Сообщение о золотом правиле морали 6 класс обществознание

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: определение роли моральных норм в жизни как решающих регуляторов общественной жизни.

Задачи:

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы учащихся: Работа с учебником, работа с раздаточным материалом, беседа, работа в парах, индивидуальная работа, заполнение схем.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Мы начинаем наш урок. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем друг другу успехов, творчества и сообразительности на уроке.

2. Подготовка к изучению нового материала.

- Хочется начать наш урок с притчи “Яма”. Послушайте её внимательно. Притча “Яма”.

- Чем закончилась притча?

… за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из неё.

- В чём смысл этой притчи?

Дети. Не желай зла другому.

- Какое отношение она имеет к сегодняшнему уроку?

3. Изучение нового материала.

- Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Они указывают как нам себя вести.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с таким регулятором, как мораль, а о праве мы будем говорить в 8 классе.

- План нашего урока вы видите на доске.

1. Что такое мораль?

3. Нравственные (моральные) ценности.

Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить во время урока?

Какую роль выполняет мораль в жизни человека и общества.

- Итак, с чего начнем? (С определения мораль)

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове “мораль”? Пусть каждый подумает о собственном понимании морали и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство (хорошее, доброе, правильное).

(Высказывают свои ассоциации: хорошее, доброе)

- Давайте посмотрим, какое определение дается в учебнике на странице 122.

Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

Работа с текстом учебника

- Что включает в себя мораль? (Идеалы, традиции, нормы, принципы, критерии добра, чести, совести, справедливости)

- Какова основная функция морали? ( регулирует поведение человека, чтобы оно соответствовало требованиям общества)

- Какие существуют механизмы самоконтроля личности? (совесть, чувство долга)

- Приведите примеры поступков, на которые человека подвигает чувство долга и совесть. (защита Родины во время войны, помощь пострадавшим людям в случае аварий, катастроф, стихийных бедствий и т.д.)

- Попробуйте привести примеры моральных норм (уступить место в общественном транспорте пожилому или женщине, здороваться с незнакомым человеком, вставать при взрослых, обращаться к старшим по имени отчеству и т.д.).

- А кто устанавливает нормы морали? (общество)

- А где записаны эти правила? (они неписанные)

Кто из вас знаком с этим правилом?

Чтобы с ним познакомиться прочитайте текст на с. 124 учебника и выполните задание в парах.

  1. Древнеассирийское поучение (VII в. до н.э)
  2. Конфуций:
  3. Будда:
  4. Ветхий Завет:
  5. Христос:
  6. Мухаммад:

Поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

- Почему его называют золотым?

В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет.

Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его. Но для этого ему необходимо вырабатывать мнение поступать в соответствии с нормами морали, а это нелегко.

Добру противостоит зло.

Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому, что оно активнее и меньше требует усилий. Зло всегда связано с жестокостью, насилием. Насилие в современном обществе, к сожалению, не редкость, но его можно и нужно избегать. Насилию всегда противостоит ненасилие. История знает немало людей, для которых принцип ненасилия становился нормой. Таким человеком являлся индийский общественный деятель Махатма Ганди. Отстаивая независимость своей страны, он оставался сторонником этого принципа. И благодаря его усилиям Индия в 1947 г. мирным путем получила независимость.
С ненасилием связано еще одно понятие – это милосердие. Как вы его понимаете?

Милосердие - сердечность, сострадание к нуждающимся.

Милосердие движет и людьми, которые занимаются благотворительностью.

Благотворительность – добровольная деятельность людей, которые оказывают бескорыстную и безвозмездную помощь нуждающимся.

Значение морали в жизни общества.

Ребята, но если у нас есть законы, которые строго поддерживают порядок в стране и наказывают за несоблюдение правовых норм, то зачем нам нужна мораль? Может быть, мы сможем обойтись и без неё? (Ответы детей)

Мораль играет большую роль в жизни общества. Она воспитывает в человеке качества, которые помогают ему совершать хорошие поступки, а не плохие.

Синквейн

Мораль
Регулирует, воспитывает
Чистая, справедливая, правдивая
Регулирует поведение человека в обществе
Добро

4. Домашнее задание

П.У. – вопросы 7 или 9

Оценивание

5. Рефлексия

Учитель подводит итоги:

- Что вы почувствовали на уроке?

- Задумывались ли вы о проблеме добра и зла раньше всерьёз?

- Полезен ли был урок?

- Надо ли говорить о добре и зле?

- Достаточно ли знать просто моральные нормы?

Просто знать недостаточно, самое главное – выполнять эти нормы, совершать добрые поступки. Проблема добра и зла – это вечная проблема, и, чтобы мир стал добрее, мы должны соблюдать моральные нормы.

В разных интерпретациях утверждение встречается в исторических источниках стран Европы, Ближнего Востока, Азии и других регионов мира.

Горы

Дети впервые узнают о золотом правиле уже в 3-4 года от своих родителей или воспитателей. В настоящей статье вы глубже познакомитесь со значением этого основополагающего принципа жизни.

Когда и где возникло золотое правило

Золотое правило морали (нравственности, этики) появилось примерно в 1 тысячелетии до н.э.

В эпоху родоплеменного строя люди жили по трём правилам:

Золотое правило нравственности гласит, что люди должны относиться друг к другу, основываясь на взаимности. На смену борьбе приходит сотрудничество, как более эффективная форма взаимодействия.

Казнь

Интересно то, что религиозные деятели, политики, философы и учёные в разных уголках мира сформулировали одну и ту же мысль независимо друг от друга. Первые упоминания принципа нравственности можно встретить в следующих источниках:

Из религиозной литературы иудаизма, христианства и ислама также можно узнать, в чем суть золотого правила морали. Кроме того, принцип раскрывается в изречениях и трудах античных философов Питтака, Фалеса, Аристотеля, Сенеки и других.

Чему учит нас золотое правило морали

В положительной формулировке золотое правило морали гласит:

Также у принципа есть отрицательная версия:

На первый взгляд очевидно, чему нас учит золотое правило. Оно призывает совершать добрые дела и воздерживаться от дурных поступков, которые причиняют вред или неудобства окружающим. Кажется, будто правило воспитывает в личности чувство долга и альтруизм.

Но зачем человеку кому-то угождать? Тем более, когда в мире процветают несправедливость, расслоение на бедных и богатых, религиозные и национальные противоречия?

Противоречия

На самом деле золотое правило куда глубже. Понимание его сути выгодно самому человеку. Принцип позволяет успешно строить личные и деловые отношения, а также не иметь проблем с законом.

Так что такое золотое правило морали? Оно раскрывается в следующих положениях:

  1. Умение поставить себя на место другого человека. Понять, чего он хочет и ждёт. На этом принципе построены все разделы психологии: начиная со сферы семейных отношений, заканчивая маркетингом и продажами.
  2. Сначала мысли, потом – действия. Перед тем, как совершить какой-либо поступок, надо подумать о последствиях. Это позволит избежать роковых ошибок.
  3. Стратегическое планирование. Установление дружелюбных и доверительных отношений с человеком полезнее, чем получение сиюминутной выгоды (например, с помощью обмана).

Овцы

Пословицы, которые отражают смысл золотого правила морали:

Сферы жизниПословицы
Личные отношенияТёплое слово и в мороз согревает
Личные отношения, работа, бизнесНе плюй в колодец — пригодится воды напиться
Работа, бизнес, политикаУ хорошего садовода хороший сад

Критика золотого правила

Наиболее известными критиками золотого правила морали считаются два немецких философа: Г.В.Лейбниц и И.Кант. Первый говорил о том, что желания могут быть безграничными. Допустим, человеку хочется обладать несметными богатствами: квартирой, машиной, драгоценностями. Но значит ли это, что он должен помогать окружающим обогащаться?

И.Кант предупреждал, что золотое правило нравственности не содержит в себе оснований долга. Так, любой преступник может оправдывать себя в связи с тем, что не желает быть осуждённым.

Однако многие современные учёные считают такую критику неполной. При учёте принципа нравственности человек не просто руководствуется своими эгоистическими желаниями. Он думает и о том, чего хотел бы любой индивид, окажись на его месте.

Девушка

Вернемся к случаю с богатством. При более глубоком рассуждении окажется, что люди хотят улучшить своё материальное положение, но не хотят обогащать кого-то. А в случае с преступником общество желает справедливого наказания виновного и обеспечения собственной безопасности.

То есть, подсудимый не может увиливать от ответственности лишь на основании того, что не хочет сесть в тюрьму.

Выводы

Итак, золотое правило морали – это стандарт цивилизованных отношений между людьми. Он имеет этическое, духовное (религиозное) и даже прагматическое обоснование.

А тот факт, что принцип сформировался в разных географических регионах практически без взаимодействия самих цивилизаций, подтверждает его универсальность. Это простое и одновременно глубокое утверждение, которое трудно дополнить.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

На мой взгляд, это правило работает в одностороннем порядке. Этичные люди относятся к другим хорошо, а бессовестные всегда пытаются использовать других в своих интересах.

Само по себе это правило очень хорошее, но, чтоб оно работало, нужно чтоб все люди его соблюдали, а это утопия. В реальности, лучшие условия получают почему-то те, для кого золотое правило наглость и беспринципность. Однако, несмотря на это, думаю существует некое вселенское равновесие, которое базируется на описанной идее. Рано или поздно, все получают такое отношение, какое заслужили.


На этом уроке пойдёт разговор о том, что такое мораль, произойдёт знакомство с её функциями, а также учащиеся смогут ответить на вопрос о том, какую роль мораль играет в жизни человека.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Мораль"

На свете есть множества правил, которые мы с вами должны соблюдать, например, это правила дорожного движения, правила орфографии, правила игры в футбол или хоккей и множество других. У каждого из нас существует множество правил, которым мы стараемся следовать в повседневной жизни. Мы моем руки перед едой, переходим дорогу на зелёный свет, здороваемся при встрече, уступаем место старшим в общественном транспорте и многое другое.


Свои правила есть и у сказочных героев, например, Вини-Пух всегда следовал следующим правилам: нужно ходить в гости по утрам, не уходить из гостей сразу же как только наелся, переходить в толпе дорогу на любой сигнал светофора, сохранять терпение во время разговора и много других.

Конечно, не все правила, которыми мы пользуемся в жизни идеальны, а некоторые могут быть и опасными для здоровья человека.

А могут ли существовать правила на все случаи жизни? Конечно же они есть, их очень много и все они важны для нас, всех их можно назвать одним словом –мораль.

Мораль – это нравственные правила поведения, которые основаны на представлениях человека о добре и зле, о хорошем и плохом, о справедливости, долге, стыде, чести, совести, милосердии и так далее.

Основными признаками морали являются всеобщность и добровольность.

Мораль оказывает влияние на всё общество в целом. Её требования распространяются на всех людей и не допускают никаких исключений, несмотря на то, что моральных норм люди придерживаются добровольно.

Но не следует забывать о том, что моральные требования, могут различаться в зависимости от общества которое их установило.


Когда европейцы впервые столкнулись с представителями этого племени, они были сильно удивлены ответу на вопрос, в чём по мнению аборигенов составляет разница между добром и злом.

- Добро – это когда я украду чужой скот и чужих жён, а зло – когда у меня украдут.

Как мы видим, данная норма поведения является допустимой в африканском племени, но неприемлема для нашего общества.

Мораль играет огромную роль в жизни любого общества и выполняет целый ряд функций.

Оценочная функция, проявляется в оценке поступков человека с точки зрения морали.

Регулятивная функция, с её помощью мораль регулирует нормы поведения, принятые в обществе.

Контролирующая функция. Мораль контролирует поведение человека в обществе.

Интегрирующая функция. Мораль объединяет все нормы поведения людей в обществе.

Воспитательная функция. С помощью морали происходит воспитание человека, а также его знакомство с принятыми в обществе нормами и правилами.

Познавательная функция. Эта функция позволяет узнавать и оценивать человеческие качества.

Моральных правил множество, но есть среди них самое важное которое принято называть золотым правилом морали. Возникло оно очень давно и связано с именем древнекитайского философа Конфуция.

Почему же это правило называют золотым?

Потому что оно кратко и точно отвечает на главный для каждого из нас вопрос: как следует относиться другим людям?

Поступай по отношению к другому так, как ты бы хотел, чтобы он поступал по отношению к тебе. Согласитесь, что лучше сказать невозможно.

Неужели вы в этом сомневаетесь? Тогда послушайте притчу.

Поссорились как-то пастух и прохожий. Прохожий затаил на пастуха злобу и решил отомстить ему, а именно выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в неё

Когда взошла луна обиженный человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрёт в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадёт его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. И только с первыми лучами солнца он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что и сам не сможет выбраться из неё.

А вот если бы наш герой никому не желал зла, то вряд ли он оказался в такой печальной ситуации. Ведь как говорил русский писатель Лев Толстой:

«Других не зли, и сам не злись!

В гостях мы в этом мире – бренном.

А если, что не так – смирись!

Будь поумнее, улыбнись.

Холодной думай головой,

Ведь в жизни всё закономерно –

Зло, излучённое тобой,

Но почему в одном случае человек поступает хорошо, а в другом плохо?

Стоит отметить, что понятие морали у каждого человека индивидуально. Каждый из нас сам решает каких моральных норм ему стоит придерживаться, а каких нет.

У наших предков существовала легенда о том, что на одном плече у человека сидит ангел, а на другом – демон. И каждый из них нашёптывает человеку что-то своё. Но человек всегда сам решает, как ему поступить, в той или иной ситуации, совершая таким образом свой моральный выбор.


В результате авиаудара города были полностью разрушены, а общее количество погибших составило около двухсот пятидесяти тысяч человек.

Оправданность таких бомбардировок с точки зрения морали до сих пор вызывает острые споры. С одной стороны, это событие позволило ускорить завершение второй мировой войны, а с другой привело к тысячам жертв среди мирного населения.

Но наиболее интересна судьба пилотов, которые сидели за штурвалами бомбардировщика. Один из них, Клод Эрли, до конца своей жизни считал себя преступником. Он отказался от всех наград и почестей, а свою пенсию и заработанные им деньги он посылал в Хиросиму, что б хоть как-то искупить свою вину перед жителями города.


Как вы думаете кто из лётчиков прав в данной ситуации? Чей моральный выбор вам ближе и почему?


Ты можешь не знать, что такое золотое правило морали, но его отголоски проникли во все сферы жизни. Оно лежит в основе общей идеи гуманизма, любви и уважения к людям.

Что такое мораль, и зачем она нужна

добрый и злой смайл

Мораль — это сформированное в подсознании мнение о добре и зле, нормах поведения и жизненных ценностях, которое позволяют занять определённую позицию в социуме. Общество, в котором ты живёшь, диктует свои правила, но только ты решаешь, каким из них следовать.

Правильное восприятие, что можно, а что нельзя, накладывает отпечаток на будущее. Если у ребёнка не сформировано понятие нравственности, в зрелом возрасте он будет отклоняться от того, что для него в приоритете, и слепо полагаться на мнение других.

Человеку, для которого мораль — это не пустой звук, присущи такие качества:

  • доброта;
  • сострадание;
  • честность;
  • искренность;
  • надежность.

Поскольку мораль является феноменом социальной и духовной жизни, она приносит пользу всем членам общества. Её главная функция заключается в формировании личных убеждений согласно допустимым нормам и последующей социализации. Отказ от этого влечет за собой одиночество. Общество помогает развиваться только тем людям, чья мораль вписывается в установленные порядки.

Золотое правило нравственности

Золотое правило нравственности

Откуда оно взялось золотой правило морали

Впервые о золотом правиле морали заговорили в глубокой древности. В её основе лежали бесконечные этические размышления: вправе ли человек ответить злом на зло и обязан ли подставлять левую щёку. Подобные вопросы до сих пор являются фундаментальным каноном и в разных формах присутствуют во всех существующих религиях.

Чем золотое правило морали покорило разные культуры

Принципы нравственности начали формироваться вместе с обществом. Когда к людям пришло понимание, как нужно себя вести, чтобы избежать конфликтов и сделать совместную жизнь максимально комфортной и удобной для всех.

Именно тогда они пришли к выводу, что залог всеобщего счастья — внимательное отношение к потребностям других, и если с тобой поступили плохо, тебе больно и грустно, значит так же больно и грустно будет другому человеку, если ты поступишь так с ним.

При рассмотрении истоков золотого правила морали вызывают удивление три вещи:

  • поразительно, насколько древние мудрецы оказались единодушны в вопросах морали, принципы были озвучены практически одинаково;
  • формулировки универсальны и до сих пор не потеряли актуальность, хотя вряд ли кто-либо заботился о том, как они будут восприняты потомками;
  • зарождение правил произошло примерно в одно и то же время в разных культурах, отношения между которыми на данном этапе были маловероятны.

Аристотель утверждал, что в природе существует абсолютная справедливость и абсолютная несправедливость, и они являются общими для всего человечества и негласно признаны всеми народами мира.

Махабхарата — детище древнеиндийского эпоса, настоящий возраст которого неизвестен, и одна из самых крупных книг в мире, о золотом правиле морали высказывается чётко и ясно: действия, которые нежелательны по отношению к себе, не должны выполняться по отношению к другим.


Критика золотого правила морали

Но были и несогласные. Некоторые философы посчитали золотое правило морали неустойчивым.

С критикой выступил немецкий философ Иммануил Кант. По его мнению, в чистом виде это правило не может выступать основой всех моральных обязательств, потому что каждый человек имеет определённые потребности и склонен действовать под влиянием чувств и эмоций. Принуждение к нравственным поступкам в корне противоречит самой идее гуманности.


Читайте также: