Сообщение о зарубежных композиторах которые сочиняли романсы

Обновлено: 02.07.2024

Что такое романс, история романса

Романс

Что такое романс, историю создания жанра и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое романс?

Романс – это произведение, обычно лирического содержания, относится к камерно-вокальному жанру. Оно сочиняется для голоса и сопровождающего вокальную партию какого-либо аккомпанирующего инструмента.


Романс похож на песню, однако существуют некоторые отличия, которые делают его именно романсом.

  • Романс более певуч и его мелодическая линия очень выразительна.
  • В романсе значимым является всё. Содержание поэтического текста должно быть мелодичным, трогательным или иногда даже трагичным. Красивая и чувственная вокальная партия всегда тесно связана с текстом. Аккомпанемент романса является полноправным участником ансамбля.
  • Форма романса так же как и у песни - строфическая, то есть куплетная, тем не менее, здесь возможны различного рода расширения, а это говорит о том, что музыкальные периоды романса могут быть как с чётным, так и с нечётным количеством тактов.
  • В романсе обычно не бывает припева.

Популярные романсы

История романса


Важно отметить, что в XIX веке жанр романса получил интенсивное развитие в России, а во второй половине столетия и в таких странах как Польша, Чехия, Норвегия и Финляндия. Он был ярко представлен в творчестве Б. Сметаны, А. Дворжака , К. Шимановского, Я. Сибелиуса, Э. Грига .

В XX веке в развитие жанра вокальной миниатюры внесли весомый вклад такие замечательные западноевропейские композиторы как К. Дебюсси , А. Шёнберг, М. Равель , М. де Фалья, Ф. Пуленк , Д. Мийо.

Романс в России


Среди известных исполнителей русского романса необходимо особо отметить А. Вертинского, А. Вяльцеву, Н. Плевицкую, В. Панину, П. Лещенко, А. Баянову, И. Юрьеву, Т. Церетели, В. Козина, Н. Сличенко, В. Баглаенко, В. Пономарёву, Н. Брегвадзе, В. Агафонова, О. Погудина.


Интересные факты

В настоящее время интерес к романсу не угасает. Мелодии, получившие признание в далекие времена и сейчас пользуются большой популярностью. Сегодня мы часто слушаем, наслаждаясь их очарованием и первозданной свежестью в концертных залах, телевизионных программах и радиопередачах. Романс не собирается отступать, он наоборот ненавязчиво увлекает всё больше людей разного возраста в свой прекрасный мир неподдельных чувств, мудрых мыслей и настоящих страстей.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Романсы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родился 21 марта 1685 г. в Эйзенахе, где отец занимал должность придворного музыканта. Рано потеряв родителей (Баху не было и десяти лет), мальчик переехал в Ордруф к старшему брату Иоганну Кристофу, у которого и учился музыке.

К 17 годам он играл на скрипке, альте, клавире и органе, пел в хоре. Баха пригласили в Веймар служить музыкантом при дворе. Это приглашение стало началом его карьеры, закончившейся в должности кантора (дирижёр хора, органист и сочинитель духовной музыки) в церкви Святого Фомы в Лейпциге (с 1723 г.).

Творческое наследие Баха огромно. Он создавал произведения во всех известных в то время жанрах, кроме оперы: оратории, кантаты, мессы, мотеты, музыку для органа, скрипки и фортепиано.

Скончался 28 июля 1750 г. в Лейпциге.

Произведения для слушания в дошкольном учреждении:

Бетховен Людвиг ван

(немецкий композитор)

Родился в Бонне в семье музыкантов. Первым учителем музыки стал для Бетховена отец, чей вспыльчивый и грубый характер почти полностью отвратил мальчика от занятий.

Гораздо больше ему дали уроки придворного капельмейстера (руководитель капеллы) К. Г. Нефе.

В 1785 г. Бетховен был назначен на должность органиста курфюрстской капеллы. В 1792 Г. по распоряжению курфюрста (правителя) Макса Франца II он уехал в Вену для совершенствования своего мастерства. Музыкант занимался у И. Шенка и Й. Гайдна, а после отъезда Гайдна в Англию в 1794 г. — у А. Сальери и И. Г. Альбрехтсбергера.

За свою жизнь ему приходилось быть бедным и богатым, счастливым и несчастным, и всё это только открывало новые грани его таланта. Жизнь для него всегда была борьбой. Это отразилось в его прекрасной музыке, которую мы слышим с детства. Музыкальные способности и черты характера он унаследовал у деда и отца. В 26 лет у Бетховена проявляются первые признаки глухоты.

С 1816 по 1822 годы написаны пять последних фортепианных сонат. И самая значимая в творчестве Бетховена - девятая симфония. 7 мая 1824 года она была исполнена. Оркестром дирижировал Умлауф. Сам композитор стоял у рампы, давал темпы для каждой части. Публика была в восторге! Музыканты и певцы были поражены успехом. Бетховен же стоял неподвижно - он ничего не слышал.

Незадолго до смерти Бетховен едет к брату Иоганну. На обратном пути Людвиг сильно простудился и после нескольких месяце тяжёлой болезни Людвиг ван Бетховен умирает. Смерть композитора 26 марта 1827 г потрясла Вену. Все учебные заведения в этот день были закрыты. Многотысячная толпа вышла проводить композитора в последний путь.

Пожалуй, основной темой творчества Бетховена можно назвать идею героической борьбы за свободу, созвучную революционной эпохе. Вместе с тем его музыка передаёт и тончайшие лирические переживания.

Произведения для слушания в дошкольном учреждении:

Экоссез соль мажор (3-6 лет)

Симфония №5 (1 и 3 части) (фрагменты) (5-7 лет)

(французский композитор)

Сейчас трудно поверить, что произведение, признанное вершиной французского оперного реализма, обошедшее все оперные сцены мира и ставшее одним из самых любимых и популярных в истории музыки, при первой постановке в Париже успеха не имело и вскоре было снято с репертуара. Провал любимого детища так подействовал на Бизе, с детства страдавшего пороком сердца, что привёл к трагическому концу — он скончался 3 июня 1875 г. в Париже.

Произведения для слушания в дошкольном учреждении:

Брамс Иоганнес

(немецкий композитор)

Родился 7 мая 1833 г. в Гамбурге в семье музыканта-контрабасиста. Талант у мальчика проявился рано. Его обучением занялся отец, затем Э. Марксен —- известный пианист и композитор.

В 1853 г. с венгерским скрипачом Э. Ременьи Брамс совершил концертную поездку, во время которой познакомился с Ф. Листом.

В 1862 г. Брамс переехал в Вену. Он руководил Венской певческой академией и был приглашён на пост дирижёра в Общество друзей музыки. С середины 70-х гг. XIX в. композитор целиком посвятил себя творческой деятельности, много путешествовал, выступал как пианист и дирижёр.

После смерти Р. Вагнера (1883 г.) Брамс считался бесспорно величайшим из живших в то время композиторов и был осыпан почестями и наградами.

Период примерно с 45 до 60 лет был для маэстро самым плодотворным: он написал четыре симфонии, скрипичный концерт, Второй фортепианный концерт, более 200 сольных песен, сделал свыше 100 обработок народных песен.

Умер 3 апреля 1897 г.

Произведения для слушания в дошкольном учреждении:

Венгерский танец №6 (5-7 лет)

Венгерский танец №1 (4-7 лет)

Венгерский танец №5 (4-7 лет)

Верди Джузеппе

(итальянский композитор)

Родился 1 октября 1813 г. в Ронколе (провинция Парма) в семье деревенского трактирщика. Первые уроки музыки брал у органиста местной церкви. Затем занимался в музыкальной школе в Буссето у Ф. Провези. В Миланскую консерваторию принят не был, но остался в Милане и частным образом занимался с профессором консерватории В. Лавиньи.

Скончался 27 января 1901 г. в Милане.

Произведения для слушания в дошкольном учреждении:

Вивальди Антонио

(итальянский композитор, скрипач, дирижёр, педагог)

Антонио получил церковное образование и готовился стать священником. Но вскоре после того, как он был посвящен в священники (1703), что давало ему право самостоятельно служить мессу, он отказался от этого, сославшись на плохое состояние здоровья (он страдал астмой, явившейся следствием перенесенный при рождении травмы грудной клетки). В 1703 он числился учителем игры на скрипке в Оспедале делле Пиета. Это один из венецианских приютов для девочек-сирот. С перерывом в два года Вивальди занимал этот пост до 1716 года. Позже, находясь уже далеко от Венеции, он сохранил свои связи с Пиета (одно время он каждый месяц посылал туда два своих новых концерта).

Репутация Вивальди начала быстро расти с его первыми публикациями: они, содержа некоторые из его самых прекрасных концертов, были изданы в Амстердаме и широко распространились в северной Европе; это заставило музыкантов, посещавших Венецию, разыскивать там Вивальди, а в ряде случаев заказывать у него новые, произведения. Баху так понравились концерты Вивальди, что пять концертов он переложил для клавесина, а еще ряд концертов — для органа.

Антонио Вивальди писал оперы для театров Венеции (участвовал в их постановке). Как скрипач-виртуоз концертировал в Италии и др. странах. Последние годы провёл в Вене. Умер 28 июля 1741.

Произведения для слушания в дошкольном учреждении:

Концерт для флейты с оркестром №4 (5-7 лет)

Гайдн Франц Йозеф

(австрийский композитор)

Родился, вероятно, 31 марта 1732 г. (крещён 1 апреля 1732 г.) в деревне Рорау (Нижняя Австрия).

В шестилетнем возрасте Гайдн был отдан в школу в Хайнбурге, где обучался игре на различных музыкальных инструментах и пению. Уже в 1740 г. Гайдн, благодаря прекрасному голосу, стал певчим в соборе Святого Стефана в Вене. В хоре собора он пел до 1749 г. Живя в крайней бедности и нужде, Гайдн находил отраду только в занятиях музыкой. В австрийской столице он познакомился с итальянским поэтом, драматургом и либреттистом П. Метастазио, который в свою очередь познакомил Гайдна с композитором и педагогом Н. Порпорой.

С 1753 по 1756 г. Гайдн работал у Порпоры аккомпаниатором и одновременно изучал основы композиции. В 1759 г. он получил место дирижёра капеллы у чешского графа Морцина. Тогда же им была написана первая симфония, имевшая большой успех и завоевавшая ему симпатию князя Эстергази, который предложил Гайдну место капельмейстера в своём оркестре.

Музыкант принял это предложение в 1761 г. и прослужил у князя 30 лет. После смерти Эстергази в 1790 г. Гайдн остался без определённой должности, но имя его как композитора уже было широко известно. Особенно прославили Гайдна его симфонии. Всего им написано 119 симфоний. Кроме симфоний композитором написаны 22 оперы, 19 месс, 83 струнных квартета, 44 фортепианные сонаты и множество других произведений.

В области инструментальной музыки Гайдн считается одним из крупнейших композиторов рубежа XVIII—XIX вв.

Талант Гайдна был высоко оценён его современниками. В 1791 г. он стал почётным доктором Оксфордского университета, в 1798 г. — членом Шведской королевской академии музыки. В 1804 г. композитор был избран почётным гражданином города Вены, а в 1808 г. — почётным членом Филармонического общества в Петербурге.

Умер 31 мая 1809 г. в Вене.

Произведения для слушания в дошкольном учреждении:

Симфония соль мажор №94 (Andante, Menuetto, Finale) (5-7 лет)

Гершвин Джордж

26 сентября 1898 года — 11 июля 1937 года

(американский композитор)

Джордж Гершвин - один из самых популярных, исполняемых и любимых американских композиторов, который начинал в театрах на Бродвее.

Джордж Гершвин родился в Бруклине, Нью-Йорк, в семье русских эмигрантов. Настоящие имя и фамилия композитора - Джекоб Гершовиц. С детства впитывавший джазовую культуру (говорят, что впервые Гершвин услышал джазовую музыку в 6 лет), он был любителем джазовых концертов и в 12 лет начал самостоятельно учиться играть на фортепиано. Много позже, став прославленным композитором, Гершвин не переставал учиться, совершенствовать свою технику.

В 1914 году Гершвин начал профессионально заниматься музыкой, работая аккомпаниатором в компании Джерома Ремика. Уже через два года было выпущено первое авторское произведение молодого Гершвина - "When You Want 'Em You Can't Get 'Em". Несмотря на то, что оно не пользовалось особым успехом публики, Гершвин привлек внимание некоторых известных бродвейских продюсеров и режиссеров. Например, Зигмунд Ромберг с радостью включил музыку Гершвина в свою оперетту "The Passing Show of 1916". В те годы Гершвин, занимаясь фортепиано, гармонией и оркестровкой, подрабатывал пианистом в ресторанах.

В 1920-1924 годах Джордж Гершвин создавал по нескольку десятков произведений для "George White's Scandals", а в 1922 году написал даже настоящую оперу - "Blue Monday" (известную как "135th Street"), после премьеры которой был приглашен в джаз-бэнд Пола Уайтмена в качестве композитора. Именно для Уайтмена Джордж сочинил настоящую жемчужину своего творчества - "Rhapsody in Blue" ("Джазовая рапсодия").

В 1924 году Гершвин создал мюзикл "Lady, Be Good!", который стал первым настоящим успехом композитора на Бродвее. В этой постановке Гершвин впервые работал со своим братом Ирой Гершвином, который писал все тексты. Следующее десятилетие этот творческий союз был самым продуктивным и востребованным на Бродвее.

Джордж Гершвин умер 11 июля 1936 года в Голливуде, не дожив двух месяцев до 39 лет. Неожиданная смерть композитора была вызвана неудачной операцией по удалению опухоли головного мозга.

Лист Ференц

(венгерский композитор, пианист, дирижёр, педагог)

Родился 22 октября 1811 г. близ города Шопрон (Венгрия) в семье обедневшего дворянина. Музыке обучался в Вене. Педагогом Ференца по игре на фортепиано был К. Черни, по композиции — А. Сальери, Ф. Паэр и А. Рейхи.

Выступая в концертах с 9 лет, Лист вначале стал знаменит как пианист-виртуоз.

В 1823—1835 гг. он жил и концертировал в Париже, где также развернулась его педагогическая и композиторская деятельность. Здесь музыкант познакомился и сблизился с Г. Берлиозом, Ф. Шопеном, Ж. Санд, другими виднейшими деятелями искусства и литературы.

В 1835—1839 гг. Лист путешествовал по Швейцарии и Италии и в этот период довёл своё мастерство пианиста до совершенства.

В 1847—1885 гг. Лист написал 19 венгерских рапсодий, призванных донести до европейского слушателя музыку родной автору страны.

Постепенно разочаровавшись в окружающей его обстановке (её отличали интриги и зависть), композитор в 1858 г. оставил должность придворного капельмейстера. С 1861 г. он жил то в Риме, то в Будапеште, то вновь в Веймаре.

В 1865 г. Лист принял сан аббата, но от мира не удалился, а посвятил себя педагогике и оказывал покровительство молодым талантливым музыкантам.

В 1875 г. по инициативе композитора в Будапеште открылась Музыкальная академия (ныне носит его имя). Лист стал её первым президентом и профессором.

Скончался 31 июля 1886 г. в городе Байрёйт.

Произведения для слушания в дошкольном учреждении:

Феликс Мендельсон-Бартольди

(немецкий композитор, пианист, дирижёр, педагог еврейского происхождения)

Закончив университет, Мендельсон отправляется в гастрольную поездку по Европе, дирижируя оркестрами, исполнявшими его произведения (Шотландия, Италия, Франция, Англия).

Мендельсон – типичный представитель немецкого романтизма в музыке. Отличительная черта всех его музыкальных произведений, необычайно ясных и простых по своей форме - особая мелодичность и сентиментальность. Заслугой Мендельсона явилось и то, что он разыскал многие произведения И. С. Баха, опубликовал и добился их исполнения.

Умер Мендельсон в Лейпциге от кровоизлияния в мозг, вернувшись после напряженных гастролей по Англии.

Произведения для слушания в дошкольном учреждении:

Моцарт Вольфганг Амадей

(австрийский композитор)

В 1779 г. он получил должность органиста при архиепископе Зальцбургском, но в 1781 г. отказался от неё и переехал в Вену.

Закончил сочинение Ф. К. Зюсмайер, ученик Моцарта и А. Сальери. Творческое наследие Моцарта, несмотря на его короткую жизнь, огромно: по тематическому каталогу Л. фон Кёхеля (почитателя творчества Моцарта и составителя наиболее полного и общепринятого указателя его сочинений), композитор создал 626 произведений, среди которых 55 концертов, 22 клавирные сонаты, 32 струнных квартета.

Умер 5 декабря 1791 г. в Вене.

Произведения для слушания в дошкольном учреждении:

Вальсы (си бемоль мажор, соль мажор) (3-6 лет)

1-я часть симфонии №40 (фрагменты) (5-7 лет)

Контрданс соль мажор (4-7 лет)

Шопен Фридерик (Фредерик)

(польский композитор и пианист)

Родился 22 февраля (по другим данным, 1 марта) 1810 г. в Желязова-Воле недалеко от Варшавы в семье учителя. Музыкальное дарование Шопена проявилось очень рано. В 1817 г. были изданы первые полонезы юного композитора (всего в период 1817—1846 гг. Шопеном создано 16 полонезов), и с этого же времени начались выступления в концертах в качестве пианиста-виртуоза.

Первым учителем музыки для Шопена стал чешский музыкант В. Живный. А затем, поступив в Высшую музыкальную школу в Варшаве, он занимался у известного композитора, позднее — директора Варшавской консерватории Ю. Эльснера.

В 1827 г. Шопен закончил обучение и стал систематически выступать в концертах, исполняя и свои собственные сочинения. В 1828 г. композитор совершил первую гастрольную поездку в Берлин, а затем в Вену, принёсшую ему огромный успех.

С 1829 г. начала расти слава Шопена не только как гениального пианиста, но и как композитора. Настоящий поэт фортепиано, он посвятил этому инструменту почти всё своё творчество. Им написаны два фортепианных концерта, три сонаты, в том числе Соната си-бемоль-минор со знаменитым Траурным маршем, четыре баллады, 21 ноктюрн, 27 этюдов, 25 прелюдий. Кроме того, Шопену принадлежат 19 песен, соната для виолончели и фортепиано и многие другие произведения.

В 1830 г. композитор навсегда покинул Варшаву, недолго прожил в Вене, после чего переехал в Париж. Во французской столице вокруг Шопена собрался кружок друзей и единомышленников, среди которых были его ближайший друг Ф. Лист, художник Э. Делакруа, писатель О. Бальзак, поэт А. де Мюссе, композитор Г. Берлиоз. Особенно близкие отношения сложились у Шопена с писательницей Авророй Дюдеван, известной под псевдонимом Жорж Санд. В течение восьми лет она была подругой композитора.

В 1837 г. Шопен совершил путешествие в Англию и Шотландию, длившееся почти год, а 1838— 1839 гг. провёл на испанском острове Мальорка. Конец жизни музыканта был омрачён болезнью лёгких, которая и стала причиной его смерти.

Умер 17 октября 1849 г. в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Произведения для слушания в дошкольном учреждении:

Вальсы №7, №10 (4-7 лет)

Мазурки (ля минор, си бемоль мажор) (4-7 лет)

Полонез ля мажор (5-7 лет)

Штраус Иоганн

(австрийский композитор, скрипач, дирижёр)

Родился 25 октября 1825 г. в Вене в семье известного композитора и дирижёра И. Штрауса. Теории музыки обучался у И. Дрекслера. Быстро овладел техникой игры на фортепиано и скрипке и с 1844 г. начал выступать как дирижёр собственного оркестра, конкурировавшего с оркестром Штрауса-отца. После его смерти Штраус объединил оба оркестра в один, с которым стал гастролировать по Европе, исполняя произведения как других композиторов, так и свои собственные. Кроме того, он занимал пост дирижёра венских придворных балов (с 1863 по 1870 г.).

Излюбленным жанром стала для Штрауса танцевальная музыка: польки, мазурки, а особенно вальсы. Композитором написано около 500 произведений танцевальной музыки, пользующихся и сейчас огромной популярностью.

Творчество композитора, светлое, яркое, жизнерадостное, признано и любимо во всём мире.

Умер 3 июня 1899 г. в родном городе.

Произведения для слушания в дошкольном учреждении:

Пиццикато-полька (3-7 лет)

Шуберт Франц

(австрийский композитор)

Родился 31 января 1797 г. в Лихтентале близ Вены в семье школьного учителя. Отец и старшие братья обучили Франца игре на скрипке и фортепиано.

Благодаря красивому голосу с 1808 по 1812 г. он был певчим Венской придворной капеллы, одновременно обучаясь в конвикте (хоровое училище-интернат). Здесь наставником Шуберта по композиции был до 1816 г. А. Сальери.

Вокруг композитора объединились единомышленники, поклонники и пропагандисты его творчества. Именно благодаря их усилиям к Шуберту пришли слава и признание. Сам же он отличался жизненной непрактичностью.

Основой творчества Шуберта стала песня. Всего им написано более 600 произведений этого жанра.

Умер 19 ноября 1828 г. в Вене.

Произведения для слушания в дошкольном учреждении:

Вальсы №17, №18, №19 (3-4 года)

Вальс ля минор, фа мажор (4-7 лет)

Вальс си минор (5-7 лет)

«Немецкий танец си бемоль мажор (5-7 лет)



Трогательные песни в исполнении бесприданницы Ларисы Огудаловой – лишь одна из ипостасей романса, если принимать во внимание всю его историю. А ведь когда-то давно он начинался с других песен - и по тематике, и по способам исполнения. Правда, главный секрет романса, что делает его таким притягательным на протяжении веков, остается, пожалуй, неизменным.

Появление романса

А.А. Баррингтон. Испанский певец и его дама

К привычному представлению о романсе его предшественник имеет весьма отдаленное отношение – и дело не только в том, что эволюция этого вокально-музыкального жанра продолжается уже много столетий. В попытках прояснить историю возникновения романса музыковеды обращаются к Испании XIV – XV веков, когда и при королевском дворе, и на народных гуляниях стали звучать песни на местном наречии – в отличие от церковных псалмов, исполнявшихся на латыни. Предполагают, что родиной романса стало королевство Арагон, откуда эти песни стараниями трубадуров распространились по всей Испании.

Виуэла

Тогда это были стихи о военных подвигах, борьбе с маврами, истории о рыцарях и, само собой, любовные тексты – их обычно исполняли под аккомпанемент виуэлы, родственницы гитары и лютни. Да, поначалу вовсе не роковая страсть и безответная любовь были главными вдохновляющими идеями для исполнителей романсов. По сути, это был новый этап народного эпоса, в чем-то сходный с русскими былинами, да и главными героями романсов были воины и вожди испанского народа. Бернардо дель Карпио, который жил в девятом веке и, по легенде, не умер, а уснул в астурийских горах, и спит по сей день; Фернан Гонсалес, который смог отвоевать Кастилию у мавров; Сид Кампеадор, человек-легенда, ставший героем песен и поэм, который, по легенде, и после своей смерти поддерживал боевой дух своей армии - вот кого прославляли поэты и музыканты, исполняя романсы на улицах Испании.

Фернан Гонсалес, герой испанских романсов

Считается, что романсы стали первой стихотворной формой испанской литературы, иногда их приравнивают к похожему жанру баллады. Несомненно одно – они были частью народного фольклора, имели множество авторов, ведь из раза в раз романс исполнялся по-новому, в зависимости от настроения певца, его памяти, его творческого начала. Одна из самых ярких особенностей романса, сохранившаяся и до настоящего времени – в том, что музыка и текст, а с ними и исполнение, и переживания слушателя, объединяются в единое целое, превращая песню в некоторое подобие представления, сродни театральному.

Сборник романсов - романсеро

Сборники испанских романсов назывались " романсеро ", их записывали с XIV века. Некоторые песенники включали романсы лучших испанских композиторов того времени – Хуана дель Энсины, Франсиско Пеньялосы, Хуана ди Анчиеты.

Романсы в Европе в новое время

Романсы исполняли и в Испании, и в ее колониях, знакомы с ними были во всей Европе. Но в эпоху романтизма этот музыкальный жанр стал набирать особенную популярность. Да и смысловое наполнение его поменялось согласно художественным запросам той эпохи, став более лирическим, сентиментальным. Композиторы-классики, в первую очередь австрийские и немецкие, такие, как Франц Шуберт, Роберт Шуман обращались в своем творчестве к романсу, следом возникла французская, а вскоре и русская школы. Большое влияние на жанр оказывало творчество крупнейших поэтов эпохи – Гёте и Гейне в Германии, Пушкина в России.

С. Русиньоль. Романс

И. Прянишников. Жестокие романсы

Петербургские и московские цыгане начинали с собственного, самобытного стиля исполнения русского романса – драматично, с особой эмоциональной насыщенностью и напевностью, затем создавая уже новые произведения, как на русском, так и на цыганском языке.

Ф.Р. Клемент. Девушка с гитарой

Романсы привлекали и привлекают своей недосказанностью, слушателю открывается лишь один, текущий момент, без четкого описания того, что было прежде, и со смутными представлениями о будущем.

Некоторые русские романсы

У русского романса история вообще любопытна, но не меньший, даже, скорее, больший интерес вызывает судьба отдельных произведений – часто она была довольно драматичной.

Композитор А.А. Алябьев

И. Левитан. Вечерний звон

Николай Зубов, композитор, сочинивший множество романсов, в том числе цыганских

В этот период музыка стала более выразительной и эмоциональной, став аккомпанементом современной литературной, художественной и философской тематике. Масштабы оркестровки значительно выросли во время романтизма, а также динамический диапазон и разнообразие инструментов, используемых в нем.


Публичные концерты стали ключевым элементом городского общества среднего класса, в отличие от предыдущих исторических моментов, когда концерты в основном оплачивались и исполнялись для аристократии..

Среди характеристик романтизма можно отметить новую сдачу естественному, увлечение прошлым (особенно средневековыми легендами), новый взгляд на мистическое и сверхъестественное, ностальгия по бесконечному и сосредоточение на фантастическом, духовном и призрачный.

Национализм был также мотивом среди композиторов и музыкантов романтизма. Проявление интенсивных чувств в композициях было в центре внимания большинства искусств, которые развивались в этот исторический период.

Далее рейтинг главных музыкантов и композиторов романтизма.

1- Людвиг ван Бетховен (1770-1827)


Он был немецким пианистом и композитором, ключевой фигурой в переходе между классической и романтической эпохой в западной музыке. Продолжает быть одним из самых влиятельных и известных композиторов всех времен.

Среди его произведений 9 симфоний, 5 концертов для фортепиано, концерт для скрипки, 32 сонаты для фортепиано, 16 квартетов для струнных, его великий Миса Солемнис и опера Фиделио. Он также сочинил камерную музыку, хоровые произведения и песни.

После 25 лет его слух стал ухудшаться, и он провел последнее десятилетие своей жизни почти полностью глухим. В 1811 году он покинул оркестр и перестал играть на пианино на публике, но продолжил сочинять. Многие из его самых любимых работ были написаны на этом этапе..

2- Франц Шуберт (1797-1828)


Австрийский музыкант умер до того, как ему исполнилось 32 года, однако он сделал карьеру как плодовитый композитор. Он написал более 600 светских вокальных произведений, семь полных симфоний, духовную музыку, оперу, случайную музыку и большое количество камерной музыки и фортепиано..

Пока он жил, его музыку ценила лишь небольшая группа фанатов в Вене. Настоящий интерес к его творчеству начался после его смерти, чтобы поощрять и хвалить других композиторов того времени, таких как Мендельсон, Шуман и Лист.

3- Фанни Мендельсон Хензель (1805-1847)


Этот немецкий композитор и пианист, сестра Феликса Мендхельссона, написал более 460 произведений. Его композиции включают трио для фортепиано и несколько книг для фортепиано соло и песен. Многие из его работ были опубликованы под именем его брата, в его опус восьмой и девятый.

4- Луи-Гектор Берлиоз (1803-1869)


Французский композитор, самый известный за твоя симфоническая фантазия и его Большой Мессе де Мортс (Реквием). Его вклад в конформацию современного оркестра был значительным благодаря его Трактату по приборостроению. Он даже использовал до 1000 музыкантов на нескольких концертах под его руководством.

5- Феликс Мендельсон (1809-1847)


Композитор, пианист, органист и немецкий дирижер, принадлежащий к раннему романтизму. Внук философа Моисея Мендельсона родился в известной еврейской семье.

Он пользовался большим успехом в Германии, где возродился интерес к музыке Иоганна Себастьяна Баха. Он писал симфонии, концерты и различные оратории.

6- Фридерик Франциск Шопен (1810-1849)


Этот виртуозный пианист и композитор, родившийся в Польше, писал в основном произведения для фортепиано, хотя в его произведениях также есть некоторые фотоаппараты..

Его стиль клавиатуры очень индивидуален и во многих отношениях очень технически сложен. Она была одной из первых "суперзвезд" романтической музыки.

7- Роберт Шуман (1810-1856)


Немецкий композитор и влиятельный музыкальный критик. Он бросил учебу в области права, чтобы продолжить карьеру пианиста. После травмы руки он сосредоточил свои усилия на композиции.

Его композиции сосредоточены в основном на фортепиано. Он страдал от психического расстройства, которое вызвало у него серьезную депрессию, которая в конечном итоге повредила его в психиатрической больнице.


Великолепный венгерский композитор, пианист-виртуоз, дирижер оркестра, учитель музыки, аранжировщик, органист, меценат и писатель. Его потрясающее мастерство игры на фортепиано было легендарным. Он также был промоутером и другом многих музыкантов и авторов его эпохи, таких как Шопен, Вагнер, Берлиоз, Шуман и Григ..

Как композитор он был одним из самых ярких представителей Новой немецкой школы. Он оставил после себя обширное портфолио работ. Одним из его самых важных вкладов было создание симфонической поэмы как жанра.

9- Рихард Вагнер (1813-1883)


Этот немецкий композитор, театральный режиссер и дирижер оркестра наиболее известен своими операми. Как и многие композиторы жанра, Вагнер сочинил и либретто, и музыку своих произведений..

10- Джузеппе Верди (1813-1901)


Итальянский оперный композитор. Участвовал в итальянских объединительных движениях. Его политическое видение присутствовало во многих его произведениях, как и в случае его оперы Nabucco.

11- Клара Вик Шуман (1819-1896)


Немецкий исполнитель и композитор, считающийся одним из самых выдающихся пианистов эпохи романтизма. Он поддерживал постоянное влияние в течение своей 61-летней карьеры.

Ее мужем был композитор Роберт Шуман. Вместе Шуман подтолкнул Йоханнеса Брамса, интерпретируя Клару некоторые из его первых сочинений.

12- Бедржих Сметана (1824-1884)


Чешский композитор, пионер развития музыкального стиля, который был определен в пути, очень близком к стремлениям независимости своей страны.

Поэтому он считается отцом чешской музыки. Его прирожденный талант к композиции заставил его опубликовать свою первую работу в возрасте 6 лет. Одна из его самых известных работ - опера Проданная подруга.

13- Иоганнес Брамс (1833-1897)

Он сочинил для симфонического оркестра, камерных групп, фортепиано, органа, голоса и хора. Многие его произведения уже являются эталонами концертного репертуара. Перфекционист, говорят, что он уничтожил многие из своих работ и оставил еще несколько неопубликованных.


Французский композитор, наиболее известный своими операми в карьере, которая была усечена рано после его смерти. Он достиг нескольких хитов перед своей последней работой, Кармен, которая стала одной из самых популярных и часто исполняемых в полном оперном репертуаре..

15- Петр Ильич Чайковский (1840-1893)


Русский композитор, принадлежащий к движению позднего романтизма. Несколько его работ являются одними из самых популярных произведений классической музыки..

Он был первым русским композитором, чье творчество выделялось на международном уровне, что привело его к тому, чтобы представить себя в качестве приглашенного дирижера в Европе и даже в Соединенных Штатах..

Несмотря на музыкальный успех, жизнь Чайковского страдала от личных кризисов и депрессии. Его гомосексуализм, который он должен был хранить в тайне при жизни, был фактором, способствующим ухудшению его эмоционального состояния..

16- Антонин Дворжак (1841-1904)


После Сметаны Дворжак стал вторым чешским композитором, получившим международную известность. Следуя пути пионера Сметаны, он часто развивал свою работу с использованием аспектов Моравской народной музыки и его родной Богемии..

Он был выдающимся скрипачом с детства. Он написал девять опер, в основном в духе чешского национализма, будучи самым популярным Русалки.

17- Руджеро Леонкавалло (1857-1919)


Итальянский композитор и либреттист оперы, который написал множество произведений за свою карьеру, но чей максимальный вклад в музыку романтизма был его работа в двух действиях Pagliacci. Леонкавалло не мог избежать ошеломляющего успеха своей работы, о которой его больше всего помнят до сегодняшнего дня.


Австрийский композитор, один из самых выдающихся режиссеров своего поколения. Как композитор, он был мостом между австро-германской традицией девятнадцатого века и модернизмом начала двадцатого века..

Его музыка была запрещена в нацистскую эпоху, хотя она всплыла после второй войны, когда ее спасло новое поколение слушателей..

19- Клод Дебюсси (1862-1918)


Он был французским композитором и, наряду с Морисом Равелем, одной из самых выдающихся личностей, связанных с музыкальным импрессионизмом. Он был назван рыцарем Почетного легиона в 1903 году.

Его музыка отличается чувственным содержанием и частым использованием нетрадиционных тональностей. Выдающийся литературный стиль во Франции в период, когда он разрабатывал свою работу, называется символизмом и определенно находился под влиянием Дебюсси как композитора и активного культурного участника..

20- Морис Равель (1875-1937)


Французский композитор, который вместе со своим соотечественником Дебюсси ассоциируется с импрессионизмом, хотя оба композитора отвергли этот термин в то время. В 1920-х и 1930-х годах он считался самым выдающимся живым французским музыкантом.

21- Ричард Штраус (1804-1849)


Этот композитор австрийского романтизма прославился своими вальсами, которые он популяризировал вместе с Джозефом Ланнером. Он заложил основы, которые его дети будут использовать для продолжения своей музыкальной династии. Его самая известная работа - Марш Радецкого, названный в честь Иосифа Радецкого фон Радец.

22- Джозеф Ланнер (1801-1843)


Австрийский композитор танцевальных произведений запомнился как один из первых, кто реформировал вальс, превратив его в простой популярный танец в жанре, которым может наслаждаться высшее общество. Он был так же известен, как его друг и музыкальный конкурент Иоганн Штраус.

23- Эми Бич (1867-1944)


Пианист и американский композитор, был первым композитором американского происхождения, который выделился в мире художественной музыки. Как пианистка, она была очень хорошо известна на концертах, которые она представляла в Соединенных Штатах и ​​Германии..

Он написал Гэльская симфония и Концерт для фортепиано до минор. Она была также музыкальным интеллектуалом, который писал для газет, журналов и других публикаций..

Читайте также: