Процесс и результат порождения речи называется сообщение

Обновлено: 03.07.2024

1) в психолингвистике и психологии речи — совокупность процессов перехода от речевого намерения (речевой интенции) к звучащему (или письменному) тексту, доступному для восприятия (идентификации и понимания).

В советской психолингвистике процессы П. р. связываются с деятельностным характе­ром речи. Это означает, во-первых, что после­до­ва­тель­ные (сукцессивные) этапы П. р. соотнесены с фазами (этапами) любой деятельности, т. е. предполагают ориентировку, планирование, реали­за­цию плана и сопо­став­ле­ние результата с целью (контроль). Во-вторых, П. р. осуществляется как иерархическая система процессов, включающая уровень акта деятельности, уровень действий и уровень операций. В-третьих, процесс П. р. предполагает обязательную мотиви­ро­ван­ность и целенаправленность (что резко отличает советскую психолингвистику от необихевиористской). В-четвёртых, П. р. носит эвристический харак­тер, т. е. при поставленной сознательной цели говорящий может произвольно (сознательно или чаще бессознательно) выбирать оптимальный способ достижения этой цели (в плане стратегий и тактик П. р.); в этом отношении позиция советской психолингвистики чётко противостоит алгоритмическому пониманию П. р. Хомским и его школой.

Механизм выбора и организации слов в П. р. является, по экспериментальным данным, вероят­но­стным и связан с классами операций: поиска семантических признаков слова, поиска их звуковых признаков и учёта их субъективной вероят­но­стной характе­ри­сти­ки. Эти операции позволяют либо обнаружить в вербальной памяти соответствующую лексическую единицу, либо создать новую (оккази­о­наль­ную), либо, если оба варианта оказываются невозможными, выразить данное содержание после­до­ва­тель­но­стью слов.

2) В экспериментальной фонетике — образование звуковых после­до­ва­тель­но­стей, явля­ю­щих­ся формой выражения (экспонентами) значимых единиц языка. Основные этапы: программа артикуляторных движений, соответ­ству­ю­щая планируемому выска­зы­ва­нию; реали­за­ция этой програм­мы, т. е. превращение её в необходимые комбинации артикуляторных движений; наиболее изученный этап П. р. — образование звукового сигнала. Описание процесса П. р. предполагает исследование единиц П. р. и их соотношения с единицами языка, правил П. р., локализации функций управления П. р. в отделах головного мозга, а также функций различных участков речевого тракта в образовании звукового сигнала.

Сведения о локализации функций управления речепроизводством получают при изучении наруше­ний речи, наблюдаемых при поражениях разных участков мозга, например анализ речи больных с инактивированным левым или правым полушарием показывает, что сегментное (фонемное) управ­ле­ние связано с функцией левого полушария, а просодическая организация выска­зы­ва­ния — с правым. О функциях различных участков речевого тракта в образовании звуковых после­до­ва­тель­но­стей см. в статьях Органы речи, Артикуляция, Акустика речевая, Звуки речи.

1) в психолингвистике и психологии речи — совокупность процессов перехода от речевого намерения (речевой интенции) к звучащему (или письменному) тексту, доступному для восприятия (идентификации и понимания).

В советской психолингвистике процессы П. р. связываются с деятельностным характером речи. Это означает, во-первых, что последовательные (сукцессивные) этапы П. р. соотнесены с фазами (этапами) любой деятельности, т. е. предполагают ориентировку, планирование, реализацию плана и сопоставление результата с целью (контроль). Во-вторых, П. р. осуществляется как иерархическая система процессов, включающая уровень акта деятельности, уровень действий и уровень операций. В-третьих, процесс П. р. предполагает обязательную мотивированность и целенаправленность (что резко отличает советскую психолингвистику от необихевиористской). В-четвёртых, П. р. носит эвристический характер, т. е. при поставленной сознательной цели говорящий может произвольно (сознательно или чаще бессознательно) выбирать оптимальный способ достижения этой цели (в плане стратегий и тактик П. р.); в этом отношении позиция советской психолингвистики чётко противостоит алгоритмическому пониманию П. р. Хомским и его школой.

Механизм выбора и организации слов в П. р. является, по экспериментальным данным, вероятностным и связан с классами операций: поиска семантических признаков слова, поиска их звуковых признаков и учёта их субъективной вероятностной характеристики. Эти операции позволяют либо обнаружить в вербальной памяти соответствующую лексическую единицу, либо создать новую (окказиональную), либо, если оба варианта оказываются невозможными, выразить данное содержание последовательностью слов.

2) В экспериментальной фонетике — образование звуковых последовательностей, являющихся формой выражения (экспонентами) значимых единиц языка. Основные этапы: программа артикуляторных движений, соответствующая планируемому высказыванию; реализация этой программы, т. е. превращение её в необходимые комбинации артикуляторных движений; наиболее изученный этап П. р. — образование звукового сигнала. Описание процесса П. р. предполагает исследование единиц П. р. и их соотношения с единицами языка, правил П. р., локализации функций управления П. р. в отделах головного мозга, а также функций различных участков речевого тракта в образовании звукового сигнала.

Сведения о локализации функций управления речепроизводством получают при изучении нарушений речи, наблюдаемых при поражениях разных участков мозга, например анализ речи больных с инактивированным левым или правым полушарием показывает, что сегментное (фонемное) управление связано с функцией левого полушария, а просодическая организация высказывания — с правым. О функциях различных участков речевого тракта в образовании звуковых последовательностей см. в статьях Органы речи, Артикуляция, Акустика речевая, Звуки речи.

  • Фант Г., Акустическая теория речеобразования, пер. с англ., М., 1964;
  • Речь. Артикуляция и восприятие, М.—Л., 1965;
  • Бондарко Л. В., Звуковой строй современного русского языка, М., 1977;
  • Николаева Т. М., Фразовая интонация славянских языков, М., 1977;
  • Зиндер Л. Р., Общая фонетика, 2 изд., М., 1979;
  • Скалозуб Л. Г., Динамика звукообразования по данным кинорентгенографирования, К., 1979.

Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. В. Н. Ярцева . 1990 .

Речевая деятельность – это один из видов деятельности, наряду с трудовой, познавательной, игровой и т.д. Такое понимание речевой деятельности восходит к работам Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева. Речевая деятельность, согласно этой концепции, организована подобно другим видам деятельности. Она характеризуется: 1) наличием предметного мотива, целенаправленностью, эвристическим характером; 2) наличием нескольких последовательных фаз: ориентировки, планирования, реализации плана, контроля. Эти фазы и составляющие их операции применительно к речевой деятельности впервые выделены Л.С.Выготским.

Порождение речи – это совокупность процессов перехода от речевого намерения (речевой интенции) к звучащему (или письменному) тексту, доступному для восприятия (идентификации и понимания).

В отечественной психолингвистике процессы порождения речи связываются с деятельностным характером речи. Это означает, что последовательные (суксессивные) этапы порождения речи соотнесены с фазами (этапами) любой деятельности, т.е. предполагают ориентировку, планирование, реализацию плана и сопоставление результата с целью (контроль).

- включает различные действия и операции;

- предполагает обязательную мотивированность и целенаправленность;

- носит эвристический характер, т.е. при поставленной сознательной цели говорящий может произвольно (сознательно или чаще бессознательно) выбирать оптимальный способ достижения этой цели (в плане стратегий и тактик порождения речи).

Фазовая структура порождения речи, впервые проанализированная Л.С.Выготским, включает “дограмматический” этап (план, замысел) внутреннего программирования высказывания, задающий содержательный инвариант высказывния (текста). Программа порождения речи на этом этапе включает несколько операций . Она включает:

- операции предицирования над семантизированными образами (предметными значениями);

- операции оформления содержания в единицах языка (словах и словосочетаниях);

- преход от симультанной (одновременой, не развернутой во времени) предикативной организации к суксессивной (линейной) последовательности языковых элементов, организуемой функционально-синтаксически (ср. актуальное членение предложения).

Механизм выбора и организации слов включает следующие операции:

- поиск семантических признаков слова;

- поиск звуковых признаков слов;

- учет субъективной вероятностной характеристики слов.

Эти операции позволяют либо обнаружить в вербальной памяти соответствующую лексическую единицу, либо создать новую (окказиональную), либо, если оба вырианта оказываются невозможными, выразить данное содержание последовательностью слов.

Механизм грамматичского конструирования высказывания также включает несколько операций:

- механизм грамматикализации программы, т.е. переход к опорным словам высказывания;

- механизм закрепления грамматических “обязательств”, если они требуются структурой данного языка;

- механизм грамматического прогнозирования высказывания;

- механизм перебора возможных прогнозов и их сопоставления с программой и др.

Процессы порождения речи варьируются в языках разной структуры. Так, в языках типа вьетнамского или китайского отсутствуют грамматические обязательства. Не совпадает в разных языках и соотношение “готовых” лексем, окказионализмов и семантических перифраз. Это делает исследование порождения речи исключительно важным для научного обоснования преподавания неродного языка.

Процесс производства речи заключается в том, что говорящий по определенным правилам переводит свой мыслительный замысел в речевые единицы. Исследовать процесс производства речи в экспериментальных условиях трудно.

Однако существует круг речевых явлений – речевых ошибок, которые в систематическом и поддающемся определению виде отражают правила речепроизводства, языковые правила, которыми оперируют люди в процессах языковой деятельности. Анализ речевых ошибок может служить способом изучения процесса речи, поскольку ошибки позволяют формулировать гипотезу о том, как намерение говорящего реализуется в речевой форме.

Главными типами речевых ошибок являются:

- замещения; оговорки (подстановка, перестанова, опущение, добавление).




Всякое речевое высказывание формируется, а не переходит в готовом виде из мысли в речь. Простое наблюдение доказывает это: говорящий допускает паузы (“хезитации”), которые могут заполняться всевозможными паразитарными включениями (“значит”, “вот” и др.). Это свидетельствует о том, что говорящий сразу не может найти подходящее слово для выражения своих мыслей или чувств. О том же свидетельствуют и автокоррекции, которые затрагивают не только лексический уровень, но и синтаксический. Это означает то, что тот смысл, который конструируется в аппарате мозга говорящего не привязан к определенной форме языкового выражения.

Н.И.Жинкин в работе “Механизмы речи” отмечает, что с помощью рентгеноскопии удалось доказать, что органы речи, обеспечивающие воздушным потоком речепроизводство, активизируются и занимают определенное положение до момента произнесения. Можно различать даже, будет ли произнесен вопрос или предложение будет повествовательным. Отсюда делается вывод, что высказывание начинается с формирования будущего синтаксического целого.

Эта мысль о первичности синтаксических структур подтверждается опытами нейролингвиста А.Р.Лурия.

Процесс порождения высказывания, начинающийся с формирования смысла еще до начала собственно вербализации, переходит прежде всего в стадию будущего синтаксического целого, которому во внешней речи соответствует определенный тип предложения. Затем уже начинается заполнение синтаксической структуры конкретной лексикой. В случае неудачи проводится автокоррекция. Это значит, что не всегда сознание сразу начинает эффективно контролировать производимую речь. Но, бесспорно, нормальная речь формируется с участием сознания, под его контролем – иначе не было бы автокоррекций.

Итак, программа превращения мысли в слово осуществляется следующим образом.

1. Высказывание стимулируется мотивомданного акта речевой деятельности (“Для чего, с какой целью я говорю”). Предварительно у говорящего должна быть сформирована установка на общение.

2. От мотива процесс переходит к формированию смыслового содержания будущего высказывания (“что именно я буду говорить”). Здесь формируется целостная (может быть, неотчетливая, диффузная) семантическая “картина” будущего высказывания: смысл, семантика уже есть, а конкретных слов и синтаксических структур еще нет. (Н.И.Жинкин отметил, что у интеллекта нет слов, а в языке нет интеллекта).

3. Сформировавшаяся внутренняя программа (смысл) начинает трансформироваться: образуется синтаксическая схема будущего высказывания конкретного национального языка. “Внутренние слова”, т.е. значения слов уже становятся “прообразами” слов внешних и занимают постепенно “свои” синтаксические позиции.

4. Происходит грамматическое структурирование и морфемный отбор конкретной лексики.

5. Реализуется послоговая моторная программа внешней речи, артикуляция.

Все названные этапы порождения речи не следует представлять себе строго отдельно и последовательно. Процесс порождения речи быстротечен, реализуется в доли секунды.

Различные ситуации общения предполагают использование неодинаковых способов разворачивания мысли в слово.

Повседневное речевое общение широко использует клишированные, стереотипные речевые блоки (“Как дела!”, “Привет!”). Подобные формулы не предполагают сложных перекодировок во внутренней речи. Они всплывают в сознании говорящего по принципу “стимул – реакция”. По ассоциативному принципу развивается и диалог между хорошо знакомыми между собой собеседниками. Участники общения здесь понимают обращенные к ним высказывания с полуслова, широко опираясь на общую ситуацию речи. Такая разновидность речи близка к речи внутренней.

Письменная речь не располагает дополнительными (невербальными) способами передачи информации. Она может опираться только на максимально полное использование средств языковой коммуникации. В этой форме речевого общения заложены возможности контроля и корректировки, исправления написанного.

Устная спонтанная монологическая речь - есть, по словам И.Н. Горелова, высший пилотаж развития способности человека. Именно на такую речь сейчас возрастает спрос в нашем обществе. Этот тип речевой деятельности опирается на единый замысел, смысловую программу. Формирование замысла и разворачивание его во внешнюю речь происходит фактически одновременно (симультанно). Этот тип речи предъявляет говорящему высокие требования в области связности и целостности речевого произведения, предполагает у говорящего наличие хорошо сформированного аппарата внутренней речи, позволяющей в считанные доли секунды производить сложные операции по превращению мысли в словесный текст.

Человек овладевает множеством психолингвистичских стратегий и тактик разворачивания замысла в речь. Одна из трудностей, с которой сталкивается человек, состоит в переходе от одной модели порождения высказывания к другой. Привычка к одному виду речевого общения часто приводит к переносу навыков порождения речи, свойственных одному виду речевой деятельности, в иные языковые сферы. А это ведет к нарушениям и ошибкам.

Влияние устно-разговорной речи на речь письменную проявляется в привычке писать “как говоришь”.

Иногда люди, имеющие всегда дело с письменными текстами, переносят законы порождения письменного текста в разговорную речь.

Различные типы речи используют неодинаковые модели порождения высказывания.

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
Кроме собственной значимости проблема функций языка имеет важное значение для теоретического осмысления его сущности. Однако, несмотря на глобальный характер этой проблемы, единого понимания количества и содержания функций языка в лингвистике не достигнуто. Для решения этой проблемы необходимо прежде всего уяснить, что такое функция языка вообще. Пожалуй, наиболее глубокое определение этому феномену находим у
В. А. Аврорина. Функция языка как научное понятие есть практическое проявление сущности языка, реализации его назначения в системе общественных явлений, специфическое действие языка,
обусловленное самой его природой, то, без чего язык не может существовать, как не существует материя без движения. Итак,
функции и сущность языка — его взаимообусловленные стороны.
Поскольку же язык по своей сущности — средство общения, то рассмотрение его функций целесообразно начинать с коммуникативной (об общественных функциях языка см. нас. Почти все исследователи признают коммуникативную функцию первичной. Коммуникативная функция языка рассматривается как сложное интегрированное явление, в котором совмещаются все основные его свойства. Однако традиционно выделяют не одну (коммуникативную) функцию языка, а несколько. Причем функциональный его репертуар весьма пестрый Р. В. Пазу- хин, вслед за Г. В. Колшанским, называет одну функцию — коммуникативную, В. З. Панфилов — две, В. А. Аврорин — четыре,
А. А. Леонтьев — значительно больше.
Сторонники полифункциональности подчеркивают важность условий конкретного функционирования языка. Функции языка
(их количество и характер) в таком случае определяются условиями его использования, в связи с чем выделяют следующие коммуникативную, мыслеформирующую, экспрессивную, волюнта- тивную, фатическую, познавательную, эстетическую (поэтическую, эвристическую, регулирующую и др.
Делаются также попытки разграничить функции языка и функции речи, а внутри каждой группы установить иерархию функций.
Достоинством монофункционального подхода к языку является сохранение единства его системы. И все же, если большинство функций можно интегрировать в основной — коммуникативной
(как ее разновидности, то две из них — эмотивную и экспрессивную невозможно представить в ряду вариантов коммуникативной функции отсутствует элемент коммуникативности.
Действительно, язык называет реалии окружающего мира ивы- ражает наши мысли и чувства, используется в познавательных целях и является этнокультурологическим средством, устанавливает контакты и т. п. Однако все это лишь отдельные (хотя и наиболее

Если природа языковых единиц зависит исключительно от их места в системе, то семантика и форма единицы задаются системой, и следовательно, все единицы уже существуют до их употребления предположительно.
Поскольку прагматический аспект является ведущим в языке,
то от него зависит диапазон вариативности языковых единиц в речи. Механизмом вариативности единиц языка в речи служит комбинаторность компонентов единицы. Комбинирование элементарных частиц единицы происходит в речи и обусловливает ее практически неограниченные акустические вариации. Поэтому возникает необходимость в рассмотрении корреляции речевых
(этических) и языковых (эмических) единиц. Обычно эмическая единица понимается как класс этических (например, фонема класс аллофонов, морфема — класс морфов и т. п.).
Вопросы и задания. Расскажите о легендарных представлениях о природе и сущности языка. Как вы относитесь к биологической теории природы и сущности языка. Каковы достоинства и недостатки психологического понимания сущности языка. Язык — явление общественное В какой степени. Как вы понимаете многокачественность природы языка. Назовите и охарактеризуйте основные этапы порождения речи. В чем дискуссионность современных представлений о функциях языка?
Рекомендуемая литература
Основная
Л е он т ь е в А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — МС ере б ре н ник о в Б. АО материалистическом подходе к явлениям языка. — М, Языки мышление // Русский язык Энциклопедия. — М, 1979.
Дополнительная
Б у да го в Р. А. Что такое общественная природа языка // Вопросы языкознания. — 1975. — № 3. — С. Панов Е. Н. Знаки. Символы. Языки. — МПа н фил о в В. З. О некоторых аспектах социальной природы языка Вопросы языкознания. — 1982. — № 6. — С. 28 — 44.

котором говорил сам. Вот почему эстонский язык якобы самый благозвучный.
Подобные легенды, как видим, страдают наивностью незамысловатого сюжета и яркой субъективностью оценок. В них отражены главные особенности первобытного мифического миропонимания и мировосприятия.
В опер вы х, языком обладают люди, животные, предметы, деревья, насекомые — все, что может быть названо. Во многих легендах стены домов имеют свой голос, в печи разговаривают поленья, шепчутся между собой листья деревьев, поет ветер.
В о-в торы х, речь — непременный признак возникшего человека. Предметы, его окружающие, могут и не говорить или общаться на особом языке, но все они понимают человеческий.
В-т ре т ь их, существует природная связь между предметом и его наименованием. Поэтому предметы получают имена неслучайно. В именах — суть вещи. Познав имя, можно проникнуть в тайну предметного мира, в душу каждого наименованного пред- мета.
В-ч е т в ер ты х, имя может существовать независимо от предмета и даже предшествовать ему.
Но самое важное здесь то, что возникший язык во всех случаях теснейшими узами связан с мышлением, разумом, мудро- стью.
Дальнейшее философское осмысление первобытных представлений о происхождении языка приводит к возникновению различных теорий — звукоподражательной, ономатопоэтической,
теории именования в античной философии и т. п. Однако, прежде чем перейти к их рассмотрению, следует указать на теорию божественного откровения, которая всецело основывается на библейских легендах и притчах, основной смысл которых язык был открыт (отсюда откровение) богом в раю легендарным Адаму и
Еве. Широкую известность приобрела притча о вавилонской башне
(вавилонском столпотворении, повествующая о причинах мно- гоязычия.

Читайте также: