Сообщение о я а протазанов

Обновлено: 02.07.2024


Я́ков Алекса́ндрович Протаза́нов (23 января 1881 — 8 августа 1945) — один из ведущих российских и советских режиссёров немого кино, сценарист, актёр.

Содержание

Биография

С 1910 года работал в кинофирме П. Тимана и Ф. Рейнгардта, снял ряд фильмов в соавторстве с В. Р. Гардиным. В 1914 году, завоевав репутацию наиболее культурного режиссёра-профессионала, перешел в кинофирму И. Ермольева.

Признание и награды

Фильмография

Режиссёрские работы

Сценарные работы

    — Бахчисарайский фонтан — дебют Протазанова, считается утраченным, автор сценария — Майская ночь, или Утопленница (Россия) автор сценария совм. с В. Кривцовым — Первый винокур (Россия) автор сценария совм. с В. Кривцовым — Песнь каторжанина (Россия) автор сценария — Песнь о вещем Олеге (Россия) автор сценария — Пригвожденный (Россия) автор сценария
  1. 1913 — За честь русского знамени (Россия) автор сценария
  2. 1913 — Как рыдала душа ребенка (Россия) автор сценария
  3. 1913 — Как хороши, как свежи были розы… (Россия) автор сценария
  4. 1913 — Разбитая ваза (Россия) автор сценария — Гнев Диониса (Россия) автор сценария — Дьявол (Россия) автор сценария — Произведение искусства (Россия) автор сценария — Рождество в окопах (Россия) автор сценария — Война и мир (Россия) автор сценария совм. с В. Гардиным — Николай Ставрогин (Россия) автор сценария — Плебей (Россия) автор сценария — Тайна нижегородской ярмарки (Россия) автор сценария — Вниз по матушке, по Волге (Россия) автор сценария — Не пожелай жены ближнего твоего (Россия) автор сценария — Панна Мэри (Россия) автор сценария — Пиковая дама (среднеметражный, Россия) автор сценария — Андрей Кожухов (Россия) автор сценария — Её влекло бушующее море (короткометражный, Россия) автор сценария — Не надо крови (Россия) автор сценария — Горничная Дженни (Россия) автор сценария — Малютка Элли (Россия) автор сценария — Немой страж (Россия) автор сценария — Чёрная стая (Россия) автор сценария — Тайна королевы (короткометражный, Россия) автор сценария — Процесс о трех миллионах (СССР) автор сценария — Человек из ресторана (СССР) автор сценария совм. с О. Леонидовым — Белый орел (СССР) автор сценария совм. с О. Леонидовым, Я. Уриновым — Чины и люди (к/а) (СССР) автор сценария совм. с О. Леонидовым — Праздник святого Йоргена (СССР) автор сценария совм. с В. Швейцером — Томми (СССР) автор сценария — Две встречи (СССР) автор сценария совм. с Я. Уриновым — Марионетки (СССР) автор сценария совм. с В. Швейцером — Бесприданница (СССР) автор сценария совм. с В. Швейцером

Актёрские работы

    — Смерть Иоанна Грозного (Россия) — Песнь о вещем Олеге (Россия) — Рогнеда (Россия) — Шахматная горячка (короткометражный, СССР)

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Протазанов Я. А." в других словарях:

ПРОТАЗАНОВ — Яков Александрович (1881 1945), российский кинорежиссер. В 1920 23 жил во Франции, Германии. Экранизации: Пиковая дама (1916, по А.С. Пушкину), Отец Сергий (1918, по Л.Н. Толстому), в звуковом кино Бесприданница (1937, по А.Н. Островскому).… … Современная энциклопедия

ПРОТАЗАНОВ — Яков Александрович (1881 1945), кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Один из зачинателей отечественной кинематографии (фильмы: Пиковая дама , 1916; Отец Сергий , 1918). В 1920 23 работал во Франции и Германии. После… … Русская история

Протазанов — Протазанов, Александр Константинович Александр Константинович Протозанов 6 й председатель Тюменского облисполкома декабрь 1960 1963 … Википедия

Протазанов Я. — Яков Протазанов Имя при рождении: Яков Александрович Протазанов Дата рождения: 23 января 1881 Место рождения: Москва, Российская империя … Википедия

Протазанов — Яков Александрович [23.1(4.2).1881, Москва, 8.8.1945, там же], советский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935) и Узбекской ССР (1943). Один из зачинателей русского кинематографа. В 1911 18 поставил около 80 фильмов, в… … Большая советская энциклопедия

Протазанов Як. Ал-др. — ПРОТАЗАНОВ Як. Ал др. (1881 1945) реж. кино. Окончил коммерч. уч ще в Москве, в кино с 1907. На студии Глория был администратором, написал сценарий ф. Бахчисарайский фонтан . Реж. дебют на кино ф ке Тиман и Рейн хардт в 1911: ф. Песнь каторжника … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Протазанов Я. А. — ПРОТАЗÁНОВ Яков Александрович (1881–1945), кинорежиссёр, засл. деятель иск в РСФСР (1935). Один из зачинателей отеч. кинематографии (ф.: Пиковая дама , 1916; Отец Сергий , 1918). В 1920–23 работал во Франции и Германии. После… … Биографический словарь

Протазанов Яков Александрович — [23.1(4.2).1881, Москва, 8.8.1945, там же], советский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935) и Узбекской ССР (1943). Один из зачинателей русского кинематографа. В 1911 18 поставил около 80 фильмов, в том числе такие значительные … Большая советская энциклопедия

ПРОТАЗАНОВ Яков Александрович — (1881 1945) российский режиссер, заслуженный деятель искусств России (1935). Один из зачинателей российской кинематографии. Фильмы: Пиковая дама (1916), Отец Сергий (1918), Аэлита (1924), Процесс о трех миллионах (1926), Сорок первый (1927),… … Большой Энциклопедический словарь

Происходил из семьи купцов. Отец – Александр Саввич, работал у предпринимателей Шибаевых, был киевским потомственным почетным гражданином. Мать – Елизавета Михайловна Винокурова, окончила московский Елизаветинский институт благородных девиц. Яков был четвертым ребенком в семье, был дружен с дядей Сергеем, театралом и актером. Именно последний повлиял на увлечение мальчика театром и вообще актерством.

После революции

Яков Протазанов был успешным режиссером как дореволюционного, так и советского кинематографа. Его жанровая многоплановость поражает, в копилке мастера как приключенческие и детективные фильмы, сатирические и комедийные ленты, так и психологические драмы, не говоря уже о многочисленных экранизациях классических произведений русской литературы. Кроме того, именно он снял первый фантастический фильм в нашей стране. О его роли в кино всегда много спорили, зачастую обвиняя в конъюнктурности, однако режиссера можно назвать новатором в области технических средств и приемов съемки, а многие его киноработы по праву считаются шедеврами.

Яков Протазанов

Яков Александрович Протазанов. Родился 23 января (4 февраля) 1881 года в Москве - умер 8 августа 1945 года в Москве. Русский и советский режиссёр, сценарист, актёр. Один из создателей русского кинематографа.

Яков Александрович Протазанов родился 23 января (4 февраля) 1881 года в городе Москва.

Отец - Александр Саввич Протазанов, служил в фирме известных русских промышленников братьев Шибаевых.

Мать - Елизавета Михаловна Протазанова, была коренной москвичкой, выпускницей Елизаветинского института благородных девиц.

Cестры - Лидия Аристова, Нина Анджапаридзе, Валентина Протазанова.

Рос в родовом имении Винокуровых. Был четвёртым ребёнком в купеческой семье.

Прадед по отцу - Яков Иванович Протазанов, родом из Бронниц, откуда переехал с семьёй в Киев и стал известным купцом, получив звание потомственного почётного гражданина.

Дядя - Сергей Михайлович Винокуров, увлекался театром, был дружен с семьёй Садовских, а под конец жизни и сам стал актёром. Оказал значительное влияние на Якова.

С 1904 по 1906 год занимался самообразованием во Франции и Италии, где впервые познакомился с кинематографом.

Кадр из фильма Якова Протазанова "Уход великого старца"

Кадр из фильма Якова Протазанова Уход великого старца

режиссёр Яков Александрович Протазанов

Протазанов смог раскрыть талант таких киноактёров как: Ивана Мозжухина, Игоря Ильинского, Михаила Жарова.

Кадр из фильма "Отец Сергий"

кадр из фильма Якова Протазанова Отец Сергий

Основатель русского кинематографа Яков Протазанов

Кадр из фильма "Пиковая дама"

кадр из фильма Пиковая дама

Скончался 8 августа 1945 года в Москве. Был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь Якова Протазанова:

Режиссёрские работы Якова Протазанова:

1909 - Бахчисарайский фонтан
1910 - Майская ночь, или утопленница
1910 - Первый винокур
1911 - Песнь о вещем Олеге
1911 - Песня каторжанина
1912 - Анфиса
1912 - Пригвождённый
1912 - Уход великого старца
1913 - За честь русского знамени
1913 - Как рыдала душа ребёнка
1913 - Как хороши, как свежи были розы.
1913 - Клеймо прошедших наслаждений
1913 - Ключи счастья
1913 - Купленный муж
1913 - Любовь японки
1913 - Музыкальный момент
1913 - Ноктюрн Шопена
1913 - О чём рыдала скрипка
1913 - Один насладился, другой расплатился
1913 - Разбитая ваза
1913 - Рукою матери
1913 - Сделайте ваше одолжение
1913 - Сын палача
1914 - Амур, Артур и Ко
1914 - Арена мести
1914 - Блюститель нравственности
1914 - Гнев Диониса
1914 - Детская преступность и борьба с ней
1914 - Драма у телефона
1914 - Дьявол
1914 - Ёлка
1914 - Женщина захочет - чёрта обморочит
1914 - Живой манекен
1914 - Зуб мудрости
1914 - Лицо войны
1914 - Мимо жизн
1914 - На скамье подсудимых
1914 - Обезьянка выручила
1914 - Пляска среди мечей
1914 - Произведение искусства
1914 - Рождество в окопах
1914 - Танго
1914 - Танец вампира
1915 - Война и мир
1915 - Депутат
1915 - На окраинах Москвы
1915 - Наташа Проскурова
1915 - Не подходите к ней с вопросами
1915 - Николай Ставрогин
1915 - Петербургские трущобы
1915 - Плебей
1915 - Сашка-семинарист
1915 - Тайна Нижегородской ярмарки
1915 - Чайка
1915 - Я и моя совесть
1916 - Вниз по матушке по Волге
1916 - Во власти греха
1916 - Грех
1916 - Женщина с кинжалом
1916 - Запрягу я тройку борзых, тёмнокарих лошадей
1916 - И песнь осталась недопетой
1916 - Не пожелай жены ближнего своего
1916 - Нищая
1916 - Панна Мэри
1916 - Пиковая дама
1916 - Пляска смерти
1916 - Семейное счастье
1916 - Суд божий
1916 - Так безумно, так страстно хотелось ей счастья
1916 - Тася
1917 - Андрей Кожухов
1917 - Её влекло бушующее море
1917 - Крестный путь
1917 - Не надо крови
1917 - Проклятые миллионы
1917 - Прокурор
1917 - Сатана ликующий
1918 - Богатырь духа
1918 - Горничная Дженни
1918 - Малютка Элли
1918 - Немой страж
1918 - Отец Сергий
1918 - Человек у решётки
1919 - Голгофа женщины
1919 - Дитя чужого
1919 - Правда
1919 - Тайна королевы
1919 - То надежда, то ревность слепая
1919 - Чёрная стая
1919 - Член парламента
1920 - Страшное приключение
1921 - За ночь любви
1921 - Правосудие прежде всего
1921 - Смысл смерти
1922 - Тень греха
1923 - Паломничество любви
1923 - Член парламента
1924 - Аэлита
1925 - Его призыв
1925 - Закройщик из Торжка
1926 - Процесс о трёх миллионах
1927 - Дон Диего и Пелагея
1927 - Сорок первый
1927 - Человек из ресторана
1928 - Белый орёл
1929 - Чины и люди
1930 - Праздник святого Иоргена
1931 - Томми
1934 - Марионетки
1936 - Бесприданница
1936 - О странностях любви
1938 - Семиклассник
1941 - Салават Юлаев
1943 - Насреддин в Бухаре

Сценарии Якова Протазанова:

1909 - Бахчисарайский фонтан
1910 - Майская ночь, или Утопленница
1910 - Первый винокур
1910 - Песнь каторжанина
1911 - Песнь о вещем Олеге
1912 - Пригвождённый
1913 - За честь русского знамени
1913 - Как рыдала душа ребёнка
1913 - Как хороши, как свежи были розы.
1913 - Разбитая ваза
1914 - Гнев Диониса
1914 - Дьявол
1914 - Произведение искусства
1914 - Рождество в окопах
1915 - Война и мир
1915 - Николай Ставрогин
1915 - Плебей
1915 - Тайна Нижегородской ярмарки
1916 - Вниз по матушке, по Волге
1916 - Не пожелай жены ближнего твоего
1916 - Панна Мэри
1916 - Пиковая дама
1917 - Андрей Кожухов
1917 - Её влекло бушующее море
1917 - Не надо крови
1918 - Горничная Дженни
1918 - Малютка Элли
1918 - Немой страж
1918 - Чёрная стая
1919 - Тайна королевы
1926 - Процесс о трех миллионах
1927 - Человек из ресторана
1928 - Белый орёл
1929 - Чины и люди
1930 - Праздник святого Йоргена
1931 - Томми
1932 - Две встречи
1934 - Марионетки
1936 - Бесприданница

Фильмография Якова Протазанова:

1909 - Смерть Иоанна Грозного
1911 - Песнь о вещем Олеге
1911 - Рогнеда
1925 - Шахматная горячка

Награды Якова Протазанова:

1925 - Международная выставка декоративных искусств в Париже - Почётный диплом
1935 - Заслуженный деятель искусств РСФСР
1937 - Международная выставка декоративных искусств в Париже - Золотая медаль - Бесприданница
1945 - Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР


Яков Александрович Протазанов родился 23 января (с.ст.) 1881 года в Москве. Он был четвертым ребенок в семье — сын, которого так долго ждали. Мать режиссера, Елизавета Михайловна, коренная москвичка, свободно владела французским языком, очень любила театр и детям прививала любовь к сцене. Отец, Александр Саввич, потомственный почетный гражданин, приехал в Москву из Киева. Он служил в фирме братьев Шибаевых, связанных с нефтяным делом.

В 1900 году Яков окончил коммерческое училище и собирался поступать в петербургский Политехнический институт, но в это время его семья разорилась. Протазанов устроился репетитором в купеческий дом Тимашевых, затем недолго работал на мануфактуре Шрадер.

Получив небольшое наследство от тетки из Киева, он путешествует за границей. В 1904-1906 годах Яков выезжал за границу шесть раз. Будапешт, Вена, Берлин, Париж, Марсель, Ницца, Генуя, Турин, Милан, Венеция.



кадры из фильма "Аэлита"

Горячий поклонник Художественного театра, Протазанов и в своем творчестве ориентируется на метод прославленного коллектива. Прежде всего, это ощущается в тщательной психологической разработке характера и поведения героев. Отсюда интерес режиссера к серьезной литературе, к классике.


История жизни Якова Александровича Протазанова

Пожалуй, впервые в русском кинематографе Протазанов устраивает с актерами застольный репетиционный период. Он вводит их в предстоящую работу, анализирует текст, помогает найти психологические мотивировки поведения героев.

В 1920 году Яков Александрович эмигрирует из России. На студиях Парижа и Берлина вместе со своими постоянными актерами Мозжухиным и Лисенко он сделал шесть фильмов. Протазанов вполне обжился в Париже, у него появились знакомые, связи в мире искусства.


Владимир Швейцер рассказал, как вместе с Протазановым писал сценарий этой картины. Работа шла в четком ритме, с высокой организованностью, всю жизнь сопутствовавшей Протазанову. Днем писали. Вечерами гуляли, обсуждая написанное. Яков Александрович выступал строгим критиком сюжета, но горячим адвокатом актера.

Работая над фильмом, Протазанов стремился найти собственно кинематографические средства для воплощения замыслов драматурга. Так была найдена поразительная деталь в сцене знакомства Ларисы и Паратова (его играл Кторов). После окончания брачной церемонии, Лариса, выйдя из церкви, хочет сесть в экипаж. Ей преграждает дорогу весенний ручей. Девушка в нерешительности. И в этот миг статный красавец Паратов сбрасывает дорогую шубу и кидает ее прямо в воду. Мгновение. Пауза. И вот Лариса шагает по шубе, как по мостику, уводящему куда-то далеко-далеко от мира, в котором только что происходил свадебный обряд. Эта сцена с удивительной органичностью входит в кинорассказ, коротко, но выразительно раскрывая многое в характере богатого дельца, красавца Паратова. Эпизод длится на экране считанные минуты. Снимали его две недели.

Талант, трудолюбие и дисциплина — вот три свойства режиссера, которые отмечают буквально все, кто работал с Яковом Александровичем. Его обожали и актеры и осветители. Не мог не импонировать облик режиссера неотразимый красавец, до пожилых лет сохранивший юношески стройную фигуру. На съемках он не расставался с дирижерской палочкой.


Читайте также: