Сообщение о жилищах народов африки

Обновлено: 06.07.2024

ТРАДИЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРА ЧЁРНОЙ АФРИКИ
ТРАДИЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРА ЧЁРНОЙ АФРИКИ
Маунд-руина Большого Зимбабве
Маунд-руина Большого Зимбабве
Маунд-руина Большого Зимбабве

Архитектура Тропической Африки, созданная ее народами в эпоху средневековья (приблизительно VII—середина XVII в.), сохранила свои основные черты и в новое время (середина XVII—начало XX в.), а частично даже и в новейший период. Эта архитектура представляет значительное разнообразие форм и типов, определявшееся как этнической, так и стадиально-культурной пестротой населения Африки. Часть африканских народов развивалась уже в рамках рабовладельческих или феодальных государств; другая их часть только еще переходила к классовым отношениям, а наряду с теми и другими было множество народностей и племен, находившихся еще на стадии первобытнообщинного строя. Однако архитектура Тропической Африки должна рассматриваться в целом, поскольку глубокая связь зодчества африканских классовых обществ с традиционной народной архитектурой и культурные заимствования в результате общения и обмена между народами Африки придают африканской архитектуре эпохи средневековья многие общие черты. Несмотря на разнообразие архитектурных форм, большинство из них находит свое закономерное место во всей последовательности развития африканского зодчества.

Во второй половине 1-го тысячелетия н. э., как можно полагать по данным археологии, этнографии и письменным источникам, на территории Африки уже существовали два основных типа жилища — наземная каркасная хижина со стенами из дерева и прутьев, обмазанными глиной или заплетенными травой, и с крышей из листьев, травы или шкур животных и земляная или полуземляная хижина.

Ареал распространения каркасных хижин был очень обширен, но для ряда районов Восточной Африки и для всей Южной Африки в VI—X вв. н. э. характерно преобладание земляных и полуземляных жилищ.

Земляные и полуземляные жилища в Африке могли предшествовать каркасным наземным жилищам. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции последних, создание их требовало больших технических навыков и более совершенных орудий, пригодных для обработки деревянного каркаса, резания травы и ветвей для кровли и пр. Глубокая древность земляных и полуземляных жилищ подтверждается тем, что они сопутствуют древнейшим археологическим культурам Европы и Азии. В Тропической Африке известны три различных типа земляных жилищ.

Наиболее простым и древним из них были ямные жилища, выкопанные в склонах холмов. Передняя стенка жилища с дверью образовывались выбросом из ямы; за счет выброса досыпались и скошенные боковые стенки. Очаг из камней сооружался около двери. Принцип сооружения хижин следующего типа тот же, но боковые стенки очень грубо выкладывались камнем, хотя видны попытки упорядочения кладки. Развитием двух предыдущих был третий тип, сохранявший основной прием врезки в склон холма и облицовку стен камнем. Но жилище это было двухкамерным, причем второе помещение располагалось выше первого.

Маунд-руина Большого Зимбабве представляет собой оригинальный вариант образования дворцового комплекса в эпоху зарождения государств. Самодовлеющее дворцовое хозяйство еще не порвавшего с земледелием царя-Оба с бесчисленными кладовыми и зернохранилищами — хозяйство, носящее характер ойкоса, обусловившее формы столь громадного сооружения, как дворец критских царей,—определяет и характер комплекса Маунд-руины Большого Зимбабве. Лабиринт двориков у подножия жилых покоев и зернохранилищ воспроизводит в оригинальной, сугубо африканской форме архитектурные идеи, ранее свойственные минойской культуре Крита и Древнего Востока.

ТРАДИЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРА ЧЁРНОЙ АФРИКИ
ТРАДИЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРА ЧЁРНОЙ АФРИКИ
Суданский Замок
Характерный городской дом Первая половина XIX в. Западный Судан
Суданский Замок Характерный городской дом Первая половина XIX в. Западный Судан

С эпохой развития и расцвета культуры и архитектуры Междуречья Замбези — Лимпопо примерно совпадают развитие и расцвет архитектуры народов Западного Судана.

Здесь строились и четырехугольные дома с двускатными крышами, аналогичные жилищам бассейна Конго, и дома с четырехскатными крышами и с имплювиями, и характерные для всей зоны восточно-и североафриканских саванн цилиндрические дома с конической крышей. Следует отметить, что фульбе возводили свои дома на высокой глиняной платформе для того, чтобы защититься от дождевых потоков. Характерны поднятые над землей почти на 3 м хижины для ночлега у Сокото на Нигере; они напоминают коническую крышу, снятую со стен и водруженную на четыре столба. В северных областях Республики Чад у канури Канембу строились кеглеобразные дома, в которых цилиндрические стены постепенно переходили в остроконечную коническую крышу. Это достигалось путем настилания на деревянный каркас полос, связанных из сухой травы. Высота этих хижин достигала 4,5 м. Иногда остроконечная коническая кровля опиралась на кольцевую галерею из столбиков, врытых вокруг цилиндрической стены. В Ачиа (современная Республика Чад) строились храмы подобного типа; они увенчивались несколькими конусами из травы, водруженными один над другим. Далее к северу, на самом краю пустыни имели распространение куполообразные хижины, типичные для скотоводов.

Эволюцию этого типа проследить довольно сложно, однако можно предполагать, что поначалу они не носили характера оборонительных сооружений. По всей видимости, можно связать их происхождение с башнеобразными жилищами, до настоящего времени распространенными у народа мофу. В жилищах мофу цилиндрическая часть дома делилась на два этажа: верхний использовался как жилое помещение, а в нижнем содержался скот.

Декоративные ниши характерны и для зодчества городов Западного Судана и для традиционной архитектуры бассейна Вольты, а также часто встречаются они и в архитектуре Магриба эпохи до-арабского завоевания. Можно полагать, что основные формы жилого дома в Западном Судане сложились еще до исламизации. Это подтверждается архитектурой общественных сооружений западно-суданских городов. Мечети в Кумби-Сале и Гао отличаются планировкой, не имеющей себе аналогий нигде в мусульманском мире. Описанный тип домов, очевидно, сосуществовал с традиционными каркасными жилищами аборигенов Западного Судана. Во всяком случае, арабские авторы упоминают о них достаточно часто.

Как общественные, так и частные здания Западного Судана и Магриба в позднее время сооружались, как правило, в так называемой строительной технике банко. Для неё характерно широкое применение облицовки сланцевыми плитами стен из сырцового кирпича, либо стен из камней на глиняном растворе. Типично также употребление круглых колонн из сланцевых блоков. Жилые дома, построенные в технике банко, в плане прямоугольны и иногда имеют несколько этажей. Двухслойная кровля сложена из брёвен или бамбука. Фасады домов расчленены полукруглыми или прямоугольными порталами, верхние этажи отступают террасами.

Глубоким своеобразием отличаются городские дома в государствах Хауса — глинобитные четырехугольные здания на высоком подклете с плоскими крышами. Характерно членение фасада на две иногда неравные части, которые связывались заглубленным порталом с мощными глинобитными пилястрами. Силуэт фасада завершался плавно закругленными зубцами, которые, безусловно, представляют дальнейшее развитие вышеупомянутых глиняных выступов в традиционной архитектуре Западного Судана. Фасад городского дома украшался прорезным геометрическим орнаментом, который придает особое единство и законченность облику дома. Дома такого типа до последнего времени строились в области среднего Нигера. Превосходные образцы архитектуры такого рода сохранились в городе Кано.

Проникновение в страны Западного Судана в XI—XIV вв. арабской культуры привело к появлению своеобразного стиля культовых сооружений, сочетавшего в себе традиционные приемы арабской храмовой архитектуры с местной строительной техникой и декором.

Мечеть Санкоре в Томбукту
ТРАДИЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРА ЧЁРНОЙ АФРИКИ. Дом в Кано
Мечеть Санкоре в Томбукту Дом в Кано

Характерна мечеть Санкоре в Томбукту. Планировка ее очень близка планировке классических средневековых мечетей Северной Африки. К её обширному двору с восточной стороны примыкает большой гипостильный зал с тремя рядами колонн и с михрабом в восточной стене. Конструктивное и художественное решение интерьера мало чем отличается от североафриканских мечетей. Но если для большинства арабских стран характерно решение михраба в виде ниши, то в Санкоре он решен в виде полуконической башни, играющей важную роль в силуэте здания. Такой тип решения михраба, очевидно, определялся строительной техникой Западного Судана. Тонкая глинобитная стена не позволяла устроить михраб обычного типа.

Главным композиционным элементом суданских мечетей являются глухие глинобитные башни, более или менее плавно сужающиеся кверху четвериками. В зависимости от размера и места в композиции здания башня завершается либо прямоугольной, либо полуцилиндрической глинобитной конструкцией. На углах верхней площадки обычны заостренные глинобитные зубцы. Иногда башни имеют надстройки в виде цилиндро-конических заостренных башенок, повторяющих каменные верхушки переднеазиатских минаретов и в то же время генетически связанных с глинобитными выступами и зубцами традиционной суданской архитектуры. Особенно характерна для Западного Судана обработка стенок башен рядами деревянных кронштейнов, хотя и появившихся как чисто конструктивная деталь, однако своеобразно оживляющих вид здания. Замечательна глинобитная башня минарета мечети Санкоре в Томбукту. В массивных формах этого многоярусного сооружения нетрудно увидеть продолжение традиций храмовой архитектуры Передней Азии, традиций, через минареты Самарры восходящих, может быть, к вавилонским зиккуратам. Но здесь эти традиции переосмыслены и полностью подчинены местной строительной технике и архитектурным канонам.

Для гражданского и храмового строительства Западного Судана характерен прямоугольный заглубленный портал, служащий вместе с ложным порталом главным средством архитектурного членения и декоративной обработки фасадов. Так, южный фасад мечети Санкоре в Томбукту расчленен тремя настоящими и тремя ложными порталами. Их асимметричное расположение подчинено общей композиции здания, центром которой является могучий массив минарета, слегка сдвинутого к востоку от середины фасада.

Более длинный западный отрезок стены уравновешивается четырьмя вырубленными в ней порталами и башней михраба на заднем плане. Характер членения разнообразен, отрезки стены то смотрятся в виде мощных пилонов, то утончаются и приобретают вид легких контрфорсов. Стены мечети увенчаны двумя рядами зубцов, подчеркивающих живой облик фасада.

Развитие экономики и рост политического значения государств Судана привели в позднем средневековье к появлению огромных городов с числом жителей до ста и более тысяч человек, Этому соответствовал высокий уровень развития фортификационных сооружений. Мощными крепостными стенами были обведены такие города, как Кано, Зария, Кацина. Стены Кано при высоте в 7—8 м достигали длины в 27 км, стены Зарии —16 км. Хотя сырцовые стены суданских городов не могут соперничать с каменными укреплениями крупных античных и средневековых европейских городов, но они были весьма монументальными сооружениями. Главные ворота Кано представляли собой башню около 20 м высотой.

В эпоху позднего средневековья на территории современной Нигерии образовалось крупное государство Бенин, созданное народом бини из языковой группы эдо. Уже в конце XV в., когда европейцы впервые познакомились с этой страной, в ней развивалась одна из наиболее выдающихся и самобытных африканских цивилизаций с высокой городской культурой. Города возникали на пересечениях главных торговых путей и были торговыми и культурными центрами. Особенный интерес представляет столица страны, Великий Бенин (местное название—Эдо), без сомнения, один из замечательнейших городов той эпохи. Записки путешественников и археологические раскопки позволяют восстановить облик больших архитектурных ансамблей, украшавших столицу Бенина. Но прежде чем говорить о них, остановимся на гражданской архитектуре родственного бини народа йоруба, знакомство с которой позволит понять существо бенинской архитектуры.

Государство Бенин находилось в зоне влажного тропического леса, Йоруба — в зоне лесистых саванн. Господствующий тип жилища — прямоугольные дома с двух- и четырехскатными крышами. Стены домов приземисты, и на них опираются высокие и массивные кровли, покрытые листьями и соломой. Характерной чертой домов Йоруба являются веранды на массивных деревянных столбах и имплювиумы —водосборные бассейны в открытых внутренних дворах. Многосемейные дома Йоруба представляли собой весьма значительные сооружения. Типичная усадьба Йоруба (по плану, воспроизведенному Фробениусом)— замкнутая глинобитная постройка, прямоугольная в плане, общими размерами 23 X 40 м. С улицей она сообщается посредством единственной двери. Большую часть площади занимает обширный передний двор, куда выходят двери девятнадцати вытянутых по его периметру комнат. По всем четырём сторонам двора тянутся покоящиеся на столбах навесы веранды. В помещениях, расположенных вдоль переднего двора с левой стороны от входа, помещаются все взрослые дети с их семьями. С правой стороны живут принадлежащие семье рабы. Глава семейства и его жены с маленькими детьми занимают главные покои дома, выходящие в маленькие задние дворики с верандами по периметру и имплювиями посередине. Имплювиумы соединяются водосборной канавой и имеют общий сток за пределами постройки.

Особый интерес представляет устроенное посередине большого переднего двора и обнесенное верандой домашнее святилище. Круглое в плане, оно выполнено в формах традиционной архитектуры и служит важным композиционным центром всего сооружения. В целом эта усадьба — исторически сложившийся тип многосемейного жилища, проникнутого конструктивной логикой, черты которой мы найдем и в импозантных сооружениях бенинского дворцового ансамбля. Основные сведения о знаменитых архитектурных памятниках Великого Бенина получены в XVII—XVIII вв. от посещавших Гвинейское побережье голландских купцов. Это были люди из больших и процветавших в то время торговых городов Голландии, горожане, привыкшие к многолюдству и размаху экономической жизни Европы, люди, повидавшие свет. Но даже и на них столица Бенина производила неотразимое впечатление.

Оба-повелитель. Дворец в Бенине. Бронза
Бронзовая плита с изображением портала дворца. Бенин.
ТРАДИЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРА ЧЁРНОЙ АФРИКИ
Оба-повелитель. Дворец в Бенине. Бронза Бронзовая плита с изображением портала дворца. Бенин

Гравюра, которая изображает Великий Бенин с царским дворцом на заднем план, достоверность изображения подтверждается не только данным в тексте описанием, но также многочисленными находками бенинских бронзовых поделок, некоторые служили архитектурными деталями. Особенно ценны бронзовая пластина с рельефным изображением портала дворца и бронзовый ларец, представляющий модель дворца; последняя полностью совпадает с гравюрой и описанием в книге Даппера, сделанным со слов голландского купца Самуэля Бломерта.

Рассказ Бломерта и изображение на гравюре дополняются ван Ниендалем, побывавшим в Бенине в 1701 г. По его словам, первую галерею дворцового ансамбля поддерживали пятьдесят восемь деревянных столбов высотой в 11 —12 футов. За галереей шла глиняная стена с тремя входами, над средним из которых возвышалась деревянная башня 60—70 футов высоты, с верха которой спускалась вниз головой отлитая из бронзы змея. Стена окружала внутренний большой четырехугольный двор, в конце которого находилась вторая галерея с двумя входами на следующий, второй внутренний двор, в свою очередь заканчивавшийся третьей галереей. Если две первые галереи были обиты пластинами с рельефами, то вдоль третьей галереи стоял ряд статуй, изображавших купцов, воинов, охотников. За белым занавесом стояли на алтаре одиннадцать бронзовых голов умерших царей Бенина с воткнутыми в отверстия на макушках резными слоновьими клыками. Далее простирался третий внутренний двор и шла последняя, четвёртая галерея, за которой, наконец, находилось жилое помещение обожествленного владыки Бенина.


Две африканских женщины

Племена Мурси

Мужчина народа Мурси

Особенности быта Мурси

Условия жизни африканского народа Мурси, удивляют абсолютно всех представителей цивилизованного мира. Жители этого народа очень недружелюбно относятся к гостям. И абсолютно не важно, туристы это или члены соседнего племени — их встречают с оружием в руках. Таким образом, Мурси показывают свое главенство на территории. Наиболее примечательным является агрессивный нрав женщин этого народа. Кроме того, они имеют довольно отталкивающую внешность. Обвисшие животы и грудь, сутулость, отсутствие волос. Именно из-за этого многие представительницы женской половины народа носят на голове головные уборы, состоящие из веток, шкур животных и различных высушенных насекомых. Абсолютно от всех людей этого африканского народа плохо пахнет. Это обусловлено тем, что Мурси используют самодельную мазь, которая обладает невыносимым ароматом и призвана защитить их от всевозможных паразитов и насекомых.

Главной отличительной чертой народа Мурси, является нижняя губа гигантских размеров, в которую, как правило, устанавливают блюдце из глины диаметром до 30 сантиметров. Этот обычай соблюдается еще со времен глубокой древности. Женщины, еще в период ранней юности начинают вставлять в рот палки, постепенно растягивая нижнюю губу. С течением возраста, размеры палки увеличивают, чтобы в итоге достичь нужного результата. В данном случае, размер губы имеет большое значение в жизни девушки. По объему тарелки, вставленной в нее, определяется размер выкупа, который получат родственники за невесту.

Помимо удивительного образа жизни, уникальной особенностью Мурси, является их вера – анимизм. Женская половина народа ежедневно получает ядовитые и наркотические вещества от верховной жрицы любви. Получаемое отдается мужьям, большинство из которых не переживают и одного приема. В таком случае на губную тарелку девушки наносится изображение белого креста, которое означает почет и уважение к ней. Считается, что, таким образом, женщина исполнила миссию бога смерти Ямды. Для нее это, прежде всего, означает погребение с почестями, что немаловажно, так как Мурси практикуют каннибализм, поедая своих мертвых.

Африканский мужчина-охотник

Народ Масаи

Традиции и образ жизни племен Масаи

Этот многочисленный африканский народ питается в основном кровью и молоком скота, как одомашненного, так и дикого. Они считают, что все животные мира были им подарены богом Энгаем. Поэтому воровство и порча скота соседних племен, является обычным для них делом. Они прокалывают артерию и пьют кровь животных, после чего отверстие замазывается навозом, чтобы им можно было воспользоваться вновь.

Масаи представляют собой дикий народ, чье размножение является вполне обычным. Семьи отличаются своей многочисленностью, так как в них рождается очень много детей. Женщины занимаются воспитанием детей, ведением хозяйства и постройкой жилища. Мужчины имеют право иметь столько жен, сколько захотят, поэтому обязанности, как правило, не тяготят представительниц прекрасного пола.

Сильнейшие представители племен занимаются охраной территории, которую масаи считают своей. Свободное время они проводят, путешествуя по саванне и беседуя с соплеменниками. Примечательной особенностью этого народа, является то, что красота и властность представителей мужского пола определяется от физиологического признака – размера мочки уха, в которое помещаются всевозможные украшения. Чем мочка больше, тем выше статус мужчины в племени. Некоторые представители обладают мочками, свисающими до самых плеч.

На сегодняшний день народ Масаи находится в шатком положении, обусловленным гонениями со стороны властей. Их выселяют с обжитых территорий, отлавливают и сажают в тюрьмы. Власти объясняют это тем, что территории, на которых проживают племена Масаи, – заповедные.

Девушка народа Масаи

Племена Хамер

Этот народ по праву считается одним из самых диких племен Африки, так как остановка в их развитии произошла еще сотни лет назад. Представители народа Хамер не знают, что такое чувства, любовь, эмоции. Половой контакт между женщиной и мужчиной происходит лишь для продолжения рода.

Образ жизни народа Хамер

Представители этого племени живут в хижинах, но спят они исключительно в выкопанных ямах, в которые они ложатся и покрывают себя небольшим слоем почвы. Это делается для того, чтобы добиться эффекта асфиксии, от которого они получают наслаждение.

Представительница масаи

Хамер сегодня считаются самым дикими из всех племен и народов, какие населяли Африканский континент.

На Земле еще сохранились места, где дикие племена живут по старинке. Например, народы Африки и в 21 веке возводят дома и постройки с самыми причудливыми формами из самых обычных материалов. Фото домов и построек африканских племен рассмотрим в статье ниже.

Берберы (троглодиты)

Это племя продолжает долбить скальные породы, выстраивая целые кварталы внутри известковых отложений. Здесь в жару всегда прохладно, ночная температура пустыни Сахары не проникает в каменные чертоги.

В каких домах живут племена Африки 21 века

Между собой комнаты соединены туннелями, большинство предметов интерьера высекается из основы для жилища прямо в процессе его создания. Украшают стены и наружные дворы-входы многочисленные незатейливые орнаменты и изображения мифических существ.

Масаи

Первобытное племя воинов ведет кочевой образ жизни, перебираясь с пастбища на пастбище вместе со своими коровами. Поэтому жилища у них носят временный характер, сооружаются быстро и дешево из подручных материалов.

В каких домах живут племена Африки 21 века

Интересно!

На новом месте сооружается каркас будущей хижины из прочных и длинных тонких стволов деревьев. По периметру и всей площади пустая основа заполняется более тонкими прутьями по принципу плетня, пустоты щедро замазываются смесью коровьего навоза с песком или сухой травой.

Красивыми такие жилища назвать сложно, да и сооружаются они только для ночлега. Большую часть времени и женщины, и мужчины проводят снаружи, поэтому окна в таком доме не нужны.

Мурси

В каких домах живут племена Африки 21 века

Сначала мурси связывают у макушки будущей постройки толстые прутья, создавая основу-конус. Затем из сухой травы и остатков рисовых стеблей заготавливают большое количество снопов. Полученными вязанками круглые шалаши накрываются очень густо, оставляя небольшую норку-вход у основания жилища.

Пигмеи

Самые низкие люди на планете строят свои жилища из связанных крепкими лианами прутьев. Так как они живут, в основном в тропических лесах, в качестве покрытия пигмеи применяют пальмовые и папоротниковые листья.

В каких домах живут племена Африки 21 века

При этом народ занимается исключительно собирательством, поэтому их хижины перекочевывают с места на место вместе со своими владельцами.

Племя Мусгум

У берегов Чада и Камеруна слишком мало другого материала для строительства, кроме песка, глины и болотистой почвы. Немногочисленное племя использовало именно такое сырье для возведения толек – местных домов самой причудливой формы.

В каких домах живут племена Африки 21 века

Они прекрасно вписываются в местный ландшафт своими высокими куполообразными крышами, делая земную поверхность схожей на декорацию к фильмам про инопланетян.

Интересно!

Строились такие уникальные хижины без фундамента и свай, на работу по возведению 1 дома уходило более полугода. Скорость возведения напрямую зависела от погодных условий, так как африканским зодчим приходилось ждать, пока высохнет один ряд, чтобы продолжить работы.

В каких домах живут племена Африки 21 века

Поверхность мусгум-толеков обязательно выполняются ребристой, чтобы дожди стекали по высохшей глине и не размывали стены. Высокие купола наверху имеют обязательное вентиляционное отверстие.

Племя Фон

Необычным для Африканского континента является поселение Ганвье, чьи жители возводят свои дома на вбитых в ил сваях. Путешественники давно окрестили эту местность африканской Венецией за раскинувшиеся над поверхностью озера переулки и длинные водные магистрали.

В каких домах живут племена Африки 21 века

Такой вот список самых необычных домов и построек с наглядными фото, где до сих пор живут самые дикие племена Африки в 21 веке. Над ними не властно время и достижения цивилизации.


Как известно, национальные дома народов Африки весьма разнообразны по форме, планировке и материалам, используемым для строительства. И если форма и планировка жилищ чаще всего зависят от тех или иных этнических традиций, то выбор строительного материала диктуется, как правило, природными и климатическими условиями, а также образом жизни африканского народа (осёдлым или кочевым). Так, в полупустынях при строительстве жилищ используют камень, глину, низкие травы и кустарники; в саваннах – пальмы, стебли хлопка и проса; в лесных районах – бамбук, рафию, ротанг, листья фикуса и банана. Также для обустройства своих домов африканцы применяют ил, навоз, циновки, ткани и шкуры животных.

Сегодня в африканских городах строительством домов занимаются преимущественно профессионалы, однако в сельских местностях основную работу по постройке жилищ по-прежнему выполняют главы семей – мужчины, а завершают ее женщины, которые покрывают строение соломой и листьями, обмазывают и украшают его.

Основная часть жизни африканцев проходит на открытом воздухе – здесь располагается очаг, женщины занимаются домашними делами, а мужчины – ремеслами и охотой. Дом же нужен в основном для ночлега и укрытия от непогоды. По этой причине основная масса традиционных африканских жилищ не имеет окон. Исключение составляют только некоторые регионы Африки с более прохладным климатом (горные районы Эфиопии, Камеруна и Нигерии), где дома оснащены не только окнами, но и отапливаемыми лежанками. Такая система обогрева представляет собой глинобитные скамьи с топкой, украшенные лепными орнаментами и расписанные геометрическими узорами.

Круглые африканские дома


В Африке при строительстве жилищ господствует форма конуса с овальным или круглым основанием. В разных регионах строят разные круглые дома, которые могут отличаться друг от друга высотой стен, наклоном крыши, наличием окон и отделки. В некоторых местах жилища украшают росписью и резьбой, тогда как в других наружный вид домов довольно прост и однообразен. В домах простейшего типа крыша и стены неотделимы друг от друга: обычно их плетут из древесных ветвей или тростника, они не имеют окон и снабжены только одним низким входом. Своим внешним видом такие хижины напоминают пчелиные улья. Подобные строения свойственны тропическим районам Африки.

Если же обратиться к северным границам Африки, то можно увидеть, что здесь архитектурное искусство достигло куда больших высот. С самых незапамятных времен здесь строили хижины с колоннами и дверями-створками, украшенными искусной резьбой и рельефными бронзовыми пластинками. Однако нельзя не отметить, что такие дома принадлежали исключительно африканским правителям. Простой же народ жил в домах попроще.



Каркас крыши рондавеля обустраивается при помощи веток деревьев, очищенных от сучков, или балок, изготовленных из круглого лесоматериала. Готовый каркас крыши покрывается тростником, который прикрепляется к основанию при помощи травянистых канатов. В зависимости от сложности конструкции на изготовление крыши может уйти от 1 дня до целого года, поскольку работа выполняется снизу вверх, и одновременно привязать можно только одну секцию.

Шалаши – африканские дома для кочевых народов

Перекочевки и бродячий образ жизни, который ведут некоторые африканские народы (например, бушмены), не требует прочных жилищ и постоянных поселений. В данном случае достаточно обычного шалаша или примитивного навеса, который чаще всего имеет традиционную полусферическую форму. Нередко укрытием для кочевников служат природные пещеры или углубления в земле, если, конечно, они имеются поблизости.



В кочевых племенах постройкой крытых шалашей испокон веков занимаются женщины. Обычно на сооружение шалаша уходит не более 1-2 часов. Сначала сооружается полусферический каркас из веток, которые связываются вверху, а затем строение накрывается тростником, травой или циновками. Внутри таких хижин устраиваются небольшие углубления в земле, служащие ложем, и очаг. Интересно, что для многих африканских кочевников символом дома является именно огонь, но никак не шалаш. В прохладное время года огонь в очаге поддерживается всю ночь, а наутро засыпается золой.

Перекочевывая с одного места на другое, африканцы часто возвращаются к местам, богатым пищей и источниками воды, но никогда не живут в своих прежних поселениях, а строях новые дома. Для стоянки, как правило, выбираются те места, где есть большие деревья – их тень может укрыть от знойного солнца. Чаще всего шалаши располагают вокруг деревьев. Средний размер такой хижины составляет 2 м в высоту и 2 м в диаметре.

Африканские пещеры – дома для жителей пустынь

В Сахаре квартирный вопрос решают несколько иначе, нежели в других районах Африки. Дома здесь имеют вид глубоких земляных ям, в которых оборудованы внутренние помещения и двор. Сегодня в Сахаре, на склонах холмов расположено множество пещер, где в настоящее время живут берберы (троглодиты).



Кратеры, в которых расположены пещеры, могут иметь достаточно большие размеры. Посередине такой пещеры располагается внутренний двор – хауш, диметр которого в среднем составляет около 10 м, а вокруг него находятся комнаты, достигающие до 20 м в длину. Нередко жилища берберов имеют несколько этажей, причем переместиться с одного этажа на другой можно чаще всего не по традиционной лестнице, а при помощи веревки-каната. Кроватями для берберов служат небольшие альковы в стенах. А если хозяйке вдруг понадобится полочка, то она просто выкапывает ее в песчаной стене.

Следует отметить, что в современной пустыне подобные пещеры используются не только в качестве домов для местных жителей. Многие из них превращены в небольшие гостиницы и рестораны, что вызывает немалый интерес туристов. Кроме того, подземные жилища отлично сохраняют прохладу и спасают от жары.

Африканские дома на сваях

Во времена глубокой древности в Африке строили дома на деревянных опорах – сваях, которые и сегодня можно увидеть в некоторых тропических поселениях. Сваи помогают уберечь строение от сырости в сезон дождей, а также предотвратить проникновение внутрь дома змей, грызунов и насекомых. Справедливости ради нужно отметить, что дома на сваях встречаются в Африке гораздо реже, нежели другие типы жилищ.



Итак, рассмотрев некоторые основные виды национальных домов народов Африки , Ремонт позитивный может сделать вывод, что тип африканского жилища во многом зависит от природных условий, климата и этнической культуры определенного региона, которая формировалась на протяжении многих поколений. Понятно и то, что европейцам африканские жилища всегда казались самобытными, колоритными, экзотическими, иногда малопонятными, но очень необычными и привлекательными. Возможно, именно поэтому в настоящее время африканский стиль в дизайне интерьера пользуется такой высокой популярностью.

Читайте также: