Сообщение об эпосе русского народа

Обновлено: 05.07.2024

Самое смешное, что о короле Артуре не занесло. А вот с остальным вполне возможно.
Спасибо, Александр!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Друзья, реклама на сайте не ради наживы, а исключительно ради содержания и развития сайта. Не забывайте об этом.

Заставка русский эпос

Во временам давно минувшим, в совсем особый мир — мир витязей и богатырей, неслыханных геройских подвигов, сил могучих, не знающих удержу, переносят нас старинные песни, распеваемые народом, так называемые былины.

Народ сам в незапамятные времена сложил эти удивительные песни-сказания про русских богатырей и витязей седой, отдаленной старины.

И переходили эти сказания из уст в уста, от стариков к детям, безыскусственно передавая каждому новому поколению древние были. Были — потому, что народ верит в существование богатырей в прошлом, верит, что все рассказываемое действительно было. В исторических записях и летописях сохранилось многое, указывающее, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно совершились, только народ переделал по- своему эти сказания, разукрасил их и преувеличил.

Кавказский эпос "Нарты"

"Нарты" - уникальное героическое сказание, которое объединяет множество народов Кавказа. Такие народы, как адыгейцы, ингуши и осетины, имеют разное происхождение и говорят на непохожих языках, но все они имеют свою версию сказания о нартах.

Так кто же такие нарты? Это мифический народ воинов-богатырей, некогда населявших землю. Они были великанами и силачами, проводили время в борьбе с фантастическими чудовищами или врагами. В то же время в жизни нартов многое было похоже на быт народов Кавказа: в эпосе отразились традиции и обычаи, этические нормы, которые горцы впитывали буквально с молоком матери. Можно сказать, что в этих героях кавказские сказители изображали своих соплеменников, только наделяли их исключительно самыми лучшими чертами, сверхчеловеческой силой и внушительным обликом.

Каждый народ на Кавказе создал свои сказания о нартах и собственных героев. Но есть и несколько общих персонажей, которые являются главными действующими лицами во всех версиях эпоса.

Сосруко - богатырь, рождённый из камня. Рассказ о его юности, сватовстве и героических похождениях составляет значительную часть всех сказаний о нартах. Казалось бы, что каменный великан почти непобедим - но на самом деле у него, прямо как у греческого Ахилла, есть одно уязвимое место - в разных вариантах эпоса это колени или бёдра. Сосруко знаменит также тем, что он возвратил нартам похищенный чудищем огонь - похожий подвиг совершил Прометей из древнегреческой мифологии.

Сата́на - центральный женский персонаж нартского эпоса. Она была матерью Сосруко и покровительницей всех нартов. Они относятся к ней как к мудрой наставнице. Но если нартам грозит беда, Сатана может надеть доспехи и сражаться вместе с другими воинами. Ещё она символизирует гостеприимство и хлебосольство народа. Считается, что имена эта героиня изобрела пиво - напиток для весёлых эпических пиров.

Сырдон - очень необычный эпический герой. Он прославился не богатырскими подвигами, а своим плутовским поведением и неожиданными выходками. Нарты не пожелали принять его в своё общество, и Сырдон поселился в подземном жилище. Время от времени он приходит к нартам и досаждает им разными проказами. Таких героев в фольклоре и литературе называют трикстерами: они как бы пародируют "настоящих" героев. Впрочем, и Сырдон сделал кое-что полезное: он изобрёл национальный музыкальный инструмент народов Кавказа фандыр.

Кроме этих персонажей, есть ещё много других героев, истории которых можно рассказывать очень долго. Стоит ли удивляться, что мир нартов так густо населён и богат на удивительные события, если он создан фантазией сразу нескольких народов!

Калмыцкий эпос "Джангар"

Джангар - легендарный богатырь и правитель эпической страны Бумба, в которой царит вечное благоденствие. Калмыки сложили много эпических песен о подвигах Джангара и служивших ему богатырей. Самые способные сказители могли исполнить подряд до 12 песен "Джангара". Каждая из них - это захватывающее приключение, во время которого герои могут оказаться далеко от родной страны, пережить досадные поражения и радостные победы, прибегнуть к помощи волшебства и даже сменить свой облик, чтобы наконец вновь вернуться в Бумбу, установив на земле мир и счастье.

Каждая песня "Джангара" начинается с описания прекрасной страны Бумба, где всем живётся хорошо и всего у людей в достатке. В роскошном дворце живёт хан Джангар. На пирах возле него сидят множества сильных богатырей, мудрых стариков и красивых девушек. Джангару служит ясновидец Алтан Цеджи. Он помогает ему узнавать то, что сокрыто, и использует волшебство для победы над врагами. Среди множества богатырей в эпосе по именам называются четыре. Алый Лев Хонгор - самый первый богатырь Джангара. Когда-то отец Хонгора пленил Джангара и хотел отобрать у него власть, но Хонгор встал на сторону законного хана. Строгий Санал и Тяжелорукий Савар - ещё два богатыря, которые всегда готовы прийти на помощь Джангару. Их имена говорят сами за себя. Особенно выделяется сказителями Мингъян - богатырь-красавец, "солнцеглазый", "сладкогласный", подобный луне". При каждом появлении этого героя в эпосе для него находится какой-нибудь новый эпитет. И, конечно, он всегда привлекает внимание девушек. Женат Джангар на шестнадцатилетней красавице Ага Шавдал.

После такого красочного рассказа о прелестях мифической страны Бумба начинается очередная история, главной героем которой может быть сам Джангар или один из его богатырей. Учёные-фольклористы предполагают, что раньше это были отдельные произведения, но со временем все эпические сказания соединились в одно, и разные богатыри были "назначены" воинами хана Джангара. Интересно, что песни "Джангара" не всегда повествуют о сражениях. Например, есть песня о женитьбе богатыря Хонгора. В этой песне Хонгор отправляется на поиски жены в далёкие края, но на пути ему встречается злая волшебница, которая лишает Хонгора памяти и заставляет его остаться в чужой земле. Только случай помог Хонгору выбраться из плена. Однажды на пиру его попросили спеть всеми любимое сказание о великом хане Джангаре, и лишь только богатырь пропел первые строчки, он тут же вспомнил о своей прежней жизни. Да, оказывается, и в "Джангаре" тоже могут исполнять "Джангара"! Теперь вы представляете, насколько популярен был этот эпос у калмыков.

Когда-то калмыки назывались ойратами и были очень влиятельным народом в степях Монголии. В лучшие времена их власть простиралась до гор Тибета. А потом эта золотая эпоха прошла, и калмыки были вынуждены откочевать далеко на запад, на территорию России, где они живут и сегодня. Считается, что в эпосе "Джангар" сохранилась память и мечты народа о богатом и сильном государстве. Долгие годы певцы-джангарчи шлифовали своё сказание, услаждая им слух народа. В итоге им удалось создать эпос такой же величественный и гармоничный, как описанная в нём сказочная страна Бумба.

Бурятский эпос "Гэсэр"

Этот эпос называют "Илиадой Центральной Азии". О Гэсэре пели сказители Тибета, Монголии, Алтая, но самое величественное сказание о столь знаменитом герое сложили буряты. Эпос о Гэсэре очень древний. В 1995 году в Бурятии с размахом отпраздновали его тысячелетие. Конечно, никто точно не знает, когда впервые прозвучал улигер (сказание) о Гэсэре, но, по мнению учёных, это могло произойти приблизительно в Х веке. Для бурятского народа Гэсэр - не просто эпический герой. Его считали божеством. Шаманы призывали дух Гэсэра, а сказители верили, что во время исполнения улигера Гэсэр незримо присутствует рядом. Есть предание о том, как один сказитель-улигершин безупречно пропел все части эпоса о Гэсэре и в награду за это Гэсэр послал ему с неба коня.

Сказание о Гэсэре принято делить на девять "ветвей" - частей со своим сюжетом. После рассказа о том, как Гэсэр переродился на земле, начинается череда его богатырских подвигов. Сперва Гэсэр нашёл себе трёх жён, три раза выиграв соревнование женихов. Затем в стране Гэсэра одно за другим начинают объявляться чудовища - потомки Атай Улана. Раз за разом Гэсэр побеждает их. Кроме чудовищ, на царство Гэсэра решили покуситься и три хана из далёкой страны Шарадай. Но и их ждала неудача. Впрочем, Гэсэру не всегда приходилось легко и просто избавляться от врагов. Бывало, что он находился на волоске от поражения. Например, маленький чертёнок Лойр-Лобсоголдой хитростью заманил к себе Гэсэра и превратил его в осла. В этой части эпоса главные подвиги совершает жена Гэсэра Алма-Мэргэн. Кстати, она была девушкой-богатыркой, и при первой встрече Гэсэр даже принял её за юношу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Эпосы народов России

1. ОЛОНХО – ЯКУТСКИЙ ЭПОС

Олонхо – древнейший героический эпос, состоящий из невероятного множества сказаний, историй и мифов. Можно сказать, что в Олонхо включена почти вся религия и верования якутов. Олонхо состоит из 15-20 тысяч стихотворных строк и исполняется олонхосутами (сказителями) в песенной и ритмичной форме, что придает сложности и, одновременно, невероятной красоты. К сожалению, из-за отсутствия письменности и грамотности у древних якутов, Олонхо не записывались, а передавались только в устной форме. Можно сказать, что Олонхо является настоящим народным творчеством. Структура Олонхо сложна, обычно в начале рассказывается о создании Вселенной, состоящей из трех миров – Верхнего (божественного), Срединного (людского) и Нижнего (адского). В Олонхо всегда воспеваются человеческие ценности – верность браку, уважение к родителям, любовь к природе. Среди массы героев ярко выделяется Ньургун Боотур – могучий богатырь на службе у богов, защищающий мир от демонов и монстров Нижнего мира.

4. Нартский эпос (нарты)

6. Нимнгакан – эвенкийский эпос

Нимнгакан – эпическое произведение в эвенкийском фольклоре, рассказывающее о подвигах эвенкийских богатырей и предках эвенкийского народа. Основные его сюжеты – подвиги одиноких героев-первопредков, женщин-богатырок, эпическая биография двух братьев или брата и сестры. Предания (улгур) повествуют в основном о межродовых распрях, реже – о ссорах между родичами. Мифологические рассказы объясняют происхождение традиционных обычаев и запретов, повествуют о появлении на земле различных животных, рождении человека и его родстве с медведем. К сожалению, песенная поэзия эвенков изучена мало, эпос известен только в записях от эвенков Якутии и Приморья. Несмотря на схожесть с якутскими и бурятскими сказаниями, нимнгакан является уникальным самостоятельным эпосом, в котором четко выделяется культура и быт эвенков.

Читайте также: