Сообщение об авторской сказке

Обновлено: 05.07.2024

Самым популярным жанром детской литературы была и остается сказка. Сказка прошла длительный путь развития, она отличается нечеткостью жанровых границ и большим разнообразием. Сказка может приобретать форму эпоса, романа, повести, поэмы, быть народной либо литературной. При всем этом сказка является самостоятельным жанром, в котором всегда присутствуют удивительные события, а сама направленность сказки носит развлекательный характер.

Фольклорная сказка имеет много общего с легендой, мифом и сказом. Однако между ними есть и существенные отличия, среди которых необходимо назвать следующие:

- сказ, в отличие от сказки, повествует о тех событиях, которые имели место в реальности; легенда содержит себе представление либо образ, которые можно назвать чудом, но при этом рассказчик и слушатель воспринимают их как реальные; для сказки характерно то, что ее сюжет является вымыслом;

- во всех жанрах присутствуют разные действующие лица: в легендах это герои, в мифах – боги, в сказках – неизвестные люди или животные;

- перед сказкой не стоит задача объяснить, как строен мир, по каким законам он развивается и как это вязано с действиями главных героев, которые преодолевают те или иные препятствия;

- для сказки часто характерна ирония, миф же, а также легенда и сказ излагаются серьезно;

- в сказке развитие сюжета происходит последовательно, в мифе они могут повторяться, двигаясь по кругу.

Народная сказка представляет собой образец классического фольклора, в то время как сказка литературная (авторская) опирается на фольклорную модель, но имеет свои характерные особенности.

Перечислим основные отличия литературных (авторских) сказок от народных :

1) все элементы народной сказки четко обозначены : это всегда зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка. Авторская сказка устойчивого строения не имеет, это может быть рассказ или повесть сказочного характера;

2) для авторской сказки характерно то, что она всегда имеет реальные детали;

4) в народной сказке, как правило, счастливый конец. В литературной сказке конец часто бывает несчастливым, герои погибают, не добившись своего;

5) текст народной сказки вариативен, сказитель может вносить свои изменения, что привело, к примеру, к появлению множества вариантов историй о Золушке, Синей Бороде, Сивке-Бурке. Текст авторской сказки, напротив, лаконичен;

6) литературная сказка больше народной по объему, что объясняется устной формой фольклорных произведений. Авторская сказка – это часто длинное, многоходовое произведение с большим числом действующих лиц, может иметь несколько театров действия одновременно.

7) установить время бытования народной сказки невозможно, время создания авторской сказки известно.

Литературная сказка – это повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов

Известно, что литературная сказка – жанр, впитавший в себя черты народного фольклора и элементы литературных жанров. Действительно, сказка как самостоятельный жанр существует и в фольклоре, и в литературе, в ней слились поэзия народа и его мудрость. Однако возраст литературной и фольклорной сказки не одинаков.

Роль воспитательной и образовательной функций сказки нельзя недооценивать. Ребенок знакомится с этим жанром литературы в самом раннем возрасте, когда его сознание наиболее восприимчиво. Через сказку ребенок познает окружающий мир, знакомится с важнейшими понятиями и категориями, с объектами живой природы и их особенностями, с нравственными и моральными нормами, с понятиями добра и зла. Сказка помогает ребенку научиться выражать свои мысли в соответствии с речевой ситуацией. Кроме того, сказка знакомит ребенка и с его историческим прошлым, с культурой его предков, с явлениями, которые уже забыты современниками.

Секрет популярности сказок кроется не только в специфических особенностях ее содержания и художественной формы, но и в ее доступности к пониманию для любого слушателя. Язык сказок прост, безыскусен, близок к разговорному: слова и выражения даются в их прямом, непосредственном значении, что способствует ясности и точности смысла.

Воспитательная функция сказки осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Сказка создает эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а так же с помощью народных сказок, в том числе о животных. Народная сказка – благотворный источник для детского творчества. Сказка обогащает чувства и мысль ребенка, будит его воображение. Ребенок очень рано знакомиться со сказками, и к пяти годам, когда можно углубленно работать с ним по этой теме, знает их в достаточном количестве. Воспитатель должен открыть детям новое в уже знакомых им сказках.

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница, а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя его со своими делами и поступками. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Таким образом, внутренний духовный рост человека происходит через правильное и увлекательное познание русских народных сказок. Рассудительным, внимательным, добропорядочным человеком может стать тот, кто ближе приблизится к пониманию основных нравственных идеалов, изложенных в сказках.

Год литературы в детском саду

Год литературы в детском саду .

Популярность народных сказок была такой большой, что немало людей захотело попробовать создать собственную сказку. Так к нам пришли Красная Шапочка и Кот в сапогах, о которых рассказал француз Шарль Перро, Карлик Нос и Калиф-аист, их придумал немецкий писатель Вильгельм Гауф, а Русалка датчанина Ганса Христиана Андерсена стала символом столицы Дании.

Наиболее часто цитируемым является определение, принадлежащее известной исследовательнице скандинавской литературы Л.Ю. Брауде. Она пишет: "Литературная сказка - авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и, в некоторых случаях, ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, служит отправной точкой характеристики персонажа". [4, с.6]

Авторские сказки написаны чаще всего с более сложным сюжетом и в другой форме, добавлено много персонажей. У героев сказок свои характеры, изменены имена, зачины и концовки.

Литературная, авторская сказка – это сказка особая, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. Часто в основе литературной сказки лежит одна или несколько народных сказок.

Сказки литературные – это сказки, рожденные благодаря отдельному автору, а не народу. Литературные сказки писали многие русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели. В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные оригинальные авторские сказки, заселяя новыми вымышленными персонажами, героями. В литературной сказке есть фантазия, чудеса, всякого рода загадочные превращения и реальные события. По своему характеру и видам сказки тоже отличаются.

Сказка имеет большое познавательное и воспитательное значение, особенно глубокое воздействие имеют сказки на детей. Воспитание сказкой приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б.М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. [27, с.96]

В них дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы. Незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету.

В русской литературе наиболее распространены прозаическая и поэтическая, хотя имеются и яркие образцы сказки драматической. Примером последней может служить сказка "Двенадцать месяцев" С. Я. Маршака. Это произведение годится не только для чтения, но и для театральной сцены.

С точки зрения родовой принадлежности все литературные сказки могут быть разделены на эпические, лирические и драматические.

Литературная сказка выросла из сказки фольклорной, унаследовав ее черты, проявляющиеся в разной степени. Несомненно, фольклорная традиция — тот самый фактор, который изначально формирует зарождение нового жанра в литературе, а впоследствии его жанрово-видовых модификаций. Без преувеличения можно сказать, что первые писатели, обратившиеся к жанру сказки, пересказали, обработали, перевели на литературный язык произведения устной народной словесности, дав им вторую, книжную, жизнь. Чаще всего это обработка родного фольклора, но порой, особенно в XX в., сюжет литературной сказки подсказывают писателю экзотические источники. Например, среди сказок "Тысячи и одной ночи" есть два известных сюжета — "Сказка о рыбаке" и "Волшебная лампа Аладдина". Советский писатель Л. Лагин, отталкиваясь от этих сюжетов, создал в свое время сказочную повесть "Старик Хоттабыч", где основные события разворачиваются не на древнем Востоке, а в Москве в XX в.

Существует такой метод, как сказкотерапия. Это метод, использующий форму для развития личности ребенка, развития его творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

У авторской сказки большой педагогический потенциал: она является воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом, и средством влияния на развитие личности (становление психофизиологических качеств, приобщение к этнической культуре, традициям и обычаям народа, ее сочинившего), именно поэтому своим национальным и общечеловеческим содержанием сказки довольно широко представлены в авторских вариантах младшего школьного курса литературного чтения.

Класс

Класс

Класс

Класс

Из вышеперечисленного списка авторских сказок можно сказать следующее, что осознания одного и того же произведения учениками будет неоднородной, а восприятие литературы варьируется в зависимости от уровня, на котором находится ученик. Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что дети переходят с позиции слушателя в категорию читателя, которые начинают постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Они задумываются над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют им краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, за казалось бы обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать их как читателя, будить воображение, а также заставляет их размышлять.
Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогают учителям избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающих читателей должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в детях собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателей и осмысливается ими как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста. Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения — формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения — постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения — наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения. Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

Учитывая вышеизложенные особенности восприятия авторской сказки детьми, можно сформулировать вывод, что при работе со сказкой педагогам необходимо регулярно диагностировать и повышать уровень восприятия художественного литературного произведения учащихся, а также выстраивать свою работу соразмерно с выявленными результатами. Учителю необходимы глубокие знания методики работы над сказкой ведь именно от того, как учитель будет работать над сказкой, на что будет обращать внимание учащихся, и будет зависеть осмысление этого жанра ими. Особенности литературной сказки и ее восприятия младшими школьниками требуют особого подхода к изучению на уроке. Разнообразие авторских сказок, а также специфика возрастного периода учащихся диктует учителям использование разнообразных, занимательных, продуктивных видов работ на уроке литературного чтения. Известно, что авторская сказка, и ее сюжеты и герои вдохновили выдающихся художников и музыкантов на создание запоминающихся на всю жизнь картин, иллюстраций, опер, других музыкальных произведений. Сказка предоставляет возможность проявить неограниченный полет фантазии и самим учащимся разных возрастов – в устных и письменных рассказах, рисунках, инсценировании, устройства декораций.


Сказки – это очень важный жанр в литературе. Именно с него и начинают маленькие дети ознакомление с миром прозы и поэзии. Но что они означают, какова история и специфика авторских сказок? Рассмотрим все это ниже, а также список русских литературных сказок с их авторами и особенности.

литературные сказки и их авторы список

Определение

Сказка – это жанр в литературе, основанный, как правило, на фольклоре. Может быть как прозаической, так и поэтической. Однако в основном это фольклорная проза, и у каждого народа есть свои сказки. Главным отличием для них обычно являются наличие мифических существ и/или фэнтезийных, фантастических, волшебных элементов.

Но в отличие от фольклорных произведений, сказки всегда имеют автора. Зачастую в них идет очевидная борьба добра и зла, плохого и хорошего. Обычно есть главный герой – "любимец" автора и, как следствие, читателя. А есть и антигерой – мифический злодей.

литературные сказки 3 класс список

История

Как уже говорилось выше, сказки свое берут начало из фольклора. Однако не всегда, т. к. они могут быть и чисто авторскими. Они появились давно в виде именно фольклорных произведений, передающихся "из уст в уста". На Руси долгое время так существовали и распространялись свои народные сказки.

К очень старым сказкам можно отнести некоторые произведения. Например, множество фольклорных сказаний Древней Руси и церковные притчи Средневековья, во многом напоминающие рассматриваемый нами жанр.

Однако как отдельное литературное авторское направление выделились только в прошлом веке. А вот слово "сказка" в русском языке появилось и того раньше – аж в XVII веке.

литературные сказки 5 класс список

Далее в Европе стали появляться сказки уже в привычном для людей понимании: братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен, Шарль Перро и многие другие. А вот на территории современной России раньше (и до сих пор) был очень популярен Александр Сергеевич Пушкин. В XVIII веке вообще многие писатели любили брать основу из фольклора и таким образом создавать новые произведения.

В XX веке появилось еще больше сказок. Как авторы этого жанра были известны такие великие писатели, как Максим Горький, Алексей Толстой и др.

Специфика

Авторские сказки называют еще и литературными. Как уже описывалось выше, от фольклорных произведений их отличает наличие автора. Свои создатели были, конечно, даже у очень старых народных сказаний, но авторы как таковые терялись, потому что веками рассказы переходили устно от одних людей к другим, порою даже значительно видоизменяясь, так как каждый человек мог трактовать и пересказывать по-разному, и так на протяжении долгого времени.

Еще одним отличием авторской сказки от народной является то, что она может быть и в стихах, и в прозе, в то время как второе – только в прозе (изначально вообще была только устной). Также в фольклоре затрагивается обычно тема противостояния добра и зла, в то время как в литературных произведениях это необязательно.

Еще одним отличием является то, что народные сказки имеют более поверхностно описанных персонажей, а в литературных, наоборот, каждый персонаж ярко выражен и индивидуален. В фольклоре еще есть зачин, присказка и своеобразные речевые обороты. Они также, как правило, еще меньше, чем литературные. Это все обусловлено тем, что передавалось устно, поэтому многое утрачивалось, а размер укорачивался, потому что с поколениями забывалось. Но тем не менее склонность к разным речевым оборотам, свойственным только русским сказкам, сохранилась. Например, "жили-были", эпитет "добрый молодец", а у Пушкина: "в тридевятом царстве, в тридесятом государстве" и др.

Самое удивительное: точного определения авторской сказки как таковой не существует. Да, она произошла от народного фольклора и сильно видоизменилась, что и помогает в определении этого термина. Сохранились фантастические создания, которые меняются в зависимости от народа. По размеру сказки, как правило, небольшие. В них обязательно есть вымысел. Но всегда можно найти какую-то мораль, что и является главной целью сказки. Это отличает ее от фэнтези, где акцент делается не на морали, а на повествовании сюжета, который также отличается тем, что в нем больше приключений, событий, захватывающих дух. Также фэнтезийные произведения и эпосы длинные по размеру. А мир, описываемый в них, обычно не имеет фольклорной основы под собой. Он зачастую является вымыслом автора, который полностью создал свою реальность. В сказках, наоборот, есть вымысел, но он в рамках реального мира.

список литературных сказок

Многие исследователи подразделяют литературные сказки на несколько категорий. Э. В. Померанцева, например, делит их на 4 жанра:

  • авантюрно-новеллистические;
  • бытовые;
  • о животных;
  • волшебные.

русские литературные сказки список

А вот еще отечественный фольклорист В. Я. Пропп делит сказки на большее количество категорий:

  1. О неживой природе, животных, растениях, предметах. Тут все просто: сказки об этом повествуют, соответственно, про животных или неживую природу как о главном элементе. Тут интересен тот факт, что такие произведения редко бывают русскими или европейскими. Зато подобные сказки часто встречаются у народов Африки, Северной Америки.
  2. Кумулятивные сказки обозначают такие произведения, где делается неоднократный сюжетный повтор, пока развязка не дойдет до кульминации. Так дети проще их воспринимают. Ярким примером являются рассказы про репку и колобка.
  3. Бытовой (новеллистический) жанр рассказывает о разных людях по характерам. Например, сказка про злого обманщика или про глупого человека.
  4. Докучные сказки созданы для убаюкивания детей. Они очень короткие и простые. (Например, сказка про белого бычка).
  5. Небылицы про то, чего не могло бы быть в реальности. Стоит отметить, что все сказки имеют долю вымысла, но в небылицах вымысла больше всего: говорящие животные, очеловеченные медведи (живут как люди, общаются и т. д.). Как правило, все подвиды между собой пересекаются. Редко какое произведение принадлежит только к одному из них.

В русских сказках еще выделяют богатырские, солдатские ответвления.

Выше мы рассмотрели основные подвиды, которые относятся скорее к народному творчеству. Авторские сказки, как правило, намного сложнее, и типировать их в определенный поджанр непросто, но они многое переняли от фольклора и описанных выше видов как от основы. Также из многих источников взяты в основу сюжетные мотивы. Например, популярная в произведениях ненависть падчерицы и мачехи.

русские литературные сказки список

А теперь перейдем к спискам народных и литературных сказок.

Сказки для 1 класса

Список большой, так как знакомство с чтением дети начинают с рассказов и сказок, потому что они маленькие и легки в запоминании и освоении. В первом классе рекомендуют читать:

  1. Небольшие народные сказки. Зачастую они про зверей: "Кот и лиса", "Колобок", "Ворона и рак", "Гуси-лебеди", а также "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Каша из топора", "Мужик и медведь", "Петушок-золотой гребешок", "Морозко", "Пузырь, соломинка и лапоть", "Теремок", "По щучьему веленью" и др.
  2. Шарль Перро, "Красная Шапочка".
  3. Пушкин Александр Сергеевич, "Сказка о царе Салтане" и другие небольшие рассказы.

Литературные сказки: 2 класс, список

Дети в таком возрасте продолжают читать фольклорные, но начинают еще и авторские произведения. Список литературных сказок и их авторов:

  1. Сказки народные в обработке А. Н. Толстого.
  2. Произведения Братьев Гримм, например "Бременские музыканты".
  3. Е. Л. Шварц, "Новые приключения Кота в сапогах".
  4. Ш. Перро: "Кот в сапогах" и "Красная Шапочка".
  5. Сказки Ганса Христиана Андерсена.
  6. А также небольшие произведения А. С. Пушкина, Д. Н. Мамина-Сибиряка, П. Ершова, П. Бажова, К. Д. Ушинского и др.

литературные сказки 4 класс список

Список литературных сказок для 3 класса

В этих классах тоже читают сказки, но они более длинные, также становится меньше народных, а больше литературных. Например, всем известная сказка Льюиса Кэролла про Алису в Зазеркалье. А также более крупные сказочные рассказы Мамина-Сибиряка, Салтыкова-Щедрина, Пушкина, Бажова, Жуковского, Чайковского, Перро, Андерсена и многие другие.

4 класс

Список литературных сказок:

  • Гаршин В. М., "Сказка о жабе и розе";
  • Жуковский В. А., "Сказка о царе Берендее", "Там небеса и воды ясны";
  • Е. Шварц "Сказка о потерянном времени".

5 класс

Литературные сказки в средней школе в программе для чтения встречаются намного реже, чем в 1-4 классах, но тем не менее есть такие произведения. Например, сказки Андерсена и Пушкина, которые есть также и в начальных классах. Список литературных сказок 5 класса на этом не заканчивается. Есть еще произведения Жуковского, Шварца и многих других для детей этого возраста.

Вместо заключения

Сказка – очень интересный жанр, который до сих пор изучают разные исследователи, а дети читают по школьной программе. Изначально они были только народными, передающимися устно. Но затем стали появляться авторские литературные сказки, которые обычно берут за основу фольклорные сюжеты и персонажей. Такие произведения небольшие, в них есть вымысел и особое повествование. Но именно это и делает жанр сказки особенным и отличает от других.

Цель: выяснить, какие бывают авторские сказки. Художник Юрий Сперанский

№ слайда 2

Цель: выяснить, какие бывают авторские сказки. Художник Юрий Сперанский

Литературная сказка как жанр эпосаЛитературная сказка – это эпическое произведен

№ слайда 3

Литературная сказка как жанр эпосаЛитературная сказка – это эпическое произведение, созданное автором. В ней изображаются: вымышленные, невероятные события и сказочные герои Повествование от лица рассказчика: Он повествует о том, что видит и слышит

Авторские сказкиЗависят от авторской фантазии. В литературной сказке переплетают

№ слайда 4

Авторские сказкиЗависят от авторской фантазии. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы. Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки.

Герои народных и литературных сказок

№ слайда 5

Герои народных и литературных сказок

Цель: сравнить героев народных сказок и литературных.

№ слайда 6

Цель: сравнить героев народных сказок и литературных.


№ слайда 7


№ слайда 8


№ слайда 9


№ слайда 10


№ слайда 11

ВыводГерои литературных сказок отличаются от героев народных сказок. В литератур

№ слайда 12

От сказки народной к сказке авторскойПроект учащихся 4 В класса МОУ «Средняя общ

№ слайда 13

Цель исследованияНайти сказки - прототипыСравнить в одной паре сказок –прототипо

№ слайда 14

Цель исследованияНайти сказки - прототипыСравнить в одной паре сказок –прототипов названия сказок, их сюжет, имена героев, количество героев и волшебств в сказке, концовки , форму написания сказок, идеюНаписать свою сказку на сюжет народной сказки

А также ответить на вопросыНужны ли сказки в жизни?Чему учат сказки?Авторские ск

№ слайда 15

А также ответить на вопросыНужны ли сказки в жизни?Чему учат сказки?Авторские сказки - это самостоятельные сказки или только обработанный повтор народных сказок?

Поиск сказок-прототипов

№ слайда 16

Поиск сказок - прототиповк сказкам Г. Х. Андерсена.200-летию со дня рождения пос

№ слайда 17

Плансравнения сказокСюжет - одинаковый.Имена героев - разные.Форма написания ска

№ слайда 18

Плансравнения сказокСюжет - одинаковый.Имена героев - разные.Форма написания сказок:народная - в прозе,авторская - в стихах,в прозе.Концовки - разные.Идея сказок - разная.

Сравнение сказок - прототиповтаблица

№ слайда 19

Сравнение сказок - прототиповтаблица

Композиция авторской сказки

№ слайда 21

Композиция авторской сказки

Цель: выяснить, имеют ли определенную композицию авторские сказки. Художник Юрий

№ слайда 22

Цель: выяснить, имеют ли определенную композицию авторские сказки. Художник Юрий Сперанский

Композиция народной сказкиСказка от начала начинается, до конца читается, а в се

№ слайда 23

Композиция народной сказкиСказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается

Определенный комплекс мотивов или повторяющихся элементов-функций действующих ли

№ слайда 24

Определенный комплекс мотивов или повторяющихся элементов-функций действующих лиц (31 функция по Проппу) образует строгую схему народной сказки.

ЗачинВ некотором царстве, в некотором государстве был . Ещё в давние времена ж

№ слайда 25

ЗачинВ некотором царстве, в некотором государстве был . Ещё в давние времена жил . Давным-давно в старину зимы были холодные .

КонцовкаОбвенчался Иван с Царь-девицей, стали они жить-поживать и добра наживать

№ слайда 26

КонцовкаОбвенчался Иван с Царь-девицей, стали они жить-поживать и добра наживать. Видно и старики бывают полезны, без них тоже не обойдёшься. На том пиру и я был, мед - вино пил, по усам текло, да в рот не попало. Стали жить - поживать, добра наживать да медок попивать.

Так, фольклорной сказке, как представителю эпического жанра, присущи следующие о

№ слайда 27

Так, фольклорной сказке, как представителю эпического жанра, присущи следующие особенности: - наличие традиционных формул зачина и концовки; - наличие повторяющихся конструкций; - разговорная речь, - повторяющиеся приемы повествования, - трехступенчатое строение сюжета.

Литературная сказка, чтобы называться таковой, в большинстве своем заимствует у

№ слайда 28

Литературная сказка, чтобы называться таковой, в большинстве своем заимствует у народной ее стилистические особенности. Но только от воли автора зависит речь героев сказки.

В народной сказке преобладает повествование. В сказке литературной, уделяющей бо

№ слайда 30

В народной сказке преобладает повествование. В сказке литературной, уделяющей большое значение характерам героев, важное место отводится описаниям и рассуждениям.

Художественное время не совпадает с временем реальным. Таким образом, в народной

№ слайда 31

Художественное время не совпадает с временем реальным. Таким образом, в народной сказке оно убыстряется (например, не описывается дорога героя, ведущая к цели, а просто сообщается факт отправления и факт прибытия). В литературной сказке писатель волен убыстрить одни события и задержать другие, нарушить их последовательный ход, по-своему переставить их во времени.

ВыводВ авторских сказках отсутствует зачин, присущий фольклорным сказкам. Исполь

№ слайда 32

ВыводВ авторских сказках отсутствует зачин, присущий фольклорным сказкам. Используется лишь элементы традиционной схемы, большое значение имеет авторская фантазия. Автор по своему усмотрению убыстряет или замедляет художественное время, передает идеи, свойственные эпохе.

Волк помчался за козлом,Чтоб увидеться с котом.А лисица всё гулялаИ медведя повс

№ слайда 35

Читайте также: