Сообщение о жакове к ф

Обновлено: 14.06.2024

Лекция-концерт о жизни и творчестве Каллистра́та Фалалеевича Жакова - коми философа , этнографа и писателя .

ВложениеРазмер
kalistrat_zhakov.docx 27.79 КБ
kalistrat_zhakov.pptx 1.43 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

1. Муз. номер: Я. Перепелица, сл. Кушманова "Край ты мой рябиновый" (Панасович Алеся, концертмейстер Потиссепп В.Л)

В четыре года К.Жаков начал изучать азбуку… В восьмилетнем возрасте он знал арифметику. В школу в то время ходили далеко не все дети, но К. Жакову в 1877 г. случайно попала в руки книжка, из которой мальчик узнал, что от Земли до Солнца более 100 миллионов верст. Это так поразило его, что он решил учиться, дабы постичь все то, что оставалось ему неведомым. Интерес к астрономии, кстати, сохранялся у Жакова и в зрелом возрасте - в начале XX в. он даже был избран членом Парижского астрономического общества.

3. Муз номер: музыка Г. Дехтярова, сл. Элляя "Оленёк" хор мл. классов ( хормейстер Мармызова О.Н.,концертмейстер Стороженко Т.Г.)

Жаков остановил свой выбор на реальном училище, открывавшем в перспективе путь в промышленные, технические и торговые высшие учебные заведения. Он засел за учебники алгебры, геометрии и немецкого языка, проводя за ними по 10 часов в сутки, и вскоре, блестяще сдав экзамены, был зачислен в пятый класс вологодского реального училища.

А далее было учение с упоением, радость от понимания того, как можно вычислить расстояние до Солнца и Луны, проникновение в тайны человеческой души через посредство произведений словесности, вечерние и ночные занятия с отстающими учениками, слава удивительного репетитора, способного втолковать самым отсталым школярам основы алгебры, увлеченное чтение книг по философии.

Жаков опять приехал в Вологду, получил благословение владыки Иллариона и стал послушником подгородней Заоникиевской пустыни. В обители его ласково принял игумен Варфоломей, ему поручили преподавать арифметику в монастырской школе, но неумеренный энтузиазм ревнителя науки привел к конфликту с братией. Пришлось спешно покинуть обитель, разуверившись в своей пригодности к роли служителя церкви.

С мая 1892 г. до весны 1895 г. К.Ф.Жаков находился в Вологде под гласным надзором полиции, не мог выехать из города. Жилось ему очень тяжело, но и тогда Жаков не падал духом, изучал латинский и древнегреческий языки и высшую математику. По счастливой случайности ему удалось освободиться от надзора полиции: он оказался единственным человеком, который смог в считанные дни подготовить к сдаче экзаменов бестолкового сына жандармского генерала; генерал в благодарность отпустил Жакова на все четыре стороны.

Оригинал рукописи теперь хранится в Национальном музее Коми, в Сыктывкаре). Поэма состоит из 46 частей, 7 тысяч стихов

8. Муз. номер: Коми народная песня (Т. Нефляшева, концертмейстер Манахов П.Н.)

Лес мой древний, лес священный,
Дай мне песен величавых!
Покажи мне все тропинки,
Их узоры меж деревьев,
Их изгибы у подошвы
Старых сосен, стройных елей!
Ты раскрой мне все богатства:
Родников, ключей истоки
И начала рек великих
В пармах темных, беспросветных,
Очертанья скал гранитных
И столпов порфировидных!

Бедствовавшему всю жизнь Жакову не довелось обрести покой и материальный достаток даже на склоне лет. Октябрьская революция застала его в Латвии, где он гостил на хуторе родителей своей третьей жены. События в Петрограде побудили его повременить с отъездом, домой Жаков больше не вернулся. Он пробовал найти себе место как преподаватель и ученый в учебных заведениях Пскова и Прибалтики. Его жизненный путь завершился в январе 1926 года в Риге, где он и был похоронен. В годы советской власти имя и наследие Жакова, зачисленного в разряд эмигрантов, было предано забвению. Память о нем и его произведения начали возвращаться на родину в последние десятилетия XX века. В декабре 1990 года прах ученого и писателя был доставлен из Латвии и погребен на кладбище Сыктывкара.

В 1885 году устроился на Холуницком заводе Вятской губернии чернорабочим. Пожив в новой среде, Жаков вернулся на родину, попробовал себя в роли волостного писаря, после чего двинулся на штурм очередной вершины знаний, на этот раз в Вологду. До Устюга Великого – 400 вёрст, от Устюга до Тотьмы – около 250 верст, от Тотьмы до Вологды – 200 вёрст с лишком, большей частью пешком, иногда по реке на лодке или по волоку на подводе. Жаков остановил свой выбор на реальном училище, открывавшем в перспективе путь в промышленные, технические и торговые высшие учебные заведения.

Он засел за учебники алгебры, геометрии и немецкого языка, проводя за ними по 10 часов в сутки, и вскоре, блестяще сдав экзамены, был зачислен в пятый класс вологодского реального училища. А далее было учение с упоением, восхищение красотой алгебраических уравнений, радость от понимания того, как можно вычислить расстояние до Солнца и Луны, проникновение в тайны человеческой души через посредство произведений словесности, вечерние и ночные занятия с отстающими учениками, слава удивительного репетитора, способного втолковать самым отсталым школярам основы алгебры, увлеченное чтение книг по философии, включая непростые для недавнего семинариста сочинения Ипполита Тэна и Иммануила Канта.

Но институт его надежд не оправдал, ибо не давал ответа на главный вопрос: в чём смысл человеческого существования? Им овладела новая идея – стать священником. Жаков опять приехал в Вологду, получил благословение владыки Иллариона и стал послушником подгородней Заоникиевской пустыни. В обители его ласково принял игумен Варфоломей, ему поручили преподавать арифметику в монастырской школе, но неумеренный энтузиазм ревнителя науки привел к конфликту с братией. Недовольство вызвало то, что новый преподаватель, не ограничиваясь своим предметом, начал излагать ученикам гелиоцентрическую систему и эволюционную теорию Дарвина. Пришлось спешно покинуть обитель, разуверившись в своей пригодности к роли служителя церкви.

Фантастическое в творчестве автора:


Соч.: Теория переменного и предела в гносеологии и истории познания, 1904; На Север в поисках за Памом Бурмортом, 1905; Очерки из жизни рабочих и крестьян на Севере, 1906; Из жизни и фантазии, 1907; В хвойных лесах: Рассказы коми морта, 1908; Атаман Шипича, 1911; Зырянские сказки, 1912; Под шум северного ветра; Сквозь строй жизни, Части 1-3, 1912, 1914, 1996; Гараморт на Крайнем Севере, 1914; Лимитизм. Рига, 1926; Под шум северного ветра, 1990; Пишу вам правду… Открытое письмо В.И.Ленину - Парма. 1992, №1; Биармия, 1993; Лимитизм. Витöд юкöнысь торъяс комиöдiсны – Н.Красильникова, Л.Анисенкова, И.Митюшев. – Войвыв кодзув. 2004. №2.

Каллистрат Жаков

Как и большинство крестьян Русского Севера, его отец, помимо труда на земле, вынужден был добывать средства к существованию и каким-либо промыслом. Фалалей Иванович Жаков владел ремеслом резьбы по дереву и занимался установкой и украшением иконостасов в сельских церквях. Младшего сына он также хотел приобщить к ремеслу столяра и резчика. Но тот, рано научившись с помощью отца читать, отдавал предпочтение книгам. Настал момент, когда надо было делать решительный выбор: или уступить настояниям отца, или вопреки им двинуться дальше по лестнице, ведущей в храм науки. Каллистрат Жаков, не колеблясь, предпочел второе. Отец ему не препятствовал, отказав, однако, в благословении и заодно в какой-либо помощи – и сейчас, и в будущем.

Он покинул родительский дом и два года провел в уездных училищах. А затем оказался в стенах Тотемской учительской семинарии и, обратив на себя внимание уже при поступлении, был сразу зачислен в первый, а не в приготовительный класс. Вначале новоявленному студенту пришлось нелегко – сказывался недостаток общей образовательной подготовки, тем не менее, вскоре он завоевал признание не только своими успехами в учебе, но и как отважный участник кулачных боев.

Жаков остановил свой выбор на реальном училище, открывавшем в перспективе путь в промышленные, технические и торговые высшие учебные заведения. Он засел за учебники алгебры, геометрии и немецкого языка, проводя за ними по 10 часов в сутки, и вскоре, блестяще сдав экзамены, был зачислен в пятый класс вологодского реального училища.

Жаков опять приехал в Вологду, получил благословение владыки Иллариона и стал послушником подгородней Заоникиевской пустыни. В обители его ласково принял игумен Варфоломей, ему поручили преподавать арифметику в монастырской школе, но неумеренный энтузиазм ревнителя науки привел к конфликту с братией. Недовольство вызвало то, что новый преподаватель, не ограничиваясь своим предметом, начал излагать ученикам гелиоцентрическую систему и эволюционную теорию Дарвина. Пришлось спешно покинуть обитель, разуверившись в своей пригодности к роли служителя церкви.

Бедствовавшему всю жизнь Жакову не довелось обрести покой и материальный достаток даже на склоне лет. Октябрьская революция застала его в Латвии, где он гостил на хуторе родителей своей третьей жены. События в Петрограде побудили его повременить с отъездом, домой Жаков больше не вернулся. Он пробовал найти себе место как преподаватель и ученый в учебных заведениях Пскова и Прибалтики. Его жизненный путь завершился в январе 1926 года в Риге, где он и был похоронен. В годы советской власти имя и наследие Жакова, зачисленного в разряд эмигрантов, было предано забвению. Память о нем и его произведения начали возвращаться на родину в последние десятилетия XX века. В декабре 1990 года прах ученого и писателя был доставлен из Латвии и погребен на кладбище Сыктывкара.

Читайте также: