Сообщение о заговоре против андрея боголюбского

Обновлено: 02.05.2024


Алексей Домнин

Боголюбово. Ночь. Для грозного правителя Владимиро-Суздальского княжества она станет последней. В его же собственном дворце собираются заговорщики. Это были люди из ближайшего окружения князя. Выпив вина для храбрости, они врываются в палаты своего господина и нападают на него. Но в суматохе борьбы князю удается ускользнуть. Он прячется в нише под лестницей. Однако его находят…

Для начала взглянем на документы. Последняя ночь Андрея Боголюбского подробно описана в Повести о его убиении. Но все ли там достоверно изложено? Несмотря на ряд поздних добавлений, историки сходятся во мнении, что автор этого свидетельства был явно современником князя. А значит, вполне знал, о чем писал.

Состав заговорщиков:

Из данного свидетельства становится понятно, что всего в заговоре принимало участие 20 человек. Правда, из этого документа нам известны лишь несколько имен. Но в 2015-м году произошла настоящая сенсация. В ходе реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском обнаружили полный список заговорщиков. Он был процарапан на стене храма. Что примечательно, и в Повести, и в ходе реставрации упомянуты Кучковичи. При этом Петр, зять некоего Кучки, в источниках упоминается как лидер группы заговорщиков.

Версии:

1. Личная месть?

Но заслуживает ли эта версия доверия?

Впервые имя Стефана Кучки встречается в отечественных источниках только в 17-м веке, то есть спустя 5 веков после описываемых событий. Вероятно, эта история – не более, чем выдумка.

Но только ли бояре точили зуб на Андрея Боголюбского?

2. Ищите женщину?

В истории о заговоре есть место и женщине. Андрей Юрьевич был женат несколько раз. И на одном из рисунков, посвященных последним минутам жизни князя, изображена некая дама. Ее можно разглядеть на миниатюре Радзивилловской летописи 15-го столетия.

Как отмечают исследователи, судя по одежде, она – явна из знати. Но ни в одном из письменных источников никакой женщины нет. Некоторые полагают, что на рисунке жена князя. Например, в Тверской летописи 16-го века говорится, что одна из жен, булгарка по происхождению, решила так отомстить Боголюбскому за разорение своей родины – Булгарии. Как известно, князь организовывал туда разорительные походы.

Но существует одна легенда. Она была записана в 17-м веке. В одном из источников упомянута Улита Кучковна – сестра главных заговорщиков и дочь Стефана Кучки. Как уже говорилось, по преданию Стефан был убит отцом Андрея Боголюбского. И вот эта сама дочь, якобы, и стала женой князя. Вряд ли там была большая любовь. Особенно учитывая, что под конец жизни Андрей Боголюбский приказал казнить одного из ее братьев. Именно после этого Петр Кучкович и решил сколотить команду. Возможно, что и жена князя помогала заговорщикам. Правда, эта история впервые вообще появляется на свет только в 17-м столетии. Кроме как преданием эту версию мы назвать не можем.

3. Еврейский след?

А это уже совсем неожиданные причины расправы с князем, кстати, их назвал известный историк 19-го века Сергей Михайлович Соловьев.

Он обратил внимание на то, что в числе заговорщиков находился некий Ефрем Моизич. То есть некий Моисеевич. С легкой руки исследователя и родилась версия с еврейским следом. Многие позже подхватили ее, и сегодня существует огромное количество работ, посвященных ей. Но никаких надежных доказательств в источниках все еще не обнаружено.

4. Дворцовый переворот?

Ответ на этот вопрос следует искать в Чернигове! Дело в том, что сразу после вести о кончине князя Андрея Боголюбского все ближайшие родственники правителя северо-востока как бы случайно собираются именно в этом городе. То есть полный набор претендентов на владимирский престол. Возможно, родные, собравшиеся в Чернигове, ждали и были осведомлены о заговоре. А может, и принимали в нем участие.

Посольство ростовцев и суздальцев к Глебу Ростиславичу Рязанскому с просьбой содействовать им в приискании князя на Суздальский престол.

Например, исследователь Ю. А. Лимонов обратил внимание на то, что, несмотря на большое количество претендентов, родственникам достаточно быстро удалось договориться. Новым правителем северо-востока стал брат Андрея Боголюбского - Михалка.

Лимонов пишет: “По преданию, Михаил и Всеволод казнили убийц Андрея. Последнее, конечно, не является доказательством в пользу их неучастия в заговоре. Исполнителей часто убирают, как нежелательных свидетелей”.

Так что не исключено, что и будущий Великий князь Всеволод III Большое Гнездо, младший брат Андрея Боголюбского, правитель, при котором появился Дмитриевский собор, и который наследовал Михаилу, так же знал, а, может, и принимал участие в заговоре.

Но сам Лимонов подозревает другого родственника Андрея Боголюбского - Глеба Рязанского. Он был женат на племяннице правителя северо-востока Руси и находился в личной вассальной зависимости от него. Устранение князя для Глеба решило бы много проблем. Например, Лимонов обращает внимание на дальнейшие действия Рязанского - он начинает борьбу против Михалки и Всеволода, сжигает Москву, грабит Боголюбово. Но в итоге проигрывает и умирает во владимирском плену.

Да, все-таки сказать о том, кто именно организовал заговор, уже невозможно. Зато можно понять, что стало причинами расправы…

Заключение:

Из Повести становится известно, что главарь заговорщиков Петр отсекает десную (правую) руку своего господина. Но при изучении останков Боголюбского медики установили, что пострадала именно левая рука. Даже на миниатюре Радзивилловской летописи 15-го века это можно увидеть.

Ряд историков пишет, что в этом моменте автор Повести намекает на отрывок из Евангелия от Матфея: "И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну".

Что же мог такого сделать князь, что он мог быть ввергнут в огненную геенну? Возможно, автор намекает на церковную политику Андрея Боголюбского, который не пустил во Владимир ставленника Киева и назначил своего митрополита. По сути действия князя чуть не привели к церковному расколу на Руси!

И хоть правление Андрея Боголюбского, видимо, послужило поводом к его устранению, будущие владимирские князья продолжат примерно в том же духе. А идея единоличного царствования станет определяющей сначала для северо-востока Руси, а затем и для всей Российской государственности.

Сергей Кириллов. Андрей Боголюбский (Убиение). 2011

Действия заговорщиков

Ипатьевская летопись гласит, что перед убийством князь отправился в свой замок в Боголюбово. Заговор против него был организован боярами Кучковичами, находившимися в родственной связи с Андреем. Когда-то им принадлежали земли, на которых позже основали Москву. Перед убийством князя они побывали в винных погребах, где пили хмельное, а затем отправились в спальню Боголюбского. Она была закрытой. Бояре постучали. Князь спросил, кто его тревожит. Один из заговорщиков назвался любимым слугой Андрея – Прокопием. Князь понял, что его обманывают. Боголюбский хотел взять в руки оружие, но меча возле кровати не оказалось, так как его заранее похитил ключник Анбал.

Смерть князя

Бояре вломились в комнату Андрея, который отчаянно от них отбивался. Израненного и окровавленного Боголюбского заговорщики оставили в княжеских покоях, так как решили, что убили его насмерть. Но Андрей чудом выжил. Он покинул спальню и спрятался за лестничный столб, к которому вел кровавый след. Так его увидели Кучковичи и решили завершить свое дело.

Часовня Святого Андрея Боголюбского в Боголюбском монастыре

Отпевание Боголюбского и перенесение его тела во Владимир

Мертвого Андрея выбросили на улицу, после чего началось разграбление княжеского замка. Лишь придворному Боголюбского Кузмище Киянину было дело до тела своего хозяина. Он перенес мертвого князя в собор. Отпевание Андрея провели лишь третьего дня после расправы. Игумен Феодул занялся организацией перенесения тела Боголюбского в Успенский собор Владимира.

Когда князя убили, начался дележ его наследства, в котором не довелось участвовать единственному из выживших сыну Андрея, так как было применено лествичное право.

Память о князе и его канонизация

В 2015 году начали реставрировать Спасо-Преображенский собор в городе Переславль-Залесский, что привело к открытию надписи 12-го столетия с именами двадцати бояр, участвовавших в заговоре против Боголюбского, и описанием самого злодеяния.

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (икона). Начало XX века. Государственный Эрмитаж

Русская православная церковь канонизировала князя примерно в 1702 году. День его памяти отмечают 4 июля. Местом нынешнего нахождения мощей святого является Андреевский предел во владимирском Успенском соборе.

Первоначально Андрей Боголюбский был погребен во Владимирском храме Успения Богородицы; позднее останки неоднократно переносились. В 1934 погребение Андрея Боголюбского было обследовано и идентифицировано археологами и антропологами; по черепу найденному в захоронении, скульптору и антропологу М. М. Герасимову удалось воссоздать уникальный скульптурный портрет князя. На следующий день после убийства Андрея Кучковичами произошло всеобщее восстание в Боголюбове и Владимире против администрации Андрея и феодальной знати. Развернулась борьба между родственниками за престол

Заключение.


Икона: Святой благоверный князь Андрей Боголюбский.

До сих пор показывают в Боголюбове в верхней палате при соборе ту роковую ложницу, где застигнут был убийцами блаженный князь, и ту каменную витую лестницу, вокруг столба, которая была обагрена мученическою его кровью, и тот застенок позади столба, где окончательно был поражен святой князь немилосердными убийцами, и тот священный шатер посреди двора монастырского, над каменною чашей, из которой ежедневно раздавал он своеручно милостыню убогим. Все наполнено воспоминаниями о нем в созданной им обители, и умиленно начертан лик его на иконе Боголюбской , молящимся без венца, на коленях пред ликом явившейся ему Матери Божией с хартией в руках. Святой князь сей есть одно из самых светлых лиц отечественной истории, и не напрасно сравнивали его современники с кротким Давидом и мудрым Соломоном. Благоговело пред ним потомство, и церковь причла его к лику небесных своих заступников вместе с другими священными витязями родного ему Владимира Великими князьями Георгием и Александром. Но только в позднейшее время, уже во дни Петра Великого, когда перенесены были мощи витязя Невского в новую столицу Руси, обретены были, к общему утешению граждан, в соборном храме Владимира нетленные мощи соорудителя его князя Андрея и юного сына его князя Глеба; с тех пор еще более стали чествовать память благоверных князей, осеняющих покровом своим древний град Владимир.


1. Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1987. С. 38 - 98.

2. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

3. Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.

4. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1988. Кн. 1, Т. 1-2.

5. Погодин М. Князь Андрей Юрьевич Боголюбский. М., 1850.

Первоначально Андрей Боголюбский был погребен во Владимирском храме Успения Богородицы; позднее останки неоднократно переносились. В 1934 погребение Андрея Боголюбского было обследовано и идентифицировано археологами и антропологами; по черепу найденному в захоронении, скульптору и антропологу М. М. Герасимову удалось воссоздать уникальный скульптурный портрет князя. На следующий день после убийства Андрея Кучковичами произошло всеобщее восстание в Боголюбове и Владимире против администрации Андрея и феодальной знати. Развернулась борьба между родственниками за престол

Заключение.


Икона: Святой благоверный князь Андрей Боголюбский.

До сих пор показывают в Боголюбове в верхней палате при соборе ту роковую ложницу, где застигнут был убийцами блаженный князь, и ту каменную витую лестницу, вокруг столба, которая была обагрена мученическою его кровью, и тот застенок позади столба, где окончательно был поражен святой князь немилосердными убийцами, и тот священный шатер посреди двора монастырского, над каменною чашей, из которой ежедневно раздавал он своеручно милостыню убогим. Все наполнено воспоминаниями о нем в созданной им обители, и умиленно начертан лик его на иконе Боголюбской , молящимся без венца, на коленях пред ликом явившейся ему Матери Божией с хартией в руках. Святой князь сей есть одно из самых светлых лиц отечественной истории, и не напрасно сравнивали его современники с кротким Давидом и мудрым Соломоном. Благоговело пред ним потомство, и церковь причла его к лику небесных своих заступников вместе с другими священными витязями родного ему Владимира Великими князьями Георгием и Александром. Но только в позднейшее время, уже во дни Петра Великого, когда перенесены были мощи витязя Невского в новую столицу Руси, обретены были, к общему утешению граждан, в соборном храме Владимира нетленные мощи соорудителя его князя Андрея и юного сына его князя Глеба; с тех пор еще более стали чествовать память благоверных князей, осеняющих покровом своим древний град Владимир.


1. Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1987. С. 38 - 98.

2. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

3. Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.

4. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1988. Кн. 1, Т. 1-2.

До сих пор историки знали из летописей лишь о четверых участниках заговора против великого князя Владимирского. Учёные прочли надпись на стене храма в Переславле-Залесском и обнаружили, что в списке сообщников было ещё семь или восемь человек.


Фото © Public Domain

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Фото © Wikipedia

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском.

Согласно летописям, Спасо-Преображенскому собору в Переславле-Залесском почти 870 лет. Его заложил в 1152 году сам Юрий Долгорукий — основатель Москвы и отец Андрея Боголюбского. У здания есть три полукруглых выступа, они называются апсидами. Когда в 2014 году началась его реставрация, облупившуюся побелку с них хотели снять с помощью абразивных материалов, и именно так бы и сделали, если бы не взмолились учёные, в частности, из Института славяноведения. Они осмотрели стены и на одной из апсид на высоте чуть более метра над цоколем заметили буквы.

Фото © Институт славяноведения

Фото © Институт славяноведения

Исследователи настояли, чтобы штукатурку удалили максимально бережно: сначала водно-воздушной смесью, а затем пластиковыми щётками и шпателями. Вот что обнаружилось.

Фото © Институт славяноведения

Фото © Институт славяноведения

Перед нами не что иное, как древний образец граффити Северо-Восточной Руси. Правда, надо сказать, что итальянское слово "граффити" — это множественное число от "граффито", то есть правильнее говорить, что на стене собора мы видим древнерусское "граффито". Реставраторы отмечают, что за прошедшие столетия здание несколько просело, то есть на момент нанесения этой надписи она была примерно на полметра повыше. Почерк довольно мелкий, размеры букв — от пяти до 18 миллиметров. Вся рамка, в которую заключён текст, 14 на 26 сантиметров. Даже при всём имеющемся на сегодняшний день знании старославянского языка оказалось невероятно трудно разобрать, что здесь написано. За помощью обратились в российскую Лабораторию дистанционного зондирования и анализа пространственных данных (RSSDA). Работающие там люди — верные друзья археологов и историков — воссоздают древние, полуразрушенные тексты при помощи новейших технологий. Вот что у них получилось после сканирования участка стены Спасо-Преображенского собора.

Расшифровка первой части надписи. Фото © Институт славяноведения

Расшифровка первой части надписи.

Фото © Институт славяноведения

Расшифровка второй части надписи. Фото © Институт славяноведения

Расшифровка второй части надписи.

Фото © Институт славяноведения

Что там написано?

Расшифровка приводится в опубликованной впоследствии научной статье. Для удобства прочтения позволим себе убрать твёрдые знаки в конце, ѣ заменим на Е и некоторые старинные слова — на их современные аналоги. Итого получаем:

"Петр (Фралович), Амбал, Якы[м] Куцкович, Офрем [Мои]зич, Добры[н]а М[и]китич, Ур…, Микита, Петр Иванкович, Фрольц, Мирошька, Петрко, Стырята — си суть убийцы великаго князя Андрея. Да будут прокляты и в с… Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы. Овому вечная память, а сим вечная мука. Ач кто в помы[шлен]…"

"Овому" — значит князю. "Паробкы" переводится как "слуги", но на этот счёт есть сомнения: многие из вышеперечисленных — далеко не челядь.

Кто все эти люди?

Четверо из названных историкам уже известны из летописей. Например, в Лаврентьевской упоминаются:

  • Пётр Фралович. Знатный боярин и зять ещё одного не менее респектабельного человека, которому в этой истории отводится особая роль — боярина по фамилии Кучка. Зять — это значит, сын Фраловича женат на дочери Кучки.
  • Амбал. В летописях его имя написано через Н — Анбал. Явно не славянин. Упоминается, что был при князе Андрее ключником. По одной из версий, происходил из народа, от которого пошли современные осетины. По другой — из буртасов, этнической общности, жившей в Волжской Булгарии.
  • Яким Кучкович. Из клана Кучки. Один из братьев жены Андрея Боголюбского Улиты.

В трёх других летописях фигурирует ещё одно имя:

  • Ефрем Моизич. По мнению историков, фамилия происходит от арабского слова "Му’изз", и Ефрем был потомком мусульман из Волжской Булгарии. Интересно, что Муиззой, по легенде, звали любимую кошку пророка Мохаммада.

Подчёркивается, что всего убийц было двадцать. Не исключено, что тут закралась ошибка: не "двадцать", а "двенадцать". Во всяком случае, на граффито именно столько. И переходим теперь к остальным.

  • Добрына Микитич. Батюшки, неужто сам Добрыня Никитич? Впрочем, прототипом былинного богатыря считают воеводу и родственника самого Владимира Святославича — крестителя Руси. То есть тот Добрыня Никитич жил задолго до Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского — в X столетии. А во времена, которые нас интересуют, жил ростовский боярин Добрыня Долгий, он был сподвижником новгородского князя Мстислава Ростиславича, а значит, противником семьи Юрия Долгорукого в их междоусобных распрях. Может, это и был "Микитич"? Пока не ясно.

Далее у нас Микита, Пётр Иванкович, Фролец, Мирошка, Петрко. Совершенно неизвестные личности. Единственное, что вообще можно предположить, это что Микита был отцом Добрыни и, соответственно, Фролец — отец Фраловича.

  • Стырята. Насчёт него случилось поистине фантастическое совпадение: до 2017 года об этом человеке тоже никто ничего не знал, и вдруг его имя находят на фресковой штукатурке (тоже XII века) при раскопках развалин церкви Благовещения на городище под Новгородом. Между прочим, в числе остального там есть издевательская надпись, очень похожая на те, что сейчас корябают в подъездах: "Стъ|р[ѧ]та | б[аб]а", сиречь "Стырята — баба!". Учёные пришли к выводу, что он был служителем в этой церкви, и построили на этом основании гипотезу о его участии в заговоре против князя Андрея. По их версии, дело вполне могло быть так: на городище он служил при новгородском князе Всеволоде Мстиславиче, а затем вместе с ним перебрался в Вышгород. Спустя какое-то время Всеволод опять переехал, а на его месте в Вышгороде стал княжить Андрей Боголюбский. Так вот, этот Стырята мог остаться служить при Андрее, войти к нему в доверие, а затем последовать за Боголюбским во Владимир, который князь Андрей возвёл в ранг столицы. Примечательно, что клан Кучковичей тоже новгородский, а Новгород был совершенно недоволен, что стольным градом сделали Владимир. Значит, Кучковичи могли подговорить этого Стыряту.

И, наконец, имя, которое полностью не удалось разобрать, есть лишь буквы "Ур". В принципе, по мнению историков, это может оказаться частью тюркского имени Урум.

Есть предположение, что Петрко и Стырята — не два разных человека, а имя и прозвище одного и того же. Тогда убийц становится одиннадцать.

За что они убили Андрея Боголюбского?

В учебниках истории на этот счёт пишут, не вдаваясь особо в подробности, что князь Андрей Боголюбский был основоположником российской самодержавной монархии, максимально укреплял свою власть и тем добился конфликта с боярами. А вот Василий Никитич Татищев в своей "Истории" добавляет в эту ситуацию много ярких красок. Короче говоря, согласно его изложению тех далёких событий, князь Юрий Долгорукий много лет был в отношениях с женой боярина Степана Кучки. Когда муж узнал, то заключил жену в темницу. Юрий в ярости приказал убить Степана, что и было сделано. Кстати, владения Кучки находились на берегу Москвы-реки. И сама Москва в летописях поначалу упоминается как Кучково. То есть выходит, что Юрий Долгорукий избавился от мужа любимой женщины, присвоил себе его земли и основал на них Москву. Что ж, это даёт убедительный мотив для мести со стороны клана Кучковичей.

Мы уже упоминали супругу Андрея Улиту. Так вот, она была дочерью той женщины. Улита Кучковна. По одному из предположений, Кучковичи специально подстроили их знакомство — в надежде через неё оказывать влияние на Боголюбского. Это сработало. И вот ещё одна интрига: князь Юрий, по основной версии, был отравлен на пиру, но есть и подозрения, что на этом пиру он прочёл письмо от сына, и сын писал о намерении жениться на Улите. И основателя Москвы хватил удар. Ещё раз: Улита — дочь его любовницы.

В "Повести об убиении Андрея Боголюбского" из Ипатьевской летописи (подписано 1175 годом) говорится, что непосредственным поводом для заговора было то, что князь за некую тяжкую провинность велел казнить одного из Кучковичей — брата Якима, упомянутого в списке.

Как убили Андрея Боголюбского?

© Миниатюра из Радзивилловской летописи

© Миниатюра из Радзивилловской летописи

Это миниатюра из Радзивилловской летописи (предположительно, начало XIII века). Изображено, как заговорщики отрубают Андрею Боголюбскому левую руку. Обычно описывалось, что отсекли правую (как Иоанну Крестителю), но изучение останков показало, что нет, левую. Поэтому историки прониклись доверием к Радзивилловскому документу и теперь гадают, кто эта женщина, которая держит отрубленную руку: была ли это Улита или вторая жена (которая у Андрея, по некоторым данным, была), или другая женщина. Если Улита замешана в заговоре, почему на другой миниатюре она изображена со слезами на глазах?

В Институте российской истории РАН признались, что расшифрованная надпись вызвала у учёных горькую усмешку: как и в наши дни, перечислены исполнители, а вот о заказчике — ни слова.

Самое интересное из мира науки и технологий — в телеграм-канале автора.

Читайте также: