Сообщение о техногенном пожаре московской области

Обновлено: 15.05.2024

Крупнейшие техногенные катастрофы Москвы. От Лужкова до Собянина

Авария на Шлюзе № 7 Канала имени Москвы 10 января 2019 года, в результате которой часть дамбы размыло из-за провала грунта и частично затопило Тушинский тоннель, привела к возобновлению обсуждения проблемы защищенности столицы от техногенных катастроф.

ИА FederalCity предлагает обзор крупнейших техногенных катастроф, произошедших в Москве в 2000-е годы в период руководства городом двух его мэров – Юрия Лужкова (1992–2010 годы) и Сергея Собянина.

Пожар на Останкинской телебашне 27–28 августа 2000 года

Пожар на Останкинской телебашне с 27 по 28 августа 2000 года стал крупнейшей техногенной катастрофой, произошедшей в Москве после распада СССР. Во время пожара погибли три человека, вещание большинства российских телеканалов на Москву и Московскую область было приостановлено.

Возгорание возникло на высоте 460 м, выгорели 3 этажа. Гибель людей произошла из-за падения с высоты около 300 метров скоростного лифта. Погибли заместитель начальника УГПС СВАО Владимир Арсюков, лифтер Светлана Лосева и слесарь-ремонтник Александр Шипилин.

Из-за высокой температуры оборвались 120 из 149 тросов, скрепляющих бетонную конструкцию башни, однако башня устояла, а тросы впоследствии были восстановлены.

Некоторое время были сложности при передаче сигнала каналов ОРТ и РТР.

Обрушение "Трансвааль-парка" 14 февраля 2004 года

В спортивно-развлекательном комплексе "Трансвааль-парк", построенном на юго-западе Москвы в районе Ясенево и открытом в 2002 году, 14 февраля 2004 года произошло обрушение конструкции крыши сооружения.

В момент аварии в аквапарке находилось до 1300 человек. Обрушение произошло в субботу, выходной день, из-за чего посетителей было больше, чем обычно.

Обрушение произошло на площади в 5 тыс. м², купольная крыша упала на зону водных развлечений. В результате трагедии 28 человек (из них 8 детей) погибли, 12 получили тяжелые увечья, около 200 получили различные ранения.

Причиной обрушения крыши была названа ошибка при проектировании.

Авария в энергосистеме Москвы 25 мая 2005 года

После двух возгораний 24 и 25 мая подстанция "Чагино" была отключена. По этой причине создалась критическая ситуация на Московском нефтеперерабатывающем заводе (МНПЗ): завод не должен был оставаться без электроэнергии, так как необходима постоянная работа насосов, откачивающих газ, образующийся в ходе непрерывного технологического процесса нефтеперегонки, и подающих технологическую воду для охлаждения нефтеперегонных установок.

Авария привела к сбоям в работе московского энергокольца и во всей объединенной с ним энергосистеме европейской части России. Произошло каскадное отключение подстанций в нескольких районах Москвы, городах Подмосковья и близлежащих областях. Отключились также пять московских электростанций ТЭЦ и еще 15 питающих центров. В Московской области без электричества остались 34 района. Полностью обесточена оказалась Тула.

Из-за энергоаварии на резервные источники электропитания были переведены здания Совета Федерации и Генерального штаба, службы центрального командного пункта и узла связи космических войск, штаба дальней авиации и штаба тыла вооруженных сил, Главного штаба ракетных войск стратегического назначения, Главного центра испытания и управления космических войск, Западного командного пункта системы предупреждения о ракетном нападении космических войск.

Из-за перебоев с поставкой энергии проблемы в работе испытывали банки, московские биржи РТС и ММВБ, часть российского сегмента Интернета, операторы мобильной связи Москвы и Московского региона. Торговые сети на юге столицы прекратили или сократили торговые операции, в течение 25 мая не работали все предприятия в промышленных зонах столицы (ЗИЛ, Московский подшипниковый завод, Микояновский, Бирюлевский и Таганский мясокомбинаты, Царицынский молокозавод, почти все производители мороженого и других скоропортящихся продуктов питания.

На птицефабриках Петелино и Тульская погибли более 1 млн кур, на Ступинском металлургическом комбинате в доменных печах застыл расплавленный никель. Понесли убытки автозаправочные станции Южного, Юго-Восточного и Юго-Западного округов, не имеющие собственных систем автономного питания.

Без воды какое-то время оставались районы на юге и юго-западе Москвы (Коньково, Орехово-Борисово).

Московский метрополитен столкнулся с самым масштабным сбоем в работе за всю свою историю: из работы были исключены 52 из 170 станций Московского метро, движение частично или полностью отсутствовало на нескольких линиях.

Была осуществлена эвакуация пассажиров из 27 поездов, находившихся в тоннелях.

По другим данным, в тоннелях на разных линиях остановилось 43 состава, в которых находилось около 20 тыс. человек.

В московских лифтах оказались запертыми больше тысячи человек.

Каждый восьмой светофор на улицах Москвы был отключен, дорожная обстановка была очень сложной.

От 500 до 2000 пассажиров опоздали на свои авиарейсы из Домодедово из-за остановки экспрессов от Павелецкого вокзала. На железных дорогах Московского региона произошли массовые сбои, встали Павелецкий, Курский и частично Белорусский вокзалы.

Подключение всех затронутых аварией потребителей было закончено только к 16:00 26 мая.

Потери Москвы от аварии составили 1,708 млрд рублей, Московской области – 503,94 млн рублей, Тульской области – 436,8 млн рублей.

Обрушение Басманного рынка 23 февраля 2006 года

Обрушение произошло в 5 часов 20 минут по московскому времени, вскоре начался пожар. В результате трагедии погибли 68 человек. Среди них были граждане России, Грузии, Азербайджана, Таджикистана и Узбекистана, работавшие на рынке. Ещё 33 человека получили травмы различной степени тяжести. Площадь обрушения составила более 3 тысяч м², в спасательной операции приняли участие 993 человека.

Собственником рынка был Департамент имущества Москвы. Среди версий о причине аварии говорилось об ошибке проектирования, нарушении правил эксплуатации здания, ненадлежащем исполнении обязанностей должностными лицами при осмотре технического состояния здания. Версия теракта была отвергнута, о чем сообщил мэр Москвы Юрий Лужков.

Было установлено, что непосредственной причиной трагедии стал обрыв одного из тросов, на которых держалась крыша. Трос был испорчен коррозией и перегружен из-за внеплановой перестройки здания и отсутствия капитального ремонта. Конструкцию кровли утяжелял увлажненный утеплитель, элементы ее конструкций были сильно поражены коррозией.

Виновные в обрушении рынка до сих пор официально не определены.

Взрыв и пожар на газопроводе в Москве в 2009 году 9–10 мая 2009 года

Крупная техногенная катастрофа произошла на юго-западе Москвы в ночь с 9 на 10 мая в районе Озерной улицы и Мичуринского проспекта. После взрыва на газопроводе начался пожар, из-за которого пострадали около 70 автомобилей.

В момент взрыва пострадали пять водителей и пассажиров машин, проезжавших по МКАД недалеко от места происшествия. Высота пламени горения газа составила около 200 метров, только через несколько часов она снизилась до 30-40 метров.

В тушении пожара участвовало 52 пожарных расчета. Горение газа на месте взрыва было остановлено только через 15 часов.

Катастрофа в Московском метрополитене 15 июля 2014 года

Один из вагонов был очень сильно деформирован, спасателям пришлось эвакуировать людей после использования гидравлических инструментов. Всего из метро на поверхность спасатели вывели 189 человек, для эвакуации пострадавших были использованы 10 автомашин скорой помощи и вертолет медицины катастроф.

Примерно в 10.55 на место происшествия прибыл мэр Москвы Сергей Собянин, он заслушал доклад оперативных служб о ходе их действий.

В результате катастрофы, которая стала крупнейшей техногенной аварией в московском метро, погибли 24 человека. Из них 20 человек скончались на месте катастрофы, четверо скончались от полученных травм в больнице.

Общее количество пострадавших – 217 человек, 150 из них были госпитализированы, 47 человек были в тяжелом состоянии.

Причиной аварии стал неправильный ремонт стрелочного механизма.

Размыв дамбы Канала имени Москвы и частичное затопление Тушинского тоннеля 10 января 2019 года


10 января в результате проседания грунта площадью 5 на 15 метров на канале им. Москвы между гидроузлами 7 и 8 произошел размыв части дамба и частичное затопление хлынувшей водой Тушинского тоннеля. Размыв почвы произошел под земляной насыпной дамбой в районе стыка автомобильного тоннеля – между грунтом и стенкой.

В результате обвала грунта со стороны правого берега канала образовалась промоина, через которую поток воды и глины хлынул на проезжую часть. Движение на Волоколамском шоссе в зоне происшествия было полностью остановлено. К 18:00 последствия аварии на проезжей части были устранены, остановлен поток воды и возобновлено автомобильное движение в обе стороны.

Порядка 330 тысяч кубометров воды было спущено в результате промыва грунта в Тушинском тоннеле, сообщил журналистам руководитель "Канала имени Москвы" Герман Елянюшкин.

Заммэра Москвы Петр Бирюков сообщил, что выводы о причинах аварии будут сделаны после исследования специалистами, но не исключил, что затопление тоннеля могло быть быть вызвано нарушениями при расширении Волоколамского шоссе и строительстве тоннеля в начале 2000-х годов во время работы мэром столицы Юрия Лужкова.

Лужков заявил, что инцидент с подтоплением Тушинского тоннеля в столице не имеет отношения к работе его команды в начале 2000-х годов, поскольку работы по каналу имени Москвы не относились к компетенции столичного правительства.

Инцидент в Парке Горького

Накануне аварии на Канале в Москве произошел другой инцидент: в новогоднюю ночь обрушился деревянный мост с людьми, из-за чего пострадали 13 человек. Мэр Москвы Сергей Собянин поручил Департаменту культуры Москвы уволить руководителя Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. Им была с октября 2016 года Марина Люльчук, возглавлявшая до этого госучреждение "Объединенная дирекция "Мосгорпарк".

"Всем пострадавшим, несмотря на то, что большинство не москвичи, будет выплачена компенсация в сумме до 500 тыс. рублей", – сообщил Сергей Собянин.

Число техногенных пожаров в Подмосковье снизилось на 10%

Две тысячи двести двадцать семь техногенных пожаров (в домах и квартирах, нежилых помещениях, на производственных объектах и на транспорте) произошло в Подмосковье с начала 2017 года, это на 10% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (2480 пожаров), сообщает пресс-служба заместителя председателя правительства Московской области Дмитрия Пестова.

Так, с начала года пожарными в регионе спасено из огня 364 человека.

При этом почти на 14% сократилось количество людей, погибших во время техногенных пожаров на территории Подмосковья.

В первые месяцы года самыми распространенными причинами пожаров являлись неправильная эксплуатация электрических приборов, проблемы с печным оборудованием.

По прогнозам синоптиков, в ряде регионов Центральной России июль ожидается чрезвычайно жарким. Особые меры предосторожности, что называется, начеку, проявляют оперативные службы Шатурского района Подмосковья. Где в 1972 году (и тоже в июле!) вспыхнули самые масштабные в истории региона лесоторфяные пожары.

Гибли люди и техника, а весь период ликвидации природной стихии здесь постоянно жили (!) тогдашние министр обороны СССР маршал Гречко и 1-й секретарь Московского обкома КПСС Василий Конотоп.

Все было более чем серьезно, едкий дым с горящих торфяников доходил до стен Кремля. В район были стянуты силы со всего Советского Союза.


Да, все помнят лесоторфяные пожары жаркого лета 2010 года, когда дымом заволокло пол-Москвы. После того бедствия на федеральном уровне была принята программа обводнения торфяников. Которая, увы, при определенном стечении обстоятельств (жаркая погода, ветер и человеческое головотяпство) не гарантирует нам исключения пожаров.

— Лето выдалось очень жарким, мы все надеялись, что польет дождь, но его все не было и не было, — вспоминает Виктор Петрович. — В памяти у меня почему-то застряли какие-то местные выборы, наверное, в районный совет депутатов. В конце июня я объезжал избирательные участки, проверял состояние противопожарной безопасности.

В тот сезон я служил в штабе, но поскольку торфяники вокруг дымились, то, конечно, тоже участвовал в ликвидации огня — на Туголесском, Рязановском и Радовицком торфопредприятиях.


ИЗ ДОСЬЕ "МК"

На Шатурском добывали кусковой торф — брикеты. Население его сушило в том числе для собственных нужд, вместо угля. А туристы и отдыхающие жгли от комаров — он давал густой дым.

То возгорание было далеко от Шатуры. Но поднялся сильный ветер в сторону города. Все заволокло дымом, солнца не стало видно…

В город буквально сразу были введены армейские части, тысячи солдат. Точно не знаю количество, но не 100 тысяч, как иногда пишут в сетях. Сначала ввели Таманскую сухопутную дивизию. Потом Кантемировскую танковую. Но танки хоть грязи не боятся, а по торфу ездить не могли, слишком тяжелые. Они в густых лесах обустраивали нам просеки.

Еще стояли армейские вертолеты. Я несколько раз летал. Температура была жуткая. Между Радовицким и Рязановским была узкоколейка для вывоза просушенного торфа. 12 километров. Так вот, от огня рельсы перекручивало в узел. Такая была температура.

— В том-то и дело, что удалось. Правила безопасности категорически запрещали въезд на торфяники автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, не оборудованных искрогасителями.

Мчится он по торфянику, искры летят — вспыхивает сразу костер, искры летят — снова костер…

8 километров торфяников в цепочку сразу загорелись, сплошной линией.

Но на следующий день поднялся уже настоящий ураган. Сильный юго-восточный ветер, те 8 км вспыхнули с новой силой, которую нам уже удержать не удалось.

Все эти километры через поселки Радовицкий, Рязановский, деревню Сазоново единым фронтом двинулись на Шатуру…

В одночасье заполыхали 20 тыс. га торфа, точнее, штабеля из брикетов.

Самый сильный пожар был на Радовицком и Рязановском торфопредприятиях.

С огнем бились до самой зимы, помогал весь Советский Союз, пожарные со всех союзных республик. Шутка ли, дым окутал саму Москву!

В Интернете читал, что огонь якобы заливали бетоном. Глупость какая-то. Ну зальешь 100 квадратных метров, а горят-то тысячи гектаров!

— В чем заключались ваши обязанности офицера штаба?

— Дважды в день ко мне стекалась вся информация о возгораниях, я ее передавал районному начальству и в область. Штаб распределял по предприятиям: какую технику, в каком количестве и сколько человек на борьбу с огнем выделить. Часто выезжал на проверку поступающих сигналов с мест.

— Ваша пожарная амуниция?

— Ранцевый огнетушитель и рация. Ранцевыми огнетушителями оснащались в основном лесхозы. Это был брезентовый мешок с водой, литров 10–12, и насосом. Конечно, с ним особенно ничего не потушишь, тем более когда вокруг все полыхает и трещит. Современные ранцевые огнетушители примерно такие же, только покрасивше, вместо брезентового мешка пластмассовый корпус.

— А рация была мощной? Как докладывали обстановку руководству, если выезжали на место возгорания?

— Рации в 72-м были совершенно допотопные, портативных тогда не было, о них даже не мечтали. Ими оснащался спецтранспорт, дальность была неплохой, километров 25. Но для связи с Большой землей на машине нужно было въехать на какую-нибудь возвышенность, пригорок. В низине они не работали.

— Александр Георгиевич Бояркин, впоследствии он участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Кажется, остальные уже на кладбище.


ИЗ ДОСЬЕ "МК"

В результате пожаров 1972 года в Московской области сгорело 19 деревень и погибли 104 человека. Огонь бушевал и в соседних с Шатурой районах: Орехово-Зуевском, Павлово-Посадском, Ногинском…

— Какие в то время были пожарные силы в районе?

— На каждом торфопредприятии имелась своя пожарная часть. Самая крупная — на Шатурторфе, 100 человек.

Еще в городе отдельно стояла центральная пожарная часть из 100 служащих, три караула по 30 человек. Два караула выезжали на торфяники, а один обязательно оставался в городе — если вдруг загорятся жилые дома.

— Паника была?

— Как таковой не было. Местные предприятия работали в обычном режиме, на выходные дни на пожары мобилизовывали местное население. По городу и поселкам ездили машины с громкоговорителями, объявляли, куда собираться мужчинам, их отвозили на автобусах.

Массовой эвакуации населения, о чем тоже иногда пишут, не было. Разумеется, все пионерские лагеря были срочно закрыты, детей организовано вывезли в Шатуру, где их забрали родители.

В городской черте открытого огня не было, но была сильная задымленность.

— Как было организовано питание ликвидаторов?

— По талонам, которые выдавались торфопредприятиями. Обслуживали все столовые общепита в районе, столовая Шатурского транспортного управления и даже единственный в городе ресторан. Питание было вкусным. Даже сейчас помню макароны с котлетами, макароны по-флотски. Советские такие макароны толщиной с палец. Повара добавки нам не жалели.

Те, кто тушил лесные пожары, питались по талонам лесхозов. Никаких денег с нас не брали.

— Говорят, лесные верховые пожары очень страшные…

— Это так. В начале августа, когда уже все полыхало, в штаб сообщили, что загорелся лес у деревни Бурундуки. У меня был служебный мотоцикл с коляской. Мы сели с напарником Геной Соболевым и помчались туда, нужно было проверить информацию и вызвать пожарные расчеты. Не доезжая до деревни метров 500, увидели над лесом густой черный дым.

Верховой огонь, по кронам, со свистом и каким-то ревом летел прямо на нас.

Оставались какие-то секунды. По просеке на мотоцикле мы рванули от огня, уже ощущался сильный запах горящей хвои, и горящие иголки летели прямо на нас. Спасло то, что недалеко находилась река Поля — мы в нее плюхнулись вместе с мотоциклом.

Если бы не речка, то сгорели бы…

В районе ни один человек не погиб. Часто читаю, что в 72-м в горящие торфяные ямы проваливались люди и погибали. Этого не было. Техника гибла, проваливалась. На моих глазах в горящий торф провалился экскаватор (экскаваторщик успел выскочить из кабины), ушел в огненную яму целиком, над поверхностью торчала только стрела. Зимой его откопали. Стрела от торфяной кислоты стала как серебряная. Есть у нее, наверное, какое-то особое свойство.

Впоследствии ребята пилы опускали в тлеющий торф, они становились крепче, будто после какой-то закалки.

— В Шатуру на ликвидацию пожаров приезжал даже министр обороны СССР Гречко. Кого из генералов вы видели?

— Я был тогда младшим лейтенантом и в важных совещаниях не участвовал. Видел только генерала Евграфова из штаба гражданской обороны СССР. Он предложил окапывать горящие участки экскаватором до минерального грунта и давать им полностью выгореть. После чего туда закачивать воду — и получалось бы искусственное озеро.

Мысль дельная, но хороша теоретически. А ветер? Горящая крошка летит со скоростью 20–30 м/сек.! Пока прокопаем, все сгорит. Толщина торфа в Шатурской зоне 3,5–4,5 метра, а в Бакшееве доходит до 9 метров.

Большую роль в борьбе с огнем сыграли трубопроводные войска Минобороны СССР. У нас стояли 3 или 4 отдельных трубопроводных батальона. Среди полыхающих лесов и торфяников они протянули от водоемов к местам возгорания около 1,5 тыс. километров труб.

Здорово помогли и горноспасатели из Донбасса, которые ликвидируют ЧП на шахтах, в забое. У них уже тогда появились латексные пожарные рукава — у нас были непрочные хлопчатобумажные. Чем хороши латексные? Они долговечные, к тому же гладкие изнутри. Сопротивление струи меньше, значит, воду можно качать на большее расстояние. Горноспасатели работали отчаянно, у них была строжайшая дисциплина, свое оборудование, насосы. Штабеля торфа на 70% потушили именно они, их заслуга.

— В период перестройки тоже бушевали сильные лесоторфяные пожары. По какой причине?

— В советские годы торф осушали, на каждом предприятии, как я уже сказал, были свои пожарные части с техникой. Естественно, за торфяными полями был постоянный присмотр. В начале лихих 90-х торфопредприятия обанкротились, оттуда все ушли. Следить за состоянием торфяников стало некому.

Вот и начало все периодически полыхать. После 72-го года самый сильный пожар был в 2010-м. Он, конечно, был намного слабее, но чтобы шатурский край не напоминал пороховую бочку, было принято решение обводнить торфяники, сегодня некоторые у нас вообще находятся под водой.

— Ну а в 72-м когда победили огонь?

— К 1 сентября. В последних числах августа наконец пошли сильнейшие дожди, они в основном и сбили пламя. Хотя с отдельными крупными очагами мы еще боролись до самой зимы.

— Сегодня возможно повторение такого разгула стихии?

— Сегодня в Подмосковье работает грандиозная система обводнения торфяников, в комплекс мер по противодействию огню вложены огромные средства. Но тот далекий опыт советской системы огненной борьбы надо учитывать, а главное, помнить: огонь и вода — страшные силы, которые надо постоянно держать под контролем.

ВАЖНО

СЕГОДНЯ В СВЯЗИ С ПОЖАРООПАСНЫМ СЕЗОНОМ МЧС ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: В ЛЕСУ СТРОГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ

• Заезжать на автомобиле;

• Курить, бросать окурки и спички;

• Разводить костры, жарить шашлыки;

• Оставлять брошенные на землю бутылки и битые стекла, которые могут концентрировать солнечные лучи и вызывать спонтанное возгорание;

• Мусорить и оставлять пропитанные горючими веществами обтирочные материалы.


Аномально жаркие и засушливые годы случались в России всегда. Например, очень жарким был 1920 год, когда знойная погода стояла около месяца. Именно рекорд 7 августа 1920 года, составивший 36,8 градуса, почти 90 лет был абсолютным максимумом температуры в Москве. Схожая погодная ситуация наблюдалась и в 1938 году. Вопреки названию знаменитого фильма, лето 53-го отнюдь не было холодным, а наоборот очень жарким. Вообще же климатологи считают, что аномальная жара случается в центральной части России с периодичностью раз в 17-18 лет.

Как все начиналось

Одним из самых засушливых оказался 1972 год. Причем зима того года была необычно мягкой. В ряде районов последний раз снег выпал в декабре. Февраль поразил солнечными днями. Весна и лето прошли без дождей. За лето 1972 года в Москве и Подмосковье выпало 126 миллиметров осадков, температурный фон составил +32,7 градуса Цельсия.

Тогда в зоне засухи оказались Московская, Горьковская. Ивановская, Калининская, Костромская и другие области европейской части РСФСР. В одно из летних воскресений, 16 июля, по небрежности отдыхающих, оставивших после себя незатушенные костры и горящие окурки, в подмосковных лесах возникли первые очаги огня, а уже во вторник, 18 июля, пожары неожиданно приобрели массовый характер. Виновными тогда посчитали шоферов и трактористов, автомобили, тракторы, мотоциклы, которые не были снабжены искрогасителями.

Огонь полыхал на площади в 1800 тысяч гектаров. В Горьковской области выгорело 460 тысяч гектаров леса, в Марийской автономной республике - 195 тысяч, в Московской и Пензенской областях - по 25 тысяч.

Самое главное - организация

Исполком Московского областного Совета депутатов трудящихся 20 июля принял решение о создании областного штаба по борьбе с лесными и торфяными пожарами. Возглавил его первый секретарь обкома В.И. Конотоп. Был введен строгий запрет на посещение лесов. Началось авиапатрулирование лесных массивов, резко ограничилось движение транспорта по лесным дорогам. Подняли на ноги народных контролеров. Штабы также были созданы во всех пожароопасных районах Московской области и возглавили руководство тушением пожаров. Общее руководство по ликвидации пожаров было возложено на первого заместителя министра обороны СССР.

Очень опасная обстановка сложилась в Шатуре, Орехово-Зуевском, Егорьевском, Ногинском и Павлово-Посадском районах Московской области, где находились мощные торфяные залежи и были сосредоточены крупные предприятия по добыче торфа. В Шатуру временно переехал жить тогдашний министр обороны маршал Гречко, туда же перебрался и Конотоп. Работала система, у которой было все: и люди, и техника, и дисциплина.

К борьбе с пожарами были привлечены рабочие предприятий, колхозники, милиция, мобилизована землеройная техника, насосные установки, транспортные средства. С воздуха была налажена разведка всех лесов европейской части РСФСР. Пожарные части МВД СССР обеспечивали охрану городов, населенных пунктов и всеми возможными силами и средствами участвовали в тушении лесных и торфяных пожаров.

Гарь, окутавшая Москву

Несмотря на эти меры обстановка оставалась крайне напряженной, так как жара не ослабевала. Вскоре в Подмосковье и в самой Москве появилась та самая удушливая и непроглядная гарь, которую все наблюдали и в 2002, и в 2010 годах. Но в отличие и от 2002-го, и от 2010-го Шатурский, Дмитровский, Орехово-Зуевский, Талдомский районы Московской области в 1972 году были затянуты дымом почти до самой зимы.

До 1972 года этой гари в Москве не наблюдалось, так как и в 1920, и в 1938 году торфяные болота еще не были осушены, а в 1953 на торфяниках велась активная торфоразработка, при которой вряд ли что загорится. Однако в хрущевские времена добычу торфа признали нерентабельной, и торфоразработки резко сократили. И вот в 1972 году торфяники впервые запылали.

С 22 по 27 августа, когда сильнейший ветер бушевал на огромном пространстве, на борьбу с огнем были мобилизованы десятки тысяч людей, а на самые опасные участки - лесоохрана, пожарные части МВД и воинские подразделения. В тушении этих пожаров активное участие принимали силы и средства МПВО - ГО. Всего в тушении пожаров в Подмосковье участвовали более 70 тысяч человек, в том числе только военнослужащих - 24 тысячи. К борьбе с пожарами были привлечены рабочие, колхозники, милиция, стянута землеройная техника, насосные установки и транспортные средства.

Говорят современники

Интересными являются воспоминания людей о том времени.

Геннадий Беленовский, в 70-е годы лесничий: "У кого были мотоциклы, автомобили, мы их привлекали, снабжали топливом, и они помогали тушить пожары".

Виктор Келин, заслуженный лесовод России: "Налетел огненный фронт со стороны Егорьевска, и за час сгорело 800 гектаров леса".

Олег Анофриев, актер: "Маски почти не надевали, ну, только совсем слабонервные. Тогда это считалось дурным тоном. Да и сейчас долго держались, москвичи до последнего задыхались, но масок не надевали".

Как и чем тушили

Нередко приходилось бороться с огнем по ночам, когда тлеющий торф практически не виден. В темноте и при сильном задымлении было очень сложно точно сориентироваться, определить, цела ли дорога, не подобрался ли к ней снизу коварный подземный огонь. В пекло торфяных прогаров проваливались машины с военнослужащими, мобилизованная тяжелая техника. Для создания заградительных полос на пути распространения огня повсеместно использовали армейских взрывотехников.

В борьбе с пожарами принимали участие почти 15 тысяч самоходных землеройных машин и более 2500 пожарных автомобилей и насосных устройств, которые работали непрерывно по 14-20 часов в сутки.

Решающую роль в тушении сыграли трубопроводные войска под руководством прибывшего в зону бедствия начальника центрального Управления снабжения ракетным топливом и горючим Министерства Обороны СССР генерал-полковника В.В. Никитина. Для подачи воды были направлены пять трубопроводных бригад и четыре отдельных трубопроводных батальона. Военными трубопроводчиками было развернуто около 300 линий полевых магистральных трубопроводов протяженностью около 1300 километров. По ним было подано более 4,5 миллиона кубометров воды.

Применялись и нетрадиционные методы тушения. Так, кому-то пришла в голову мысль заливать очаги пожара бетоном, и тысячи цементовозов отправились в леса выливать бетонный раствор на горящие торфяники.

Принятые чрезвычайными комиссиями меры позволили к 1 сентября повсюду приостановить развитие местных и торфяных пожаров. Все эти пожары были ликвидированы к 10 сентября, а их дотушивание продолжалось до конца сентября.

Лесные и торфяные пожары в Подмосковье унесли жизни 104 человек, сгорело 19 деревень, пострадало около 650 тысяч гектаров леса и 4900 штабелей торфа.

После чрезвычайной горимости лесов в 1972 году правительство Советского Союза приняло кардинальные меры, направленные на усиление охраны лесов от пожаров. Было выделено большое количество тракторов, пожарных автомашин, автотранспорта и средств связи. Значительные капвложения были направлены на строительство производственных зданий и жилья. Ежегодно увеличивалась численность работников авиапожарной и летной службы. Практически к 1986 году в СССР была создана самая мощная авиалесоохрана в мире. Бурное развитие авиации позволило применять на авиалесоохранных работах до 110 воздушных судов, выполняли двух-трехкратное патрулирование при высокой пожарной опасности.

Читайте также: