Сообщение о жанре портрет в искусстве древнего египта

Обновлено: 07.07.2024

Благодаря древнему погребальному культу родилось знаменитое портретное искусство Египта - посмертные маски, которые являлись копиями лица умершего человека. Египтяне верили в то, что существует жизненная сила Ба, которая после смерти человека ищет земную оболочку и стремится вселиться в нее. Поэтому кроме самих мумий в гробницу помещали портретные маски умерших. В них не было жизни, их лики освобождены от времени и обращены к вечности. Однако с течением времени маски претерпели изменение: в Древнем царстве они характеризовались большей бесстрастностью и спокойствием, а в Среднем и особенно Новом царстве они стали более индивидуальными, в них угадываются личностные особенности того, кто был изображен.

В результате археологических раскопок египетских захоронений в саркофагах вместе с посмертными масками было обнаружено множество небольших статуэток, по-видимому, заменявших умершему фараону слуг. На стенах гробниц были также найдены росписи и рельефы, изображающие сцены земной жизни: войны, захват пленных, пиры, охота, отдыхающего в кругу семьи властелина, а также труд рабов на полях, пастбищах и в мастерских. Примечательно, что интерес художника к потустороннему миру не перевешивал интереса к миру действительному. Нередки изображения домашних животных и птиц, которых увековечивал художник.

Художники, скульпторы и зодчие в Древнем Египте пользовались особым почетом и уважением, их творчество рассматривалось как выражение божественной воли. Само искусство являлось носителем вечной жизни и, согласно канонам, освобождалось от всего временного, преходящего и неустойчивого. Художественный язык должен был отвечать идее постоянства, отсюда - предельно четкий контур, ясная и строгая в своей простоте и лаконичная линия, обобщенные и плотные объемы, пропорциональность и соразмерность изображенных на рельефах фигур. Сложились строго определенные принципы изображения фигуры на плоскости: голова и ноги в профиль, торс развернут, а вся фигура обрисована единой линией. Конструктивной основой туловища являлся плечевой пояс - эта выразительная горизонталь станет одним из важнейших элементов канона в изображении фигур не только в скульптурном объеме, но и на плоскости.

Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали тонкие обелиски, которые, покрывались иероглифами. Перед храмами ставили сфинксов. Среди них воздвигается неповторимый знаменитый большой сфинкс из Гизы. Каменный Лев с головой человека, имеющий портретное сходство с фараоном Хафрой. Высечен из целой скалы (длина 57 м. Высота 20 м.) Огромный сфинкс охранял покой мира мертвых, воплощая божественность царской власти.

Большое развитие в египетском искусстве получил скульптурный портрет. Египтяне верили, что портретные статуи, играя роль умерших, служат вместилищем их душ.

Были выработаны определенные типы портретных статуй: мужчины в 40–50 летнем возрасте; женщины 20015025 летним. Точно передавалось социальное положение человека.

Подтверждением высокой культуры Египта является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV – Нефертити (XIV в. до н. э.). (Рассматриваем более подробно портрет фараона Хефрена, золотую маску Тутанхамона, царицу Нефертити и др.)

Изобразительное искусство отличалось яркими и чистыми красками Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки. Именно в живописи велико влияние канона. Это проявлялось:

– в плоском изображении фигур (на рельефах и в живописи). Лицо изображалось в строгом профиле, но при этом глаз был повернут enface

При изображении в профиль груди и коленей полностью давались очертания обоих плеч, хотя при подобном повороте одно их них должно быть скрыто:

– постоянство системы пропорций;

– строгой линейной композиции;

– условности раскраски (мужчина – красно-коричневый цвет, женщина – желто-розовый; волосы раскрашивались черным, а одежда – белым цветом).

Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков н. э. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.

На сегодняшний день известно около 900 погребальных портретов. Большинство из них были найдены в некрополе Фаюма. Благодаря сухому египетскому климату многие портреты очень хорошо сохранились, даже краски выглядят в большинстве случаев ещё свежими.

О портретах заговорили. В конце XIX в. портреты благодаря своей особой эстетике, пользовались большим успехом в качестве предметов коллекционирования и широко продавались по всей Европе.Найдени монеты с портретами правителей.

Научные исследования тоже не стояли на месте. В том же 1887 г. Флиндерс Питри начал раскопки в Хаваре, где помимо прочего обнаружил некрополь, из которого был извлечён 81 погребальный портрет.

Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (от греческого слова ἐγκαίω — выжигаю), очень распространённой в то время. Это восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость (пастозность) мазка. Направление мазков обычно следует формам лица — на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками. Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета и они удивительно долговечны. Надо отметить, что хорошей сохранности этих произведений способствовал и засушливый климат Египта.

Важная особенность фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других золотом выполнены только венки или головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды.

Основа портретов — древесина различных пород: местных (платан, липа, смоква, тис) и импортированных (кедр, сосна, ель, кипарис, дуб).

Некоторые портреты выполнены на загрунтованном клеем полотне.

Примерно со второй половины II века в портретах начинает преобладает восковая темпера. А поздние портреты III—IV веков написаны исключительно темперой — техникой, при которой красочные пигменты смешиваются с растворимыми в воде связующими, часто для этого используется животный клей или желток куриного яйца. Темперные портреты выполнены на светлых или тёмных фонах смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненных энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна, чем в энкаустических панелях.

Кроме того, некоторые группы портретов были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.

Греки составляли значительную часть населения Фаюма. Они появились здесь после завоевания Египта Александром Македонским. В результате естественной ассимиляции они переняли многое из обычаев египтян, также, как и римляне, которые прибыли сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30 до н. э.

Хотя население города было смешанным — египтяне, греки, сирийцы и римляне, но египтяне были, главным образом, торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Богатую же и знатную часть жителей составляли иностранцы, некоторые из них были римскими должностными лицами, а другие — потомками Птолемеевских греков. Об этом свидетельствуют сохранившиеся могилы и мумии, покрытые позолоченными масками, — в основном на них написаны греческие и римские имена, такие как Artemidorus, Demetrius, Titus и т. п.

Причёски, одежда и украшения

На погребальных портретах можно увидеть различные причёски. Они оказывают неоценимую помощь при датировке. В большинстве своём все умершие были изображены с причёсками, отвечающими моде своего времени. Многочисленные аналогии существуют в причёсках скульптурных портретов.

Значение для искусства

Фаюмские портреты — лучшие сохранившиеся образцы античной живописи. Они изображают лица жителей древнего Египта в Эллинистический и Римский периоды в I—III веках нашей эры.

После завоевания Египта Александром Македонским время правления фараонов завершилось. В период правления династии Птолемеев — наследников империи Александра, произошли значительные изменения в искусстве и архитектуре. Погребальный портрет — уникальная художественная форма своего времени — процветал в эллинистическом Египте. Стилистически связанные с традициями греко-римской живописи, но созданные для типично египетских нужд, заменившие погребальные маски мумий, фаюмские портреты — это поразительно реалистические изображения мужчин и женщин всех возрастов.


При обсуждении портретной живописи в Древнем Египте важно различать современные концепции портретная живопись и это древнеегипетский аналог. В Западное искусство, портретная фотография отражает точное внешнее сходство человека, а также его внутренние качества. Древнеегипетское искусство имело религиозные корни и функции, и поэтому результат был совершенно другим. Чтобы оценить древнеегипетское искусство и портретную живопись, их необходимо исследовать с точки зрения их собственных условий и в рамках специфического культурного контекста.

Содержание

Обзор


Портреты карлика Сенеб и его жена, 4-я династия. Сенеба карликовость изображен реалистично, но его жена и дети изображены архетипами.

Считалось, что статуя передает истинную личность человека, просто имея на ней имя своего владельца. Личность человека полностью населяла его, независимо от того, было ли внешнее или внешнее сходство. Другие факторы, способствующие дальнейшему выяснению личности человека, могут включать определенное выражение лица, физическое действие или позу, или присутствие определенного должностного лица. регалии (например, писец палитра). Что касается личности царя, то она определялась его различными королевскими эпитетами, а также его различными проявлениями в качестве человека, божества или животного и сфинкса. [5] Иногда определенные физические черты повторяются в статуях и рельефах одного и того же человека, но это не означает, что они являются портретами, а скорее проявлением одного качества или аспекта. [10]


Многие королевские идеальные изображения представляют собой "тип лица . включая иконографические и стилистические детали (чтобы передать королевское лицо)". физиономичный характеристики (а также) физические особенности с большой долей традиционной идеализации ". [12] Другими словами, это идеализированные, хорошо изученные формы правящего типа, от которых иногда трудно отказаться с его смертью. Следовательно, идеализированная форма умершего короля может преобладать в начале правления его преемника, пока художники не найдут новую стилизованную форму для представления нового короля. Также такое заимствование старых форм изображений использовалось и во времена Кушите и Сайты периоды как усилия к возрождению искусства. Однако иногда это была точная копия старых рельефов, вплоть до копирования точных имен и названий более старых рельефов, как в случае с рельефом "Тахарка в качестве Сфинкс топтание павших врагов "и 5-я династия помощь в Храме Солнца в Абу Сэр.

Концепция портретной живописи все еще обсуждается в египетском искусстве, но также и в его современном определении. Споры возникают из-за выражения внутренних качеств, которые не имеют конкретного проявления, в отличие от физического сходства, которое более подчеркнуто для легкой идентификации субъекта. Другими словами, портретная съемка очень субъективна, поскольку это не просто фотографический снимок человека. Тем не менее, на протяжении всей истории внутренняя жизнь оказывалась более важной, потому что это основная характеристика человека, и предпринимаются постоянные попытки визуально выразить такое мимолетное понятие. В результате подобие изображения и модели могло бы быть более точным выражением такой концепции, поскольку основная идея заключается в передаче огромного спектра различных типов качеств модели, а не в механическом воспроизведении внешних особенностей. [13]

Идеализм, натурализм и реализм


Идеализм часто используется как средство обозначения статуса. Старость - признак мудрости и трудолюбия, как в Сенусрет IIIДело в том, что богатство выражается через полноту тела. Тем не менее стариков изображают редко, но такие работы встречаются почти в любой период, особенно в Старый и Середина Королевства, пока он может достичь фотографического реализма в Саите период. [15] Есть большая разница между изображениями королей и королев и некоролевскими изображениями. Поскольку король и королева сами по себе являются королевскими и религиозными учреждениями, их можно сделать только настолько совершенными, насколько это возможно. Следовательно, используется идеализм и с течением времени вводятся нормальные тенденции. Это не обязательно относится к нормальным людям или даже к высокопоставленным чиновникам: они могут быть реалистично и индивидуально представлены, как в случае с бюстом Анкхаф четвертой династии. [16] Последнее является особым и уникальным случаем, поскольку преобладает склонность подражать королевскому образу изображения, особенно должностных лиц с очень высоким статусом, как в случае с Анкхафом. Существует общее наблюдение, что чем ниже социальный статус, тем менее идеалистическое и условное представление о личности. [17] Тем не менее, такие работы все еще обсуждаются, являются ли они настоящими портретами или идеализированными и стилизованными. [18]


Однако самые большие попытки натурализма, а иногда и почти жестокая проверка королевской скульптуры начались с Кушите короли 25-й династии. [22] Такие натуралистические тенденции были прямым влиянием скульптуры Среднего царства. Следовательно, возрождение, которое в основном характеризует 26-ю династию (период Сайта), началось с нубийских королей. Поскольку они нубийцы с разными физическими и чертами лица, их статуи и рельефы пытались выразить такие различия. Даже с их натуралистическими тенденциями и повторением черт одного и того же короля почти во всех его статуях (например, Тахарка), мы не можем доказать, что это реалистичная работа, но в то же время мы не можем доказать, что это не так. [23]

Художественная рамка и меценат


Художественно-историческая интерпретация

При изучении произведения искусства необходимо учитывать контекст отображаемой статуи или рельефа. Было ли оно в самом сокровенном святилище гробницы и предназначалось для того, чтобы его видели только боги; или это было монументально, на первом пилон храма и предназначены для публики? Контекст диктует цель статуи или рельефа, и поэтому покровитель запросил бы разные представления о себе в каждой ситуации. [9] Более того, целевая аудитория произведения имеет большое влияние на тип представления, требуемый для произведения. Если судьи загробной жизни - это целевая аудитория, то покровитель хотел бы, чтобы он максимально идеализировал себя, чтобы придерживаться Маат и быть способным вечно жить в совершенном и молодом теле.


Живопись Древнего Египта. Сцены крестьянской жизни в погребальной часовне писца Ун-Су, период XVIII династии

Живопись Древнего Египта — это память о великой цивилизации, оставившей неизгладимый след в истории и продолжающей влиять на нашу культуру. Искусство египтян было необычным и ярким — мы не видим ничего подобного у других народов. В сухом климате на стенах храмов и в запечатанных гробницах сохранилось достаточно примеров древнегреческой живописи, чтобы получить представление о ее характерных чертах, традициях Древнего Египта и развитии с течением времени. Посмотрим, что предпочитали рисовать египтяне, как они это делали и чем различается искусство разных столетий.

Важные принципы древнеегипетского искусства

Живопись Древнего Египта была подчинена религиозному культу. В представлении египтян вся жизнь была лишь подготовкой к смерти и последующему вечному существованию в загробном мире. Росписи в гробницах должны были рассказать богу смерти Анубису о том, кто здесь похоронен, и обеспечить умершего всеми благами в мире мертвых. Других целей искусство не преследовало, поэтому мы не находим в нем живописных пейзажей или эмоциональных портретов. Стены гробниц покрыты условными фигурами людей и богов, реже встречаются звери и птицы.

Живопись Древнего Египта. Расписная панель VIII-IX в. до н. э.

Живопись в Древнем Египте была частью культа смерти, поэтому изображения создавались с большой тщательностью. Чтобы избежать ошибок, был разработан канон — образец, которому следовал каждый художник. Идеальная правильность геометрических форм соблюдалась при помощи сетки, которая предварительно наносилась на поверхность для росписи. Образец Древнего царства состоял из 18 квадратов, а позже стал насчитывать 21 квадрат. Сделать рисунок еще более понятным помогали иероглифы и пиктограммы, сопровождавшие живописные образы.

Особенности изображения человеческого тела в Древнем Египте

Древнеегипетский канон требовал изображать каждую часть тела так, чтобы она была видна наилучшим образом. Это приводит к тому, что в одной фигуре человека или бога сочетаются точки зрения с разных сторон. Голова, руки и ноги всегда изображаются в профиль, а глаза, плечи и грудная клетка — в анфас. Обычно силуэт фигуры обводится контуром, что делает его цельным. Чаще всего используется правый профиль, реже — левый.

Такой принцип распространялся и на другие предметы. Например, на фреске из поместья Небамуна XIV века до н. э. мы видим бассейн сверху, как на плане, но рыбы и птицы в нем нарисованы в профиль. Прямо изображены и деревья вокруг.

Живопись Древнего Египта. Живопись Древнего Египта. Фрагмент стены от гробницы Аменемхета и его жены Хемет, 1976–1794 гг. до н. э.

Живопись Древнего Египта. Фреска с садом и бассейном в поместье Небамона, 1350 до н. э.

Живописцы Древнего Египта не стремились передать портретное сходство, но считали важным рассказать о социальном статусе изображенного человека. Так появляются характерные атрибуты фараона, воина, писца, крестьянина и так далее. Кроме того, значимость воспроизводимых фигур подчеркивалась масштабом. Фараона делали более высоким, по сравнению с его женой или воинами, а фигурки слуг были совсем маленькими.

Живопись Древнего Египта. Из настенной росписи гробницы Небамона в Фивах, около 1350 до н. э.

Символизм цвета

Египтяне пользовались яркими и долговечными минеральными красками, которые редко смешивали. За каждым базовым цветом было закреплено определенное символическое значение, от которого зависело, что следует изображать этой краской:

  • Белый. Символ утренней зари, победы и ликования. . Символизирует смерть и возрождение в загробном мире. ассоциировался с выжженной солнцем бесплодной землей и означал зло. Красным писали бога-братоубийцу Сета и вредоносных животных.
  • Желтый. Одна из любимых красок у египтян. Означала вечность и божественную сущность. надежды, возрождения и молодости. Характерен для воскресшего бога Осириса. . Означал воду и новую жизнь.

Женские фигуры в древнеегипетской живописи обычно изображались с бледно-желтой или розовой кожей, мужские — с коричневой или темно-красной. Фон во времена Древнего Царства оставляли серым, а позже стали заполнять светло-желтым.

Периоды древнеегипетского искусства

Самый ранний период, от которого сохранились настенные росписи, — Додинастический, длившийся с четвертого по третье тысячелетие до нашей эры. Тогда на берегах Нила сформировались первые земледельческие государства-номы, между которым велась борьба за власть. Представление о живописи того периода дает фреска из Гробницы 100 в Иераконполе.

Живопись Древнего Египта. Фрагмент росписи в Иераконполе, Додинастический Египет

Древнее царство (XXXII-XXIII века до н. э.)

Власть над объединенным Египтом перешла к первой династии фараонов и войны прекратились. Начало расцветать искусство, в котором сформировался монументальный стиль. Были разработаны изобразительные каноны, их строго соблюдали на протяжении многих столетий. Такое постоянство объясняется тесной связью с религией: изображения в гробницах были столь же священными, как и обряд мумификации или другие аспекты культа.

В этот период строятся великие пирамиды, а в искусстве главенствуют фигуры богов. Их часто изображали с головами животных. Но это были образы не свирепые и устрашающие, а величественные и торжественные. Краски наносятся не только на плоские поверхности, но и на барельефы.

Живопись Древнего Египта. Гуси. Роспись гробницы в Медуме, начало 3 тыс. до н. э.

Среднее царство (XXII-XVIII века до н. э.)

В эту эпоху настенная живопись Египта совершенствуется и упорядочивается. Изображенные сцены становятся более сложными и динамичными. Помимо представителей знати, встречаются фигуры обычных земледельцев или рыбаков. Художники обращают внимание на природу: в росписях появляются растительные орнаменты и прекрасно выписанные животные. Для зверей и птиц канона не существовало, поэтому мастера рисовали их живыми, с применением полутонов. Много подобных сцен сохранилось в гробнице номарха Хнумхотепа II.

Новое царство (XVII-XI века до н. э.)

В эпоху Нового царства живопись, как и культура в целом, достигает высшего расцвета. Мастера смелее обращаются с нерушимыми прежде канонами и используют более широкую цветовую гамму с полупрозрачными слоями. Взаимодействие с другими азиатскими народами приносит интерес к орнаментам и высокой детализации. Поскольку этот период связан с успешными завоеваниями, в росписях часто воспроизводятся военные сцены. Появляются изображения фараона на боевой колеснице, заимствованной у побежденных племен.

Живопись Древнего Египта. Остракон с изображением акробатки, XII век до н. э.

Живопись Древнего Египта. Фрагмент росписи гробницы Небамона, ок. 1400 до н. э.

Позднее египетская культура постепенно утрачивает характерные для нее черты под влиянием завоевателей — сначала греков, а затем римлян. К началу новой эры в Египте расцвело эклектичное искусство фаюмского портрета. Эти изображения тоже использовались для погребения, но создавали их при жизни, когда человек был еще полон сил. Или же художники писали такой образ, полагаясь на свое воображение. Для фаюмского портрета характерно стремление передать главные черты героя, сделать его узнаваемым.

Живопись Древнего Египта. Пример фаюмского портрета

Жители Древнего Египта верили, что каждому человеку после смерти понадобится статуэтка или живописное изображение для переселения души. Подобные изделия создавались в огромных количествах, и многие из них сохранились до наших дней. При желании такую древность можно приобрести для коллекции. Искать и покупать подобные изделия удобно на аукционах, которые регулярно проходят на сайте Very Important Lot.

Фаюмские портреты

Фаюмские портреты создавались для ритуала погребения в Древнем Египте во времена римского владычества веков нашей эры.
Первая находка в Фаюмском оазисе в 1887 году закрепила за ними название фаюмские. Портреты так и продолжали именовать , даже обнаруживая подобные сокровища в других районах Египта. К настоящему моменту собрано около 750 древних шедевров.

Женская мумия с портретом. Антинополь, Египет, II в.н.э. Лувр, Париж

Первые открытия

Первым египетские портреты для Европы открыл путешественник Пьетро делла Валле: в 1615 году он привез из Египта два образца. В 1820-х годах благодаря Леону де Лаборде и британскому консулу в Каире Генри Солту в Старом Свете появилось ещё несколько портретов.
Но настоящую известность они обрели к концу XIX века. Тогда историк и путешественник Даниэль Мари Фуке , будучи в Египте , услышал историю о найденных в гробницах портретах усопших , запеленатых в мумии поверх лиц. Он сразу отправился на место находки , но обнаружил только два уцелевших изображения из пятидесяти.

Погребальная пелена молодого мужчины. II век н.э. Пушкинский музей, Москва (фото)


Вскоре удивительные портреты привлекли австрийского коллекционера Теодора Графа. Он приобрел у перекупщиков часть живописных дощечек и показал египтологу и писателю Георгу Эберсу. Признание Эберсом подлинности и значимости находки позволило открыть её миру. В конце 1880-х годов портреты побывали на выставках во всех крупных европейских столицах , также были показаны в Нью-Йорке. Портретами заинтересовались , о них заговорили.
Новая сенсация не заставила себя долго ждать. В 1887 году британский археолог Флиндерс Питри обнаружил в некрополе римского города Хавары ( близ Фаюма), по разным сведениям , 81 — 90 мумий с портретами. В следующую экспедицию , через два десятилетия , Питри отыскал ещё 70 портретов , однако часть из них оказалась в жалком состоянии. Но всё же работа Питри стала первым примером систематического изучения этих древних шедевров для последующих исследователей.
Новый этап в истории изучения фаюмских портретов положил немецкий археолог фон Кауфман. В 1892 году он открыл Гробницу Алины , а в ней — несколько знаменитых в наши дни портретов.

Фаюмский портрет Алины. 24 г. н.э. Египетский музей в Берлине (фото)

Союз культур

В IV веке до нашей эры Египет завоевала Греция , а в I веке до нашей эры — Рим. Сплетение культуры завоевателей и древнеегипетских традиций образовали новый невероятный поток.
Греческое влияние сказывалось в умении художников передавать объем с помощью светотени , использовать перспективу , применять колористику. Из Греции пришла и одна из основных техник фаюмских портретов — энкаустика.
Древнеримская портретная живопись привнесла больше индивидуальности в изображения. Манера письма стала свободной , художники — внимательней к чертам лица.

Согласно древнеегипетской традиции, такие портреты должны служить предметом культа мертвых. И тут со

Согласно древнеегипетской традиции , такие портреты должны служить предметом культа мертвых. И тут соседство разных культур породило два живописных направления: эллинистическое и египетское. Римляне , хоть и перенявшие местные обряды , сохранили свой обычай украшать портретами атриумы , и лишь после смерти — мумию. Портреты для римской знати писались опытными художниками и были высокого качества.

Второе направление не так заботилось о художественности и создавало портреты в местной египетской манере исключительно для погребального обряда. Постепенно египетское течение одержало верх над эллинистическим.
Эта особенность раскрывает одну из загадок фаюмских портретов…

Молодость портретируемых

Портрет мальчика Евтихия (музей Метрополитен, фото)

…а также другие особенности:

Реальные люди. Фаюмские портреты , как древние фотографии , показывают настоящих людей , живших много веков назад. Поэтому каждый портрет — это история , это неповторимый внутренний мир и характер отдельного человека.

Ассиметричные лица. Для жизни явление обычное , а древние художники так пытались передать перспективу образа.

Фаюмский портрет. Фрагмент: глаза (музей Метрополитен, фото)

Портреты для богов. По древнеегипетской традиции портреты , а до них маски , делались исключительно для ритуала погребения. Мастера не пытались самовыразиться , произвести впечатление на потомков. Предполагалось , что портреты не увидит ни одна живая душа , только боги. Это главное отличие портретов от обычной живописи.

Отрешенный взгляд. Люди на портретах редко изображались анфас — головы чаще повернуты на три четверти. При этом взгляд обращен не на зрителя , а как будто сквозь него , в бесконечность.

Веяния моды

В древнем римском обществе , как и сегодня , мода не стояла на месте. Тон здесь задавала императорская семья. Каждый император отличался собственным стилем , а императрица придумывала индивидуальную прическу , образцы которой в виде моделей-головок отправляли из столицы в провинции. Мужчины ориентировались на императора , женщины копировали прическу императрицы. Это помогло наряду с научными данными датировать много портретов.
Один нюанс: образцы причесок сильно запаздывали по пути в провинции. Поэтому в Фаюме дамские прически отставали от столичной моды лет на 20−30.

Материалы и техника

Темпера (от лат. temperare – смешивать краски) – краски на основе натуральной (растительный сок, казеин, яичный желток) или синтетической (полимеры) эмульсии, которые изготавливают из сухих пигментов (натуральных либо же искусственных). Темперные краски изобрели задолго до масляных. Гробницы египетских фараонов украшают узоры, выполненные темперой. Не случайно её называют самым долговечным художественным материалом. Творцы используют его уже 3 тысячи лет. В России темперой писали до ХVII века.

окончательно заменила восковые краски. Вместе с техникой обеднел и стиль изображения: потеряв былую объемность , сделался схематичным и менее реальным.
Сама Римская империя разрушалась , уступая место другой силе — христианству. С распространением новой религии в Египте утрачиваются ритуальные традиции… и фаюмский портрет

Стремясь изобразить не только внешний облик , но и вечную душу усопшего , древние художники невольно повлияли на формирование иконописных канонов. Печальный , устремленный в вечность взгляд на фаюмских портретах как нельзя лучше подходил для передачи святых образов в религиозном искусстве Византии.
Конечно , христианская икона

Фаюмский портрет (Британский музей, фото)

Где можно увидеть?

Сегодня фаюмские портреты пополнили собрания главных музеев Лондона , Парижа , Нью-Йорка и других городов мира. Бесценную коллекцию этих древних сокровищ хранит Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина. Самый значимый портрет

московского музея изображает юношу в белой тоге и с венком из золотых лавровых листьев. Датированный I веком нашей эры , экспонат хорошо сохранился и стал важным источником для исследователей.

Портрет юноши с золотым венком. ГМИИ им. Пушкина (фото)

Читайте также: