Сообщение о журналистике второй половины 19 века

Обновлено: 05.07.2024

Влияние декабристской идеологии на развитие общественной жизни было столь велико, что никакие цензурные запреты уже не могли сдержать стремление к свободе. Распад крепостнического строя был неизбежен. К середине 19 века реакционная журналистика испытала определенное беспокойство: Ф.В.Булгарин и Н.И.Греч постепенно теряли доверие у общества, их издания, поддерживавшие официальную идеологию уже не могли убедить читателей в правоте их авторов, в поддержку им появляются журналы "Маяк" и "Москвитянин".

"Маяк современного просвещения и образования" - таково полное название журнала - утверждал, что русской литературе явно недостает религиозности, патриотизма и народности. В числе тех, на кого он нападал, были, конечно же, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.Г.Белинский, В.Гюго, Ж.Санд, - ведь критики стремились доказать, что передовые идеи европейской культуры чужды русскому народу. Эту позицию активно поддерживал и журнал "Москвитянин". В программной статье С.П.Шевырева "Взгляд русского на образование Европы" Россия противопоставлялась Западу. Главным выводом стало утверждение, что в России никогда не было ни рабства, ни феодализма, следовательно, нет и почвы для ненависти. Русский народ сам, добровольно уступил свои права государям.

В 1857 году правительство приступило к подготовке нового закона о печати. Это было вызвано частыми бунтами в стране, поражением в Крымской войне, значительно ослабившем самодержавие, и необходимостью пересмотра цензорских запретов. Стали возникать новые журналы и газеты общественно-политического и политико-экономического характера.

"Русский вестник" М.Н.Каткова был создан как умеренно-либеральный журнал, но уже через четыре года своего существования превратился в ярого врага всей демократической печати. Журнал "Время", издававшийся братьями Федором Михайловичем и Михаилом Михайловичем Достоевскими, утверждал, что беды России не в крепостном праве, а в отрыве интеллигенции от народа. И хотя журнал иногда делал выпады в сторону М.Н.Каткова, это не мешало нарастанию его враждебности к революционным демократам. В числе противников революционной демократии был и либеральный журнал А.А.Краевского "Отечественные записки".

В результате ряда предпринятых правительством шагов русская печать все же оставалась в чрезвычайно тяжелом положении. В конце 1850-х годов заканчивается формирование сети губернских ведомостей - официальных газет, подчиненных канцеляриям губернаторов. Чтобы сохранить контроль за печатью, принимаются "Временные правила о печати 1865 года", по которым от предварительной цензуры освобождались лишь столичные ежедневные газеты и журналы. Вся провинциальная печать, иллюстрированные и сатирические издания по-прежнему должны были проходить предварительную проверку в цензорском комитете. В этот период даже либеральные издания стали выражать недовольство таким положением.

И логическим завершением было утверждение новых Временных правил 1882 года, закрепивших полный административный произвол над прессой. Совещанию четырех министров было предоставлено право прекращать издание любого периодического органа, чья деятельность будет признана вредной.

Тем не менее распространение информации становится выгодным коммерческим предприятием. В газеты и журналы приходят люди, не имеющие ничего общего с литературой: купцы, банкиры. Возникают Русское (1866), Международное (1872) и Северное (1882) телеграфные агентства. Все они были частными и принадлежали А.А.Краевскому, А.С.Суворину, О.К.Нотовичу и К.В.Трубникову.

Видное место на страницах печати отводится коммерческой рекламе, биржевым таблицам, курсовым бюллетеням.

Но не надо думать, что в этот сложный период печатались только те, кто поддерживал правительство. Вторая половина 19 века - это время, когда рядом существуют множество различных по направлениям изданий. Конечно, тем, кто выступал с критикой официальной политики, труднее было получить разрешение на издание новых газет и журналов. Поэтому многие передовые публицисты той поры печатали свои произведения в существующих изданиях. Например, в "Отечественных записках" А.А.Краевского в 1840-е годы сотрудничали М.Ю.Лермонтов, А.В.Кольцов, В.А.Сологуб, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, М.М.Бакунин и многие другие. Затем многие из них перешли в "Современник", набиравший силы после смерти А.С.Пушкина.

Долгие десять лет после гибели поэта этот журнал не имел собственной политической линии, как о том мечтал его создатель. С приходом в "Современник" Н.А.Некрасова, И.И.Панаева, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова журнал превратился в трибуну защитников революционных перемен. Реформу 1861 года сотрудники "Современника" встретили резко отрицательно: они понимали ее антинародный, крепостнический характер. Не имея возможности открыто высказаться "Современник", встретил ее "заговором молчания". На фоне безудержных похвал, это была своеобразная форма протеста.

В начале второй половины 19 века возникает новый тип изданий: сатирические и юмористические еженедельники. Самым ярким представителем этого типа изданий стал сатирический еженедельник "Искра" В нем печатались Н.А.Степанов, В.С.Курочкин, И.И.Панаев Д.Д.Минаев, Н.С.Курочкин и другие.

В основу работы редакции легло широкое общение с читателями, которые приходили, чтобы рассказать случаи из жизни. Большую роль в "Искре" играли сатирические рисунки и карикатуры. Здесь печатались афоризмы, сценки диалоги, пародии, - и всегда сатира в еженедельнике была наступательной. Журналисты не отвечали на критику, а нападали первыми. Вот, например, какую характеристику М.Н.Каткову дал Д.Д.Минаев:

С толпой журнальных кунаков

Своим изданьем, без сомненья,

С успехом заменил Катков

В России Третье отделенье.

"Искра" выходила пятнадцать лет. За это время еженедельник создал огромную сеть корреспондентов, информировавших о злоупотреблениях в провинции, - в итоге "Искра" успевала запечатлеть общественно-политическую атмосферу каждого данного момента истории.

Конец 19 века ознаменовался и появлением первых рабочих газет в России. В 1870-е годы их пробовали издавать народники, пытаясь найти среди рабочих помощников для подготовки крестьянской революции. Но вскоре рабочие создают собственную печать, независимую от народнических организаций. Не ограничиваясь листовками "Северный союз русских рабочих", возникший в 1878 году, приступил к организации своей газеты. Тираж первого номера "Рабочей зари", отпечатанный в начале 1880 года, был почти полностью конфискован, но самое главное - начало было положено. И уже вскоре появляется еще одна газета партии русских социал-демократов "Рабочий", определившая своей целью - стать вождем в борьбе с неправдой.

Но отсутствие в стране массового революционного рабочего движения делало эти газеты недолговременными. Нужна была единая организация, которая бы взяла в свои руки революционную пропаганду, агитацию и организацию рабочих в партию.

Самый, конец 19 века переполнен большим числом различных типов изданий. Благодаря поддержке капиталистов, увеличиваются тиражи благопристойных изданий и гонорары работающим там литераторам. Общественно-политические и литературные ежемесячники, - наверное, самая большая группа, периодических изданий того времени. Среди них журналы либеральной ориентации "Русская мысль" и "Вестник Европы", народническое "Русское богатство", монархический "Русский вестник", журналы самообразования "Научное обозрение" и "Образование", иллюстрированные семейные журналы "Нива" и "Родина", журнал для народного чтения "Журнал для всех". Конечно, как вы понимаете, даже перечислить все очень трудно. А ведь были еще специальные, отраслевые ежемесячники, юмористические и спортивные еженедельники.

Намного увеличилось и число газет в России: укрепление материального положения провинциальных газет капиталистами, мечтающими о собственных изданиях, не прошло бесследно.

XIX век в России был наполнен важнейшими историческими событиями, реформами и общественными движениями. Начало правления Александра I ассоциируют с признаками либерализации во многих отраслях, например: упразднение высшего органа политического надзора — Тайной экспедиции, амнистия вольнодумцев, разрешен выезд заграницу и ввоз из-за рубежа любой литературы. Кроме того, отношение к журналистике стало более лояльным. Возросло количество издательств, появились новые журналы и газеты. В этот период насчитывалось более 45 свежих изданий в Петербурге, 84 — в Москве, и даже появились провинциальные издания.

Стоит понимать, что на тот момент журналистика была больше своего рода увлечением для дворян, нежели профессией. Заработка это дело не приносило, поэтому развитие журналистики шло довольно медленно.

Появление цензуры

Ситуация ухудшилась с появлением Цензурного устава в 1804 году, который запрещал обсуждение общественно-политических тем на страницах газет. В 20-е годы XIX века контроль над прессой стал еще жестче: на издание новой газеты необходимо было получить дозволение монарха, цензор имел право не допускать в печать работы, боясь потерять должность.

Газеты и журналы

Итоги эпохи

Во второй половине XIX столетия происходит завершающий этап формирования отечественной журналистики.

К концу столетия уже окончательно сформируется общественно-политический и литературный тип ежемесячного издания, какая-то часть изданий создает акцент на вопросах религиозно-нравственного характера. Развивается газетное дело, растет количество ежедневных изданий, появляется пресса для простонародья. Помимо этого, появляются тематические журналы, растет тираж. Это было время рождения новых литературных жанров, рубрик.

Развитие технического прогресса облегчало организацию изданий: появились новые печатные станки, телеграф, фотографии. С этого началась история “Нового времени” и следующий этап развития отечественной журналистики.

Эту цель преследовали как радикально-демократические, так и охранительно-консервативные издания, впадая при этом нередко в несколько дидактический, поучительный тон. В 60-е годы ведущую роль играли журналы общественно-политического и литературно-критического направления - "Современник", "Вестник Европы", "Русское слово", "Дело" и др. Уделяя большое внимание освещению таких общественно значимых проблем, как проведение в жизнь буржуазных реформ, крестьянского и позднее рабочего вопросов, осмыслению дальнейших путей развития России, журналы того времени, главным образом литературные, основательно знакомили читателей с произведениями русских и европейских писателей, литературной и художественной критикой, театральной жизнью; с 70-х годов в журналах все чаще стали появляться научные статьи. Одновременно наряду с литературно-художественными изданиями стали появляться и специальные журналы - медицинские, исторические, технические, педагогические и т. п. Ряд журналов продолжали свою деятельность еще с первой половины XIX века - такими были "Отечественные записки", "Библиотека для чтения", "Современник", созданный в 1836 году Пушкиным, в 1847 году он перешел к Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву, и др. Большинство журналов в плане политическом придерживались либерально-монархического направления. Радикально-демократическую позицию занимали такие издания, как "Современник", "Отечественные записки" и сатирические журналы "Искра", "Будильник" и "Гудок".

Одним из наиболее популярных и долговечных "толстых" журналов того времени был "Вестник Европы", издававшийся в течение 52 лет. Его основателем (в 1866 году) и редактором-издателем на протяжении 43 лет был историк и общественный деятель М. М. Стасюлевич. Ядро редакции составили профессора А. Н. Пыпин, К. Д. Кавелин, В. Д. Спасович, покинувшие Петербургский университет вместе со Стасюлевичем в знак протеста против реакционной политики правительства. Журнал ратовал за "европеизацию" России, сочинения по пословицам, начала конституционной законности, гарантию прав человека, независимость суда, облегчение цензурных требований. Резкой критике на его страницах подвергались реакционные идеи. Так, единственный из русских журналов "Вестник Европы" выступил с критикой книги К. П. Победоносцева "Московский сборник".

Основное содержание журнала составляли публикации литературных произведений и литературная хроника - обзоры книг и статей по литературоведению. Последний раздел "Вестника Европы" вел крупный специалист в этой области профессор А. Н. Пыпин.

Более радикальную позицию, чем "Вестник Европы", занимал журнал "Русская мысль". Политическая программа журнала содержала попытки изыскания путей и форм буржуазно-демократического (Анализ стихотворения Пушкина Пророк) преобразования России. В связи с этим большое внимание редакцией уделялось деятельности земств. В журнале принимали участие кроме народнических публицистов Южанова, Воронцова, писатели В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. П. Чехов, М. Горький. После закрытия "Отечественных записок" М. Е. Салтыков-Щедрин публиковал свои произведения в "Русской мысли".

Одно из центральных мест среди прогрессивной прессы второй половины XIX века занимал журнал "Современник". Созданный еще в 1836 году Пушкиным, он с 1847 году перешел к Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву. Журнал последовательно, особенно с приходом в редакцию Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, защищал интересы крестьян в предреформенные годы, утверждал реалистические принципы в искусстве. Многие статьи политического отдела и, прежде всего Чернышевского "Не начало ли перемены", "Научились ли?", Добролюбова "Когда же придет настоящий день?" и "Черты для характеристики русского простонародия" пропагандировали революционно-демократические идеи. После того, как в 1866 году были закрыты "Современник" и "Русское слово", Некрасов после ряда неудачных попыток возобновления журнала, арендовал "Отечественные записки", принадлежавшие Краевскому. К сотрудничеству в журнале были привлечены М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. И. Успенский, Ф. М. Решетников, А. Н. Островский, А. П. Щапов, Н. К. Михайловский, затем В. М. Гаршин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Н. Златовратский и др.

Другие материалы раздела

В 50-х было решено создать дополнительный постоянно действующий негласный комитет (“Бутурлинский” комитет), который осуществлял бы усиленный контроль за работой цензуры и за содержанием журналов.

Периодическая печать из атрибута состоятельных слоев общества, превращается прессу грамотных слоев населения. Появлялся новый массовый читатель – ремесленники, чиновники, извозчики, прислуга. А вместе с ним и новый тип газеты – массовый. Это привело к расширению прав печати, росту числа и значения частных газет. Это было узаконено в 1865 г. во “Временных правилах о печати”.

Издание массовых газет становится коммерческим предприятием, главной задачей которого не только информировать публику, но и извлекать прибыль из своего дела. Заметен рост интереса к газетам среди мещан, купечества и других слоях населения. Появляются новые газеты.

Одни из самых популярных изданий - “Русский вестник”(1856),“Вестник Европы”(1866-1918),“Современник” (ред. Некрасов, сотрудничают Чернышевский и Добролюбов) - осуждает крепостничество, порицает либералов за нерешительность и предательство народных интересов, убеждает читателей в освободительной силе народа.

В 1862 г. было разрешено печатать объявления всем газетам, это позволило многим из них существенно улучшить свое материальное положение. Кроме того, газеты стали распространять не только по подписке, но и продавать в розницу, прежде всего на железнодорожных вокзалах. А в 1865 г. “Временными правилами” была разрешена уличная продажа газет разносчиками.

Появились телеграфные агентства. Все это привело к изменениям в самой журналистской профессии. Репортеры стали самой важной фигурой в редакциях, от их разворотливости и умения найти интересные материалы зависел успех газеты. Изменилось и содержание газетных полос: внутренняя и внешняя политика стали главным содержанием ежедневной газеты. Появился жанр передовой статьи. Частные газеты оттесняют на второй план официальные издания. Падение качества газет.

“Отечественные записки”всеми доступными методами протестовали против эксплуатации, против обезземеливания крестьян, против сословного неравенства. Появляются издания революционеров – народников.

Газеты и журналы 90-х.гг.характеризуются более активным обсуждением политических вопросов, особенно внутренней жизни. Все слои населения имеют собственные издания.

Газеты и журналы 90-х.гг. - “Нива”, “Русская мысль”, “Русское богатство”. Вывод:

-Система периодической печати конца XIX в. хорошо сформирована;

- отмена креп. права способствует развитию капиталист. отношений – газеты улучшают свое материальное положение, можно печатать объявления;

- распространение газет не только по подписке, но и в розницу;

- появление телеграфных агентств – это привело к изменению журналист. профессии, появляются репортеры (король репортажа – Гиляровский); формируется жанр передовой статьи;

- высокая оперативность жур-ки, внимание к внутренней и внеш. политике;

- возникновение нового типа печати – массовая (ремесленники, прислуга и др.)

- популярными становятся криминальные материалы и судебные очерки, в газетах появляются сенсации и необычные репортажи, так называемые “материалы человеческого интереса”. Особое место занимают фельетоны (Дорошевич) и короткие рассказы. Они становятся весьма популярными жанрами газет и журналов;

- рост частных изданий;

- улучшается полиграфической оформление газет;

- Одни из самых популярных изданий - “Русский вестник”(1856),“Вестник Европы”(1866-1918),“Современник” (ред. Некрасов, сотрудничают Чернышевский и Добролюбов) - осуждает крепостничество, порицает либералов за нерешительность и предательство народных интересов, убеждает читателей в освободительной силе народа;

- Публицистика Чехова, Короленко;

- появляются первые марксистские издания.

- Главный изъян российского информационного поля – отсутствие свободы печати и других политических свобод.

Начало 19 века в первую очередь связано с восхождением на престол Александра 1, который пришел на смену деспоту и самодуру Павлу 1. Многие надеялись на коренные изменения в политической и культурной жизни страны. В первые годы своего царствования Александр 1 представлялся либералом и придерживался этой политики. Поэтому журналистика получила мощный стимул для самостоятельного развития.

Основные журналы

В 19 веке появилось множество журналов и газет, достойных внимания читателей и потомков.

Вестник Европы

В 1803 году после ухода Н. М. Карамзина с поста главного редактора издание потеряло свою оригинальность и живость. Ведь до этого небывалый успех журнала объяснялся исключительной способностью Карамзина улавливать современные политические события и обращать их в увлекательную письменную форму.

журналистика 19 века

Сын Отечества

Издание пользовалось большой популярностью, но уже по окончании войны читатель медленно потерял к нему интерес.

Московский телеграф

В 40-е годы 19 века ситуация кардинально изменилась. Нарастающие крестьянские бунты породили массу вопросов по дальнейшему развитию России. В связи с этим положение российской периодической печати стало еще сложнее, но это не мешало возникновению новых изданий.

Телескоп

журналистика 19 века

Современник

Однако замыслы поэта рухнули в связи с его трагической гибелью. Журнал существовал и после смерти Пушкина до 1866 года, но имел совсем иные цели и задачи.

Полярная звезда

Связь с декабристами подчеркивалась самыми разными способами: название, обложка, содержание. Вышло всего семь номеров, которые по замыслу редактора должны были распространить в России свободный образ мыслей.

Виды СМИ

История отечественной журналистики в 19 веке

Вторая половина 19 века — время окончательного формирования российской журналистики. В этот период имелась достаточно разветвленная система СМИ.

Жанры текстов

Художественно-публицистические жанры были весьма популярны и потому, что за этой витиеватой литературной формой легче спрятать критику правительства. Эти жанры граничили с творчеством и говорили на эзоповом языке. Цензорам было не за что зацепиться, когда перед ними лежала литературоведческая статья, где главным объектом исследования была книга, а не царский режим. Только так в печать проникали вольнодумные мысли передовых авторов своего времени.

Цензура

Александр 1 критически относился к режиму России, который царил в конце 18 века, поэтому он начал своё правление с легкого послабления. Однако счастье было недолгим. Уже в 1804 году императором был утвержден первый цензурный устав. Безусловно, новый документ ограничивал деятельность журналистов, но по сравнению с эпохой Павла явное ослабление цензуры и контроля всё же было заметно.

Александр Первый

Правление Александра 1 сопровождалось постоянными войнами. Так, после боевых действий 1812 года произошел перелом. Как известно, журналистика — то зеркало общества. Особенно ярко ее функции проявляются в годы войны, когда она оперативно и детально отражает победы и поражения России и её союзников. Александр 1, как и любой дальновидный правитель, был крайне обеспокоен таким положением дел, поэтому в годы войны произошло усиление цензурного режима. Социальная информация, обращавшаяся в обществе, литературный процесс, журналистика оказались под двойным контролем, который некоторое время корректировался особыми условиями, сложившимися в стране, охваченной Отечественной войной 1812 г. В связи с этим после войны для императора наступил крайне тяжелый период; активизация общественной жизни, стремление дворян ограничить самодержавие и добиться свободы для народа, подъем национального самосознания — все это угрожало стабильности монархии.

Совокупность причин (недовольство отречением Константина от престола, назревающие, но так и не осуществленные реформы, политические события зарубежом) привела к выступлениям на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Самые ужасные опасения нового императора подтвердились.

восстание декабристов

Николай Первый

Александр Второй

На смену тотальному контролю и ограничению влияния журналистики пришёл Александр Второй с его либеральной политикой в отношении СМИ. Цензурная реформа 1865 года подарила журналистике вторую жизнь. Отмена различных запретов зародила гласность и подобие свободы слова.

цензура мем

Реформа печати изменила общий вид отечественной журналистики: окончательно сложился тип ежемесячного общественно-политического и литературного журнала, появились издания, ориентированные на массового потребителя, и возросло количество ежедневных изданий разного типа.

Александр Третий

Но свобода печати была подорвана после покушения на Александра 2. Правительство перешло к политике реакции, удушения всей демократической печати.

Известные журналисты

Расцвет журналистики пришёлся лишь на конец столетия. Это было связано с развитием технологий, позволивших увеличить число иллюстрированных журналов. К концу века журналистика стала полнее отражать насущные проблемы общества, ведь появилась масса специальных, отраслевых изданий. Возросли тиражи газет.
19 век подарил истории отечественной журналистики такие имена, как:

Краткая характеристика эпохи

журналистика в царской России

Эпоха завершилась пересмотром старых представлений во многих областях жизни, отражением гражданского самосознания в печати, развитием частного сектора СМИ и увеличением количества журналов. Страна вступила на капиталистический путь развития, что отразилось и на становлении журналистики. Противоречия между старым и новым обостряли столкновения внутри страны.

Ведущую роль в системе СМИ стали играть газеты, количество которых стремительно возросло. Под конец века они видели своё главное предназначение в максимально точном, достоверном информировании читателей о событиях внутри страны и за ее пределами.

Цензура ослабевала, хоть и любая революция в сфере слова сопровождалась реакцией со стороны государства. Россия оставалась монархией во всех смыслах этого понятия, но все же вставала на капиталистические рельсы и развивалась во всех смыслах. Интеллектуальное и сознательное общество росло, образование становилось более доступным, поэтому люди нуждались в журналистике, и даже государство не могло перекрыть им доступ к информации.

Читайте также: