Приемы устного изложения объявление разъяснение сообщение справка беседа
Обновлено: 15.05.2024
Рассказ – последовательное изложение уч материала учителем. Обычно его применяют для материала, имеющего описательный характер, на всех этапах обучения, особенно в начальной школе. По длительности рассказ должен быть коротким и сочетаться с другими методами.
Объяснение – изложение уч материала с использование доказательств, пояснения, повтора. Его обычно применяют при изучении сложных вопросов и теоретического материла, используются различные средства наглядности.
Лекция – устное изложение учебного материала большого объема, отличающегося строгой логической последовательностью. В школах – в основном в старших классах, обычно вводные и заключительные. При этом необходимо соблюдать следующие условия:
сообщать учащимся план лекции;
осуществлять логически стройное изложение материала в соответствии с планом лекции;
выдерживать определенный темп изложения, доступный для большинства учащихся;
обучать учащихся выделять главное, конспектировать основные модели, делать резюме и выводы.
Наглядные методы:
Наглядные методы используются совместно со совестными и практическими методами. Тесно связаны с применяемы наглядными пособиями и ТСО. Включают демонстрацию учащимся плакатов, схем, комп. средств и т.д.
Условия эффективности применения:
наглядность должна соответствовать уровню развития учащихся;
все учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый объект;
необходимо выделять главное и существенное в демонстрации;
демонстрация опытов должна сопровождаться вычерчиванием схемы опыта или установки, макета прибора и т.д.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
демонстрация должна быть согласована с содержанием учебного материла.
Практические методы: упражнения, практические, лабораторные работы:
Цель – формирование практических умений и навыков.
Упражнения – многократное, повторное выполнение умственных и практических действий с целью овладения этими действиями , выработки навыка их выполнения. Без применения упражнений невозможно сформировать умения и навыки. Различают упражнения: устные, письменные, графические, практические, трудовые, физические и т.д.
знание правил поведения;
рациональное распределение повторений во времени.
Лабораторные работы – проведение учащимися опытов с использованием приборов, спец оборудования, инструментов и тех приспособлений. Метод практических работ – предполагает применение полученных знаний к рению практических задач, формирует умение применять теорию на практике. Практические работы могут выполняться как в классе, так и вне его. Важный этап их выполнения – инструктаж и показ учителем правильных приемов выполнения действий.
Дидактическая игра – вид учебной деятельности, моделирующей изучаемый объект, явление, процесс. Цель игры – стимулирование познавательного интереса и активности учащихся. Предметом игр обычно является человеческая деятельность.
Под технологией обучения понимается система способов, приемов, шагов последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач обучения и развития личности учащихся. В основе такого подхода лежит идея о возможности полного управления процессом обучения и воспроизводимости результатов. Педагогическая технология имеет очень сложную и шибкую структуру за счет наличия обратной связи. Пед технология допускает изменение последовательности этапов обучения, используемых методов и средств, однако должна давать на выходе учащихся с определенным уровнем знаний, умений и навыков. Она имеет специфические особенности:
в основе технологии лежит та или иная пед концепция и определенный дидактический процесс;
воспроизводимость – возможность воспроизведения технологии в других однотипных учебных заведениях, другими преподавателями;
управляемость, понимаемая как проектируемость технологии, направленность на заданный результат, наличие алгоритма достижения поставленных целей;
ни одна технология обучения не может гарантированно дать после одного цикла обучения сразу 100%й результат.
Многие технологии обучения и воспитания носили ярко выраженный авторский характер, отражали особенности личности их создателя и умирали вместе с ними(А. С. Макаренко, В. А, Сухомлинский). В современной педагогике многие технологии появились с приходом программированного обучения в середине XXвека, когда стали применяться контролирующие машины и технические средства обучения. Использование идей кибернетики, информатики и системного подхода породило взгляд на обучение как на процесс, которым можно управлять и получать воспроизводимые результаты заданного качества. Большинство учителей пользуются готовыми методическими разработками и материалами, которые освобождают их от чисто рутинной работы и дают время для творчества, тем самым используют элементы обучающих технологий.
Технология обучения позволяет обеспечить решение главной задачи – управляемость процесса обучения и гарантированность получения заданного результата. Одним из требований к технологии является требование к ее воспроизводимости. При разработке технологии обучения прежде всего необходимо:
уточнить цели обучения на каждом этапе, придавая им диагностируемый вид;
определить набор необходимых диагностических инструментов, позволяющих определить степень достижения целей на каждом этапе;
подобрать систему методов, приемов и средств обучения, позволяющих обеспечить решение поставленных дидактических задач.
Вся пед деятельность должна быть организована в виде системы последовательных процедурных действий, включающих обязательную связь. По сравнению с обучением по тем или иным методикам технология центральной задачей ставит определение целей обучения и объективных методов контроля их достижения. Методы контроля призваны обеспечить обратную связь и должны содержать стандартные задания, обычно в виде системы тестов для проверки уровня достижения поставленных целей. Именно направленность на ученика отличает во многом технологию обучения от традиционных методик. В структуре технологии обучении выделяют следующие элементы:
предварительную диагностику уровня усвоения учебного материала для определения групп учащихся с однородным уровнем.
организацию учебного процесса с использованием заранее разработанных методик;
контроль усвоения на каждом этапе обучения. Если коэффициент усвоения Поделись с друзьями
процессе главенствующее значение приобретает самостоятельная форма работы учащихся.
Рассказ (как метод) – это повествовательная форма раскрытия нового материла. Рассказ – один из
важнейших методов изложения систематического материала. Необходимо отметить, что к рассказу
учитель должен заранее подготовится. Воздействие рассказа на учащихся будет максимальным,
если фразы будут построены точно и понятно (т. е. в доступной форме изложения). Важна и
эмоциональная сторона рассказа: она выражает заинтересованность учителя данной проблемой и
привлекает учеников к изучению этого вопроса.
Существуют определенные требования к рассказу:
1) он не должен содержать фактических ошибок;
2) должен включать достаточное количество ярких и убедительных примеров и фактов,
доказывающих правильность выдвигаемых положений;
3) строиться по плану – излагаться так, чтобы была ясна главная мысль;
4) излагаться простым и доступным языком;
5) быть эмоциональным по форме и содержанию;
6) быть наглядным, т. е. сочетаться с использованием наглядных пособий.
Школьная лекция, в отличие от объяснения и рассказа, характеризуется большей строгостью
изложения. Лекции читаются лишь по крупным и принципиально важным вопросам и темам учебной
программы. Их цель – обобщение таких сведений и данных, которые не могут быть в обработанном
виде получены учащимися из других источников. Лекция рассчитана на весь урок и предполагает
конспектирование ее учащимися. Такой метод применяется лишь в старших классах. Это связано с тем,
что при подготовке к лекции учитель привлекает дополнительную литературу, не включенную в
школьный курс. Иногда к этим методам примыкает демонстрационный метод, который является
составляющей каждого из рассмотренных выше методов. Этот метод позволяет демонстрировать
реальные объекты, всевозможные виды наглядно-учебных пособий. Есть определенные правила и
1) демонстрируемый предмет по возможности должен восприниматься разными рецепторами;
2) наиболее сильное впечатление на учащихся должны производить те признаки, которые являются
наиболее существенными, значит, они (эти признаки) требуют особого выделения;
- демонстрирующиеся объекты должны быть показаны в соответствующий момент урока, чтобы
привлечь необходимое внимание и достичь тех воспитательных и образовательных задач,
которые поставил перед собой учитель.
ТЕМА: Методы устного изложения
Основные методы устного изложения:
3) лекция (школьная).
Объяснение – словесное истолкование отдельных понятий, принципов действия приборов, наглядных
пособий, а также слов и терминов. Например, к объяснению прибегает учитель, принесший на урок
какое-либо незнакомое наглядное пособие, значение которого надо объяснить для дальнейшего
изложения нового материала. Иногда этот метод может использоваться на уроках закрепления,
особенно тогда, когда учитель видит, что ученикам что-либо оказалось непонятным. Сегодня этот
метод устного изложения становится наиболее часто используемым. Это связано с тем, что в учебном
процессе главенствующее значение приобретает самостоятельная форма работы учащихся.
Рассказ (как метод) – это повествовательная форма раскрытия нового материла. Рассказ – один из
важнейших методов изложения систематического материала. Необходимо отметить, что к рассказу
учитель должен заранее подготовится. Воздействие рассказа на учащихся будет максимальным,
если фразы будут построены точно и понятно (т. е. в доступной форме изложения). Важна и
эмоциональная сторона рассказа: она выражает заинтересованность учителя данной проблемой и
привлекает учеников к изучению этого вопроса.
Существуют определенные требования к рассказу:
1) он не должен содержать фактических ошибок;
2) должен включать достаточное количество ярких и убедительных примеров и фактов,
доказывающих правильность выдвигаемых положений;
3) строиться по плану – излагаться так, чтобы была ясна главная мысль;
4) излагаться простым и доступным языком;
5) быть эмоциональным по форме и содержанию;
6) быть наглядным, т. е. сочетаться с использованием наглядных пособий.
Школьная лекция, в отличие от объяснения и рассказа, характеризуется большей строгостью
изложения. Лекции читаются лишь по крупным и принципиально важным вопросам и темам учебной
программы. Их цель – обобщение таких сведений и данных, которые не могут быть в обработанном
виде получены учащимися из других источников. Лекция рассчитана на весь урок и предполагает
конспектирование ее учащимися. Такой метод применяется лишь в старших классах. Это связано с тем,
что при подготовке к лекции учитель привлекает дополнительную литературу, не включенную в
школьный курс. Иногда к этим методам примыкает демонстрационный метод, который является
составляющей каждого из рассмотренных выше методов. Этот метод позволяет демонстрировать
реальные объекты, всевозможные виды наглядно-учебных пособий. Есть определенные правила и
1) демонстрируемый предмет по возможности должен восприниматься разными рецепторами;
2) наиболее сильное впечатление на учащихся должны производить те признаки, которые являются
наиболее существенными, значит, они (эти признаки) требуют особого выделения;
демонстрирующиеся объекты должны быть показаны в соответствующий момент урока, чтобы
привлечь необходимое внимание и достичь тех воспитательных и образовательных задач,
Речь – важный способ общения среди людей. В ее отсутствие немыслима и процедура преподавания. Словесные способы преподавания, так же древни, равно как и само обучение. Но согласно настоящему времени, они никак не утратили собственной значимости, и оказывает существенное воздействие в формирование мышления и речи учеников, в развитие психологической области их личности.
Понятие метод обучение является крайне трудным. Вот почему до сих пор в педагогике продолжаются дискуссии относительно более точной его трактовки. Но, невзирая на разнообразные определения, какие предоставляют ему отдельные дидакты, возможно выделить и что-то единое, то, что сближает их точки зрения. Большая часть создателей предрасположены, рассматривать метод обучения способом организации учебно-познавательной работы учеников.
Слово метод в переводе с греческого языка значит исследование, способ, путь к достижению цели. Этимология (происхождение) данного слова влияет и на его трактовке равно как научной категории.
С данной точкой зрения любой способ обучения неотъемлемо содержит в себе обучающий труд педагога (изложение, объяснение нового материала) и организацию интенсивной учебно-познавательной работы учеников[12].
1. Методы устного изложения: рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, инструктаж.
Словесные методы обучения — это наиболее популярная группа методов обучения, используемым абсолютно по всем школьным предметам и обслуживающая все без исключения этапы и формы обучения[6].
Группа словесных методов содержит такие разновидности: рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, инструктаж, работа с книгой.
Выделяются следующие функции данных методов:
• мотивационная: развитие эмоциональной конструкции на овладения новейшего использованного материала, мотивация познавательной работы учащихся в период исследования конкретной проблемы, формирование проблематичной ситуации;
• информационная: раскрытие содержания использованного материала, представление естественной сферы, конкретного предмета, информация о фактах, явлениях, выявление причинно-следственных взаимосвязей среди объектов и действами окружающего мира;
• воспитательная: разрешение различных общевоспитательных вопросов, образующихся при изучении учебного материала;
• обобщающая: сведение знаний в определенную систему;
• организационная: пояснение учащимся методов предстоящей работы;
• контрольно-корректирующая: формирование противоположной взаимосвязи, приобретение данных о том, как дети усваивают знания, изменение погрешностей[10].
Словесными методами пользуются на всех этапах обучения в период подготовки к освоению новейшего использованного материала, в ходе его пояснения, усвоения, обобщения и применения.
Рассказ. Рассказ - данное монологическое описание учебного материала, используемое с целью поочередного, систематизированного, вразумительного и психологического преподнесения знаний. Больше других он используется в младших классах, в случае если детям необходимо разъяснить красочные, новые для них данные, действия; отметить о том, чего они не могут заметить сами. Рассказ – сильный источник влияния на мысли, фантазию, чувства, мысли, воображение, чувства младших школьников, увеличение и повышения их кругозора[16].
Методы устного изложения
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
Заговоры: да или нет?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Сглаз и порча
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Как приворожить?
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Когда снятся вещие сны?
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся.
Прочитать полностью >>
Почему снятся ушедшие из жизни люди?
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений.
Прочитать полностью >>
Если приснился плохой сон.
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро.
Прочитать полностью >>
К чему снятся кошки
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает.
К чему снятся змеи
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что .
К чему снятся деньги
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные.
К чему снятся пауки
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда.
Что вам сегодня приснилось?
Гороскоп совместимости
Выбор имени по святцам
Календарь именин
читать далее >>
Сочетание имени и отчества
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Читать далее >>
Сочетание имени и фамилии
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Читать далее >>
Психология совместной жизни
Рецепты ухода за собой
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Совместимость имен в браке
Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?
Искусство тонкой маскировки
О серебре
Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.
О красоте
Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.
читать далее >>
Стильно и недорого - как?
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
читать статью полностью >>
Как работает оберег?
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.
Камни-талисманы
Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.
Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.
Читайте также: