Сообщение об отказе в выплате страхового возмещения от имени страховой компании образец

Обновлено: 30.06.2024

В июле 2018 года я попал в ДТП на личном автомобиле не по своей вине.

Урон был незначительный, поэтому мы со вторым участником оформили аварию без сотрудников ГИБДД — по европротоколу.

Когда я обратился в страховую компанию, случай признали нестраховым — возмещать стоимость ремонта автомобиля мне никто не собирался. Я решил отстаивать свою правоту в суде и выиграл. В итоге страховая выплатила мне 153 794,67 Р при стоимости ремонта 64 383,63 Р .

Расскажу, как подать в суд на страховую компанию, если не согласны с ее решением, как оценить ущерб, составить исковое заявление и получить свои деньги от страховой.

Как должно быть по закону

После ДТП у участников происшествия есть два варианта: самостоятельно оформить аварию по европротоколу или вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы те составили протокол.

Чтобы оформить аварию по европротоколу, водителям нужно заполнить единственный документ — извещение о ДТП. Его выдают страховые компании при покупке полиса ОСАГО. Извещение водители заполняют на месте и спокойно разъезжаются. При этом авария должна соответствовать требованиям европротокола:

  1. Участники ДТП — два автомобиля.
  2. Место аварии — Россия.
  3. Повреждения получили только машины, пострадавших и жертв нет.
  4. Будущий ремонт автомобиля пострадавшего водителя не превышает 400 тысяч рублей.
  5. У обоих водителей есть полисы ОСАГО.

Чтобы получить страховую выплату по европротоколу, пострадавший водитель должен обратиться в любое отделение страховой компании, где у него оформлен полис ОСАГО. Отделения обычно можно найти на сайте страховой. В страховую компанию нужно предоставить:

  1. Оригинал европротокола.
  2. Действующий полис ОСАГО.
  3. Документ, удостоверяющий личность.

Виновник ДТП, в свою очередь, должен уведомить об аварии свою страховую.

Если пострадавший водитель обращается в страховую компанию с правильно оформленным европротоколом, страховая должна рассчитать стоимость ущерба и дать направление на восстановительный ремонт.

Есть случаи, когда страховщик может не выдавать направление на ремонт и, соответственно, не выплачивать компенсацию:

  1. Если страховой случай наступил вследствие ядерного взрыва, радиации, народных волнений и т. п.
  2. Если страховой случай наступил из-за умысла водителя — водитель совершил ДТП, чтобы получить выплату.
  3. Если водитель представил в страховую компанию не все необходимые для выплаты документы и не может доказать, что страховой случай действительно наступил и какого размера должно быть возмещение.

Этот перечень — исчерпывающий. По другим основаниям отказать в выплате нельзя.

Как было у меня

Я подал все документы — европротокол, полис ОСАГО и паспорт — в ближайший от моего дома офис страховой 19 июля 2018 года, на следующий день после ДТП.

Ущерб был незначительный: помяты крыло и бампер, разбита фара. Повреждения покрывались лимитом возмещения по европротоколу — на ремонт нужно было порядка 100 тысяч рублей.

В день подачи документов по ДТП представитель страховой осмотрел автомобиль и составил внутренний акт повреждений. 1 августа мне выдали направление на ремонт.

В день, когда я получал направление на ремонт, мне неожиданно позвонил начальник отдела урегулирования убытков страховой компании. Он сообщил, что им нужно больше времени для рассмотрения моего случая. Тогда я позвонил в автосервис, который был указан в направлении на ремонт. Там мне сообщили, что автомобиль на ремонт не примут до официального одобрения страховой компании.

В итоге я получил письмо от страховой компании о признании случая нестраховым: направления на ремонт как будто бы не было. Страховая ссылалась на то, что второй водитель не признал себя виновным в ДТП, — это было неправдой.

Я был не согласен с решением страховой. Чтобы доказать свою правоту, я сначала написал претензию, а потом обратился в суд. Вот что нужно делать, если окажетесь в такой же ситуации.

Страховая компания сначала выдала мне направление на ремонт, а потом сделала вид, будто ничего не было

В первую очередь надо дождаться официального письма от страховой, в котором она обязана объяснить причины отказа в выплате по ОСАГО. Мне об отказе сначала по телефону сообщил специалист страховой компании, который принимал документы. Официальное письмо от страховой пришло по почте 15 сентября 2018 года.

В выплате страховой суммы и ремонте автомобиля мне отказали из-за того, что второй участник ДТП якобы не признал себя виновным в аварии. Но у меня на руках осталась копия европротокола. В нем были точно определены пострадавшая сторона — я, и виновная сторона — второй участник. Это подтверждали наши подписи в протоколе.

Ситуация получилась абсурдная, и я решил отстаивать свою правоту дальше.

Чтобы предъявить требования страховой компании, нужна точная сумма понесенного ущерба. Для ее расчета необходимо обратиться в специализированную организацию и получить официальный отчет, где указывается стоимость ремонта автомобиля. Важно, чтобы у организации имелись все необходимые лицензии на проведение экспертизы.

На оценку приглашаются все заинтересованные участники ДТП. В моем случае это страховая компания и второй участник ДТП. В итоге приехал только второй участник, а страховая компания проигнорировала приглашение.

После проведения оценки, 4 сентября, я получил на руки экспертное заключение, заверенное печатями организации. Согласно ему на ремонт мне нужно было потратить 64 383,63 Р .

нужно было потратить на ремонт, согласно отчету об оценке ущерба

Услуги оценщиков оплачиваются отдельно, стоимость зависит от количества поврежденных элементов. В моем случае стоимость оценки составила 7000 Р .

Когда я получил экспертное заключение, подготовил в адрес страховой компании досудебную претензию. По закону об ОСАГО претензия обязательна: без нее суд вернет иск или оставит его без рассмотрения.

С 1 июня 2019 года споры по ОСАГО до подачи иска в суд должны рассматриваться еще и финансовым уполномоченным. На сайте финансового уполномоченного есть форма для подачи обращения. Но в любом случае сначала нужно писать претензию в страховую, а затем уже идти к финансовому уполномоченному.

В претензии необходимо указать обстоятельства аварии и почему вы правы. А также потребовать от страховой компании компенсировать стоимость ремонта автомобиля по экспертному заключению и прочие затраты: стоимость услуг по оценке, почтовые расходы. В досудебной претензии нужно указать банковские реквизиты, по которым страховая сможет перечислить деньги, если согласится с претензией.

В своей претензии я указал, что все документы, которые направлял в страховую, были оформлены правильно. В европротоколе были указаны пострадавшая и виновная стороны, поэтому страховая должна была признать случай страховым по закону и выплатить деньги на ремонт автомобиля — 64 383,63 Р , а также оплатить услуги независимой экспертизы — 7000 Р .

Я отправил досудебную претензию 7 сентября заказным письмом с извещением о вручении в центральный офис страховой компании, который находится в Москве. Претензию можно подать и лично, обратившись в любой офис страховой компании, — принципиальной разницы нет, поэтому выбирайте удобный для себя способ.

После претензии страховая компания может сразу выплатить требуемую сумму, чтобы не доводить дело до суда. На это по закону у нее есть 10 дней после получения претензии. Мне страховая 26 сентября ответила, что не меняет своего решения и выплачивать ничего не будет. Тогда я решил обратиться в суд.

Исковое заявление. Чтобы подготовить исковое заявление, можно нанять юриста. Он же поможет вести дело в суде. Я решил все делать сам, потому что понимал, что прав в основных моментах дела. Все-таки я больше заинтересован в выигрыше, чем юрист, — в моем случае это было важнее, чем знание тонкостей закона.

В иске я описал все обстоятельства ДТП и неправомерные действия страховой. Предоставил в суд все документы и показал, что они оформлены правильно, а страховая компания этого не учла. Я просил суд взыскать со страховой:

  1. Стоимость восстановительного ремонта — 64 382,63 Р согласно экспертному заключению.
  2. Стоимость экспертизы — 7000 Р . Чтобы подтвердить эту сумму, я приложил к иску чек на оплату услуг по оценке.
  3. Неустойку за нарушение сроков направления на ремонт — 50 219,23 Р . По закону об ОСАГО страховая должна выдать направление на ремонт в течение 20 дней со дня, когда примет заявление о страховом случае и документы по ДТП. За каждый день просрочки со страховой компании взыскивается неустойка в размере 1% от стоимости восстановительного ремонта. В моем случае страховая в официальном отказе в выплате по ОСАГО написала, что случай признала нестраховым — направления на ремонт она как будто не выдавала.
  4. Штраф. По закону, если ответчик отказался удовлетворить требования потребителя добровольно, суд взыскивает с него штраф — 50% от суммы, которую присуждает истцу.

Этот штраф рассчитывает судья после того, как решит, сколько необходимо взыскать с ответчика. Истец его считать не обязан — можно просто указать в иске требование взыскать такой штраф. Но я все равно подсчитал сумму штрафа и попросил взыскать со страховой 60 801,43 Р . Я не знал, что штраф, который взыскивается со страховой, считается иначе, — суд указал это в решении и в итоге снизил сумму штрафа.

Общая сумма моих требований составила 182 404,29 Р . Я подал исковое заявление в Кинельский районный суд лично в канцелярию суда 2 ноября 2018 года. Как потребитель, я выбрал суд по адресу регистрации. Если бы итоговая сумма в заявлении была равна или меньше 100 000 Р , следовало обращаться в мировой суд.

В иске я также мог просить взыскать со страховой почтовые расходы, но чеки с почты не сохранил, поэтому не стал требовать возместить эти затраты. Если бы я обратился к юристу, то расходы на него тоже включил бы в требования.

К иску я приложил все имеющиеся документы, относящиеся к ДТП: копию европротокола, досудебную претензию, отказ страховой в выплате по ОСАГО, ответ страховой на досудебную претензию.

Так как дело касалось защиты прав потребителей, госпошлину я не уплачивал.

Через месяц после подачи искового заявления суд назначил предварительное заседание на 16 ноября — об этом я узнал из судебной повестки, которую получил по почте. На предварительном заседании присутствовал только я. Судья расспросил меня обо всех обстоятельствах дела и назначил дату основного заседания — 10 декабря.

На основном заседании снова присутствовал только я. Страховая компания никаких контраргументов не приводила. В отзыве на иск написала, что не признает случай страховым, так как извещение о ДТП оформлено ненадлежащим образом — не стояли подписи участников аварии. Но наши подписи были на месте. Суд исследовал представленные мною доказательства: извещение о ДТП, мои обращения в страховую и ответы на них.

Решение суда. Суд вынес решение в мою пользу, но почти вполовину снизил сумму штрафа за нарушение прав потребителей, ссылаясь на п. 82 постановления Пленума Верховного суда РФ № 58.

Оказалось, что по закону об ОСАГО размер штрафа — это 50% от разницы между суммой страхового возмещения и размером выплаты, которую страховщик выплатил добровольно до возбуждения дела в суде. В моем случае сумма страхового возмещения составила 64 383,63 Р — это стоимость восстановительного ремонта согласно оценке. Добровольно страховая ничего не выплачивала.

В итоге мне присудили 153 794,67 Р :

  • страховое возмещение — 64 383,63 Р ;
  • неустойка за просрочку выплаты страхового возмещения — 50 219,23 Р ;
  • штраф за нарушение прав потребителей — 32 191,81 Р ;
  • возмещение расходов на оплату услуг по оценке — 7000 Р .

Решение суда вступает в силу через месяц после составления в окончательной форме. В течение этого срока любая из сторон может подать апелляционную жалобу. Так и произошло: страховая компания на 30 день после решения суда первой инстанции подала апелляцию.

Апелляционную жалобу рассматривал Самарский областной суд. По почте также пришла повестка, заседание было назначено на 8 апреля 2019 года. В областном суде мое дело рассматривала судебная коллегия из трех судей.

В заседании со стороны страховой компании присутствовал нанятый юрист, но он не смог привести весомые доводы, чтобы коллегия отменила решение суда первой инстанции. Юрист страховой компании говорил о необъективном рассмотрении судьей первой инстанции обстоятельств дела и рассмотрении материалов дела в неверном ключе — не знаю, что он имел в виду. В итоге решение осталось в силе: страховая должна была выплатить мне 153 794,67 Р .

Чтобы получить деньги по решению, необходим исполнительный лист. Его нужно забирать в суде первой инстанции. Я позвонил в суд, и мне назвали примерную дату изготовления исполнительного листа. В итоге получил его спустя полтора месяца после заседания областного суда — 13 мая 2019 года.

Есть три варианта взыскать деньги по исполнительному листу. Для этого можно передать его:

    — скорость выплаты зависит от расторопности приставов; — выплата может затянуться на неопределенный срок; Банк обязан выплатить денежные средства в течение трех рабочих дней.

Я решил передать исполнительный лист в банк — это самый быстрый способ. Информацию о банке, в котором у страховой компании есть расчетный счет, можно найти на ее сайте — я так и сделал.

Заявление на выплату написал в ближайшем офисе банка 13 мая 2019 года. К нему приложил исполнительный лист и банковские реквизиты, по которым хотел получить выплату. Через три рабочих дня после подачи заявления банк перечислил 153 794,67 Р на мой банковский счет.

мне перечислил банк с расчетного счета страховой компании

Итоги моего спора со страховой

Весь процесс от ДТП до получения денег занял у меня 10 месяцев: в аварию я попал в июле 2018, а деньги пришли в мае 2019 года. На судебные разбирательства ушло 6,5 месяца: я подал иск к страховой 2 ноября 2018 года, в декабре суд вынес решение, а в апреле 2019 года апелляционный суд оставил его в силе. Исполнительный лист я получил 13 мая 2019 года.

Я просил взыскать со страховой компании 182 404,29 Р , потому что немного ошибся в расчетах. В итоге мне присудили 153 794,67 Р , хотя на ремонт по оценке экспертов нужно было 64 383,63 Р . На юристов я не тратился и госпошлину, как потребитель, не платил.

Под претензией понимается письменное требование к должнику о нарушении принятых на себя обязательств. Данный документ направляется в целях досудебного урегулирования отношений и включает в себя все реквизиты договора, суть требований, их денежную оценку, либо нарушение обязательств и сроки удовлетворения претензии. Может быть указано, что в случае отсутствия добровольного исполнения должником своих обязательств, последует судебное принуждение. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность.

ПРЕТЕНЗИЯ

был заключен Договор

(Ф.И.О. страхователя) (наименование, реквизиты)

, срок лечения (временной нетрудоспособности) составил дней, что подтверждается .

заявлением о выплате страхового возмещения.

В соответствии с п. 1 ст. 927 Гражданского кодекса Российской Федерациистрахование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).

Согласно п. 1 ст. 934 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.

Согласно п. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела" объектами страхования от несчастных случаев и болезней могут быть имущественные интересы, связанные с причинением вреда здоровью граждан в результате несчастного случая или болезни (страхование от несчастных случаев и болезней).

В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела" страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления. Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

Статьей 943 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования). Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.

отказ в выплате страхового возмещения. Считаю отказ в выплате страхового возмещения не обоснованным ввиду следующего: , что подтверждается .

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • В. э. образование.
  • Работала 5 лет в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик. . .

К сожалению, многие автовладельцы сталкиваются с тем, что страховые компании не спешат выплачивать компенсацию по КАСКО или ОСАГО в положенном объеме. Они занижают выплаты или вовсе отказывают в них. Если вы считаете, что ваши права нарушены, необходимо составить претензию в страховую компанию и после отстаивать свои интересы в суде.

Как составить претензию в суд на страховую компанию, если она занижает выплату. Как действовать водителю, который попал в ДТП. Порядок обращения в суд. Все особенности процесса на Бробанк.ру.

Как действовать в случае ДТП

Для начала рассмотрим, как взаимодействовать со страховщиком после попадания в ДТП, которое и повлекло право на получение компенсации. Претензия в страховую компанию подается в том случае, если стандартное обращение не возымело должного результата.

Законодательно установлены ограничения по суммам компенсации в случае с полисом ОСАГО. За вред имуществу — 400000 рублей, за вред здоровью — 500000. И понятно, что страховщики уже традиционно пытаются максимально занизить эти выплаты. Сейчас пострадавший может выбрать либо денежное возмещение, либо оплату страховщиком ремонта авто в партнерском или ином сервисе.

Порядок действий:

  1. Оформление ДТП. По европротоколу или стандартным образом. Важно верно заполнить бланк-извещение о ДТП. Если сделать что-то неверно, страховщик не упустит возможности отказать в выплатах, тогда без претензии страховой компании по ОСАГО не обойтись.
  2. Сбор документов. При привлечении сотрудников ДПС необходимо получить у них документы об аварии. Нужно извещение о ДТП, паспорт, реквизиты банковского счета пострадавшего. Обратиться в страховую фирму нужно в течение 5-ти рабочих дней после ДТП.
  3. Потерпевший предоставляет авто на осмотр, после которого определяется сумма компенсации. Если размер не устроил клиента, не стоит спешить оформлять досудебную претензию в страховую, для начала гражданин инициирует экспертизу. На нее отводится срок не больше 10 дней.
  4. Назначение выплаты. Тут уже дело потерпевшего — согласиться с размером или применить составление претензии в страховую компанию.

Экспертиза авто может длиться не более 10 дней

Даже если компания предложит не наличку, а ремонт, то в итоге практически всегда работы требуют больших вложений, поэтому в сервисе вам скажут, что нужно доплатить. Да и в случае с наличкой ее традиционно тоже не хватает для реального покрытия убытков.

Как написать претензию в страховую компанию ОСАГО

Документ составляется в том случае, если вам кажется, что выплата занижена. Если страховщик вообще отказывает в выплате, а вы считаете, что она вам положена, то это также повод написания документа на имя руководства этой организации.

Если рассмотреть, нужна ли досудебная претензия по ОСАГО, то она — неотъемлемая часть процесса. Если клиента что-то не устраивает, то для начала он высказывает свое недовольство в виде претензии. Страховщик отвечает на нее, и с этим ответом уже можно двигаться дальше — если ответ вас не устроил, обращаться в суд.

Для самого страховщика получение претензии — сигнал, что клиент планирует обратиться в суд. Поэтому уже на этом этапе дело может обернуться в пользу автовладельца.

Образец письма-претензии в страховую компанию можно найти в интернете, но в любой компании вам предоставят бланк, который вы можете заполнить в офисе или в ином удобном месте. Образец досудебной претензии в страховую компанию по ОСАГО также можно найти в офисе страховщика.

При получении бланка в самой компании удобно, что в нем сразу прописана шапка — реквизиты организации. При скаченном в интернете бланке или при составлении на бумаге от руки человек сам прописывает эти данные.

Данные в бланк письма-претензии нужно вписывать собственноручно

Образец написания претензии в страховую компанию содержит следующие поля:

  • в шапке — наименование страховщика, его адрес. Здесь же — от кого обращение: ФИО, адрес, телефон для связи;
  • тело претензии начинается с указания даты заключения договора на оказание услуг, номер этого документа;
  • дата совершения ДТП и дата обращения по этому поводу к страховщику;
  • непосредственно суть обращения. С чем клиент не согласен, чего хочет;
  • реквизиты для перечисления денег.

В конце клиент пишет, что в случае неудовлетворения требований обратится в суд. Также в завершении он указывает на перечень приложенных документов. Претензия к страховой компании по ОСАГО оформлена, можно передавать ее организации. Срок рассмотрения — 10 дней.

Обращение может быть отправлено по почте заказным письмом с уведомлением. Отчет дней — с даты получения.

Нужна ли независимая экспертиза?

Как уже говорилось, в процессе разбирательства автовладелец может не согласиться с результатом простого осмотра и потребовать от страховщика экспертизу. Она делается силами страховой, но часто и там отражаются далеко не те данные, которые хочет видеть пострадавший.

В этом случае граждане обращаются к независимым экспертам. Она нужна обязательно, чтобы иметь доказательную базу того, что вам насчитали меньше. Если суть претензии именно в этом, без заключения не обойтись, и делается оно за счет пострадавшего.

Получив заключение, можно спокойно подавать досудебную претензию в страховую компанию. Если ответ на обращение не дается в положенный срок, или если ответ неудовлетворительный, тогда человек обращается в суд.

Можно обратиться в суд, если ответ из страховой компании так и не придет в отведенный срок

Если суд встанет на сторону потерпевшего, он обяжет страховщика возместить расходы на независимую экспертизу.

Образец претензии к страховой компании по КАСКО

Если рассматривать претензию к страховой компании по КАСКО, то она практически ничем не будет отличаться от той, что актуальна для ОСАГО. Если потерпевший не согласен с решением страховой компании, он составляет претензию и ждет ее рассмотрения в течение 10 дней. Если требования не удовлетворены — идите в суд.

Образец досудебной претензии по КАСКО можно найти в интернете. Также можете обратиться в офис страховщика за готовым бланком, некоторые компании размещают бланки для скачивания на своих сайтах.

Обращение в суд

Страховая претензия — это шаг, предшествующий обращению в суд. Если компания на нее не реагирует или не соглашается с размером компенсации, требуемой клиентом, тот правомочен обратиться в суд.

Вы обращаетесь в мировой суд по месту своей регистрации. Там есть секретари, которые помогут составить исковое заявление и дадут консультацию относительно того, какие документы нужно приложить.

Если сумма ущерба превышает 500000 рублей, тогда иск подается в районный суд. Это актуально, если подавалась претензия в страховую по КАСКО.

Список необходимых документов можно узнать у секретаря в суде

В иске указывается название компании с адресом и контактными данными, суть обращения, цена иска. К нему прикладываются все бумаги по делу: о ДТП, сам страховой полис, ответ на претензию, отчет независимого эксперта, если проводилась экспертиза.

Специалисты рекомендуют подавать иск в течение 3 недель после получения отказа от страховщика. Если суд встанет на сторону истца, то после вступления решения в законную силу страховой компании ничего другого не останется — она выполнит предписанные судом обязательства.

Заявление на отказ от страховки может потребоваться в ряде случаев, среди которых наиболее распространены те, что связаны с нежеланием переплачивать за кредит. Законодательно не запрещается отказываться от добровольного страхования, и тут все относительно просто.

Однако есть ситуации, когда может потребоваться расторгнуть договор обязательного страхования (например, ОСАГО). В нашей статье мы расскажем, как оформить заявление на отказ при добровольном и обязательном страховании и какие существуют подводные камни.

Нормы законодательства относительно отказа от страховки

Каждому человеку необходимо знать, что можно отказаться от страховки кредита. Такая возможность предусматривается федеральными законами и разъяснениями Центробанка РФ. А конкретно изменения, датированные 21 августа 2017 года, предусматривают:

  • право определять необходимость оформления добровольного страхования передано клиенту;
  • отказаться от полиса как полностью, так и частично можно в любой момент, даже после получения кредита;
  • в случае нежелания клиента заключить страховой договор отказывать ему в выдаче займа не может ни кредитор, ни страховая компания;
  • клиент имеет право отказаться от любого типа страховки при выдаче ему кредита на потребительские нужды.

Закон четко указывает, что только клиент может решить вопрос о заключении договора добровольного страхования. Но в жизни часто встречаются ситуации, когда право это присваивает себе кредитор, диктуя обратившемуся условия получения займа.

Нормы законодательства относительно отказа от страховки

Следует помнить, что указ Центрального банка касается только добровольных видов страхования. Это такие полисы, как:

  • жизнь и здоровье;
  • несчастный случай;
  • собственность;
  • транспортные средства, приобретенные за собственные деньги.

По этим видам можно в письменной форме отказаться от страховки по кредиту, если она была навязана заемщику.

Обязательные виды страховых полисов расторжению не подлежат. Это ипотека, каско для авто, купленных в кредит, титульные страховки. Данные договоры аннулируются только после полного расчета по долговым обязательствам.

Составление заявления на отказ от добровольной страховки

Большая часть страховых компаний и банков пользуется бланками собственной разработки. Среди таких документов есть и унифицированное заявление на отказ от страховки. Также пример заполненного бланка обычно доступен на разного рода информационных стендах в организациях.

Хоть бланки у каждой фирмы свои, но информация в них у всех указывается примерно одинаковая. Разберем форму типового заявления на отказ от страховки:

  • В шапке обычно указывают Ф. И. О. страхователя, данные паспорта, адрес и телефон (домашний или мобильный) заявителя.
  • В центре — наименование документа, кратко характеризующее его суть (Заявление об отказе от страховки, о расторжении договора страхования).
  • Описательная часть содержит реквизиты (номер договора, дата заключения, название компании, сумма страховки и выплаченной премии или просто указывается номер полиса).
  • Просительная часть состоит из просьбы расторгнуть договор, остановить выплаты соответствующих взносов за клиента. А также требование возврата страховой премии (всей или части, вычисляемой пропорционально времени использования кредита).
  • Дата написания.
  • Подпись клиента.

Можно также указать причину, по которой возникло желание отказаться от страховки. Это могут быть неудовлетворительные условия программы или отсутствие необходимости в полисе как таковом.

Составление заявления на отказ от добровольной страховки

Если в заявлении есть требование о возврате страховой премии, необходимо указать соответствующие банковские реквизиты счета, куда ожидается перечисление. В качестве последнего подойдет любой, не только тот, при помощи которого происходит погашение кредита. В перечень необходимых реквизитов входит: номер счета, название банка, РИК, корсчет и Ф. И. О. получателя. Причем собственником счета должен быть именно тот человек, на которого оформляется страховка. Нельзя использовать расчетный счет ИП, даже если им является сам заемщик.

Крайне рекомендуется в заявлении на разрыв страхового полиса указывать срок, в течение которого проситель ожидает обратную связь. Стандартным считается период в 10 дней, по истечении которых банк обязан ответить. Также полезно указать предпочтительный вид связи, будь то электронная почта или телефон. По ссылке в конце раздела можно получить образец заявления отказа от страховки по кредиту.

Составление заявления на отказ от добровольной страховки

Кроме того, заявление отказа от страховки жизни должно сопровождаться пакетом следующих документов:

  • о вступлении в наследство;
  • копии страниц паспорта: главной и содержащей данные прописки;
  • копия полиса или договора страхования;
  • копии платежек, по которым уплачивались взносы (выписка, квитанции или чеки);
  • банковская выписка с указанием реквизитов (можно без нее);
  • документ из банка о досрочном расчете по кредиту (если страховка аннулируется по этой причине);
  • документы, дополнительно запрашиваемые кредитной организацией (часто берут согласие на доступ к личным данным).

Право запрашивать дополнительные сведения заемщиков дано банкам и страховым компаниям. Но они ни в коем случае не должны этим злоупотреблять. Потому что таким методом можно незаконно затянуть принятие решения об аннулировании страхового полиса.

Заявление на отказ от обязательной страховки на примере ОСАГО

ОСАГО также можно отменить досрочно. Такое действие нужно, если машина продана. То есть владелец полиса больше не обладает застрахованным объектом. Кроме того, есть следующие причины преждевременного окончания действия страховки:

  • гибель или утеря транспортного средства;
  • уход из жизни страхователя или автовладельца (могут быть одним лицом или разными);
  • закрытие юридического лица, в чьей собственности был автомобиль со страховкой;
  • лишение страховщика лицензии.

Также владелец авто имеет право отказаться от услуг страховой фирмы, если:

  • обслуживание в компании недостаточно хорошее;
  • неоднократно наблюдалась задержка выплат или необоснованные отказы;
  • персонал грубо общается с клиентами.

То есть отказаться от страховки, написав заявление на возврат, можно по множеству причин. Главное убедительно это обосновать.

Причем бланк заявления для отказа часто можно взять в самой страховой компании. Структура документа об аннулировании ОСАГО такова: две части, одну их них заполняет клиент, а вторую — сотрудник страховой организации.

Заявление на отказ от обязательной страховки на примере ОСАГО

Часть страхователя делится на следующие блоки:

  • вступительный;
  • основной;
  • заключительный.

Во вступительной части указываются реквизиты:

  • страховой организации: название, юридический адрес и имя сотрудника, который принимает заявление;
  • страхователя: полные Ф. И. О., паспортные данные, информация по транспортному средству, реквизиты полиса.

Кроме того, сюда записывают:

  • название документа;
  • вступление (Ф. И. О. полностью и тема документа – требование об аннулировании страховки).

В основной части, следующей далее, вписывают:

  • причину, по которой должен быть расторгнут договор;
  • требование возврата суммы за неиспользованную часть страховки;
  • банковские реквизиты счета, куда будут перечислены деньги (если они не возвращаются в наличном виде).

Внимание! Данных карточки недостаточно, нужно внести в графу также название банка, его реквизиты, ИНН, БИК, личный, расчетный и корреспондентский счета.

Последняя часть заявления должна содержать:

  • верификацию полноты и достоверности всей информации заявителя;
  • его подпись и дату написания.

Вторую часть заполняет персонал страховой организации. Он вносит:

  • дату регистрации заявления на досрочный разрыв договора;
  • сумму, подлежащую возврату;
  • собственные полные Ф. И. О.;
  • подпись.

Оформлять заявление на отказ от страховки ответственности водителя нужно с соблюдением всех стандартов делопроизводства:

  • никаких исправлений и ошибок;
  • выяснить, принимаются ли рукописные заявления. Если нет, необходимо его распечатать;
  • цвет чернил ручки должен быть синим или черным.

Также стоит до отправки проверить, что у страховой компании никаких дополнительных требований к оформлению заявления нет.

Досрочное расторжение страховки предполагает наличие законных причин для этого. Поэтому заявление нужно сопроводить:

  • копией паспорта (страницы с пропиской и основными данными);
  • оригиналом страховки автогражданской ответственности;
  • чеком, подтверждающим оплату страхового договора;
  • документом, содержащим достаточную причину прекращения действия страховки.

Обязательная страховка на примере ОСАГО

В качестве таких документов подойдет:

  • копия договора купли-продажи;
  • акт утилизации (копия);
  • справка о том, что транспортное средство снято с учета;
  • документ о ликвидации юридического лица;
  • копия свидетельства о смерти автовладельца. В данной ситуации также нужны документы, подтверждающие наследование. Необходимо заверить их у нотариуса. При этом следует знать, что закрыть страховку и получить деньги можно после вступления в наследство. А происходит это через полгода после смерти и только в случае отсутствия споров по имуществу.

Также некоторые страховые фирмы требуют:

  • копию паспорта машины с данными нового собственника;
  • копию банковской карты для перевода денег.

Список у каждой компании свой, поэтому лучше выяснить заранее эти нюансы.

Сроки рассмотрения заявления на отказ от страховки по кредиту

Банк должен рассматривать заявления на аннулирование страховки и реагировать на них. Ответ из организации поступает чаще всего в виде звонка в 10-дневный срок. После чего просят о личном визите в отделение банка.

Если клиент пишет заявление на отказ от страховки, банк абсолютно правомерно повышает процентную ставку по выданном кредиту. То есть с точки зрения закона после получения кредита клиент может вернуть страховку. Но это оборачивается весьма часто негативными последствиями для заемщика. Дело доходит до того, что банк вовсе отказывает в кредите после его перечисления клиенту. Это значит, что заем нужно вернуть досрочно. По этой причине решение об отказе от страховки лучше принимать до того, как будет подписан кредитный договор. Это сэкономит время застройщика.

Подводные камни отказа от страховки

Достаточно просто вернуть деньги за страховку по прямому договору с фирмой. При коллективном страховании это сделать значительно тяжелее, придется обращаться в суд.

Смысл заключается в том, что заемщик не общается непосредственно со страховщиком. Просто пункт о страховке включен в договор с банком. Выходит, что у заемщика нет контакта со страховой фирмой, а есть только общение с кредитной организацией. Поэтому тут не получится отказаться от страховки без аннулирования кредита.

Таков расчет некоторых банков. Но суд не всегда на их стороне. Статистика с 2016 года показывает, что много судебных решений выносится в пользу клиентов. По этой причине не стоит слушать убеждения кредитора в неминуемом судебном проигрыше. Не теряйте время, подавайте иск в суд.

При обращении туда вам сообщают, что полис они аннулируют, но без возврата денег.

Эта проблема также решается с привлечением суда или Роспотребнадзора. Но, чтобы не тратить свое время и нервы, лучше заблаговременно обезопасить себя, внимательно прочитав документы, которые собираетесь подписать. Страховая компания, выбранная банком, должна быть широко известной, входить в рейтинги лучших.

Именно такая организация дорожит своей репутацией, поэтому вернет деньги в большинстве случаев.

Читайте также: