Сообщение об одном деятели искусства 17 18 вв

Обновлено: 16.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Аввакум Петров (1620-1682) - глава старообрядцев, писатель, общественный деятель. Автор почти 100 известных на сегодняшний день работ. Главной из них является повесть "Житие" - первое произведение нового жанра - автобиографии-исповеди. Реализм в освещении сложнейшей судьбы протопопа/современного ему быта в сочетании с образностью языка делает это произведение одним из ярчайших литературных памятников XVII в.

В старообрядчестве на протяжении всей его истории являлся очень авторитетной и знаковой фигурой и почитается как исповедник.

Аввакум переселился в с. Лопатицы. В 1641 г. был рукоположен в дьяконы, в 1644 г. – в иереи. Он добросовестно относился к выполнению своих духовных обязанностей перед паствой, занимался лечением различных болезней своих прихожан, матери часто приводили к нему своих больных детей. Из-за своей прямоты, честности и ревностному выполнению обязанностей Аввакум нажил себе и немало врагов, особенно среди влиятельных людей в Лопатицах. Ему приходилось терпеть избиения, грабеж и даже попытки убийства.

В итоге Аввакума изгоняют из Лопатиц собственные прихожане. Происходит это не раньше 1646 г. Он бежит в Москву и обращается за помощью к духовнику царя Алексея Михайловича Стефану Вонифатьеву и протоиерею (протопопу) Казанского собора Иоанну Неронову. Об Аввакуме доложили Алексею Михайловичу, но в итоге Аввакум был отправлен обратно в Лопатицы, где вновь проявил себя как человек строгих правил. Это вновь стало вызывать недовольство его паствы, и вновь Аввакум стал подвергаться насилию. Побывавший в селе воевода В. Шереметев, которому жаловались на строгость Аввакума, обратился к нему с просьбой благословить его сына и, получив отказ, бросил священнослужителя в Волгу. Аввакуму едва удалось спастись. В итоге Аввакум снова покидает Лопатицы и во второй раз едет в Москву.

Погиб, но не сдался

Антропов Алексей Петрович (1716–1795) – русский живописец. Портреты Антропова отличают связь с традицией парсуны, правдивость характеристик, живописные приемы барокко.

Аргунов Иван Петрович (1729–1802) – русский крепостной живописец-портретист. Автор репрезентативных парадных и камерных портретов.

Аргунов Николай Иванович (1771–1829) – русский крепостной живописец-портретист, испытавший в своем творчестве влияние классицизма. Автор известного портрета П. И. Ковалевой-Жемчуговой.

Баженов Василий Иванович (1737–1799) – крупнейший русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Автор проекта реконструкции Кремля, романтического дворцово-паркового ансамбля в Царицыне, дома Пашкова в Москве, Михайловского замка в Петербурге. Его проекты отличали смелость композиции, разнообразие замыслов, творческое использование и сочетание традиций мировой классической и древнерусской архитектуры.

Беринг Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681–1741) – мореплаватель, капитан-командор русского флота (1730). Руководитель 1-й (1725–1730) и 2-й (1733–1741) Камчатских экспедиций. Прошел между Чукотским полуостровом и Аляской (пролив между ними теперь носит его имя), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Именем Беринга названы море, пролив и остров в северной части Тихого океана.

Боровиковский Владимир Лукич (1757–1825) – русский живописец-портретист. Его работам присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера (портрет М. И. Лопухиной и др.).

Волков Федор Григорьевич (1729–1763) – русский актер и театральный деятель. В 1750 г. организовал в Ярославле любительскую труппу (актеры – И. А. Дмитревский, Я. Д. Шумский), на основе которой в 1756 г. в Петербурге был создан первый постоянный профессиональный русский публичный театр. Сам играл в ряде трагедий Сумарокова.

Казаков Матвей Федорович (1738–1812) – выдающийся русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776–1787); Московский университет (1786–1793); Голицынская (1-я Градская) больница (1796–1801); дом-усадьба Демидова (1779- 1791); Петровский дворец (1775–1782) и др. Проявил особый талант в оформлении интерьеров (здание Дворянского собрания в Москве). Руководил составлением генерального плана Москвы. Создал архитектурную школу.

Кантемир Антиох Дмитриевич (1708–1744) –русский поэт, дипломат. Просветитель-рационалист. Один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры.

Лаптев Харитон Прокофьевич (1700–1763) – капитан 1-го ранга. Обследовал в 1739–1742 гг. побережье от р. Лены до р. Хатанги и Таймырский полуостров.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711–1765) – первый –русский ученый-энциклопедист мирового уровня, поэт. Основоположник современного русского литературного языка. Художник. Историк. Деятель народного образования и науки. Обучение проходил в Славяно-греко-латинской академии в Москве (с,1731), Академическом университете в Петербурге (с 1735), в Германии (1736–1741), С 1742г. – адъюнкт, с 1745 г. – первый русский академик Петербургской академии наук. Член Академии художеств (1763).

Ползунов Иван Иванович (1728–1766) – русский теплотехник, один из изобретателей теплового двигателя. В 1763 г. разработал проект универсального парового двигателя. В 1765 г. создал первую в России паротеплосиловую установку для заводских нужд, проработавшую 43 дня. Умер до ее пробного пуска.

Поповский Николай Никитич (1730–1760) – русский просветитель, философ и поэт. Профессор Московского университета (с 1755). Сторонник и один из идеологов просвещенного абсолютизма.

Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (1700–1771) – выдающийся русский архитектор, представитель барокко. Сын Б. К. Растрелли. Его работам свойственны грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгость прямолинейных планов в сочетании с пластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета, прихотливой орнаментикой. Крупнейшими произведениями являются Смольный монастырь (1748–1754) и Зимний дворец (1754–1762) в Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747–1752), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752–1757).

Трезини Доменико (1670–1734) – русский архитектор, представитель раннего барокко. По национальности швейцарец. В России с 1703 г. (приглашен для участия в строительстве Санкт-Петербурга). Построил летний дворец Петра I (1710–1714), собор св. Петра и Павла в Петропавловской крепости (1712–1733), здание 12-ти коллегий (1722–1734) в Петербурге.

Фельтен Юрий Матвеевич (1730–1801) – русский архитектор, представитель раннего классицизма. Автор Старого Эрмитажа (1771–1787), ограды Летнего сада (1771–1784) в Петербурге. Участвовал в сооружении гранитных набережных Невы (с 1769).

Шелихов (Шелехов) Григорий Иванович (1747–1795) – русский купец, первопроходец. В 1775 г. создал компанию для пушного и зверобойного промысла на северных островах Тихого океана и Аляске. Основал первые русские поселения в Русской Америке. Провел значительные географические исследования. На базе созданной Шелиховым компании была в 1799 г. образована Российско-американская компания.

Шубин Федот Иванович (1740–1805) – выдающийся русский скульптор. Представитель классицизма. Создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов (бюсты А. М. Голицына, 1775; М. Р. Паниной, 1775; И. Г. Орлова, 1778; М. В. Ломоносова, 1792 и др.).

Автопортрет Каналетто

Давайте вспомним самых знаменитых художников. Сразу в памяти всплывают громкие имена Эпохи Возрождения с Леонардо да Винчи во главе. Либо импрессионисты со своей цветовой революцией. Либо такие талантливые эксцентрики, как Сальвадор Дали и Энди Уорхол. И наверняка Вы также вспомните малых голландцев.

Получается, что на слуху чаще художники XVI, XVII, XIX и XX веков…

А как же век XVIII?

Между тем, XVIII столетие в истории живописи было не менее интересно. И в это время тоже творили талантливые мастера, которые внесли в изобразительное искусство что-то совершенно новое и удивительное.

Предлагаю поближе познакомиться с этими замечательными художниками.

1. Жан-Антуан Ватто (1684-1721).

Герои Ватто танцуют, музицируют, отдыхают, гуляют в парке. Завидные сцены беззаботной жизни.

Однако во всем этом улавливается ироничный взгляд художника. Чувствуется и двусмысленность, и меланхолия, а порой и грусть.

Ваттом затруднительное положение

Жан-Антуан Ватто. Затруднительное предложение. 1716. Эрмитаж.

На первый взгляд в сюжете нет ничего интригующего. На фоне природы, будто на сцене, отдыхает компания аристократов. Звуки гитары, неспешные разговоры. Но присмотритесь внимательнее: перед нами мнимая идиллия!

Молодой юноша в синем камзоле пытается остановить девушку, порывающуюся уйти. Пунцовые щёки дамы говорят о возмущении, обиде.

Остальные девушки не смотрят на рассорившуюся пару, но человек в красном всё понимает. Его лёгкая усмешка с долей ехидства говорит, что он в курсе всех событий. Но он не собирается вступаться за девушку. Наоборот, ему доставляет удовольствие наблюдать за ее реакцией.

Неловкая ситуация, которая поначалу казалась обыденной пасторалью. Так что картина в стиле рококо тоже может быть многослойной.

В историю живописи Ватто вошёл, как талантливый колорист. Тончайшие оттенки и наслоения коричневых, сиреневых, жёлтых, розовых тонов – всё это фирменное цветовое решение художника.

Ватто паломничество на остров Киферу

Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу. 1717. 129 × 194 см. Лувр, Париж.

На картине изумительно выстроена композиция. Персонажи расставлены просто гениально: они будто танцуют, то устремляясь вглубь картины, то приближаясь к зрителю.

Ватто вывеска лавки Жерсена

Жан-Антуан Ватто. Вывеска лавки Жерсена. 1720. Шарлоттенбург, Германия.

Ватто создал эту картину в качестве вывески для реальной лавки своего друга. Поэтому какое-то время этот шедевр висел на улице, над дверью в эту лавку.

Казалось бы, это просто бытовая сцена. Посетители рассматривают картины. Но у Ватто же всегда что-нибудь ещё заложено.

Вот и тут он показывает закат эпохи Короля-Солнце, Людовика XIV. Аллегорически, конечно — портрет Людовика убирают в ящик.

Вот так Ватто умел передавать смыслы с помощью изящных и малозаметных поз и жестов.

И в этом сквозит все та же меланхолия: ведь именно при этом правителе расцвело искусство. Именно в эту эпоху Ватто состоялся, как художник.

Плодотворный период художника длился всего 12 лет! Но за это время он успел получить признание, вырастить последователей и дать старт новому стилю в искусстве (рококо).

2. Жан-Батист Шарден (1699-1779).

Шарден автопортрет

Жан-Батист Шарден. Автопортрет. 1771. Лувр, Париж.

Жан-Батист Симеон Шарден признанием при жизни был обделён. А зря — его работы являются величайшим достижением реализма в живописи.

Но в результате его работы оказались вне времени. Невольно удивляешься, сколько любви к окружающему миру читается в его картинах. Кажется, Шарден восхищался буквально всем, что видел вокруг.

Шарден медный бак

Жан-Батист Шарден. Медный бак. 1734. Лувр, Париж.

В этой простоте мастер видел поэзию. Цветом он передаёт полированный блеск от множества прикосновений рук, игру солнца на медных боках.

Это больше, чем натюрморт. Это образ, полный благородства. И никакая простота предмета не может нивелировать это.

Только самые прозорливые современники сумели по достоинству оценить Шардена. Например, Дидро. Да и как можно не восхищаться честностью и наблюдательностью художника.

Шарден мальчик с юлой

Жан-Батист Шарден. Мальчик с юлой. 1738. Лувр, Париж.

Модный парик, чопорный костюм, тугой шейный платок, строгая осанка. Но Шарден показывает, что это всего лишь мальчик, которому свойственно любопытство и живость характера. И никакими атрибутами это не скрыть.

Художник был преданным семьянином. Даже на автопортрете он предстаёт перед нами в домашнем колпаке, этаким добрым дедушкой.

А образ супруги чрезвычайно правдив, без прикрас.

Это уже немолодая женщина, но как много здесь преданности и искренности. И это во времена, когда от портрета ждали декоративности и вычурной красоты.

Что ж, Шарден смело двигался своей дорогой. Он предпочитал манерности простой рассказ о жизни, о людях и их быте.

3. Каналетто (1697-1768).

Каналетто автопортрет

Каналетто. Автопортрет. XVIII век. Частная коллекция.

Каналетто был основателем школы ведуистов. Нет, это никакое не религиозное течение. А всего лишь живописный жанр, который предполагает детальное изображение городского пейзажа.

Такой подход к пейзажу был в новинку в те времена. И именно метод Каналетто оказал наибольшее влияние на все последующие поколения ландшафтных художников.

Начинал Каналетто с изображений повседневной жизни венецианских улиц. И уже в первых его работах есть точность рисунка, владение композицией, знание архитектуры.

Каналетто гранд-канал

Каналетто. Гранд-Канал. 1730. Галерея Уффици, Флоренция.

А здания вокруг – это уже не бездушные театральные декорации, а полноценные герои картины. Удивительная передача света и тени! Ну как тут не вспомнить об импрессионистах?

Каналетто много работал на натуре, что в то время было редкой практикой. Много экспериментировал с расположением элементов на полотне. И активно применял камеру-обскуру, чтобы достичь документальной точности в изображении.

В 1746 году Каналетто переехал в Англию, где быстро завоевал любовь публики.

Но зато сколько за счёт этой свободы появляется симметрии и гармонии! Ни одно точное фото не способно передать величавость собора так, как это сделал Каналетто!

Каналетто Скуола Сан-Марко

Каналетто. Скуола Сан-Марко. 1765. Музей Тиссен-Борнемисы, Мадрид.

Художник подбирает необычный, драматичный цвет неба. Здание написано невероятно тонкой линией. Рассветные лучи мягко обволакивают Скуолу. Потрясающее сочетание красоты природы и архитектуры. В этом весь Каналетто!

В конце жизни мастера мода на подобные пейзажи прошла. Он был забыт. Но его влияние на искусство уже не ослабеет никогда. Ведь Каналетто заложил основы совершенно новой эстетики городских пейзажей.

4. Жан-Этьен Лиотар (1702-1789)

Лиотар автопортрет

Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет. 1868. Частная коллекция.

Личность Лиотара загадочна. А его жизненный путь полон белых пятен. Например, до сих пор биографы гадают, почему он одевался как турецкий поданный.

Но известно, что он был 13 ребёнком в семье и получил первое образование, как миниатюрист. После были годы странствий, о которых мало что известно.

Но именно в это время он открыл для себя пастель. Эта техника прославила его на всю Европу.

Лиотар три грации

Жан-Этьен Лиотар. Три грации. 1737. Рейксмузей, Амстердам.

Здесь можно воочию увидеть, за что мастер так любил пастель. Мягкие линии, плавные цветовые переходы, реалистичное изображение деталей и, конечно, нежный колорит.

Сам художник упоминал, что живопись – это зеркало всего прекрасного, и только пастель позволяет реалистично передавать восхитительный окружающий мир.

Глядя на эту пастельную картину, сложно возразить мастеру.

Лиотар Шоколадница

Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница. 1745. Пастель, пергамент. 82,5х52,5 см. Дрезденская галерея.

Личность прекрасной героини породила немало мифов. О части из них я рассказываю в статье про эту картину .

Взгляд модели в сторону разрушает все каноны классического портрета. Нейтральный фон делает изображение ещё более рельефным.

Лиотар Портрет принца уэльского

Жан-Этьен Лиотар. Портрет Георга, Принца Уэльского (позже Георга 3). 1754. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.

Молодой юноша предстаёт перед нами в пол-оборота. Мы не видим пышных одежд, атрибутов королевской принадлежности. Зато сразу наше внимание привлекает румянец на щеках героя: перед нами всего лишь юноша, хоть и принц.

Ссылка на бесплатный курс

Менгс автопортрет

Антон Рафаэль Менгс. Автопортрет. 1773. Галерея Уффици, Флоренция.

Он призывал объединить выверенность классических канонов античного искусства с лучшими находками мастеров Возрождения . Нужно взять всё лучшее у лучших. Что может быть проще?

Работа явно выполнена в классическом стиле. Никакой излишней драматизации барокко, скрупулёзной фотографической точности реализма и экспериментов со световыми эффектами импрессионизма.

Герой портрета выглядит, как идеальный представитель своего сословия. Дорогое одеяние, уверенный взгляд, гордая осанка, правильные черты лица. Немного полноват, но тогда это было признаком достатка.

Современники называли портреты Менгса слишком холодными. Но он всего лишь следовал точным правилам композиции, светотени и перспективы.

Менгс Рождество

Антон Рафаэль Менгс. Рождество. 1772. Прадо, Мадрид.

Кажется, что перед нами картина эпохи Ренессанса. Нет, это Менгс. Живописец считал, что художники Возрождения обладали безупречным вкусом. И нет ничего плохого, чтобы им подражать.

Если бы Менгс жил в XVI веке, то однозначно был бы записан в список величайших художников Ренессанса. Наравне с Рафаэлем и Тицианом. Но этого не случилось, так как он просто шел по их стопам. Пусть и очень мастерски.

Менгс Юпитер целует Ганимеда

Антон Рафаэль Менгс. Юпитер целует Ганимеда. 1758.Национальная галерея, Рим.

Именно эта картина навсегда рассорила Менгса с его учителем Иоганном Винкельманом. Последний принял картину за античный подлинник: настолько точно скопировал Менгс стиль древних мастеров.

Более того, он даже внёс полотно в свою искусствоведческую книгу, чем сильно навредил своей репутации, когда обман раскрылся.

Что за авантюрные мысли обуревали Менгса так поступить, неизвестно. Но правду об авторстве он открыл только перед смертью.

6. Федор Рокотов (1735-1808)

Автопортрет Рокотова

Фёдор Рокотов. Автопортрет. 1757. Третьяковская галерея.

Фёдор Степанович Рокотов… был крепостным. Что на самом деле не удивительно для той эпохи.

Именно людей подневольных в первую очередь отправляли учиться живописи. Так художественная академия была спокойна, что спорить с заведёнными традициями люди, привыкшие подчиняться, не будут.

Но, так или иначе, только талант помог Рокотову пробиться на самый верх, к пышным залам аристократов и самой императрицы Екатерины II.

Рокотов дама в розовом

Фёдор Рокотов. Портрет неизвестной (Дама в розовом). 1764. Третьяковская галерея.

А портрет внебрачного сына Екатерины II, Алексея Бобринского видел каждый, кто интересуется историей.

Милый мальчуган с погремушкой, в чепчике с оборками больше походит на девочку. До пяти лет детей не делили по половому признаку, и наряды были одинаковые для всех.

В это время Рокотов был самым почитаемым при дворе художником и любимцем императрицы. Поэтому художник рискнул и придал портрету мальчика черты матери. Хотя происхождение Алексея хранилось в строжайшем секрете.

В портретах Рокотова можно отметить не только реализм свето-воздушной среды. Но и умение передать характер модели: чувство достоинства, гордость, внутреннюю красоту, душевное богатство.

Ни на каком другом портрете Екатерина Великая не была столь грандиозна, величава и…красива, как у Рокотова.

6 самых выдающихся художников XVIII века

Фёдор Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763. Третьяковская галерея.

Написанный в честь коронации, портрет стал эталонным изображением Екатерины II. Мастер выбрал редкий ракурс для того времени – профильное изображение, выстроив всю композицию вокруг героини.

Властность и честолюбие императрицы Рокотов облагораживает, превращая в прекрасные стремления. Художник улавливает её живой характер, ясный ум, энергию.

Именно благодаря Рокотову мы имеем редкую возможность увидеть, как выглядели его знатные современники. И везде мы отметим реалистичность, благородство и красоту.

Такие разные, художники XVIII века, каждый по-своему видел живопись и будущее любимого искусства.

Еще один француз, Шарден, впервые обратился к бытовым сюжетам, найдя в этом чрезвычайную красоту и поэзию.

Итальянец Каналетто прославил городские пейзажи.

Швейцарец Лиотар по-новому взглянул на портретный жанр, выдвинув на передний план пастельную технику.

А русскому Рокотову было суждено, словно летописцу, оставить для нас талантливые изображения многих влиятельных соотечественников.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

17 век подарил миру целую плеяду известных живописцев. Художники экспериментируют в разных направлениях. Большое влияние на их творчество оказало искусство эпохи Возрождения, в первую очередь — шедевры, рожденные гением Леонардо да Винчи.

Караваджо

Самые известные художники 17 века. Караваджо

У Караваджо было много врагов. Но еще больше — поклонников и последователей, стремившихся превзойти учителя. Имя оказалось вычеркнуто на три столетия: не устраивались выставки, о нем почти не вспоминали. Но справедливость все-таки восторжествовала: Караваджо вновь нашел своих ценителей, о таланте заговорили.

Самые известные художники 17 века. Караваджо. Призвание апостола Матфея

Диего Веласкес

Самые известные художники 17 века. Диего Веласкес

Самые известные художники 17 века. Венера перед зеркалом, Диего Веласкес

Веласкес — мастер портретного искусства. Он не желает льстить, показывает истинные черты характера человека, которого рисует. Посмотрите на изображение Папы Римского Иннокентия. От него прямо исходит коварство и жестокость: сжатые губы, напряженный колючий взгляд, кровавая мантия…

Живописец шел наперекор инквизиции и ханжеству. Немного жаль, что он родился именно в Испании в 17 столетии, а не в свободную эпоху Ренессанса — возможно, тогда революционных прорывов в искусстве он совершил бы еще больше…

Самые известные художники 17 века. Веласкес, портрет Папы Римского Иннокентия

Рембрандт Харменс ван Рейн

Самые известные художники 17 века. Рембрандт Харменс ван Рейн

Вошел в историю мирового искусства как яркий представитель золотого века Нидерландов. Рембрандт сумел передать весь спектр человеческих переживаний. Много экспериментировал с жанрами. Главные герои — люди. Произведения погружают в мир эмоций. Для передачи настроения он использовал наработки караваджистов, мастерски владел светотенью.

Самые известные художники 17 века. Рембрандт. Ночной дозор

Питер Пауль Рубенс

Самые известные художники 17 века. Автопортрет Рубенса

Творчество этого художника — органичный коктейль из идей венецианской школы и новаторского реализма Питера Брейгеля Старшего. Основной жанр, на котором специализировался, — живопись на библейские сюжеты. Создавал исторические полотна. Пробовал себя в создании произведений на мифологическую тематику. Для написания использовал не холсты, а деревянные полированные панели. Особенность Рубенса — письмо длинными волнистыми мазками.

Рубенс принадлежит к тем авторам, работы которых необходимо смотреть в оригинале. Репродукции не передают флера, исходящего от его полотен.

Самые известные художники 17 века. Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа

Хосе де Рибера

Самые известные художники 17 века. Портрет Хосе де Рибера

Переехал в Италию в подростковом возрасте. Но тем не менее в его живописи навсегда остался испанский колорит. В картинах отсутствует академизм, присущий итальянской школе.

Изучая историю императорской России, исследователи, как правило, фокусируют своё внимание на монархах, определявших принципиальные положения внутренней и внешней политики государства. Это естественный подход при изучении абсолютизма. Тем не менее, отдельные чиновники и полководцы также нередко играли важную роль в принятии ключевых решений. При слабых монархах они нередко становились фактическими правителями империи. А при глубинных изменениях в годы правления Петра I, Екатерины II и Александра I они становились опорой для монарха-реформатора.

Большинство населения, включая консервативное дворянство, не было готово воспринять коренные изменения, инициированные монархами. Без поддержки видных государственных деятелей, таких как Александр Меншиков, Михаил Воронцов или Николай Сперанский, полноценное воплощение государевых замыслов было бы невозможно. Ниже в таблице представлена краткая характеристика деятельности некоторых гражданских и военных чиновников, существенно повлиявших на ход истории России в ХVIII и ХIХ веках.

Князь, боярин, русский полководец. Участник подавления восстания И.И.Болотникова. В 1610г. во главе русско-шведской армии освободил Москву от осады тушинцев.

Русский дипломат, боярин, воевода. Руководил внешней политикой в 1667-71гг., Посольским и др. приказами. Заключил Андрусовское перемирие 1667г. В 1672г. постригся в монахи.

Граф, русский государственный деятель, посол в османской империи (1702-14). С 1718 начальник Тайной канцелярии. С 1726 член Верховного тайного совета. В 1727 выступил против Меншикова, заточен в Соловецкий монастырь.

Адмирал, швейцарец. С 1678г. на русской службе. Сподвижник Петра I, командовал флотом в Азовских походах. В 1697-98 один из руководителей Великого посольства.

Граф, сподвижник Петра I. Командовал русским флотом в Северной войне и Персидском походе. С 1718г. президент Адмиралтейств-коллегии, с 1726 член Верховного Тайного совета.

Князь, участник Северной войны. Руководил подавлением Булавинского восстания. С 1728 член Верховного Тайного совета. В 1731 арестован, в 1739 заточен в Соловецкий монастырь. С 1741 президент Военной коллегии.

Князь, русский дипломант. С 1727 член Верховного тайного совета. В 1730 заточен в Соловецкий монастырь. Казнен.

Русский государственный и военный деятель, сподвижник Петра I, сенатор, президент Берг- и Мануфактур-коллегии (1717). Переводил иностранные книги, ведал Московской гражданской типографией.

Сподвижник Петра I, светлейший князь (1707), генералиссимус (1727). Сын придворного конюха. Крупный военачальник во время Северной войны. При Екатерине I фактический правитель государства. Петром II сослан в Березов.

Русский государственный деятель, кабинет-секретарь Петра I (с 1710г. ). Содействовал воцарению Екатерины I. При Петре II – президент Камер-коллегии.

Князь, сподвижник Петра I, дипломат. Участник Азовских походов и Северной войны. Командовал Семеновским полком в Полтавской битве.

Граф, русский государственный деятель и дипломат, один из ближайших помощников Петра I, генерал-прокурор Сената.

Граф, русский военный и государственный деятель. При императрице Анне Иоанновне – президент Военной коллегии, командовал русской армией в русско-турецкой войне 1735-1739гг. В 1742 сослан Елизаветой Петровной, возвращен из ссылки Петром III в 1762.

Русский историк, государственный деятель. В 1720-22 и 1734-37 управлял казенными заводами на Урале. В 1741-45гг. – астраханский губернатор.

Русский государственный деятель, дипломат, граф (1730). Член Верховного Тайного совета. Фактический руководитель внутренней и внешней политики России при Анне Иоанновне. В 1741г. сослан Елизаветой Петровной в Березов.

Граф, фаворит императрицы Анны Иоанновны, герцог Курляндский (с 1737), создатель реакционного режима – бироновщины. После дворцового переворота 1741 арестован и сослан. Помилован и возвращен в Петербург Петром III.

Граф, русский государственный деятель и дипломат. В 1740-41гг. — кабинет-министр, в 1744-58гг. – канцлер. С 1762 первоприсутствующий в Сенате.

Граф, фаворит Елизаветы Петровны. Во время Семилетней войны в 1760-61гг. – главнокомандующий русской армией.

Граф, генеральный фельдмаршал (1756). Участник дворцового переворота 1741. С 1742г. – морганатический супруг Елизаветы Петровны.

Граф, русский государственный деятель. Участник дворцового переворота 1741г. Фактический руководитель правительства при Елизавете Петровне. Отменил внутренние пошлины. Один из организаторов русской армии в Семилетней войне, усовершенствовал русскую артиллерию.

Граф, участник дворцового переворота 1741г. В 1746-63 начальник Тайной канцелярии.

Граф, русский государственный деятель и дипломат. В 1741г. – участник дворцового переворота и ареста правительницы Анны Леопольдовны.

Русский государственный деятель, фаворит Елизаветы Петровны, ген.адъютант (1760). Покровительствовал просвещению. 1-й куратор Московского университета, президент Академии художеств.

Граф, русский государственный деятель и дипломат. С 1747г. посланник в Дании, Швеции. Участник дворцового переворота 1762г. Воспитатель Павла I. Автор конституционных проектов.

Граф, фаворит Екатерины II. Один из организаторов дворцового переворота 1762г. 1-й президент Вольного экономического общества.

Граф, генерал-аншеф. Один из главных участников дворцового переворота 1762г. Командовал русской эскадрой в Средиземном море. За победы у Наварина и Чесмы получил титул Чесменского. С 1775г. в отставке.

Русский гос. и военный деятель, генерал-фельдмаршал (1784), организатор дворцового переворота 1762, фаворит и ближайший помощник Екатерины II. Способствовал освоению Сев. Причерноморья. После присоединения Крыма получил титул светлейшего князя Таврического.

Граф, русский генерал от кавалерии. В 1798г.—1801г. – петербургский ген-губернатор. Один из организаторов и участников убийства императора Павла I.

Русский государственный деятель, граф, генерал, фаворит Павла I, всесильный временщик при Александре I. В 1815-25гг. – фактический руководитель государства (аракчеевщина), организатор и главный начальник военных поселений.

Граф, русский государственный деятель. С 1808г. – ближайший советник Александра I, автор плана либеральных преобразований, инициатор создания госсовета (1810). В 1812-16 в ссылке, в 1819-21гг. – генеральный губернатор Сибири.

Князь, русский государственный деятель. Участник подавления восстания декабристов. В 1844—1856гг. – шеф жандармов. В 1856г. – первый уполномоченный России на Парижском конгрессе. В 1856-60гг. – председатель госсовета и кабинета министров.

Граф, русский государственный деятель. В 1837-56гг. – министр госимуществ, провел реформу управления государственные крестьянами. Сторонник отмены крепостного права.

Граф, русский государственный деятель. Фактический руководитель военных действий на Кавказе в 1877-78гг. Сочетал репрессии против революционеров с уступками либералам.

Читайте также: