Поиски социальной макротеории сообщение

Обновлено: 19.05.2024

Презентация на тему: " Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории." — Транскрипт:

1 Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории

3 Цивилизация - Отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право. (Вольтер, Ш.Монтескье, Д.Дидро) Этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством. (Л.Морган, К.Маркс, Ф.Энгельс)

4 Общество, находящееся на определенном этапе развития. (О.Тоффлер, У.Ростоу) Совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других. (А.Тойнби) Цивилизация -

5 Классификации (типологии) цивилизаций Подходы: Линейно-стадиальный (древние цивилизации, средневековая, индустриальная и т.д.) Локальный (египетская, китайская, европейская, древнегреческая и т.п. В современном обществознании все локальные цивилизации делят на две большие группы: Запад и Восток)

6 Типология цивилизаций по Н.Я.Данилевскому ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич ( ) - русский философ, публицист, социолог и естествоиспытатель. В своей книге "Россия и Европа" (1869) выдвинул теорию обособленных "культурно- исторических типов" (цивилизаций).

7 Типы цивилизаций по Н.Я.Данилевскому Первичные (египетская, китайская, иранская и др.) Одноосновные еврейская (религия), древнегреческая(культура), древнеримская (политика) Двухосновные европейская (политика и культура) Объединительные славянская

11 8 великих культур по Шпенглеру: египетская вавилонская вавилонская индийская индийская китайская китайская арабская арабская западная западная греко-римская греко-римская мексиканская мексиканская

13 А. Тойнби выделяет в мировой истории несколько десятков цивилизаций: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, сирийскую и др. Цивилизации, по его мнению, не связаны между собой общими закономерностями и существуют автономно, лишь иногда взаимодействуя друг с другом.

14 Типы культуры многообразны. Культуры разных стран отличаются друг от друга и по тайне своего происхождения, и по традициям, и по внутренним особенностям. Типы культуры многообразны. Культуры разных стран отличаются друг от друга и по тайне своего происхождения, и по традициям, и по внутренним особенностям.

15 Теория общественно- экономических формаций Представители: К.Маркс, Ф.Энгельс Исторический процесс – процесс смены общественно-исторических формаций. Ключевое слово данной концепции – категория общественно- экономической формации, которые сменяют друг друга.

16 Первобытная ступень Рабовладельческая Феодальная Капиталистическая Социалистическая

17 Переход от одной формации к другой вызван противоречиями в способе производства Противоречие принимает форму классовой борьбы, высшей формой которой является социальная революция

18 Сильные стороны теории Просто и универсально объясняет процесс развития общества Слабые стороны теории Фатализм, безальтернативность, принижает роль человека

19 Теория постиндустриального общества Представители: Д.Белл, О.Тоффлер, У.Ростоу

20 Д.Белл Общество Доиндустриальное Индустриальное Постиндустриальное Выросла роль науки Услуги на первом месте Выросла роль государственного прогноза Выросла роль науки Услуги на первом месте Выросла роль государственного прогноза

23 Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов ХарактеристикаПодход ФормационныйЦивилизационный Достоинства Позволяет: увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; представить историю человеческого общества как единый процесс; установить определенные законы исторического развития общества; предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных народов. Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике. Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.). Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.

24 ХарактеристикаПодход ФормационныйЦивилизационный Недостатки Многие народы не проходили в своем развитии через все или некоторые формации. Последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность. Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости истории отдельных обществ и народов. Не дает точный взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом. Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ. Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества. Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов

25 Этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством. Цивилизация

26 Локальные цивилизации Замкнутые цивилизации.

27 Определенная система общественных отношений. Базис

28 Качественное своеобразие взятых в единстве социально - экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития. Цивилизация

29 Надстройка Комплекс политических, правовых, идеологических, эстетических и других отношений и форм общественного сознания.

30 Общественно-экономическая формация Ступень развития общества со своим базисом и надстройкой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Уроки 30-32 Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеори.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Уроки 30-32 Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеори.

Уроки 30-32 Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории Урок обществознания 10 класс (профильный уровень) Гудзишевская Н.В. МОУ СШ №1 г. Вилючинск Тема: Общество и человек

Цель урока: познакомить учащихся с различными вариантами социальной макротеор.

Цель урока: познакомить учащихся с различными вариантами социальной макротеории. Задачи урока: объяснить основные понятия и термины темы ознакомить с подходами к изучению истории, обсудить смысл и направленность общественного развития, исследовать типологию цивилизаций социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции ?

Основные понятия и термины: цивилизация общественно-экономическая формация ст.

Основные понятия и термины: цивилизация общественно-экономическая формация стадиальный подход к истории локально-цивилизационный подход к истории культурно-исторический тип творческое меньшинство базис надстройка

Поэт С. Есенин писал: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расс.

для характеристики истории общества на сегодняшний день используется два осн.

спустя 100-150 лет цивилизационный подход стал быстро приобретать популярнос.

спустя 100-150 лет цивилизационный подход стал быстро приобретать популярность благодаря трудам А. Вебера, О.Шпенглера, А.Тойнби, К.Ясперса.

Мыслители Понятие цивилизации Вольтер, Монтескье, Дидро отражение гражданског.

Мыслители Понятие цивилизации Вольтер, Монтескье, Дидро отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс этап исторического развитиячеловечест-ва, следующий за дикостью иварварст-вом О.Тоффлер, У.Ростоу общество, находящееся на определенном этапе развития А. Тойнби совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных,цен-ностныхи иных структур, отличающиход-нуисторическую общность людей от других Основное понятие - цивилизация. Определений цивилизации около 200, причем число их растет. Происходит понятие от лат. civilis - гражданский.

С.ХантингтонК. Ясперс совокупность проявлений культуры О. Шпенглер заключител.

С.ХантингтонК. Ясперс совокупность проявлений культуры О. Шпенглер заключительную стадию эволюции любой культуры, которая характеризуетсяразви-тиеминдустрии и техники, деградацией литературы и искусства, концентрацией людей в больших городах,превраще­ ниемнародов в безликие массы

Цивилизация - качественное своеоб-разие взятых в единстве социально-экономич.

Цивилизация - качественное своеоб-разие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития.

Характерные черты цивилизационной парадигмы: основополагающая роль принадлежи.

Характерные черты цивилизационной парадигмы: основополагающая роль принадлежит субъектив-ным факторам общественного развития человек - творец истории, он стоит в центре прош-лого и настоящего общественное историческое познание человека осуществляется через формы и продукты его труда концентрация внимания на локально-региональном, особенном, своеобразном, неповторимом в течении истории.

большая роль ценностных установок в развитии человека и общества главный жиз.

большая роль ценностных установок в развитии человека и общества главный жизненный принцип, обеспечивающий един-ство цивилизации, базируется на определенной фило-софии, общественно значимых ценностях, обобщенном образе мира, специфическом образе жизни.

исторический процесс - смена целого ряда цивили-заций, существовавших в разл.

исторический процесс - смена целого ряда цивили-заций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и одновременно существующих в настоящее время каждая цивилизация неповторима и вносит свой отте-нок в общее многообразие учет национальной специфики государств при изуче-нии современности

Типология цивилизаций Линейно-стадиальная: древние цивилизации средневековая.

Типология цивилизаций Линейно-стадиальная: древние цивилизации средневековая индустриальная и т.п. Локальная: египетская китайская древнегреческая европейская и т.п. Современное обществознание Цивилизации Востока Цивилизации Запада

Первобытность Цивилизация: производящее хозяй-ство имущественная диф-ференциа.

Первобытность Цивилизация: производящее хозяй-ство имущественная диф-ференциация населе-ния зарождение государ-ственности Переход Ок. 7 тыс. лет назад На Земле и сегодня живут еще родоплеменным строем сообщества, незнающие ни металлообработки, ни земледелия, ни письменности. Народы, переходящие к цивилизации, пережили изменения всех сфер общественной жизни.

три общественных разделения труда: разделение земледелия и скотоводства отде.

три общественных разделения труда: разделение земледелия и скотоводства отделение ремесла появление торговли. возник институт собственности. Наряду с общинной получила распространение частная собственность на движимое имущество (оружие, скот, орудия труда), затем на землю. На Востоке частной собственности на землю не было, вся земля считалась собственностью государства. Экономическая сфера Производящее хозяйство Неолитическая револю-ция (7-5 тыс. лет до н.э.) Присваивающее хозяйство

процесс имущественной, а потом и социальной дифференциации выделение социаль.

процесс имущественной, а потом и социальной дифференциации выделение социальных групп. Социальная сфера Знать Масса свободного населения (непосредственные производители) Рабы В процессе дифференциации важную роль играли войны, а также обмен и торговля.

зарождение научных знаний, появление письменности (древнейшие формы письменн.

зарождение научных знаний, появление письменности (древнейшие формы письменности - клинопись, иероглифы) сформировались религиозные системы. Духовная сфера

Периодизация всеобщей истории (линейно-стадиальный подход): первобытность - с.

Периодизация всеобщей истории (линейно-стадиальный подход): первобытность - с глубокой древности до рубежа IV-III тысячелетий до н. э. Древний мир - с рубежа IV-III тысячелетий до н. э. до конца V в. Средние века - с конца V в. до конца XV в. Новое время - с конца XV в. до конца XIX в. • Новейшее время -с конца XIX в. по настоящее время Эта периодизация не является универсальной.

2. Теория локальных цивилизаций

2. Теория локальных цивилизаций

Задание: познакомьтесь с основными вариантами типологии цивилизаций в рамках.

Задание: познакомьтесь с основными вариантами типологии цивилизаций в рамках локальной парадигмы. Определите, что объединяет взгляды мыслителей. ?

Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому понятие культурно-исторического т.

Типы цивилизаций по Н.Я.Данилевскому. Типцивили-зации Характерные особенности.

Типы цивилизаций по Н.Я.Данилевскому. Типцивили-зации Характерные особенности Примеры Первичные Нет ведущего начала,определяющего их смысл египетская китайская иранская, др.

Однооснов-ные Имеют одновыражен-ноеначало, откоторо-гопроисходят все их особе.

Однооснов-ные Имеют одновыражен-ноеначало, откоторо-гопроисходят все их особенности еврейская (рели-гия) древнегреческая (культура) древнеримская (политика)

Двухоснов-ные Основанные напреоб-ладающемразвитии двух начал европейская (по-.

Двухоснов-ные Основанные напреоб-ладающемразвитии двух начал европейская (по-литикаи культура)

Объедини-тельные Развивающие в гармонии политические,культур-ные, религиозные.

Объедини-тельные Развивающие в гармонии политические,культур-ные, религиозные инрав-ственно-экономическиеначала славянская (пока не какреаль-ность, а каквоз-можность)

разграничивал понятия цивилизации и культуры цивилизация - стадия упадка, ум.

египетская вавилонская индийская китайская арабо-византийская греко-римская з.

египетская вавилонская индийская китайская арабо-византийская греко-римская западная культура инков. культуры изолированы и самостоятельны:

Типология цивилизаций по А.Тойнби Название Характеристика Первич-ные неразвит.

к сер. XX в.осталось не более 7-8 из почти 30 существовавших в истории цивил.

3. Теория общественно- зкономических формаций.

3. Теория общественно- зкономических формаций.

Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс. исторический процесс - процесс смены об.

Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс. исторический процесс - процесс смены общественно-экономических формаций ключевое понятие - общественно-экономические формации, которые сменяют друг друга.

Социалистическая Капиталистическая Феодальная Рабовладельческая Первобытная с.

Социалистическая Капиталистическая Феодальная Рабовладельческая Первобытная ступень Смена формаций переход от одной формации к другой вызван противоречиями в способе производства противоречие принимает форму классовой борьбы, высшей формой которой является социальная революция

просто и универсально объясняет процесс разви-тия общества фатализм, безальт.

просто и универсально объясняет процесс разви-тия общества фатализм, безальтер-нативность принижение роли чело-века многие явления прош-лого и современности не вписываются в парадигму

4. Теория постиндустриального общества

4. Теория постиндустриального общества

Задание: проанализировать 131-132 и материалы приложения №1, ответить на воп.

Задание: проанализировать 131-132 и материалы приложения №1, ответить на вопросы.

Теория постиндустриального общества. Мыслители Основные идеи Д.Белл теория «о.

О.Тоффлер информационное общество: решающий фактор – знания,инеформа-ция новы.

О.Тоффлер информационное общество: решающий фактор – знания,инеформа-ция новый образжизни: возобновляемые источники энергии, совмещение работы и досуга, радикальные перемены в образовании и науке; минимальный расход ресурсов власти. индивидуализация потребления децентрализация минимизация экономики отказ от принципа синхронизации

У.Ростоу пять стадий развития общества: традиционное переходное (зарождение п.

5. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия

5. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия

Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов Характ.

Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов Характеристика Формационный подход Цивилизационныйподход Досто-инства Позволяет: увидеть общее вистори-ческомразвитии народов представить историюче-ловеческогообщества как единый процесс установитьопределен-ныезаконыисторическо-горазвития предложитьопределен-нуюпериодизациювсе-мирноистории и истории отдельных народов Позволяет : глубоко изучать историю конкретных обществ ина-родовво всем ихмного-образиии специфике ориентирует наизуче-ниеценностей,нацио-нальныхособенностей, духовной жизни,пси-хологиии др. в центре исследования - человеческаядеятель-ностьи человек

Недостатки многие народы непрохо-дилив своем развитии определенные формации б.

Недостатки многие народы непрохо-дилив своем развитии определенные формации большинство процессов политического, духовного, идейного, культурногопо-рядкане могут быть объяснены с чистоэконо-мическихпозиций формационный подход неизбежно отодвигает на задний план рольчелове-ческогофактора,челове-ческуюдеятельность недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности,неповтори-мостиистории отдельных обществ и народов ведет к тому, чтостано-витсяневозможным взгляд на всемирную историю как на единый процесс исторического развития человечества в целом создает возможность полного отрицанияедин-ствачеловеческойисто-рии, изоляции целыхна-родови обществ сводит к минимумувоз-можностиисследования закономерностейистори-ческогоразвитиячело-веческогообщества

Общее: выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые.

Общее: выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человечества; обе теории базируются на признании источником прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере; эти переходы носят характер революционных изменений. Различия: главные фазы, которые проходят в своем развитии люди; роль духовных факторов.

Рассматривая общество как систему, мы уже отмечали такое его свойство, как способность к изменению, развитию. О постоянной смене состояний, форм организации общественной жизни, образа жизни людей свидетельствует историческое прошлое человечества. Издавна предпринимались попытки не только описать историю, но и осмыслить, истолковать события и явления прошлого, увидеть на уникальным общее, повторяющееся.
Интерес к прошлому не случаен: он помогает понять нам сегодняшний день и заглянуть в завтрашний. Но постижение истории, как вы уже знаете, дело не простое. Историк обращается к миру, которого уже нет. Он должен воссоздать его, опираясь на те свидетельства, следы, которые дошли до наших дней. Поскольку свидетельства, как правило, неполны, а события часто значительно удалены во времени, историческое описание может оказаться неточным. Одному испанскому писателю это дало основание в полушутливой форме так определить суть истории: это то, что порой никогда не происходило, описанное тем, кто никогда там не был.
Но не только в этом заключаются трудности осмысления прошлого. Историк не ограничивается лишь реконструкцией и описанием события. Он пытается выяснить, почему это произошло, к каким последствия привело, какие цели преследовали его участники и т. п. При этом исследователь невольно переносит в прошлое черты той эпохи, современником которой он является. И не только иное время, другая эпоха влияют на толкование и оценку событий историком, сказываются и его личные позиции, ценностные приоритеты, мировоззренческие установки. Возможно, именно эту особенность исторического знания имел в виду французский философ Ш. Монтескье, утверждая, что история — это ряд выдуманных событий по поводу свершившихся.
Наряду с конкретно-историческим знанием, воссоздающим различные стороны в прошлом, велико значение тех выводов, которые делаются на основе анализа и обобщения этих знаний. Некоторые историки и философы пытаются мысленно охватить весь мировой исторический процесс, обнаружить общую направленность развития человечества, создать макротеории общественно-исторического развития.
Существуют разные подходы к анализу мировой истории. Каждый из них дает свою социальную картину мира. Остановимся на тех, которые получили наибольшее распространение.

ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ

ТЕОРИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

ДВЕ ВЕТВИ СТАДИАЛЬНОГО ПОДХОДА К ИСТОРИИ: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЯ

Проверьте себя

Подумайте, обсудите, сделайте

Поработайте с источником


Описание презентации Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории по слайдам

Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории

Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории

Цивилизация - Отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право. (Вольтер, Ш. Монтескье, Д.

Цивилизация — Отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право. (Вольтер, Ш. Монтескье, Д. Дидро) Этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством. (Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс)

Цивилизация - Общество, находящееся на определенном этапе развития. (О. Тоффлер, У. Ростоу) Совокупность уникальных экономических,

Цивилизация — Общество, находящееся на определенном этапе развития. (О. Тоффлер, У. Ростоу) Совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других. (А. Тойнби)

Классификации (типологии) цивилизаций Подходы: Линейно-стадиальный (древние цивилизации, средневековая, индустриальная и т. д. )

Классификации (типологии) цивилизаций Подходы: Линейно-стадиальный (древние цивилизации, средневековая, индустриальная и т. д. ) Локальный (египетская, китайская, европейская, древнегреческая и т. п. ) В современном обществознании все локальные цивилизации делят на две большие группы: Запад и Восток

Типы цивилизаций по Н. Я. Данилевскому Первичные (египетская, китайская, иранская и др. ) Одноосновные

Типы цивилизаций по Н. Я. Данилевскому Первичные (египетская, китайская, иранская и др. ) Одноосновные еврейская (религия), древнегреческая(культура), древнеримская (политика) Двухосновные европейская (политика и культура) Объединительные славянская

8 великих культур по Шпенглеру: • египетская • вавилонская • индийская •

8 великих культур по Шпенглеру: • египетская • вавилонская • индийская • китайская • арабская • западная • греко-римская • мексиканская

 • А. Тойнби выделяет в мировой истории несколько десятков цивилизаций: египетскую, китайскую, западную,

• А. Тойнби выделяет в мировой истории несколько десятков цивилизаций: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, сирийскую и др. Цивилизации, по его мнению, не связаны между собой общими закономерностями и существуют автономно , лишь иногда взаимодействуя друг с другом.

С. Хантингтон о локально -цивилизационном подходе 1 A 1 C

С. Хантингтон о локально -цивилизационном подходе

Теория общественно-экономических формаций Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс Исторический процесс – процесс смены общественно-исторических формаций. 2

Теория общественно-экономических формаций Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс Исторический процесс – процесс смены общественно-исторических формаций.

Коммунистическая Капиталистическая. Теория общественно-экономических формаций Первобытная ступень Рабовладельческая Феодальная 22 22 2 F 30 20 28

Коммунистическая Капиталистическая. Теория общественно-экономических формаций Первобытная ступень Рабовладельческая Феодальная

Переход от одной формации к другой вызван противоречиями в способе производства Противоречие принимает форму классовой борьбы,

Переход от одной формации к другой вызван противоречиями в способе производства Противоречие принимает форму классовой борьбы, высшей формой которой является социальная революция

Сильные стороны теории Просто и универсально объясняет процесс развития общества Слабые стороны теории Фатализм, безальтернативность,

Сильные стороны теории Просто и универсально объясняет процесс развития общества Слабые стороны теории Фатализм, безальтернативность, принижает роль человека

Теория постиндустриального общества Представители: Д. Белл, Олвин Тоффлер, Уолт Уитмен Ростоу

Теория постиндустриального общества Представители: Д. Белл, Олвин Тоффлер, Уолт Уитмен Ростоу

Д. Белл Общество Доиндустриальное Индустриальное Постиндустриальное Выросла роль науки Услуги на первом месте Выросла роль государственного

Д. Белл Общество Доиндустриальное Индустриальное Постиндустриальное Выросла роль науки Услуги на первом месте Выросла роль государственного прогноза

Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов Характеристика Подход Формационный Цивилизационный Достоинства 1. 2. 3 4. 1.

Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов Характеристика Подход Формационный Цивилизационный Достоинства 1. 2. 3 4. 1. 2. 3. Недостатки 1. 2. 3.

Этап исторического развития человечества , следующий за дикостью и варварством. Цивилизация -

Этап исторического развития человечества , следующий за дикостью и варварством. Цивилизация —

Локальные цивилизации - Замкнутые цивилизации.

Локальные цивилизации — Замкнутые цивилизации.

Определенная система общественных отношений. Базис

Определенная система общественных отношений. Базис

Качественное своеобразие взятых в единстве социально -экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития.

Качественное своеобразие взятых в единстве социально -экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития. Цивилизация

Надстройка Комплекс политических, правовых, идеологических, эстетических и других отношений и форм общественного сознания.

Надстройка Комплекс политических, правовых, идеологических, эстетических и других отношений и форм общественного сознания.

Общественно-экономическая формация Ступень развития общества со своим базисом и надстройкой.

Общественно-экономическая формация Ступень развития общества со своим базисом и надстройкой.

Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов Характеристика Подход Формационный Цивилизационный Достоинства Позволяет: • увидеть

Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов Характеристика Подход Формационный Цивилизационный Достоинства Позволяет: • увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; • представить историю человеческого общества как единый процесс; • установить определенные законы исторического развития общества; • предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных народов. Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике. Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др. ). Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.

Характеристика Подход Формационный Цивилизационный Недостатки Многие народы не проходили в своем развитии через все или некоторые

Характеристика Подход Формационный Цивилизационный Недостатки Многие народы не проходили в своем развитии через все или некоторые формации. Последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность. Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости истории отдельных обществ и народов. Не дает точный взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом. Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ. Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества. Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов

Читайте также: