Судостроение в россии 2021 сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Программа военного кораблестроения России составляет часть Государственной программы вооружения (ГПВ). В феврале 2018 года президент России В. Путин подписал новую ГПВ на период 2018–2027 годов.

Госпрограмма вооружений всегда формируется по следующему принципу: сначала Министерство обороны оценивает реальные и возможные перспективы развития военной техники и вооружения и возможные угрозы безопасности страны. Затем на основе этого анализа вырабатывается видение требуемого объема ГОЗ. Далее правительство страны на основании прогнозов развития экономики и ожидаемых финансовых поступлений планирует оборонный бюджет. В итоге принимается рассчитанная на определенный период программа (ГПВ).

Однако практика показывает, что изменение общей ситуации в мире и появление новых угроз безопасности, равно как и создание новых и перспективных образцов вооружения и военной техники точно предсказать невозможно.

Например, вследствие событий 2014 года возникла необходимость значительно откорректировать выполняющуюся в те годы ГПВ 2010–2020. В той программе четверть объема финансирования планировалось потратить на развитие ВМФ. При этом следует иметь в виду, что по итогам принуждения Грузии к миру (в августе 2008 года) была принята отдельная программа усиления Черноморского флота (ЧФ) несколько ранее основной ГПВ. После событий 2014 года было прекращено военно-техническое сотрудничество РФ и Украины, остановлены поставки необходимого судового оборудования, в первую очередь корабельных дизелей из стран Европы. Потребовалось экстренно развертывать группировку сухопутных войск и усиливать авиационную составляющую на западных границах России. Все это вызвало необходимость корректировки планов ГПВ.

Надо откровенно признать, что и предыдущие программы не были реализованы полностью. В ГПВ 1996, 2002 и 2005 годов выполнены далеко не все задачи – по финансовым причинам, а программа 2020-х годов была изменена вследствие коренного изменения обстановки в мире. Хотя было бы неверно сказать, что программа сорвалась. Так, к 2020 году уровень оснащения ВМФ современным оружием достиг 63%. Черноморский (ЧФ) и Балтийский флот (БФ), а также Каспийская флотилия (КФ) были кардинально обновлены и перевооружены, началось обновление Северного (СФ) и Тихоокеанского (ТОФ) флотов.

В последнее время высшие офицеры ВМФ России говорят о перспективном составе своих сил крайне осторожно. Например, 8 апреля 2014 года командующий СФ адмирал Королев сообщил, что к 2020 году вверенный ему флот получит от промышленности шесть многоцелевых атомных и неатомных подводных лодок, два больших десантных корабля, эскадренный миноносец нового проекта, пять фрегатов, пять базовых тральщиков и 21 судно обеспечения. По факту же на текущее время Северный флот (СФ) получил одну многоцелевую и одну ракетную атомную подводные лодки, два фрегата и два десантных корабля.

В последнее время в развитии корабельного состава основной упор делается на оснащении новыми видами ракетного оружия, в первую очередь гиперзвукового, а также на применение беспилотных и роботизированных систем.

Крупные надводные корабли

Идет активная реконструкция сухого дока в Росляково вблизи Мурманска для обеспечения докования крупных кораблей ВМФ.

военное кораблестроение

Фрегаты

По этому проекту сильно ударил разрыв военно-технического сотрудничества с Украиной. На кораблях предусматривалось устанавливать украинские газотурбинные установки и редукторы. России пришлось активно проводить импортозамещение, вследствие чего в стране появилась своя линейка газотурбинных корабельных установок, стенды для их испытаний и т.п. В результате удалось полностью ликвидировать зависимость от поставок из Украины.

Необходимо отметить, что первая четверка фрегатов строится несколько дольше, чем аналогичные по размерам фрегаты стран Европы, например, типа FREMM, но при этом российские фрегаты более мощные по вооружению. Вторая четверка будет строиться быстрее. Ввод этих кораблей в строй ожидается в 2024–2026 годах. Распределение будет следующим: по три фрегата на СФ и ТОФ и два на ЧФ.

военное кораблестроение

Корветы

В 2028 году можно рассчитывать на нахождение в строю не менее чем 22 корветов. Двенадцать из них будут базироваться на ТОФ, от четырех до шести – на Балтике, а остальные на Черном море и в Северном флоте.

Патрульные корабли

военное кораблестроение

Малые ракетные корабли

Тральщики

ВМФ России учитывает развитие минного оружия за рубежом, кроме того, до сих пор существует минная опасность в европейских российских водах. Поэтому в стране строится большая серия морских тральщиков проекта 12700.

В настоящее время в строю уже пять кораблей: по одному на БФ и ТОФ, два на ЧФ. На каком флоте будет служить пятый корпус, пока еще решается. Еще три корабля находятся в постройке на Средне-Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. Сам завод провел необходимую модернизацию, чтобы получить возможность сдавать до трех тральщиков в год. Всего ВМФ рассчитывает получить до 40 тральщиков.


Боевые катера

В России реализуется несколько масштабных программ строительства разнообразных боевых катеров. Эти катера поступают на вооружение специальных флотских подразделений – как разведки, так и обеспечения защиты от диверсионных подводных групп. За рубежом идет активное развитие такого рода подразделений и государственных, и частных военных компаний. Вследствие этого ВМФ России активно развивает свои противодиверсионные силы (ПДС). В составе каждого пункта базирования есть отряд ПДСС.

Также два ракетных катера проекта 12418 строятся в Рыбинске. Эти катера еще из советского задела, их планируется передать в состав ЧФ и Каспийской флотилии в 2023–2024 годах.

Десантные корабли


Атомные подводные лодки

Необходимо сказать, что США, Англия и Франция находятся еще только в начале создания своих подводных ракетоносцев четвертого поколения.

Таким образом, современных атомных подлодок (и уже находящихся в строю, и в постройке) насчитывается по десять каждого проекта. Две программы по атомным подводным лодкам будут завершены к 2027–2028 годам. С 2030-х годов вероятен переход к строительству АПЛ 5-го поколения.

Следует отметить, что сроки строительства ударных атомных подводных лодок во Франции и в Англии дольше, чем в России.

Модернизация проекта 945 (лодки с титановыми корпусами) пока отложена на будущее.

Неатомные подводные лодки

ВМФ также не утратил желания получить большую партию лодок проекта 677. Две лодки уже строятся – с передачей ВМФ в 2022 году, еще три заказаны. До 2027 года СФ должен получить четыре лодки. Скорее всего, еще две войдут в состав БФ. Есть вероятность заказа еще одной партии лодок проекта 677 или 633 для Тихоокеанского флота.

Государство, реализуя программы военного кораблестроения, рассчитывает не только получить новые боевые корабли и подводные лодки и тем самым обновить флот еще советской постройки, но и осуществить перезапуск судостроительной отрасли России и смежных с ней отраслей. Такой перезапуск позволит заняться вплотную вопросами обновления гражданского транспортного и рыболовного флота. Такая необходимость есть, и чтобы заказчики не покупали суда за рубежом, государство активно и настоятельно требует размещать заказы на своей территории. Таким образом, существенные бюджеты, выделенные на военное кораблестроение, позволяют поднять общий уровень экономики России и ее обороноспособность.

В целом в планах к 2028 году в составе ВМФ России можно ожидать появления двух новых универсальных десантных кораблей, до 14 фрегатов, 22 корветов, порядка 22 атомных подводных лодок.

Автор - Дмитрий Болтенков

Начало нового года является подходящим временем для подведения итогов предыдущих периодов. Портал Sudostroenie.info предлагает читателям вспомнить ключевые события декабря 2021 года. Основные этапы (закладка, спуск на воду, начало испытаний, передача заказчику) – в нашем традиционном обзоре.

Заключительный месяц 2021 года начался с выхода в Финский залив на заводские ходовые испытания корабля противоминной обороны "Пётр Ильичёв". Это уже шестой минный тральщик проекта 12700 "Александрит", построенный на Средне-Невском судостроительном заводе.

На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония спуска на воду траулера-процессора "Карское море". Судно является четвертым в серии проекта КМТ01, строящейся на выборгской верфи по заказу "Архангельского тралового флота" в рамках механизма инвестиционных квот на добычу рыбы. Спустя несколько дней в Санкт-Петербурге прошла церемония подъема Государственного флага РФ на втором траулере проекта КМТ01 "Норвежское море".

В рамках еще одной госпрограммы – инвестквот на добычу краба, на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась закладка шестого судна-краболова, предназначенного для добычи и перевозки краба в живом виде. Серия из семи единиц строится по заказу дальневосточной компании "Русский краб".

На построенный на Амурском судостроительном заводе корвет проекта 20380 "Резкий" заселился экипаж. Совместно со сдаточной командой военные моряки проведут необходимые испытания.

Судостроительный завод "Лотос" в Астраханской области провел первый технологический выход круизного лайнера "Пётр Великий". Ввод судна в эксплуатацию запланирован на 2023 год.

Продолжается строительство нового флота в рамках федерального проекта "Северный морской путь". 8 декабря на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького состоялась закладка трех буксиров проекта Т3150-ЗД. 16 декабря на Окской судоверфи по заказу Морспасслужбы для работы в портах Северного морского пути были заложены пять буксиров проекта NE025.

Еще одна массовая закладка состоялась на Самусьском ССРЗ в Иркутской области. Сразу десять морских барж строятся по заказу "Енисейского речного пароходства".

На дальневосточном судостроительном комплексе "Звезда" набирает темп строительство танкеров-газовозов для проекта "Арктик СПГ 2". 10 декабря состоялась закладка третьего газовоза "Сергей Витте". В конце месяца началась резка стали для шестого танкера-газовоза.

Судостроительный комплекс "Р-Флот" в Нижегородской области передал заказчику первый обстановочный теплоход проекта 3052 "Владимир Макаров". Серия из 10 единиц строится по заказу ФКУ "Речводпуть" на нескольких заводах. Генподрядчиком является "МТ Групп".

На Северном флоте в минувшем декабре произошло массовое пополнение вспомогательного флота. В состав Кольской флотилии был принят плавкран СПК-60150. Гидрографическую службу пополнили большой гидрогафический катер "Григорий Шадрин" проекта 23370Г, а также катер "Леонид Сенчура" проекта 23040Г. В состав Каспийской флотилии в декабре был принят большой гидрографический катер проекта 23040Г "Николай Ивашинцов".

В рамках строительства рыбопромыслового флота на петербургских верфях корабелы Адмиралтейских верфей успешно провели первый этап заводских ходовых испытаний большого морозильного рыболовного траулера "Капитан Вдовиченко". Это головное судно проекта СТ-192 в серии из десяти единиц, строящейся по заказу "Русской рыбопромышленной компании" (РРПК).

На Северной верфи начались швартовные испытания еще одного головного судна – траулера процессора "Капитан Соколов" проекта 170701. Траулер открывает серию из десяти единиц, строящейся в рамках программы инвестквот по заказу группы "Норебо". В том же месяце стало известно о планах "Норебо" создать крупный центр судоремонта и обслуживания судов на Камчатке.

Невский судостроительно-судоремонтный завод передал заказчику многофункциональное аварийно-спасательное судно "Пильтун". Это четвертый буксир-спасатель проекта MPSV12, построенный в Шлиссельбурге.

На Кронштадтском морском заводе начался ремонт первой советской атомной подводной лодки К-3 "Ленинский комсомол". После музеефикации легендарный корабль станет центральным экспонатом музея в Кронштадте.

В Центре судоремонта "Дальзавод" завершился ремонт гвардейского ракетного крейсера "Варяг". Корабль возвращается в состав Тихоокеанского флота.

Корабелы Адмиралтейских верфей успешно провели первый этап заводских ходовых испытаний подводной лодки "Кронштадт". Это первый серийный (второй по счёту) корабль проекта 677 "Лада".

Не менее важные события в области подводного кораблестроения произошли в Северодвинске. В годовщину создания предприятия корабелы Севмаша передали флоту атомные подводные лодки "Князь Олег" и "Новосибирск". 25 декабря состоялся вывод из эллинга подводного ракетоносца "Генералиссимус Суворов",

На Волжском ССЗ завершилась постройка танкера-химовоза смешанного река-море плавания "Калуга". Заказчиком судна проекта RST22TP является судоходная компания "Тринити Шиппинг".

В последнюю декаду декабря несколькими важными новостями отметился судостроительный комплекс "Звезда". На верфи официально завершилось строительство сухого дока, одного из крупнейших в мире. Также корабелы провели ходовые испытания второго нефтеналивного танкера типоразмера "Афрамакс" "Владимир Виноградов".

Группа "Кингисеппский машиностроительный завод" (КМЗ) успешно провела ходовые испытания катера "Афалина". Судно предназначено для патрулирования и выполнения поисково-спасательных операций в прибрежных морских районах.

На Окской судоверфи состоялся спуск на воду сухогруза "Геннадий Егоров" и закладка двух танкеров-бункеровщиков проекта RST38.

Еще одна закладка двух судов произошла на производственной площадке "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" в Нижегородской области. Компания приступила к строительству третьего и четвертого скоростных пассажирских судов на подводных крыльях проекта "Метеор 120Р".

Не менее важное событие случилось в Санкт-Петербурге. Как и было обещано, до конца года состоялось подписание акта приема-передачи первого серийного (второго по счету) универсального атомного ледокола проекта 22220 "Сибирь".

Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" отправил на морские испытания сторожевой корабль "Неустрашимый". Начавшийся в 2014 году ремонт с модернизацией наконец подошел к завершению.

В последний день года стало известно о заключении контракта на строительство дноуглубительного несамоходного землесоса проекта 4395 между Хабаровским судостроительным заводом и "Судоремонтно-судостроительной корпорацией" (ССК).

Квоты под киль дают свои первые результаты, атомный ледокол "Арктика" наконец-то разгонится на полную мощность, Северный морской путь – осваивают и "Кристоф де Маржери" тому прямое доказательство. А ещё строят земснаряды, спускают на воду новейшие сухогрузы, краболовы, траулеры, буксиры-спасатели, составляют список новых заказов. И кто бы что ни говорил – судостроение в России живет и развивается.

Что же в ушедшем году произошло значимого? Начнем, как обычно, с января 2021 года

ЯНВАРЬ







МАРТ







МАЙ






ИЮНЬ




ИЮЛЬ

Начнем с событий, связанных с ВМФ. В этом месяце отправилась на ходовые испытания подводная лодка "Магадан" (Адмиралтейские верфи), корвет "Резкий" вывели со стапеля Амурского судостроительного завода, на "Вымпеле" заложили катер "Грачонок", а на Зеленодольском заводе два "Грачонка" спустили на воду. Также спустили на воду атомную подводную лодку проекта 885М "Красноярск" на Севмаше.




На этот раз сосредоточимся на новых событиях, опустив ряд однотипных спусков и закладок, однако опять начнем с ВМФ.







Приступили к строительству на ССК "Звезда" двух многофункциональных научно-исследовательских судов неограниченного района плавания, в Самаре на заводе "Нефтефлот" заложили кили двух судов проекта RDB 66.62, на СНСЗ заложили девятый ПМО проекта "Александрит". На Адмиралтейских верфях заложили серийный супертралуер для РРПК.


В сентября состоялись два значимых форума! Первый – Seafood Expo Russia 2021, второй – "НЕВА 2021". В первом случае мы предлагаем вспомнить, как прошел круглый стол, посвященный первым итогам строительства рыбопромысловых судов, во втором случае – отправится на наш канал в ЮТУБ, где мы выложили ряд интересных сюжетов с "НЕВЫ 2021".

img


2. Пожар на Северной верфи

Причиной пожара, по предварительной информации, могло стать нарушение техники безопасности. Корпус корабля не пострадал, но выгорела композитная надстройка из нескольких ярусов, изготовленная на Средне-Невском судостроительном заводе. С ним ведутся переговоры о строительстве новой надстройки. При этом отраслевые эксперты удивляются, почему надстройка согрела, ведь она была выполнена из негорючих материалов.


3. О хорошем и о войне



4. Долгие гражданские заказы


5. Траулеры и ярусоловы



Сейчас фактически речь идет о том, что российские верфи восстанавливают давно утраченные компетенции в строительстве рыболовецких судов, и для этого им требуется время.

Александр Соловьев, генеральный директор Выборгского судостроительного завода:

— В этом году мы наконец выкарабкиваемся из финансовой ямы, которая преследовала нас последние годы. В этом нам очень помогла ОСК, которая провела докапитализацию предприятия на 1,3 млрд рублей. И еще 2 млрд рублей ОСК выделила нам в течение осени 2020 — весны 2021 года. В результате финансовая ситуация на предприятии немного улучшилась, что не может не радовать. Из других положительных событий могу отметить то, что предприятие успешно занялось работой в сфере гособоронзаказа. При этом мы планомерно занимаемся гражданским строительством: в этом году сдали первый серийный траулер для Архангельского тралового флота.


Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ / купить фото

В целом за 2021 год будет сдано не менее 70 гражданских судов и 35 единиц для Военно-морского флота (ВМФ), делится прогнозом Михаил Бурмистров.

Ключевой тенденцией в судостроении в первом полугодии, по мнению Михаила Бурмистрова, стало отсутствие у отечественных верфей возможности претендовать на крупные новые госзаказы со сроками сдачи ранее 2025 года, что приводит к их уходу за рубеж. Это касается как судов ледокольного флота, по которым исполнителями стали турецкие верфи, так и, например, корпусов для плавучих АЭС, которые построит китайская верфь Wison (Nantong) Heavy Industry Co Ltd (см. “Ъ” от 27 июля и 13 сентября). Господин Бурмистров объясняет это высокой загрузкой отечественных мощностей, дефицитом трудовых ресурсов, ростом цен на металл, проблемами с закупками импортного оборудования.

Учитывая эти факторы и отставание по уже имеющимся заказам, которое чревато штрафными санкциями, заявленные на тендерах сроки не являются реалистичными для верфей РФ.

Читайте также: