Сообщение об операции сделке

Обновлено: 20.05.2024

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны выявлять следующие операции:

  • операции (сделки), подлежащие обязательному контролю в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 и пунктом 1 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ;
  • необычные операции (сделки), в отношении которых возникают подозрения, что они совершаются в целях ОД/ФТ.

В целях выявления подозрительных операций необходимо руководствоваться критериями и признаками необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103. (Информационные письма Росфинмониторинга от 02.08.2011 № 17 и от 01.03.2019 № 59 используются организациями и индивидуальными предпринимателями в том числе для оценки риска совершения операции в целях ОД/ФТ).

Руководитель организации, индивидуальный предприниматель либо уполномоченное ими лицо принимают решение:

  • о признании операции (сделки) подлежащей обязательному контролю или подозрительной операцией (сделкой);
  • о дополнительном изучении необычной операции (сделки) клиента;
  • о представлении информации о вышеуказанных операциях в Росфинмониторинг.

Порядок представления информации закреплен в Инструкции.

scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem .

(знание законов — не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл. лат.)

Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

Ко мпания основана в 1996 году

— о признании операции (сделки) клиента подлежащей обязательному контролю в соответствии со статьей 6 или 7.5 Федерального закона №115-ФЗ;

— о признании выявленной необычной операции (сделки) подозрительной операцией (сделкой), осуществление которой может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма;

— о необходимости принятия дополнительных мер по изучению необычной операции (сделки) клиента;

— о представлении информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, подозрительных операциях в Росфинмониторинг.

Нередко, организация или предприниматель, усмотрев в операции клиента критерий выявления или признак необычной сделки, установленный Положением Банка России от 15.12.2014 № 445-П или приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103, торопится тут же сообщить об этом в Росфинмониторинг, не проводя должных проверок операции и не учитывая то, что установленные критерии – это индикаторы для дополнительных проверок клиента и операции, но не повод для автоматического признания сделки необычной.

Так, например, осуществляя проверку операции клиента, субъекты 115-ФЗ могут запросить у клиента пояснения в отношении операции, организовать с ним встречу, запросить документы для проверки, изучить источники происхождения средств или имущества клиента, провести комплексные углубленные проверки и иные мероприятия, закрепленные в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Если клиент шел на контакт, предоставил все необходимые сведения, документы и пояснения, в результате чего у организации или предпринимателя не осталось сомнений в законности операции клиента, ими может быть принято решение о признании операции обоснованной и не вызывающей подозрения.

— операция, в отношении которой возникают сомнения в части правомерности квалификации ее как операции, подлежащей обязательному контролю;

— операция, в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!


Ознакомьтесь с нашими многочисленными стать ями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:





— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

— обучение и инструктаж по финмониторингу;

— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

— помощь на проверках;

— и многое другое.


Мы в социальных сетях:


Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2020

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя

Видеоурок об операциях подлежащих обязательному контролю и о необычных сделках

Цитата из пунктов 27-28 требований к правилам внутреннего контроля, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 г. №667


  • не позднее дня, следующего за днем совершения операции, подлежащей обязательному контролю
  • не позднее дня выявления необычной операции (сделки) либо при возникновении сомнений в части правомерности квалификации операции, подлежащей обязательному контролю;

Решение о необходимости направления информации о необычной операции (сделке) в уполномоченный орган принимается с учетом всей имеющейся информации, включая документы и сведения, характеризующие статус и деятельность клиента, его представителя и выгодоприобретателя (при наличии), а также бенефициарного владельца, полученные, в том числе, из открытых (публичных) источников информации, заслуживающих доверия и доступных на законных основаниях.

По итогам изучения операции (сделки) руководитель организации (или индивидуальному предпринимателю), либо уполномоченное им должностное лицо, принимает решение:

Сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, специальное должностное лицо предоставляет в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, либо не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления операции, в отношении которой возникли подозрения, что она осуществлена в целях ОД/ФТ/ФРОМУ.

Видеоурок об операциях подлежащих обязательному контролю и о необычных сделках

Цитата из пунктов 27-28 требований к правилам внутреннего контроля, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 г. №667

2019-09-01_16-25-23.jpg

  • не позднее дня, следующего за днем совершения операции, подлежащей обязательному контролю
  • не позднее дня выявления необычной операции (сделки) либо при возникновении сомнений в части правомерности квалификации операции, подлежащей обязательному контролю;

Решение о необходимости направления информации о необычной операции (сделке) в уполномоченный орган принимается с учетом всей имеющейся информации, включая документы и сведения, характеризующие статус и деятельность клиента, его представителя и выгодоприобретателя (при наличии), а также бенефициарного владельца, полученные, в том числе, из открытых (публичных) источников информации, заслуживающих доверия и доступных на законных основаниях.

По итогам изучения операции (сделки) руководитель организации (или индивидуальному предпринимателю), либо уполномоченное им должностное лицо, принимает решение:

  • о признании операции (сделки) клиента подлежащей обязательному контролю в соответствии со статьей 6 и пунктом 1 статьи 7.5 Федерального закона №115-ФЗ;
  • о признании выявленной необычной операции (сделки) подозрительной операцией (сделкой), осуществление которой может быть направлено на ОД/ФТ/ФРОМУ;
  • о необходимости принятия дополнительных мер по изучению необычной операции (сделки) клиента;
  • о представлении информации об операциях, предусмотренных подпунктами "а" и "б" настоящего пункта, в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, специальное должностное лицо предоставляет в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, либо не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления операции, в отношении которой возникли подозрения, что она осуществлена в целях ОД/ФТ/ФРОМУ.

от 11 августа 2010 года N 213

ОБ ОПЕРАЦИИ (СДЕЛКЕ), ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ

ИЛИ НЕОБЫЧНОЙ ОПЕРАЦИИ (СДЕЛКЕ)

1. Сведения об операции (сделке), в том числе принадлежность к указанным категориям:

а) операция, подлежащая обязательному контролю;

б) необычная операция (сделка), а также содержание операции (сделки).

2. Дата, сумма и валюта операции (сделки).

3. Сведения о лице (лицах), проводящих операцию (совершающих сделку).

4. Описание возникших затруднений квалификации операции как подлежащей обязательному контролю или причины, по которой операция (сделка) квалифицируется как необычная.

11. Запись (отметка) о действиях, предпринятых организацией в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции (сделки) или ее признаков.


- лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг;

- лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, в случаях, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

- сделки с недвижимым имуществом;

- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

РАЗРАБОТКА И ОБНОВЛЕНИЕ ПВК

Правила внутреннего контроля (ПВК) разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации и утверждаются непосредственно адвокатом, нотариусом, руководителем организации, оказывающей юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальным предпринимателем, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги.

В случае вступления в силу новых нормативных правовых актов (НПА) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, затрагивающих обязанности субъектов статьи 7.1 по ПОД/ФТ/ФРОМУ, либо внесения аналогичных изменений в действующие НПА, ПВК приводятся субъектом статьи 7.1 в соответствие с требованиями указанных НПА не позднее месяца после даты их вступления в силу, если иное не установлено такими НПА.

Субъекты статьи 7.1 обязаны назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля (СДЛ).

СДЛ должны пройти соответствующее обучение (целевой инструктаж) до начала осуществления своих функций.

Адвокаты, нотариусы осуществляют функции СДЛ самостоятельно.

Индивидуальные предприниматели - лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, вправе назначить сотрудника на должность СДЛ либо самостоятельно осуществлять функции СДЛ при прохождении соответствующего обучения в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

РЕГИСТРАЦИЯ ЛИЧНОГО КАБИНЕТА НА САЙТЕ РОСФИНМОНИТОРИНГА

Наличие и использование личного кабинета для субъекта статьи 7.1 является обязательным.

Через личный кабинет до субъектов статьи 7.1 доводятся:

- Решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;

- сведения о типологиях и рисках ОД/ФТ;

ПРОВЕДЕНИЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ КЛИЕНТОВ,

ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ, БЕНЕФИЦИАРНЫХ

ВЛАДЕЛЬЦЕВ. ФИКСИРОВАНИЕ СВЕДЕНИЙ О КЛИЕНТЕ

При проведении идентификации клиента осуществляются следующие мероприятия:

- Установление и фиксирование идентификационных данных (рекомендуется формирование анкеты клиента);

- Проверка по перечням (Нижеперечисленные перечни регулярно обновляются. Проверка клиентов, с которыми у субъекта статьи 7.1 длящиеся гражданско-правовые отношения должна проводиться каждый раз при обновлении перечней):

- Решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;

- Выявление публичных должностных лиц (ПДЛ) и их родственников;

Документы, необходимые для идентификации клиента, подлежат хранению не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.

В рамках изучения клиента субъекты статьи 7.1 при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов получают информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с субъектом статьи 7.1, на регулярной основе принимают меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов. Характер и объем указанных мер определяются с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях ОД/ФТ.

ОЦЕНКА РИСКА СОВЕРШЕНИЯ КЛИЕНТАМИ ОПЕРАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ОД/ФТ

Оценивать и присваивать клиенту степень (уровень) риска совершения клиентом операций, связанных с ОД/ФТ, а также пересматривать присвоенный уровень риска ОД/ФТ (при необходимости) и применять меры по его снижению.

ВЫЯВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИИ, КОТОРЫЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ

ИЛИ МОГУТ БЫТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНЫ В ЦЕЛЯХ ОД/ФТ, И ИНФОРМИРОВАНИЕ

О НИХ РОСФИНМОНИТОРИНГА

Субъекты статьи 7.1 обязаны выявлять операции (сделки), которые могли или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ.

Субъекты статьи 7.1 либо уполномоченное ими лицо принимают решение:

- о признании операции (сделки) подозрительной операцией (сделкой);

- о дополнительном изучении необычной операции (сделки) клиента;

- о представлении информации о ней в Росфинмониторинг.

ЗАМОРАЖИВАНИЕ (БЛОКИРОВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО

ИМУЩЕСТВА И ИНФОРМИРОВАНИЕ ОБ ЭТОМ РОСФИНМОНИТОРИНГА

Субъекты статьи 7.1 обязаны:

- замораживать (блокировать) денежные средства или иное имущество, то есть субъектам статьи 7.1 запрещается осуществлять операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, принадлежащих лицу:

- в отношении которого межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;

- выплачивать гуманитарное пособие за счет замороженных (заблокированных) денежных средств или иного имущества (при его назначении МВК по ПФТ);

Субъекты статьи 7.1 обязаны обеспечить хранение в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом:

- документов, содержащих сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце, полученных на основании Федерального закона N 115-ФЗ, иных принятых в целях его исполнения нормативных правовых актов Российской Федерации, а также правил внутреннего контроля;

- результатов изучения оснований и целей выявленных необычных операций (сделок);

- документов, относящихся к деятельности клиента, в том числе деловой переписки и иных документов по усмотрению субъекта статьи 7.1;

- иных документов, полученных в результате применения правил внутреннего контроля.

Способ хранения документов и сведений определяется субъектами статьи 7.1 самостоятельно (в электронном виде или на бумажных носителях).

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИИ

ПРОВЕДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ

Целевой инструктаж и повышения уровня знаний проводятся организациями, учрежденными Федеральной службой по финансовому мониторингу, и другими организациями по программам, устанавливаемым Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Перечень организаций, проводящих обучение, в соответствии с Положением, размещен на сайте Автономной некоммерческой организации "Международный учебно-методический центр финансового мониторинга" (АНО МУМЦФМ) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Целевой инструктаж в сфере ПОД/ФТ", подраздел "Организации партнеры".

Документы, подтверждающие прохождение обучения, приобщаются к личному делу сотрудника.

Читайте также: