Сообщение о жан милле

Обновлено: 02.07.2024

Милле наряду с Курбе был одним из основоположников реализма середины XIX века во Франции.

Жан Франсуа Милле родился 4 октября 1814 года в деревне Грюши, в Нормандии. Он рос в патриархальной крестьянской семье и с детства сам познал крестьянский труд. С 1833 года Милле занимается у художника Мушеля в Шербуре. Занятия молодого художника были прерваны смертью отца в 1835 году. Милле должен был вернуться в деревню, стать главой семьи и снова начать крестьянствовать. Однако родные настаивали на продолжении занятий. Вторым учителем Милле был Ланглуа, ученик Гро, тоже шербурский художник. Ланглуа выхлопотал Милле субсидию от города, и в начале 1837 года Франсуа едет в Париж.

Милле поступает в мастерскую к Деларошу, участвует в конкурсе на Римскую премию, но не получает ее. Затем он занимается в Академии Сюиса. Через некоторое время возвращается на родину, а потом вновь приезжает в Париж.

Современники Милле чувствовали его ягу к возвышенному, героическому стилю. Недаром Теофиль Готье в 1855 году говорил о близости Милле к античности, о том, то под темной краской трепещет меланхолическое воспоминание о Вергилии.

Милле не был литератором, он трудно выражал свои мысли, он не был и теоретиком. Его письма и заметки в какой-то мере лишь подытоживают его творческий опыт, но они помогают нам понять его собственное отношение к реальному миру, к человеку, к природе, понять, какие задачи он ставил перед собой в искусстве. Его высказывания, как и все творчество, направлены на борьбу против академической условности. Он выступает против подражательности, призывает ориентироваться на свои наблюдения, свои впечатления природы. Но Милле далек от того, чтобы рабски следовать натуре, он требует от художника индивидуального восприятия и индивидуального воплощения, отстаивает его право на обобщение и осмысливание действительного мира. Художник должен показать свое отношение к изображаемому. Однако в одном он себе противоречит: объективно его произведения всегда имели определенный социальный смысл, недаром он ставил себя рядом с Курбе. Но в то же время он протестовал, когда его считали социалистом или называли художником, опаснее Курбе, и он отказался принять участие в федерации художников во время Парижской коммуны.

Жан Франсуа Милле́ (фр. Jean-François Millet, 4 октября 1814 — 20 января 1875) — французский художник, один из основателей барбизонской школы.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Жан Франсуа Милле родился 4 октября 1814 года в деревне Грюши, в Нормандии.

Его отец служил органистом в местной церкви, один дядя будущего художника был врачом, а второй — священником. Эти факты многое говорят о культурном уровне семьи будущего художника. Милле с ранних лет работал на ферме, но при этом получил хорошее образование, изучал латынь и на всю жизнь сохранил любовь к литературе. С детства мальчик проявлял способности к рисованию.

В 1833 году он отправился в Шербур и поступил в мастерскую художника-портретиста дю Мушеля. Спустя два года Милле сменил наставника — новым его учителем стал художник-баталист Ланглуа, бывший к тому же смотрителем местного музея. Здесь Милле открыл для себя работы старых мастеров — в первую очередь, голландских и испанских художников XVII века.

В 1837 году Милле поступил в престижную парижскую Школу изящных искусств. Он учился у Поля Делароша — известного художника, писавшего несколько театральные полотна на исторические темы. Поссорившись в 1839 году с Деларошем, Жан Франсуа вернулся в Шербур, где пытался добывать себе средства на жизнь портретами.

oedipus-taken-down-from-the-tree-1847

Положение Милле в мире искусства резко изменилось в 1848 году. Отчасти это было связано с политическими событиями, а отчасти с тем, что художник нашел, наконец, тему, которая помогла ему раскрыть свой талант.

1860-е годы оказались для художника гораздо более успешными. Найдя однажды свой путь, художник уже не сходил с него и сумел создать целый ряд очень серьезных работ, пользовавшихся огромной популярностью среди художников и коллекционеров. Милле по праву считается чуть ли не самым востребованным живописцем своего времени.

20 января 1875 года художник в возрасте 60 лет после продолжительной болезни скончался в Барбизоне и был похоронен близ деревни Шалли, рядом со своим другом Теодором Руссо.

ТВОРЧЕСТВО

Тема крестьянской жизни и природы стала главной для Милле.

Он писал крестьян с глубиной и проникновенностью, напоминающими о религиозных образах. Его необычная манера принесла ему заслуженное признание, не подвластное времени.

Женщина печет хлеб Путь на работу Пильщики

Когда Милле обдумывал и писал собственные картины, он, в известном смысле, следовал заветам художников прошлого. Для каждой из них он, как правило, делал массу набросков и эскизов — иногда пользуясь услугами натурщиков, а иногда давая волю своей фантазии.

До 1860-х годов Милле всерьез пейзажем не занимался. В отличие от своих друзей-барбизонцев, он не писал с натуры. Сельские же пейзажи, необходимые для картин, Милле вызывал из памяти. Именно поэтому на полотнах художника так много видов Нормандии, где он провел свое детство. Другие ландшафты воссозданы по наброскам, написанным в 1860-е годы близ Виши, где по совету врачей поправляла свое здоровье жена Милле.

ВЛИЯНИЕ МИЛЛЕ НА ТВОРЧЕСТВО ДРУГИХ ХУДОЖНИКОВ

Милле стал кумиром Ван Гога, относившегося к его работам, как к образцам, и много копировавшего их.

Другими почитателями таланта Милле были Камиль Писсарро и Жорж Сера.

the-winnower-1848

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ

Милле всегда сторонился политики. Он, в частности, наотрез отказался вступить в Федерацию художников, созданную парижскими коммунарами во время их недолгого пребывания у власти в 1871 году. Революционные идеи были ему чужды. Художника вдохновляла не политическая идеология (как казалось многим его современникам), а увлеченность реалистическим методом.

Рассказывают, что Милле, подражая Пуссену, лепил глиняные или восковые фигурки и расставлял их на столе, отыскивая наилучшую композицию и освещение для намеченной картины.

ЦИТАТЫ ХУДОЖНИКА


Художники разных стран

Жан Франсуа Милле – известный французский художник XIX века. Творчество живописца относят к барбизонской школе французского реализма. Большинство полотен художника представляют собой зарисовки из крестьянской жизни, а одной из центральных его тем является труд. В нашей небольшой статье мы рассмотрим биографию художника, узнаем характеристику его творчества, а также кратко рассмотрим его ключевые картины.

Биография художника

Жан Франсуа Милле родился в 4 октября 1814 года в небольшой нормандской деревне Грюши в крестьянской семье. В детстве мальчик много трудился на ферме, однако родители смогли дать ему неплохое образование. Он хорошо знал латынь и очень любил литературу, однако наибольших успехов он достиг в рисовании. Большинство детских рисунков Милле не сохранилось, однако известно, что уже тогда он любил рисовать людей и деревенские пейзажи. В 1833 году он отправляется в Шербур с твердым намерением стать художником.

Учеба

В Шербуре он поступил на учебу в мастерскую дю Мушеля, однако через некоторое время он перевелся в мастерскую Ланлуа. В 1837 году он отправился в Париж, где поступил на учебу в Школу изящных искусств к Полю Ларошу. Однако учеба не задалась – в 1839 году он ссорится с Ларошем, покидает Париж и возвращается в Шербур. Его дела идут плохо – от безысходности он пишет портреты и рисует вывески для местных лавок и харчевен. В 1841 году его жизнь резко меняется – он женится на дочери местного портного Полине Виржинии Оно и переезжает в Париж.

Первая трагедия и первые успехи

В это время творчество живописца проходит серьезную трансформацию – если раньше Милле писал в основном эклектичные по технике портреты, то теперь он начинает писать небольшие полотна на мифологические темы в духе Буше. В то время “мифологическая живопись” была чрезвычайно популярной, что помогает Милле улучшить свое финансовое положение. В 1847 году он создает картину “Младенца Эдипа снимают с дерева”, которая становится первым крупным успехом художника.

Барбизонская школа Анжелюс

В 1848 году во Франции происходит революция, в результате которое монархическое правление сменяется на республиканское. Революция наносит определенный отпечаток на живопись того времени – если до революции в моде были пасторальные и “мифологические” картины, то после революции все большее признание получают полотна, на которых изображена жизнь простых людей. В 1848 году Франсуа Милле выставляет свою известную картину “Веяльщик”, написанную в реалистическом ключе, что отражает прекрасно дух изменившейся эпохи.

В 1849 году правительство заказывает у художника картину на библейскую тему “Агарь и Измаил”. К сожалению, Милле так и не смог завершить это полотно. Вместо него он создает картину “Сборщицы колосьев”, которая будет иметь оглушительный успех и станет визитной карточкой живописца. Из-за вспышки холеры и обострения политической обстановки Франсуа Милле переезжает в деревню Барбизон. Первоначально художник планировал прожить там всего несколько месяцев, однако по факту он пробудет там до конца своей жизни.

В Бабризоне он сближается с группой художников-единомышленников, которые также также рисовали картины в реалистическом ключе. Крупными друзьями Франсуа Милле становятся такие люди, как Констан Труайон, Нарсис Диаз, Теодор Руссо и другие. В это время художник пишет свои самые известные картины – Сеятель, Пильщики, Жнецы на отдыхе, Путь на работу, Женщина печет хлеб, Смерть и дровосек и многие другие. Первое время критики принимают картины Жана Франсуа Милле достаточно сдержанно, однако к со временем отношение к художнику становится более благосклонным.

Признание и поздние годы

60-е годы стали для художника наиболее благоприятными. Новое поколение критиков с восхищением относится к картинам Милле, а его самого считают одним из важных деятелей Барбизонской школы. В 1864 году он выставляет свою картину “Пастушка и ее стадо”, которую называют одним из лучших произведений художника. В 1867 году старые и новые работы Жана Франсуа Милле художник экспонируются на Всемирной выставке в Париже.

За мастерство и крупный вклад во французскую живопись его награждают орденом Почетного Легиона. В последние годы жизни Милле пишет в основном пейзажи, как и его близкий труд по Барбизонской школе Теодор Руссо. Незадолго до смерти он взялся за написание картин для парижского Пантеона, однако работа так и не была завершена. Умер Жан Франсуа Милле 20 января 1875 года.

Краткая характеристика творчества Сборщицы колосьев

Творчество Жана Франсуа можно условно разделить на три этапа:

  • Ранний период. В это время художник пишет в основном портреты в эклектическом стиле, который представляет собой смесь классицизма, академизма и традиций мелких региональных школ живописи. Большинство портретов создавалось на заказ, поэтому на них часто изображены настоящие люди. Основные полотна этого периода – Леконт де Лиль, Луиза-Антуаннета Феарден, Графиня Вальмон, Портрет Жевена, Портрет Паулины Оно;
  • Мифологический. В этот период живописец пишет пасторали, а также картины на мифологические темы. Искусствоведы отмечают, что в техническом плане мифологические картины Милле написаны в подражание Франсуа Буше. Картины этого периода не обладают высокой художественной ценностью, однако на них заметны некоторые приемы, которые в будущем будет активно использовать художник (световые решения, фигуры людей). Основные полотна этого периода – Младенца Эдипа снимают с дерева, Жертвоприношение Пану, Пастухи Аркадии;
  • Барбизонская школа. Этот период является наиболее зрелым и удачным для художника. Большинство полотен этого периода представляют собой деревенские пейзажи, на которых запечатлен тяжелый крестьянский труд. Одна из характерных черт картин этого периода – необычные световые решения, которые созданы под влиянием живописи европейских старых мастеров XVI века. Основные полотна барбизонского периода – Сборщицы колосьев, Анжелюс, Сеятель, Пильщики, Жнецы на отдыхе, Пастушка и ее стадо.

Ключевые работы художника

В завершение рассмотрим ключевые произведения Милле:

  • Младенца Эдипа снимают с дерева – произведение мифологического периода, представляет собой зарисовку на тему древнегреческой драмы Софокла о царе Эдипе.
    Сборщицы колосьев – произведение барбизонского периода, картина повествует о нелегком крестьянском труде, символически она отражает нищету и смирение человека со своей судьбой;
  • Пастушка и ее стадо – картина позднего барбизонского периода; лицо женщины и небо написаны немного небрежно, расплывчато (эта особенность будет позже переосмыслена импрессионистами);
  • Анжелюс – еще одно полотно барбизонского периода, на картине запечатлены мужчина и женщина, которые молятся в поле, услышав звон церковного колокола.

Интересно, что поклонником картины “Анжелюс” был известный сюрреалист Сальвадор Дали. Он считал, что трактовка полотна, как обычной крестьянской молитвы, является в корне неверной. Для подтверждения своих слов он сделал рентгенограмму картины – и выяснилось, что изначально художник рисовал похороны младенца (что очень заметно по фигурам людей).

Анжелюс Сборщицы колосьев Веяльщик 1848г. Сеятель 1850г. На работу 1850г. Смерть и дровосек 1859г. Пастушка 1863г. Пряха 1868г. Весна 1868г.

Жан Франсуа Милле́ (фр. Jean-François Millet , 4 октября 1814 — 20 января 1875) — французский художник, один из основателей барбизонской школы.

Содержание

Творческая биография

Милле родился в семье зажиточного крестьянина из маленькой деревушки Грюши на берегу пролива Ла-Манш близ Шербура. Его художественные способности были восприняты семьёй как дар свыше. Родители дали ему денег и позволили учиться живописи. В 1837 г. он приехал в Париж и два года занимался в мастерской живописца Поля Делароша (1797—1856). С 1840 г. молодой художник начал выставлять свои работы в Салоне.





20 января 1875 года художник в возрасте 60 лет скончался в Барбизоне и был похоронен близ деревни Шалли, рядом со своим другом Теодором Руссо.

Милле никогда не писал картин с натуры. Он любил ходить по лесу и делать маленькие зарисовки, а потом по памяти воспроизводил понравившийся мотив. Художник подбирал цвета для своих картин, стремясь не только достоверно воспроизвести пейзаж, но и достичь гармонии колорита.

Живописное мастерство, стремление без прикрас показать деревенскую жизнь, поставили Жана Франсуа Милле в один ряд с барбизониами и художниками реалистического направления, работавшими во второй половине XIX в.

Франсуа Милле в литературе

Алекс Тарн в рассказе "Анжелюс" показывает, как одна картина может изменить мир человека, его отношение к себе, к жизни, к другим людям. "И весь мир освещается этим светом, и все вокруг вдруг обретает какой-то пронзительный смысл, дальний, как этот колокольный звон, очень важный, но невыразимый словами. И они видят, что жизнь – это не только нескончаемое картофельное поле, не только осенняя грязь на деревянных башмаках, не только мозоли на руках и на сердце… это ещё и свет, и чудная свежесть вечера, и смысл, и радость, и любовь, и счастье…"

Читайте также: