Сообщение об обучении в мужской гимназии

Обновлено: 30.06.2024

2. Что такое гимназия?

3. Первые гимназии в России.

• 2 мая 1703 года — лютеранский пастор Эрнст Глюк основал
первую в России гимназию (в Москве). Физическая
подготовка введена Петром I как учебный предмет в виде:
фехтование, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из
пистолета, танцы и игры
• Старейшей русской гимназией была Академическая,
основанная в 1726 году, где изучали латинский язык,
греческий язык, римских поэтов, правила ораторского
искусства и логику. Сюда были допущены дети среднего
сословия и даже солдатские .Для увеличения числа учеников
были учреждены в 1735 году стипендии; несмотря на это, в
1737 г. было только 18 учеников.
• Второй по времени русской гимназией была гимназия,
основанная в 1755 г. при Московском университете, под
именем Университетской.

4. В 1758 г., по образцу московской, была основана гимназия в Казани, которая существует и теперь под именем 1-й казанской

В 1758 г., по образцу московской, была
основана гимназия в Казани, которая
существует и теперь под именем 1-й
казанской гимназии

5. Статистика.

Всего в России гимназий к 1 января 1892 года было 180;
Всего учащихся — 61079, учащих — 4942 (вместе с
помощниками классных наставников). Один гимназист на
1870 жителей (принимая число жителей в 114 млн.) и одно
учебное заведение на 475 тысяч жителей.

6. Гимназии в XIX веке

Учебный
год
продолжался
с
17
августа по 1 июня,
около 240 дней. Приём
учеников в первый
класс в мае, а во все
прочие — в августе.
При
некоторых
гимназиях
и
прогимназиях
существовали
пансионы для детей (в
основном
для
иногородних
родителей).

В 1837 г была введена
система
испытаний
и
аттестатов и степень успехов
обозначалась цифрами (по
пятибалльной системе). Теми
же
цифрами
означались
прилежание, способности и
поведение
учеников
в
ежемесячных
ведомостях
учителей
и
комнатных
надзирателей. Получившие в
среднем выводе за успехи 5
или не менее 4 награждались
книгами или похвальными
листами. Переводный балл,
кроме греческого языка — 3.

Учебники допускались только одобренные учёным
комитетом. Менять учебники можно было только по
истечении двух лет и по заявлении педагогическому совету
до наступления летних каникул

10. Уроки

Урок продолжался 1,5
часа.
1. Закон Божий
2. Русский яз.
3. Греческий
4. Французский или
немецкий яз.
5. Математика
6. История
7. География
8. Естественная
история
9. Чистописание
10. Рисование
11. Черчение
Уроки

11. Гимназии в Красноярске

Вопрос об открытии мужской
гимназии в Красноярске стал
подниматься в 50-е годы ХIX
века. К февралю 1865 года было
собрано 36 646 рублей. Книги для
библиотеки собирались и в
Красноярске и в Москве. В пользу
гимназии купцом М.А. Крутовским
была
подарена
коллекция
сибирских минералов, туруханские
промышленники
Сотниковы
передали
15
шкур
зверей,
обитавших на севере края, и
национальные костюмы жителей
северных территорий. Губернатор
Замятнин внес свой вклад – кости
мамонта, найденные в 1863 году.

12. Лишь 1 июля 1868 года гимназия была открыта.

13. Дисциплина

14. Трудности

На протяжении ряда лет гимназия
испытывала трудности
организационного характера,
среди которых самым
болезненным было отсутствие
учителей по ряду предметов. Такое
положение дел приводило к тому,
что в гимназии постоянно не
велось преподавание ряда
предметов. На уровне
преподавания сказывалось
отрицательно отсутствие книг,
пособий, бумаги и даже
карандашей. В связи с этим
проводилась корректировка
учебного плана. Несмотря на
подобные издержки
педагогического процесса,
открытие гимназии сыграло
важную роль для жизни
Красноярска.
Трудности

15. Женские гимназии - это

Женские гимназии - это
средние общеобразовательные учебные заведения в России.
В них принимались девочки всех сословий и вероисповеданий,
достигшие 8 лет.
Делились
на
гимназии
Ведомства
учреждений императрицы Марии,
гимназии министерства
народного просвещения и частные гимназии . В 1880 в России было
79 гимназий и 164 прогимназии; к 1909 число женских гимназий и
прогимназий составило 958.

Время неумолимо ставило перед обществом
и властью задачу о необходимости распространения
грамотности среди населения и в том числе среди
женской половины страны. Уровень грамотности
русского населения в Енисейской губернии был
довольно низким. Так, по подсчетам авторитетного
российского историка Б. Н. Миронова, элементарная
грамотность населения России старше 9—15 лет
в 1850 г. составляла у мужчин 19%, а у женщин — 10%.

17. Первое женское учебное заведение в нашей губернии было открыто в г. Енисейске 26 августа 1860 года .

Расходы планировались следующие:
1) годовое жалованье начальнице
училища при готовой квартире – 400
рублей,
2) помощнице начальницы при готовой
квартире жалованья – 200 рублей,
3) законоучителю – 200 рублей,
4) учителям русского языка, арифметики,
истории и географии – по 250 рублей в
.
год, учителю чистописания
– 180 рублей,
5) на библиотеку – 75 рублей и на
награды ученикам – 15 рублей,
6) на покупку материалов для рукоделия
– 25 рублей,
7) жалованье делопроизводителю – 180
рублей,
8) ремонт дома, отопление и освещение
его – 250 рублей,
9) канцелярские расходы и наем прислуги
– 359 рублей.

19. 21 августа 1869 года по инициативе Енисейского губернатора П.Н. Замятнина в Красноярске была впервые учреждена женская гимназия


Крупные пожертвования были
сделаны
потомственными
почетными гражданами А.Ф.
Кузнецовой – 12 тыс. рублей,
Т.И. Щеголевой – 4 тыс. рублей,
купцом И.Н. Некрасовым – 43
тыс. рублей. Завершено оно
было
летом 1885 г.
В гимназии были созданы на
пожертвования библиотека и
физический кабинет. В 1891
Красноярскую
женскую
гимназию
удостоил
своим
посещением
Цесаревич
Николай во время своего
проезда через Красноярск.

21. Уроки


Уроки
1. Закон Божий
2. Русский язык и словесность
3. Французский язык
4. Немецкий язык
5. История
6. География
7. Математика
8. Естествоведение и физика
9. Педагогика
10. Рукоделие и гимнастика
11. Чистописание
13. Пение

22. Практика

23. Окончание гимназии

Окончившим 7 классов выдавали аттестат на
звание учительницы начальной школы,
окончившим
8
классов

домашней
учительницы, а получившим при этом медаль домашней
наставницы
Окончание
8го класса открывало доступ на Высшие
женские курсы без экзамена.

Мужчина должен быть сильным, смелым, крепким! А еще музицировать, сочинять и выразительно читать написанное, знать точные науки, танцевать, изъясняться на нескольких языках, держаться с достоинством… Так ли мы представляем себе современных мальчиков, гимназистов, молодых людей?
А ведь именно такие качества и умения ценились в мужчинах из высших сословий в Российской Империи и прививались им с детства.

Ко Дню защитника Отечества рассказываем об образовании в XIX столетии, уделяя отдельное внимание мужскому. Быть может, есть чему поучиться?

В 1802 году было учреждено Министерство народного просвещения. Основные принципы новой государственной политики в образовании: бессословность (не учитывая крестьян), преемственность учебных программ и бесплатность начального образования. С 1803 года начали появляться гимназии, причем женская открылась спустя полвека — в 1858. В 1804 году при церквях появились начальные школы для крестьянских детей. В программу гимназий начали вводить новые предметы: философию и естественную историю, иностранные языки в большем объеме, а также коммерческие науки и статистику. Но приступим к вопросу издалека, ведь воспитание мужчины не начинается со школьной скамьи!

Воспитание в раннем возрасте

Воспитание детей из дворянского сословия относилось контролировалось родителями и многочисленными родственниками, но находилось в зоне ответственности специально нанятых нянь, гувернеров (гувернанток для девочек) и приглашенных учителей.

Виды домашних воспитателей и предметных областей и занятий, изучаемых ими вместе с детьми, разнились в зависимости от возраста последних. Сначала ребенок передавался кормилице — та занималась с мальчиками и девочками до одного года и была, скорее всего, крестьянской девушкой, как и няня, т.е. не имела образования. В то время считалось, что до 7 лет нужно уделять внимание физическому развитию ребенка, а не его упражнениям в французском и латыни.

Гувернантка.jpg

Начиная с 6-7 лет, младшего школьного возраста, как мы бы сейчас сказали, дети начинали заниматься с гувернерами. В этот момент мы уже можем говорить о разделении на мужское и женское воспитание и образования.

Кто воспитывал юных мужчин?

В числе обязанностей гувернера: изучение предметов — музыки, пения, танцев, иностранных языков и этикета, а также общее умственное развитие ребенка. Не менее важным, если не наиболее, являлось нравственное воспитание мальчика, формирование у него достойного дворянскому статусу поведения, соблюдение строгой дисциплины. Обучение, как мы можем заметить, происходило без учета индивидуальных потребностей или психологической готовности ребенка — об этом еще не задумывались. Предпочтение отдавалось работе на перспективу: мальчик — будущий военный, которому нужно уметь исполнять приказы четко и так же четко отдавать их.

Мальчиков с юных лет было принято приучать к серьезным физическим нагрузкам, ведь будущая военная служба требовала именно этого. Сила, выносливость, умение превозмогать страх и боль в любых обстоятельствах — вот качества, достойные мужчины с юных лет! Сам Александр Сергеевич писал:

В числе необходимых занятий для юных дворян: гимнастика, танцы, охота, плавание, фехтование. Храбрость было необходимо воспитать, а в то время именно верховая езда считалась занятием, способным развить мальчика не только физически, но и в плане бесстрашия. И не случайно! Верховая езда была занятием крайне опасным для молодых людей: Александр Николаевич, российский император, в 10 лет сильно ушибся, упав с лошади, и пролежал в постели неделю, не вставая. Прекратил ли он занятия? Нет, после выздоровления вновь сел на лошадь.

Великий князь Александр Николаевич на коне.jpg

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur его сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l’Abbe, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой.

В любом случае набор изучаемых мальчиками предметов был куда насыщеннее, чем у девочек. Перечислим все, что могло входить в этот объемный список (и сравним с современной нагрузкой, которая кажется кому-то непомерной): латынь, французский — основной язык высшего света, итальянский и английский, немецкий. С начала XIX столетия юноши помимо русской и всеобщей истории, физики, рисования, астрономии, музыки, географии, арифметики, словесности, начали заниматься изучением искусств и архитектуры.

К 16 годам обучение заканчивалось и начиналась взрослая жизнь: мальчики поступали на военную службу. Служба гражданская, могла начаться еще раньше — в бедных дворянских семьях даже с 10 лет, но обычно с 13-15.

Царскосельский лицей: не мальчик, но юноша!

И вот наступает судьбоносный для русской культуры год — 1811. Ведь именно в этот год состоялся первый набор в обитель дум для юных сердец — Императорский Царскосельский лицей. Здесь мальчикам из дворянских семей преподавались предметы по программе, составленной самим Михаилом Сперанским — известнейшим законотворцем. Ученики изучали русскую словесность, которая в гимназиях того времени практически была не в чести, иностранную словесность, историю, математику, изящные искусства и гимнастику. Программа занимала 6 лет и готовила будущий цвет дворянства к уже привычной читателю службе военной и гражданской.

Упражнения в словесности были не только обязательны на уроках, но и желаемы самими учащимися. Сегодняшние старшеклассники по возрасту — Дельвиг, Пушкин, Илличевский, Корсаков и Кюхельбекер, писали критику, стихи и прозу, углублялись в политику. И даже целых три года издавали свой журнал!

Пушкин и Державин.jpg

Не о таком ли образовании мы мечтаем, представляя себе мужественных, но спокойных, верных слову и грамотных, всесторонне образованных и физически развитых мужчин? Или все это лишь красивая гравюра из прошлого?

Раздельное обучение существовало в разные периоды и существует сейчас в различных странах. Оно было широко распространено в начале XX века.

Россия и СССР

Раздельное обучение практиковалось в Российской империи почти во всех средних учебных заведениях (пансионах, гимназиях, прогимназиях, реальных училищах и других). Исключение составляли коммерческие училища и некоторые частных учебные заведения, где допускалось совместное обучение. Объём знаний, которые давались в женских учебных заведениях, и права, которые получали их выпускники, были меньше, чем у выпускников мужских учебных заведений.

В РСФСР в мае 1918 введено обязательное совместное обучение мальчиков и девочек. Эта мера должна была устранить неравноправие женщин и мужчин в области образования, существовавшее до этого. Образование в СССР оставалось таким и впоследствии.

В 1943 в условиях Великой отечественной войны раздельное обучение мальчиков и девочек было введено в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР.

Реформа затронула малую часть учащихся, например, для РСФСР число школ с раздельным образованием (мужских и женских школ в общей сложности) не превышало 2 % от их общего количества. По итогам реформа оценивалась как не очень успешная: по сравнению с совместным обучением нет преимуществ в организации педагогического процесса, но есть трудности в воспитательной работе. Было принято решение отменить проведение реформы (по официальной формулировке, учитывались опыт работы школ, пожелания родителей и мнение учителей). Постановление Совет Министров СССР от 1 июля 1954 восстанавливало совместное обучение мальчиков и девочек школах во всех школах с 1954/55 учебного года.

В СССР образование оставалось совместным до конца его существования. Является оно совместным и в Российской Федерации, за исключением некоторых школ (ШКОЛЫ-ЛАБОРАТОРИИ), в которых существуют классы с раздельным обучением.


На момент присоединения в 1793—1795 года к Российской империи Гродненской и Минской губерний, уже существовало 15 учебных заведений, созданных польской комиссией по образованию по уставу 1783 года. В их числе была Минская Мужская Гимназия.

Минская Гимназия была организована на базе губернской средней школы, существовавшей с 1799 года, первые годы она функционировала как губернское училище и только в 1803 году она получила статус гимназии.

Минская Мужская Гимназия располагалась в здании присутственных мест на Соборной площади. В 1844 году архитектором К. Хрищановичем специально для гимназии было построено новое двухэтажное каменное здание на углу улиц Захарьевской и Губернаторской.

В 1812 году гимназические здания были заняты французскими, а затем русскими войсками под госпиталь.

В 1819—1822 годах здесь действовало тайное общество, устав которого написали Адам Мицкевич и Томаш Зан.

С 1833 года окончившим гимназию было дано право на получение начального чина XIV класса при условии удовлетворительного знания русского языка и словесности.

В 1838 году в Гимназии было запрещено преподавание на польском языке .

Согласно переписи 1890 года в Минской Мужской Гимназии насчитывалось 510 учащихся, а в 1913 году — 640.

С августа 1915 по февраль 1918 года в здании Гимназии размещался штаб Западного фронта русской армии, а сама Гимназия 11 сентября 1915 года была эвакуирована в Москву, где 11 октября возобновила деятельность в помещении Педагогического института имени П. Г. Шелапутина . В августе 1918 года Гимназия вернулась в Минск.

Здание Гимназии, построенное в 1844 году, было почти полностью разрушено во время Великой отечественной войны и после освобождения Минска его решили не восстанавливать — на этом месте сегодня располагается бульвар напротив домов с номерами 9 и 11 по улице Ленина.

ИЗВЕСТНЫЕ ВЫПУСКНИКИ МИНСКОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ

Самыми известными выпускниками Минской Мужской Гимназии являются Янка Лучина и Виктор Осмоловский. Кроме того, выпускниками Гимназии являются:

Кроме гимназий для умников. Их-то в общеобразовательые не сунешь.

Умники не встраиваются в Госконвейер. Они не буду строить города, Космодромы, самолёты. Они Богом созданы не для этого. Да им и учиться-то и не надо. Из них Пророков Бог будет делать, глашатаев своих. Зачем им сопромат? Это всё-равно, что головой бетон месить.

они будут Гуманитариями с сионистким мировозрением :-)))

Умными могут быть только сионисты?

но вы же сами считате свой народ самым умным :-))

У нас, русских нет причин считать себя самыми умными или сбиваться в кучки. Нам как-то плевать, что о нас думают.

Мы, русские, самые умные. И всё тут. А сионисты пусть попробуют у себя иную религию завести, на равных правах. Это могут только умные народы

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: