Сообщение об изменении климата география 7 класс

Обновлено: 12.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

В 1827 г. французский
физик Жан-Батист
Жозеф Фурье выдвинул
теорию парникового
эффекта, предположив,
что водяной пар,
углекислый газ, метан и озон, содержащиеся в атмосфере, улавливают
и удерживают солнечное тепло (за
что они получили название
"парниковые газы").

В 1859 г. британский
физик Джон Тинделл с
помощью
лабораторных
экспериментов
подтвердил существование
парникового эффекта и выдвинул
идею, что изменение концентрации
газов в атмосфере способно изменить климат.

В 1896 г. шведский ученый
Сванте Аррениус (в будущем
лауреат Нобелевской премии)
предположил, что
накопление в атмосфере
углекислого газа способствует
повышению средней
температуры и рассчитал,
что при его увеличении вдвое средняя температура
на поверхности Земли вырастет на 5 градусов по
шкале Цельсия. Кроме того, Аррениус выдвинул
гипотезу, что снижение концентрации в
атмосфере углекислого газа является одной из
причин ледниковых периодов.
В 1975 г. журнал Science
опубликовал статью, в
которой американский ученый
Валлас Брокер впервые
использовал термин
"глобальное потепление".
Термин постепенно вошел в
научный оборот, заменив словосочетание
" изменение климата". Общеупотребимым он стал
после широко освещавшемся в СМИ выступления климатолога НАСА Джеймса Хансена в сенате
США в июле 1988 г. Хансен тогда заявил, что "глобальное потепление достигло уровня, при
котором мы можем с достаточно большой
уверенностью выделить причинно- следственную с
вязь между "парниковым эффектом" и
наблюдаемым потеплением".

Возражения противников этой теории сводятся к тому, что периоды потепления неоднократно происходили в истории Земли, поэтому нет оснований предполагать их антропогенное происхождение. К тому же за последние 30 лет в каких-то регионах происходило потепление, в других - похолодание. Некоторые ученые полагают, что главной
экологической проблемой планеты является уменьшение площади лесов и необратимые изменения климата скорее будут вызваны не парниковыми газами, а нарушением механизма глобального влаго и теплопереноса, который обеспечивается растительностью планеты. Географические теории объясняют долговременные колебания климата движениями земной коры и изменением положения материков и океанов.


Под климатом подразумевают многолетний режим погоды, установившийся в том или ином регионе. Климат, как и погода, подвержен изменениям, хотя и значительно более медленным. В последние десятилетия климатологи фиксируют значительное повышение среднегодовой температуры на планете. Каковы причины и последствия изменения климата на Земле, и какие есть пути решения этой глобальной проблемы?

Причины изменения климата Земли


На климат планеты влияет множество факторов. Главным источником тепла для Земли является Солнце, поэтому активность нашего светила очень важна. Также играет роль и орбита, по которой планета вращается вокруг звезды. Геофизик Миланкович показал, что существуют климатические циклы, связанные с изменением траектории движения Земли. Именно из-за них в прошлом ледники то наступали на сушу (во время ледниковых периодов), то отступали к полюсам.

Вулканизм также влияет на среднегодовую температуру на планете. Давно замечено, что после особо мощных извержений происходит значительное похолодание. Так было, например, в 1816 г., когда после извержения вулкана Тамбора в 1815 г. температура в мире упала на 2,5°С. Дело в том, что пепел, попадающий в атмосферу, отражает солнечные лучи и уменьшает количество тепла, доходящего до планеты.

Можно отметить ещё как минимум три важных механизма, влияющих на климат Земли. Во-первых, это парниковый эффект. Существуют особые парниковые газы, которые хорошо пропускают солнечный свет, но поглощают тепло в инфракрасном диапазоне. К ним относят водяной пар, углекислый газ, озон, метан, оксиды азота. Чем больше их в атмосфере, тем жарче на планете.

Во-вторых, Земля отражает часть солнечного света, причем отражающая способность разных участков суши, которую называют альбедо, различна и зависит от их цвета. Так, снег отражает до 90% падающего на него света, а древесный уголь – только 4%. Таким образом, в Антарктиде альбедо крайне высоко, чем отчасти объясняются низкие температуры на материке. Облака также вносят свой вклад, отражая солнечный свет. Среднее альбедо Земли сегодня равно 30,6%.

В-третьих, океан способен поглощать углекислый газ, однако его поглощающая способность падает при росте температуры воды. Таким образом, повышение среднегодовой температуры вызывает нагрев океана, что ведет к дополнительному выбросу углекислого газа (а также водяного пара) в атмосферу и усилению парникового эффекта.

Большинство ученых полагают, что причиной нынешнего потепления является деятельность человека. Дело в том, что с развитием промышленности люди стали сжигать уголь и нефть для получения энергии. Однако в результате их горения в атмосферу попадает углекислый газ, что усиливает парниковый эффект. Исследования показывают сильную корреляцию между концентрацией углекислого газа и средней температурой планеты в последние десятилетия.

Также на климат влияет и иная деятельность человека. Леса поглощают углекислый газ в ходе фотосинтеза, поэтому их вырубка усиливает парниковый эффект. Развитие животноводство ведет к образованию метана, который вырабатывают животные при пищеварении. По некоторым оценкам, на домашний скот приходится 18% от формируемых парниковых газов, в то время как на весь транспорт – только 13%.

Последствия потепления


Многие люди старшего поколения уже заметили, что во времена их детства зимы были холоднее, а весна не наступала так рано, как сейчас. Это прямое следствие глобального потепления. С 1979 г. средняя температура растет примерно на 0,18 °С за десятилетие. Предполагается, что в будущем температура в странах Персидского залива может вырасти настолько, что регион станет непригодным для жизни человека. Также из-за высокой жары повышается смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в летние месяцы.

Повышение температуры приводит к таянию льдов, а значит, и к повышению уровня воды в Мировом океане. При этом многие города построены как раз на берегах морей и океанов, а потому они могут быть затоплены уже к концу XXI века. По некоторым оценкам, уровень воды в мире может подняться на 5–7 метров. При наихудшем развитии событий, при котором растает ледовая шапка в Антарктиде, океан поднимется на 70 метров, однако льды на самом южном континенте Земли образовались 35-45 млн лет назад и с тех пор ни разу не таяли.

Меняется и распределение осадков в мире. Регионы вблизи экватора больше страдают от засухи, в то время как в других регионах выпадает больше дождей. Увеличилась частота наводнений и ураганов.

Урожайность суши также зависит от климата. В ряде стран Африки и Азии она падает, в то же время рост концентрации углекислого газа, а также более раннее наступление весны увеличивает размер урожаев в России, Европе, США. Засухи в южных странах могут спровоцировать голод и усилить миграцию в северном направлении.

Экосистемы очень чувствительны к климатическим изменениям. Многие из них разрушаются из-за глобального потепления, но вместе с тем образуются и новые. Так, некоторые виды животных начинают активнее мигрировать из средней полосы в полярные области, которые раньше были слишком холодны для них. А вот, например, белым медведям мигрировать некуда, поэтому им грозит вымирание.

Пути решения проблемы


Очень важно сокращать долю ископаемых источников энергии (нефть, уголь) в мировом энергобалансе и наращивать иные типы выработки электроэнергии. Строительство АЭС, ГЭС, ветровых и солнечных электростанций помогает снизить общие выбросы в атмосферу. Особенно позитивной тенденцией является резкий рост производства электромобилей, которые начали в 2010-х годах вытеснять своих собратьев с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).

Интересно, что некоторые ученые разрабатывают технологии с так называемой отрицательной эмиссией углерода. Например, можно выращивать растения, поглощающие из атмосферы углерод, сжигать их, а образующиеся при этом отходы хоронить под землей. Компания Global Research Technologies уже построила установку, способную буквально выкачивать углекислый газ из атмосферы. Впрочем, для существенных результатов потребуется строительство сотен тысяч подобных заводов. Тем не менее, даже обычная посадка деревьев помогает уменьшать количество углерода в атмосфере.

Однако не допустить критического перегрева планеты можно не только за счет ограничения эмиссии углерода в атмосферу. Другой способ заключается в увеличении отражающей способности Земли. Так, в некоторых странах уже стремятся красить крыши новых домов в белый цвет, что позволяет несколько снизить температуру в городах. Добавляя специальные пигменты, а также битое стекло в асфальт, можно увеличить его альбедо с 20 до 40%. Возможно, в будущем удастся создать в космосе систему из гигантских солнечных экранов, которые, с одной стороны, будут вырабатывать энергию и передавать ее на Землю, а с другой – закрывать нашу планету от Солнца и тем самым охлаждать ее. Считается, что повышение альбедо всего на 1% способно компенсировать удвоение содержания углекислого газа в атмосфере.

Эта презентация только часть большой работы, которую можно использовать на разных этапах изучения темы "Климат". А можно посвятить целый урок проблеме измнения климата.

ВложениеРазмер
izmen_klim_dlya_7_kl.rar 1.87 МБ

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Разработка открытого урока по географии для 8 класса.тема: "Закономерности распределения элементов климата на территории России. Климат Бурятии".

Разработка открытого урока в 8 классе по географии России. Оснащение: карты, атласы, учебник, дополнительные источники информации, энциклопедии, мультимедиа.Форма проведения: заседание инт.

Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал.


Поурочный план 8 класса. Тема "От чего зависит климат нашей страны. Типы климатов России и Республики Алтай" Это урок новых знаний, где изучают климатообразующие факторы и от чего зависит климат Россс.

Климат. Значение климата.

Урок в 6 классе по географии (ФГОС)Учитель географии: Панферова Мария ЯковлевнаМАОУ СОШ№19, г. БалаковоТема урока: "Климат. Значение климата".Тип урока: Открытие новых знаний и закрепление.

Конспект урок 7 класса по теме: "Факторы формирования климата Северной Америки. Климатические пояса и типы климата."

Урок можно использоват в курсе изучения географии 7 класса.

Презентация к уроку 7 класса по теме: "Факторы формирования климата Северной Америки. Климатические пояса и типы климата."
Климат и человек. Влияние человека на климат

ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Для тех, кто не слышал, это набор методик и инструментов для решения нестандартных задач. Применение открытых задач на уроке географии.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Изменение климата на Земле . Презентация на заданную тему содержит 16 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Изменения климата Земли Колебания климата Земли выражается в статистически достоверных отклонениях параметров погоды. Учитываются изменения как средних значений погодных параметров, так и изменения частоты экстремальных погодных явлений. Причиной изменения климата являются: динамические процессы на Земле; колебания интенсивности солнечного излучения; с недавних пор, деятельность человека.

Факторы изменения климата изменение размеров и взаимного расположения материков и океанов изменение активности солнца изменения параметров орбиты Земли изменение прозрачности атмосферы и ее состава в результате изменений вулканической активности Земли изменение концентрации парниковых газов (СО2 и CH4) в атмосфере изменение отражательной способности поверхности Земли изменение количества тепла, имеющегося в глубинах океана.

Климатические изменения на Земле Погода — это ежедневное состояние атмосферы. Погода является хаотичной нелинейной динамической системой. Климат — это усредненное состояние погоды и он включает в себя такие показатели, как: средняя температура, количество осадков, количество солнечных дней и другие переменные.

Периодические оледенения на Земле Ледники признаны одними из самых чувствительных показателей изменения климата. Они существенно увеличиваются в размерах во время охлаждения климата и уменьшаются во время потепления климата Изменение состояния континентальных льдов и колебания уровня моря являются в большинстве регионов ключевыми следствиями изменения климата.

Изменчивость уровня мирового океана Климатические изменения могут быть результатом взаимодействия атмосферы и мирового океана. Изменения климата, происходят отчасти благодаря возможности мирового океана аккумулировать тепловую энергию и перемещать ее в различные части океана.

Влияние следующих факторов на изменение климата Земли: парниковые газы; тектоника литосферных плит; солнечное излучение; изменение орбиты Солнца; вулканические процессы.

Парниковые газы Принято считать, что парниковые газы являются главной причиной глобального потепления. Парниковые газы имеют также значение для понимания климатической истории Земли. Согласно исследованиям, парниковый эффект, возникающий в результате нагревания атмосферы тепловой энергией, удерживаемой парниковыми газами, является ключевым процессом, регулирующим температуру Земли. Растущий уровень диоксида углерода считается главной причиной глобального потепления, начиная с 1950 года. Согласно данным МГЭИК от 2007 года, концентрация СО2 в атмосфере в 2005 году составила 379 ед., в доиндустриальный период - 250 ед. Чтобы предотвратить резкое потепление в ближайшие годы, концентрация углекислоты должна быть снижена до уровня, существовавшего до индустриальной эпохи - до 350 ед., сейчас – 385 ед., в основном из-за сжигания ископаемого топлива и вырубки лесов.

Тектоника плит литосферы На протяжении длительных отрезков времени тектонические движения плит перемещают континенты, формируют океаны, создают и разрушают горные хребты, т. е. создают поверхность, на которой существует климат. Недавние исследования показывают, что тектонические движения усугубили условия последнего ледникового периода: северо- и южноамериканская плиты столкнулись, образовав Панамский перешеек и закрыв пути для прямого смешивания вод Атлантического и Тихого океанов.

Солнечное излучение Солнце является основным источником тепла в климатической системе. Солнечная энергия, превращённая на поверхности Земли в тепло, является неотъемлемой составляющей, формирующей земной климат. В коротких временных отрезках наблюдаются изменения солнечной активности, а именно 11-летний солнечный цикл. Изменение солнечной активности считается важным фактором наступления малого ледникового периода, а также некоторых потеплений, наблюдаемых между 1900 и 1950 годами прошлого столетия.

Изменения орбиты Земли По своему влиянию на климат изменения земной орбиты сходны с колебаниями солнечной активности, поскольку небольшие отклонения в положении орбиты приводят к перераспределению солнечного излучения на поверхности Земли. Это являются результатом физического взаимодействия Земли, ее спутника Луны и других планет. Изменения орбиты считаются главными причинами чередования циклов ледникового периода, а такие периодическое увеличение и уменьшение площади пустыни Сахара.

Вулканические процессы Земли Одно сильное извержение вулкана способно повлиять на климат, вызвав похолодание длительностью несколько лет. Гигантские извержения случаются всего несколько раз в сто миллионов лет, но они влияют на климат в течение последующих миллионов лет В начале ученые полагали, что причиной похолодания является поднятая в атмосферу вулканическая пыль, поскольку она препятствует достигнуть поверхности Земли солнечному излучению. Однако измерения показывают, что большая часть пыли оседает на поверхности Земли в течение шести месяцев. Вулканы являются также частью геохимического цикла углерода. На протяжении многих геологических периодов диоксид углерода высвобождался из недр Земли в атмосферу. Однако этот не сравнится по величине с антропогенной поставкой оксида углерода, которая, по некоторым оценкам в 130 раз превышает количество СО2, поставленного в атмосферу вулканами.

Антропогенное воздействие на изменение климата Антропогенные факторы включают в себя деятельность человека, которая изменяет окружающую среду и влияет на климат. В некоторых случаях причинно-следственная связь прямая и недвусмысленная, как, например, при влиянии орошения на температуру и влажность, в других случаях эта связь менее очевидна. Главными проблемами сегодня являются: растущая из-за сжигания топлива концентрация СО2 в атмосфере, аэрозоли в атмосфере, влияющие на её охлаждение. Другие факторы, такие как землепользование, уменьшение озонового слоя, животноводство, вырубка лесов, также влияют на климат.

Антропогенное воздействие на изменение климата: Сжигание топлива, аэрозоли, землепользование, скотоводство

Гипотеза о циклических изменениях климата Чередование прохладно-влажных и тепло-сухих периодов в интервале 35 - 45 лет, выдвинута еще в конце XIX в. русскими учеными Брикнером и Воейковым. Впоследствии эти научные положения были существенно развиты Шнитниковым в виде стройной теории о внутривековой и многовековой изменчивости климата и общей увлажненности материков Северного полушария. В основу системы доказательств положены факты о характере изменения горного оледенения Евразии и Северной Америки, уровней наполнения внутренних водоемов, в том числе Каспийского моря, уровня Мирового океана, изменчивость ледовой обстановки в Арктике.

Читайте также: