Сообщение о выставке картин

Обновлено: 02.07.2024

Вышла в свет книга культуролога Екатерины Карцевой "Динамика художественной выставки. Культурная интерпретация", про то, как художественная выставка развивалась в истории искусства, став одним из самых популярных явлений современной культуры.

Автор книги, кандидат культурологии и доцент кафедры Кино и современного искусства РГГУ, обращает внимание, что художественная выставка является для изобразительного искусства примерно тем же, чем роман для художественной литературы или концерт для композитора. Выставки переживают сегодня настоящий бум и ходить на них не менее популярно, чем в кинотеатры. При этом, изучению самих выставок до сих пор уделяется незаслуженно мало внимания, что и стало поводом для написания книги.

Книга состоит из 6 глав, в которых рассматривается, что представляла собой художественная выставка в разные культурные эпохи, когда и в силу каких факторов зародились современные формы показа искусства, какие трансформации происходят с выставкой в условиях глобализации, а также современной цифровой культуры. Издание иллюстрировано архивными фото и будет интересно как искусствоведам, культурологам и арт-менеджерам, так и широкой аудитории людей, интересующихся искусством.

С разрешения автора, публикуем фрагмент книги, посвященный кураторским практикам Марселя Дюшана:

Дюшан — куратор

У Дюшана не было ни одной персональной выставки вплоть ретроспективы 1963 года. Но он активно занимался курированием выставок других. В 1937 году Поль Элюар и Андре Бретон приглашают Дюшана участвовать в разработке концепции Международной выставки сюрреалистов в Париже. Несмотря на то, что Дюшан никогда официально не примыкал к сюрреалистам, он соглашается выступить в роли дизайнера выставочного пространства.

Международная выставка сюрреалистов 1938 г.

Все молдинги, карнизы, потолок, люстры Дюшан маскирует 1 200 грязными угольными мешками, набитыми газетами. По среди зала устанавливает железную жаровню – единственный источник света во всем помещении, а произведения развешивает на вращающихся дверях, на подобии тех, которые стояли на входе в универмаги. В результате этих манипуляций, потолок галереи находился в постоянном движении, стены и пол почернели, а угольная пыль потихоньку осыпалась на головы и наряды посетителей выставки. Чтобы зрители могли при таком слабом освещении различить сами произведения, на входе выдавались фонарики.


Дюшан превращает вычурные интерьеры парижской Галереи Изящных Искусств в подобие пещеры.

По углам зала были расставлены четыре кровати, усиливающие ощущение сна и нереальности. Такое пренебрежение стандартными выставочными канонами, по мнению Дюшана, должно было дать художникам большую смелость в самовыражении. Выставка стала значимой поворотной точкой, превзойдя все предыдущие выставки сюрреалистов и дада.

Международная выставка сюрреалистов. Нью-Йорк, 1942 г.

В 1930-е годы в модных и оборудованных по последнему слову Парижских музеях казалось незыблемым, что созерцать произведения искусства зрителю стоит с определенного рас-
стояния, отстранено и без лишних эмоций и телодвижений. Дюшан, напротив, предполагал, что язык искусства и язык тела могут работать в унисон. На следующей Международной выставке сюрреалистов в Нью-Йорке в 1942, Дюшан натянул по залу металлическую проволоку на подобии паутины так, что зрителям было некуда деваться, кроме как задействовать пластику своего тела, чтобы пробраться сквозь нее, перемещаясь по выставочному залу.


Международная выставка сюрреалистов 1942 г.

В условиях современной культуры заметно возрос общественный интерес к молодежным выставкам. Творческие эксперименты начинающих мастеров дополняют молодежную культуру, объединяют широкий круг юных художников, способствует культурному обмену и передаче опыта уже сложившихся мастеров. Самовыражение является главным свойством в стремлении человека познать мир.

Молодым художникам очень важно самореализация, достичь которой возможно только путем осознания своих индивидуальных возможностей и создания собственных произведений. Организация художественных выставок способствует возрастанию интереса учащихся к творчеству, помогает молодым талантам осознать себя и раскрыть свой потенциал в полной мере. Передать свое видение мира.



В экспозиции представлены работы выпускников и начинающих художников, учащихся Детской художественной школы города Риддер. Некоторые выпускники, после получения высшего образования вернулись в город и по се день преподают в ДХШ.

В выставочном зале размещено более ста картин. Яркость красок, неповторимость сюжетов, завораживает и погружает в сказочный мир фантазии.


Каждая работа это маленький шедевр. Картины выполнены в разнообразных техниках. Это и рисунок акварелью, гуашью, пастелью. Кроме этого нашему взору предстали необыкновенные сюжеты нарисованные кофе и углем и мелом. Сочные натюрморты, пейзажи, отображают красоту и самобытность природы нашего края Работы выполнены из войлока, как живые смотрят на нас зверюшки, свалянные из шерсти, необыкновенные скульптуры из папье маше, соленого теста, завораживают. Внимание привлекают шкатулки, сделанные из ниток. Волшебные картины нарисованные на ткани, добавляют разнообразия и яркости выставке. Кроме этого несколько работ выполнены в стиле аппликации, также техника рисунка пластилином… Маленькие посетители с любопытством разглядывали представленные работы. Внимательно слушали рассказ экскурсовода о жанрах картин и настроении сюжета, которое хотел передать автор. Дети узнали много тонкостей и особенностей художественного мастерства. Воочию смогли убедиться, что мир искусства разнообразен и велик.

После посещения выставки у меня остались теплые воспоминания и приятное осознание того, что в нашем городе, среди нас живут и творят такие талантливые дети, под руководством не менее талантливых педагогов и настоящих мастеров своего дела.

Организаторы выставки, как правило, сами готовят пресс-релиз о выставке, в котором упоминаются все художники, участвующие в выставке.

Тем не менее, художнику, участнику выставки неплохо иметь свой пресс-релиз, в котором можно рассказать о себе, как художнике, о своем творчестве, о картинах, которые представлены на выставке.

Вот тут и возникает вопрос, как правильно представить творчество художника в пресс-релизе? Можно обратиться к профессионалам, но, это не наш путь, мы и сами с усами. Неужели не напишем страничку текста формата А4?

Что должно быть отражено в пресс-релизе?

Преамбула. Короткий текст, который начинается с ФИО художника, в каком городе он родился, где живет и работает сейчас, какое художественное образование получил, в каких выставках участвовал, какие награды или звания имеет, является ли членом Союза художников.

На что обычно всегда обращают внимание, так это является ли художник членом Союза художников. Сейчас некоторые художники к вступлению в Союз художников относятся пренебрежительно – что это дает кроме оплаты членских взносов?

Вступление в союз дает художнику определенный статус, что он профессиональный художник, признанный другими художниками. Для постороннего человека, потенциального покупателя – это значит много.

Основной текст пресс-релиза. Вот здесь нужно рассказать, какие картины представлены на выставке.

Если пейзаж, то почему художник пишет пейзажи, что для него значит природа его малой родины, как он выбирает натуру и так далее.

Если портрет, обязательно нужно написать, что привлекает художника в тех людях, портреты которых он пишет. Как находит свои будущие модели. Сколько времени уходит на написание одного портрета и так далее.

Обязательно нужно написать какие краски художник использует для написания своих картин и почему.

В конце текста высказывание общего плана о живописи, о современном искусстве, о жизни. Этот абзац должен быть поставлен в кавычки, как прямая речь художника, обращенная к зрителю.

Удачно написанный пресс-релиз художники начинают выкладывать в интернет, сопровождая этим тестом все странички с репродукциями своих картин. Конкретные примеры разберем в следующий раз.

Если статья понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на канал Художество


В этот период композитор посетил выставку работ, посвященную творчеству талантливого архитектора и дизайнера Виктора Александровича Гартмана.

На ней было представлено более 400 произведений, среди которых были как знаменитые творения автора, так и небольшие зарисовки, часть из которых и вдохновила композитора на создание цикла.


Картинки с выставки — один из лучших шедевров в русской фортепианной музыке (1874). По форме это сюита, состоящая из десяти пьес, каждая из которых отражает содержание одной из картин художника Виктора Александровича Гартмана.

Для Модеста Петровича Мусоргского он являлся очень близким другом, поэтому внезапная смерть Гартмана в молодом возрасте (всего 39 лет!) буквально потрясла композитора.

Через год после этого трагического события по предложению Стасова была проведена выставка картин Виктора Гартмана, посвящённая его памяти. Однако лучшим памятником художнику стал фортепианный цикл, написанный его другом.

Идея его создания появилась у Мусоргского во время посещения выставки, и уже через три недели цикл был готов! Некоторые картины даже сложно назвать именно картинами. Это скорее зарисовки, эскизы, иногда просто намётки к театральным костюмам.

Это сам Мусоргский, который прогуливается по выставочному залу и время от времени останавливается перед очередной, заинтересовавшей его картиной (кликайте по картинкам для их увеличения). Вот они:

Сегодня, благодаря интернету, это стало реальным. Однако, увиденное сильно разочаровало меня: музыка Мусоргского в разы превосходит первоисточник по своей художественной ценности!

К тому же, на выставке картины продавались. Очевидно, продавались они и после выставки, так что в свободном доступе осталось всего 6 картин. Вы можете их видеть на моём блоге. Конечно, это всего лишь репродукции, да ещё и в электронном варианте, но всё же лучше, чем ничего.

Очень любопытна судьба этого фортепианного цикла. Во-первых, он не издавался при жизни автора и, соответственно, не был исполнен ни разу при жизни композитора.

Во-вторых, известность к этому произведению пришла благодаря оркестровой обработке французского композитора Мориса Равеля, запись этой обработки вышла спустя полвека после смерти Мусоргского.

Но сегодня я буквально покорена трактовкой Михаила Плетнёва. Считаю её наилучшей и потому именно её выбрала для размещения на своём блоге.

Мусоргский. Картинки с выставки


Мусоргский. Картинки с выставки

Внимание, друзья! С вами говорит рояль.

Смешной, неуклюжий гном на кривых, коротеньких ножках, стайка весёлых нарядных ребятишек в красивом зелёном парке Тюильри в Париже; домик-часы на курьих ножках, в котором, конечно же, живёт Баба-Яга; беспомощные цыплята в разбитых яичных скорлупках.

Виктор Гартман умер очень молодым. После его смерти в Академии художеств была устроена выставка из эскизов, набросков, архитектурных проектов и планов этого художника-архитектора.

Ровная, неторопливая музыка изображает спокойную, медленную походку человека, осматривающего выставку. И в то же время вступление будто предупреждает, подготавливает нас к тому, что сейчас мы услышим что-то интересное.

Маленький человечек, переваливаясь, пробежал немножко и остановился — трудно бегать на таких коротеньких, кривых ножках. Попробовал побежать медленнее — снова ничего не получилось.

Подождал чуть-чуть, отдохнул и старательно заковылял дальше. Спешит куда-то, подпрыгивает, спотыкается гномик. Опять устал, пошёл медленнее, но всё так же старательно и неуклюже. Похоже, он даже сердится сам на себя.

Побежал снова и — стоп! Оборвалась музыка. Упал, наверное, бедный.

Вот зазвучали отдельные, отрывистые нотки, музыка стала подпрыгивающей, нотки идут не плавно, рядом, а скачками на большом расстоянии — неуклюже, причудливо. Таким мы и видим этого лесного человечка.

Слушаешь, как чередуются одна за другой музыкальные фразы, разные по характеру, по силе, громкости звучания, и словно проходишь вместе с гномиком весь его нелёгкий путь по лесным кочкам, по дремучей лесной чаще, между перепутанных замшелых корней…

И этой музыке всё другое. Она тихая, медленная. Рояль звучит странно, словно играет какой-то старинный инструмент. Может быть, лютня.

Полилась необыкновенно красивая мелодия, задумчивая и вдохновенная. Мы не знаем, какими были песни трубадуров, но эта ночная тихая песня у стен старого замка полна истинно рыцарского благородства и трепетной взволнованности.

Нас ожидает какая-то новая картинка.

Вслушайтесь-ка в музыку. В ней скрытая сила и затаённый, глухой гнев. Растёт, ширится музыка, звучит всё громче, всё настойчивее. Потом она снова смиряется, затихает. Но теперь уже нас не обманет её кажущаяся покорность — мы уже видели грозную силу и гнев мужика, бредущего за своими волами.

В эту силу верили и Мусоргский, и Гартман.

Ой, какие же они потешные! Как уморительно потряхивают маленькими не обсохшими крылышками, переминаются с ножки на ножку и тихонечко попискивают тоненькими голосками.

От одной картины к другой ведёт нас композитор, сам с нами ходит по выставке. Доходим мы и до картинки, на которой изображены удивительные часы-домик, и слышим, как мимо со свистом и громом проносится в ступе хозяйка этого домика — Баба Яга.

Тяжёлые столбы будто вошли в землю от ветхой старости, а на них опирается изящная арка, увенчанная громадным резным кокошником. Так выглядят ворота на рисунке Гартмана.

Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского народа. Как прекрасно передаёт рояль торжественный колокольный перезвон, и как великолепно использовал эту особенность рояля композитор.

Таким был всегда Модест Петрович Мусоргский. О чём бы он ни писал, какие бы картины ни рисовала его музыка, самой яркой, самой гениальной она была тогда, когда он писал о России, о русском народе.

Презентация

В комплекте: 1. Презентация, ppsx;2. Звуки музыки: Мусоргский. Картинки с выставки:

Гном, mp3;
Прогулка, mp3;
Старый замок, mp3;
Прогулка, mp3;
Тюильрийский сад (Ссора детей после игры), mp3;
Быдло, mp3;
Прогулка, mp3;
Балет невылупившихся птенцов, mp3;
Избушка на курьих ножках (Баба-Яга), mp3;
Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.


Виктор Гартман.

Это — самое крупное и одновременно самое значительное из всех произведений для рояля, сочиненных Мусоргским. Свое изумительное искусство рисовать в звуках реальные жизненные сценки, воссоздавать облик живых людей, композитор перенес на этот раз в область фортепианной музыки, открыв совершенно новые красочные и выразительные возможности инструмента.

Он очень вольно подошел к истолкованию отдельных произведений Гартмана. Взяв за основу отдельного номера сюиты сюжет того или иного рисунка, эскиза или макета, он предоставлял затем полную свободу своей фантазии.

Так выросла целая серия музыкальных зарисовок. Сюда вошли картинки быта и природы, портреты, комические и даже сказочные сценки.

Впервые разнообразные стороны жизни получили такое широкое и красочное воплощение в русской фортепианной музыке.

Но вместе с тем Мусоргский придал теме обобщенный характер. В ней даже можно уловить отголоски эпических и величальных народных песен, а рояль временами удачно передает звучание хора. Это, по существу, не столько автопортрет, сколько воплощение русского народного духа.

При всем разнообразии, каждая из них, однако, отмечена характерным для Мусоргского восприятием жизни.

Слышна неумолчная болтовня кумушек, передающих друг другу городские сплетни. — Внезапно веселый говор обрывается. Краски сгущаются. Ряд застывших в неподвижности аккордов вызывает представление об образах мрачного подземелья, смерти, тлена. Лишь временами оцепенение прерывают горестные возгласы. Эта картинка — «Катакомбы.

Создается яркая, живописная картина. Гудят колокола. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краев в стольный град Киев. Постепенно все нарастает ощущение праздничности.

Звучность рояля приобретает почти оркестровую красочность и грандиозность. Заключение полно яркого, мужественного жизнеутверждения.

Модест Петрович Мусоргский — Картинки с выставки


Модест Петрович Мусоргский родился 9-го марта 1839 года. Первой учить музыке его стала мама. К семи годам Модест Петрович уже неплохо играл на фортепиано. В десять лет, следуя семейной традиции, отец отправил мальчика в Петербург в Школу гвардейских прапорщиков.

Параллельно с обучением в школе продолжались и уроки музыки, М.Мусоргский хорошо импровизировал и много сочинял. Обучал композитора в этот период А.Герке.

После школы его, как одного из лучших учеников отправили служить в Преображенский полк. Но служба казалась Модесту Петровичу пустой и скучной, по-настоящему свое призвание он видел в музыке, а именно в русской музыке. Благодаря своему интересу он знакомится с А.С.Даргомыжским, в доме которого собирались интересные музыканты. Здесь он и нашел себе будущего наставника Балакиева.

Захваченный творчеством Мусоргский бросает службу в полку и выходит в отставку. Друзья и знакомые отговаривали Модеста Петровича от такого решения, ведь быть гвардейским офицером сулит простую и успешную жизнь.

Но великий композитор окончательно решил то что решил, объясняя это как необходимость служить своему народу.

Вскоре после редактирования и только благодаря вмешательству друзей-артист либретто было поставлено в 1974 году на сцене Мариинского театра под управления Э.Ф.Направника. Премьера прошла успешно, но не была принята царской фамилией. Поэтому вскоре её сняли со сцены.

Вообще многие произведения Модеста Петровича небыли приняты общественностью, он сочинял так как не было принято в то время поэтому не мог стать популярным.

Вторая зарисовка призванная передать атмосферу средневекового замка и единственное что оживляет её — это образ трубадура, поющего неподалеку.

Зарисовка три — «Тюильский сад. Ссора детей после игры. Описывает детей на фоне Парижского городского парка.

Произведение номер восемь — «Катакомбы.

Список произведений

Музыкальная страна


Звучит другая картинка —

Резким контрастом к этой пьесе звучит. Следующая —

Это пятая картинка —

Одна за другой проходят перед нами разнообразные звуковые картины.

Многолюдно, весело, шумно на Лиможском рынке. Оживленно болтают любопытные кумушки, обсуждая события городской жизни. Пьесе

Мы возле другой картины, мрачной и таинственной. Это

Следующий образ полон жизни и движения —

И сразу, без всякого перерыва, композитор переключает ваше внимание на следующую, последнюю, пьесу —

Сюита долго не исполнялась в концертах, пианисты считали ее очень трудной. Первое концертное исполнение состоялось в 1903 году — с большим успехом ее сыграл молодой пианист Г. Н. Беклемишев, впоследствии — профессор Киевской консерватории.


Модест Петрович Мусоргский – вдохновенный музыкант, композитор, офицер армии императорской России, выдающийся и чувственный творец.

Гартман, путешествуя по Европе, создал немало картин, будто выхватывающих яркие и в то же время обыденные моменты из повседневной жизни городов и стран.

Мусоргский же сумел переложить краски на музыку, воплотив художественные изображения Гартмана в звук и ритм.

Как будто куча сорванцов играет и ругается на дорожках французского парка, а строгие няни пытаются их образумить. Суть этой мелодии светлая, солнечная, полная юной жизни и надежд, резко контрастирует со звучанием предшествующей пьесы.

Музыка, основанная на мрачном, тяжелом ритме, звучании, будто передающем шаг тяжелых воловьих копыт, исполненная в манере минорных, скорбных крестьянских напевов, содержит образ крестьянина, сидящего на телеге и погоняющего усталых волов.

Телега с течением мелодии все приближается к смотрящему, следует кульминация, а затем повозка с возничим, вынужденным смиренно влачить свое унылое существование, скрывается за горизонтом. Пьеса касается мрачных раздумий, мыслей о крестьянской жизни, непростой и полной лишений.


Moussorgski «Les Tableaux d’une exposition”
un film de
Iossif

В феврале 1874 г. Мусоргский посетил в Петербурге посмертную выставку своего близкого друга и единомышленника Виктора Гартмана. В.

Гартман был художником, архитектором, одним из основоположников псевдорусского стиля в архитектуре, сценографом в театре.
В этом же году Мусоргский написал цикл пьес для фортепьяно «Картинки с выставки.

В фильме приводятся :дошедшие рисунки к этому фортепьянному циклу, отсутствующие рисунки авторы фильма пробуют восполнить видеорядом из видео хроник; отрывки из исполнений Картинок пианистами, оркестрами, джазовыми ансамблями, поп-музыкантами; рассказ об оркестровке М.

отрывки из советского фильма о Мусоргском, комментарии экспертов и музыкантов.

Исполнение Картинок М. Плетневым сопровождает весь этот фильм.

Французский, русский, английский языки — перевод на французском языке
2012 г.

Promenade /Прогулка
Gnomus /Гном
Promenade / Прогулка
Il vecchio castello / Старый замок
Promenade / Прогулка

Tuileries. Dispute d’enfants après jeux / Тюильрийский сад. Ссора детей после игры
Bydło / Быдло
Promenade / Прогулка
Балет невылупившихся птенцов
Samuel Goldenberg und Schmuÿle / Два еврея, богатый и бедный
Promenade / Прогулка
Limoges.

Le marché. La grande nouvelle / Лимож. Рынок. Большая новость
Catacombae. Sepulcrum romanum /Катакомбы. Римская гробница
Cum mortuis in lingua mortua / С мёртвыми на мёртвом языке
Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)
Богатырские ворота.

Читайте также: