Сообщение о выдающемся ученом его работах и роли в развитии психофизиологии

Обновлено: 05.07.2024

Психофизиология - наука о физиологических и нейрофизиологических механизмах психических явлений, о происхождении психического (психогенеза) [1, 8].

Предметом психофизиологии служит поведение человека или животного.

Главной задачей психофизиологии является причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Соотношение психических и физиологических (нервных) процессов.

Согласно представлениям А. Р. Лурии, физиологическая психология изучает основы сложных психических процессов – мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, сложнейших форм речевых и интеллектуальных актов, т. е. отдельных психических процессов и функций. Она образовалась в результате накопления большого объема эмпирического материала о функционировании различных физиологических систем организма в разнообразных психических состояниях.

В отличие от физиологической психологии, где предметом является изучение отдельных физиологических функций, предметом психофизиологии, как подчеркивал А. Р. Лурия, служит поведение человека или животного. С этой точки зрения психофизиология – это физиология целостных форм психической деятельности, возникшая для объяснения психических явлений с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.

Психофизиология как вполне сформировавшаяся к настоящему времени научная и учебная дисциплина базируется на своей методологии, то есть на основополагающих концепциях. К числу таких концепций относятся следующие:

1. Детерминизм как методологический принцип естествознания в целом. Всякое явление имеет свою причину. Принцип причинной обусловленности предполагает вероятностную характеристику рассматриваемых причинно-следственных связей.

2. Материальная природа идеального. Всякое психическое явление имеет материальную природу, то есть конкретный морфологический (анатомический) субстрат, включающий нервные структуры и протекающие в них процессы, в основе которых лежат биофизические и биохимические механизмы.

3. Психосоматическое единство человека. Естественное телесное (соматическое) функционирование (например, моторика, кровообращение, дыхание и т.п.) происходит при участии психических регуляторных механизмов. В то же время психическая активность есть результат деятельности соматических структур.

Историческое развитие становления психофизиологии как дисциплины

Официально она оформилась в середине 19 века. Признанным ее создателем является А. Р. Лурия, выдающийся отечественный ученый (на фото выше). Имея двойное образование (психологическое и неврологическое), он смог объединить самые важные достижения данных дисциплин в единое целое. Результатом проделанной работы стало соединение психофизиологии и нейропсихологии. Долгое время было принято считать, что душа является бестелесной. Другими словами, мозг не имеет никакого отношения к ней. Позже ученые начали размещать психические функции в трех желудочках мозга. При этом каждый из желудочков считался местом хранения отображенных впечатлений души. Считалось, что она является обителью идеальных образов. Мозг же рассматривался как орган, из которого жизненная энергия под влиянием воли перетекает в части нашего тела по особым каналам, именуемым нервами. В дальнейшем, благодаря трудам различных ученых, в основном отечественных (И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Н. А. Бернштейна и др.), было составлено довольно четкое представление о том, какое значение имеет ЦНС (центральная нервная система) для психики человека [1,9].

В 1973 г. Лурия выделил психофизиологию как самостоятельную науку. Предметом психофизиологии по Лурии служит поведение человека или животного (но в отличие от этологии поведение в экспериментальных услоавиях). При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии, психофизиология – это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности

В 1982 г. в Канаде состоялся Первый международный психофизиологический конгресс, на котором была создана Международная психофизиологическая ассоциация.

Интенсивное развитие новой техники физиологического эксперимента (в основном ЭЭГ) открыло широкие перспективы для экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведения человека и животных. Стали также чаще использовать микроэлектродную технику.

Современная психофизиология как наука о физиологических основах деятельности и поведения представляет область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, нейропсихологию и системную психофизиологию. Она включает 3 самостоятельные части: общую, возрастную и дифференциальную.


Основу для психофизиологии заложили работы и открытия 17-18 веков в физиологии, такие как:

  • Теория рефлексов, (Рене Декарт, 17 век)
  • Открытие био-электричества, способности организмов генерировать электрические потенциалы (Луиджи Гальвани, 1791)
  • Методы измерения кровяного давления (Н.С. Коротков, 1905)

Основой современной психофизиологии являются открытия и технологии в нейрофизиологии:

  • Открытие нейронов, которые запоминают, хранят и отдают информацию в виде электрических и химических импульсов

Структура нейрона

  • Механизмы кодирования информации в нервной системе
  • открытие синапса - передаёт импульс от нейрона к нейрону, при этом может регулировать силу и скорость импульса (1897, Чарльз Шеррингтон)

Синапс

В 1874 В. Вудт публикует "Основания физиологической психологии", что даёт мощный толчок к развитию науки. В 1879 создаёт первую "лабораторию экспериментальной психологии", которая в последствии станет институтом.

В 1891, Гуго Мюнстерберг создал серию психофизиологических тестов, для оценки пригодности кандидатов к различным профессиям. Им же введён термин "личностный фактор", означавший связь психофизических характеристик человека, и вероятностью аварий при управлении механизмами, и т.п.

В 1894, сотрудник Вудта, Джеймс Кеттелл переезжает работать в работать в Пенсильванский университет, где организует аналогичную лабораторию, и создаёт более 50 психофизиологических тестов ("умственные тесты"), которые применялись для изучения внимания, памяти, психомоторики. В 1884 психиатр В.М. Бехтерев обучается у Вудта, а позже организует в Петербурге "Общество Психоневрологов", а в 1908 "Психоневрологический Институт".

В 1904, в Франции, психологи Альфред Бине и Теодор Симон разработали серию тестов, определяющих уровень умственного развития детей. Его стали применять для отсева "умственно" отсталых из общеобразовательных учреждений, и переводили учиться в спец. школы. Ими же было введено понятие "умственный возраст", которое в последствии стало называться Коэффициентом Интеллекта, IQ. Средний уровень IQ был принят за 100, от 70 до 120 - диапазон нормы, 120-150 - одарённые. У Эйнштейна - 200. Однако сейчас, методика признаётся не всеми учёными.

Благодаря С. Холлу, система тестирования детей распространилась в США, где работало 27 лабораторий по изучению способностей детей.

  • дети с низким IQ становятся бедными в 15 раз чаще, чем умники, потому что они чаще бросают школу, недоучившись;
  • также среди лиц с низким IQ значительно больше тех, кто не может и не хочет найти работу;
  • средний IQ у лиц, нарушивших закон, как правило, ниже среднего 1 уровня (80 баллов), а у преступников-рецидивистов он еще ниже;
  • женщины с высоким интеллектом детей рожают меньше и позже, чем женщины с низким IQ.

В 1917, в США, под руководством психолога Роберта Йеркса, начато тестирование новобранцев, для определения пригодности службы в разных родах войск; самых способных отправляли в офицерские училища. Всего тестирование прошло около 2 млн. человек.

Характеристика эпохи Средневековья: политика, культура, экономика. Оценка вклада Ибн аль-Хайсама в развитие и становление психофизиологии как науки. Идеи Ибн Рушда: психологические и психофизиологические исследования, его достижения и результаты.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 24.05.2012
Размер файла 39,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Вклад арабских мыслителей IX-XI веков в развитие психофизиологии

Проблема исследования. В чём заключается вклад арабских мыслителей IX-XI веков в развитие психологии и психофизиологии.

Цель изучить психологические концепции арабских мыслителей, повлиявших на развитие психологии и психофизиологии.

Объект исследования концепции арабских мыслителей IX-XI веков по психологии и психофизиологии.

Предметом исследования является влияние психофизиологических и психологических идей на развитие психофизиологии.

Противоречие данной темы заключается в том, что с одной стороны арабские мыслители заложили основы психофизиологии, что очевидно при анализе их трудов, а с другой стороны - очень многие работы были забыты или запрещены и в XIX-XX веках открыты заново: Фрейда считают основоположником такого направления как психосоматика, однако, в своё время ещё Ибн Сина писал о том, что физиологическое состояние человека зависит от психологического, от испытываемых им эмоций.

Гипотеза. Мы полагаем, что вклад арабских мыслителей послужил основой для развития и зарождения психофизиологии.

Задачами исследования мы выделили:

1. Осуществить анализ эпохи.

2. Выделить ведущие идеи мыслителей.

3. Обобщить изученный материал по данной теме.

Данные задачи решались с помощью использования следующих теоретических методов:

1. Характеристика эпохи Средневековья: политика, культура, экономика

психофизиология средневековье рушд хайсам

Из вышесказанного можно сделать вывод, что арабско-мусульманская философия зародилась в среде переводчиков и комментаторов сочинений греческих философов и первоначально являлась как бы продолжением греческой философской мысли, переработанной в мусульманском духе. Медицина и астрология были практическим применением философских знаний. Философ не был включен в жесткую структуру мусульманского общества, что делало его более чутким к проблемам, связанным с политической и социальными вопросами. Они видели различия во взглядах Платона, Аристотеля и их позднейших интерпретаторов, отдавали предпочтение наиболее волновавшим их проблемам или по иному расставляли акценты. Этим они обнаруживали самостоятельность своей мысли. Позаимствовав из греческой философии общее представление о мире, учение о душе и разуме, о человеке и знаниях, овладев терминологией, которая стала их научным языком, арабо-мусульманские философы попытались синтезировать греческую философскую мудрость в духе мусульманского вероучения.

2. Вклад Ибн аль-Хайсама в развитие и становление психофизиологии

В списке врачей, приведенном у сирийца Ибн Аби Усайби, упомянуты 92 сочинения Ибн аль-Хайсама, из них 89 посвящены математике, астрономии, оптике и механике, а также Комментарии к трудам Аристотеля, Евклида, Галена. Ибн аль-Хайсам сочетал в своих научных занятиях тщательные эксперименты со строгими математическими доказательствами. В честь учёного назван кратер на Луне [27].

Вслед за древнеримским ученым-медиком Галеном, Аль-Хайсам исследовал строение глаза, доказав несостоятельность идей Платона и Евклида о человеческом зрении. Аль-Хайсам разработал концепцию бинокулярного зрения. Альгазен сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприятия. Его естественно - научный подход к органам восприятия (прежде всего к зрительной системе) определялся первой в истории психологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из законов оптики. Важно было то, что эти законы доступны опыту и математическому анализу. За основу зрительного восприятия Ибн аль-Хайсам принял построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта. Он доказывал, что этот процесс определяется внешними, физическими причинами, поскольку в дальнейшем к прямым оптическим эффектам присоединяются, хотя и бессознательно, дополнительные психические акты, благодаря которым возникает восприятие формы окружающих предметов, их величины, объема и т.д. Не ограничиваясь общими соображениями о зависимости явлений от физических (оптических) факторов и законов, Ибн аль-Хайсам экспериментально изучил такие важные явления, как бинокулярное зрение, смешение цветов и наблюдаемые при этом эффекты, явление контраста и др. Он убедительно доказывал, что для полноценного восприятия объектов необходимо движение глаз - перемещение зрительных осей. Благодаря этому организм автоматически производит операции, которые представляют своего рода суждения о местонахождении воспринимаемых вещей, их отдаленности от человека, их соотношении между собой. В том случае, если воздействие предметов было кратковременным, глаз успевает правильно воспринять только уже знакомые человеку объекты, оставившие следы в нервной системе. Если же следы былых впечатлений еще не накопились, то законов оптики недостаточно для того, чтобы объяснить, как возникают впечатления об окружающем мире. Эти законы следует объединить с законами, по которым работает нервная система [14].

Ибн аль-Хайсам ввел в научный оборот понятие тяжести воздуха, связал плотность воздуха с высотой. После него ученые стали заниматься проблемами преломления света. Однако до начала 17 в. больших открытий в сфере оптической науки не было. В 14 в. Кемаль ад-дин Абу-ль Хасан аль-Фариси (ум. в 1320) составил к труду Аль-Хайсама комментарий, который попал в Европу. В 1572 Книга оптики была переведена на латинский язык, по этому переводу знакомился с проблемами оптики Иоганн Кеплер [15].

3. Взгляды Ибн Сины на психофизиологию

В 1015-1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность везира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточен в крепость. В последние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла. Авиценна по сей день является не только образцом ученого, но и образцом гуманности. Перед смертью он приказал отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам. К сожалению, из всех трудов, написанных Авиценной, к настоящему моменту сохранились лишь 274. Основные медицинские произведения Ибн Сины:

Книга 3-я, самая обширная, посвящена патологии и терапии - описанию отдельных болезней и их лечению. Каждый раздел снабжен анатомо-топогрофическим введением.

Книга 4-я посвящена хирургии, лечению вывихов и переломов, общему учению о лихорадке (кризисах при болезнях). В ней говорится об опухолях, гнойных воспалениях подкожной клетчатки, а также о заразных болезнях. Освещаются основные вопросы учения о ядах.

По преданию, почувствовав близкий конец, Ибн Сина решил дать бой смерти. Он приготовил 40 снадобий, которые надлежало последовательно применить в случае его смерти, и продиктовал правила их использования своему самому верному ученику. После смерти Ибн Сины ученик приступил к оживлению, с волнением замечая, как немощное тело старца постепенно превращается в цветущее тело юноши, появляется дыхание, розовеют щёки. Оставалось последнее лекарство, которое нужно было влить в рот и оно бы закрепило жизнь, восстановленную предыдущими снадобьями. Ученик был так поражён произошедшими изменениями, что выронил последний сосуд. Спасительная смесь ушла в глубину земли и через несколько минут перед учеником лежало дряхлое тело учителя.

Море слов сокровенного смысла полно,

Этот смысл я читать научился давно.

Но когда размышляю о тайнах Вселенной,

Понимаю, что мне их прочесть не дано.

Авиценна (Абу Али ибн Сина)

4. Ибн Рушд: психологические и психофизиологические исследования

Ибн Рушд или Ибн Рошд (Аверроэс) Абу-л-Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126-1198) - арабский философ средневековья, живший в Испании в период Кордовского халифата, а затем в Марокко, где занимал должность судьи и придворного врача. Благодаря знатному происхождению (дед и отец Ибн Рушда занимали должность великого кадия, т.е. главного судьи Кордовы) и прекрасным способностям будущий философ получил блестящее образование, изучал мусульманское богословие и право, философию, медицину и математику. Обширные знания Ибн Рушда не остались невостребованными: его приблизил к себе халиф Абу Якуб, известный покровитель наук и искусств. Несмотря на свои ученые занятия, Ибн Рушд не чуждался и государственной службы. Был факихом маликийской школы. В 1169 г. стал кадием в г. Севилья. С 1171 он занимал должность великого кадия Кордовы, унаследованную от отца, а в 1182 стал личным врачом Абу Якуба. Высокое положение он сохранил и при наследнике Абу Якуба Абу Юсуфе, ставшего халифом в 1184 году. Тем не менее в 1195 году группа мусульманских богословов осудила некоторые философские идеи Ибн Рушда как несовместимые с учением ислама. В результате по указу халифа философ был сослан в небольшое еврейское поселение под Кордовой; его сочинения, сомнительные с точки зрения ортодоксов, должны были быть сожжены. Впрочем, ссылка длилась недолго, вскоре Абу Юсуф вернул Ибн Рушда к своему двору и восстановил его во всех правах. Однако изгнание подорвало здоровье престарелого философа. 10 декабря 1198 Ибн Рушд скончался.

1. существует одна истина, но (как минимум) два способа её достижения: через философию и через религию;

3. душа состоит из двух частей - индивидуальной и божественной;

4. индивидуальная душа не вечна;

5. все люди содержат в себе одну и ту же божественную душу (идея, известная как монопсихизм);

6. воскресение из мёртвых невозможно (эта идея была выдвинута Боэцием).

Вместе с тем идеи Аверроэса были перенесены в Западную Европу, в результате чего появился т. н. латинский аверроизм. Его основоположником был Сигер Брабантский [1].

Комментарии Аверроэса к сочинениям Аристотеля способствовали ознакомлению европейских мыслителей с античной философией. В 1270 парижские богословы запретили аверроистский тезис о вечности мира. Было запрещено следование и иному преподаванию Ибн Рушда - о смертности отдельной души, разрушающейся вместе с разрушением тела, и бессмертии только общечеловеческого ума.

Социально-политические идеалы, изложенные Ибн Рушдом в комментариях к Царству Платона, не были восприняты его современниками - на них смотрели лишь как на руководство к получению поверхностного знания.

Ибн Рушд писал о том, что религию можно рассматривать как верование, содержащее в иносказательной форме философскую истину. Доказывал, что, следуя Аристотелю, необходимо изучать неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе. Будучи врачом, Ибн Рушд тщательно изучал устройство человеческого тела и его органов чувств, показав зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы.

Главный вывод Ибн Рушда заключался в том, что вместе с распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается. Вместе с тем арабский мыслитель выдвинул необычное представление о том, что универсальный для всех людей разум сохраняется после распада тела и это свидетельствует о богоподобии человека.

Факультет психологии

Факультет психологии

Факультет психологии запись закреплена

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ, МЕСТО СРЕДИ ДРУГИХ НЕЙРОНАУК, ОТРАСЛИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

2. Формирование психофизиологии как отдельной науки

Вплоть до середины 20 века психофизилогии как единой дисциплины не существовало.
В 1955 психофизиолог Альберт Экс начал выпускать психофизиологический бюллетень и организовал при APA - психофизиологическую группу.
1960 - А. Экс организовал первое психофизиологическое общество
1964 - SPR стало выпускать журнал Психофизиология.
1972 - вышел первый учебник по психофизиологии в США.

Активно занялись изучением мозга после мировых войн, когда появилось множество людей с поражением головы. В начале ХХ века появилась энцефалография, которая изучает электрическую активность мозга, потом стали появляться методы по изучению мозга без проникновения. Сейчас уже разработаны безвредные методы, которые позволяют смотреть, где, как и что работает в мозге здорового человека.

Формирование психофизиологии как отдельной науки в СССР

1971 - при участии Леонтьева, Лурия, Гальперина и Соколова на факультете психологии МГУ открывается кафедра психофизиологии. Зав каф. становится Е.Н.Соколов.
1981 - первый учебник по психофизиологии (Дж.Хэссет) на русском языке.
Учебник Соколова Е.Н.

Формирование психофизиологии как отдельной науки (в мире)

В 1982 в Монреале на Всемирном конгрессе по психофизиологии была создана Международная организации психофизиологии.
Организация имеет аккредитацию ООН и ВОЗ.
В 1983 - первый журнал международной журнал по психофизиологии.
Предмет и задачи психофизиологии.

3. Психофизиология — наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения.
Задача — исследование нейрофизиологических механизмов:
— психических процессов,
— психических состояний и
— поведения на системном, нейронном, синаптическом и молекулярном уровнях.

Глобальная задача: разрешение психофизиологической проблемы.

Практическая психофизиология — область психологической практики, использующая как традиционные психологические методы, так и методы, основанные на объективной регистрации физиологических показателей. Разрабатывает методический инструментарий и собирает новые экспериментальные данные проверки для выдвигаемых гипотез.

Теоретическая психофизиология формулирует основные принципы и законы работы мозга, реализуюшего психические процессы

Психофизиология составляет естественно-научный базис общей и практической психологии.
Психология, зародившаяся в гуманитарной науке, сближается с естественными науками.
Психофизиология — транслятор нейрофизиологических данных для психологии

Основные направления исследований и прикладных разработок:
— новые технологии объективной оценки воздействия рекламных и медиа-продуктов,
— нейромаркетинг,
— реабилитационная психофизиология,
— спортивная психофизиология и др.

4. Отрасли психофизиологиии

1) возрастная психофизиология. Предмет возрастной психофизиологии — онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека. Она стремится к раскрытию психофизиологического содержания последовательных этапов онтогенеза.

3) когнитивная психофизиология – наука, изучающая физиологические основы познавательной деятельности человека. Психофизиология ощущений и восприятий изучает нервные процессы в анализаторах, начиная с рецепторов и заканчивая корковыми отделами. Установлены специфические аппараты цветового зрения, специфические рецепторы и проводящие пути тактильной и болевой чувствительности, открыты нейроны, реагирующие на отдельные свойства зрительных и слуховых стимулов. Психофизиология речи и мышления изучает функциональную роль разных областей мозга и их взаимосвязей в осуществлении речевых процессов. Принципиально важным стало установление тесной связи мыслительных процессов с деятельностью речедвигательного анализатора.

Психофизиология внимания исследует нейрофизиологические корреляты внимания (изменение ЭЭГ и вызванных потенциалов, изменение кожно-гальванической и др. реакций). Психофизиология внимания тесно связана с проблемами изучения ориентировочного рефлекса и второй сигнальной системы. Психофизиология произвольных действий вскрывает физиологическую структуру и механизмы их осуществления.

Психофизиология эмоций исследует нейрогуморальные механизмы возниконовения эмоциональных состояний. Открыты нервные "центры" удовольствия и неудовольствия, расположенные в подкорковых областях мозга. Установлено, что важная роль в эмоциональном поведении принадлежит гормонам, выделяемым железами внутренней секреции (гипофизом, корой и мозговым слоем надпочечников и др.), а также различными биологически активными веществами.

4) сравнительная психофизиология – наука, нацеленная на установление и выявление различий в структурной и функциональной организации мозга, поведении и психике у животных разных видов и у человека

5) психофизиология профессиональной деятельности – наука, изучающая психофизиологические свойства человека, проявляющиеся в конкретной деятельности и влияющие на эффективность и качество этой деятельности

Психофизиология тесно взаимосвязана с нейропсихологией. Нейропсихология направлена на изучение мозговой организации психической деятельности. Теоретической её основой, разработанной Лурией, является теория системной динамической локализации психических процессов.

Психофизиология — часть нейронауки. Нейронаука — очень популярная область, в которой работают невероятное количество исследователей со всего мира. Когда ты занимаешься какой-то узкой темой и ищешь по ней статьи, то открываешь специальный поисковик и понимаешь, что, прежде чем приступить к изучению одного документа, надо прочитать ещё четыреста. На популярные темы могут быть написаны десятки тысяч статей.

Большое направление — это перепроверка уже полученных данных. Второе — моделирование работы мозга с помощью больших вычислительных мощностей. Один из самых разработанных проектов — это модель нервной системы плоского червя Caenorhabditis elegans. Учёные целиком воссоздали математическую модель его нервной системы и изучают уже её, а не червя. Известные западные проекты Brain Initiative, Human Brain Project, которые занимаются моделированием, получили по миллиарду долларов. Сторонники этого метода считают, что если мы сейчас всё смоделируем, то через десять лет будем точно знать, как работает наш мозг. Правда, те, кто занимаются экспериментами, так не считают. Ещё одна идея, которая сейчас всех вдохновляет, — нейропластичность, про то, что мозг изменяется. Но это не новая идея, так же как и идея о восстановлении нервных клеток.

Читайте также: