) иностранной организации при их наличии;

4) организационная форма иностранной структуры без образования юридического лица, наименование и реквизиты документа об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица, дата учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица, регистрационный номер (иной идентификатор) в государстве учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица при их наличии (или их аналоги);

5) доля участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия, в том числе через российскую организацию и (или) с использованием иностранной структуры без образования юридического лица, в случае, если налогоплательщик признается контролирующим лицом такой иностранной структуры без образования юридического лица, с указанием следующих сведений:

сведения, предусмотренные подпунктами 2, 3 и 4 настоящего пункта, - в отношении каждой последующей организации (иностранной структуры без образования юридического лица), через которую (с использованием которой) реализовано косвенное участие в иностранной организации;

доля участия в каждой последующей организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;

наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет налогоплательщика - российской организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;

6) информация о том, является ли налогоплательщик - учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица контролирующим лицом такой структуры (в случае, если уведомление представляется налогоплательщиком в отношении учрежденной им иностранной структуры без образования юридического лица).

(п. 5 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В уведомлении о контролируемых иностранных компаниях указываются следующие сведения и информация:

1) период, за который представляется уведомление;

1.1) дата представления в налоговый орган уведомления о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли (при наличии);

1.2) дата представления в налоговый орган уведомления об отказе от уплаты налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли (при наличии);

2) наименование иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), уведомление об участии в которой (об учреждении которой) представлено налогоплательщиком;

3) регистрационный номер (номера), присвоенный иностранной организации в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации), код (коды) иностранной организации в качестве налогоплательщика в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) (или их аналоги), адрес в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации) иностранной организации при их наличии;

4) организационная форма иностранной структуры без образования юридического лица, наименование и реквизиты документа об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица, дата учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица, регистрационный номер (иной идентификатор) в государстве учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица при их наличии (или их аналоги);

5) дата, являющаяся последним днем периода, за который составляется финансовая отчетность организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год в соответствии с ее личным законом;

6) дата составления финансовой отчетности организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год в соответствии с ее личным законом;

7) дата составления аудиторского заключения по финансовой отчетности иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год (если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или такой аудит осуществляется иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) добровольно);

8) доля участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия, в том числе через российскую организацию и (или) с использованием иностранной структуры без образования юридического лица, в случае, если налогоплательщик признается контролирующим лицом такой иностранной структуры без образования юридического лица, с указанием следующих сведений:

сведения, предусмотренные подпунктами 2, 3 и 4 настоящего пункта, - в отношении каждой последующей организации (иностранной структуры без образования юридического лица), через которую (с использованием которой) реализовано косвенное участие в иностранной организации;

наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет налогоплательщика - российской организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;

доля участия в каждой последующей организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;

9) описание оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной компании;

10) описание оснований для освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения в соответствии с настоящим Кодексом.

В случае, если налогоплательщик воспользовался правом не представлять документы, предусмотренные пунктом 9 статьи 25.13-1 настоящего Кодекса, в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях при раскрытии информации, предусмотренной подпунктом 8 настоящего пункта, отражается информация о налогоплательщике - контролирующем лице, являющемся российской организацией, через которую реализовано косвенное участие налогоплательщика в контролируемой иностранной компании, представившем документы, предусмотренные пунктом 9 статьи 25.13-1 настоящего Кодекса.

image_pdf
image_print

Автор:Илья Назаров

Уведомление о КИК за 2021 год (по итогам 2020 финансового периода): основные требования, условия и порядок подачи

Кто должен представлять уведомление и по какой форме

Если участие в иностранной организации осуществляет российская компания, которой, в свою очередь, принадлежит российским (или иностранным) физическим лицам налоговым резидентам РФ — Уведомление о КИК подается и российской компанией (о факте прямого участия), и от физическими лицами (о факте косвенного участия через российскую компанию).

В каких случаях представляется уведомление

  • Если указанные выше лица на 31.12.2021 или на любую дату получения ими дивидендов в 2021 владеют (владели) долей:
    1. свыше 25% (ровно 25% — подача не требуется) в иностранной организации ИЛИ
    2. свыше 10% (ровно 10% — подача не требуется) в иностранной организации, если налоговые резиденты РФ владеют свыше 50% в этой иностранной организации
  • Если указанные выше лица на 31.12.2021 или на любую дату получения ими дивидендов в 2021 являются (являлись) учредителями траста/фонда/партнерства (актуально для Великобританских и Шотландских LLP и LP соответственно) ИЛИ сохранили право на имущество, переданное в эту структуру, или сохранили право на получению прибыли от этой структуры
  • Если указанные выше лица являются директорами компании, которые имеют право принципиально влиять на распределение прибыли

При определении доли участия при наличии косвенного участия доли в цепочке владения перемножаются.

В каких случаях НЕ представляется уведомление

Достаточно соблюдения любого из условий ниже:

  • если физическое лицо по итогам 2021 является налоговым НЕрезидентом РФ
  • если физическое лицо продало/ ликвидировало компанию до 31.12.2021 и НЕ выплачивало себе в 2021 дивиденды
  • если физическое лицо продало долю в компании до 31.12.2021 таким образом, что его доля стала менее 25% или менее 10% (при доле владения всеми налоговыми резидентами РФ более 50%) и при этом НЕ выплачивало себе в 2021 дивиденды при доле владения более 25% (более 10%)

Срок и способы подачи уведомления

  • Для физических лиц — до 30 апреля 2022 на бумажном носителе лично в ИФНС по месту регистрации или по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении, или электронно через личный кабинет налогоплательщика
  • Для юридических лиц — до 20 марта 2022 в ИФНС по месту нахождения (либо по крупнейшим налогоплательщикам, если применимо) только электронно через ТКС

Что прикладывать к уведомлению

  • Для физических лиц — вместе с уведомление о КИК в срок до 30 апреля 2022 — финансовую отчетность за 2020 финансовый период компании (или за финансовый период, окончившийся в середине 2020, например, за период 01.09.2019-31.08.2020) с переводом на русский язык (нотариальное заверение перевода НЕ требуется). Какие документы прикладывать к уведомлению о КИК, если КИК не готовит финансовую отчетность Вы можете найти в обзоре (REMINDER) Ежегодная памятка владельцам иностранных компаний (КИК) и зарубежных банковских счетов в связи с планированием налогового резидентства. Аудит финансовой отчетности требуется только в случаях, если: 1) он требуется в соответствии с требованием местного законодательства, 2) со страной нет СОИДН (напр, Эстония, Нидерланды (Голландия), оффшоры и тд), во всех остальных случаях аудит по финансовой отчетности НЕ требуется
  • Для юридических лиц — вместе с декларацией по налогу на прибыль в срок до 28 марта 2022 — финансовую отчетность за 2020 финансовый период компании, далее требования аналогичные как для физических лиц

Если прибыль за 2020 финансовый период превысила 10 млн руб

10 млн руб. /72,1464 (курс USD) = USD 138.607
10 млн руб. /82,4488 (курс EUR) = EUR 121.287
10 млн руб. /92,5689 (курс GBP) = GBP 108.027
1 0 млн руб. /9,3023 (курс HKD) = HKD 1.075.002
10 млн руб. /3,1151 (курс CZK) = CZK 3.210.170

В случае, если прибыль до налогообложения по среднему курсу в 2020 НЕ превысила 10 млн руб — в ИФНС необходимо только представить Уведомление о КИК 2021 и Финансовую отчетность 2020.

В случае, если прибыль до налогообложения по среднему курсу в 2020 превысила 10 млн руб — в ИФНС необходимо только представить Уведомление о КИК 2021 и Финансовую отчетность 2020, А ТАКЖЕ (выбрать любое из перечисленных):

Штраф за непредставление / несвоевременное представление (пропуск срока)

Штраф за непредставление или пропуск срока представления Уведомления о КИК, начиная с уведомления о КИК за 2020 год) составляет 500.000 руб за каждую КИК. Причем, налоговый орган в настоящее время также активно штрафует за непредставление финансовой отчетности вместе с Уведомлением о КИК, штраф составляет также 500.000 руб. Итого суммарный штраф может составить 1 млн руб. При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства по ходатайству налогоплательщика данный штраф должен быть снижен минимум в 2 раза (но при этом, нельзя полностью отменить этот штраф) и на практике он составляет 500.000 руб за оба нарушения.

Оставить комментарий Отменить ответ





МЕТКИ:


Запрет валютных операций с 1 марта 2022 на основании Указа Президента РФ от 28.02.2022 О применении специальных экономических мер

Указ Президента РФ от 28.02.2022 О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями США и примкнувших в ним иностранных государств и международных организаций По этой ссылке можно скачать

(СТАТЬЯ) Налоговая декларация 3-НДФЛ по ценным бумагам: автоматический обмен, особенности подготовки декларации

Требования налоговых органов о представлении пояснений в связи с получением сведений из автоматического обмена С середины 2021 года налоговые органы стали все чаще направлять налогоплательщикам Требования о представлении пояснений (документов /информации)


ВИДЕО на YouTube

Подпишитесь и Вы первыми узнаете о новых статьях и изменениях в профильном законодательстве, публикуемых на нашем сайте



Приглашаем ознакомиться с прошедшими вебинарами, посвященными вопросам международного налогообложения, особенностям бухгалтерского учета по МСФО, аудиту, а также валютному регулированию и валютному контролю


Зарубежные финансы, налоги. Аудит

Мы в социальных сетях:

of the Russian Federation providing legal and tax consulting services and being the member of global GPCG group of companies | All Rights Reserved

Ограничение ответственности

Являясь пользователем настоящего сайта, Вы осознаете, что все материалы, опубликованные на настоящем сайте, носят информационный характер и не являются правовым заключением. Никакая информация, опубликованная на настоящем сайте, не является консультацией или рекомендацией к совершению конкретных действий на ее основе. Вы также осознаете, что любая ситуация, дело, кейс и т.д. любого клиента являются строго индивидуальными и требующими индивидуального подхода при их разрешении. При этом, решения похожих, на первый взгляд, вопросов разных клиентов могут быть совершенно разными. Именно по указанной причине Консалтинговая группа "ГидПрава" (включая входящие в нее департаменты и подразделения: Юридическая компания "ГидПрава", "ГидПрава - Международное налоговое планирование, "ГидПрава" - Бухгалтерское обслуживание, "ГидПрава" - Недвижимость, Бюро юридического перевода "ГидПрава", Учебный центр "ГидПрава", Школа бизнес-английского "ГидПрава") (далее - "КГ "ГидПрава") рекомендует обращаться за оказанием услуг к специалистам с заключением соответствующего договора, влекущего возникновение прав, обязанностей и ответственности.

КГ "ГидПрава" постоянно предпринимает все возможные меры для обеспечения актуальности, полноты, достоверности и соответствия действующему законодательству РФ всех публикуемых на ее сайте материалов, однако, КГ "ГидПрава" не несет ответственности за точность публикуемой на сайте информации, в том числе, но не ограничиваясь, по причине того, что опубликованная информация может являться субъективным мнением специалиста-правоприменителя и может быть основана на его субъективном толковании норм действующего законодательства РФ и/или иностранных государств. КГ "ГидПрава" также не несет ответственности за последствия, которые наступили или могут наступить в результате любого использования пользователем настоящего сайта информации, расположенной на настоящем сайте, в том числе для решения стоящих перед ним вопросов правового или финансового характеров.

Сайт КГ "ГидПрава" может содержать ссылки на сайты третьих лиц. При этом, КГ "ГидПрава" не несет ответственности за содержание и информацию, представленную на данных сайтах. Переход по указанным ссылкам является для пользователей настоящего сайта строго добровольным.

КГ "ГидПрава" несет ответственность в пределах, согласованных со своими клиентами при заключении договора об оказании услуг (или иного договора в рамках оказания КГ "ГидПрава" своих профессиональных услуг), а также за последствия, наступившие в результате совершения клиентом действий, но только в том случае, если совершение данных действий было предварительно согласовано с КГ "ГидПрава". Профессиональная ответственность КГ "ГидПрава" может быть в добровольном порядке застрахована, о чем КГ "ГидПрава" вправе проинформировать своих клиентов.

Конфиденциальность

Компания не разглашает и не предоставляет полученные ею персональные данные Пользователей третьим лицам, за исключением случаев:
- получения соответствующего предварительного согласия Пользователя;
- истребования информации по запросу правоохранительных органов с соблюдением соответствующих процедур.

Компания оставляет за собой право вносить изменения в правила настоящего раздела, о чем информирует Пользователей путем публикации измененного текста в настоящем разделе.

Авторские права

Любые иные действия являются незаконными и будут расценены Компанией как нарушение ее авторских прав.

В случае нарушения настоящих правил, Компания оставляет за собой право защиты своих интересов всеми способами, предусмотренными законом, в том числе в рамках статей: 1229, 1259, 1263, 1301 Гражданского кодекса РФ, а также ч.1 ст. 7.12 КоАП РФ.

Юридические и физические лица при наличии следующих оснований:

  • учреждение или ликвидация иностранной структуры без образования юридического лица;
  • участие в иностранной организации с долей более 10%, а также изменение размера этой доли либо прекращение участия.

Срок подачи уведомления

В течение трех месяцев с даты, когда возникло основание для подачи.

Международные компании подают уведомление в течение одного месяца со дня регистрации.

Какие разделы заполнять

В состав уведомления включаются титульный лист, который заполняется в обязательном порядке; сведения о физическом лице и листы А, Б, В и Г.

Листы А-Г заполняются только при наличии определенных оснований.

Проверка уведомления

Титульный лист

В титульном листе отражаются сведения о налогоплательщике, а также основание подачи уведомления.

Сведения о физическом лице

Этот раздел заполняется только в случае подачи уведомления физическим лицом. В нем указывают сведения о физическом лице: ФИО, паспортные данные, адреса места жительства и пребывания.

Лист А. Сведения об иностранной организации

Лист А заполняется отдельно в отношении каждой иностранной организации, в которой налогоплательщик принимает прямое, косвенное или смешанное участие. При этом каждой иностранной организации присваивается уникальный цифровой код, который закрепляется за ней навсегда.

По каждой организации указываются следующие данные:

  • полное наименование иностранной организации;
  • код страны, в которой находится организация, и код страны налогового резидентства в соответствии с ОКСМ;
  • дата регистрации иностранной компании;
  • регистрационный номер иностранной организации, аналог ИНН в странах регистрации и резидентства, а также адрес;
  • признак участия: прямое, косвенное или смешанное;
  • дата возникновения участия и дата изменения доли;
  • доля в иностранной организации;
  • дата окончания участия (если подаются сведения об окончании участия).

Лист Б. Сведения о российской организации

В листе Б приводится информация о российских организациях, через которые налогоплательщик принимает участие в иностраннных компаниях. Каждой такой организации присваивается уникальный номер и указывается ее полное наименование, ОГРН, ИНН и КПП.

Лист В. Сведения об иностранной структуре без образования юридического лица

Лист В заполняется в отношении иностранных структур, если налогоплательщик является их учредителем или принимает через них участие в иностранной организации.

В разделе отражаются сведения по каждой иностранной структуре: уникальный цифровой код; наименование и организационная форма; дата учреждения и реквизиты документа об учреждении; иные идентифицирующие сведения.

Лист Г. Раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия

Лист Г заполняется в целях раскрытия косвенного участия налогоплательщика в иностранной организации.

В разделе 1 налогоплательщиком отражаются сведения о своем косвенном участии в иностранной организации.

В разделе 2 указываются сведения об иностранных и российских организациях, иностранных структурах, через которые налогоплательщик принимает участие в иностранной организации.

С 01 января 2015 года в рамках борьбы с оффшорами в России вступили в силу так называемые "деоффшоризационные" поправки в Налоговый кодекс РФ. Ниже приведен комплекс действий, которые необходимо осуществить физическому лицу в случае, если он зарегистрировал или купил акции иностранной компании.

В отношении контролирующего лица налогового резидента РФ - налогоплательщика - физического лица

Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) (КДН 1120411)
Основание для подачи Срок Приложение документов Ответственность
1) Возникновение (регистрация компании или покупка акций) участия (прямой либо косвенный, либо посредством номинальных лиц, либо фактический) в компании:
а) свыше 10%

2) Изменение доли (количества акций) или порядка участия (прямое, косвенное) в компании

3) Прекращение участия (ликвидация, продажа всех акций) в компании

3 месяца с даты возникновения/прекращения/изменения контроля Документы прикладывать НЕ требуется ст.129.6 НК РФ
50 000 руб. за каждую компанию.

Срок давности - 3 года с даты, когда наступила просрочка подачи уведомления об участии - по прошествии 3-х месяцев с даты возникновения/изменения/прекращения контроля - п.1 ст.113 НК РФ.

Контроль (прямой либо косвенный, либо посредством номинальных лиц, либо фактический) над компанией:

1) свыше 25%
2) свыше 10%, если доля участия всех налоговых резидентов - свыше 50% (считается общая доля с супругом и несовершеннолетними детьми)

1. ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ: до 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК

1) в случае регистрации компании в 2018 г. - до 20 марта 2020 г.

2) в случае покупки акций компании в 2018 г. - до 20 марта 2019 г.

2. ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (начиная с Уведомления о КИК за 2020 налоговый период): до 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК

- меньше 30 млн руб. (за 2016 г.),
- меньше 10 млн руб. (начиная с 2017 г.).

п.6 ст.25.15 НК РФ
Такая прибыль КИК не учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ контролирующего лица.

Требуется приложить финансовую отчетность, независимо от размера прибыли или убытка, начиная с Уведомления о КИК за 2020 налоговый период

Отчетность должна быть переведена на русский язык в части, необходимой для подтверждения величины прибыли (т.е. только лист Отчета о прибылях и убытках (апостиль и нотариальное заверение не требуются)

Подача Декларации 3-НДФЛ - не требуется.

Требуется подача нулевой Декларации по налогу на прибыль (для юридических лиц)

2) прибыль КИК
- больше 30 млн руб. (за 2016 г.),
- больше 10 млн руб. (начиная с 2017 г.)

Прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ контролирующего лица.

Требуется приложить финансовую отчетность, независимо от размера прибыли или убытка, начиная с Уведомления о КИК за 2020 налоговый период

Отчетность должна быть переведена на русский язык в части, необходимой для подтверждения величины прибыли (т.е. только лист Отчета о прибылях и убытках (апостиль и нотариальное заверение не требуются)

Требуется подача Декларации 3-НДФЛ (или Декларации по налогу на прибыль для юридических лиц)

3) "активная" компания (а также иные основания освобождения прибыли КИК от налогообложения п.1 ст.25.13-1 НК РФ)

п.1 ст.25.13-1 НК РФ
Необходимо приложить документы, подтверждающие условия освобождения прибыли КИК от налогообложения (законодательно перечень документов не установлен, поэтому такими документами могут быть: выписка из аудиторского заключения с указанием на активную деятельность компании; выписка по счету с указанием на активный характер операций и т.п.).

Документы должны быть переведены на русский язык (апостиль и нотариальное заверение не требуются)

Подача Декларации 3-НДФЛ - не требуется.

Требуется подача Декларации по налогу на прибыль для юридических лиц (с отражением в ней заявленных льгот)

п.1. ст.129.6. НК РФ
100 000 руб. за каждую компанию (в отношении Уведомлений о КИК за 2016, 2017, 2018 и 2019 налоговые периоды)

500 000 руб. за каждую компанию (в отношении Уведомлений о КИК, начиная с 2020 налогового периода)

п.1.1. ст.129.6. НК РФ
500 000 руб. за непредставление налоговому органу финансовой отчетности вместе с Уведомлением о КИК (для физических лиц) либо представление фин. отчетности с заведомо недостоверными сведениями (в отношении Уведомлений о КИК, начиная с 2020 налогового периода)

п.1.1-1. ст.129.6. НК РФ
1 000 000 руб. за непредставление финансовой отчетности или представления фин. отчетности с заведомо ложными сведениями (или документов, подтверждающих льготу, освобождающую нераспределенную прибыль КИК от налогообложения) в течение 1 месяца после соответствующего запроса налогового органа (в отношении Уведомлений о КИК, начиная с 2020 налогового периода)

Срок давности - 3 года с даты, когда наступила просрочка подачи уведомления о КИК - с 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК - п.1 ст.113 НК РФ

Одновременное соблюдение следующих условий:

- больше 30 млн руб. (за 2016 г.),
- больше 10 млн руб. (за 2017 г.)

2) Отсутствуют основания освобождения прибыли КИК от налогообложения п.1 ст.25.13-1 НК РФ

ВАЖНО: В случае, если прибыль КИК менее 30 и 10 млн., то подача Декларации 3-НДФЛ не требуется, однако, считаем, что налогоплательщику необходимо быть готовым к тому, что сотрудники налоговой могут попросить предоставить соответствующие подтверждающие документы - финансовую отчетность и аудиторское заключение, не содержащее отрицательного мнения.

1) подача декларации - до 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК (подается в тот же год, что и Уведомление о КИК)

2) Уплата налога - до 15 июля этого же года

2) аудиторское заключение по отчетности КИК (если аудит обязателен в соответствии с личным законом КИК или осуществлялся добровольно. Аудиторское заключение не требуется для юрисдикций, имеющих с РФ соглашение об обмене налоговой информацией)

Документы должны быть переведены на русский язык (апостиль и нотариальное заверение не требуются)

Допускается представление аудиторского заключения в срок не позднее 1 месяца с даты составления аудиторского заключения, указанной в Уведомлении о КИК

1) п.1.1. ст.126 НК РФ
Непредставление документов, предусмотренных п.5 статьи 25.15, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа в размере 100 000 руб.

2) ст. 119 НК РФ - непредставление декларации - штраф 5% от суммы неуплаченного налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Срок давности - 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

3) ст.129.5 НК РФ -
неуплата или неполная уплата контролирующим лицом сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании - 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 000 рублей
(применяется за налоговые периоды начиная с 2018 г., т.е. по декларации 3-НДФЛ, поданной в 2019 г.)

Срок давности - 3 года с 16 июля года, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет

4) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля)

5) ст. ст. 198 УК РФ - уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

За деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения в налоговую базу контролирующего лица в 2016 и 2017 годах прибыли КИК, уголовная ответственность не наступает, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.

Ответы на часто задаваемые вопросы

1. Применяются ли штрафы 50 000 и 100 000 за неуведомление об участии и о КИК, если я подал их с пропуском срока, но самостоятельно и до того, как о компаниях узнала налоговая?

Да. Указанные штрафы применяются именно за "неправомерное непредставление в установленный срок" уведомлений.

2. В случае, если прибыль КИК превышает порог (30 млн за 2016 г. и 10 млн за 2017 г.), то в базу по НДФЛ необходимо включать ВСЮ фактическую прибыль или только сумму превышения?

В базу контролирующего лица должна быть включена ВСЯ прибыль КИК в доле, соответствующей доле участия контролирующего лица в такой КИК.

При этом, прибыль КИК возможно уменьшить: 1) на величину налога, исчисленного в отношении данной прибыли в соответствии с местным законодательством (сумма уплаченного налога, при этом, должна быть документально подтверждена, в случае отсутствия у данной страны соглашения об обмене налоговой информацией - заверена компетентным налоговым органом ; 2) на величину выплаченных дивидендов, 3) на величину убытка КИК прошлых лет

3. Если я продал акции компании в 2017 году, то должен ли я направлять в налоговую Уведомление о КИК в 2018 г.?

В соответствии с п.3 ст.25.15 НК РФ прибыль КИК учитывается при определении базы по НДФЛ у контролирующего лица:
1) в случае распределения прибыли КИК в виде дивидендов - на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующим за налоговым периодом по НДФЛ, на который приходится дата окончания финансового года КИК
2) в случае, если дивиденды не распределялись - на 31 декабря календарного года

Таким образом, если Вы не получали дивидендов от КИК в 2017 г., и по состоянию на 31 декабря уже НЕ являетесь контролирующим лицом КИК, то Уведомление о КИК в 2018 г. Вам подавать НЕ требуется.

5. Нужно ли мне делать аудит финансовой отчетности моей КИК, если местным законодательством он не предусмотрен?

Если величина прибыли КИК превышает порог и Вам необходимо учесть прибыль КИК при определении базы по НДФЛ, то финансовая отчетность и аудиторское заключение должны быть представлены вместе с декларацией 3-НДФЛ. Однако, если прибыль КИК меньше установленных порогов и, следовательно, не учитывается в базе по НДФЛ, то в данном случае есть высокая вероятность того, что сотрудники налоговой попросят Вам подтвердить соблюдение соответствующих порогов, что можно сделать только при приложении к финансовой отчетности положительного аудиторского заключения. В связи с чем, мы настоятельно рекомендуем иметь аудиторское заключение к финансовой отчетности Вашей КИК.

6. Если местным законом страны моей КИК не предусмотрен обязательный аудит, но я хотел бы его провести добровольно - услугами каких аудиторов мне можно воспользоваться?

Аудит финансовой отчетности КИК может быть осуществлен аудиторами любой страны, главное требование - проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита. Таким образом, пользуются популярностью либо Кипрские аудиторские компании, либо российские, осуществляющие аудит по Международным стандартам.

7. Я являюсь партнером партнерства LLP или LP. Что это? КИК?

Британские партнерства (LLP) и Шотландские партнерства (LP) относятся к иностранным структурам без образования юридического лица (ИСБОЮЛ). В отношении них заполняется соответствующий лист В Уведомления об участии с иностранных организациях.

8. Как в России узнают, что у меня есть иностранная компания?

9. У меня есть КИК, но я пока не решил, буду ли я ее "показывать" в России. Какая разница между тем, что я заявлю о ней сам с пропуском срока и уплатой штрафа либо заплачу тот же самый штраф после того, как налоговая о ней узнает?

Штраф за неуведомление об участии в иностранной организации в срок влечет наложение штрафа в размере 50 000 руб. Даже если Вы подали уведомление сами, то штраф все равно необходимо будет заплатить. Если же ждать, когда налоговая сама узнает (а может и не узнает) о компании, то дополнительно Вы подвергаетесь риску наложения следующих штрафов:
1) 100 000 руб. за каждый год просрочки подачи Уведомления о КИК
2) если прибыль КИК превышала порог 30 и 10 млн и не было условий освобождения прибыли КИК от налогообложения, то будут иметь место налоговые правонарушения в части неуплаты налогов, что повлечет начисление штрафа 5% за каждый месяц просрочки, но не более 30% за неподачу Декларации 3-НДФЛ; 20% за неуплату налога, а также пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования.

Читайте также: