Сообщение о якутах 19 века

Обновлено: 17.05.2024

Якуты являются коренным населением Республики Якутия (Саха) и самым крупным из всех коренных народов Сибири. О предках якутов было впервые упомянуто в 14 веке. Предки современных якутов — кочевое племя курыканов, которые до XIVвека жили на территории Забайкалья. Пришли они туда из-за реки Енисей. Якуты делятся на несколько основных групп:

  • амгинско-ленские, проживают между рекой Леной, на прилегающем левобережье реки, между нижним Алданом и Амгой;
  • олёкминские, заселяют территории в бассейне Олёкмы;
  • вилюйские, живут в бассейне Вилюя;
  • северные, проживают в тундровой зоне бассейнов рек Колыма, Оленёк, Анабар, Индигирка и Яна.

Самоназвание народа звучит как саха, во множественном числе сахалар. Есть и старинное самоназвание уранхай, которое еще пишется ураанхай и ураангхай. Эти названия и сегодня используются в торжественных речах, песнях и олонхо. Есть среди якутов сахаляры — метисы, потомки смешанных браков между якутами и представителями европеоидной расы. Это слово нельзя путать с вышеупомянутым сахалар.


Где живут

Основная часть якутов проживает в Якутии, на территории России, некоторая часть живет в Магаданской, Иркутской областях, Красноярском и Хабаровском краях, в Москве, Бурятии, Санкт-Петербурге и на Камчатке.

Численность

На 2018 год численность населения республики Якутия составляет 964 330 человек. Почти половина всей численности приходится на центральную часть Якутии.

Якутский на ряду с русским является одним из государственных языков Республики Якутии. Якутский относится к тюркской группе языков, но значительно отличается от них лексикой неясного происхождения, которая, возможно, относится к палеоазиатской. В якутском много слов монгольского происхождения, древних заимствований и русских слов, которые появились в языке после того, как Якутия вошла в состав России.

Используется якутский язык в основном в быту якутов и их общественной жизни. Владеют этим языком эвенки, эвены, долганы, юкагиры, русское старожильческое население: ленские крестьяне, якутяне, походчане и русскоустьинцы. Используют этот язык на территории Якутии в делопроизводстве, на нем проводятся мероприятия культурно-массового характера, издаются газеты, журналы, книги, ведется радиовещание и телевизионные программы, есть интернет-ресурсы на якутском языке. В городе и сельских местностях на нем ставят постановки. Якутский является языком древнего эпоса олонхо.

Распространено среди якутов двуязычие, 65% свободно говорят на русском. В якутском языке существует несколько групп диалектов:

  1. Северо-Западная
  2. Вилюйская
  3. Центральная
  4. Таймырская

В якутском языке сегодня используется алфавит на основе кириллицы, в нем есть все русские буквы и еще 5 дополнительных, а также 2 комбинации Дь дь и Нь нь, применяется 4 дифтонга. Долгие гласные звуки на письме обозначаются удвоенными гласными буквами.


Характер

Якуты очень трудолюбивые, выносливые, организованные и упорные люди, обладают хорошей способностью приспосабливаться к новым условиям жизни, переносить трудности, невзгоды и голод.

Внешность

У якутов чистой расы овальная форма лица, широкий и гладкий, невысокий лоб, черные глаза с чуть скошенными веками. Нос прямой, часто с горбинкой, рот большой, зубы крупные, скулы умеренные. Цвет лица смуглый, бронзовый или изжелта-серый. Волосы прямые и жесткие, черного цвета.

Одежда

В национальном костюме якутов сочетаются традиции разных народов, он отлично приспособлен для сурового климата, в котором живет этот народ. Это отражается в крое и оформлении одежды. Состоит костюм из кафтана с поясом, кожаных штанов и меховых носков. Рубахи якуты подпоясывают ремешком. Зимой носят сапоги из оленьей кожи и меха.

Главный орнамент одежды, это цветок лилии-санданы. В одежде якуты стараются сочетать все цвета года. Черный — это символ земли и весны, зеленый — лето, коричневый и красный — осень, серебряные украшения символизируют снег, звезды и зиму. Якутские узоры всегда состоят из разветвленных непрерывных линий, которые означают, что род не должен прекращаться. Чем больше у такой линии ответвлений, тем больше детей у человека, которому принадлежит одежда.


В пошиве верхней одежды использован разношерстный мех, жаккардовый шелк, сукно, кожа и ровдуга. Украшается костюм бисером, орнаментными вставками, металлическими подвесками и украшениями.

Бедняки шили нательную и летнюю одежду из тонкой замшевой кожи, богатые носили рубахи из китайской хлопчатобумажной ткани, которая была дорогой и получить ее можно было только путем натурального обмена.

Праздничная одежда якутов более сложного кроя. Стан к низу расширен, у рукавов сборка по окату. Называются такие рукава бууктаах. Облегченные кафтаны имели ассиметричную застежку, щедро декорировались бисерной вышивкой, узкой полоской дорогого меха и металлическими элементами. Носили такую одежду только зажиточные.

Одним из предметов гардероба якутов являются халатообразные изделия, пошитые из ткани дабы с цельнокроеными рукавами. Носили ее женщины в летний период. Шапка якутов похожа на камелек. На верхушке обычно делали отверстие для того, чтоб туда заглядывали луна и солнце. Ушки на шапке означают связь с космосом. Сегодня их принято украшать бисером.


Религия

До того, как Якутия вступила в состав России, народ исповедовал религию Аар Айыы, которая предполагала веру в то, что все якуты являются детьми Танара — бога и родственника 12 Белых Айыы. Они верили, что ребенок еще с момента зачатия окружен духами иччи и небожителями, верили в злых и добрых духов, духов-хозяев и духов умерших шаманов. У каждого рода было животное-покровитель, которого нельзя было называть по имени и убивать.

Якуты верили, что мир состоит из нескольких ярусов, в верхнем главой является Юрюнг Айыы Тойон, в нижнем — Ала Буура Тойон. Духам, которые живут в верхнем мире, в жертву приносили лошадей, тем, кто живет в нижнем мире — коров. Важное место занимал культ женского божества плодородия Айыысыт.

В 18 веке в Якутию пришло христианство, и большая часть коренного населения стала православными христианами. Но массовая христианизация в большинстве была формальной, якуты нередко принимали ее из-за льгот, которые им полагались взамен, и долгое время поверхностно относились к этой религии. Сегодня большинство якутов являются христианами, но распространена и традиционная вера, пантеизм, агностицизм. До сих пор в Якутии есть шаманы, правда, их крайне мало.


Жилище

Якуты жили в урасах и бревенчатых балаганах, которые еще назывались якутскими юртами. С 20 века начали строить избы. Поселения якутов состояло из нескольких юрт, которые располагались друг от друга на большом расстоянии.

Двери в жилище расположены с восточной стороны, навстречу солнцу. Крышу покрывали берестой, для освещения в юрте делали много маленьких окон. Внутри расположен камин, обмазанный глиной, вдоль стен стояли широкие лежаки разной формы, отделенные друг от друга перегородками. У входа расположен самый низкий. На высоком лежаке спит хозяин жилища.


Жизнь

Основными занятиями якутов было коневодство и скотоводство. Мужчины смотрели за лошадьми, женщины — за крупным рогатым скотом. Проживающие на севере якуты разводили оленей. Якутский скот был малопродуктивен, но очень выносливый. Издавна среди якутов было известно сенокошение, еще до прихода русских развито было и рыболовство. Рыбу ловили в основном летом, зимой во льду делали проруби. В осенний период якуты устраивали коллективную неводьбу, добыча делилась между всеми участниками. Бедняки, у которых скота не было, кормились в основном рыбой. Специализировались на этой деятельности и пешие якуты: кокулы, онтуи, осекуи, орготы, крикийцы и кыргыдайцы.

Охота особенно была распространена на севере и являлась в этих регионах основным источником пропитания. Охотились якуты на зайца, песца, птицу, лося и северного оленя. С приходом русских в тайге стала распространяться пушная и мясная охота на медведя, белку, лисицу, но позже, из-за снижения численности зверей, стала уже не так популярна. Якуты охотились с быком, за которого прятались, подкрадываясь к добыче. По следу зверей гонялись на конях, иногда с собаками.


Занимались якуты и собирательством, собирали внутренний слой коры лиственницы и сосны, сушили на зиму. Собирали коренья чекана и сарана, зелень: лук, щавель и хрен, занимались сбором ягод, но не употребляли малину, так как считали ее нечистой.

Земледелие якуты заимствовали у русских в 17 веке, и до 19 века это направление хозяйства было развито очень слабо. Выращивали ячмень, редко пшеницу. Широкому распространению земледелия среди этого народа, особенно в Олёмкинском округе, способствовали ссыльные русские поселенцы.

Хорошо развита была обработка дерева, якуты занимались художественной резьбой, раскрашивали изделия отваром из ольхи. Обрабатывали также бересту, кожу и меха. Из кожи производили посуду, из шкур коров и лошадей — коврики, из меха зайца шили одеяла. Конский волос использовали в шитье, плетении и вышивке, ссучивали руками в шнуры. Якуты занимались лепной керамикой, что выделяло их среди других сибирских народов. Была развита в народе плавка и ковка железа, плавка и чеканка серебра, меди и других металлов. С 19 века якуты начали заниматься резьбой по кости.

Передвигались якуты в основном верхом, а грузы перевозили вьюками. Делали лыжи, которые подбивали конским камусом, и сани, в которые запрягали быков и оленей. Для передвижения по воде мастерили берестяные лодки под названием тыы, делали плоскодонные доски, парусные суда-карбасы, которые заимствовали у русских.

В древности коренные народы, проживавшие на севере Якутии, вывели породу собак якутская лайка. Распространена и порода крупных придворовых якутских собак, которая отличается неприхотливостью.

Коновязей у якутов очень много, с древних времен они являются основными составляющими народа, с ними связаны традиции, обычаи, верования и обряды. Все коновязи имеют различную высоту, форму, украшения и орнаменты. Существует 3 группы таких конструкций:

  • надворная, в нее входят те коновязи, которые устанавливают у жилища. К ним коней привязывают;
  • столбы для проведения религиозных обрядов;
  • коновязи, устанавливаемые на главном празднике Ысыах.


Национальная кухня якутов немного схожа с кухней монголов, бурятов, северных народов и русских. Блюда готовят методом отваривания, сбраживания и заморозки. Из мяса якуты употребляют в пищу конину, оленину и говядину, дичь, кровь и потроха. Широко распространено в кухне этого народа приготовление блюд из сибирской рыбы: чира, осетра, омуля, муксуна, пеляди, хариуса, нельмы и таймени.

Якуты максимально используют все компоненты исходного продукта. Например, при приготовлении карасей по-якутски рыба остается с головой и практически не потрошится. Чешую счищают, через небольшой надрез удаляют желчный пузырь, часть толстой кишки и прокалывают плавательный пузырь. Рыбу жарят или варят.

Все субпродукты используются довольно активно, очень популярен суп из потрошков, кровяные деликатесы, конский и говяжий ливер, который заполняется смесью из крови и молока. Мясо с говяжьих и конских ребер называется в Якутии ойогос. Едят его замороженным или сырым. Из замороженной рыбы и мяса делают строганину, которую едят с острой приправой. Из лошадиной и говяжьей крови делают кровяную колбасу хаан.

В традиционной кухне якутов не используются овощи, грибы и фрукты, употребляются только некоторые ягоды. Из напитков употребляют кумыс и более крепкий койуургэн, вместо чая пьют горячий морс. Из молока коровы готовят простоквашу суорат, взбитые сливки керчэх, густой крем из сбитого с молоком масла, который называется кобер, чохоон — сбитое с ягодами молоком и масло, творог иэдьэгэй, сыр суумэх. Из смеси молочных продуктов и муки варят густую массу саламат. Из квашеного раствора ячменной или ржаной муки делают бурдук.


Фольклор

Народные певцы якутов используют тип горлового пения дьиэрэтии ырыа. Это необычная техника пения, артикуляция которой основана в гортани или глотке.

Самый известный из музыкальных инструментов якутов это хомус — якутская разновидность варгана и струнно-смычкового инструмента. Играют на нем губами и языком.


Традиции

Якуты всегда стремились жить в гармонии с собой, верой и природой, они чтут традиции и не боятся перемен. Традиций и обрядов у этого народа столько, что можно написать об этом отдельную книгу.

Якуты ограждают свои жилища и скот от злых духов, используя множество заговоров, проводят обряды для приплода скота, хорошего урожая и рождения детей.

Камень Сат у этого народа считается волшебным, женщинам на него смотреть нельзя, иначе он потеряет свою силу. Находят эти камни в желудках птиц и животных, заворачивают в бересту и заматывают конским волосом. Считается, что с помощью определенных заклинаний и этого камня можно вызвать снег, дождь и ветер.

В брак якуты вступают с 16 до 25 лет. До 19 века в Якутии было распространено многоженство, но жены при этом жили отдельно от мужа, и каждая вела свое хозяйство. Существовал калым, который состоял из скота. Часть калыма — курум предназначалась для свадебного празднества. За невестой было приданое, которое по своей ценности было равно половине калыма. В основном это была одежда и утварь. Современный калым заменили на деньги.

Обязательный традиционный обряд у якутов — это Благословение Айыы на торжествах и праздниках на природе. Благословения — это молитвы. Самым важным праздником является Ысыах, день восхваления Белых Айыы. При охоте и рыболовстве проводят обряд задабривания духа охоты и удачи Байанай.


С умершими проводили обряд воздушного погребения, подвешивали тело в воздухе. Обряд означал предание покойного свету, воздуху, духу и дереву.

Все якуты почитают деревья, считают, что в них живет дух хозяйки земли Аан Дархан Хотун. Когда восходили на горы, лесным духам традиционно приносили в жертву рыбу и животных.

  1. Кылыы, 11 прыжков без остановки, начинается прыжок на одной ноге, приземляться надо на обе ноги;
  2. Ыстанга, 11 прыжков по очереди с ноги на ногу. Приземляться нужно на обе ноги;
  3. Куобах, 11 прыжков без остановки, во время прыжка с места нужно отталкиваться сразу двумя ногами или приземляться с разбега на обе ноги.

Национальным видом спорта у якутов является мас-рестлинг, в процессе которого соперник должен вырвать из рук соперника палку. Этот спорт был выведен в 2003 году. Еще один вид спорта хапсагай — очень древний вид борьбы у якутов.

Свадьба в Якутии — особенное явление. С рождением в семье девочки, родители, по священной древней традиции, ищут ей жениха и многие годы следят за его жизнью, манерами и поведением. Обычно мальчика выбирают из той семьи, где отцы отличаются крепким здоровьем, выносливостью и силой, хорошо умеют трудиться руками, строить юрты, добывают пропитание. Если отец мальчика не передаст ему все свои навыки, его перестают рассматривать в качестве жениха. У некоторых родителей получается быстро найти жениха для дочери, а у кого-то этот процесс занимает долгие годы.


Сватовство является одним из обычаев и традиций якутов. Родители в назначенный день уходят в дом предполагаемого жениха, а девушке нельзя выходить из дома. Родители беседуют с родителями парня, во всех красках описывают свою дочь и ее достоинства. Если родители парня не против свадьбы, обсуждается размер калыма. К свадьбе девушку готовит ее мать, готовит ей приданое, шьет наряды. Невеста выбирает время свадьбы.

Раньше свадебное платье шили только из натуральных материалов. Сегодня это необязательно, важно только, чтобы наряд был белоснежным и комплектовался тугим поясом. На невесте должны быть обереги для защиты новой семьи от болезней и зла.

Невеста и жених сидят в разных юртах, шаман, мать жениха или отец невесты окуривают их дымом, очищая от всего дурного. Только после этого жених с невестой встречаются, их объявляют мужем и женой, и начинается торжество с застольем, танцами и песнями. После замужества девушка должна ходить только с покрытой головой, ее волосы должен видеть только муж.


The purpose of the study is the analysis of the historical and demographical situation reconstruction in the Yakutsk oblast in 1800–1820ss based on the archive data and VI and VII revisions.

Key words: population, dynamics, resettlement, migration, changes in the composition of the population, density, family and marital relations, age and gender balance.

В материалах статистического труда Ю. А. Гагемейстера по населению Сибири есть статистические данные по Якутской области в 1838 г. считалось 87.000 душ мужского пола, в 1795 г. 50.066 человек, а в 1852 г. обоего пола в Якутской области население составляло 180.558 человек. Так же в Якутской области считается 13.550 тунгусов и ламутов обоего пола 1840 г. По данным 1823 г. состояние общего населения в Якутской области 163.978 человек, а в 1851 г. население 214.456 приращение ежегодно за этот период 0,85 % в общем за этот период 2 Во втором исчислении инородцев Сибири 1827 г. Якутской области насчитывалось 84.091 мужского пола. В 1824 г. инородцев составляло мужского пола 80.861 человек, и женского пола 75.590 человек в общем, все население Якутской области 195.381 человек прирост 24 % [4].

По материалам М. М. Геденштрома зафиксировал на арктическом побережье в начале XIX веке ряд постоянных поселений. В устье Ленынаходились селения Мураш (в 6 верстах от моря), состоявшее из 7 юрт, и Мохнатка, на Индигирке — Русское Устье (до 13 юрт и домов), Едомка (4 юрты), Ожогинское (до 12 юрт) и Усть-Еланское (до 13 юрт и домов), в устье Колымы — самый крупный арктический населенный пункт Нижнеколымск, где располагались острог, казенный магазин и до 40 домов и юрт жителей. В них проживали в основном русские мещане [5]. По данным Ф. П. Врангеля, который посетил Колыму, в 1820 году там было 325 русских мещан, крестьян и казаков. В областном центре городе Якутске считает4.000 жителей, около 500 домов, 5 церквей (из которых три каменные, и две деревянные) [6]. По статистическим данным Ю. И. Джулиани общее количество якутского населения составляло 147.000 тысяч человек по данным в 1820-е годы [7].

По данным и материалам И. С. Гурвича карта региона была достаточно пестрой, и выглядела следующим образом. Юкагиры в количестве 700 чел. были представлены Юкагирским, Омолонским, Нартинским, Ушканским, Рыбниковским родами, кочевавшим в Колымском округе. Эвены жили в Якутском, Верхоянском и Колымском округах. В составе Дельянского, Кункугурского, Тюгясирского и Буяксирского родов числилось, по данным 1811 года 910 человек. Якуты уже составляли большинство населения севера области. По материалам VII ревизии 1816 года, здесь проживало более 7000 якутов. К началу XIX в. на Севере жила пятая часть русского населения Якутии. Оно было представлено казаками, чиновниками, священнослужителями, торговцами, промышленниками, крестьянами — всего около 850 чел., в том числе русских старожилов -394 человек [8].

По статистическим данным С. В. Бахрушина в 1818 году в Якутской области общее число жителей составляло 147.015 человек и доля русских составляло 4.610 человек, то есть немного более 3 % [9]. Так же по материалам С. В. Бахрушина первые более или менее полные статистические сведения численности нерусских жителей Якутской области, известные в печати, относятся уже к началу XIX века. К 1818 года их считалось 142.405 человек обоего пола. Так же в Якутске в 1824 году в нем насчитывалось 2458 человек [10].

В монографии В. В. Покшишевского затрагивается о том, находясь на стадии хозяйственного развития, выделявшей их среди окружающих народов, якуты усвоили себе многие черты русского хозяйства, переняли у русских ряд орудий, развили своё животноводство, начали даже кое-где заниматься земледелием. Сращивание якутов с русскими происходило по многим линиям (зачисление новокрещенов в якутские казаки, смешанные браки, усиление тойоната, возникновение туземного купечества и т. п.), и якуты действительно становились спутниками русских в их движении на северо-восток. С другой стороны, якуты стремились уйти от ясачных притеснений, иногда разбегались после неудачных восстаний, продолжавшихся весь XVII век, шли не с русскими, а от них. Именно таким образом попала часть якутов на крайний север –на Оленек, Яну, Индигирку и Колыму –отчасти на Вилюй и даже на Олёкму. По данным 1816 года численность якутов вместе с другими туземцами составлял 142.400 человек. Расселение якутов вширь, охватившее пространство в тысячи километров, как бы вдвигало их на территории, занятые соседними тунгусскими, ламутскими и юкагирскими племенами и родами, значительно сокращая область обитания и охотничьих угодий аборигенов. Скотоводческая культура якутов и сравнительная плотность якутского населения оказалась настолько благоприятной для успеха в борьбе племён за обладание территорией, что и до прихода русских тунгусы были вынуждены шаг за шагом отступать перед якутами [11].

В монографии В. В. Воробьева население Центральной Якутии было довольно многочисленным и характеризовалось огромным преобладанием якутов и очень малой долей русских. По данным первой половины XIX в., русские составляли здесь всего 2,6–4,6 % населения. При этом, в отличие от южных округов Восточной Сибири, с течением времени доля русского населения в Якутии почти не повышалась. Добровольного переселения почти не отмечалось, сюда попадали только ссыльные и то в небольшом количестве. В течение всего XVIII и первой половине XIX в. продолжалось переселение якутов в значительных масштабах в новые районы. Хозяйство якутов за этот период изменилось в сторону некоторой интенсификации. Скот стал заменяться более продуктивным. Традиционно у якутов преобладали лошади, а крупный рогатый скот занимал второстепенное место. После прихода русских положение стало меняться, а в XVIII и первой половине XIX века изменения происходили ускоренно. Отсутствие надежных данных о числе родившихся и умерших по всей Якутии и большие колебания численности населения затрудняют определение размеров естественного прироста. Все те сопоставление численности якутов за разные временные периоды (конец XVIII в.- 28,5 тыс., в 1897 г — 225 тыс. чел.) приводит к выводу, что среднегодовой прирост за этот большой промежуток времени (около 200 лет) составлял около 7 человек на 1000 жителей, причем если в начале XVIII в. он был значительно ниже, то к концу характеризуемого периода существенно повысился. Якуты были второй по численности национальной группой в Восточной Сибири (после бурят), но в отличие от последних размещались они более компактно. В центральной части Якутской области (Якутский, Вилюйский, Олекминский уезды) находилось 90 % всех якутов и только 10 % приходилось на север Якутской области и на те группы якутов, которые жили за пределами области. В целом число якутов с 28,5тыс. в конце XVII в. выросло до 201тыс. чел. в 1862 году. В целом Север и Северо-Восток Якутии в течение XVIII и первой половины XIX века был районом значительного притока населения и ассимиляции малых северных народностей якутами. Трудная природная обстановка и неустойчивый характер хозяйство приводили к тому, что население здесь находилось на грани выживания. В этих условиях естественный прирост был очень небольшим. Увеличение численности населения в значительной степени обусловливалось притоком переселенцев [12]. Исходя из особенностей монографии В. В. Воробьева можно отразить много данных и обобщить что у автора систематический характер статистики.

Обобщая материалы И. И. Майнова по ревизии 1816 года инородцев в Якутской области оказывалось 71.301 мужчин и 71.104 женщин, а всего -142.405 человек. Если бы цифра 1763 года была близка к действительной, то мы имели бы для 53-хлетнего последующего периода средний годовой прирост почти в 1,50 %, но так как исходная цифра сомнительна, то мы должны отказаться от надежды найти процент прироста и можем ограничиться утверждением, что и в этот период наблюдался некоторый прирост, а никак не убыль якутского населения [13]. Так же сюда можно причислить Р. К. Маака [14], участника Вилюйской экспедиции, которая имела серьезные задачи — провести в Вилюйском округе естественно-исторические, картографические, этнографические, статистические и метеорологические исследования.

В монографии исследования Р. К. Маака между племенами населяющих Вилюйский округ, наибольшая численность принадлежат якутам, которые живут по Вилюю скученными массами. После якутов самое многочисленное племя в Вилюйском округе-тунгусы. По сведениям старост с 1860–64 гг. простиралось за исключением тунгусов до 27.200 душ м. п. и 25.200 ж.п. Цифры эти близки к цифрам 10-й переписи, по которой население Вилюйского округа составляло 26.533 души м. п. По данным собранными старостами народонаселение Вилюйского округа с 1851–1860 гг. возросло на 9650 душ обоего пола, общее число народонаселения в Вилюйском округе в 1841г составляло приблизительно 38.000 душ обоего пола, а в 1851г-42.000 душ обоего пола [14]. Подводя итог по экспедициям Р. К. Маака, и А. Ф. Миддендорфа можно высказать что, они не затрагивали период, который будет исследоваться мной, но они те люди, которые были современниками того периода, который исследовали Якутию.

По материалам Г. А. Попова в 1816г. якутского население было 110.631 обоего пола, он писал, что несмотря на неблагоприятный климат, якуты освоились со своей новой родиной и не только не вымирают, но, наоборот, возрастают в числе [16]. В материалах А. С. Парникова расселение якутоввXVII– начало XX вв. в конце XVIIIвека по пятой ревизии 1795 году численность якутов в Иркутской губернии, в которую административно входила Якутия, была примерно следующей: 50.064 мужских душ [17]. По данным А. И. Гоголева есть данные по демографическому состоянию Якутской области в1812г. -54.264 м.п. составляло численность якутского населения, а общее количество якутского населения 109.500 по данным ревизии. В 1816–1817гг. — 64.934 м.п. и 71.104 ж.п. численность якутского населения. Общее количество якутского население 129.860 по III ревизии. 1823–1824гг. численность якутского населения м. п. 80.801 и ж. п. 75.590, а общее количество население Якутской области 162.238 человек. Средний ежегодный прирост якутского населения начало XIX- сер. XIX 1742 человек. Ежегодный прирост населения увеличивается на рубеже XVIII-XIX вв. и особенно в первой половине XIX века. Со второй половины XVIII в. идет тенденция к увеличению рогатого скота. К 1-й трети XIX веке крупный рогатый скот составил 64,22 % общего количества скота и лошадей. В связи с этим падением коневодства якутское сельское хозяйство окончательно теряет пережитки номадизма(традиционализма), на рубеже XVIII и XIX вв., и в 1-й половине XIX в. наблюдается более ускоренный прирост якутского населения [18].

В последние время появились исследования, в которых в той или иной степени затрагиваются различные проблемы развития Восточной Сибири. По материалам и таблицам А. А. Борисова динамика численности якутского населения по регионам в XVII-XIX вв., человек. В периоде 1795г. в Центральной Якутии проживала около 60.000, в Вилюй, Олёкма около 30.000, в Нижняя Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Алдан, Мая более 9000, всего более 100.000. В 1812г. в Центральной Якутии 75.084, в Вилюй, Олёкма 36.608, Нижняя Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Алдан, Мая 10.088, всего 121.780. В целом численность якутов с середины XVII в. до конца XIX в. увеличилась примерно в 8 раз. В XIX в Центральной Якутии якутов стало больше почти 1,7 раза, на Вилюе и Олёкме — более чем в 2 раза, на севере — почти в 1,4 раза [19]. По материалам Е. С. Шишигина в конце ХVIII в. усиливается присоединение якутов к православию. По данным 1823 г. 99 % населения всей Якутии уже было крещено [20]. По данным И. И. Юргановой в 1886 году жителей православного исповедания в Якутской епархии составляло м. п. 124.844 человек, и ж. п. 122.973 человек всего было 247.817 человек [21]. Можно, высказать что одна из первых провела работу характеристику особенности метрического учёта.

Как показал обзор этот период является белым пятном в исторической демографии в Якутской области. В первую очередь новизна заключена в подходе к изучаемому объекту. Здесь определяется обоснованием детерминирующей роли исторических факторов для развития социально-демографической истории Якутии в начале ХIХ в., и экономического развития Восточной Сибири и состоит в следующем, необходимо разобраться в причинах, в сложившийся демографической ситуации в Якутской области. Очевидно, что появления таких научных исследований способствовала бы развитию исторической науке в области исторической демографии, которых до сих пор нет в специальных работах посвященной этой теме.

Таким образом, данный материал дает представление о социальных группах пришлого и коренного населения, формировавших край и в том числе его центральный город. Несмотря на достаточно глубокую изученность темы существуют проблемы, над которыми необходимо работать, а именно никто не занимался исторической демографией народонаселение Якутской области в 1800–1820-е годы. Можно найти лишь отдельные, отрывочные сведения в трудах дореволюционных и советских историков. Например, проблемы численности всех народов, брачности, состав семьи как социальный институт Якутской области, по рождаемости и смертности население, распределение по половому, национальному и возрастному различию Якутской области в начале ХIХ века. В работах этих ученых рассматриваются различные развития народов Якутии, обусловленные социально-экономическими факторами, уровнем жизни населения, изменением ценностных предпочтений и установок новых традиционных отношений в начале ХIХ в. Требуется исследования о роли государства в решении проблемы социально-демографического развития народов в Восточной Сибири, а именно в Якутской области.

Таким образом исторический обзор показывает на современном этапе эти работы уделяют внимание лишь части определенного народа на территории Якутии, но не полностью, нет специальных исследований в области, посвященных роли именно постепенного развития Якутской области в социально-демографическом аспекте всех народов в частности русских, якутов-(саха), северных народов, проживающих на территории Якутской области в начале ХIХ века. Анализируя труды ученых и приходя к окончательному выводу с твердостью можно сказать, что проблемой исторической демографии Якутской области в начале ХIХ века никто не занимался, а рассматривали обзорно, делая вывод что даны косвенные данные.

  1. Патканов С. К. О приросте инородческого населения Сибири. Статистические материалы для освещения вопроса о вымирании первобытных племен. — СПб. 1911.
  2. Кабузан В. М. Народонаселение России в XVII -первой половине XIXв. — М., 1963.
  3. Рашин А. Г. Население России за 100 лет. — М., 1956.
  4. Гагемейстер Ю. А. Статистическое обозрение Сибири: в 3 частях. — СПб. 1854.
  5. Геденштром М. М. Описание берегов Ледовитого моря от устья Яны до Баранова камня. Сиб.вестн. — 1823.
  6. Врангель Ф. П. Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю, совершенное в 1820, 1821, 1822 и 1824 гг. экспедицией под начальством флота лейтенанта Ф. П. Врангеля. — СПб. 1841.
  7. Джулиани Ю. И. О Якутах. Сын Отечества. — 1836.
  8. Гурвич И. С. Этническая история Северо-Востока Сибири. — М. 1966.
  9. Бахрушин С. В. Научные труды. IV том. Истории Якутии в XIXи начале XX вв. — М. 1959.
  10. Бахрушин С. В. Научные труды. III том. Избранные работы по истории Сибири. — М. 1955.
  11. Покшишевский В. В. Заселение Сибири (историко-географические очерки) — Иркутск, 1951.
  12. Воробьев В. В. Формирования населения Восточной Сибири. — Новосибирск. 1975.
  13. Майнов И. И. Население Якутии. — Л., 1927.
  14. Маак Р. К. Вилюйский округ. — 2-е изд. М., 1994.
  15. Башарин Г. П. История аграрных отношений в Якутии (XVII — середина XIX) в двух томах — М., 2003.
  16. Попов Г. А. Очерки по истории Якутии. — Якутск, 1924.
  17. Парникова А. С. Расселение якутов в XVII–начале XX вв. — Якутск,1971.
  18. Гоголев А. И. Лекции по исторической этнографии якутов — Якутск, 1978.
  19. Борисов А. А. Социальная история якутов в позднее средневековье и новое время — Новосибирск, 2010.
  20. Шишигин Е. С. Распространение христианства в Якутии. — Якутск, 1991.
  21. Юрганова И. И. История якутской епархии 1870–1919 гг. –Якутск, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): Якутская область, Якутия, якутское население, данные, VII, Восточная Сибирь, Вилюй, материал, население, якут.

Начало 50-х годов 19 века ознаменовалось для Якутии реформами. Так, в 1851 году Якутская область была выведена из состава Иркутской губернии и передана в управление Восточно-Сибирского губернаторства, Якутск получил статус областного города. Сколько в те годы проживало людей в Якутске? А сколько было домов? Сколько зарабатывал горожанин того времени? На все эти вопросы ответы можно найти в архивных документах.

Якутск - областной город. Как жили в городе в середине 19 века

Первые и последние якутские губернаторы

В 1851 году город получил статус областного. В тот год в административном отношении Якутская область была отделена от Иркутской губернии и стала самостоятельной областью на правах губернии и управлялась Восточно-Сибирским губернаторством.

С наделением статуса области Якутия впервые получила должность губернатора, а до этого ею управляли областные начальники, назначаемые иркутским генерал-губернатором.

Первым губернатором Якутской области стал действительный статский советник Константин Никифорович Григорьев (апрель 1852 г. – февраль 1856 г.).

По информации историка А. Калашникова, с 1852 по 1917 годы губернаторами Якутской области были 13 гражданских губернаторов. Каждый губернатор запомнился своими делами и вкладом, но наиболее известным и оставшимся в памяти был Иван Иванович Крафт.

Первым из якутских губернаторов, который был удостоен звания почетного гражданина города Якутска, является действительный статский советник, генерал-майор Константин Николаевич Светлицкий. В августе 1889 года такое решение приняла Якутская городская Дума.

Последним действующим губернатором Якутской области был Рудольф Витте (июнь 1914 г. – январь 1917 г.). После него был назначен И. Иконников, но в связи с революционными событиями к месту службы в г. Якутск он не прибыл.

Описание Якутска 1854 года, оставленное исследователем Сибири и Дальнего Востока Р. Мааком:

- Дома в городе все деревянные. Вообще, архитектура домов в Якутске незамысловатая и показывает, что хозяева вовсе не заботились об их изяществе, а смотрели на них как на необходимое убежище от холода. При каждом доме непременно есть большой двор, в котором помещаются необходимые хозяйственные пристройки. Другую непременную принадлежность якутского двора составляет баня, в которой устраиваются иногда две или три комнаты и часто живут сами хозяева, отдающие дома внаем, или жильцы.

Ворота и заборы при домах обыкновенно несоразмерно высоки и плохо держатся, почти везде пошатнувшись набок, и подперты снизу небольшими палками. Мимо таких ворот опасно ходить.

Якутская ратуша и окрестности

В те годы городскими делами управляла городская ратуша, своего рода мэрия тех временем. В ее штате состояли бургомистр, два заместителя и секретарь. Ратуша имела канцелярию из трех столоначальников и десяти писцов. В 1856 году Якутская городская ратуша была переименована в городскую Думу, а должность городского бургомистра заменена городским головой. Вместо заседателей в городскую Думу избирались кандидат в городскую голову и один гласный. В том же году полицейская управа была переименована в Якутскую городскую управу.

Больших улиц в Якутске 1850-х годов было 12, маленьких – 10 и переулков – 25. Улицы были узкими, за исключением Большой улицы (ныне - пр. Ленина).

Как правило, дома строились хаотично, без какой-либо планировки. Почти все горожане держали коров, во дворах строились коровники с большим запасом сена, из-за чего происходили частые пожары. Тротуары или мостики отсутствовали, так что в дождливую погоду улицу невозможно было перейти. По улицам бродили коровы, лошади. Впрочем, такую картину можно и сейчас наблюдать на улицах современного Якутска. Кстати, любопытная деталь тех времен – полицейским вменялось в обязанность задерживать заблудившихся домашних животных до прихода их хозяев. Улицы не освещались, разве что казенные учреждения и богатые горожане вывешивали керосиновые лампы у входа.

По данным отчета Якутской городской управы за 1855 год, население г. Якутска составляло 4 287 человек, из них мужчин – 2 483, женщин – 1 804.

Всего в Якутской области проживало 211 тысяч 916 человек обоего пола.

В описываемый нами период в архивных источниках отмечается, что Якутск хотя и считался в Сибири городом средней величины, все же рос медленно.

В 1852 году в городе насчитывалось 347 домов, из них 14 казенных, в том числе каменные административные здания и 5 каменных церквей – храм Спасского мужского монастыря (не сохр., терр. Краеведческого музея), Предтеченская церковь (не сохр., на месте гост. «Полярная звезда), Преображенская и Никольская церкви, Свято-Троицкий кафедральный собор (быв. Театр эстрады). Последние три дошли до наших времен.

Городская ратуша, а позже городская Дума до 1920-х годов располагались в каменном Гостином дворе (ныне пл. Ленина).

Городской быт или сколько зарабатывали приезжие

Большинство горожан были русскими, в основном состоящие на государственной службе, крупные купцы, мещане. Якутов было мало. Но основным разговорным языком в городе был якутский, о чем с удивлением отмечают почти все путешественники, побывавшие в Якутске. Бедные якуты проживали в юртах на окраине города. Из близлежащих улусов в Якутск приезжали на заработки по специальным увольнительным билетам. Приезжие из улусов нанимались разнорабочими, грузчиками, прислугой, няньками, а более удачливые устраивались кучерами, кузнецами, столярами. Зарабатывали немного. Плотники, каменщики получали 20-30 копеек в день. Хорошие деньги по тем временам платили кузнецам и столярам, их дневная выручка составляла от 80 копеек до 1 рубля.

Слуги, няньки и кучера зарабатывали в месяц 3-5 рублей в месяц, причем столовались они у хозяев.

Труднее всего приходилось тем, у кого не было своего жилья. Снять жилье в Якутске в середине 19 века можно было за 2-3 рубля в месяц. Например, домашняя прислуга снимала юрту тут же, во дворе хозяев или комнату в доме.

Дрова для отопления домов в Якутске поставляли жители близлежащих улусов. Сажень дров (поленница в высоту и в длину 2 х 2 метра) стоила от 80 копеек до 1 рубля.

Что и почем было на базаре

Самым оживленным местом торговли в Якутске в середине 19 века были Гостиный двор или Большой базар и Кружало или Малый базар.

Продукты питания горожане старались покупать оптом. Например, пуд (16 кг) ржаной муки стоил 50-70 копеек, пшеничной – 1 рубль. Пуд мяса стоил 60-70 копеек. Пуд топленого сливочного масла можно было купить за 3 руб. 83 коп.

Сахар, чай считались предметом роскоши и стоили еще дороже: пуд сахара – 10 рублей, фунт (450 граммов) чая - от 1,5 до 2 рублей в зависимости от сорта.


Согласно археологическим данным, национальность якутов возникла в результате соединения местных племен, живших у среднего течения реки Лены, с южными тюркоязычными переселенцами. Со временем созданная новая народность разделилась на несколько групп. Например, оленеводы северо-запада и т. д.

Якуты, описание народности

Якуты считаются одним из самых многочисленных сибирских народов. Их численность достигает свыше 380 тысяч человек. Якуты живут в Иркутской, Хабаровской и Красноярской областях, но в основном в Республике Саха. Язык якутов относится к тюркским наречиям, входящим в алтайскую семью. Основные занятия якутов – разведение лошадей и крупного рогатого скота, рыбалка и охота. В современное время главное богатство якутов – это алмазы. Очень развита добывающая промышленность. Жилище якутов – это юрты, которые могут быть небольшими и наоборот, разными по высоте. Юрты строятся из дерева.

традиции и обычаи якутов

Кому поклонялись якуты с древних времен

У якутов важное место в веровании до сих пор занимает почитание природы. Все традиции и обычаи якутов тесно с ней связаны. Они считают, что природа живая, и у всех земных объектов есть свои духи и внутренняя сила. Одним из главных с давних времен считался хозяин дороги. Раньше ему даже делали жертвенные подношения, оставляя на перекрестках конские волосы, лоскутки материи, пуговицы и медные монеты. Аналогичные действия совершались для хозяев водоемов, гор и т. д.

Гром и молнии в представлении якутов преследуют злых духов. Если во время грозы раскалывается дерево, считается, что оно обладает лечебной силой. Ветер в представлении якутов имеет четырех духов, которые охраняют земной покой. У Земли есть женское божество – Аан. Она следит за ростом и плодовитостью всего живого (растений, животных, людей). Весной для Аан устраиваются специальные подношения.

У воды есть свой хозяин. Дары ему приносят осенью и весной в виде берестяной лодочки с вырезанным на ней изображением человека и прикрепленными кусками материи. Ронять острые предметы в воду считается грехом.

Хозяином огня является седовласый старик, изгоняющий злых духов. К этой стихии относились всегда очень почтительно. Огонь никогда не тушили и в прежние времена переносили с собой в горшках. Считается, что он покровитель семьи и домашнего очага.

жилище якутов

Духом леса якуты называют Баай Байянай. Он помогает в промысле и на охоте. В древности выбиралось священное животное, которое нельзя было убивать и употреблять в пищу. Например, гусь, лебедь, горностай и некоторые другие. Орла считали главой всех пернатых. Медведь был всегда самым почитаемым у всех групп якутов. Его когти и другие атрибуты используют как обереги до сих пор.

Праздники

Праздники якутов тесно связаны с традициями и обрядами. Самый главный – это Ысыах. Он проходит раз в год и отражает мировоззрение и картину мира. Отмечают его в самом начале лета. Согласно древним традициям, на поляне в окружении молодых берез устанавливается коновязь, которая символизирует Мировое дерево и оси Вселенной. В современное время она стала еще и олицетворением дружбы народов, проживающих в Якутии. Этот праздник считается семейным.

народ якуты

Ысыах всегда начинается с окропления кумысом огня и четырех сторон света. Затем следует просьба к Божествам о ниспослании благодати. На празднование надевается национальная одежда и готовятся традиционные блюда и кумыс. Трапеза проходит обязательно за одним столом со всеми родственниками. Потом начинают водить хороводы, устраиваются спортивные состязания, борьба, стрельба из лука и перетягивание палки.

Традиции и обычаи якутов: семьи

Якуты живут небольшими семьями. Хотя до 19-го века было распространено многоженство. Но все они жили отдельно, и у каждой было свое хозяйство. В брак якуты вступают в период от 16 до 25 лет. При сватовстве уплачивается калым. Если семья малоимущая, то невесту могут похитить с последующей за нее отработкой.

Обряды и традиции

Народ якуты имеет множество традиций и обрядов, из описания которых может выйти даже отдельная книга. Часто они связаны с магическими действиями. Например, для ограждения жилья и домашнего скота от злых духов якуты используют целый ряд заговоров. Важные составляющие при этом – орнамент на одежде, украшения и утварь. Также проводятся обряды для хорошего урожая, приплода скота, рождения детей и т. д.

праздники якутов

До сих пор у якутов сохраняются многие традиции и обычаи. Например, камень Сат считается волшебным, и если на него посмотрит женщина, то он теряет свою силу. Его находят в желудках или печени животных и птиц. После извлечения он заворачивается в бересту и заматывается конским волосом. Считается, что посредством определенных заклинаний при помощи Сата можно вызвать дождь, ветер или снег.

Многие традиции и обычаи якутов сохранились с древних времен. Например, у них существует кровная месть. Но в современности ее заменили на выкуп. Якуты очень гостеприимны, любят обмениваться подарками. Родильные обряды связаны с богиней Айыы-сыт, которая считается покровительницей детей.

Коновязи

У якутов очень много различных коновязных столбов. И это не случайно, так как они еще с древних времен являются одной из основных составляющих культуры народа. С ними связаны верования, многие обряды, традиции и обычаи. Все коновязи имеют разный орнамент, украшения, высоту, форму.

национальный костюм якутов

Всего существует три группы таких столбов. В первую (надворную) входят те, которые устанавливаются у жилища. К ним привязывают коней. Во вторую группу входят столбы, использующиеся для проведения различных религиозных обрядов. И в третью – коновязи, которые устанавливаются на главном якутском празднике Ысыах.

Юрты якутов

Поселения якутов состоят из нескольких домов (юрт), расположенных на большом расстоянии друг от друга. Жилище якутов создается из круглых стоячих бревен. Но используются в строительстве только мелкие деревья, так как рубка больших считается грехом. Двери расположены с восточной стороны, навстречу солнцу. Внутри юрты находится обмазанный глиной камин. Жилище имеет много небольших окон. Вдоль стен расположены широкие лежаки разной высоты. У входа – самый низкий. На высоком спит только хозяин юрты. Лежаки отделены друг от друга перегородками.

Национальная одежда

Национальный костюм якутов состоит из однобортного кафтана. Раньше для зимы он шился из меха, а для лета – из шкуры коня или коровы. Кафтан имеет 4 добавочных клина и широкий пояс. Рукава широкие. На ноги надеваются кожаные штаны и меховые носки. В современное время якуты используют для пошива одежды ткань. Начали носить рубахи с воротниками, подпоясанные ремнем.

якуты описание

Свадебные шубы для женщин шьются длинными, до пяток. К низу расширяются. Рукава и воротник украшаются парчой, красным и зеленым сукном, серебряными украшениями, позументом. Подол подбивается соболиным мехом. Эти свадебные шубы передаются по наследству. На голове вместо фаты носят меховые шапки с высоким верхом из черного или красного украшенного сукна.

Фольклор

Рассказывая про традиции и обычаи якутов, нельзя не упомянуть про их фольклор. Главным в нем является эпос олонхо, который считается разновидностью поэзии, а в исполнении похож на оперу. Это искусство сохранилось еще с древности. Олонхо включает в себя множество традиционных сказаний. И в 2005 году это искусство было признано наследием ЮНЕСКО.

Поэмы длиной от 10 до 15 тысяч строк исполняют народные сказители. Стать ими могут далеко не все. Сказители должны иметь ораторский дар, уметь импровизировать, иметь актерский талант. Речь должна быть разной тональности. Большие по объему олонхо могут исполняться в течение семи ночей. Самое крупное и известное произведение состоит из 36 тысяч стихотворных строк.

Читайте также: