Сообщение о клавесине и клавикорде

Обновлено: 02.07.2024

История клавирно-фортепианной культуры имеет более чем пятисотлетнюю давность. В соответствии с принятой общеисторической периодизацией ее можно подразделить на несколько периодов. Первый из них простирается примерно до французской буржуазной революции 1789 года, положившей начало утверждению капитализма в экономически передовых странах Европы.
Этот период еще не был временем развития фортепианной культуры в собственном смысле слова. Он должен быть назван периодом клавирного искусства, так как в эту эпоху получило распространение несколько клавишно-струнных инструментов (клавесин, клавикорд, позднее — фортепиано), собирательное название которых было клавир.

Для рассматриваемого периода вплоть до конца XVIII века характерна поразительная разносторонность музыкантов. В те времена не было еще разделения их на композиторов, исполнителей и педагогов. Как правило, музыканты владели не одним, а несколькими инструментами.

Как уже указывалось, в начале описываемого периода существовали две разновидности клавишно-струнных инструментов: клавесин и клавикорд.
Клавесин (от латинского слова clavis — ключ, отсюда название — клавиша)—инструмент клавишно-щипковый. Струна на нем приводится в колебание перышком или язычком, укрепленным на особом стерженьке — толкачике. Толкачик находится у заднего конца клавиши. При нажатии последней он поднимается вверх, вследствие чего перышко зацепляет струну и она начинает звучать.

Звук клавесина — блестящий, но относительно мало певучий и не поддающийся значительным динамическим изменениям: при игре на этом инструменте характер прикосновения к клавише и степень давления на нее мало отражаются на силе звучания.
Для того чтобы придать клавесину динамически более разнообразное звучание, мастера XVII—XVIII веков строили инструменты с двумя клавиатурами — клавиатурой forte и клавиатурой piano. Их располагали террасообразно одна над другой. На более усовершенствованных клавесинах усиление звучания достигалось также путем удвоения басов. Оно осуществлялось при помощи выдвижения специальных штифтов (наподобие фисгармонии). Этот своеобразный способ динамических изменений широко применялся в клавирном исполнительстве.


Большие, концертного типа инструменты крыловидной формы назывались во Франции клавесином, в Италии — клавичембало или просто чембало, в Англии — арпсихордом, в Германии — флюгелем (der Flugel— крыло). Существовали также клавесины меньших размеров, носившие наименование эпинета во Франции и спинета в Италии (epine — по-французски — иголка, шип; аналогичный смысл имеет итальянское слово spina). В Англии эти инструменты назывались вёрджи налами (по-видимому, от английского virginal — девичий или от латинского virga — палочка, то есть толкачик). В России инструменты обоих типов назывались обычно клавесинами.
Клавикорд существенно отличался по конструкции от клавесина. Звук на нем извлекался путем касания струны металлической пластинкой, так называемым тангентом, который имел форму трапеции и был укреплен на заднем конце клавиши.
Вследствие этого на клавикорде можно было извлекать звуки в динамическом отношении более разнообразные, чем на клавесине. На нем удавалось лучше воспроизводить legato и добиваться певучего исполнения мелодии. В отношении силы звука клавикорд заметно уступал клавесину. Поэтому клавикорд применяли главным образом для домашнего музицирования, а в концертах предпочитали играть на клавесине.
Для достижения более продолжительного и певучего звучания на клавикорде использовали своеобразный прием, напоминающий вибрацию на струнных инструментах. Интересно указать на имитацию этого приема в сочинении, написанном для фортепиано, а именно в Сонате Бетховена ор. ПО (прим. 1)

Спинет (XV век)
Клавикорды имели обычно форму прямоугольных столиков. Иногда встречались клавиры в виде шкатулки, книги. Такие

инструменты, конечно, были лишь предметом роскоши и служили для забавы, а не для серьезного занятия музыкой.
Старинные клавишно-струнные инструменты были вообще крайне разнообразны по своему внешнему виду и деталям устройства. Разительное различие наблюдается даже между инструментами, относящимися примерно к одному временному периоду.
К концу XVIII столетия клавесин и клавикорд почти совершенно исчезают из музыкального быта (о причинах вытеснения их фортепиано будет говориться в главе VI). Со второй половины XIX и особенно в первых десятилетиях XX века начинается возрождение этих инструментов. Оно вызвано усилением интереса к старинной музыке, стремлением к правдивому воплощению художественных замыслов ее творцов. Сперва изредка, затем все чаще клавесин и клавикорд начинают использовать в концертах, посвященных сочинениям композиторов XVII—XVIII веков. Потребность в этих инструментах приводит к тому, что их стали специально изготовлять, ориентируясь на старые модели, а иногда и реконструируя их.
Возрождение старинных инструментов и использование их в концертной практике — явление в целом прогрессивное. Исполнение сочинений Баха, Скарлатти, Куперена на клавесине и клавикорде обогащает наше представление о музыке этих композиторов, помогает выявить в ней новые красоты. Отстаивая необходимость возрождения предшественников фортепиано, некоторые современные музыканты, однако, доходят до крайностей. Видный американский специалист в области игры на клавесине и клавикорде Эрвин Бодки считает, что пианисты должны исключить из своего репертуара пьесы, написанные для этих инструментов, и предоставить их исполнение исключительно клавесинистам и клавикордистам. Это мнение безусловно ошибочно. Хотя при исполнении на фортепиано клавирные сочинения XVII—XVIII столетий в каком-то отношении проигрывают, но в то же время и заметно обогащаются. На фортепиано, правда, недостижимы те тембровые контрасты оркестрового характера, какие могут быть воспроизведены на клавесине, зато оно имеет свою собственную, чрезвычайно красочную палитру и значительно больше выразительных возможностей в области динамики. Если на фортепиано и нельзя достигнуть вибрации отдельного звука, то в целом оно обладает большей певучестью, чем клавикорд (клавесин в этом отношении заметно беднее фортепиано).
Наиболее плодотворный путь для освоения богатств и пропаганды клавирной музыки в современных условиях — исполнение ее и на старинных инструментах и на фортепиано. Это способствует взаимовлиянию пианистов и клавесинистов в области интерпретации творчества композиторов XVII—XVIII веков и более частому исполнению клавирных сочинений на концертной эстраде.

Рояль многие видели и знают, как он выглядит и как звучит. У него самое сложное устройство механизма извлечения звука. Вот как он работает при нажатии на клавишу.

Именно потому, что механизм имеет такое сложное устройство, рояль под пальцами разных исполнителей звучит по-разному. На рояле можно делать десятки самых разных оттенков звука, что в совокупности с педалями, коих на роялях три, открывает поистине безграничные возможности.

Недаром многие композиторы писали свои симфонии и оперы именно для рояля, а затем уже расписывали для каждого инструмента оркестра. Ведь на рояле можно сымитировать звучание почти всех инструментов симфонического оркестра

Играет Даниэль Баренбойм

Клавесин

По форме очень похож на рояль и используется в оркестре до сих пор. А вот сам механизм передачи усилия с клавиши на струну совершенно другой. Здесь клавиша толкает специальные палочки, на концах которых есть крючки, которые при движении как бы подцепляют струну. Поэтому при игре на клавесине можно услышать характерных металлический звук. Раньше эти крючки были из гусиного пера.

При игре на клавесине не получится изменить громкость звука. Для этого придется перескочить на другую клавиатуру. Таких клавиатур может быть три, и все будут иметь разную силу звука. Звук у клавесина пронзительный, звенящий, бряцающий

Послушаем звучание клавесина. Играет Гленн Гульд.

Клавикорд

Этот клавишный инструмент уже не используется. Однако до широко распространения рояля он использовался повсеместно, обычно как домашний инструмент, потому что имел небольшие размеры. Но и звук у него был слабый.

Клавикорд по своей сути усовершенствованная лютня. Поэтому звук
чем-то похож на звук гитары.

Клавикорд устроен проще всего - здесь на другом конце клавиши расположен молоточек - тангент, который при нажатии, как на качелях на детской площадке, ударяет по струне.

Несмотря на простое устройство, на клавикорде можно извлечь намного больше разных звуковых оттенков. Но, из-за того, что звук тихий, клавикорд со временем перестал использоваться.

А вот так звучит этот инструмент.

У каждой вещи есть своя история, есть она и у клавишных инструментоов. Знать ее, несомненно, не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разбираться в музыкальных стилях и понимать содержание того или иного произведения


Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган, самый старый из них, - это духовой клавишный инструмент. У него нет струн, а есть множество труб.

Первый клавишный инструмент, у которого были струны, - клавикорд. Он появился в позднее Средневековье. Его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.

Клавикорд имел очень простое устройство. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. В то же время поднятый демпфер позволял струне вибрировать. Будучи очень тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуэндо.


Другой клавишный инструмент – клавесин. Звук у клавесина извлекается птичьими перышками или кусочками кожи (наподобие медиатора). К тому же струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук клавесина — блестящий, но малопевучий (отрывистый) – значит, не поддающийся динамическим изменениям (он более громкий, но менее выразительный, чем у клавикорда), изменение силы и тембра звука не зависит от характера удара по клавишам. В 17—18 вв. для придания клавесину динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) ручными клавиатурами (мануалами), которые располагались террасообразно одна над другой (обычно верхний мануал настраивался на октаву выше). В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно.

На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы. Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение "gravicembalo col piano e forte", что означает "клавишный инструмент, играющий нежно и громко". Это название затем было сокращено, и появилось слово "фортепиано".

Самое замечательное в фортепиано - это способность резонировать и динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников - это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно.

В период классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Фортепиано как нельзя более подходило для исполнения появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена

Появление фортепиано также вызвало изменение репертуара ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром - новый жанр, ставший весьма популярным в период классицизма. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов, таких, как скрипка и труба, и занять центральное место в концертных залах Европы.

На смену классицизму приходит эпоха романтизма, когда в музыке, да и в искусстве в целом, основную роль стало играть выражение эмоций. Это выразилось, в частности, в фортепианном творчестве Шумана, Листа, Шопена. И здесь выразительные возможности фортепиано оказались очень кстати. Произведения для фортепиано в четыре руки стали очень популярными в этот период, когда из фортепиано одновременно извлекали до двадцати звуков, порождая новые краски.

В период романтизма фортепиано было популярным инструментом домашнего музицирования. Любители музыки предпочитали именно фортепиано, потому что оно давало возможность исполнять одновременно и мелодию, и гармонию. Очевидно, что появление фортепиано стало поворотным моментом в истории искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры. За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта - будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач - у которого в доме не было бы фортепиано. Несмотря на его молодость, фортепиано оказывает на общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой инструмент, и надо полагать, что его славе еще очень далеко до заката.

Фортепиано и пианино – это один и тот же инструмент. Рояль и фортепиано это тоже один и тот же инструмент. Фортепиано – общее название для них. Так же, как под духовыми подразумевают саксофоны, тромбоны, трубы. Кроме формы мало кто может понять, в чем же состоит разница между роялем и пианино, но мало кто задумывается, почему же они имеют различную форму.


Пианино – инструмент с вертикальным построением струн, это построение обеспечивает компактность (относительную, конечно) инструмента.


в отличие от пианино, устанавливается на трёх ножках. Более крупная дека рояля выдаёт более громкое звучание, что делает его незаменимым на концертах.

Все мы прекрасно знаем, что фортепиано очень многогранно как инструмент, и синтезатор как раз является одной из его граней, которая смогла в корне поменять всю музыку, расширить её возможности до пределов, которые себе и представить не могли классические композиторы.

Своё начало создание электронных инструментов берёт еще в конце XIX века, русский учёный Лев Термен изобрёл один из первых полноценных инструментов, использующих законы физики и электрическое питание, известный как терменвокс. Он представлял собой довольно простую и мобильную конструкцию, аналогов которой нет до сих пор – это единственный инструмент, на котором играют, даже не касаясь его. Музыкант, перемещая руки в пространстве между антеннами инструмента, меняет колебательные волны и тем самым изменяет и ноты, которые выдает терменвокс.

Один из первых электронных инструментов, на этот раз уже клавишных, назывался Теллармониум и был изобретен Таддеусом Кэхилом из Айовы. Инструмент, целью которого было заменить церковный орган, вышел воистину масштабным: он весил около 200 тонн, состоял из 145 огромных электрогенераторов, а, чтобы перевезти его в Нью-Йорк, понадобилось 30 железнодорожных вагонов. Но сам факт его создания показал, куда двигаться музыке, показал, насколько еще может технический прогресс помочь развитию искусства. Говорили, что Кэхил опередил своё время, называли его невоспетым гением. Однако, несмотря на все прелести инструмента, ему еще было куда развиваться: дело в том, что он вызывал помехи на телефонных линиях, да и качество звука его было достаточно посредственным даже по меркам начала XX века.

В тридцатые годы композиторы, ищущие новое звучание, пишут музыку для Волн Мартено. Среди них были такие известные композиторы, как Оливье Мессиан, Богуслав Мартину, Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Шарль Кёклен и другие. Широкое применение этот инструмент нашел в кино-индустрии при создании музыки к фантастическим фильмам.

RCA (Radio Corporation of America) приняла первую попытку создать синтезаторы, которые стали бы шагом вперёд после органа Хаммонда, но созданные корпорацией модели Mark I иMark II не снискали успеха из-за, опять же, болезни всех электронных устройств того времени – габаритов (синтезатор занимал целую комнату!) и астрономической цены, однако определенно стали новой вехой в развитии технологий звукового синтеза.


Казалось бы, что развитие идёт полным ходом, однако инженерам всё так и не удавалось сделать инструмент простым и доступным, пока за работу не взялся Джон Муг, владелец фирмы по производству уже знакомых вам терменвоксов, который, наконец, хоть как-то приблизил синтезатор к простым смертным. Он создал Minimoog – воистину культовый инструмент, популяризировавший жанр электронной музыки. Он был компактным, стоил, пусть и дорого – 1500$, но это первый синтезатор с двумя нулями в конце цены. Помимо этого Minimoog обладал звуком, который ценим музыкантами по сей день.

С начала 1960х появилось множество компаний, каждая из которых заняла свою нишу в создании синтезаторов: Sequential Circuits, E-mu, Roland, ARP, Korg, Oberheim, Yamaha и это еще не весь список. Аналоговые синтезаторы с тех времен не подверглись кардинальным изменениям, они до сих пор ценимы и очень дороги – модели представляли собой тот классический вид синтезаторов, к которому мы привыкли.

Между прочим, советские производители тоже не отставали. Советские синтезаторы являются очень интересными в плане звучания, в СССР даже были свои маэстро электронной музыки, такие как, Эдуард Артемьев. Самыми известными сериями были Аэлита, Юность, Лель, Электроника ЭМ.

К середине 80-х годов в музыкальную индустрию стали уверенно входить цифровые технологии. Оказалось, что в ряде случаев сложный и неповторимый процесс аналогового синтеза можно просто и быстро заменить цифровым запоминанием полученного результата - сэмпла. Появились простые и дешёвые клавишные инструменты, которые используют библиотеку сэмплов, записанных в ROM-памяти, их назвали ромплерами.


Дальнейшее развитие музыкальной техники - это комплексные устройства, совмещающие в себе и синтезатор, и секвенсор, и семплер. Эти устройства, спроектированные по принципу "всё в одном" и призванные взять на себя все студийные процессы называют теперь рабочими станциями.

В настоящее время всё большую популярность обретают компьютерные программы, которые осуществляют весь процесс синтеза в цифровом пространстве компьютера. Развитие MIDI-интерфейсов зашло вперёд настолько, что в наше время, в принципе, уже достаточно иметь только клавиатуру, которая, в сравнении с рабочими станциями, практически ничего не стоит. Её можно подключать к компьютеру (но компьютер должен быть достаточно мощным) и после определенных несложных манипуляций музицировать, используя в качестве банка звуков специальные VST-программы (Virtual Studio Technology).

Клавесин – яркий представитель клавишных музыкальных инструментов, пик популярности которого пришелся на период 16-17 веков, когда на нем играло внушительное количество известных композиторов того времени.


Рассвет и закат инструмента


В Северной Европе производством клавесинов с 1579 года занялись фламандские мастера из семьи Рюккерс. В это время конструкция инструмента претерпевает некоторые изменения, корпус становится более тяжелым, а струны удлиненными, что дало глубокий тембральный окрас.

Значительную роль в усовершенствовании инструмента сыграла французская династия Бланше, позже Таскин. Из английских мастеров XVIII века выделяют семьи Шуди и Киркмана. Их клавесины имели дубовый корпус и отличались насыщенным звуком.

К сожалению в конце 18 века, клавесин полностью вытеснен фортепиано. Последняя модель была выпущена фирмой Киркман в 1809 году. Лишь в 1896 году английский мастер Арнольд Долмеч возрождает производство инструмента. Позже инициативу подхватывают французские производители Плейель и Эра, которые стали изготавливать клавесин с учетом передовых технологий того времени. Конструкция имела стальную раму, которая была способна удержать тугое натяжение толстых струн.

Основные факты

Клавесин – это клавишный инструмент щипкового типа. Во многом обязан своим происхождением греческому щипковому инструменту псалтериону у которого звук извлекался посредством клавишного механизма с применением гусиного пера.
Человек, играющий на клавесине назывался – клавирист, мог с успехом играть на органе и клавикорде.
Долгое время клавесин считался инструментом аристократов, так как его изготавливали только из ценных пород дерева. Часто, для клавиш использовалась инкрустация из чешуек, панцирей черепах, а также драгоценных камней.


Устройство клавесина

Клавесин выглядит, как удлиненный треугольник. Горизонтально расположенные струны находятся параллельно клавишному механизму. Каждая клавиша имеет толкатель-прыгун. На верхней части толкателя крепится лангетта к которой закреплён плектр (язычок) из вороньего пера, именно он защипывает струну при нажатии клавиши. Над язычком расположен демпфер из кожи или войлока, который заглушает вибрации струны.

Ярчайшими клавесинистами являются Ж. Шамбоньер, Ж.Ф. Рамо, Ф. Куперен, Л.К. Дакен и многие другие.

Читайте также: