Парные категории диалектики и их проявление в медицине сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Философское мышление открывает всеобщие черты, отношения присущие не каким-то отдельным видам явлений и процессов, а всему бытию. Знания такого рода выражаются в универсальных формах человеческого мышления - категориях. Категории философии - это общие понятия, отражающие более существенные свойства, универсальные связи и отношения реальности. Истоки учения о категориях уходят в далёкое прошлое. Большая заслуга в их разработке принадлежит Аристотелю. Уже для него проблема категорий выступала как проблема соотнесения содержаний высказываний о некотором сущем с самим этим сущим. По его мнению, в высказываниях связываются понятия, выражающее общее в предметах, и только с их помощью мы понимаем друг друга, когда говорим о единичных предметах. Для Канта категории - это всеобщие формы, в которых мы мыслим всё воспринимаемое, априорные формы рассудка, упорядочивания нашего опыта. Гегель понимал категории как развивающиеся способы полагания Абсолютным духом своего предмета, общие формы его саморазвития и самоопределения.

Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные" стороны целостных явлений и процессов. Диалектический характер отношений "причина - следствие", "случайность - необходимость", "возможность - действительность" и других выражается в противоположных, но неразрывно связанных понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии. В сочетании, взаимодополнении категории диалектики образуют подвижную сеть универсальных понятий, способных отражать живую подвижность, переходы, противоречия бытия.

В категориях диалектики тесно связаны объективное знание о соответствующей форме связи явлений и форме мысли – познавательный прием, посредством которого постигается, осмысливается такая связь. И чем совершеннее понятийные средства, способы осмысления определенных связей, тем успешнее может в принципе осуществляться их реальное открытие, истолкова­ние.

Среди бесконечного многообразия связей реального мира философское познание исторически выделяло различные типы всеобщих связей. "Единичное - общее", "многое - единое", "сходство - различие", "качество - количество", "простое - сложное", "часть - целое", "конечное - бесконечное", "форма - со­держание" и другие понятия о такого рода связях могут быть объединены в группу категорий, выражающих "уст­ройство", "организованность" бытия. В истории познания прослеживается так­же другой категориальный ряд; "явление - сущность", "причина - следствие", "случайность - необходимость", "возможность - действительность" и др. Пер­вый подход к анализу универсальных связей можно условно назвать "горизон­тальным", второй - "вертикальным".

Универсальные связи отражают разделенность и единство мира. Уже древние философы для понимания разделенности и единства мира исполь­зовали представление о части и целом. Если нечто поддается раздроблению, то оно обладает частями, а само является целым. Если же нечто неделимо, то оно называется атомом, что означает буквально "неделимый". Но наукой XX в. ус­тановлено, что супермонолитное, неизменное не существует. В этой связи, а также по ряду других оснований был развит системный подход. Дополняя по­нятия целого, части, стали использовать понятия системы и элемента. Система - это такое соединение элементов, которое приводит к возникновению свойств, не присущих предметам, а их разобщенности. Связь компонентов системы на­зывают структурой Элемент - это такая часть системы, которая после своего раздробления на части уже не обладает характеристиками системы.

Проблематика части и целого, элемента и системы показывает, что раздробленность мира философии не имеет абсолютного характера, многие фраг­менты мира связаны между собой. Та или иная часть целого свидетельствует о других частях целого. Знак - это свидетельство о другом. Разновидностями зна­ков являются иконические знаки (знаки - копии), знаки - признаки (индикаторы или симптомы), символы. Характерная особенность знаков состоит в их извест­ном сходстве с обозначаемым (фотографии, рисунки, репродукции). Знаки - признаки, не являясь копиями обозначаемых ими явлений, тем не менее, указывают на них. (Дым есть знак, при - знак горения. Техника есть при - знак человека). Наибо­лее сложные знаки называются символами. Там, где один смысл обозначает другой, мы имеем дело с символами, Обычно символ связан с всеобщим, с мно­гообразием, с синтезом, с реализацией духовных возможностей человека­.

В мире существует бесконечное многообразие вещей. Все вещи и со­бытия различны между собой, единичны в своём бытии. В "лепке" единичного участвует несметное множество неповторимых условий, масса случайностей. Так, неодинаковость любой пары кленовых листьев обуславливается различиями в освещении, питании, температуре, энергетическом микроклимате, что в свою очередь, предопределяет различия в их размерах, оттенках цвета, форме, весе и т.п. Природа неистощима в творчестве индивидуального: она не терпит штампов. Единичное есть объект, взятый в своём отличии от других объектов, их неповторимой специфике. Единичное - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определенность.

Однако бесконечное многообразие - это лишь одна сторона бытия. Другая сторона заключается в общности вещей, их структур, свойств и отношений. Как нет двух абсолютно тождественных вещей, так нет и абсолютно различных. Общее - это единое во многом. Общее есть сходное у ряда единичных предметов. Выделение общего является результатом сложной мыслительной операции - обобщения, в результате которого приходят к понятиям. Для объективного идеализма характерны отрыв общего от единичного, абсолютизация и превращение его в то, что предшествует единичному и творит его (Платон, Гегель). Взгляд же на действительность как на множество независимых друг от друга единичностей характерен для узкого эмпиризма, считающего единичное исходной категорией, а общее - лишь производной абстракцией. Стремление разделить единичное и общее и противопоставить их друг другу лежало в основе средневекового спора номиналистов и реалистов.

В силу дискретности мира общее не существует и не дано нам иначе, как через единичное. Они не рядоположенные вещи, и диалектика заключается не в том, что одно существует и другое существует и как-то они между собой взаимодействуют, а в том, что нечто существует и проявляет себя как существующее в силу материального единства мира, его энергоинформационных взаимодействий и универсальности основных атрибутов сущего.

Общее не существует отдельно, оно содержит в себе закономерность протекания процессов в любом единичном явлении данного класса. Действие закономерности, анонимная власть общего выражается только в единичном и через единичное. Как единичное невозможно без общего, так и общее невозможно без единичного, которое служит предпосылкой и субстратом общего. Особенное означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении. Оно мыслится как специфика в реализации общего, характерная для данного объекта. Чтобы понять отдельные явления, необходимо вырвать их из общей связи и рассматривать аналитически, понимая при этом, что сама по себе констатация единичных фактов ещё не есть их познание. Теоретический анализ, имея дело с единичными объектами в специфических условиях, направляется знанием общих законов, действующих как тенденция, и учитывает особенности, определяемые конкретными условиями. Например: врач призван лечить не "человека вообще", а конкретную личность с её неповторимыми индиви­дуальными чертами, особенностями. Одна и та же болезнь у разных больных требует определённой корректировки в общем способе её лечения.

Под сущностью понимается внутренняя, глубинная, скрытая, отно­сительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, оп­ределяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление - это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характе­ристики того или иного предмета. Явление и сущность - диалектически связан­ные противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда их несовпа­дение носит ярко выраженный характер: внешние, поверхностные черты пред­мета маскируют, искажают его суть. В таких случаях говорят о видимости, ка­жимости.

Кант характеризовал явление как форму опытно постигаемого человеком бытия вещей. Возможность познания, его движение от внешних, поверхностных наблюдений к раскрытию их причин, закономерностей обеспечены диалек­тической связью сущности и явления. Сущность обнаруживает себя в явлениях, а явление есть проявление сущности.

Понятие сущности не предполагает какого-то жёстко фиксированного уровня реальности или некоторого предела познания. Человеческое познание движется от явления к сущности, углубляясь далее от сущности первого поряд­ка к сущности второго порядка и т.д., основательнее раскрывая причинные связи, закономерности, тенденции изменения, развития тех или иных областей действительности. Например, дарвиновская теория явилась важным шагом в познании законов биологической эволюции, но их изучение на этом не остано­вилось. И сегодня наука, с учетом эволюционной генетики и других исследова­ний, располагает более глубокими знаниями живой природы.

В своем конкретном виде процесс раскрытия, понимания сущности проявляет себя в познании структуры, целостности, причин предмета, законов его формирования, функционирования.

Под содержанием понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного пред­мета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ существо­вания того или иного содержания. Содержание оформлено, а форма содержательна.


В статье авторы рассматривают связь законов и категорий диалектики в практике современного врача, основываясь на отечественных научных публикациях.

Ключевые слова: диалектика, медицина, практика врача, философия.

Законы медицины по отношению к законам диалектики частны и специфичны, но как в единичном проявляется природа общего, так и в медицине проявляются законы диалектики. [1].

Существует три закона диалектики:

1) закон единства борьбы и противоположностей;

2) закон перехода количественных изменений в качественные;

3) закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей является основой материалистической диалектики. Он объясняет внутренний источник движения тех или иных процессов. Примером этого являются категории: качество и количество, причина и следствие, случайность и надобность, часть и целое, форма и содержание [2]. Однако в медицине, особенно в практике современного врача примером закона единства и борьбы противоположностей может служить пример использования антибиотиков и жаропонижающих. Так, например, одной из главных проблем в работе врача терапевта, является противоречие между знанием сущности болезни, знанием общего вида клинических проявлений и отсутствием знаний о конкретных причинах возникновения болезни и ее лечения. Общие воспаления, или повышенная температура тела, — есть патологический процесс, который врач должен купировать, в то же время он является защитным и полезным для организма. В этом случае врач должен грамотно ответить на вопрос, использовать жаропонижающие или нет. Так как положительный эффект общего воспаления с легкостью может перейти в резко негативный [3]. Поэтому врач всегда должен видеть и помнить диалективную связь в этих процессах.

Закон перехода количественных изменений в качественные непрерывно связан с законом единства борьбы противоположностей. Если первый закон описывает источник развития, то второй закон характеризует внутренний механизм развития этого [2]. То есть, при определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. Врач, в свою очередь, должен углубляться как в качественную, так и в количественную характеристику наблюдаемого заболевания. Так же, врач должен учитывать, что при достижении порогового уровня количественного показателя качество кардинально меняется. Хороший пример — это биохимические, иммунологические, гематологические показатели больных новой коронавирусной инфекцией. Врачу необходимо в каждом новом уровне оценивать количественные показатели и наблюдать качественные изменения в состоянии больного. Например, постоянно меняющийся уровень иммуноглобулинов может свидетельствовать о легком перенесении заболевания, тяжелом состоянии, коме, или даже предсмертном состоянии.

Закон отрицания отрицания тесно связан с двумя предыдущими законами и отвечает на очень важный вопрос — в каком направлении идет развитие? Данный закон описывает тенденцию развития природы или организма, общества или мышления. Умелое понимание этого закона врачом способствует глубокому осознанию диалектических процессов, происходящих в организме [4]. Так, еще И. И. Мечников, говоря об усложнении воспалительного процесса в ходе эволюции животных отмечал, что если у личинки морской звезды фагоцитоз происходит без участия кровеносных сосудов и нервной системы, так как и то и другое у нее отсутствуют, то у высокоразвитых животных воспалительный процесс осуществляется при участии различных систем организма.

Основные законы диалектики являются необходимой частью клинического мышления, однако диалектика на этом не ограничивается, есть так называемые категории — опорные научные понятия, описывающие наиболее важные свойства, характеристики, особенности болезни. Категории выявляют содержание и действие основных законов, являясь необходимыми для осознания причины, сущности и содержания [5].

Сущность и явление — важнейшие гносеологические категории, особенно в работе врача. Любая болезнь состоит из внешних проявлений болезни — симптомы (явление), и сама причина заболевания — возбудитель (сущность).

Форма и содержание — единство противоположностей. Гипертрофия межжелудочковой перегородки (форма) может значительно влиять или не влиять на фракцию выброса (сущность), и быть началом серьезной патологии. Задача врача в этом случае — определить противоречия, найти пути для решения проблемы.

Заключение . В работе современного врача: хирурга, терапевта или функционалиста, необходимо основываться на симбиозе философии и теоретической медицинской базы. Благодаря глубокому познанию диалектики, хирург сможет действовать наиболее рационально и эффективно, за счет рассмотрения патологии как системы общих закономерностей. Терапевт будет грамотнее выстраивать лечение пациентов, за счет знаний, основанных из синтеза не только клинических и теоретических предметов, но и философии.

1. Шевченко, Е. В. Диалектические законы и категории в физике живого организма / Е. В. Шевченко, А. В. Коржуев // Сиб. мед. журн. 2005. Т. 55, № 6. С. 101–106

2. История диалектики. Немецкая классическая философия / под ред. Т. И. Ойзермана. М.: Мысль, 1978. 364 с.

3. Давыдовский, И. В. Общая патология человека / И. В. Давыдовский. М.: Медицина, 1969. 611 с

Основные термины (генерируются автоматически): современный врач, борьба противоположностей, воспалительный процесс, врач, диалектик, материалистическая диалектика, отрицание отрицания, процесс.

Закон единства и борьбы противоположностей и проявление его в медицине, содержание и форма. Закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания, основные категории материалистической диалектики и проявление их в медицине.

Рубрика Философия
Вид методичка
Язык русский
Дата добавления 30.12.2013
Размер файла 214,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

История становления и развития диалектической мысли. Характерные черты и связи категорий диалектики. Сущность основополагающих законов: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания.

реферат [19,5 K], добавлен 12.06.2012

Изучение основных законов диалектики как философской теории развития всего сущего, материи, духа и сознания. Содержание закона взаимного перехода количественных и качественных изменений, закона отрицания отрицания и единства и борьбы противоположностей.

реферат [25,0 K], добавлен 13.02.2011

Исторические формы диалектики: античность, немецкая классическая философия и материалистическая диалектика. Закон единства и борьбы противоположностей. Взаимный переход количественных изменений в качественные. Сущность закона отрицания отрицания.

реферат [85,0 K], добавлен 24.03.2011

Сущность и проблемы диалектики. Смысл законов единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания. Понятие принципов всеобщей связи, системности, причинности, историзма. Основные категории науки.

презентация [239,2 K], добавлен 29.11.2012

Анализ исторических форм диалектики и альтернативы. Противостояние диалектики метафизике, софистике и эклектике. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Закон диалектического синтеза.

Диалектика лежит в основе методологии многих конкретных наук. В современной науке актуальным становится основной тезис материалистической диалектики о развитии как саморазвитии, самодвижении материи. Современная медицина стала перед необходимостью пересмотра методологических проблем с точки зрения диалектической концепции развития,требующей рассмотрения целостных определений человека как здорового, так и больного не в его статическом многообразии, а как продукта становления. Например, изучение наследственных болезней и наследственной предрасположенности к заболеваниям включает исследования на различных уровнях, начиная с молекулярного, а также учитывает аспекты медико-биологического плана, социального, этического и т.д.

Один из законов диалектики – закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, позволяющий показать, как происходит развитие.. В медицине он нужен для понимания патологических процессов, их дифференциации и определения тактики лечения. Болезнь и здоровье, норма и патология являются различными качествами. Качественные и количественные изменения - результат взаимодействия вещей и процессов. Но количественные изменения предшествуют качественным. Врач должен учитывать количественные изменения, чтобы понять степень развития патологического процесса, предотвратить осложнения как переход в другое качество. Действие лекарственных препаратов зависит от дозы и их комбинации. Например, малые дозы фенобарбитала действуют успокаивающе, средние дозы – как снотворное, а большие дозы наркотически. Здесь будет переход от одного качества в другое .

Следующий закон диалектики – закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник развития. Болезнь возникает в результате взаимодействия противоположностей – повреждающего фактора и защитно-приспособительных сил организма. Но для медика важно знать не только наличие противоположностей, но и их конкретная характеристика (степень патогенности микроорганизма, состояние иммунитета и т.д.). Лекарства также имеют противоположные действия (терапевтическое и токсическое), что должно учитываться врачом.

Закон отрицания отрицания проявляется и на уровне явления и на уровне сущности и раскрывает направленность развития. Суть его в том, что старое отрицается новым, а новое в свою очередь отрицается ещё более новым. Т.е. старое качество уничтожается не полностью, а только то, что устарело и тормозит развитие. Новое, ценное, - это то ,что имеет перспективу. Будущее сохраняется, передается следующим этапам.

Все законы диалектики имеют методологическое значение для развития медицинской теории, для диагностики и лечения болезней, для формирования определенного стиля мышления.

Читайте также: