Сообщение о времени нашедшем отражение в былине илья муромец и соловей разбойник

Обновлено: 15.05.2024

Илья Муромец – главный герой киевского цикла былин. Важнейшие из них: "Исцеление Ильи Муромца", "Илья и Соловей-разбойник", "Илья и Сокольник", "Илья в ссоре с князем Владимиром", "Илья и Калин-царь", "Илья и Идолище поганое". Наиболее древними считаются былины о бое Ильи Муромца с Соловьем-разбойником и о бое с Сокольником (его сыном).

Еще в XIX веке ученые задумывались над тем, кто стоит за былинным образом противника русского богатыря – Соловья-разбойника. Одни в нем видели мифическое существо – олицетворение сил природы, бортника-древолаза, другие высказывали мнение о заимствовании этого образа из фольклора других народов. Третьи придерживались взгляда, согласно которому Соловей – обычный человек, занимающийся разбоем. За свое умение громко свистеть он был прозван Соловьем. В былинном повествовании Соловей-разбойник изображен как существо, живущее в лесах со всем своим выводком.

В былине рассказывается о воинских подвигах Ильи. Он отправляется из дома, из села Карачарово, что под Муромом, в стольный град Киев на службу к князю Владимиру. По пути Илья совершает свой первый подвиг. У Чернигова он разбивает вражеское войско, осадившее город.

У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А ий черным-черно, как черно ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не прорыскиват.

А Илья, "дородный добрый молодец", стал эту силу великую конем топтать и копьем колоть. И побил он эту силу великую. За это черниговские мужики приглашали его в Чернигов воеводою, но богатырь не согласился, поскольку ехал он служить всей Русской земле.

Его предупреждают, что дорога в Киев неспокойна и опасна:

Заколодила дорожка, замуравела,
Как у той ли-то у Грязи-то у Черноей,
Да у той ли у березы у покляпыя…
Сидит Соловей-разбойник со сыром дубу,
Сидит Соловей-разбойник Одихмантьев1 сын.2

Противник Ильи изображен в былине гиперболизированно, его грозная сила преувеличена. Это злодей-разбойник. Он "свищет по-соловьему", "кричит позвериному". От этого "травушки-муравы уплетаются, все лазоревы цветочки осыпаются, темны лесушки к земле все приклоняются, а что есть людей – то все мертвы лежат".

Однако Илью не испугало предупреждение мужиков черниговских. Он выбирает "дорогу прямоезжую". Добрый богатырский конь Ильи, услышав посвист Соловья, "упирается, на корзни спотыкается". Но богатырь бесстрашен. Он готов совершить свой второй подвиг. Поединок описан лаконично, в былинной традиции. Илья берет тугой лук "разрывчатый", натягивает "тетивочку шелковую", накладывает "стрелочку каленую" и стреляет. Поверженного Соловья он пристегивает к "стремечку булатному" и везет в Киев. Это первый приезд богатыря в Киев, его никто здесь еще не знает. К Илье с вопросами обращается сам князь:

"Ты скажи-ко, ты откулешний,
Дородный добрый молодец,
Тебя как-то, молодца, да именем зовут,
Величают, удалого, по отечеству?"

Князь не верит рассказу Ильи, сомневается, что можно проехать по той дороге, где нагнано силы множество и владычествует Соловей-разбойник. Тогда Илья ведет князя к Соловью. Но разбойник признает над собой только власть Ильи, видя в нем достойного противника и победителя, почитает его выше князя. На приказ Влади- мира продемонстрировать свое искусство, Соловей отвечает:

"Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,
А не вас-то я хочу да и послушати.
Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца,
Да его хочу-то я послушати".3

Тогда Илья Муромец приказывает ему засвистеть "в полсвиста соловьиного" и "в полкрика звериного". Но Соловей ослушался и засвистел во всю силу. "Маковки на теремах покривились, а околенки во теремах рассыпались от него, посвиста Соловьиного, что есть людишек, то все мертвы лежат". А Владимир-князь "куньей шубонькой укрывается". Только Илья устоял на ногах. Со словами: "тебе полно-тко свистать да по-соловьему, тебе полно-тко слезить да отцов-матерей, тебе полно-тко вдовить да жен молодых, тебе полно-тко спущать сиротать малых детушек!" он рубит Соловью голову.

Подвиг Ильи был наполнен особым смыслом для современников, выступавших за объединение русских земель, за целостность древнерусского государства. В былине утверждается мысль о служении Руси, о совершении народного подвига во имя ее.

Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" обладает признаками, характерными для художественного своеобразия былин. Это сюжетный жанр. События изображаются в развитии, персонажи – в действии. Былине присущи своеобразные выразительно-изобразительные средства: троекратные повторы (в описании силушки под Черниговым, посвиста богатырского), гиперболы (изображение Соловья-разбойника, богатырского коня Ильи), сравнения, метафоры, эпитеты (темный лес, травушки-муравы, лазоревы цветочки), уменьшительно-ласкательные суффиксы и т. п. В былине переплетаются фантастические и реальные образы (Соловей – Илья).

1) закрепление представления о жанре былины, особенностях изображения её главного героя – богатыря;

2) закрепление навыка владения литературоведческими терминами: антитеза, ирония, идеализация героя;

3) формирование навыков сравнительного анализа.

1) развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения учащихся;

2) развитие устной и письменной речи учащихся;

1) поддержание интереса к изучению литературы;

2) формирование представления о нравственности, нравственном идеале;

3) развитие патриотизма.

1) мультимедийный проектор для просмотра презентации, видеофрагментов;

2) раздаточный материал (таблица, которую учащиеся заполняют в ходе урока).

1 . Организация начала урока.

Приветствие, вводное слово учителя. Запись учащимися числа и темы урока.

2. Ознакомление с целью урока, инструктаж по организации работы на уроке.

Учитель объявляет учащимся цели урока:

1) повторить, какими изображаются в былине Илья Муромец и Соловей-Разбойник, объяснить, как это связано с жанром произведения;

2) познакомиться с тем, какими представлены те же самые герои в мультипликационных фильмах 1978 и 2007 годов, выяснить, насколько они похожи на героев былины, а чем отличаются от них.

3. Знакомство с новым материалом.

1) Существовал ли на самом деле Илья Муромец?

2) Существовал ли на самом деле Соловей-Разбойник?

Соловей-Разбойник, видимо, тоже богатырь, только вражеского племени. Он засел на прямоезжей дороге из Ростово-Суздальской земли в Киев. В то время на этих территориях обитали племена вятичей, кривичей и угров. Основным промыслом этих племён были охота и бортничество (сбор мёда). Бортничество было связано с лазаньем по деревьям, так как борти (ульи) устраивали на вершинах деревьев. По всей видимости, такой богатырь-бортник изображён в лице Соловья-Разбойника. Кроме того, известно, что представители некоторых народов давали своим детям имена птиц и зверей. Так, наряду с Соловьём-Разбойником в книжных сказаниях упоминается богатырь Скворец.

4. Повторение изученного материала.

Учащиеся самостоятельно отвечают на поставленный учителем вопрос, заполняя графы таблицы:

Образы Ильи Муромца и Соловья-Разбойника в тексте былины и мультипликационных фильмах 1978 и 2007 гг.

Илья Муромец – ………………… герой, который ……………. своей стране, не требуя ……….. . Он мудр и великодушен, даёт Соловью-Разбойнику возможность …………… и ………….; не держит зла на князя ………………. который разговаривал с богатырём …………… . Ведёт себя …………., вызывая всеобщее уважение.

Соловей-Разбойник – …………………. герой, который вызывает у всех только …………………… . На его совести немало загубленных ………………… , и в своих злодеяниях он никогда не ……………….. , поэтому наказание является ………………………… .

После проверки задания заполненная таблица может выглядеть примерно так:

Соловей-Разбойник – отрицательный герой, который вызывает у всех только страх . На его совести немало загубленных жизней , и в своих злодеяниях он никогда не раскается , поэтому наказание является заслуженным и справедливым .

Таким образом, изображение богатыря и Соловья-Разбойника строится на антитезе. Соловей-Разбойник – это воплощение зла. Илья Муромец – воплощение нравственного идеала, т.е. представления о том, каким должен быть человек. Какими этих героев мы увидим в мультфильме 1978 года?

5. Проверка умений учащихся применять знания в нестандартных условиях (сравнительный анализ текста былины с мультипликационными фильмами).

Образ Ильи Муромца в мультфильме 1978 года.

1) Освобождение Чернигова.

Каким предстаёт Илья Муромец в этом эпизоде? Насколько он похож на героя былины?

После просмотра фрагмента учитель корректирует ответы ребят с помощью ряда вопросов:

Что можно сказать о силе богатыря? Почему он освобождает город? Кто встречает его у ворот Чернигова? (Сильные воины, а не старики, старухи или женщины с детьми.) Почему так важна эта деталь? Чувствует ли Илья Муромец своё превосходство над черниговцами, оценивает ли свой поступок как подвиг? Почему не остаётся в городе? Насколько похож на героя былины?

2) Встреча с Чурилой Пленковичем.

С каким эпизодом былины можно сопоставить этот фрагмент? (Разговор богатыря с князем Владимиром).

Как ведёт себя князь по отношению к богатырю, как обращается к нему? Как отвечает ему Илья Муромец? Как разговаривает с богатырём Чурила Пленкович? А как отвечает ему богатырь, почему не обижается на него?

С чем связано появление иронии в этом эпизоде?

Образ Соловья-Разбойника в мультфильме 1978 года.

1) Бой с Соловьём-Разбойником. Временное поражение богатыря.

2) Победа над Соловьём-Разбойником.

Каким мы видим того же самого Соловья в финале эпизода? Почему он кажется смешным? Для чего создатели мультфильма используют иронию?

После просмотра всех четырёх видеофрагментов ребята самостоятельно записывают выводы во вторую часть таблицы.

Как и в былине, Илья Муромец – ……………… герой, не имеющий …………….. . Он не …………….. на Чурилу Пленковича, относится к нему ………………… . Илья Муромец отказывается от ……………………; оставляет в живых ………………… .

Как и в былине, Соловей-Разбойник – ……………………… герой, обладающий ……………… силой. Он уверен в своём ……………………… и никогда не …………………. в том, что творит ………….. .

Отличие от былины заключается в том, что в мультфильме появляется ……………., которая служит для того, чтобы …………………………….. .

Как и в былине, Илья Муромец – идеальный герой, не имеющий недостатков . Он не обижается на Чурилу Пленковича, относится к нему доброжелательно . Илья Муромец отказывается от воеводства в Чернигове ; оставляет в живых Соловья-Разбойника .

Как и в былине, Соловей-Разбойник – отрицательный герой, обладающий разрушительной силой. Он уверен в своём могуществе и никогда не раскается в том, что творит зло .

Отличие от былины заключается в том, что в мультфильме появляется ирония , которая служит для того, чтобы высмеять Соловья-Разбойника и подчеркнуть значимость подвига богатыря .

После проверки учащиеся делают вывод о том, что между текстом былины и мультфильмом 1978 года существует значительное сходство. Возможно, этот мультфильм допустимо назвать видеоиллюстрацией к художественному произведению.

Образ Ильи Муромца в мультфильме 2007 года.

(Поскольку мультфильм длится более часа, ребята получают предварительное задание познакомиться с ним самостоятельно. На уроке демонстрируются только фрагменты, а, отвечая на вопросы, ребята должны будут приводить примеры из всего мультипликационного фильма.)

1)Илья Муромец сражается с шайкой Соловья, освобождая деревню.

Насколько похож герой современного российского мультфильма на героя былины и героя мультфильма 1978 года: с кем и за что сражается? Насколько силён? На что направлена его сила? В чём он её черпает?

Можно отметить полное соответствие образов, единственное отличие заключается в том, что герой российского мультфильма слишком молод.

2) Илья Муромец теряет силу после напоминания князя Владимира о том, что они находятся далеко от родной земли.

Чем начало этого фрагмента похоже на предыдущий эпизод? Какое превращение происходит с богатырём в финале эпизода?

Теряя богатырскую силу, Илья превращается в обычного человека. Изменится ли при этом его характер?

3) Разговор Ильи Муромца с князем о Соловье-Разбойнике, отказ богатыря от службы Владимиру.

Почему так разгневан богатырь? Связано ли это только с тем, что князь в очередной раз отпустил Соловья?

Князь даже не скрывает того, что не ценит Илью, и богатырю это обиднее всего. И это далеко не единственный случай, когда Владимир поступает несправедливо по отношению к богатырю (князь неоднократно обманывает Илью Муромца, бросает его в беде, в глаза говорит, что нисколько не ценит его заслуги, собирается вычеркнуть имя Ильи Муромца из летописи и приписать себе все его подвиги). Тогда, наверное, гнев богатыря справедлив, только вряд ли это можно отнести к достоинствам героя. Вспомните, как вёл себя герой былины по отношению к князю и герой мультфильма 1978 года по отношению к Чуриле Пленковичу? Герой современного мультфильма иногда свой гнев сдержать не может.

Какой ещё недостаток появляется у современного героя? (Он слишком серьёзно относится к приметам, что позволяет создателям мультфильма над ним иронизировать).

Таким образом, Илья Муромец теперь больше похож на обычного человека: суеверен, может вспылить. Означает ли это, что из идеального положительного героя он превратился в отрицательного? Конечно, нет. Он вспылит, рассердится на князя, но никогда не бросит его в беде (вызволит из плена, заставит Василевса вернуть все деньги) и никогда не напомнит Владимиру о его несправедливых словах или поведении, недостойном правителя. Самое удивительное, что несомненные заслуги богатыря признаёт даже его заклятый враг Соловей-Разбойник. Вспомните, когда это происходит? (Соловей выступает в роли болельщика Ильи, а после сражения с нескрываемой гордостью говорит Василевсу: ”Не тягаться тебе с богатырём русским!”)

Таким образом, Илья Муромец в современном мультфильме становится похожим на обычного человека, но он по-прежнему силён, предан своей стране, великодушен и незлопамятен. Не случайно действие мультфильма переносится в Византию: равных богатырю нет не только на Руси, но и в целом мире.

Образ Соловья-Разбойника в мультфильме 2007 года.

Победа Ильи Муромца над Соловьём-Разбойником во время сражения за деревню.

Наделён ли Соловей необыкновенной силой? Почему не вызывает у зрителя страха? В мультфильме немало эпизодов, когда бывший злодей выглядит очень комично. Приведите примеры.

Таким образом, образ Соловья-Разбойника в российском мультфильме кардинально отличается от привычного нам образа безжалостного злодея и душегуба.

Выводы учащиеся самостоятельно записывают в третью часть таблицы:

Как в былине и мультфильме 1978 года, Илья – ……………… Руси. Он одерживает победу над ………………. неоднократно выручает из беды ………………………. .

Отличие заключается в том, что Илья Муромец уже не такой ………………… герой. Он может ………………… на князя, но это чувство ………………. так как князь не …………… богатыря.

Этот герой больше похож на …………………. человека со свойственными ему ……………… . Однако это не умаляет значения его ……………………… .

В отличие от былины и мультфильма 1978 года, Соловей-Разбойник больше не …………………… герой, он вызывает у зрителя …………………, а иногда даже ……………. . Его сила невелика, так как одолеть его может не только ………………………….. , но и ……………………………. .

Это уже не злодей и душегуб, а мелочный и жадный ……………….. .

Как в былине и мультфильме 1978 года, Илья – защитник Руси. Он одерживает победу над Соловьём-Разбойником , неоднократно выручает из беды князя Владимира .

Отличие заключается в том, что Илья Муромец уже не такой идеальный герой. Он может рассердиться на князя, но это чувство справедливо , так как князь не ценит богатыря.

Этот герой больше похож на обычного человека со свойственными ему недостатками . Однако это не умаляет значения его подвигов .

В отличие от былины и мультфильма 1978 года, Соловей-Разбойник больше не страшный герой, он вызывает у зрителя смех , а иногда даже жалость . Его сила невелика, так как одолеть его может не только богатырь , но и немощная старушка .

Это уже не злодей и душегуб, а мелочный и жадный воришка .

6. Подведение итогов урока.

К каким выводам мы пришли, сопоставив с текстом былины два мультипликационных фильма?

Как вы считаете, почему в наши дни возрождается интерес к русским богатырям? Вы, конечно, знаете, что был снят мультфильм не только об Илье Муромце, но и об Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. С чем это может быть связано, ведь в наши дни и так слишком много героев и супергероев, правда, в основном зарубежных?

Мне кажется, что создатели российских мультфильмов, ориентируясь в первую очередь на молодёжь, хотели показать современному зрителю, что нам есть чем гордиться. У нас есть свои герои, которых нужно знать, которых нужно уважать. Тем более, что это герои не выдуманные, а жившие на самом деле. Не случайно мы начали наш урок с того, что Илья Муромец – не выдуманный персонаж, а настоящий защитник русской земли. И при жизни, и после смерти.

Былина – это жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси (IX – XIII веков).

Термин “былина” был введен И. Сахаровым, который позаимствовал его из выражения “Слова о полку Игореве “: ” по былинам сего времени ” (ранее подобные произведения называли “богатырскими сказками”). Изображаемый в “богатырских сказках” мир – это Древняя Русь (Киев, Новгород, Муром,

Галич, Чернигов, другие русские города), а основное содержание – рассказ о героических подвигах русских богатырей в борьбе с врагами родной земли.

Врагами Руси в былинах выступают южные кочевые племена, монголо-татарская орда. В былинах рассказывается о том, что происходило на самом деле, но реальные образы и картины неотделимы в них от фантастического вымысла, где враги – фантастические существа.

Соловей-разбойник сидит на семи дубах и “громким посвистом” губит все живое вокруг, а новгородский гусляр Садко получает за свою игру богатство от морского царя. Все былинные богатыри олицетворяют

Илья Муромец – “сильный-могучий богатырь”, занимает особое место. Его подвиги приурочены к событиям Киевской Руси во времена княжения Владимира Красное Солнышко.

Илья Муромец главным делом своей жизни считает защиту родной земли. И дело свое он делает легко, играючи, потому что силой наделен необыкновенной: как возьмет в руки “саблю буевую”, как начнет “по силушке погуливать”, “повернется – вокруг улицы”, “поворотится – часты площади”. По пути во стольный Киев-град,

Куда Илья Муромец едет “заложиться за князя Володимира, послужить ему верою-правдою, постоять за веру христианскую”, он один легко устраняет сразу три “помехи”:

…Первая помеха – очистил я Чернигов-град,

Другая помеха – я мостил мосты

На пятнадцать верст

Через ту реку через Смородину;

Третья помеха – я сошиб Соловья-разбойника.

Былинный богатырь совершает эти подвиги во имя родной земли. При этом он выступает как обобщенный образ идеального героя, в котором воплощены и лучшие черты реальных лиц далекого прошлого.

В его поступках, во всем его облике, а также в фантастическом преувеличении слышится отголосок реальных исторических событий.

Конечно, былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник” – произведение искусства, которому присущи вымысел (этот вымысел называется поэтической правдой) и преувеличение.

Но главное и в этом произведении, и в других былинах об Илье Муромце (“Илья Муромец и Калин-царь” и “Илья Муромец и Идолище”) – высшая цель, во имя которой живет герой. А цель эта – мирный труд на родной земле, свободной от завоевателей и поработителей. Ведь в первую очередь Илья Муромец – простой крестьянин, которого отец в трудную для отечества минуту благословил “на дела добрые”: послужить князю “на почесть-хвалу”.

Героический эпос – это повествование о прошлом, представляющее целостную картину народной жизни и деяний героев-богатырей. Основу сюжета в героическом эпосе составляют события, связанные не с личными интересами героя, а с его общественным долгом.

Свои подвиги богатыри совершают во имя благородных целей, самая главная из которых – это защита родины от чужеземных поработителей.

Многие былины повествуют о монголо-татарском нашествии на Русь.

К их числу принадлежит и один из шедевров устного народного творчества – былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник”.

В центре сюжета – путешествие русского богатыря “из города Мурома” в Киев и его победа над Соловьем-разбойником, олицетворяющим вражеские силы. Путь в Киев превращается для

Ильи Муромца в победное шествие. Сначала он освобождает от врагов город Чернигов:

У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно…

… Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

А и побил он эту силу всю великую!

Илья-Муромец узнает, что народ страдает от Соловья-разбойника:

И от его ли то от посвиста соловьего,

И от его ли то от покрика звериного

Все-то травушки-муравы заплетаются,

Все лазоревы цветочки осыпаются,

Темны лесушки к земле все приклоняются,

А что есть людей – то все мертвы лежат.

Русь гибнет от разбойников-завоевателей. И богатырь отправляется на сражение с Соловьем – разбойником и побеждает его, берет в плен и везет в Киев. Но на пути встречаются Илье Муромцу зятья Соловья-разбойника.

Они хотят подкупить русского богатыря дарами драгоценными. Но он не предает родину и свой народ (“да мужик – то деревенщина не слушается”). Илья Муромец убивает пленника со словами:

Тебе полно свистать да по-соловьему,

Тебе полно кричать да по-звериному,

Тебе полно вдовить да жен молодых,

Тебе полно сиротить да малых детушек!

Так богатырь освобождает Русь от врага.

Былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник” проникнута глубоким патриотическим смыслом.

Богатырь отказывается от всех лестных предложений, ведь главное для него – это не почести и не богатство, а защита родного края.

Описание леса

Легенда о деде Ильи Муромца

Популярным и известным персонажем былинного эпоса является именно Илья Муромец. Биография персонажа начинается с легенды, которая связана с его дедом. Согласно ей, дед славного воина был язычником и отказывался принимать христианство. Когда-то он прорубил икону топором, после чего на его род было наложено проклятие. Все мальчики, которые должны родиться, будут калеками.

Прошло 10 лет, после чего у деда родился внук Илья. К огромному сожалению, страшное проклятие, возложенное на его род, исполнилось. Илья Муромец не мог ходить. Он пытался встать на ноги, но все его попытки увенчались неудачей. Вскоре будущий воин стал тренировать руки, однако даже после этого он так и не смог встать на ноги. Наверное, его много раз посещали мысли о том, что он навсегда останется калекой и не сможет ходить, как все.

Героем летописей и былин, которого знает каждый ребёнок и взрослый, является именно Илья Муромец. Биография воина является достаточно интересной и увлекательной. Давайте знакомиться с ней дальше.

биография ильи муромца краткое содержание


Смотреть галерею

Образ героя в сражении

Раскрытие персонажа в беседе с жителями

Ратные подвиги богатыря

В былинах описывается множество подвигов героя. Первые из них он совершил по пути в Киев. На подъезде к Чернигову Илья победил огромное войско кочевников, осадивших город. Жители Чернигова предложили ему занять место воеводы, но богатырь отказался: его в цель заключалась не в достижении почестей, а в бескорыстном служении Родине.


Его предупреждают, что по дороге в Киев его ожидает опасность — Соловей-разбойник. Но герой не хочет выбирать безопасный путь, он отправляется, чтобы сразить злодея. Увидев Илью, Соловей начинает свистеть с невероятной силой, так что даже богатырский конь отступает. Но герой прикрикивает на своего четвероногого друга и отважно вступает в битву с разбойником. Герой пускает стрелу и ранит врага, а затем привозит его в Киев, к князю Владимиру.

Другой известный подвиг героя — сражение с Идолищем Поганым. В этой былине Илья возвращается с побывки из дома в Киев (по другой версии — едет в Царьград) и встречает знакомого странника. Тот рассказывает герою, что в городе засел Идолище Поганый со своим войском, а князь Владимир (император Константин) работает у него на кухне. Илья меняется со старцем одеждой и проникает к Идолищу. Тот принимает его за калику (странника) и начинает расспрашивать о богатыре Илье Муромце.

Былины подчеркивают, что Илья, хотя и был могучим богатырем, никогда не хвастался своими победами и не выставлял их напоказ. Нередко он отпускал побежденного врага, если не было приказа его уничтожить.

Милость к поверженному недругу отслеживается и в описаниях подвигов других богатырей. Впоследствии это стало считаться традиционным поведением русского воина-защитника.

Первое упоминание отрицательного героя

Как и когда жил Илья Муромец: старец Печерский или Илейко Муравлев


Ни были, ни сказания или летописи, не дают четкого ответа на вопрос, когда родился Илья Муромец и каковы годы его жизни. Это и неудивительно, ведь в них можно отследить ассоциации с разными людьми. Первым и более приближенным к правде прототипом видится Илия Печерский, инок и силач, носивший в миру прозвище Чоботок. Если брать его за основу, тогда проживать в стольном граде Киеве он мог в двенадцатом веке, а умер и был похоронен в Киево-Печерской лавре в 1188 году. Имя этого лица не упоминается нигде, известно только, что постриг он принимал, как Илья.

В конце двадцатого века многие историки и исследователи желали выяснить, кто же похоронен под надгробной плитой, рядом со Столыпиным в Ближних Пещерах. Проведя тщательный анализ, ученые выяснили, что в гробнице лежит мужчина среднего возраста и достаточно крепкого телосложения. Смерть его наступила от ранения в сердце, а в раннем возрасте он вполне мог страдать от паралича нижней части тела.

Более вероятно, если опираться на те же летописи и другие рукописные тексты тех времен, что жил наш персонаж при Владимире Мономахе и приехал к нему в стольный град Киев в конце одиннадцатого или начале двенадцатого века. Известно также, что некоторые историки считают, что фамилии Илюшины и Гущины, пошли с тех самых знаменательных времен.

Были-небыли или небылицы о былинном богатыре

В советские времена часть информации о многих событиях древности просто замалчивалась, ввиду антирелигиозной политики страны в целом. В двадцать шестом году двадцатого века лавра, где похоронен старец Чоботок, была закрыта, как объект культа, а не ее территории было решено организовать музей. История Ильи Муромца, а вернее, нетленных мощей инока, могла заинтересовать исследователей. Потому был приказ разобраться, отчего труп окаменел и каким образом сохранился многие сотни лет и дать реальное научное объяснение этому феномену.

Тогда так ничего и не выяснили, первый углеродный анализ стал возможен только в начале шестидесятых. Тогда он дал именно те результаты, которые и желали услышать руководители правящей партии. Нетленность мощей была объявлена великой мистификацией. Якобы тело, находящееся в склепе, принадлежит представителю монголоидной расы, тридцати-сорока лет от роду.

В то же время из самих были изъяты некоторые упоминания, указывающие нехристианское мировоззрение автора текстов. К примеру, калики и волхвы, что вылечили Илью, считались Иисусом и двумя апостолами. В советские времена этот факт был полностью устранен даже из обсуждений.

Прошло уже более двадцати лет, когда в 1988 году было решено провести дополнительные исследования, в связи с новыми научными достижениями. Комиссия Минздрава УССР выяснила, что лежит в гробнице все же европеец, умерший приблизительно в первой трети двенадцатого века. При жизни человек было высокого роста, обладающий мощным телосложением и нечеловеческой силой. Все тело от головы до пят покрыто шрамами, что свидетельствует о регулярном участии в разнообразных сражениях и битвах.

Нашли у мумии героя и намеки на искривление позвоночника с характерными отростками, из чего можно делать вывод – Илия Печерский, вероятнее всего, является тем самым богатырем, что сидел на печи больше трех десятков лет. Советская цензура, еще достаточно сильная в конце восьмидесятых, никак не могла допустить распространения подобной информации, но часть ее все же просочилась в прессу.

В памяти народа

Народ из той местности, откуда родом Илья Муромец, да и вообще русские люди не забывают своего героя, сражающегося с половцами и сумевшего прогнать их за донские степи и Азовское море. На территории Сахалинской области, а именно на острове Итуруп, имеется речка Славная. Впадая в озеро с тем же названием, она образует самый высокий водопад в стране. Он носит имя Ильи Муромца. А в одном из районов старого Киева, на Днепре имеется небольшой островок, тоже зовущийся Муромцем.

  • Именем былинного богатыря был назван фрегат русского императорского флота.
  • Бронетрактор Гуркевича, прообраз современного танка, а также самолет Сикорского тоже носили это легендарное имя.
  • Бронеавтомобили и бронепоезда зачастую называли Ильей Муромцем.
  • Круизный теплоход 58 года прошлого века, а также первый портовый ледокол в 65-ом и даже стратегический бомбардировщик времен второй мировой носил имя богатыря.

Интересно, что в 1999 году на заре нового тысячелетия, на предполагаемой родине богатыря в городе Муроме, был возведен памятник В. В. Талькова и В. М. Крюкова. В 2012 во Владивостоке тоже воздвигли памятник Илье Муромцу в Адмиральском сквере. Но это далеко не все, что оставил после себя знаменитый герой, оставшийся в памяти, несмотря на прошедшие сотни лет.

Искусство и культура

Спокойная старость или безвременная кончина


В этом сочинении он просто путешествует и оказывается у заветного камня с тремя дорогами. В замешательстве, как настоящий герой, Илья выбирает дорогу, на которой должен найти свою смерть, но не умирает. Его встречает не страшный монстр из кошмаров и не колдун с клюкой, а просто кучка бандитов с большой дороги, с которыми богатырь расправляется без всяческих усилий. На второй дороге его должен был бы ожидать счастливый брак, но вместо этого парень попадется на крючок старой ведьмы и ее соблазнительницы-дочери.

Третья дорога должна вести к богатствам, и в итоге Илья Муромец все-таки находит клад. Не мудрствуя лукаво, он совершает свой последний подвиг – подвиг духа и благочестия. Он не возводит чертогов и дворцов, а строит церковь, в которой его и хоронят после кончины. Если считать, что прообразом богатыря и правда был знаменитый Илия Печерский, то вырисовывается нечто, похожее на правду.

Таким образом, народ сразу решил увековечить Илью Муромца. Считается, что он спокойно умер в глубокой старости, уже давно будучи монахом и святым, в окружении соратников по служению богу. Однако экспертиза неумолима. Она показывает, что монах скончался не своей смертью, а был убит ударом копья в сердце.

Одна из версий гласит, что случилось это во времена совместных набегов половцев и Рюрика. Говорят, что последним жестом старого героя было машинальное движение, как будто он хотел закрыться щитом, творя при этом крестное знамение правой рукой. Как же было на самом деле и какова история Ильи Муромца, кем он был и как погиб, остается загадкой, которую, возможно, разгадают наши с вами потомки.

Характеристика богатыря в бою

Происшествие в поле

Далее былина повествует о том, как родственники злодея захотели его освободить. Оказалось, что у Соловья были дочери, которые приказали мужам, зятьям нагнать витязя в поле. Автор акцентирует внимание на огромной численности вражеского сборища. Здесь следует указать школьникам на тот факт, что они даже не сумели попытаться отобрать у богатыря его добычу. Тем самым былина как бы подчеркивает, что сражаться с ним бесполезно, и если уж он одержал победу, то никакая вражеская сила не сможет взять над ним верх.

Илья Муромец: интересные факты

Илья Муромец: интересные факты

Илья Муромец — легендарный богатырь времен Руси герой русского эпоса. Впервые упоминается в письменных произведениях в XVI веке.

Родился богатырь Илья Муромец в период между 1150 и 1165 годами в городе Муроме.

В 1988 году было проведено научное исследование сохранившихся мощей Преподобного Ильи Муромца. Останки принадлежат сильному мужчине, умершему в возрасте 45-55 лет, достаточно высокого роста — 177 см, он был очень высоким человеком для своего времени.

На скелете Ильи ученые обнаружили следы от многих сражений — сломанные ребра, множественные переломы ключиц, следы от удара меча, копья, сабли.

В народе была такая история, якобы дед Ильи Муромца был язычником, и однажды топором разрубил православную икону. С тех пор проклятие легло на его род и все мальчики должны рождаться калеками. Через 10 лет родился внук Илья — он не мог ходить. Многочисленные попытки вылечить его не увенчались успехом. В 33 года в родительский дом пришли вещие старцы, они попросили Илью подать воды. Он объяснил, что не может встать, но гости настойчиво повторили свою просьбу, которая уже прозвучала как приказ. И больной Илья внезапно впервые поднялся на ноги … Точно это неизвестно и объяснить факт самого исцеления наука пока не в состоянии. Ученые подтверждают лишь тот факт, что в богатыря было действительно крайне тяжелое заболевание — туберкулез костей, что и привело к параличу ног.

С момента чудесного исцеления богатырь Илья Муромец совершает множество подвигов. Самый известный подвиг богатыря — бой с Соловьем-разбойником, который оккупировал прямую дорогу в столицу Руси, и не давал свободного прохода. Соловей промышлял набегами и воровством на дороге, а прозвище приклеилось к нему за его умение громко свистеть. Илья Муромец в поединке победил свистуна и освободил дорогу. Очистка пути от разбойников не осталось незамеченной и была приравнена народом к настоящему подвигу.

В немецких древних поэмах есть упоминание о богатыре Илье Русском. Легенда гласит, что в одном бою богатырь Илья чуть не упал, но чудом сохранил жизнь и дал обет поселиться в монастыре. Илья подошел к стенам Лавры, скинул с себя все доспехи, однако не сбросил на землю меч. Он стал монахом Киево-Печерской Лавры. Однажды противник подошел к стенам монастыря, и тогда богатырь снова поднял меч и почувствовал, что ноги отказываются ему служить. В этот момент враг нанес смертельный удар в его грудь, и силы покинули Илью и защититься он уже не мог. Погиб богатырь в 50-летнем возрасте.

Итак, Илья Муромец это известный богатырь времен Руси, известный своими подвигами, в частности боем с Соловьем-разбойником, в 1643 году был провозглашен святым.

В городе Киеве

О победах ильи муромца. Илья Муромец — герой земли Русской

В веках осталась память о великих героях Древней Руси. Один из них — богатырь Илья Муромец. Мой доклад посвящен этому удивительному герою.

Былины про богатыря

Про богатырей в Древней Руси слагались легенды и былины. Былины — это героические песни, которые старички-сказители исполняли, наигрывая на гуслях. Это такой старинный струнный инструмент.

Про Илью Муромца есть много былин, и у каждой ещё несколько десятков вариантов. Эти произведения были очень популярны в древности. Особенно на Русском Севере, где сохранилось больше всего произведений, посвященных Илье Муромцу и его службе князю Владимиру. В южных областях Илья Муромец часто изображался казаком и никому не служил. Но неизменным оставались огромная сила Ильи и его роль защитника Русской земли от захватчиков.

О победах ильи муромца. Илья Муромец — герой земли Русской

Чудесное исцеление и первые подвиги Ильи

Былины рассказывают, что 33 года Илья не мог вставать: его ноги были парализованы. Но однажды в дом пришли странники. Они так просили больного принести им воды, что Илья не выдержал и попытался встать. Ему это удалось, он принес воды, но странники велели ему пить самому. Он выпил воды, исцелился и приобрел огромную силу. Странники рассказали Илье, где найти богатырского коня и доспехи и отправили Илью к князю Владимиру. По дороге русский богатырь совершил подвиг, защитив город Чернигов от кочевников.

Победа над Соловьем-разбойником

Черниговцы пожаловались Илье на Соловья-разбойника, и богатырь победил и взял преступника в плен. Учёные считают, что это был или руководитель настоящей разбойничьей шайки, или командир отряда кочевников. Илья выстрелил, ранил Соловья и отвёз к князю. Владимир велел разбойнику свистнуть. От этого свиста все сильно напугались, а несколько человек погибли. Илья казнил Соловья, чтобы больше он не мог причинить зла.

Идолище поганое

Затем Илья одолел Идолище поганое, которое захватило Киев. Богатырь совершил этот подвиг, переодевшись нищим странником, чтобы проникнуть во дворец, уже захваченный врагом. Он легко победил Идолище, схватив его одной рукой. Затем герой вышел во двор и перебил всех врагов клюкой, то есть костылем странника.

Калин-царь

О победах ильи муромца. Илья Муромец — герой земли Русской

Чужой богатырь

Прославился Илья и победой над каким-то чужим богатырем, равным ему по силе. Три дня и три ночи бились они, и только в конце Илья все же победил и расшиб врага об землю.

Преподобный Илья

Удивительно, но у Ильи Муромца был прототип — монах Киево-Печерской Лавры. Исследовав его мощи, ученые пришли к выводу, что он и в самом деле долго страдал тяжелой болезнью позвоночника и не мог ходить. Но потом он выздоровел и стал богатырем. Около 40 лет — это тогда считалось уже старостью — он ушёл в монастырь и умер примерно в 45 лет. Монах Илья Муромец считается святым.

Настоящий Илья тоже был знаменит своей огромной физической силой, богатырским сложением и воинскими победами. Но князю Владимиру он не мог служить, потому что жил на 200 лет позже.

Читайте также: