Сообщение об отказе в открытии счета

Обновлено: 05.07.2024

При открытии счета всегда есть вероятность, что заявителю откажут и не заключат с ним договор на обслуживание. Почему так может случиться и как снизить риск отказов?

Почему банки не открывают счета

Отношения между банками и их клиентами при открытии любого счета регулирует статья № 846 ГК РФ. Согласно ее положениям организация обязана оформить договор на обслуживание, если получает такую заявку и у неё нет причин для обоснованных в соответствии с Законом отказов. На практике это значит, что:

если клиент соответствует требованиям банка, не уличен в нарушениях банковского законодательства — счет будет открыт

если банк отказывает в открытии счета, он может обосновать причину

Банки не свободны в своих решениях. Они следуют положениям законодательства РФ о банковской деятельности — Закона РФ № о предупреждении финансирования терроризма и незаконного оборота наличных средств, и не могут отказать в открытии счета по личным причинам. Для защиты интересов сторон российский Центральный банк издал специальное Положение № 375 о банковском внутреннем контроле, и каждая организация вправе заниматься оценкой благонадежности клиентов до заключения договора и после.

Обязанность следить за чистотой банковских операций возложена на банки. Чтобы не нарушить Закон и не лишиться лицензии, им приходится принимать жесткие меры при проверке заявок на открытие расчетных счетов. Это позволяет уменьшить риск проведения незаконных и сомнительных операций. Поэтому сотрудники и службы безопасности проверяют всех частных заявителей и юридические лица.

автор статьи Елена Галичевская

Центробанк разработал методичку для предпринимателей, в которой подробно разъяснил, по каким причинам банк может заблокировать расчетный счет компании или отказаться его открывать. Мы проштудировали рекомендации Центробанка и выделили минимум пять обстоятельств, которые могут вызвать сомнения у банка, и он откажет в открытии счета.

Компания несколько лет обслуживалась в одном банке, а потом расчетный счет заблокировали. Причины могут быть разными. Например, банк посчитал, что по счету проходят сомнительные операции. Или компания задолжала по налогам, поэтому по требованию ФНС банк приостановил операции по счету. Из-за блокировки счета руководитель не может проводить платежи. Если он подаст заявление на открытие расчетного счета в другой банк, то получит отказ.

Что делать. Прежде чем открывать новый счет, нужно снять блокировку с прошлого. Обратитесь в свой банк и узнайте, кто и по какой причине его заблокировал. Банковский работник сообщит реквизиты документа, на основании которого банк заблокировал деньги.

    Номер судебного решения или исполнительного производства, если счет заблокировали по исполнительному листу. Например, вынесено судебное решение, но ответчик его не получил — документ затерялся на почте, или адрес компании отличается от юридического. В документе можно узнать номер суда, фамилию пристава, номер участка судебных приставов и действовать по обстоятельствам: подать заявление на отмену судебного решения, апелляцию или выплатить долги.

В этой ситуации нужно представить в банк дополнительную информацию и документы, которые подтвердят экономический смысл и законность транзакции, лучше их предоставить как можно быстрее. Документы передать по описи, на которой сотрудник банка проставит дату их получения и свою подпись. Экземпляр описи заберите себе. Если представленных документов будет недостаточно, будьте готовы подвезти недостающие.

При блокировке судебных органов или ФНС в новом банке счёт открыть нельзя. Но если деятельность компании посчитал сомнительной прежний банк, то Ак Барс Банк рассмотрит документы потенциального клиента и вынесет собственное суждение. Безусловно, для нас это фактор риска, который мы будем учитывать и усиленно контролировать операции компании в первое время. Но мы точно не откажем в открытии счета только на этом основании.

Однажды банк может взять и не открыть счет. С одной стороны, банки обязаны открывать счет всем, ну или почти всем, кто попросит, а с другой — есть 115 ФЗ, по которому банк не вправе открыть счет при сомнениях в клиенте. По нашей оценке, банки отказывают в счете до трети клиентов, и Модульбанк не исключение.

Если планируете открывать счет, эта статья для вас. Мы разобрались, в каких случаях банки сомневаются в клиенте и как избежать таких сомнений.

Анастасия

Эксперт — Анастасия, руководитель финмониторинга Модульбанка. Назвать фамилию мы не можем — бережем Настю от злодеев. Записалa Тоня Сергеева, шеф-редактор.

Зачем отказывать в счете

Если вы открываете счет, вы изучаете банк и ищете самый надежный и выгодный.

Информация о банке открыта. Чтобы ее получить, заходите на сайт банка и Центробанка и смотрите, кто владеет банком, руководит, сколько у него денег. Такого знания о клиенте хочет и банк.

Есть стереотип, что банки из равнодушия или вредности не открывают счет. Это не так. Банкам выгоднее пускать к себе всех: чем клиентов больше, тем больше платежей по абонентской плате и комиссий за переводы. При отказе в счете банк лишается денег.

Банки отказывают подозрительным компаниям, чтобы защитить клиентов и сотрудников. Если в банке будут сомнительные компании, это выглядит так, будто банк помогает незаконно выводить деньги. За это у банка могут отозвать лицензию. Тогда клиентам придется стоять в очереди за деньгами из банка, а сотрудникам искать работу.

Что проверяет банк

Главный принцип проверки банков — убедиться, что компания клиента существует, клиент не мошенник, он открыл компанию для ведения бизнеса.

Для проверки банки анализируют открытые и закрытые источники. Источников может быть тридцать, сто или больше, ограничений нет. В основном, открытые источники — это источники, где банки проверяют обязательные сведения о клиенте, например, блокировку счета от налоговой. О таких источниках банки вправе рассказывать.

Среди открытых источников: сайт налоговой, Росфинмониторинга, миграционной службы и службы приставов, а еще пресса или профессиональные форумы. Хорошая новость — открытые источники можно отслеживать самим. Если что-то не так, вы узнаете и исправите проблему.

Закрытые источники банки скрывают, чтобы сохранить секреты проверки и не помогать сомнительным клиентам обходить проверку. Банки обязаны их скрывать по закону.

Когда банк отказывает

Есть причины для отказа, которые банк рассматривает в комплексе: одна причина не влияет на решение банка. А есть причины, которые сразу приводят к отказу. Мы собрали для вас список таких причин.

  • Налоговая заблокировала хотя бы один счет клиента. Например, у клиента счета в двух банках, в одном с блокировкой от налоговой. Новый банк увидит блокировку и откажет в счете.
  • Вместо владельца компании на открытие счета пришел сотрудник, но без доверенности на открытие счета. Некоторые банки не открывают счет и по доверенности.
  • У ООО уставный капитал меньше обязательного уровня. В 2017 году — это 10 000 рублей.
  • У клиента нет паспорта или он недействительный.
  • Клиент в списке террористов.

Если причина отказа из этого списка, банк о ней скажет. Так клиент быстрее узнает о проблеме: не надо гадать о причине, а можно разобраться с налоговой и открыть счет.

Когда банк сомневается

Банк сомневается, если компания или ее владелец напоминает обнальщиков. Бывает, что клиент — не обнальщик, но по незнанию ведет себя подозрительно. Чтобы вам не копаться в рекомендациях, мы выбрали самые частые ошибки обычных клиентов.

  • Компания не платит налоги вовремя или задерживает отчетность. Банки и налоговая учитывают просрочку от 1000 рублей.
  • Занижает сумму налогов. Например, учредитель не работает как директор, зато официально устроен главбухом. Так компания экономит на НДФЛ с зарплаты.
  • Работает по массовому адресу. Речь о здании, где работает несколько компаний, при этом здание — не бизнес-центр.
  • У нее много долгов и исков, компания не платит сотрудникам или партнерам.
  • Использует коды деятельности из разных сфер. Допустим, перевозка грузов, продажи, строительство и консалтинг. Банку трудно поверить, что одна компания будет вести такой разный бизнес.
  • Паспорт клиента рваный или грязный. Например, на номере паспорта пятно от кофе, и номер читается с трудом.
  • Клиент на открытии счета говорит, что это не его бизнес, он помогает другу, маме или супругу. Так бывает, если реальный владелец счета боится себя светить, к примеру, работает в компании, где запрещено свое дело. Но чаще такой счет открывают по просьбе обнальщиков: они скрывают себя, чтобы налоговая не смогла найти и потребовать налоги.
  • Клиент не хочет рассказывать о компании: кто его клиенты и партнеры, как планирует их привлекать, продавать услуги и выполнять заказы.

Если банк отказывает по причине из этого списка, банк о ней не скажет — это запрещено законом.

Как убедить банк

Шаг 1. Разобраться с кодами деятельности

При открытии компании владелец выбирает коды деятельности или, на языке чиновников, ОКВЭД. Эти коды говорят, за что вы получаете деньги и на что тратите. Если выращиваете овощи — код 01.13.1, производите обои — 17.24.

С кодами две проблемы. Первая — коды из разных сфер. Допустим, основной код — перевозка, компания больше всего денег получает за перевозку. При этом есть коды для отделки и ремонта помещений. Эти коды не связаны друг с другом, поэтому выглядят подозрительно.

Вторая проблема — банк не работает с кодами. Так бывает, если банк не специализируется на клиентах из определенной сферы. Например, для работы с клиентами-микрофинансовыми организациями надо открывать спецсчета, и не все банки такое делают.

При проверке клиента банк смотрит все коды компании, не важно, работал клиент по нему или нет.

Иван открыл компанию пять лет назад и думал работать дилером, поэтому добавил код — Но за пять лет Иван так и не стал дилером, а о коде забыл.

Иван пришел открывать счет. Код дилеров — исключение для банка, поэтому банк отказал в счете. Банку не важно, что Иван еще не работал дилером: раз код есть, значит, Иван планирует получать или переводить деньги как дилер.

Чтобы убедиться, что банк откроет счет, узнайте коды-исключения. Сначала спросите по телефону, если колцентр не знает, пытайте сотрудников отделений.

Возможно, сотрудники предложат оставить заявку на счет через сайт, и после заявки банк скажет — он работает с вашими кодами или нет. Такая проверка занимает время, но лучше потратить время сейчас, чем получить отказ и неделю выбирать другой банк.

Шаг 2. Проверить открытые источники

Открытые источники вы можете проверить сами. Ваша задача — проверить свою компанию, себя как физлицо, ключевых сотрудников и партнеров. Есть два способа быстро проверить компанию: оставить заявку на счет на сайте банка и проверить компанию через специализированные сервисы.

Оставить заявку на сайте банка занимает пять минут. Оставляете контакты, ИНН и другие сведения о компании, и заявка готова. Банк анализирует заявку десять минут. Если с компанией всё в порядке, банк зовет на встречу для открытия счета. Так работает Модульбанк.

Если банк отказывает по причине из открытых источников, банк называет причину. Допустим, клиент подал заявку на счет в Модульбанке. Модульбанк увидел, что налоговая заблокировала один из счетов клиента, поэтому в новом счете отказывает. Зато о причине отказа рассказывает в смс. Так клиент узнает проблему и быстрее ее решает:


Еще можно проверить компанию через сервисы для проверки надежности, например, Мое дело, Спарк или Контур-фокус. Если с компанией что-то не так, сервисы это показывают. То же самое с партнерами: прогоните компании через сервис проверки и убедитесь, что партнеры — не однодневки.

Проверка занимает несколько минут, зато вы узнаете, есть ли заблокированные счета, иски и долги. Выглядит это вот так:


Для тех, кто не использует сервисы и не оставляет заявку на сайте, мы собрали таблицу с основными источниками. Открывайте источник, забивайте сведения о компании и смотрите результат:

Что проверять
На что обращать внимание

Тип адреса: массовый или нет. Если массовый — это плохо, банки считают такой адрес признаком сомнительного клиента

Статус проверки налоговой — работает компания по адресу регистрации или нет. Если нет, это тревожный признак

Долги. Банк относится с подозрением, если долг больше 1000 рублей и отчетности нет квартал

Финансовое состояние компании: иски по долгам, банкротство

Объем и количество долгов, из-за которых партнеры судились или судятся с компанией

Кто компания в исках — ответчик или истец. Если ответчик, это плохо — значит, у компании проблемы

Кроме компании надо проверить себя как физлицо и ключевых сотрудников. Кажется, только время терять, но это не так. Если с сотрудниками проблемы, счет не получите вы, а не сотрудники, поэтому лучше проверить. Вот, кто в списке:

  • вы;
  • совладелец компании;
  • руководитель компании, если это не вы;
  • сотрудники с доступом к счету, например, ваш заместитель или коммерческий директор;
  • штатный бухгалтер, если есть.

Частично сотрудников можно проверить через сервисы, а частично придется самим. Чтобы было проще, держите таблицу для проверки:

Что проверять
На что обращать внимание

Статус руководителя: массовый или нет. Массовый — это руководитель нескольких компаний. Банки считают, что такой руководитель может быть мнимым: он нужен, чтобы незаконно выводить деньги

Статус паспорта — паспорт должен быть действительным: без блокировки от полиции или потери

Кредитную историю в бюро кредитных историй

Просрочки по кредитам. Правило такое: чем просрочек больше, тем сотрудники подозрительней для банка, а значит, и вся компания.

Вы можете проверить свою кредитную сразу, а сотрудников — с их разрешения. Возможно, сотрудники откажутся показывать кредитную историю, тогда придется смириться.

Как проверить кредитную историю, рассказывает Банки.ру

Если заметили негатив о компании, начинайте исправлять всё, что можете: разбирайтесь с налоговой и сотрудниками, меняйте адрес.

Если не получается, подготовьте логичное объяснения. Бывает так, что долги перед партнерами есть, но не из-за халатности предпринимателя. У банка с деньгами компании отозвали лицензию, поэтому деньги заперты, оплатить счета нельзя. Банк такое объяснение примет.

Шаг 3. Собрать рекомендации

Если вы проверили компанию в открытых источниках, и с ней всё в порядке — пропускайте этот шаг. Если нашли негативные факторы, предлагаем заручиться поддержкой клиентов, партнеров и банка. Что надо делать, зависит от периода работы компании.

Скачайте выписки за год из старого банка. Так новый банк увидит, что вы платите партнерам легально, а не в конверте.

Если начали работать, нет клиентов и счетов, расскажите подробнее о себе на сайте. Правило такое: чем конкретнее описание, тем надежнее. Для примера посмотрите описание эквайринга на сайте Модульбанка: мы рассказываем, как подключить, какие терминалы используем, кому они подходят.

Шаг 4. Подготовиться к встрече

Банки проверяют клиентов на разных этапах. Могут сначала принять заявку на сайте и основную проверку сделать после заявки: так клиент не тратит время на поездку в банк, а получает ответ по смс и за пять минут. Это подход Модульбанка.

А может быть иначе: сначала клиент приходит в банк, отдает документы, банк их забирает и смотрит три дня. Когда решение готово, клиент еще раз приходит в банк и узнает решение банка.

При любом подходе клиент встречается с банком: передать документы для открытия счета и рассказать о компании. Но как бы вы ни открывали счет, сотрудник не влияет на решение, решение принимает программа банка по сложному алгоритму.

Иногда проверку не проходят клиенты с легальным бизнесом. Чтобы такого не случилось с вами, держите советы.

Отвечать на вопросы. Сотрудник банка обязан задать вам вопросы о бизнесе, и если ответа не будет, банк откажет в открытии счета.

Некоторые клиенты не любят рассказывать о себе, потому что боятся слить информацию. Риска нет: ваши слова попадают под защиту банковской тайны и персональных данных, поэтому сотрудник не выдаст вас конкурентам.

Если у вас НДА c клиентом, допишите в документе, что вы вправе раскрыть факт и характер сделки банку по его требованию в рамках проверки по 115 ФЗ. Клиент такое поймет.

Взять с собой документы для открытия счета. Требования к документам для компаний и ИП отличаются. Если индивидуальный предприниматель открывает счет в Модульбанке, понадобится паспорт, и всё. Для компании список больше: от паспорта руководителя до устава компании.

Если есть рекомендация от клиентов или выписки, берите с собой. Документы помогают банку быстрее понять, легальный бизнес или нет.

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Если банк отказал в открытии расчетного счета

В России действует более 600 банковских организаций, каждая из которых, как правило, анонсирует возможность открытия и обслуживания расчетного счета для ООО или ИП. Для заключения договора на расчетно-кассовые услуги представителям бизнеса приходится собрать немалое количество документов, многие из которых требуют нотариального удостоверения, и затратить существенное количество времени.

Неприятным сюрпризом для субъекта предпринимательства может стать отрицательное решение банка, отказывающего потенциальному клиенту в открытии расчетного счета – тем более что финансовые организации не оглашают причин и мотивов отказа. Статистика подтверждает, что за последний год количество отклоненных заявок на открытие счета в крупных кредитных организациях составило не менее 13-15%.

Чем недоволен банк?

Причин, вызывающих отказное решение по открытию счета ООО или ИП, достаточно много. Усугубили положение рекомендации Центрального Банка, который призвал более осторожно относиться к привлечению новых корпоративных клиентов.

Итак, основными мотивами отказа в банковском обслуживании можно считать:

Неудачный выбор директора фирмы

Нередко один и тот же человек выступает в качестве формального руководителя в нескольких организациях.

Если при проверке предоставленных документов службой безопасности банка выявится, что учредитель или руководитель бизнеса директорствует более чем в трех компаниях – этот факт стопроцентно приведет к отказу в регистрации расчетного счета.

Помимо этого, личность руководителя тоже может вызвать недоверие у банковских клерков. Наличие судимостей (особенно по экономическим статьям) и привлечения к ответственности, финансовая неблагонадежность (плохая кредитная история с большим количеством непогашенных обязательств) – такие обстоятельства могут быть причиной отказа.

Имейте в виду: если единственный учредитель ООО одновременно заявлен в документах как руководитель и главный бухгалтер, то банк, скорее всего, откажет в открытии счета.

Адрес регистрации компании

По таким адресам регистрируются чаще всего мошеннические предприятия, созданные для незаконного отмывания наличности. Банк откажет в открытии расчетного счета, если его служба безопасности обнаружит следующие признаки фирмы-однодневки:

Перед тем, как одобрить открытие расчетного счета, банк обязательно проводит проверку – с выездом на адрес регистрации ООО или в телефонном режиме. Основанием для отказа в банковском обслуживании может стать и отсутствие заявителя по зафиксированному в документах адресу, и недействительный номер городского телефона, по которому не подтверждается расположение юридического лица.

Вывод: любые сомнения в идентификации будущего корпоративного клиента банк трактует как возможное мошенничество и отказывает таким заявителям в открытии счета.

Документы организации или ИП

Рассматривая вопрос об открытии расчетного счета, менеджер банка обязан тщательно проверить все представленные по перечню бумаги заявителя. Малейшие помарки в учредительных документах, нечеткая печать (или ее отсутствие), неправильно составленная или незаверенная доверенность на представление интересов заявителя – любое из перечисленных нарушений может стать формальным основанием для вынесения отрицательного решения.

Важно! Банки могут предъявлять индивидуальные требования к предъявляемым копиям основных документов налогоплательщика – в том числе и при передаче в виде сканированных изображений. Чтобы предупредить получение отказа, лучше доверить процедуру снятия копий сотрудникам банка, даже если такая услуга является платной.

Законные основания для отказа

Гражданское законодательство допускает отказ в заключении договора на банковское обслуживание по следующим мотивам:

  • недееспособность физического лица или неправоспособность ООО;
  • наличие заблокированных по инициативе государственных органов расчетных счетов в других банках;
  • невозможность осуществления банковских услуг.

Дееспособность и правоспособность

Правоспособность юридического лица удостоверяется наличием у него свидетельства о государственной регистрации и прочими учредительными документами. Отсутствие одного из них – веская причина отказа в банковском обслуживании.

Банк однозначно откажет в открытии любого счета предпринимателю, если окажется, что ИП в судебном порядке признан недееспособным или не достиг совершеннолетия.

Арестован счет в банке

Блокировка расчетного счета ООО или ИП налоговыми органами может надолго затормозить функционирование бизнеса. Ранее существовала возможность открыть банковский счет в другом финансовом учреждении, однако с 2014 года такое право у субъектов предпринимательства отсутствует.

Если расчетный счет компании или ИП заблокирован по причине непредставления отчетности или недоимки по налогам, то банку запрещено принимать заявления и открывать новые счета у проштрафившихся налогоплательщиков.

Отказ по причинам, связанных с банком

Препятствовать открытию расчетных счетов могут обстоятельства, связанные с самим финансовым учреждением. Это могут быть:

  • наложенные регулятором санкции, запрещающие банку привлекать новых корпоративных клиентов;
  • банк не имеет технических и кадровых возможностей для обеспечения обслуживания расчетных счетов;
  • в лицензии банка отсутствует разрешение на открытие и ведение расчетных счетов ООО и ИП.

Подозрения банка и спорные ситуации при отказах

  • уставный фонд ООО сформирован в минимальном размере и не внесен при регистрации;
  • субъекту предпринимательства ранее отказывалось в открытии банковских счетов или счета закрывались по инициативе финансовых организаций;
  • организация внесена в перечень компаний, содействующих терроризму и экстремизму;
  • на протяжении длительного периода ООО не представляет бухгалтерскую и налоговую отчетность в фискальные органы или сдает нулевые отчеты.

Если банк, осуществляя проверку будущего клиента, обнаружит один или несколько признаков неблагонадежности ООО или ИП, он вправе отказать в открытии расчетного счета.

В свою очередь, предприниматель или руководитель компании имеет право опротестовать в судебном процессе решение банка, и заставить финансовую организацию заключить договор банковского обслуживания.

Однако двойственные расплывчатые формулировки в законе 115-ФЗ и отсутствие четких правил, допускающих запрет на открытие счетов, позволяют судам принимать решения в пользу банков, отказывающим в расчетном обслуживании без конкретных причин.

Читайте также: