Сообщение об исполнителей патриотической песни

Обновлено: 05.07.2024

Эти песни отражают один из самых страшных и жутких периодов человечества, во время великой отечественной войны. Песни-герои, песни — свидетели той войны, ставшей для многих советских граждан ужасным испытанием. Музыка вдохновляла солдат на атаку, давала надежду на светлое будущее, напоминала о семье и любимых, которые непременно ждут их скорейшего возвращения. Фронтовая песня бок о бок прошла с очевидцами той войны: она была с ними и в окопах, и в тылу, и во время штурмов. Дошла и до победного марша на главной площади страны!


Военные песни — это особый жанр. Трогательный, пробирающий до души своими текстами и музыкой, реальный, страшный и счастливый. История у каждой песни своя, но объединяет их всех одно — надежда и безусловная вера в победу! В данной подборке, мизерная часть огромнейшего количества военных песен, созданных как во время самой ВОВ, так и в последующие года.

Священная война

Это самая первая песня, родившая на четвёртый день объявления войны. В передовых газетах Василием Лебедевым-Кумачом было опубликовано стихотворение, которое он написал ещё до официального оглашения войны на просторах Советского союза. Писатель был впечатлён кинохроникой, кадры которой показывали фашистов, ударивших по Варшаве. От увиденных кадров мгновенно родилось проникновенное произведение. Песней этот текст стал благодаря музыке композитора Александрова. Уже через несколько дней композиция, поднимающая боевой дух, сопровождала солдат на фронт.

Алёша

Песня была написана через 21 год после победы, в 1966 году, советским композитором, Эдуардом Колмановским и его другом, писателем К. Ваншенкиным. Колмановского очень впечатлила история "Алёши" - каменного солдата, гордо возвышающегося над старинным болгарским городком Пловдив. "Алёша" у болгар символизирует собирательный образ всех воинов, павших за освобождение от оков фашизма, в народе получивший нарицательное имя, под которым его знают на территории не только Болгарии, но и всего СНГ.

Журавли

"Журавли" - это реквием по не вернувшимся солдатам, ставших жертвой огненной войны. История этой песни так же трогательна, как и сама песня. В 1965 году поэт Расул Гамзатов побывал в печально известном японском городе Хиросима, где от ядерного оружия погибло великое множество беззащитных людей. Среди этих людей была и обычная девочка, которая собиралась сложить из бумаги тысячу журавликов, но так и не успела это сделать. История о ней впечатлила поэта и, вернувшись домой, он на одном дыхании написал стихи о жертвах безжалостной войны. Печально известные строки, напечатанные в журнале, увидел советский актёр и певец Марк Бернес. Будучи уже тяжелобольным, Бернес попросил композитора Яна Френкеля написать музыку на это стихотворение и теперь мы можем слышать потрясающую песню "Журавли".


Лично меня эта песня впечатляет до сих пор. Помню, будучи ученицей музыкальной школы, на хоре мы исполняли это произведение. И я весь день после урока ходила заворожённая текстом и музыкой. Я влюбилась в эту в песню настолько сильно, что каждый раз, когда слышу эту музыку, у меня бегут мурашки, а в горле скапливается предательский ком.


В землянке

Одна из самых лиричных песен, "В землянке", увидела свет случайнейшим образом. В ноябре 1941 года военный журналист и поэт Алексей Сурков, написал стихотворение своей жене, которое отправил в виде письма домой. Сам Сурков вспоминал, что эти "домашние стихи не претендовали на то, что когда-то из них получится печатаемое произведение, а уж про песню и речи не могло быть". Эти строчки действительно могли так и остаться просто письмом, если бы не Константин Листов, вернувшийся из эвакуации композитор. Именно ему удалось превратить стихотворение, изначально претендовавшее разве что на оценку жены Суркова, в известнейшую песню об искренней тоске по любимой.


На безымянной высоте

Знаменитая песня была создана для фильма "Тишина" в 1963 году по факту реальных событий. 18 бойцов красной армии ночью 14 сентября 1943 года выполняли задачу по овладению высотой у деревни Рубеженка Калужской области. Солдаты встретили мощное сопротивление в лице двухсот немцев, но не сдались, а в течение целой ночи отбивали атаки соперников. Утром из 18 бойцов остались в живых только двое: рядовой Лапин, лежащий среди горы трупов и сержант Власов, взятый в плен немецкими захватчиками, но впоследствии сбежавший из-под гнёта фюреров и воевавший в партизанском отряде. Стихи, которые отражали бы этот эпизод истории, сочинил Михаил Матусовский, а вот с музыкой к данным стихам долгое время были проблемы. Знакомая мелодия родилась у композитора Вениамина Баснера в поезде. Но и тут были некоторые проблемы из-за отсутствия способов записи. Так и пришлось Баснеру держать всеми знакомую мелодическую последовательность в голове, без записи. Только по прибытии домой музыку, наконец, удалось привести в надлежащий вид.

Современному поколению, которое знает о войне лишь понаслышке, эти песни помогают взглянуть на события 1941-1945 г. глазами людей, оказавшихся в самом очаге кровавой войны. Эти люди умирали от голода, в концлагерях, находились в вечном страхе, но при этом не теряли веры в то, что однажды наступит мир и что всё не зря. Наступит май, и придёт победа!


Патриотическая музыка в России возникает с рождением национальной государственности и воплощается в жанрах :

  • Гимнов
  • Кантат
  • Маршей
  • Од, песен
  • И даже полонезов
  • Военных побед
  • Государственных свершений
  • Именин государей или их коронаций
  • Юбилейных дат Отечества

Русская патриотическая музыка, как и любой вид искусства, всегда несёт в себе отпечаток той культурной, политической и религиозной жизни, которая присуща обществу во время её сотворения.

Менялась страна — менялись и песни о ней. Начиная с сугубо религиозных мотивов и заканчивая песнями о революции и интернационализме, российская патриотическая песня всегда отражала дух эпохи.

Музыка средневековой Руси

Во времена средневековья к музыке относились с подозрением. По сути, поощрялось только религиозное исполнение, которое было подчинено строгим канонам православия. Так, все песнопения должны были быть исполнены под аккомпанемент византийского органа. Позже, сама инструментальная составляющая была упразднена. Уже в XI в церквях можно было услышать исключительно пение. Только 400 лет спустя уже в 15 веке в летописях вновь встречается упоминание об использовании музыкальных инструментов.

Рождение патриотической песни

В начале 15 века на увеселения, в том числе и музыкальные, церковь и общество начали смотреть более лояльно. Особенно популярны были церковные песнопения — кондаки и стихиры. Это были своеобразные песенники на религиозные и исторические темы.

От сжигания музыкальных инструментов до первого неофициального гимна

Во времена того же Петра, в моду вошли канты. Кант — это религиозная или светская песня. Канты часто имели патриотическую направленность. В них, как в былинах, рассказывалось о славных победах и даже о мирных договорах. Сопровождались такие песни фейерверками и выстрелами из пушек. Исполнение происходило в торжественной обстановке и при огромном количестве зрителей. Вообще массовые музыкально-театральные представления на патриотическую тематику быстро вошли в моду.


Сумароков являлся одним из ведущих поэтов и главным драматургом екатерининской эпохи. Поэт часто использовал патриотический лейтмотив в своих произведениях, Так, его знаменитый цикл од был посвящен прославлению монарших особ Российской Империи. Произведения Сумарокова так нравились при дворе, что его долгое время считали придворным поэтом.

Первый официальный гимн

  • во-первых, актуально отразить новую, революционную ситуацию,
  • во-вторых, являлись бы пропагандой большевистской партии.

Песни первых пятилеток наполнены:

  • духом коллективизации,
  • темами гражданской войны
  • идеями о мировой революции.

патриотизм

Тема Родины в песенной поэзии авторов и бардов XX века

Булат Окуджава

Александр Городницкий

Владимир Высоцкий

Особой строкой стоит отметить тему патриотизма в творчестве Владимира Высоцкого (1938 – 1950 гг.) Хотя ему недостаточно строки: поэзии этого гения посвящено много литературных и научных трудов. Вся противоречивость творческой натуры В. Высоцкого выражена в его поэзии по отношению к России. Он искренне любил Отчизну и ненавидел ее, образно воспевал ее благородство и высмеивал недостатки.

Александр Дольский

Лирический герой А. Дольского, воплощенный в образе странствующего барда, стилизованно и размеренно повествует о своих духовных порывах, о философских думах, взывает к Всевышнему в молитвах о России:

Нравственное осмысление национальной истории у А. Дольского иногда проявляется в гротескно – сатирической форме.

Военные баллады автора пронизаны горькой иронией:

Стоит добавить, что виртуозное владение гитарой, особая манера исполнения А. Дольского накладывают своеобразный смысл на его песни, передают сугубо индивидуальный характер произведения.

Жанна Бичевская

Святость русской земли, патриотизм и православная вера являются главной темой в творчестве Жанны Бичевской (1944 г.р.). Собирательница народного фольклора, она совместила свой бардовский стиль с кантри – фолком, чем обеспечила своему творчеству уникальность и своеобразие. Б. Окуджаву она называет своим крестным отцом.

Работая в стиле околорелигиозной тематики, воспевая самодержавную Русь, Ж. Бичевская получила благословение на творческую деятельность от Святейшего Патриараха Московского и всея Руси Алексия II.

Игорь Тальков

Список авторов и бардов XX века, в чьей песенной поэзии наиболее ярко проявилось патриотическое направление, безусловно, можно продолжить. Нельзя обойти автора, чья искренняя боль души за Россию, за ее поруганную честь вылилась в покаяние и крик со сцены. Мыслитель и патриот, автор и композитор Игорь Тальков (1956 – 1991 гг.) на многое открыл глаза обывателю своими социально острыми, пронзительно правдивыми песнями:

Он считал, что песня – это доступная, близкая простому человеку форма мысли, призванная пробудить, называть вещи своими именами. Увлечение историей России породило у И. Талькова стремление открыть правду об исторических ошибках, о предателях в высоких кругах, донести роковой смысл исторических событий:

И. Тальков был очень откровенен со слушателем, говоря о поруганных правителями понятиях долга, чести и Отечества. Он предвидел, что ему не простят правдоискательство, знал о скорой смерти; он был убит на пике популярности во время концерта.

Патриотическое направление в авторской песне начала XXI века

Появление музыкальных произведений условно патриотической тематики,
то есть посвященных важным государственным событиям (военные победы, именины и коронации, годовщины судьбоносных свершений), связано как
с формированием российской государственности, так и с особенностями истории русской музыки.

На протяжении нескольких веков всякая инструментальная музыка на Руси была табуирована православной церковью как языческая. Разрешалось только пение; византийские органы, сопровождавшие богослужение в XI веке, были разобраны. Следующее упоминание об органах относится уже к XV веку.

В год избрания Михаила Романова на царство (1613) для развлечения двора были учреждены Потешные хоромы. Известно, что в Потешных хоромах стояли органы, обитые яркими материями, украшенные искусной резьбой
и позолотой. Органная музыка звучала также в Грановитой палате Кремля
во время торжественных посольских аудиенций и государевых церемониальных столов.

Иван IV Васильевич Грозный, собрание стихир Исполнение: мужской вокальный квартет под управлением И. Воронова, 1989 год

Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый Росс!
Звучной славой украшайся.
Магомета ты потрёс!

Эти слова Гавриила Державина, положенные на музыку Осипа Козловского, воспевают легендарную победу Суворова — взятие Измаила.

Читайте также: