Сообщение об актрисе сара бернар

Обновлено: 28.06.2024

Сара Бернар родилась 22 октября 1844 года в Париже. Мать Сары звали Юдифь. Еврейка, происхождением либо из Германии, либо из Нидерландов, она родила Сару в возрасте шестнадцати лет. Отец остался неизвестен. Иногда им считают Поля Мореля, офицера французского флота (об этом свидетельствуют некоторые официальные документы). По другой версии отцом является Эдуард Бернар, молодой адвокат.

До приезда во Францию Юдифь подрабатывала модисткой. Но в Париже она предпочла стать куртизанкой. Приятная внешность, умение со вкусом одеваться обеспечили ей безбедное существование за счет средств состоятельных любовников. Родившаяся дочь мешала Юдифь вести беззаботную жизнь, и поэтому Сара была отправлена в Англию, где жила с няней.

Она могла остаться там вплоть до совершеннолетия, если бы не произошел несчастный случай: няня оставила Сару одну с мужем-инвалидом, Сара смогла выбраться из своего кресла и подошла слишком близко к камину, платье загорелось. Соседи спасли Сару. Юдифь в это время путешествовала по Европе с очередным спонсором. Ее вызвали к дочери, она приехала в Англию и забрала Сару в Париж. Впрочем, вскоре она снова покинула ее, оставив на попечение еще одной няньки.

Вынужденная жить в унылом месте, в мрачном доме, куда привезла ее нянька, Сара замкнулась в себе, исхудала. Но судьба все-таки соединила мать и дочь. Случайная встреча с тетей Розиной, которая была такой же куртизанкой, как Юдифь, ввергает Сару в исступление. В припадке она падает с рук няни и ломает себе руку и ногу. Мать, наконец, забирает ее, и несколько лет уходит на то, чтобы одинокая девочка вспомнила, что такое материнская любовь.

Осенью 1853 года Сару отдают на обучение в привилегированную частную школу Грандшамп. Протекцию устраивает очередной поклонник Юдифи, герцог Морни.

Подростком Сара была очень худой, постоянно кашляла. Осматривающие ее доктора предрекали ей скорую смерть от туберкулеза. Сара становится одержима темой смерти. Примерно в это время делаются ее знаменитые фотографии, где она лежит в гробу (гроб ей купила мать после долгих уговоров).

Однажды мать устроила совещание близких родственников и друзей, где они решили, что Сару стоит побыстрей выдать замуж. В аффектации девочка устремляет взор к небесам и заявляет присутствующим, что она отдана Богу и ее участь — монашеские одежды. Герцог Морни по достоинству оценивает эту сцену и рекомендует матери отдать дочь в консерваторию.

В это же время Сара впервые попадает на настоящее представление в Комеди Франсэз. После этого судьба ее решена.

В возрасте 13 лет Сара поступила в драматический класс Высшей национальной консерватории драматического искусства, который она окончила в 1862 году

Несмотря на протекцию, для поступления в консерваторию Саре предстояло выдержать экзамен перед комиссией. Для подготовки к нему она занимается уроками дикции. Ее главным учителем в это время становится Александр Дюма-отец. Гений художественных образов, он учит Сару как создавать характеры с помощью жестов и голоса. На экзамене все очарованы голосом Сары и она без проблем поступает на обучение, которому отдает все силы. На выпускном экзамене она завоевывает второй приз.

После ухода из театра для Бернар наступают непростые времена. О следующих четырех годах ее жизни мало что известно, за исключением разве того, что в этот период она сменила несколько любовников. Но стать куртизанкой, как ее мать, Сара не хотела. 22 декабря 1864 года у Сары рождается сын, Морис, чьим отцом был Анри, принц де Линь. Вынужденная искать средств для существования и воспитания сына, Сара устраивается в театр Одеон, второй по значимости из парижских театров того времени.

— Мадам! Вы были очаровательны в своем величии, — заявил Виктор Гюго. — Вы взволновали меня, старого бойца. Я заплакал. Дарю Вам слезу, которую Вы исторгли из моей груди, и преклоняюсь перед Вами.

Однако виртуозное мастерство, изощренная техника, художественный вкус сочетались у Бернар с нарочитой эффектностью, некоторой искусственностью игры.

Многие выдающиеся современники, в частности, А. П. Чехов, И. С. Тургенев, А. С. Суворин и Т. Л. Щепкина-Куперник, отрицали наличие у актрисы таланта, который подменялся предельно отточенной и механистической техникой игры. Столь крупный успех ими объяснялся феноменальным паблисити, оказываемым Бернар прессой, и более касавшимся ее личной жизни, чем собственно театра, а также необычайно раздуваемым ажиотажом, предшествующим самому представлению.

Газетные статьи с описанием гастрольного турне Сары Бернар по Америке и Европе порой напоминали сводки с театра военных действий. Наступления и осады. Триумфы и поражения. Восторги и стенания. Имя Сары Бернар в новостях мира частенько заменяло экономические и правительственные кризисы. Сначала Сара Бернар, а уж потом конфликты, катастрофы и прочие происшествия дня.

Что сказать по этому поводу? Сердце Тургенева полностью полонила Полина Виардо, и для Сары Бернар не осталось даже крохотного уголка. Однако отрицательные эмоции Ивана Сергеевича не могли затмить славы Бернар. Великая — она и есть великая, даже если кому-то таковой не кажется.

В 1882 году в Петербурге Сара пережила самый пылкий любовный роман, который, наконец, закончился ее браком. Предметом страсти Сары стал греческий дипломат, красавец Аристидис Жак Дамалла., который был моложе ее на 11 лет. Он бросил службу, карьеру, родину и вступил в труппу любимой актрисы. Влюбленная Сара считала его гением. Аристидис вошел в предложенную роль, но кроме успеха у молодых актрис ничего не добился.

Для самоутверждения он хвастался перед Сарой своими победами на интимном фронте и получал огромное удовлетворение, если удавалось публично унизить великую актрису. В общем, нечто среднее между Казановой и маркизом де Садом. Человек не очень умный, он заигрался, стал наркоманом и картежником. А это уже не актерские работы. Тут ставки посерьезнее. Они развелись, но когда Арстидис умирал от морфия, все последние месяцы Сара заботливо опекала бывшего мужа и уже негодного любовника.

В возрасте 66 лет во время турне по Америке Сара Бернар знакомится с Лу Теллегеном, который был младше ее на 35 лет. Их любовная связь продолжалась более четырех лет. В уже своей старости этот мужчина признал, что годы с Сарой Бернар были самыми лучшими годами в его жизни.

Во время гастролей 1905 года в Рио-де-Жанейро Сара Бернар повредила правую ногу, которую в 1915 году пришлось ампутировать.

Но, несмотря на увечье, Сара Бернар не оставила сценическую деятельность. В годы Первой мировой войны выступала на фронте. В 1914 году была награждена орденом Почётного легиона. В 1922 году оставила сценическую деятельность.

Актриса умерла 26 марта 1923 года в Париже в возрасте 78 лет от уремии после отказа почек. Она похоронена на кладбище Пер-Лашез.

Последним ее распоряжением было выбрать шестерых самых красивых молодых актеров, которые понесут ее гроб.

Портреты Сары Бернар писал Бастьен-Лепаж, Болдини, Гандара и др. художники, ее многократно фотографировал Надар. Альфонс Муха писал рекламные плакаты к её выступлениям.

Сара Бернар сыграла 13-летнюю Джульетту в 70 лет.

Сара Бернар удостоена звезды на Голливудской аллее славы за вклад и развитие киноиндустрии.

Сара Бернар – французская театральная актриса, легенда мировой сцены, первая из киноактрис. В честь Сары Бернар назван кратер на планете Венера, сорт молочноцветкового пиона. Будущая звезда театральной сцены родилась 22 октября 1844 года в Париже и получила при рождении имя Генриетт Розин Бернар. Матерью девочки была Юдифь Бернар, дочь голландского торговца Морица Баруха Бернардта, еврейка по происхождению.

Актриса Сара Бернар

Актриса Сара Бернар

Юдифь в молодости работала модисткой в Амстердаме, а после переезда в Париж стала содержанкой. Имя отца девочки неизвестно. В одних источниках указывается офицер французского флота Поль Морель, в других – адвокат Эдуард Бернар. Маленькая Генриетт практически сразу была отправлена в Бретань в семью няни-кормилицы. После несчастного случая, во время которого девочка обожглась раскаленными углями из камина, мать забрала ее в Париж. На два года девочку определили в пансион мадам Фрессард, где она обучалась письму, счету, посещала театральный кружок.

Сара Бернар в детстве с матерью

Сара Бернар в детстве с матерью

В 1953 году Сара поступила в гимназию Грандшамп. В юности Сара Бернар выглядела очень худой, из-за постоянного кашля медики предполагали у девушки туберкулез, который должен был привести к скорой смерти. Не в меру впечатлительная Сара уговорила мать приобрести ей гроб из розового дерева, который стал ей местом для сна до конца жизни. Постоянные припадки Сары Бернар натолкнули Юдифь на мысли о том, что девушку пора выдавать замуж. На предложение матери Генриетт заявила о желании посвятить себя Богу.

Сара Бернар в гробу

Сара Бернар в гробу

Сцена выглядела настолько эмоционально, что присутствовавший при разговоре друг матери граф де Морни, единокровный брат Наполеона III, посоветовал отдать девушку в консерваторию, где обучали актерскому мастерству. Перед вступительным прослушиванием Сара Бернар взяла несколько уроков по технике речи у писателя Дюма-старшего, который сразу оценил все богатство голоса будущей звезды сцены. В 1857 году Генриетт поступила в драматическую школу Парижской консерватории, которую окончила через пять лет, получив второе место по успеваемости среди выпускников года.

Театр

В доме Мольера молодая актриса выступала недолго, вскоре ее выгнали из-за конфликта с ведущей актрисой театрального коллектива мадам Натали. После ухода девушка переехала на некоторое время в Бельгию. У Сары была возможность пойти по стопам матери и стать куртизанкой, но девушка выбрала сцену.

Сара Бернар в молодости

Сара Бернар в молодости

Сара Бернар в роли Клеопатры

Сара Бернар в роли Клеопатры

Сара Бернар в молодости

Сара Бернар в молодости

Сара Бернар в роли Жанны д’Арк

Сара Бернар в роли Жанны д’Арк

Сара Бернар в роли Федоры

Сара Бернар в роли Федоры

Сара Бернар

Сара Бернар

Сара Бернар в роли Гамлета

Сара Бернар в роли Гамлета

Сара Бернар на плакатах Мухи

Сара Бернар на плакатах Мухи

По легенде Сара Бернар сыграла Джульетту в 70 лет

По легенде Сара Бернар сыграла Джульетту в 70 лет

Творческая карьера актрисы завершилась в 1922 году, незадолго до смерти Сары Бернар.

Личная жизнь

Сара Бернар скрывала события своей личной жизни от публики. Но современники приписывали актрисе многочисленные любовные связи, в том числе и с представителями европейских королевских династий. В 1864 году, находясь в Бельгии, Сара Бернар родила сына Мориса. По слухам, отцом мальчика был принц Генри де Лине, который даже хотел сделать актрисе предложение, но не сумел пойти против воли родственников.

Сара Бернар и Жак Дамала

Сара Бернар и Жак Дамала

После разрыва с Генри Сара вернулась в Париж, где последовали романы с коллегами по цеху Филиппом Гарнье, Пьером Бертоном, Жаном Муне-Сюлли. В начале 80-х годов, будучи на гастролях в Петербурге, Сара познакомилась с греческим дипломатом Аристидисом (Жаком) Дамалой 1855 года рождения, за которого вскоре вышла замуж.

Сара Бернар и Лу Теллеген

Сара Бернар и Лу Теллеген

Несмотря на пылкую любовь, союз распался через полгода. Следующий роман настиг актрису в 66 лет. Ее избранником стал американский актер Лу Теллеген, который был младше Сары Бернар почти в два раза. Отношения продлились почти четыре года.

Смерть

С конца 1922 года у актрисы начали отказывать почки. Болезнь оказалась неизлечимой. 26 марта 1923 года Сара Бернар скончалась в парижской квартире на бульваре Мальзерб.

Могила Сары Бернар

Могила Сары Бернар

Церемония похорон прошла в торжественной обстановке, гроб с телом актрисы несли самые красивые актеры театра, а путь на кладбище Пер-Лашез был усыпан камелиями. Прощальная процессия насчитывала несколько тысяч человек.

Актриса Сара Бернар считается первой в истории киноактрисой мирового уровня. Ее долгая насыщенная жизнь — пример того, что женщина может добиться успеха в любых обстоятельствах.


Детство без мамы

Генриетта-Розин Бернар (так Сару звали на самом деле) родилась 22 октября 1844 года в Париже. Она была дочерью голландской куртизанки Юдифи Бернар, а кто был отцом, история умалчивает. За всю жизнь Сары ей в отцы приписывали нескольких мужчин, но по понятным причинам никто из них в этом не признался.

Сара мешала матери зарабатывать деньги за встречи и поездки с состоятельными мужчинами, и та отправила ее в провинцию в сопровождении няни. В 4 года малышка едва не погибла: подошла к камину, и на ней загорелось платье. Обеспокоенная мать забрала ее от этой няни. чтобы вскоре сдать на попечение другой.

Вскоре у Сары случился первый истерический припадок при виде маминой подруги Розины. Девочка выпрыгнула из объятий няни, сломала ногу и руку, и мать была вынуждена забрать ее с собой. Она долго пыталась заслужить доверие дочери — и вроде всё получилось. Но однажды она пришла на выступление Сары в школьном театре, та ее увидела — и убежала со сцены. Страх публичных выступлений преследовал актрису до самой смерти, но нисколько не мешал ее успеху.


Настя Сланевская стала звездой случайно. В 2002 году девушку в караоке заметил режиссёр Сергей Кальварский. Так Анастасия превратилась в певицу Славу. В 17 лет Анастасия Сланевская забеременела. Отец дочки Александры — Константин Морозов занимался бизнесом, но у них со Славой были разные взгляды на жизнь. Вскоре после рождения Саши в 1999 году пара распалась, но Слава сделала всё возможное, чтобы её ребёнок ни в чём не нуждался. Сейчас у Анастасии уже двое детей: старшая Александра и младшая Антонина, которая родилась в 2011 году от бизнесмена Анатолия Данилицкого. У юной Саши уже есть серьезные отношения, но Слава не боится, что дочь повторит ее судьбу. Певица уверена, что будет отличной бабушкой.

Генриетт Розин Бернар , известная нам как Божественная Сара, как это ни странно, выдающейся красотой не отличалась. Когда смотришь на ее фотографии, сложно понять, от чего тут можно было так сходить с ума. Это даже при том, что фото тогда были исключительно постановочные, призванные продемонстрировать всю имеющуюся в наличии привлекательность.

Но с этих снимков смотрит на нас в общем-то вполне обычная женщина с ярко выраженными еврейскими генами (мать Сары была еврейкой, а отец достоверно так и не установлен), явно неглупая, обаятельная, одухотворенная, однако не более того.

Что же породило великий миф об актрисе, ставшей буквально символом своего времени? Чем Бернар так вдохновила выдающегося иллюстратора Альфонса Муху (о котором мы обязательно поговорим в отдельной статье) на создание непревзойденных театральных афиш к ее лучшим спектаклям? Афиш, между прочим, ставших произведениями искусства и превративших Сару в икону модерна.

Дочь преуспевающей парижской куртизанки, будущая Божественная Сара родилась в 1844 году. И судьба явно была намерена загубить эту юную жизнь как можно раньше. Генриетт Розин еще в детстве несколько раз была на волосок от смерти.

Первый раз это случилось, когда девочке было 4 года. Из-за недосмотра няни крохотная Генриетт подобралась близко к камину и на ней загорелось платье. К счастью, рядом были взрослые, которые быстро вмешались и спасли ребенка.

Затем, спустя совсем немного времени, уже другая няня на прогулке умудрилась выронить девочку, которую несла на руках. Генриетт упала так неудачно, что сломала себе руку и ногу.

Впрочем, могло быть и хуже.

И наконец в 9-летнем возрасте врачи заподозрили у Генриетт туберкулез и, качая головой, объясняли перепуганной матери, что долго ее ребенок не протянет.

Но ребенок всех удивил. " Жизнь постоянно ставит точку, а я меняю ее на запятую ", - говорила о себе Сара. Несмотря на худобу и болезненность, несмотря на вечное отсутствие матери, вынужденной доверять девочку различным воспитателям, и даже несмотря на редкостную способность попадать в опасные для жизни ситуации, Генриетт Розин прожила долгую и удивительную жизнь.

Удивительную еще и потому, что величайшая актриса своего времени панически боялась сцены. В своих воспоминаниях Сара признавалась, что почти теряет сознание , когда видит, как открывается занавес. Говорят, что этот страх появился, когда во время обучения в частной школе девочка, репетируя роль в детском спектакле, увидела, как в зал входит ее мать. Дело не в том, что она боялась матери, как раз наоборот, Генриетт очень ее любила, но виделись они крайне редко, потому что Юдифь Бернар (называвшая себя Жюли ) постоянно была в разъездах, сопровождая своего очередного покровителя.

Вероятно, внезапность появления матери, когда ее дочь была на сцене, так взволновала Генриетт, всколыхнула в ее душе такую бурю переживаний (а вдруг мама не одобрит ее увлечение или увидит бездарность своего ребенка?), что случай этот запечатлелся в памяти Сары на всю жизнь.

Не знаю, так ли это на самом деле, но случаев, когда прославленные актеры паникуют перед выходом на сцену, известно немало. Андрей Миронов, признавался, что каждый раз переживал резкий скачок давления, стоя за кулисами. Все время боялся, как бы не случился инсульт. А, казалось бы, давно уже всё себе и зрителям доказавшая Лия Ахеджакова говорит, что страшно волнуется перед каждым спектаклем до сих пор. Видимо, это свойство одаренного человека - так остро переживать даже то, что вроде бы уже хорошо знакомо.

Первое, чем покорила публику Сара Бернар, была отнюдь не внешность, а голос , который современники называли не иначе, как чарующим или даже " золотым ". Его сравнивали с пением мифических сирен, влекущих мореплавателей к неминуемой гибели. Голос завораживал и поражал богатством женственных интонаций. Этот самый голос в сочетании с редкостным даром трагедии, которым отличалась Бернар, и сделали ее популярной актрисой.

Вся ее детская болезненность, все случаи балансирования на грани жизни и смерти выработали у Сары острое чувство обреченности, конечности жизни. Известно, что еще будучи подростком, она уговорила мать купить ей гроб, который хранила потом долгие годы, возила с собой на гастроли, иногда спала и даже фотографировалась в нем.

Самыми успешными ее ролями были именно трагические персонажи - Клеопатра и Дездемона, Жанна Д'Арк и Джульетта (которую Сара продолжала играть и в 70 лет) - все они эффектно и очень убедительно погибали в финале, произнося перед этим красивые проникновенные монологи тем самым глубоким чарующим голосом.

Поразительно, но говорившая исключительно по-французски Сара умудрилась объехать весь мир и повсюду произвести фурор. Гастроли в Российской империи, например, имели феноменальный успех. Даже венценосный грубиян Александр Третий, посетивший ее спектакль, в ответ на поклон актрисы ответил, что это он должен ей кланяться. Публика в Петербурге и Москве ночами стояла в очереди, чтобы увидеть выступление французской дивы.

А вот в Одессе произошел скандальный инцидент. В карету Сары Бернар кто-то с криком " жидовка! " бросил камень. Но интересно не это, - в конце концов южные губернии всегда славились антисемитскими настроениями, - а то, что Сара попросила подобрать камень и с тех пор хранила его, покрытый лаком, на столе в своем кабинете.

Как напоминание .

Сыграв в театре все сколько-нибудь значительные роли, включая несколько мужских, став кумиром миллионов и музой лучших художников и литераторов, Сара успела попробовать себя в новом виде искусства, синематографе. И хотя фильмография ее насчитывает всего семь картин, успех и тут не обошел божественную актрису стороной. Доказательством тому служит именная звезда Сары Бернар на аллее славы в Голливуде. Хотя, думаю, тут больше сработал миф о великой актрисе, потому что лишенная своего волшебного голоса в немых картинах, Сара на экране утрачивает свой театральный магнетизм. Некоторые фильмы или их фрагменты до сих пор можно найти, чтобы в этом убедиться.

Но и это не исчерпало источник ее творческой энергии. Сара Бернар известна также, как художник и скульптор (если вы предпочитаете употреблять эти слова в женском роде, почитайте мою статью про феминитивы , вам будет интересно). Картины ее не особенно прославились, поскольку их считали любительскими, а вот скульптуры заслуживают внимания, они неоднократно выставлялись на престижных выставках. Мотивы тут всё те же, что и в излюбленных сценических образах - любовь и смерть. Оттого и выглядят произведения Сары всегда очень театрально.

Популярность, эксцентричность и мощнейший природный магнетизм, который совершенно не зависит от внешности, разумеется, обеспечили актрисе множество поклонников. Но сама дива была чрезвычайно разборчива, отдавая предпочтение лишь самым привилегированным мужчинам.

Среди ее любовников (весьма, между прочим, многочисленных) были знаменитые красавцы-актеры (например, невероятный Жан Муне-Сюлли ), аристократы (князь Анри де Линь , отец ее единственного сына), члены королевских фамилий (племянник Наполеона Первого, принц Наполеон) и даже сами коронованные особы (короли Дании, Испании, Италии и Австрии ).

Будущий британский монарх Эдуард Седьмой , сын королевы Виктории, настолько потерял голову после знакомства с Божественной Сарой, что оставил ради нее свою прежнюю фаворитку Лилли Ленгтри, с которой, как казалось, его связывали серьезные отношения.

Обилие блистательных любовников отчасти объясняется тем, что характер у Сары был ужасно неуживчивый. Она сама предпочитала завязывать отношения и сама же их прекращала. Эта женщина определенно знала себе цену и не верила, что, подобно матери, ей следует найти себе богатого покровителя, хотя это и казалось логичным для множества известных актрис. Но принимать чью-то снисходительность было не в ее натуре.

В чем же секрет этой удивительной женщины, сумевшей влюбить в себя всех своих современников?

Возможно, в этом парадоксальном сочетании вечной обреченности и невероятной жажды жизни. Известен случай, когда после травмы на гастролях в Бразилии в 1915 году Саре пришлось ампутировать одну ногу . Но даже после этого она умудрилась выходить на сцену и поражать зрителей глубиной и искренностью своей игры. Для этого порой приходилось придумывать всевозможные хитрости. Свою роль в "Даме с камелиями", например, Сара играла лежа или полусидя на кровати. И успех был ошеломляющий.

Может быть в постоянном ожидании смерти Сара и вправду играла каждую свою роль как последнюю?

Некоторые критики, включая таких известных литераторов, как Иван Тургенев или Антон Чехов , говорили, что талант Сары Бернар сомнителен, а ее успех объясняется лишь профессиональным владением сценическими техниками, которым, кстати, ее в свое время обучал сам Александр Дюма-отец . Нам сегодня трудно об этом судить. Но я думаю, что способность неизменно вдохновлять такое огромное множество людей, умение держать их в напряжении, передавать свои эмоции так убедительно, чтобы каждый переживал их как личные, - это ли не талант?

А красота - что ж, мало ли на свете внешне вполне заурядных людей, которые становятся кумирами миллионов и в глазах поклонников кажутся невероятно привлекательными? За брендом, каковым стала на пике своей карьеры Сара Бернар, уже сложно разглядеть реальную женщину. Однако ее откровенные мемуары позволяют взглянуть на эту суперзвезду ее собственными глазами.

Кем бы она ни была в действительности, я думаю, что если современники присваивают кому-то звание " самой знаменитой актрисы за всю историю ", титул "Божественная", похоже, можно считать вполне заслуженным.

*Комментарии приветствуются, но каждый комментатор сам выбирает стиль общения: на вежливые высказывания реагирую с уважением, на хамство и агрессию отвечаю адекватно. Если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите.

***Подписывайтесь на мои каналы в Telegram , на Patreon и на Youtube .



Есть ли еще в истории люди, в таком объеме получившие всемирную славу и обожание, смогшие позволить себе практически все на свете и достигшие этого своим трудом? И ставшие инвалидами в зените своей славы? И не потерявшие веру из-за этого ни в человечество, ни в себя? Что ж, первых было не так уж мало. Со вторыми сложнее. А вот сочетала в себе и одно, и другое, и третье, наверное, только Сара Бернар.

Сара Бернар родилась в 1844 году в Париже. Отец ее неизвестен, мать — Юдифь Бернар, до приезда во Францию бывшая модисткой, а после ставшая (назовем это красиво) куртизанкой. Сама Сара была не очень-то и нужна беспутной матери, все время порхавшей среди бесчисленных любовников, и поэтому была еще младенцем отправлена с няней в Бретань. Неизвестно, сколько бы она провела там времени, но в четыре года происходит несчастный случай: у малышки, близко подошедшей к камину, загорается платье, и, наверное, она бы умерла, если бы не помощь соседей. Тогда мать приехала и забрала ребенка в Париж. Впрочем, ненадолго хватило материнской любви — Сару вновь отдают на попечение теперь уже другой няни. Но и тут происходит несчастный случай: однажды она падает из рук няни и ломает руку и ногу. Мать вновь забирает девочку к себе, но опять ненадолго. Выясняется, что ребенок не только не умеет ни читать, ни писать, ни считать, она вообще не знает, для чего это нужно. Тогда Сару отдают на два года в частную школу мадам Фрессард.


Сара Бернар с матерью

И вновь непонятный случай. На один из спектаклей, где была занята девочка (а театр — это была практически единственная ее любовь), приходит Юдифь, и Сара, со сцены встретившись глазами с матерью, от волнения забывает весь текст, и на всю жизнь в ее душе поселяется жуткий страх сцены (да-да, даже тогда, когда она станет знаменитостью, он никуда не денется).

Однажды мать в присутствии близких заявила, что девочку надо побыстрее выдать замуж, на что та без промедления ответила экспромтом, что она отдана Богу и будет монахиней. Сцена была настолько сильна, что не увидеть великий актерский дар не смог бы только слепой.

Последовали четыре года, меньше всего известные биографам Сары Бернар. Мы знаем лишь, что в то время, полное душевных метаний и сомнений относительно своего актерского таланта, рождается единственный сын Сары, Морис.


Сара Бернар. Фото 1864 г.

В 1876 году умерла мать Сары. В тот год репутацию Бернар как роковой женщины укрепил скандал: два журналиста были вызваны на дуэль двумя джентльменами, защищавшими ее честь.

Также в этот период она переехала в собственный недавно построенный большой дом. Знаменитые друзья-художники, такие как Гюстав Доре и Жорж Клерен, покрыли стены дома аллегорическими фресками. Начинался новый, богемный образ жизни.

В отличие от других знаменитых салонов Европы второй половины девятнадцатого века, главной достопримечательностью ее салона были не гости, а сама хозяйка. Среди ее друзей были писатели Жорж Санд, Виктор Гюго и Пьер Лоти, художник Гюстав Моро, драматурги Жан Ришпен и Жюль Леметр.

В начале 1880 года Сара Бернар рвет контракт с театром и набирает собственную труппу, с которой и уезжает с гастролями в Европу и США.

В 1882 году Сара познакомилась с Аристидисом Дамалой, офицером греческой армии, который был моложе ее на двенадцать лет, и они поженились. Забегая вперед, скажем, что брак не был особо счастливым, да и сам Дамала умер в 1889 году от передозировки морфием. К Саре относились в то время уже как к королевской особе, и она получала почести от высшей знати. Она была принята в высших кругах Италии, Испании, Австрии и России.

В 1889 году она исполняет специально написанную для нее роль 19-летней девственницы Жанны д`Арк. Ей исполнилось уже 45, а за несколько месяцев до этого она стала бабушкой! Надо ли говорить, что та роль тоже прошла для нее с триумфом.


Сара Бернар в роли Гамлета

В конце 1882 года Бернар вернулась во Францию из своего мирового турне как самая богатая и популярная актриса того времени. Ее собственный капитал составлял 3,5 миллиона франков. Она могла себе позволить самые новаторские постановки, но к концу века долги в ее театре дошли до 2 миллионов франков, и она решила арендовать государственный театр.

На это я отвечу так: тише, тише!

Прежде чем шуметь, представьте себе, во-первых, что должен чувствовать человек, познавший обожание всего мира. Вы думаете, ему легко было смириться с не самыми благообразными обстоятельствами? Во-вторых, этот человек был женщиной, а значит, более щепетильным к вопросам, касающимся тела. А, в-третьих, дело происходило более ста лет назад, когда об инвалидах практически никто ничего не знал (о них и сейчас, в XXI веке, знают очень мало, говорю со всей ответственностью).

Вы думаете, ему легко было смириться с не самыми благообразными обстоятельствами? Во-вторых, этот человек был женщиной, а значит, более щепетильным к вопросам, касающимся тела. А, в-третьих, дело происходило более ста лет назад, когда об инвалидах практически никто ничего не знал (о них и сейчас, в XXI веке, знают очень мало, говорю со всей ответственностью).


Могила Сары Бернар на кладбище Пер-Лашез

А она смирилась со своим положением, не ушла в затвор, а снималась в кино и выходила на сцену до 1922 года, и ушла с нее за год до смерти.

Подписаться на свежие материалы Предания

— Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся.

Читайте также: