Сообщение об известных хореографах и солистах балета краснодарского края

Обновлено: 07.07.2024

Юрий Григорович

Судьба русского балета во второй половине ХХ века неразрывно связано с именем Юрия Николаевича Григоровича . Он не только автор современного репертуара, но и хореограф-реставратор шедевров прошлого.

Юрий Николаевич Григорович

Вскоре он был приглашен главным балетмейстером Большого театра , где за 30 лет поставил 18 спектаклей оригинальных или кардинальных редакций, авторских и неповторимых, классических спектаклей. Годы работы Юрия Григоровича в Большом театре были поистине звездными годами балетной труппы, когда весь мир второй раз после антрепризы Сергея Дягилева был покорен и потрясен русским балетом.

Юрий Николаевич, фанатично любя балет, сумел создать, взрастить целую плеяду выдающихся балерин и танцовщиков: именно в его балетах достигают высочайших творческих высот Майя Плисецкая , Владимир Васильев , Екатерина Максимова , Марис Лиепа , Наталия Бессмертнова…

Балетмейстер Юрий Григорович и балерина Наталья Бессмертнова во время репетиции. 1977 год

В Большом театре происходит судьбоносная встреча Юрия Григоровича с художником, блистательным балетным сценографом Симоном Вирсаладзе , с которым он создал свои лучшие балеты.

С Симоном Вирсаладзе

Первая в СССР энциклопедия, посвященная балетному искусству, включает общие сведения о балете, объяснения наиболее употребительных терминов; очерки о русском и многонациональном советском театре, балете других стран мира; статьи о видах и формах балетного искусства; справки об оперно-балетных и музыкальных театрах СССР (с балетным репертуаром) и ведущих зарубежных труппах, о балетмейстерах, композиторах, артистах, дирижерах, художниках, внесших значительный вклад в развитие балетного театра; сценические истории многих балетов. В этой книге собраны статьи об искусстве балета в республиках СССР, в странах Латинской Америки, статьи о классическом танце стран Азии и Африки.

Державная Москва и величественный Санкт-Петербург всегда спорили, кому считаться балетной столицей. Теперь у них появился великолепный молодой соперник – Краснодар.

И Юрия Николаевича здесь всегда встречают не просто как дорогого гостя, а как почетного гражданина Кубани, с гордостью носящего это звание.



Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями

Конкурс вместе против коррупции

Государственный балет Кубани – коллектив филармонии, не имеющий аналогов. Его появление совпало с возвращением традиций старого Зимнего театра, где артисты, коллективы сменяли друг друга, создавая удивительный калейдоскоп городской музыкальной и театральной жизни.


Государственный балет Кубани был основан 1 июля 2005 года.
Артисты, составившие балетную труппу, получили профессиональное образование в хореографических училищах нашей страны и ближнего зарубежья, прошли конкурсный отбор, умеют танцевать все: классику, деми-классику, нео-классику, модерн, мастерски соединяя на сцене классические традиции русского балета и новейшие тенденции современного танца.

С труппой работал известнейший балетмейстер, Народный артист Армении Вилен Галстян. Его постановки знают во всем мире: Японии, Голландии, Франции, Италии, Болгарии и других странах.

Мелкон Хачикян (Массо)

Балетмейстер-постановщик и солист коллектива, Заслуженный артист Кубани Мелкон Оганесович Хачикян (Массо). Он гастролировал во многих странах мира, танцевал в балетных труппах Греции, Турции и Германии, лауреат международного конкурса При де Лозанн (Швейцария) в 2000 г.

Государственный балет Кубани можно сравнивать с композитором, создающим музыкальные произведения большой формы, только он создаёт образы пластические, зримые. Здесь сочетается все: отлично развитая фантазия, мышление хореографическими образами, разнообразие танцевальных композиций. Артисты чувствуют и воспроизводят всевозможные движения, жесты, образы, присущие сценическим героям, как бы они не были разнообразны и сложны.

Бережно относясь к творческим достижениям прошлых лет, коллектив постоянно работает над пополнением своего репертуара. Во время репетиций ведется не только кропотливая работа с каждым участником коллектива, но и уделяется большое внимание слаженности исполнения, передачи особенности танца.

Государственный балет Кубани – сильный, яркий, энергичный коллектив, пребывает в отличной форме, что дает основания верить в его творческое долголетие.

Государственный балет Кубани
Государственный балет Кубани (ранее Молодой балет Кубани) — проект филармонии, не имеющий аналогов. Коллектив, появление которого совпало с возвращением традиций старого Зимнего театра, где артисты, коллективы сменяли друг друга, создавая удивительный калейдоскоп городской музыкальной и театральной жизни.

balet-main (700x358, 406Kb)

1.

balet-minigal-karmen-1 (700x465, 239Kb)

2.

O0x4yJicm70 (604x402, 272Kb)

3.

-ru2VsJlmE0 (402x604, 240Kb)

4.

masso (500x667, 219Kb)

5.

Государственный балет Кубани был основан 1 июля 2005 года.
Артисты, составившие балетную труппу, получили профессиональное образование в хореографических училищах нашей страны и ближнего зарубежья, прошли конкурсный отбор, умеют танцевать все: классику, деми-классику, нео-классику, модерн, мастерски соединяя на сцене классические традиции русского балета и новейшие тенденции современного танца.

С труппой работал известнейший балетмейстер, Народный артист Армении Вилен Галстян. Его постановки знают во всем мире: Японии, Голландии, Франции, Италии, Болгарии и других странах

Балетмейстер-постановщик и солист коллектива, Заслуженный артист Кубани Мелкон Хачикян (Массо). Он гастролировал во многих странах мира, танцевал в балетных труппах Греции, Турции и Германии, лауреат международного конкурса При де Лозанн (Швейцария) в 2000 г

Бессмертные голоса Шарля Азнавура, Ива Монтана, мелодии танго перенесут зрителя на улочки Парижа.
Баба Тина несколько раз с подругой посещали спектакли этого коллектива, зал, нашего провинциального городка, всегда заполнен полностью. Цена билетов от 150 до 500руб.Сейчас пошла такая манера не только под "фанеру" петь, но и танцевать. В середине октября мы смотрели "Танго".Действительно, ведь накладно вести с собой целый оркестр, когда можно исользовать запись..причём и копозитора не надо искать:подбираются раскрученные шлягеры и под них танцуют. И, не смотря на это, зрители получали эстетическое наслаждение и уходили довольными.Конечно же там было танго "Ревность", "Кумпарсита
и другие известные мелодии танго.

IMG_0051 (700x525, 540Kb)

9.

IMG_0052 (700x525, 404Kb)

10.

IMG_0053 (700x525, 578Kb)

11.

IMG_0054 (700x525, 605Kb)

12.

Майя Плисецкая (1925-2015), русская балерина

Майя Михайловна Плисецкая (20 ноября 1925 г. - 2 мая 2015 г.), русская балерина.

Танцевальный почерк этой балерины нельзя спутать ни с кем. Чёткий, тщательно отточенный жест, размеренное передвижение по сцене, предельный лаконизм костюмов и движений - вот те особенности, которые сразу же выделяют М. Плисецкую.

По окончании Московского хореографического училища, где Плисецкая училась у педагогов Е. П. Гердт и М. М. Леонтьевой, с 1943 г. она работала в Большом театре. С самого начала творческого пути проявилась особая артистическая индивидуальность Плисецкой. Её работы отличает редкое соединение чистоты линии с властной экспрессией и мятежной динамикой танца. А её прекрасные внешние данные – большой шаг, высокий, лёгкий прыжок, стремительные вращения, необыкновенно гибкие, выразительные руки и тончайшая музыкальность - лишний раз подтверждают, что Плисецкая не просто стала балериной, а родилась ею.

Павлова Анна Павловна

Анна Павловна Павлова (1881-1931), русская балерина

Анна Павловна Павлова (12 февраля 1881 г. - 23 января 1931 г.), русская балерина.

Искусство Павловой представляет собой уникальное явление в истории мирового балета. Она впервые превратила академический танец в массовый вид искусства, близкий и понятный даже самой неподготовленной публике.

Легенды окутывают всю ее жизнь с рождения и до смерти. Согласно документам, её отцом был солдат лейб-гвардии Преображенского полка. Однако ещё при жизни балерины газеты писали о её аристократическом происхождении.

Уланова Галина Сергеевна

Галина Сергеевна Уланова (1910-1998), русская балерина

Галина Сергеевна Уланова (8 января 1910 г. - 21 марта 1998 г.), русская балерина.

Творчество Улановой составило целую эпоху в истории мирового балета. Она не просто восхищала филигранным искусством танца, но каждым движением передавала душевное состояние своей героини, ее настроение и характер.

Будущая балерина родилась в семье, где танец был профессией. Ее отец был известным танцовщиком и балетмейстером, а мать - балериной и педагогом. Поэтому поступление Улановой в Ленинградское хореографическое училище было совершенно естественным. Вначале она училась у матери, а затем её педагогом стала известная балерина А. Я. Ваганова.

Петипа Мариус Иванович

Имя Мариуса Петипа известно каждому, кто хоть немного знаком с историей балета. Всюду, где сегодня существуют балетные театры и школы, где показывают фильмы и телепередачи, посвященные балету, издают книги об этом удивительном искусстве, знают и чтят этого человека. Хотя он и родился во Франции, но всю свою жизнь проработал в России и является одним из родоначальников современного балета.

Петипа однажды признался, что с самого рождения вся его жизнь была связана со сценой. Действительно, его отец и мать были известными артистами балета и жили в крупном портовом городе Марселе. Но детство Мариуса прошло не на юге Франции, а в Брюсселе, куда семья переселилась сразу после его рождения в связи с новым назначением отца.

Музыкальные способности Мариуса были замечены очень рано, и его отдали сразу в Большой колледж и консерваторию по классу скрипки. Но первым его учителем стал отец, который вел при театре балетный класс. В Брюсселе Петипа впервые и вышел на сцену в качестве танцовщика.

Ему было в то время всего двенадцать лет. А уже в шестнадцать он стал танцовщиком и балетмейстером в Нанте. Правда, проработал там всего год и затем вместе с отцом отправился в свое первое заграничное турне в Нью-Йорк. Но, несмотря на сопутствовавший им чисто коммерческий успех, они быстро уехали из Америки, поняв, что там некому оценить их искусство.

Вернувшись во Францию, Петипа понял, что ему надо получить более глубокое образование, и стал учеником знаменитого хореографа Вестриса. Занятия быстро дали результат: всего через два месяца он стал танцовщиком, а позже и балетмейстером в балетном театре города Бордо.

Дягилев Сергей Павлович

Сергей Павлович Дягилев (1872-1929), портрет с няней, работа кисти Леона Бакста (1905 г.)

Сергей Павлович Дягилев (31 марта 1872 г. - 19 августа 1929 г.), русский театральный деятель, импресарио, издатель.

Своей матери Дягилев не знал, она умерла при родах. Его воспитала мачеха, которая относилась к нему так же, как и к собственным детям. Поэтому для Дягилева смерть сводного брата в советское время стала подлинной трагедией. Возможно, поэтому он перестал стремиться на родину.

Отец Дягилева был потомственным дворянином, кавалергардом. Но из-за долгов он был вынужден оставить армию и поселиться в Перми, считавшейся в то время российской глубинкой. Его дом практически сразу же становится центром культурной жизни города. Родители часто музицировали и пели на проходивших в их доме вечерах. Их сын также брал уроки музыки. Сергей получил настолько разностороннее образование, что когда оказался после окончания гимназии в Петербурге, то ничем не уступал своими знаниями петербургским сверстникам и даже иногда превосходил их уровнем начитанности и по уровню знания истории и русской культуры.

Внешность Дягилева оказалась обманчивой: здоровяк-провинциал, казавшийся увальнем, был достаточно начитан, свободно говорил на нескольких языках. Он легко вошёл в университетскую среду и стал числиться студентом юридического факультета Петербургского университета.

Нижинский Вацлав Фомич

Вацлав Фомич Нижинский (1890-1950), фото

Вацлав Фомич Нижинский (12 марта 1890 г. - 8 апреля 1950 г.), русский танцовщик и балетмейстер.

В 1898 г. он поступил в Петербургское балетное училище, окончил его в 1907 и был принят в Мариинский театр. Выдающийся талант танцовщика и актера сразу вывел Нижинского на положение премьера. Он исполнял многие партии академического репертуара и был партнером таких блистательных балерин, как М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина.

Максимова Екатерина Сергеевна

Екатерина Сергеевна Максимова (1939-2009), русская советская и российская балерина, балетмейстер

Екатерина Сергеевна Максимова (1 февраля 1939 г. - 28 апреля 2009 г.), русская советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, педагог, народная артистка СССР.

Екатерина Максимова получила специальное образование в Московском хореографическом училище, где ее педагогом была прославленная Е. П. Гердт. Еще будучи ученицей, Максимова получила первую премию на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве в 1957 году.

Свое служение искусству она начала в 1958 году. После окончания училища молодая балерина пришла в Большой театр и проработала в нем до 1988 года. Небольшого роста, идеально сложенная и удивительно пластичная, она, казалось, самой природой была предназначена для классических ролей. Но вскоре стало очевидно, что ее возможности поистине безграничны: она с одинаковым блеском исполняла и классические, и современные партии.

Лифарь Сергей Михайлович

Сергей Михайлович Лифарь (1905-1986), русский и французский танцовщик, балетмейстер, педагог (фото)

Сергей Михайлович Лифарь (2 (15) апреля 1905 г. - 15 декабря 1986 г.), русский и французский танцовщик, балетмейстер, педагог, коллекционер и художник.

Сергей Лифарь родился в Киеве в семье крупного чиновника, его мать происходила из семьи известного зерноторговца Марченко. Первоначальное образование он получил в родном городе, поступив учиться в 1914 г. в Киевский императорский лицей, где прошел подготовку, необходимую для будущего офицера.

Одновременно, с 1913 по 1919 год, Лифарь ходил на занятия по классу фортепиано в консерваторию имени Тараса Шевченко. Решив посвятить свою жизнь балету, он поступил в 1921 г. в Государственную школу искусств (класс танца) при Киевской опере и получил азы хореографического образования в студии Б. Нижинской.

Лиепа Марис-Рудольф Эдуардович

Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа (1936-1989), латвийский советский танцовщик, балетмейстер

Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа (27 июля 1936 г. - 26 марта 1989 г.), латвийский советский танцовщик, солист балета, балетмейстер, педагог, актёр кино, народный артист СССР.

Судьба известного русского танцовщика Мариса Лиепы оказалась противоречивой: её можно назвать и счастливой, и драматичной. Марис Лиепа был солистом лучшего театра страны, выступал в ведущих балетных партиях и в то же время постоянно ощущал внутреннюю неудовлетворенность. Возможно, именно поэтому он стремился реализовать себя в других делах: занимался сценографией, ставил балеты, снимался в фильмах.

Через несколько лет после смерти Мариса Лиепы было принято решение увековечить в виде медальонов пять его рисунков. Они выполнены под руководством итальянского мастера Д. Монтебелло в России и продаются на вечерах памяти Лиепы в Москве и Париже. Правда, первый тираж составил всего сто - сто пятьдесят медальонов.

Окончив Рижское хореографическое училище у В. Блинова, Марис Лиепа приехал в Москву, чтобы поучиться еще и в Московском хореографическом училище у Н. Тарасова. После его окончания в 1955 году он так и не вернулся на свою историческую родину и практически всю свою жизнь проработал в Москве. Здесь же он получил признание поклонников и свою известность выдающегося артиста балета.

Кшесинская Матильда Феликсовна

Матильда Феликсовна Кшесинская (1872-1971), русская балерина

Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кжесиньска) (19 (31) августа 1872 г. - 6 декабря 1971 г.), русская балерина.

Кшесинская родилась в потомственной артистической среде, которая на протяжении нескольких поколений была связана с балетом. Отец Матильды был известным танцовщиком, являлся ведущим артистом императорских театров.

Отец и стал первым учителем своей младшей дочери. Вслед за старшей сестрой и братом Матильда была принята в хореографическое училище, после окончания которого началась ее долгая служба в императорских театрах.



Фото: Юрий Корчагин


Фото: Юрий Корчагин

Возможно, лишь изящная Екатерина Конобеева и Мария Томилова, балерина, которая работает всегда крупным мазком, и смотрелись в этом параде достойно. Однако постоянный партнер Томиловой Алексей Шлыков в последнее время стабильно производит впечатление человека, который выходит на сцену словно по приговору местного суда, настолько его исполнение тяжелое, неровное, вымученное. Смотреть на эти танцы, увы, также нелегко и горько. И это лишь один пример.

Фото: Юрий Корчагин

Впрочем, оживлять раритеты – вообще дело невероятно трудоемкое, а учитывая, что весь постановочный процесс происходил по видео (ни Юрий Григорович, ни обещанный вначале Михаил Лавровский так и не доехали до столицы Кубани), то можно понять, отчего такие трудности и такое непонимание материала труппой.


Фото Дарья Тоцкая

Читайте также: